Усложнение отношений русской церкви и константинополя. исихасты — в помощь студенту

Книга церковного историка Михаила Шкаровского «Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений (1910-е-1950-е гг.)» представлена 27 февраля в Отделе внешних церковных связей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На презентации книги глава Отдела митрополит Волоколамский Иларион отметил, что она посвящена «одному из самых непростых периодов во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата», сообщает сайт ОВЦС.

— То было время тяжелых испытаний. Множество епископов, духовенства и простых верующих подвергались жестоким гонениям. Церковь терзали внутренние разделения и расколы, которые пользовались поддержкой советской власти. Немалая часть приходов и епархий Русской Церкви в одночасье оказалась на территориях других государств, — сказал владыка Иларион.

Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты - в помощь студенту

Серьезные трудности, по словам митрополита, переживал в то время и Константинопольский Патриархат, в частности, из-за революционных процессов в бывшей Османской империи.

Говоря о взаимоотношениях двух Церквей в начале ХХ века, глава ОВЦС констатировал, что «не всегда Константинополь поступал по-братски в отношении Русской Церкви».

— Константинопольский Патриархат в 20-е и 30-е годы оказывал открытую поддержку обновленческому расколу, инспирированному советскими властями.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Общественный выбор по поводу бюджета и других функций государства - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Он неканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, Латвию и Финляндию; провозгласил автокефалию Польской Церкви, которая до того являлась частью Русской Церкви, — сказал владыка Иларион, добавив, что есть «и другие примеры недружественных и неканонических действий».

Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты - в помощь студенту

  • — Наша Церковь долгие годы предпочитала молчать об этих печальных явлениях прошлого, старалась покрывать любовью ошибки, совершенные нашими братьями, при этом помня о своем долге не изменять исторической правде и хранить верность святым канонам, — добавил митрополит.
  • Особую актуальность, заметил представитель Церкви, тема книги приобрела в последнее время, в связи с действиями Константинополя на Украине – чужой для него канонической территории.
  • Митрополит Иларион выразил надежду, что вышедшая книга «станет заметным вкладом в осмысление не только истории отношений Русской и Константинопольской Православных Церквей, но и нынешнего украинского кризиса и трагического разделения в мировом Православии».

Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты - в помощь студенту

  1. Со своей стороны, автор книги также отметил, что ее проблематика приобрела особую актуальность.
  2. — Период 1910-50-х годов является переломным в истории как Константинопольской, так и Русской Православной Церкви, который во многом определил их дальнейшие пути развития, — сказал Михаил Шкаровский.
  3. Презентуя издание, его автор рассказал об основных темах, рассмотренных в труде, о проблемах и тенденциях во взаимоотношениях Константинопольской и Русской Православных Церквей в XX веке.

Константинополь повторяет ошибки 1920-30 годов, – протоиерей Владислав Цыпин

Фото с сайта mospat.ru

(1

Источник: https://foma.ru/prezentovana-kniga-ob-otnosheniyah-russkoy-tserkvi-konstantinopolya-v-pervoy-polovine-hh-veka.html

Откровение Божие старцам Иосифу Исихасту и Ефрему Катунакскому о Церкви

Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты - в помощь студенту

Некоторые афонские монахи, которые сами себя называют зилотами, по причине перемены стиля разорвали духовное общение с Патри­архией и с остальной Святой Горой. Они не при­нимали участия ни в литургиях, ни в престольных монастырских праздниках и не общались с другими отцами. Катунаки являлись одним из зилотских цент­ров. Отец Ефрем был зилотом.

Поначалу они вместе со старцем Иосифом, движимые духов­ной ревностью, примкнули к крайней группи­ровке так называемых матфеевцев (Матфеевцы одна из наиболее непримиримых раскольничьих группировок, основателем которой был архимандрит Матфей (Стефанопулос), впоследствии епископ Врестенский (+ 1950)

Когда речь заходит о вопросах веры, вполне естественно может возникнуть фанатизм. У истоков пресловутого матфеевского раскола, задавшего задачу всему афонскому монашеству, стоял некий монах Матфей, родом с Крита, с ярко выраженными анархическими наклонностями, захвативший некоторую власть под предлогом календарной неразберихи.

Культивируя фанатизм, возникший из-за перемены стиля, и представляя Церковь отпавшей, он добился желаемого. Он стал ультраправославным и своими проповедями и действиями доводил своих сторонников до фанатического исступления. Это разделение стало новой раной на теле Церкви: фанатизм этот жив до сих пор среди некоторых его последователей.

