Возрастная психология — в помощь студенту

Определение 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике.

Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику.

В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.

Возрастная психология - в помощь студенту

Ничего непонятно?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Молекулярное рассеяние света - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании.

Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно.

Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта.

Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие — это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет — начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/vozrastnaya_psihologiya/

Психология развития и возрастная психология

Содержание и структура курса «Психология развития и возрастная психология» включает изложение отечественных и зарубежных теорий, многообразный эмпирический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии. Максимальное внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре курса также учтена степень разработанности отдельных проблем.

Цель курса – формирование способности студента ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современного человека на различных этапах онтогенеза, создание аналитического подхода к исследованию человека с точки зрения представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых условиях.

Задачи курса:

  • изучение механизмов, закономерностей и особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга, изучении природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее возрастного развития;
  • формирование системы знаний об общих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодов;
  • формирование у студентов системы базовых понятий;
  • формирование способностей применения знаний, полученных в ходе изучения курса в практической деятельности.

В результате изучения курса студенты должны овладеть системой знаний:

  • об основных психологических теориях развития в зарубежной и отечественной психологии;
  • о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций
  • о взаимосвязи психического развития, деятельности, общения и обучения;
  • об основных методах исследования развития психики человека;
  • о психологических новообразованиях возрастных периодов;
  • о содержании основных возрастных кризисов и психологических особенностях развития человека в разных возрастах;

должны уметь:  

  • использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности;
  • определять уровень личностного и познавательного развития одаренных детей;   
  • определять причины отклоняющегося поведения подростка;
  • определять возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления;
  • определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути;   
  • организовывать и проводить возрастно-психологическое консультирование.
  • Отличительной особенностью структуры курса является освещение некоторых проблем акмеологии и геронтологии, а также ориентация студентов на практику психологической деятельности.

Содержание курса

Раздел. Теоретические проблемы возрастной психологии

Тема 1.Предмет и задачи возрастной психологии

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психологических знаний о закономерностях развития личности.

Общая характеристика разделов возрастной психологии (детская психология, психология младшего школьного возраста, психология подростка, психология юности, психология зрелого и позднего возраста). Исторический анализ понятия детства.

Характеристика методов возрастной психологии. Понятие возраста в психологических исследованиях.Преодоление биогенетического подхода к исследованию психики ребенка.

Тема 2.Проблемы возрастной периодизации психического развития

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, ранней юности. Взгляды Л.С. Выготского на периодизацию психического развития. Концепция Д.Б. Эльконина. Современные периодизации развития личности ребенка А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды в развитии ребенка.

Тема 3.Теории детского развития в зарубежной психологии

Психоаналитические теории З.Фрейда, Э.Эриксона. Когнитивные теории Ж.Пиаже, Дж.Брунера, Л.Колберга. Взгляды бихевиористов на психическое развитие ребенка. Гуманистические теории детского развития

Тема 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка

Понятие источников и движущих сил психического развития. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. Условия и предпосылки психического развития. Механизмы развития и бытия личности. Индивидуальное развитие личности.

Характеристика биологизаторских и социализаторских направлений в возрастной психологии. Теория конвергенции В.Штерна. Л.С.Выготский о роли среды и наследственности в психическом развитии ребенка. Л.С.Выготский о законах психического развития. Учение Л.С.Выготского о зонах ближайшего и актуального развития.

Соотношение обучения и развития. Ведущий вид деятельности как фактор и условие детского развития

Раздел II. Особенности психического развития личности в детском возрасте

Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства. Детство как предмет психологического исследования.

Тема 5. Младенчество

Общая характеристика новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Развитие эмоциональной сферы.

«Комплекс оживления» как основное новообразование новорожденности.Собственно младенчество. Общая характеристика. Роль взрослого. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте. Манипулирование.

Возникновение и развитие психических процессов у младенца. Наглядно-действенное мышление. Формирование потребности в общении. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Возникновение акта хватания. Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве.

Восприятие как ведущая функция. Характеристика кризиса первого года жизни. Индивидуальные различия в младенчестве.

Тема 6. Ранний возраст

Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Овладение речью в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.

Особенности общения. Познание в раннем возрасте. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Предпосылки формирования личности. Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса 3 лет.

Индивидуальные различия в раннем возрасте.

Тема 7. Дошкольный возраст

Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности общения.Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое порождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности.

