Вера и знания — в помощь студенту

Вера – одна из любимых мишеней для атак атеистов с момента появления атеизма.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Богоборцы от Гольбаха до Докинза веру называли то суеверием, то иллюзией, говорили, что вера противоречит разуму, погружает его во тьму, она мешает научному, рациональному познанию мира и так далее.

Но так ли это? Противоречит ли вера разуму и научному знанию?  Сразу замечу, что в данной статье речь пойдёт не столько о вере как христианской добродетели, сколько о вере как способе познания окружающего мира.

Как известно, научное познание делится на эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое познание заключается в наблюдении за окружающим миром, проведении экспериментов, получении фактов посредством органов чувств.

Теоретическое же, рациональное познание состоит в обобщении, анализе, синтезе имеющихся данных и фактов, построении теорий и формулировке законов посредством разума. Эти способы отлично работают в математике, в химии, в физике, где гипотезы и теории доказываются или опровергаются экспериментально.

Но уже в такой науке как биология одну главенствующую теорию невозможно доказать эмпирическим путём. Речь идёт о теории эволюции. У учёных не получается из одного вида бактерий вывести другой, хотя именно на возможности такого превращения зиждется эта теория.

Несмотря на это, большинство биологов берут за основу своих взглядов это непроверенное предположение Дарвина, они именно верят в его правильность, а всех, кто сомневается в ней называют псевдоучёными.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Молекулярное рассеяние света - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Строго говоря, мы с полным правом можем не верить любой информации, пока не проверим её эмпирически. Более того, мы должны захотеть совершить эту проверку.

Мы можем не верить существование Плутона или даже Юпитера; тем более, чтобы увидеть эти планеты (то есть убедиться в их существовании эмпирическим путём), нужно захотеть и посмотреть в телескоп.

Но мы с полным правом отказаться от проверки, не смотреть в телескоп и продолжать не верить в существование Плутона.

Именно желание или нежелание верить какой-либо информации делает её для нас достоверной (т.е. достойной веры) или недостоверной, а не доводы, доказательства и факты. Например, я могу не верить в то, что у соседа есть шкаф.

«Не хочу я к тебе идти! Нет, у тебя никакого шкафа!», – говорю я на его предложение. «Так это ж фотомонтаж!», – возражаю я, когда сосед показывает свои фотографии на фоне шкафа.

В то же время, я могу поверить сообщению по ТВ или в Интернете, что в центре Петербурга гулял слон, а потом прилетели инопланетяне и забрали его, хотя у меня никакой возможности проверить, гулял ли слон и прилетали ли инопланетяне, и это станет для меня достоверным фактом.Вера и знания - в помощь студенту

Почему же я отказываюсь верить своему соседу, у которого действительно есть шкаф, а верю в откровенную чушь о слоне и летающей тарелке в центре Северной столицы? Да потому, что я не считаю своего соседа авторитетом (тем, кому можно верить), да и, вообще, правдивым человеком. Вот не считаю и всё.

А этот канал или сайт я считаю авторитетным: он всегда говорит только правду, поэтому я ему верю. То есть я сам решаю, кто для меня является авторитетом, и это моё решение субъективно. Если моя жена скажет, что сосед купил шкаф, я ей поверю и, может быть, пойду и посмотрю.

Согласитесь, глупо не верить жене.

Именно авторитетность какого-либо учёного заставляет воспринимать его слова как факт, принимать их на веру, хотя он может лгать или просто заблуждаться. Именно авторитет родителей заставляет ребёнка не вставлять пальцы в розетку, он принимает на веру, что ему будет плохо, если он это сделает… Такие примеры можно множить и множить, но, полагаю, читатель понял логику.

Таким образом, вера не противоречит разуму и знанию. Скорее наоборот, вера помогает разуму получать те знания, проверка которых в данный момент ему недоступна. Вера – это некий вспомогательный инструмент познания. Она необходима для познания мира.

Без веры ни одна энциклопедия, ни одна книга, рассказывающая о дальних странах, о диковинных животных или о строении Вселенной, не имела бы никакого смысла для тех, кто не может проверить информацию, в ней содержащуюся, эмпирическим путём.

Без веры историческая наука вообще исчезла бы, поскольку она базируется на доверии тем источникам, которые названы достоверными.

Невозможность доказать атеисту существование Бога проистекает из того, что убеждённый атеист воспринимает даже самое стройное, самое аргументированное доказательство бытия Божия как смехотворное не потому, что оно его не убеждает, как он говорит, а потому, что считает наши слова по меньшей мере предвзятыми, а самих нас зомбированными религией, то есть не видит в нас тех, кому можно верить. Мы можем предложить атеисту убедиться в существовании Бога, так сказать, эмпирическим путём: пожить по Евангелию и, очистив своё сердце от грехов, узреть Бога. Но, если даже атеист согласится вступить на этот эксперимент, у него не получиться очистить сердце без веры в Того, Кто его может очистить.

Мы же, верующие, все когда-то кому-то поверили: одни – своему родственнику, другие – коллеге или другу, третьи – миссионеру, четвёртые – просто открыли Евангелие и поверили всему тому, что там написано.

А уже потом ощутили существование Бога на собственном опыте, и наша вера в какой-то момент стала знанием… И, хотя с научной точки зрения этот наш опыт, это наше знание являются субъективными и недоказанными, для каждого христианина бытие Божие куда более аргументировано, чем факт, что в Африке водятся слоны и зебры.

Источник: https://pravblog.ru/pravoslavie/vera-i-znanie/

Эссе. Вера и достоверность в познании

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
  • Высшего профессионального образования
  • «Московский государственный педагогический университет»
  • ИНСТИТУТ ФИЗИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ИС
  • Дисциплина
  • ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Эссе на тему
  • Вера и достоверность в познании
  • студента 1 курса направление:
  • Современное естествознание»
  • Ситнова Кирилла Евгеньевича
  • Москва 2017
  • Для начала, необходимо понимать отличия между верой религиозной и обычную веру, которая основывается на опыте людей.