Как всегда, любой соблазн вначале произво­дит фанатизм и смущение по причине неведения, доколе не откроется истинное положение вещей. И в результате старцы в пустыне оказались в стане фанатиков, потому что тогда царили тревога, неведение и страх предать свою веру.

Тогда в противовес матфеевскому насилию существовало и более умеренное направление старостильников — флориниты. Флориниты — последователи митрополита Хризостома Флоринского (+ 1955).

Эта группировка старостильников отличалась меньшей агрессивностью по отношению к новостильникам, считая их только потенциальными хизматиками, и даже признавала действенность их Таинств.

Сторонники митрополита Флоринского избегали жесткости матфеевцев, обладали кротким нравом, несмотря на то что также были зилотами.

Старцы обратились к этой группировке: из двух зол меньшее лучше, хотя и оставались неудовлетворенными. В их совести протестовала несправедливо отверженная живая Церковь. В разрешении этой проблемы они надеялись только на Бога.

Старец Иосиф с великим упованием обратил­ся к своему крепкому прибежищу молитве, чтобы ответ был дан свыше. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Преподобный Старец знал это очень хорошо благодаря своей подвижнической жизни.

Со слезами и болью, в глубоком смирении он припадает и умоляет:

Мы согрешили, творили беззакония пред Тобою, предали Твою всесвятую волю, и Ты праведно презрел нас, оставив нас блуждать в хаосе, вне света Твоей истины.

Мы не смогли узнать утверждение истины, непоколебимую и не­сокрушимую Твою Церковь, всесвятое Тело — То, что Ты основал Своим к нам пришествием,— и доверились выводам человеческого разума и ло­гики.

Помяни, Всеблаже, щедроты Твоя и мило­сти Твоя, яко от века и до века суть.

Он ожидал с болью и терпением, настойчи­во стуча в двери милосердия, и Всеблагой Бог не презрел его смиренного моления.

Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты - в помощь студентуПосле такой напряженной молитвы,— рас­сказывал нам блаженный старец Иосиф,— меня охватил сон. Тогда я внезапно оказался посреди океана на одном кусочке Афона, который мог затонуть с минуты на минуту. Я испугался и по­думал, что если этот кусок откололся от всей Горы и колеблется, то в скором времени он пото­нет, и я погибну. Тогда одним сильным прыжком я достиг твердой земли Горы. И действительно, тот маленький осколок скалы, на котором я на­ходился, поглотило море, и я прославил Бога, спасшего меня от гибели! Тотчас я понял: это сон о том, что занимало меня и о чем я просил Господа — чтобы Он не попустил мне блуждать в моих суждениях.

Читайте также:  Норманнская концепция и ее критика - в помощь студенту

Также и отец Ефрем, молясь, услышал голос, говоривший ему: «Вместе с флоринитами ты отрекся от Церкви». Когда они пришли в мир­ное состояние духа, узнав, что Церковь продол­жает существовать, тогда Божественный голос услышал и старец Иосиф. Голос сказал ему: «Церковь находится во Вселенской Патриархии в Константинополе».

Когда они, по указанию старца Иосифа, вместе с другими отцами оставили зилотов и вернулись в Церковь, тогда на деле познали силу благодати в совершаемых Таинствах.

Отец Ефрем всегда видел, как на Божественной литургии Божественная благодать претворяет Честные Дары в Тело и Кровь Христовы. Во все же время своего пребывания с зилотами он видел перед собой что-то похожее на покров, который мешал ему разглядеть Божественную благодать. Покров этот пропал, когда он вернул­ся в живую Церковь.

Из книги монаха Иосифа Ватопедского «Блаженный послушник. Жизнеописание Старца Ефрема Катунакского»

Источник: https://3rm.info/publications/8750-otkrovenie-bozhie-starcu-iosifu-isixastu-o-tom.html

Церковные отношения Руси и Византии XIV- начала XV вв

Культура Византии способствовала приобщению российского государства к культуре эллинизма и через нее — к основам культуры Ближнего Востока, Запада, Древнего Египта.

Однако ученые все еще ведут споры и неоднозначно характеризуют византийское влияние на развитие страны.

При этом многие настаивают, что именно Византия способствовала пониманию христианства в качестве высшего религиозного закона и системы мировоззрения.

Таким образом, приняв Православие, российский народ черпал нравственные и религиозные устои и принципы из первоисточника. Взаимоотношения с Византией продолжались длительный период.