Значение игры и игрушки для психического развития ребенка.Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте. Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи. Детская личность. Основные психологические новообразования. Характеристика кризиса 7 лет. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.Индивидуальные различия в дошкольном возрасте.

Тема 8. Младший школьный возраст

Общая характеристика развития ребенка в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений.Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношений к школе, учителю, учебным предметам. Развитие познавательных психических процессов младшего школьника. Особенности общения. Особенности умственного развития.Развитие личности младшего школьника.

Роль самооценки в младшем школьном возрасте. Понимание себя в процессе усвоения знаний в начальной школе. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения. Особенности развития самосознания. Особенности развития личности в условиях психической депривации.

Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.

Раздел III. Особенности психического развития ребенка в отрочестве

Тема 9. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Определение границ подросткового возраста. Общая характеристика развития в отрочестве. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития.

Социальные факторы в психическом развитии подростка. Социальная ситуация развития подростка. Ведущий тип деятельности подростка. Общение в отрочестве. Психологические новообразования подростка. Учебная деятельность в подростковом возрасте.

Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Формирование профессиональных интересов подростка. Самосознание подростка. Развитие познавательной сферы подростка. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Особенности развития личности подростка в условиях депривации.Индивидуальные развития в отрочестве.

Тема 10. Подростковый возраст в свете различных концепций

Историческое происхождение подросткового возраста. Классические исследования подросткового возраста в первой половине ХХ в. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович).

Раздел IV. Особенности психического развития личности в юности

Тема 11. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте

Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в работах отечественных и зарубежных психологов. Общая характеристика развития в юношеском возрасте. Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Ориентация на жизненные перспективы.

Читайте также:  Влияние на механизм времени жизни интермедиата - в помощь студенту

Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Развитие нравственности. Особенности мышления в юношеском возрасте. Особенности общения. Пути развития мировоззрения. Умственное развитие и ценностные ориентации.

Самосознание в юности.

Раннее материнство и отцовство.

Разнообразие типов личности в юности.

Раздел V. Особенности психического развития личности в период взрослости и позднем возрасте

Тема  12. Психология зрелого возраста

Понятие зрелого возраста в психологии. Периоды взрослости. Психологическая характеристика развития личности в зрелом возрасте. Биологические и социальные критерии и факторы зрелого возраста. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Профессиональная и общественная деятельность. Семья. Характер одиночек.

Кризис середины жизни. Акмеология и ее задачи.

Самосознание взрослых.

Разнообразие типов личности взрослого человека.

Тема 13. Психология старения

Понятие старости в психологии. Периодизация позднего возраста. Геронтология и ее задачи. Психологическая характеристика старости. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Старость как социальная и психологическая проблема. Периодизация психического развития в старости. Пожилые люди в современном обществе.

Суицидальность в пожилом возрасте. Психологическая готовность к старости. Психологические новообразования пожилого человека.

Разнообразие типов личности в пожилом и старческом возрасте.

Раздел VI. Жизненный путь человека как личности

Тема 14. Реалии существования человека между жизнью и смертью

Реалии существования человека между рождением и смертью. Реалии существования личности в ее представленности среди других и в продуктах ее творчества.

Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека. Необходимость удержания жизненных целей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Личность как носитель духовности.

Возрастная психология - в помощь студенту

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya

Скорая помощь студенту психологу — возрастная психология

ВОПРОС 1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ возрастной психологии. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом на протяжении ОНТОГЕНЕЗА человека. ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальный путь развития организма. Как самостоятельная отрасль знаний возрастная психология оформилась к концу 19 века.

Поначалу развивалась в рамках детской психологии. Однако, логика развития науки, запросы общества сделали необходимым целостный анализ психического развития человека на протяжении ОНТОГЕНЕЗА. Возрастная психология изучает динамику психических процессов, а также стремится к раскрытию психологического содержания каждого из этапов ОНТОГЕНЕЗА.

Предмет возрастной психологии может быть выделен в виде трех составляющих: 1. Изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий. Основные особенности психического развития при его переходе из одного возраста в другой. 2. Специфическое сочетание психологии и поведения человека, обозначаемое при помощи понятия «возраст». 3.

Движущие силы, факторы и законы психического развития человека. Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни. Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека.

Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику. Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.

Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста.

Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).

Вопрос 2. Разделы возрастной психологии.