Первый тип, определяется как вера в бога, вера в высшее создание. Оно не имеет никакой практической значимости для человеческой жизни на земле.

Второй тип, говорит о психологической уверенности в правильности высказанной теории или сообщения. Она играет важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его научной деятельности.

Именно второй тип является неотделимым компонентом практической деятельности человека. Он постоянно сталкивается с целым множеством альтернативных решений на поставленную перед ним задачу. Именно в этой ситуации человек в первую очередь опирается на свою веру при выборе нужного решения.

Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной информированности о мире объективно не может быть, принимая решения принципиально нельзя просчитать как логический вывод.

Вера никогда не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой, а точнее – самой жизнью. Проще говоря, вера формируется на жизненном опыте и знаниях.

Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, техническом. Сформулированная гипотеза опирается на веру учёного, поскольку существует множество вариантов объяснения явлений. Проверка гипотезы и разработка теории, так же может подвести на альтернативные подходы, и только вера помогает сделать учёному выбор.

Современное научное сообщество ничего не принимает на веру. Все гипотезы, основанные на простой вере без должной аргументации, исключаются из стиля научного мышления, так как одно из основных правил научного познания, это наличие постоянной критики и сомнения. Все научные теории должны проверяться и перепроверяться.

Сама проблема взаимоотношения знания и веры имеет давнюю историю. Особенно активно она обсуждалась в средневековой схоластике. Так, Тертуллиан активно выступал против разума, провозглашая Верую, потому что абсурдно Августин Блаженный — познать разумом то, что принято верой.

Более компромиссна Формула Ансельма Кентерберийского: Верю и понимаю. Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры Ф. Бекон выдвинул лозунг Знание — сила, в котором утверждает силу разума.

Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, так как все знания произошли от бога. Современный неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании истин теологии. Причём эта рациональность освещена светом веры. Ж.

Маритен ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.

Вопрос о соотношении веры и разума (знания) занимал важное место в русской религиозной философии. Одно из важнейших понятий которой — цельное знание. Идеал цельного знания, всеединства включает чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт и религиозное созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев).

А что такое достоверность? Достоверность – это обоснованность и бесспорность знания. Достоверность и истина, на мой взгляд, тождественные понятия.

Истину определяют, как адекватное отражение объекта или явления. В следствии тех или иных причин (недостаточная развитость общества, плохая инструментальная база для исследований), человечеству не всегда получается правильно определить то самое «истинное отражение» объекта или явления.

Например из-за плохого технического оснащения (отсутствие хороших телескопов), человечество долго не могло правильно определить строение нашей солнечной системы.

Этот пример, я хочу дополнить своей одной идеей, так называемой идеей «Слепой веры в авторитет». В прошлом, на жизнь общества оказывалось сильное влияние со стороны церкви.

Церковь и её вера, являлась для людей того времени, неким «бесспорным авторитетом», и её идеи никогда не оспаривались. Именно эта «слепая вера», сильно тормозила развитие астрофизики.

Своё высказывание, я хочу завершить одной цитатой: «…этим людям будет тяжело, если они опираются в своих идеях на истину авторитета – а не авторитет истины».

В истории существует множество примеров, где вера либо помогает в познании человеком нашего мира, либо его тормозит, но только достоверные факты, мы получим истинное знание!

Источник: https://infourok.ru/esse-vera-i-dostovernost-v-poznanii-2344484.html

Какие святые помогают учится школьникам и студентам

Перед 1 сентября Русская Православная Церковь по сложившейся традиции служит специальный молебен «На начало учебного года», который призывает Бога ниспослать «на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение», и оградить подростков и студентов от искушений суетного современного мира.

В эти дни храмы России наполняются родителями с детьми и молодежью, которые надеются на помощь Господа.

Однако молитвенная поддержка обучающимся детям нужна не только 1 сентября – она пригодится им в течение всего учебного года, ведь программа с каждым годом становится всё сложнее, и не все дети могут с легкостью её воспринимать.

На помощь верующим людям могут прийти святые подвижники, которые при жизни являли чудеса, и которым после смерти Господь дал возможность помогать людям.

Сергий Радонежский

Один из великих заступников русской земли Святой преподобный Сергий Радонежский является, наверное, главным святым, к которому следует обращаться за помощью при затруднениях в учебе. Согласно Житию семилетний Варфоломей – так звали будущего Святого в детстве, – имел серьезные проблемы в науках и никак не мог научиться самому простому – чтению.

Будучи уже тогда очень набожным, мальчик стал прилежно молиться Богу о даровании ему знаний.

Однажды в лесу под родным селом Радонеж, где жили его родители, Варфоломей искал пропавших лошадей и встретил на лугу под дубом старца-черноризца, который усердно молился.

Предание гласит, что ребенок дождался окончания молитвы монаха и попросил его помолиться Богу о том, чтобы Тот даровал ему способность к обучению.

  • После молитвы черноризец протянул мальчику просфорку, которую тот съел; после этой странной встречи ребенок получил ясность ума и способность к наукам.
  • Известно, что Варфоломей рос спокойным и скромным, а после смерти родителей оставил имение младшему брату, а сам, вместе со старшим братом Стефаном, удалился в скит.
  • Поскольку святой сам имел трудности с обучением, после смерти он являл множество чудес – по просьбам родителей дети начинали понимать науки.

Пророк Наум

К этому ветхозаветному пророку, который жил в VII веке до нашей эры, на Руси испокон веков обращались с просьбами о хорошей учебе детей, так как праздник его в Православной Церкви отмечают 1 декабря по старому стилю. В этот день в крестьянских семьях детей отдавали в школу на обучение, поскольку все сельскохозяйственные работы были закончены и у детей появлялось много свободного времени.