В течение столетий культура Киевской Руси, система образования в государстве формировались по византийскому примеру. Принятие Христианства также осуществлялось по его образцу Elibrary.ru : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра-Плюс, 2013.

— Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный (дата обращения: 28.01.2017)..

Необходимо отметить, что исторический выбор Православия правившего Русью князя Владимира не был случайным. Различные религиозные посольства приезжали к правителю с предложениями принять их веру.

Однако после того как вернулись посланные Владимиром в разные страны гонцы и рассказывали о христианском богослужении с особым восторгом, князь отдал предпочтение именно Христианству. Обусловлено это было не только красотой церемонии богослужения, но и рядом социально-политических причин.

Культура Киевской Руси находилась под перекрестным влиянием различных цивилизаций. Это объяснялось расположением государства между Западом и Востоком. Древнее государство было связано многообразными политическими и торговыми отношениями с Центральной и Западной Европой с одной стороны, а с другой — с Азиатским Востоком и Византией.

Киевская Русь с самого 10-го века оказалась в центре проходящих транзитных рыночных путей. Они соединяли ее южных, восточных и западных соседей Макарий, митрополит. История русской церкви. Спб., 1857. С. 58..

Период Средневековья имеет особое значение в истории церковных отношений Руси и Византии. В России эпоха Средних веков длилась дольше, чем в прочих странах Европы, и наша культура испытывала ее «отзвуки» вплоть до начала XIX века, когда «коренной» архаизм провинции «встретился» с воображаемым средневековьем романтизма.

Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце X века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из самых развитых на то время типов культуры в мире.

Выбор, который был сделан князем Владимиром, обладал серьезными основаниями; не будет преувеличением сказать, что им была предопределена вся дальнейшая история русской культуры.

Византийские мастера построили на Руси первые храмы из камня, интерьеры которых были украшены фресковыми росписями и мозаиками; из Константинополя в Киев и прочие города были привезены первые образцы живописного искусства — иконы и миниатюры манускриптов.

В период династии Палеологов (1258-1453) Византия едва пережила уверенное наступление турков в Малой Азии, а потом на Балканах.

Тем не менее в течение этого периода Константинопольский патриархат, приспосабливаясь к новым политическим условиям, не только с успехом удерживал свою юрисдикцию над громадными территориями, но и наращивал свой авторитет и влияние.

Во время латинского нашествия на Константинополь (1204-1261) патриархат, находясь в изгнании в Никее, продолжал пользоваться признанием как церковь-мать православных славян. Патриарх в изгнании был великодушнее и мягче к славянам, нежели его предшественники, которые занимали столичный престол империи в зените ее могущества. В 1219 г.

он поставил св. Савву первым архиепископом независимой Сербской Церкви, в 1235 г. признал Болгарский патриархат в Тырново Elibrary.ru : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра-Плюс, 2013. — Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный (дата обращения: 28.01.2017).. В 1261 г. патриархат вернулся в Константинополь, который был отвоеван у латинян. В ходе всего этого периода Русь, которой предназначалось стать самой могущественной наследницей византийской цивилизации, была под строгим церковным контролем патриарха Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея Киевской духовной академии. Киев, 1915, вып. 4-5. С. 18..

Когда большая часть русских княжеств была завоевана монголами (1237-1240), «митрополит Киевский и всея Руси», который назначался из Византии и часто был греком по рождению, оставался самой влиятельной и единственной силой на Руси.

В политическом смысле его престиж поддерживался хорошими дипломатическими отношениями между византийским двором и Сараем, резиденцией монгольских ханов на нижней Волге.

Оставив свой традиционный престол в Киеве, который был разрушен монголами, митрополит переместил кафедру на север Руси, сперва во Владимир (1300), а потом в Москву (1328), в конечном итоге ставшую церковной и политической столицей Руси.

Это возвышение Москвы, которое было поддержано Византией, привело к центробежным движениям в западных епархиях Русской митрополии. В короткие периоды в XIV в., под давлением литовского великого князя и польского короля, патриарху пришлось поддержать создание отдельных митрополий в Новогрудке (Литва) и Галиче (оккупированная Польшей Галичина).

Но в 1390 г. успех церковной дипломатии Византии помог опять объединить митрополию. Эта чрезвычайная дипломатическая активность патриархата всюду в Восточной Европе базировалась уже не на силе императора — теперь уже ничтожной, — но на авторитете Константинополя как интеллектуального и духовного центра «содружества» народов.