В возрастной психологии выделяется несколько разделов: 1) детская психология (от рождения до 10 лет); 2) психология подростков (от 10-11 до 14-15 лет); 3) психология юности (от 14-15 до 23- 25 лет); 4) психология зрелых возрастов (от25-30 лет до 60-65 лет); 5) геронтопсихология- психология поздней зрелости или старости (от 60-65 лет до…).

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса.

Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах.

Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению.

Она изучает новообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу.

Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности. Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронтопсихология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

Вопрос 3. Проблемы возрастной психологии. В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем. 1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологическим созреванием. Анатомо-физиологическое состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка.

Без сформированных физиологических процессов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики.

Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психическое развитие ребенка, не найден. 2. Влияние на развитие психики ребенка обучения и воспитания, причем как спонтанного, стихийного, так и специально организованного.

На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей: специально организованный процесс воспитания и обучения или процесс стихийный, складывающийся в повседневной жизни.

Под организованными понимают специально созданные процессы (семейное воспитание, обучение в детских садах, школах, институтах), под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом. 3. Проблема, обусловленная возможностями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками.

Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет ответов на эти вопросы. 4.

Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребенка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного).

Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет психическое развитие ребенка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные). 5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

Вопрос 4. Основные категории возрастной психологии. Категории — это основные понятия дисциплины, то есть то, что составляет содержание возрастной психологии. 1. Онтогенез-процесс развития и совершенствования основных структур психики индивида в течение его жизни. 2.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. 3.

Функционалгенез – развитие психических функций (речь, мышление, память, воображение), возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. 4. Рост – количественный аспект процессов развития. 5.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия развитие и созревание.

Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии — важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.

Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Вопрос 5. Методы исследования в возрастной психологии. В возрастной психологии выделяется четыре группы методов. К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов.

Сравнительно – возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод.

Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук.

Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.). Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных.

К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.). Третью группу составляют методы обработки данных.

К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы. Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Эксперимент–изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель.

Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий. В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный.

В зависимости от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий).

Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод». В зависимости от того, что является задачей эксперимента – качественная или количественная характеристика психического явления или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом. Тесты – это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности.

Источник: https://ladypsi.clan.su/index/vozrastnaja_psikhologija/0-23

Возрастная психология. Второе высшее образование по психологии

Возрастная психология представляет собой отрасль психологической науки, изучающую факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Учебный план

1.Возрастная психология как наука. Объект, предмет, задачи возрастной психологии. Структура возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии.2. Смысловое содержание понятия развития. Понятие и виды психического развития. Факторы психического развития. Закономерности психического развития.

3. Периодизация психического развития: Младенчество и раннее детство. Представления З. Фрейда и А. Фрейд о развитии ребенка от рождения до трех лет. Теория психосоциального развития личности Э.

Эриксона: от рождения до 3 лет. Теории привязанности  Боулби и М. Эйнсуорт. Теория сепарации-индивидуации М.  Малер. Концепция Ж. Пиаже. Представления о психическом развитии в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Д. Б.

Эльконин)

4. Периодизация психического развития: Дошкольное детство. Представления З. Фрейда и А. Фрейд о развитии ребенка от 3 до 7 лет. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона: от 3 лет до 5 лет. Теория морального и нравственного развития Л. Колберга. Концепция Ж. Пиаже: развитие ребенка от 2 до 7 лет. Концепция Д.Б. Эльконина: дошкольный период.

5. Периодизация психического развития: Младший школьный возраст. Представления З. Фрейда и А. Фрейд о развитии ребенка от 5 до 11 лет. Теория Э. Эриксона: от 6 лет до 11 лет.

Теория морального и нравственного развития Л. Колберга: младший школьный период. Концепция Ж. Пиаже: развитие ребенка от 7 до 11 лет.

Представления о психическом развитии младшего школьника в отечественной психологии

6. Периодизация психического развития: Подростковый возраст. Представления З. Фрейда и А. Фрейд о развитии ребенка от 12 до 18 лет. Теория Э. Эриксона: от 11 лет до 18 лет.

Теория морального и нравственного развития Л. Колберга: подростковый период. Концепция Ж. Пиаже: от 11 до 15 лет. Представления о психическом развитии подростка в отечественной психологии.

Акцентуации характера.

7. Периодизация психического развития: Юность и Молодость (Взрослость). Психоанализ и последователи о понимании взрослой личности. Теория психосоциального развития Э. Эриксона: взрослость. Гуманистическое направление: Э. Фромма, А. Маслоу. Социокультурная теория личности К. Хорни. Феноменологическое направление: К. Роджерс.