Ветхозаветный Наум – один из двенадцати «малых» пророков Святого Писания, его имя на иврите звучит как Неемия и означает – «Господь утешил», на Руси пророка прозвали Наум Грамотник; и он действительно утешает и дает способность к наукам многим школьникам, прибегающим к его помощи.

Святая Татьяна

Святой великомученице Татьяне молятся, в основном, студенты, покровителями которых она оказалась волею случая – приказ об основании МГУ был подписан в день Святой Татьяны.

В честь этой же святой был освящен надомный храм при университете.

Очевидно, что помощь ее была настолько велика, и студенты настолько часто ее получали, что вера в помощь этой святой быстро распространилась по всей России.

А со временем даже праздник святой Татьяны стал праздноваться как светский праздник День студента.

Татьяна жила в III веке в Риме, знала науки, была дьяконессой Римской христианской церкви и за веру в Христа по приказу императора Севера была зарублена мечами. Император хотел затравить её львом на потеху римской публике на арене Колизея, но лев отказался убивать молодую женщину.

Домовой храм во имя святой мученицы Татьяны при МГУ работает и сейчас, но помолиться святой можно в любом храме РПЦ, где есть её икона.

Икона Богородицы «Прибавление ума»

Согласно преданию икону Богоматери «Прибавление ума» написал иконописец, который во время раскола Церкви XVII века не смог сам уразуметь, кто прав, и горячей молитвой взмолился к Богородице, чтобы та даровала ему прозрение и не дала бы сойти с ума.

После молитвы ему было видение, что Богоматерь вразумит, если он напишет икону, на которой изобразит её такой, какой она ему привиделась. Так появился чудотворный образ, списки которого разошлись по всей России. Через него Бог являет чудо вразумления и дарует учащимся мудрость и знания, исцеляет слабости ума и даже повреждения рассудка.

Если у ребенка сложности с вниманием, поведением или с усвоением знаний – найдите такую икону и помолитесь перед ней. Оригинал, к сожалению, до наших дней не дошел, но в Москве в храме Тихвинской иконы Богородицы находится чудотворный список этой иконы.

Иоанн Крoнштaдский

Святой праведный Иоанн Крoнштaдский жил в XIX веке, и в отрочестве этот умный и прозорливый подвижник Христов имел проблемы с учебой. Учился он тогда в Архангельском приходском училище; у него начались проблемы с запоминанием и с пониманием того, что объясняли учителя.

Родители его были людьми бедными, и их старания выучить сына весьма смущали мальчика – он понимал, что они отдают последнее, чтобы он учился, а он даже не может понять то, чему его учат.

Читайте также:  Философия и ее место в культуре - в помощь студенту

Подростка спасала горячая молитва Богу, по которой Господь даровал мальчику благодать и способность понимать науки. Позже тот стал великим святителем и проповедникам России, к которому стекались все бедные и несчастные люди, находя утешение.

Помолиться святому можно перед его иконами, которые весьма распространены в храмах РПЦ, а мощи лежат в Иоанновской ставропигиальной женской обители в Санкт-Петербурге.

Кириллу и Мефодию

Молятся о даровании способности учиться и великим просветителям славянских земель, монахам Кириллу и Мефодию, которые разработали азбуку – кириллицу, и используя её, перевели с греческого языка на церковнославянский Священное Писание, включая Евангелие и множество богослужебных трудов. А кроме этих святых, молиться об успехах в учебе можно Матроне Московской, Ксении Петербуржской, Феофану Затворнику. Но всегда следует помнить, что прежде всего о знаниях нужно просить Господа Бога, который и являет через святых свою волю.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/119781-kakie-svyatye-pomogayut-uchitsya-shkolni.html

Вера и знание

Вопрос о состоянии веры и знания имеет длинную историю и не потерял свою остроту и в наши дни. Прежде всего, следует ввести различие между двумя типами веры: религиозной и обычной, основанной на обобщенном практическом опыте людей.

Вначале остановимся на соотношении религиозной веры и знания. В рамках религиозной философии этот вопрос получил особую актуальность. Религиозная философия, собственно, и возникла в связи с настоятельной потребностью прояснения и понимания догматов веры.

На первый взгляд кажется парадоксальной сама необходимость особого усилия разума по освоению так называемых истин веры, ибо «верить» — в религиозном значении этого слова — значило принимать эти истины всей душой, сердцем, без всякого сомнения, какого бы то ни было скепсиса.

Другими словами, там, где есть вера, не требуются доказательства, а там, где требуют таких доказательств, появляется сомнение, нет уже веры.

Не случайно в Библии встречаются высказывания о том, что знание не увеличивает веру, что стремление к многознанию сопряжено с ересью и скепсисом.

Если брать христианство, то источником религиозной истины для него является Священное Писание. Казалось бы верующему человеку достаточно обратиться к словам Священного Писания, чтобы навсегда проникнуться его истинным духом и усвоить в качестве веры. Однако развитие христианства опровергло эту наивную установку.

Во первых, оказалось, что Священное Писание, как и текст любого исторического предания, содержит «темные», т.е. неясные для понимания места. И чем дальше от современников время возникновения Священного Писания, тем трудней понимание его некоторых слов и изречений.

Эта закономерность вообще характерна для осмысления любых исторических текстов, ибо язык в истории общества эволюционирует, меняется смысл одних слов, утрачивается значение других. Чтобы понять утерянный смысл, необходима особая работа разума: изучение истории, исторической грамматики, толкование текста, прояснение смысла высказываний.

Отсюда и появляется потребность по истолкованию Священного Писания.

Во-вторых, в религиозном восприятии веры всегда возникало напряжение между здравым смыслом, воспитанном на признании очевидных фактов, и пониманием неочевидных феноменов, божественных истерий, таких как Воскресение, божественное исцеление больных и т.д. Вообще представление о чуде неотъемлемая сторона веры. В силу реально возникшего расхождения здравого смысла и религиозных таинств понадобилось определенное обоснование последних некоторая опора на разум.