В поддержании культурных связей особая роль отводилась монастырям. «Исихастское» возрождение, которое было утверждено в Константинополе рядом соборов (1341, 1347, 1351 гг.), эхом отозвалось во всех православных странах.

Гора Афон, центр исихастской духовности, являлся международным центром, где славянские, греческие, грузинские и молдавские монахи получали духовное воспитание, переписывали рукописи, переводили греческие тексты на свои языки и зачастую служили как дипломатические эмиссары патриархата.

Не так уж редко они занимали епископские кафедры в различных частях Восточной Европы Макарий, митрополит. История русской церкви. Спб., 1857. С. 58..

Но вскоре Сербия (1389) и Болгария (1393) пали под натиском оттоманских турок, а гармоничные отношения между Константинопольской церковью-матерью и дочерней церковью Руси нарушились по причине событий, которые были связаны с Ферраро-Флорентийским собором (1438-1439) Elibrary.

ru : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра-Плюс, 2013. — Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный (дата обращения: 28.01.2017).. Грек Исидор, который был поставлен в Византии на кафедру Русской митрополии, подписал во Флоренции декрет об унии, однако по возвращении в Москву (1441 г.) был отвергнут своей паствой.

В 1448 г. русские епископы, без обращения к Константинополю, избрали его преемника, митрополита Иону, и падение Византии под натиском турок (1453) истолковали в качестве божественного возмездия за предательство Православия во Флоренции.

Невзирая на эти трагические события, духовный и интеллектуальный динамизм, который был проявлен Византийской Церковью в последние годы своего существования, сделал возможным выживание того, что французский историк Шарль Диль назвал «Byzance apms Byzance» [Византией после Византии] Потин В. М. Древняя Русь и европейские государства в X-XIII вв. Л., 1968. С. 141..

Константинопольский патриархат продолжил существование в пределах Оттоманской империи. Патриарх уже не имел возможности служить в величественном соборе Св. Софии, который превратился в мечеть, однако по распоряжению султана стал политически ответственным за все христианское население империи, что наделило его новой властью не только над греками, но и над румынами и балканскими славянами.

Сохраняя все благолепие византийского богослужения, поддерживая традиции монашеской духовности, в особенности на Афоне, патриархат в некоторых случаях превращался в жертву мусульманских гонений и коррупции оттоманского двора, но сохранил для Нового времени свое византийское наследие Кауфман И. И.

Русский вес, его развитие и происхождение в связи с историей русских денежных систем с древнейших времен. Спб., 2012. С. 85..

При этом русский великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора (1472), и русские начали смотреть на свою могущественную столицу, Москву, как на «новый Константинополь», или «третий Рим».

И все же именно от подвластного туркам Константинополя московские князья искали и добивались признания своего царского титула и учреждения Московского патриархата в 1589 г. Даже для них византийское наследие сохраняло свою силу Макарий, митрополит.

История русской церкви. Спб., 1857. С. 54..

Итак, на Руси происходило неуклонное развитие христианства, впитывалось влияние Византии, что отражалось в искусстве и культуре.

Так, к примеру, живопись конца XIV — начала XV века была освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой) культуры — творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева.

Манера Феофана (с которой мы знакомы по фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде) отлична монохромной палитрой, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой можно угадать сложный символический подтекст, близкий распространенному тогда в Византии учению исихазма Освящение и открытие Киевского художественно-промышленного и научного музея. Киев, 2015. С. 78.. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, — ближе к поздневизантийской живописи балканских стран XV века.

На конец XIV века приходилось важнейшее событие русской истории — в 1380 г. в битве на Куликовом поле воинство, которое было объединено князем Дмитрием Ивановичем под «рукой Москвы», одержало первую значительную победу над Ордой. В этом исключительную роль сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского Макарий, митрополит. История русской церкви. Спб., 1857. С. 57..

Имя преподобного Сергия, который затем в сознании русских людей стал покровителем и защитником Московского государства, обладает огромным значением для культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200 монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основой для так называемой «монастырской колонизации» малоосвоенных северных земель.

Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени — Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андреем Рублевым была написана знаменитая икона Троицы — величайший шедевр русского средневековья Elibrary.ru : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра-Плюс, 2013. — Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный (дата обращения: 28.01.2017)..

В середине XV века происходила тяжелая междоусобная война за московский великокняжеский престол.