8. Периодизация психического развития: Зрелость и старость. Общее описание своеобразия периода зрелости и старости. Акмеология как наука. Геронтопсихология.

Читайте также:  Регулирование внешней торговли - в помощь студенту

9. Понятия нормы и патологии психического развития. Описание основных подходов к пониманию нормы и патологии развития. Психический дизонтогенез.

10. Обобщение и выводы по курсу. Связь возрастной психологии с другими науками. Актуальные направления возрастной психологии. Анализ соотношения рассмотренных концепций.

Источник: http://psy-master.rudn.ru/page/vozrastnaya-psikhologiya

Возрастная психология: конспект лекций

Правообладателям

Скачать:›fb2›rtf

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания.

Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию.

Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

  • Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Возрастная психология».
  • Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  • Издание предназначено для студентов-психологов и других специальностей педагогических вузов и колледжей, практикующих психологов в сфере образования и учителей.

Оглавление

К списку книг «Общая психология»

Брак умер… Да здравствует семья!Некрасов Анатолий

jpg» alt=»Брак умер… Да здравствует семья!, Некрасов Анатолий»>

НОВОЕ УЧЕНИЕ О СЕМЬЕЯ всю свою «взрослую» жизнь стремился создать счастливую Семью.

Сначала неосознанно, «все так делают», но, как и у большинства, получался брак… Затем, будучи взрослым (в 42 года), мне надоело ходить по кругу одних и тех же проблем и я стал сознательно искать путь к счастью. Прошло 14 лет, и…

Моральное животноеРайт Роберт

jpg» alt=»Моральное животное, Райт Роберт»>

Часть первая: Ухаживания, любовь и сексКак говорят Туби и Космидес, человеческие существа — не есть главная цель «максимизации адаптивности». Они — «исполнители адаптации».

Адаптация может или не может приносить хорошие результаты в данном конкретном случае, и успех особенно переменчив в средах, иных чем маленькая деревня…

Притяжение космосаГазенко Олег

ВОЕННОЕ ere eee eee ee SOREN EES аи тннашей галактики.

Прирост населения на Земле вызвал огромный социальный кризис, и все недовольные, идеалисты и
голодающие бежали с неё в космос с помощью новых двигателей, позволяющих легко перемещать на другую планету город вроде Токио.

Кроме того, появились новые способы космических путешествий…

Источник: https://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/

Курс "ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ"

Отправьте заявку на обучение прямо сейчас и получите совершенно бесплатно доступ к первому уроку, где мы расскажем Вам о 15 психологических приемах, которые помогут Вам в профессиональном и личном общении!

Институт психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ приглашает Вас пройти курс дистанционного обучения специальной психологии по программе “Психология развития”. С прохождением обучения психологии по проблемам развития и обучения Вам предстоит стать профессиональным психологом и высоко ценным специалистом. На курсах психологии развития вы познакомитесь с проблемами возраста и воспитания мышления. Узнаете, как социальные факторы влияют на интеллектуальное развитие, как развивается устная речь и мировоззрение ребенка, как происходит процесс становления личности. На дистанционных курсах психологии развития вы сможете получить качественное образование в области психологии и вы также освоите и сможете использовать на практике такие важные аспекты работы как эстетическое и моральное воспитание, исследование развития научных понятий в детском возрасте и многое другое.

Разработанная высококвалифицированными специалистами программа курсов психологии развития создана для тех, кто хочет получить навык высокопрофессиональной работы в сфере психологии.

Профессиональное заочное обучение на курсах лекций по специальной психологии станет для Вас важным этапом, полезным для личностного роста и стремительного продвижения по карьерной лестнице.

Достигайте новых вершин благодаря ценным знаниям!

Стараясь сделать ваше обучение как можно более удобным, быстрым и эффективным, Институт психологии и развития создал для курса “Психология развития” дистанционный формат обучения.

Ведущее и наиболее популярное на сегодняшний день, дистанционное обучение специальной психологии предусматривает Ваше полное участие в процессе.

После оплаты через личный кабинет на сайте Вам предоставляется доступ ко всем заданиям и урокам кратного курса возрастной психологии в Институте психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ, а осваивать программу можно будет в удобном темпе и графике.

В ходе изучения уроков на курсе лекций по возрастной психологии специалисты Института психологии и личности Бизнес Академии МБА СИТИ при необходимости Вам будут оказывать профессиональную и высококвалифицированную поддержку, и с удовольствием ответят на все возникшие в процессе учёбы вопросы.