Далее в процессе восприятия религиозного текста выяснилось, что многие сюжеты и изречения Священного Писания имеют не буквальный, а иносказательный смысл. Постепенно созревало со знание того, что требуется проведение водораздела между обыденным и божественным смыслом, между буквальным и прокомментированным пониманием текста.

А сделать это возможно только при привлечении средств разума. В конце концов, теологи были вынуждены признать принципиальное различие между невежественным пониманием Священного Писания и ученым его истолкованием. Это ученое истолкование и рождалось в процессе формирования теологии. Теология становилась учением о божественном, т.е.

своеобразным ученым знанием, дополняющим наивную веру.

Следует также учесть, что от прочтения Священного Писания ожидают не только понимания сказанного в нем Слова Божьего, но и определенного руководства для правильной жизни.

Поскольку при зафиксированном религиозном тексте сама историческая реальность непрерывно менялась, как менялись и жизненные ситуации, в которых оказывались люди, то это обусловливало потребность дополнять содержание нормативных изречений описанием возможных случаев их применения.

Требовалась, следовательно, непрерывная работа разума по нормативному истолкованию моральных заповедей, их интерпретация в соответствии с духом изменяющегося времени.

Еще одно немаловажное обстоятельство способствовало обращению к ученому знанию — что потребность борьбы с еретиками. Ведь еретик — это толкователь — в той или иной степени свободы — Священного Писания. Аргумент веры, следовательно, недостаточен в борьбе с ересью, так как еретик — верующий иногда фанатично, человек. Необходима ученая мудрость, чтобы доказывать ложность еретических посылок.

Наконец, следует учесть, что и само возникновение христианства и его последующее развитие не происходило и не могло происходить в интеллектуальном вакууме.

С самого начала своего распространения в Европе христианство наложилось на античную культуру и было вынуждено взаимодействовать с античной философией. Понадобилась длительная работа теологов по гармонизации и согласованию античных и христианских источников.

Но в дальнейшем в это интеллектуальное пространство вовлекались новые и новые сферы знания, с которыми приходилось согласовывать веру.

В саду этих обстоятельств вера не могла стоять вне знания, она не могла исключить размышлений разума из своей сферы. Напротив, она постоянно нуждалась в его мощных подпорках. Навстречу этим потребностям и шла теология, заключившая союз веры и разума. В недрах теологии рождалось особое знание со своими традициями, стилем мышления, канонами.

Союз, заключенный верой с разумом, формировался постепенно и включал ряд принципиально различных этапов. В рамках этого союза существовали как центростремительные, так и центробежные силы, до определенной поры, дремавшие внутри этого симбиоза, а затем, проснувшиеся и нарушившие хрупкое равновесие.

На первом этапе для обоснования отношений между верой и разумом многое сделал Августин Блаженный. Без мысли, с его точки зрения, нет веры. Но и мысль вне веры бесполезна. Философия должна прояснять веру, углублять ее понимание. Вера — конечная цель разума, а разум — поводырь для веры.

Во времена схоластики Ансельм Кентерберрийский (IX в.) учил «верить, чтобы понимать», а Абеляр (XII в.) «понимать, чтобы верить». Но различия между ними несущественны. Вера всегда оказывается началом и конечным итогом того пути, который должен пройти философский разум в обосновании религии.

Талантливый систематизатор теологии Фома Аквинский (XIII в.) подводит итог в решении поставленной проблемы: философия призвана служить теологии.

После Коперника, Галилея, Ньютона со становлением механистической научной парадигмы вера вытесняется за пределы науки. Там, где присутствует вера, нет места научному знанию, а там, где есть такое знание, нет места вере.

Однако наука классического периода, для которой парадигмой был механистический детерминизм, во многом упрощала понимание мышления, что и показало дальнейшее развитие философии и естествознания.

Начиная с немецкой философии Канта — Гегеля и с методологических достижений создателей квантовой физики, представления об активности познающего субъекта и неотделимости исследователя от экспериментальной ситуации стали нормативными.

Исследования Гилберта и Геделя в математике показали принципиальную открытость любой, даже самой формализованной системы знания, какой не является ни одна естественнонаучная (тем более гуманитарная) дисциплина. Это значит, что вера, интуиция, эстетическое чутье, озарение (инсайт) и т.д. принципиально неустранимы из научного и обыденного мышления. Более того, с середины XX в.

исследованиями теологов более очевидными стали гносеологические обоснования догматики и вероисповедных принципов. Исследования философов — М. Элиаде, Р. Отто, Ж. Дерриды и др. — священного, сакрального, нуминозного, показали сложность познавательного и практико-теургического процесса, где вера, интуиция и знание, образ и ценность образуют сложное единство.

Тем не менее, научное знание и религиозное, несомненно, различаются хотя бы объектом. Научное знание своим источником имеет объективную реальность, способ развития научного знания состоит в исследовании этой реальности научными методами, критерий оценки истины лежит в практике.

Научный разум открыт для новаций, ни одна научная теория не может претендовать на роль догмы, наука развивается через сомнение и критику устоявшихся положений. В свою очередь, религиозное знание, которое своим объектом имеет религиозные отношения между Богом и человеком, во многом пользуется теми же методами и средствами, что и научное и обыденное познание.

Так называемые догмы — это не более, чем обобщенные результаты религиозной практики (Откровение, Священное Писание, аскетический опыт отцов Церкви и т.д.). Когда какие-то теоретические положения называют догматическими, то это — обыденное словоупотребление, не имеющее отношения к религиозным догмам.

Если средневековая философия была догматической именно в этом обыденном смысле слова, то догматичным было все мышление средневековья, как и его сословный строй жестко иерархичным. В религиозной мысли догма — это понятийная фиксация опытных данных, исходный постулат.