Лишь к концу этого столетия Иван III смог объединить русские земли вокруг Москвы (что стоило разорения Пскову и Новгороду) и окончательно покончить с подчинением Орде — бескровное стояние войск на реке Угре (1480), которая получила потом поэтическое имя «пояса Богородицы», отметило возникновение независимого государства во главе с московским князем.

Читайте также:  Документы по учету личного состава, труда и его оплаты - в помощь студенту

Источник: https://studbooks.net/2281226/istoriya/tserkovnye_otnosheniya_rusi_vizantii_nachala

Рпц разорвала отношения с константинополем. это настоящий церковный раскол? прямо как в xvii веке, когда начали преследовать старообрядцев? — meduza

Разрыв отношений между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом сразу стали называть одним из крупнейших церковных расколов всех времен. Вспоминают даже события XVII века, когда русские верующие разделились на старообрядцев и сторонников церковной реформы патриарха Никона. Можно ли сегодняшний конфликт считать расколом, как разрыв отношений между патриархатами изменит жизнь простых верующих и что будет дальше — рассказывает старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Надежда Белякова.

Константинопольский патриархат признал автокефалию, то есть полную церковную независимость, новой Украинской православной церкви. РПЦ обвинила Константинополь в общении с раскольниками и посягательстве на каноническую территорию Московского патриархата. В знак протеста РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинополем.

Это значит, что духовенство РПЦ не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя, и участвовать в других таинствах.

Патриарх Кирилл не будет во время богослужения поминать предстоятеля Константинопольской церкви Варфоломея.

Разрыв отношений между РПЦ и Константинополем называют «расколом». С точки зрения истории и богословия это правильное слово?

Сейчас нельзя говорить о настоящем расколе. Раскол — это глобальное отделение, прекращение контактов и категорическое отрицание друг друга в том числе на идейной, канонической почве.

Никаких догматических разногласий между Константинопольским и Московским патриархатом нет. Речь идет о трещине, возникшей в первую очередь по юрисдикционным и политическим мотивам.

Противостояние Москвы и Константинополя имеет достаточно долгую историю, последний виток обострения отношений пришелся на Холодную войну. Повод для конфликта — статус православных структур на территории новых государств, которые возникают на обломках империи.

В этих странах православные или тяготели к сохранению связей и ориентировались на российское православие или, наоборот, делали акцент на местной идентичности и оформлении поместной церкви.

Сегодня конфликт вокруг Украины развивается по , который был в Эстонии в 1996 году. Тогда тоже был разрыв евхаристического общения между двумя патриархатами, но продолжался он недолго; тем не менее в Эстонии оформились две параллельных структуры.

В итоге образовалась парадоксальная ситуация: между Москвой и Константинополем евхаристическое общение было прекрасно восстановлено, а на локальном уровне, между двумя поместными церквами на территории маленькой Эстонии — Эстонской апостольской православной церковью, входящей в юрисдикцию Константинополя, и Эстонской православной церковью Московского патриархата, — евхаристических отношений так и нету. Клирики не служат друг с другом, они не рекомендуют своим прихожанам ходить друг к другу в храмы и так далее.

РПЦ говорит об опасности раскола мирового православия. Такой риск правда есть?

Едва ли. Константинополь же не пошел на разрыв отношений.От евхаристического общения отказалась только одна сторона — Русская православная церковь. Православный мир будет продолжать отношения и с Московским патриархатом, и с Константинопольским.

Московская патриархия продолжит общение с Сербской, Болгарской, Иерусалимской, Антиохийской и другими поместными церквами, которые, в свою очередь, состоят в общении с Константинополем. И в этом плане опять же говорить о каком-то тотальном расколе трудно.

Более того, евхаристическое общение — это, конечно, важная вещь в церковном сознании, но исторически прерывание этого общения далеко не всегда означало раскол.

Конфликта вокруг предоставления автокефалии Украинской православной церкви можно было избежать?

В православном мире нет общепринятого механизма оформления автокефалии поместной церкви. Практически все автокефалии получались через конфликты. Все поместные церкви, находящиеся на территории Восточной Европы и не только, через это проходили.

Спор о том, кто может предоставлять автокефалию: церковь-мать — в данном случае РПЦ — или Вселенский — то есть Константинопольский — патриархат, не решен до сих пор. Речь о необходимости предоставления самостоятельности украинской церкви идет уже много лет и только сейчас этот вопрос вышел на новый уровень.