Успешное прохождение обучения на базовом курсе “Психология развития” даст Вам возможность заниматься психологической практикой и научитесь профессионально консультировать пациентов. Это ваша возможность стать действительно востребованным специалистом.

Ваше решение пройти курсы повышения квалификации по психологии и получить образование в востребованной в наше время сфере психологии, улучшить свои знания и навыки и освоить интересную профессию — это ваш шанс расширить свои возможности для профессионального роста и увеличения дохода.

Уже после первого занятия Вы сможете применять приёмы психологического консультирования на практике, а ваш профессиональный доход вырастет многократно! Пройти программу обучения “Психология развития” значит стать востребованным и дипломированным специалистом в сфере психологии.

Онлайн обучение на дистанционном курсе в Бизнес Академии МБА СИТИ гарантирует получение государственного диплома с международным приложением о прохождении курса “Психология развития”, и данный документ станет существенным плюсом к Вашему резюме и отличным подтверждением полученных профессиональных знаний.

Программа полного курса обучения «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

1. Сознание в психологии поведения 1.1 Методология рефлексологического исследования 1.2 Методология опроса 1.3 Исследование и эксперимент над человеческим поведением 1.4 Бихевиоризм 1.5 Самонаблюдение как метод психологического исследования 1.6 Природа сознания в психологии 1.7 Сознание и структура поведения 1.8 Биология поведения 1.9 Физиология поведения 1.10 Соотношение сознательности и рефлексов 1.11 Самосознание и самонаблюдение 1.12 Истоки социального поведения и сознания 1.13 Инструментальный метод в психологическом исследовании

  • 2. Переломный момент в истории психологии
  • 3. Истоки мышления и речи в генетике
  • 4. Эксперимент по развитию понятий
  • 5. Развитие научных понятий в детском возрасте
  • 6. Соотношение между мыслью и словом
  • 7. Процесс развития устной речи
  • 8. Процесс развития мировоззрения и личности у детей
  • 9. Проблема возраста у детей
  • 10. Вопрос воспитания мысли
  • 11. Происхождение логического
  • 12. Процесс воспитания мышления
  • 13. Социальные аспекты интеллектуального развития
  • 14. Роль школьных условий в воспитании мышления
  • 15. Теория касательно оказания помощи в росте личности
  • 16. Процесс становления личности
  • Отправить заявку сейчас и получить бесплатный доступ к первому уроку!
  • Посмотреть как выглядит мой документ об образовании

Источник: https://mba-city.ru/psychology/aging_psycho/

Возрастная психология — Сайт помощи психологам и студентам

Предмет, задачи, и методы возрастной психологии. Динамика психического развития ребенка. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде. Психическое развитие детей от рождения до 1 года.

Возрастная психология

Введение

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека.

Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей.

Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней — 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины; второй период: 36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины); пожилой возраст (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины); старческий возраст (75-90 лет — мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 — у женщин, а второй — 25 лет у мужчин и 20 — у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях. В данном курсовом проекте будет рассмотрена тема ''Возрастная психология'', в первой главе будет описано психическое развитие людей разных возрастов. Вторая глава будет посвящена изучению вопроса особенности развития ребенка и формирования личности в юношеском возрасте.

1. Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в.

, возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста; геронтопсихология.

Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Для возрастной психологии весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту.

Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза.

Особое место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (Л. Я.

Гальперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.

К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

2. Динамика психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.

В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа.

Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого.

Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

  • Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
  • К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью — социальная ситуация развития.
  • Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
  • Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди.

Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением.

У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

  1. 3. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде
  2. Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников:
  3. из спонтанного мировоззрения (public);
  4. из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике;
  5. из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;
  6. — из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;
  7. Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни — ступень воплощения — структурно включает в себя 2 критический и два стабильных периода; каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога)

Рис.1. Схема развития субъективной реальности. Ступень воплощения

  • Период совместности
  • Период самобытности
  • кризис рождения
  • стадия принятия
  • кризис развития
  • стадия освоения
  • Ступень воплощения
  • кризис инобытия

0-13 нед. д. р.

плод

8-16 нед. д. р.

кризис фетальности

15-22 нед. д. р.

Внутриутробный младенец

20-28 нед. д. р.

Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/vozrastnaya_psichologiya.html

Ссылка на основную публикацию