Когда утверждается, что Бог — троичен в ипостасях, то это — не более догма (в обыденном смысле), чем утверждение, что скорость света не зависит от скорости движения источника света. Теория — и достаточно свободная — начинается с понимания факта троичности Бога, как и теория, объясняющая, почему скорость света не зависит от скорости его источника. Становление теории осуществляется обычным порядком. И вера здесь занимает такое же место, как и в любом знании Вера в ее религиозном смысле имеет особый собственный статус именно на ступени получения данных первоначального религиозного опыта. Это особая, очень сложная и малоисследованная область человеческой психики и эвристической практики, которая плодотворно и целенаправленно изучается целым рядом отечественных и зарубежных богословов, философов, естественников.

Вера как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм — это уже другая область веры, не имеющая прямого гносеологического значения.

Перейдем к рассмотрению второго типа веры, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании.

Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, виртуальностью бытия. Существуют качественно различные виды такой веры, обладающие различной степенью мотивации поступков человека: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра университет продолжит работу) до жизненных убеждений в неизбежность торжества добра над злом и т.д.

Подобный тип веры — неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человек постоянно принимает решения, осуществляет волевой выбор.

Обстоятельства, при которых принимаются решения, очень редко бывают однозначными и чаще всего допускают несколько альтернатив в выборе стратегии и тактики деятельности.

Там, где индивид не может прийти к однозначному решению на основе имеющейся информации и его выбор не навязан ему принуждением, вступает в силу свободная воля. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере.

Однако такая информированность в виртуальном мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человеку никогда не удастся.

Человек потому и принимает свободное решение, что принципиально нельзя просчитать его как логичный вывод.

Но и вера не возникает на пустом месте. Она формируется жизненными обстоятельствами, практическим опытом. Поэтому можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.

Возникает ситуация, которая не вписывается в алгоритмы, — ситуация нового решения.

В этом случае подвижность мира компенсируется подвижностью сознания, его эвристикой и конечно же верой в свое всемогущество и способность справиться с ситуацией

В научном познании ученый также вынужден действовать в неопределенной ситуации. Такая ситуация возникает на всех уровнях познания эмпирическом, теоретическом и технической разработки. При постановке эксперимента возникают различные возможности в его реализации.

Безусловно, ученый, планируя эксперимент, исходит, прежде всего, из накопленного знания, но заранее рассчитать все возможные трудности на пути реализации эксперимента редко удается.

И ученый зачастую прибегает к волевому решению, он просто верит в то, что выбранная стратегия и тактика эксперимента приведут его к успеху.

Выдвигая гипотезу, исследователь всегда ограничен в фактических данных. Недостаточность эмпирической базы может обусловливать с равной вероятностью различные гипотетические объяснения каких-либо явлений. Но принимая решение в пользу данной гипотезы, исследователь должен верить в свою правоту.

Разработка теории также может натолкнуться на альтернативные подходы. Из научной практики известно, что существуют так называемые эквивалентные теоретические подходы. Их эквивалентность в том и состоит, что одна и та же эмпирическая база одинаково соответствует различным теоретическим объяснениям. В этих случаях ученый отдает свое предпочтение той или иной теории за счет веры в нее.

Наконец, сами истоки познавательной деятельности уходят в глобальную веру ученого в то, что мир в принципе познаваем, что, познавая мир, можно достичь истины. Без этой веры ученому просто бесполезно приступать к научному исследованию.

Конечно, вера ученого существенно отличается от веры невежественного человека. Вера ученого аккумулирует весь его жизненный опыт, опирается в определенной степени на историю науки и накопленные знания. К тому же его вера корректируется научным сообществом.

Научное сообщество ничего не принимает на веру. Аргумент веры исключается общепринятым стилем научного мышления. Ученый может в индивидуальной деятельности руководствоваться чем угодно, в том числе и опираться на веру. Но как только научная идея им формулируется и представляется на суд научной общественности, она немедленно попадает под огонь перекрестной критики профессионалов.

В научном сообществе действует «методическое сомнение», организованная критика, которая ставит жесткий фильтр на пути общественного признания научных идей. И можно быть уверенным, что научное сообщество не пропустит в науку произвольных, недостаточно обоснованных аргументами идей и теорий.

Источник: https://studwood.ru/974245/filosofiya/vera_znanie

Официальный сайт Враджендра Кумар даса

«Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так и огонь духовного знания сжигает дотла все последствия кармы»
Бхагавад-гита (4.37)

Недавно мне довелось присутствовать на ученом диспуте, во время которого один из участников, осуждая необоснованную уверенность своего оппонента в непроверенных фактах, сказал: «Ученый должен не верить, а знать. Вера – это удел людей, лишенных знания».

Действительно, большинство людей считают знание и веру взаимоисключающими понятиями, но если бы это было так, тогда все глупцы были бы верующими, а все разумные – атеистами. Однако в жизни все сложнее. Вера бывает не только в духовные вещи.

В основе любой, даже материальной, идеологии лежит вера в ее непогрешимость.

Мы попытаемся исследовать знание и веру с материальной и духовной позиций и попробуем понять, настолько ли они противоположны друг другу или являются просто разными этапами познания.

Когда мы впервые идем в школу или поступаем в институт, мы не знаем своих преподавателей, но мы принимаем на веру все, что они говорят нам и у нас нет другой альтернативы. В данном случае вера является основой знания.

Если преподаватель аккредитован государством, значит мы автоматически верим ему. Если этой начальной веры не будет, то и знания мы тоже не получим.

Таким образом, вера является просто необходимым условием для получения знания или начальной ступенью знания.

Итак, школьник или студент поверил учителю и получил обычное мирское знание. Какова же судьба этого знания? Является ли оно абсолютно верным и неизменным? Увы! Мы гордимся современным знанием, но можно провести гипотетический эксперимент, который покажет нам его истинную ценность.

Если на воображаемой машине времени мы смогли бы отправиться лет на 400 назад, когда первые ученые совершали свои открытия и делали свои авторитетные заявления, с позиции современной науки все это показалось бы просто наивным и смешным. Но тогда ученые воспринимали свое знание как современное и передовое.