Когда Украина стала независимой страной, идея автокефалии для УПЦ продвигалась как государственной властью нового государства, так и ее тогдашним руководителем митрополитом Филаретом (Денисенко) под лозунгом «независимая церковь независимому государству», однако для РПЦ на тот момент оказаться без украинских структур значило бы потерять больше половины приходов и епархий.

Кроме того, тогда еще не было уверенности, что Советский Союз распался навсегда, и многие православные на территории Украины, особенно в ее восточной части, не хотели, да и сейчас не хотят, автокефалии, ассоциируя ее с угрозой украинизации, католизации и прочими фобиями.

В начале 1990-х в Украине развивался жесткий конфессиональный конфликт, и на востоке Украины был запущен лозунг «автокефалия — прямой путь к », то есть как только Украинская православная церковь станет автокефальной, она попадет в орбиту влияния Рима и станет греко-католической (униатской).

Нужно также понимать, что если бы Московский патриархат захотел дать автокефалию Украинской церкви, Константинополь не признал бы это решение, как, например, Константинополь не признает автокефального статуса Американской православной церкви.

В результате политизации православия в Украине существует минимум три юрисдикции и именно там мы видим настоящий раскол, разделивший не только общество, но и многие семьи. Эта трагическая украинская повседневность тянется уже больше 25 лет.

Представьте, человек приходит в православную церковь, крестит там ребенка или отпевает кого-то, а потом приходит в соседнюю церковь, которая, как выясняется, принадлежит Московскому патриархату, и там ему говорят: таинства, которые ты совершил в соседней церкви, недействительны, и надо все делать заново: перекрещивать или отпевать, например.

Руководство Московского патриархата, которое считает Украину своей канонической территорией за эти годы не смогло предложить способы преодоления раскола.

Между тем обострение российско-украинских отношений в последние годы и трансляция руководством РПЦ идей «русского мира» усложнили положение представителей УПЦ Московского патриархата в Украине, на них был повешен ярлык «агентов москальского влияния», чего в Москве просто не замечали. В массовом сознании жителей центральной и западной Украины Московский патриархат ассоциируется с имперской и антикатолической риторикой, и обычным клирикам трудно от этих ярлыков дистанцироваться.

Что после разрыва с Константинополем изменится для прихожан Русской православной церкви?

Для обычного российского прихожанина разрыв отношений с Константинополем ничего особенно не поменяет. Он как ходил в свой храм, так и будет продолжать ходить.

И даже если он не согласен с решением Синода, никаких специальных действий ему предпринимать не надо, потому что он же не зарегистрирован где-то как член РПЦ, следовательно, выйти из нее и перейти, например, в Константинопольский патриархат он не может.

Как может развиваться конфликт на уровне идей? 

Сейчас те, кто принимает решения, могли бы задаться вопросом, почему, собственно, в независимой Украине не быть собственной поместной церкви. Но понятно, что самая простая и удобная реакция для руководства РПЦ — бросать резкие обвинения в адрес Константинополя и разыгрывать карту изоляционизма.

Если эти установки начнут преобладать, то может всерьез зайти разговор о примирении со старообрядцами, вина за конфликт с которыми будет возложена на греческих патриархов.

Это же лежит на поверхности: , в результате которого когда-то [в XVII веке] возникло старообрядчество, был связан с желанием части русской церкви привести свои обряды в согласие с греческими практиками.

(Правда, это не греки потом репрессировали староверов, не они сжигали их и проводили дискриминационную политику, которая разделила в российской истории «господствующую церковь» и старообрядцев). Но это с точки зрения истории.

А с точки зрения идеологии этот нюанс легко упустить, сделать акцент на том, что греческий мир уже в XVII веке был неправилен, потому что уже была заключена на тот момент. Так что теперь можно ждать новых обвинений патриарха Варфоломея в стремлении к унии с Римом. Хотя будем надеяться, что здравый смысл возобладает.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/10/16/rpts-razorvala-otnosheniya-s-konstantinopolem-eto-nastoyaschiy-tserkovnyy-raskol-pryamo-kak-v-xvii-veke-kogda-nachali-presledovat-staroobryadtsev

Константинополь отлучили от РПЦ

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения.

Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви.

После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион.

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов.

Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году).

Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие.

Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников.

В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию.

После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.

До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки.

В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде.

Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Александр Атасунцев

При участии: Валерий Романов

Источник: https://www.rbc.ru/politics/15/10/2018/5bc46fda9a7947895c901129

Ссылка на основную публикацию