А теперь мы можем отправиться лет на 400 в будущее и предоставим ученым тех времен оценить уровень нашего нынешнего знания. Очевидно, что результат будет таким же. Это значит, что материальное знание изменяется с течением времени, теряет свою актуальность, а некоторые науки исчезают полностью.

Почему из программы обучения убрали предмет «научный атеизм»? Это что – боязнь прогневать церковь, дань моде или все же признание того, что научного эксперимента по опровержению бытия Бога нет? Похоже, что верно последнее предположение.

Иногда научные открытия и теории вовсе являются фальшивкой. Недавно специальная комиссия выяснила, что известный южнокорейский ученый Хван Ву Сук фальсифицировал результаты своих исследований в области клонирования, на проведение которых он получил 6,5 млн. долларов. За это он и шестеро его коллег были лишены права преподавать и заниматься научной работой.

Читайте также:  Документальное оформление движения основных средств - в помощь студенту

Хорас Джадсон, автор исследования «Великие измены: обман в науке» приводит доказательства того, что недостоверные факты публиковали даже такие гиганты, как Исаак Ньютон и Роберт Милликен, получивший в 1923 году Нобелевскую премию по физике.

А Юджин Маллоув опубликовал книгу «Ошибки и мошенничества Фрейда», где представил факты того, что создатель теории психоанализа фабриковал доказательства.

Действительно, проверку временем проходит далеко не все. Время обесценивает ложные ценности и утверждает истинные, неподверженные изменениям. Духовное знание никогда не устаревает в связи с тем, что оно имеет отношение к вечной природе души и Бога, а материальное знание касается только изменчивой материи.

Знанием сейчас называют только ту упорядоченную информацию, которая позволяет эффективно воздействовать на окружающий мир. То есть, душа и Бог не входят в сферу познания. Но Веды дают другое определение знанию: «Знанием называется понимание поля деятельности (материи) и знающего это поле (Бога и души)» (Бхагавад-гита, 13.3).

Иначе говоря, Веды называют знанием способность различать духовную и материальную природу. Это важно потому, что если мы не видим этой разницы, мы можем по ошибке инвестировать свою энергию в проигрышное дело.

Именно это и происходит, когда очарованная блеском материи душа вкладывает свои силы и время в материю и «влипает» в нее, обрастая все больше и больше материальными проблемами. Это погружает сознание глубоко в материю, и заставляет отождествляться с ней, что с позиции Вед есть невежество.

Почему? Потому, что настоящее знание должно дать душе духовный опыт. А сейчас наоборот ценится то знание, которое позволяет нам эффективно манипулировать материей. Это завораживает человека как компьютерная игра. Но, заигравшись с эфемерной материей, мы теряем время жизни, не поняв своей вечной природы. Это наш главный проигрыш.

Зарабатывая материальные «очки», мы проигрываем в духовном плане. Безжалостная смерть выкидывает нас из этой игры. Поэтому, с позиции высшей цели, то знание, которое отвлекает нас от познания своей духовной природы, есть невежество.

Ведическое знание, напротив, поднимает сознание над материей, давая ей трансцендентный или сверхчувственный духовный опыт. Этот опыт является самым ценным в человеческой жизни, т.к.

он позволяет взаимодействовать с Богом. Истинное знание показывает, как в поле инертной материи действует активное сознание, исходящее из вечных душ, а сами души ведомы Высшей Душей.

Вся остальная информация и технология должны углублять этот опыт.

Итак, вера в определенные цели – это то, что направляет нашу энергию в конкретное русло – духовное или материальное. Вера – это не что-то иррациональное. Верой пронизано все наше бытие. Если бы у нас не было веры в то, что земля нас выдержит, мы не сделали бы и шагу.

Вера – это вложение сердца или разума в определенные сферы, что и определяет направление нашей жизни. Нет прямой зависимости между верой и образованностью. Веды говорят, что в основе веры в Бога лежит не образованность и не невежество, а благочестие сердца.

Это благочестие формируется из кратковременных эпизодических контактов с духовной информацией. Поскольку духовный опыт обладает вечной природой и не разрушается временем, он накапливается из жизни в жизнь и постепенно количество переходит в качество.

То есть, он «кристаллизуется» в сердце и в какой-то момент человек вдруг начинает чувствовать сильный интерес к духовной сфере. А при встрече с носителем духовного знания такой – дозревший – человек обретает решимость следовать духовному процессу.

Если этого благочестия в сердце нет, даже при высоком интеллекте человек не может понять или принять Бога. Но значит ли это, что теперь у человека совсем нет никакой веры? Вера – это вечное свойство души и теперь она просто устремляется в противоположную сторону, к материи.

В связи с этим в «Бхагавад-Гите» говорится о 4-х категория людей, в чьих сердцах уже есть этот запас благочестия и потому они обращаются к Богу (см. рисунок). Побудительными факторами для них могут быть беда, нужда, любопытство или поиск Абсолютной Истины.

Также там упоминаются 4 категории людей, которые даже в беде или нужде не обратятся к Богу. Отсутствие у них веры в Высшую Силу вызвано нехваткой благочестия в сердце.

К неблагочестивым относятся тупые трудяги, подобные ослам; преступники; атеистичные ученые и демоничные натуры, которые на дух не переносят даже упоминаний о Боге.

Сейчас вера в духовное считается признаком невежества, но в Ведах сказано, что духовная вера – это как раз проявление зрелости души даже и при недостаточной академической образованности.

«Тот, кто совершал праведные поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти двойственности иллюзии и с решимостью обращается к Богу» (Бхагавад-гита, 7.28). Как ребенок, не достигший половой зрелости, не возбуждается при виде противоположного пола, так и незрелые души не проявляют интереса к Богу.

А раз нет интереса (или веры) к этой теме, значит нет и знания. И лишь при наступлении духовной зрелости, которая формируется за многие жизни, живое существо чувствует внутренний импульс встать на духовный путь.

Суть духовной веры состоит в убежденности, что, служа Богу, я естественным образом решаю все промежуточные задачи, т.к. Он стоит выше всех и все исходит из Него. Если я еду в лифте на самый верхний этаж, все остальные этажи я проезжаю автоматически. Другими словами, если у вас есть банкнота в 1000 руб, в ней уже содержатся все более мелкие банкноты.

И верующие и неверующие наблюдают один и тот же мир, но одни видят проявления Бога здесь, а другие этого не замечают, т.к. у них иные интересы или иной тип веры. Можно сказать, что мы замечаем лишь то, чем интересуемся. Если наш разум направлен на то, что находится прямо перед носом, перспектива получается «не в фокусе».

А если мы наводим резкость на далекий предмет, то то, что рядом – «расплывается». Лишь немногие люди, имеющие высокую «разрешающую способность» сознания, могут иметь целостное видение мира. Недавно по ТВ показывали научно-популярный фильм «Особенности человеческого восприятия», и там был продемонстрирован один любопытный эксперимент.

Группу людей усадили перед большим экраном, на котором показывали тренировку двух баскетбольных команд. Зрителям дали задачу посчитать, сколько бросков и передач сделает каждая команда. Пока они внимательно следили за мячом, на экране появился человек в костюме гориллы и стал гримасничать.

Через минуту телевизор выключили, и ведущий спросил, не заметил ли кто чего-то необычного на экране во время тренировки. Подавляющая масса участников настолько была поглощена наблюдением за мячом, что совершенно не заметили выхода «гориллы».

При повторном просмотре, когда им предложили расслабиться и просто смотреть на экран, ничего не считая, они были поражены тому, что раньше не увидели такого яркого события.

Очевидно, что наше сознание не может воспринимать абсолютно все. Мы выхватываем какой-то слой реальности, который интересует нас больше всего, и мы верим в ценности этого слоя.

Другие аспекты реальности нас не очень интересуют и потому мы их либо не замечаем вовсе, либо не придаем им особого значения. Но это не вопрос субъективного вкуса или интереса.

Материальная и духовная реальность ОБЪЕКТИВНО не равнозначны, так как материя движется и кажется живой лишь под влиянием сознания, исходящего из духовной энергии.

Открыть Бога или законодателя ОБЪЕКТИВНО важнее, чем открыть какие-то материальные закономерности, не понимая высшего источника и замысла. Иначе получается как в басне Крылова про человека, ходившего в зоопарк и увидевшего там множество мелких зверей, а на вопрос: «Видел ли ты там слона?», он с удивлением констатировал: «Слона-то я и не приметил».

Мирское и духовное знание обладают разным эффектом. Знание без Бога снижает наше сознание и материально порабощает нас, а знание Бога или Абсолютной Истины (которое также дает правильное понимание материи) избавляет человека от страданий этого мира.

Веды также сравнивают духовное знание с судном (гйана-плавена – буквально «корабль знания»), на котором можно переплыть океан материального бытия. Итак, разный тип веры (в материю или дух) приводит к разным вложениям разума и дает разный результат. Но это совсем не значит, что вера противоположна знанию.

Она просто задает направление нашей жизни в зависимости от желаний сердца.

Источник: http://vrajendra.ru/article/vera_i_znanie/

Иконы, помогающие в учебе. Каким святым молиться?

Православные верующие постигают науки с Божией помощью, воздавая молитвы о лёгкой учёбе. Школьники и студенты, преподаватели, родители, наставники и опекуны обращаются к святым с молитвами о помощи в учении. Некоторые святые стали настоящими покровителями учащихся и обучающих.

Сегодня мы расскажем вам про эти образы.

Подательница ума, Прибавление ума:

Редкий сюжет для православных икон, со множеством деталей. На иконе изображены в рост Божья матерь с младенцем, облачённые в красное покрывало, а вокруг ангелы с зажжёнными свечами. Они стоят у входа в Небесное царство, в нижней части видны дома Небесного Иерусалима. За помощью обращаются:

  • родители, чтобы детям легче давалась учёба;
  • ученики, которым тяжело даются знания;
  • старшеклассники с просьбой помочь в выборе верного направления дальнейшей учёбы.

День празднования: первое воскресение после 28 августа по н.с.

Ключ разумения:

Тоже многосимвольное изображение. Главные образы на иконе – Богородица в рост, а под ней ключ, заботливо поддерживаемый ангелами. Сюжет вписан в арку. В верхней части иконы могут быть изображены святые, усиливающие действие иконы (Николай Чудотворец, Матрона Московская и другие). Сюжету молятся:

  • слабые умом для облегчения получения знаний;
  • родители за своих детей;
  • те, кто не может понять суть, обрести понимание жизненных ситуаций.

День празднования: 15 апреля по н.с.

Все образы Богородицы, выполненные из массива дерева вы можете посмотреть в данном разделе.

Воспитание:

Учёба – не только познание наук из уст педагога. Это ежедневное освоение правил жизни, которые дают воспитатели своим детям. Им помогает икона «Воспитание». Изображённая на ней Богородица держит на левой руке Спасителя. Молятся ей:

  • родители, воспитывающие детей любого возраста;
  • опекуны, на плечах которых лежит тяжёлое бремя ответственности за подрастающее поколение;
  • преподаватели, ответственные в том числе за духовное наставление подопечных.

День празднования: 18 марта по н.с.

Читайте также об иконе Дерево Пресвятой Богородицы

Святая Татиана:

Покровительницей студенчества Святая Татиана стала после того, как в Москве в день её памяти был открыт первый университет – ныне МГУ. С тех пор день чествования иконы стал Днём Студента.

  • образ Татианы носят с собой на экзамены и зачёты;
  • молятся ей в период обучения, чтобы науки давались легко;
  • преподаватели ВУЗов воздают молитвы Татиане с просьбами о добросовестных студентах.

День празднования: 25 января по н.с.

На фото: резная икона Святой Татьяны — работа нашей мастерской.

Матрона Московская:

Матрона (Никонова) жила в начале XX века и была канонизирована совсем недавно. В течение её жизни к ней обращались простые люди с просьбами помолиться за них, ведь молитвы женщины были чисты, искренни, и их слышал Господь. Немало чудес совершила Матронушка. И сейчас к её образу обращаются с просьбами:

  • о лёгкой сдаче зачётов, экзаменов, контрольных;
  • о быстром понимании материала;
  • о хорошей памяти;
  • о лёгких днях, проведённых в стенах учебных заведений.

Дни празднования: 2 мая, 7/8 марта по н.с.

Еще больше информации о святой и о молитвах в ее адрес — смотрите в разделе, где представлены все иконы Матроны.

Сергий Радонежский:

В начале жизненного пути Сергию тяжело давались науки. Он никак не мог овладеть грамотой, чтением и письмом. Трудолюбие, целеустремлённость и каждодневные молитвы помогли ему не просто получить знания, но и стать великим проповедником, автором множества текстов о понимании веры. Игумену Сергию Радонежскому молятся:

  • те, кто испытывает трудности в освоении любых учебных материалов;
  • школьники, студенты о лёгком понимании предметов;
  • взрослые, кто вынужден обучаться новому: например, осваивать компьютер, вникать в устройство современных механизмов и тд.

Дни празднования: 18 июля, 8 октября по н.с.

На фото: резная икона Сергия Радонежского — работа мастерской Ikona.ru.

Другие святые:

Молиться о получении новых знаний, понимании устройства мира, постижении божественных законов можно и другим иконам. Например, своему святому покровителю, в честь которого обучающийся крещён. В число помощников также входят:

  • Николай Чудотворец, который, как и Матрона, помогает всем тем, кто приходит с искренней просьбой, независимо от того, о чем просит молящийся;
  • Иоанн Кронштадтский. Этот проповедник жил на рубеже веков, много сил отдал служению людям, помогал им вставать на путь истинный;
  • Кирилл и Мефодий помогают отличать истинную науку от лжеучений.

Резные деревянные иконы:

Небольшие изображения из дерева удобно носить с собой: они устойчивы к повреждениям, лёгкие и красивые. Более крупные иконы становятся настоящим украшением домашнего иконостаса. Все иконы, изготовленные нами, сделаны поцерковным канонам.

Заказывайте резные иконы святых, помогающих в учёбе, размером от 8 см через сайт, мессенджеры и наши группы в соцсетях. Бесплатная доставка, рассрочка платежа, скидка в день рождения и гарантия — до 50 лет.

Сайт: https://ikona.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c9a00827bdd7600b334ec6f/5c9a008fe7a33e00b3cadc64

Вера и знания

Вера и убеждение

Соотношение убеждения и веры являет собою достаточно сложную проблему, так как обе категории являются абсолютно субъективными и личностными. Понятие «веры» в современном мире применяется совершенно по-разному, вследствие чего ясное восприятие только усложняется. Вера является одной из основоположных философских категорий, так как является первичной.

Определение 1

Вера являет собою субъективное знание действительности в контексте определенной мировоззренческой позиции. Убеждение также является субъективным знанием, которое продуцируется верой и которое продуцирует веру.

Таким образом, убеждение в чем-либо способно сотворить новые «достоверные знания» в человеческом сознании. Вера лишь подкрепляет убеждение, так как именно уверенность в чем-то дается посредством знания, в роли которого в данном случае выступает вера.

Вера и доказательства

Ошибочно мнение касательно веры и отсутствия в ней доказательств. В том случае, если утверждение подкрепляется множеством достоверных доказательств, это утверждение автоматически трансформируется в знание.

Тем не менее, в таком случае, мы можем предположить, что вера не подкрепляется доказательствами, вследствие чего она и является субъективной реальностью, а не подлинной.

Тогда можно определить, что вера начинается после того, как заканчиваются доказательства у знания.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Доказательство – это определенный довод, который используется в попытке подтверждения определенной точки зрения и ее истинности.

Именно соотношение веры и доказательства порождает проблематику веры и знания, так как без доказательств знания не являются подлинными, а вера может существовать без всяких доказательств.

Для существования веры достаточно лишь одного убеждения, которое возникает, зачастую, вследствие инкультурации индивида или чувственного восприятия окружающего мира.

Замечание 1

Важно заметить, что вера формируется посредством человека, который ее обретает, при помощи эмпирического уровня познания реальности.

Вера и знание

Одной из важнейших дилемм современной философской мысли является соотношение веры и знания. Тем не менее, данная проблематика возникла еще в первобытном обществе, когда человек имел мифологический тип мировоззрения. Данный период характеризовался отсутствием научного, рационального знания, вследствие чего доминирующей чертой общества длительный период оставалась вера.

Впервые в философии проблема веры и знания встречается в период античности греческими мыслителями, которые разделили чувственное и рациональное познания.

Вследствие этого люди начали осознавать, что не все видимое есть истинным. Мифологическое мышление является уникальным по своей сути.

Миф – это не сказка, а реальный тип мировоззрения человека первобытного периода, когда все видимое принималось и субъективно интерпретировалось.

Сейчас, проблема веры и знания вызвана непосредственно религиозными конфессиями и прививанием определенной веры обществом. С рождения в отечественной традиции человека крестят, так как «это принято и правильно». Тем не менее, ребенок даже не имеет возможности узнать, что с ним происходит, зачем это нужно, вследствие чего возникает рефлексия уже в более осознанный период жизни.

Замечание 2

Человек выбирает, быть ли ему верующим, или принимать лишь то, что доказано. Именно это главное отличие и определяет наше современное общество.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/vera_i_znaniya/

Ссылка на основную публикацию