Соцветие. биологическое значение соцветий — в помощь студенту

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студентуСоцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Давайте определимся, что такое соцветие, какие бывают виды соцветий, почему они вообще образуются, какие известные растения относятся к тому или иному виду, какова их биологическая роль.

Что такое соцветие

Покрытосеменные характеризуются наличием цветка. Они могут быть расположены одиночно или собраны в соцветия. 

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Соцветие – часть побега, несущая группу цветков. Эта часть обычно четко отделяется от остального побега. Цветы в ней расположены в определенном порядке, классификация основана именно на этом признаке.

Виды соцветий — описание и примеры

Классификация соцветий в биологии основана на нескольких основополагающих признаках.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

  • Трехцветная фиалка
  • По характеристикам прицветных листьев выделяют:
  • облиственные (фрондозные) — трехцветная фиалка, фуксия;
  • соцветия с чешуевидными листьями (брактеозные) — вишня, ландыш;
  • голые (эбрактеозные) – редис, икотник.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

  1. Черемуха
  2. По разветвленности:
  • простое — представляет собой часть побега с цветками, расположенными в определенном порядке (черемуха, груша);
  • сложное — состоит из однотипных простых (рожь, петрушка).

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

  • Сирень
  • По последовательности раскрывания венчиков:
  • рацемозные — раскрываются сначала венчики, расположенные у основания, затем те, что расположены выше (сирень, рябина);
  • цимозные — раскрываются первыми верхушечные цветки, позже – лежащие у основания (бузина, незабудка).

По типу поведения точки роста:

  • закрытые – верхушечная меристема образует верхушечный цветок;
  • открытые — верхушечная меристема остается в вегетативном состоянии.

Таблица «Основные типы соцветий»

№ п/п вид Схема и изображение Описание Примеры
Простые соцветия
1 Щиток Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту У цветков, расположенных ниже, цветоножки длиннее, за счет этого все цветки располагаются в одной плоскости. Яблоня, боярышник, груша
2 Кисть Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту Цветоножки одинаковые по длине и расположены на длинной общей оси. Свисающую кисть называют сережкой. Ландыш, люпин, черемуха, береза
3 Колос Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту У простого колоса цветки без цветоножки, расположены на центральной оси Подорожник, вербена
4 Початок Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту Центральная ось, несущая сидячие цветки, утолщена. У початка часто сильно развиты крупные присоцветные листья с функцией защиты и привлечения опылителей. Кукуруза, антуриум
5 Зонтик Цветоножки отходят из верхушки стебля, цветки образуют плоскость или сферу. Вишня, лук
6 Головка Главная ось короткая и сильно утолщенная. На ней плотно расположены сидячие цветки. Клевер, люцерна
7 Корзинка Центральная ось разрастается, принимая форму блюдца, на ней плотно расположены мелкие цветки без цветоножек и венчиков, кроме наружного ряда, где венчики ярко выраженные. Одуванчик, подсолнечник
Сложные соцветия
Рацемозные
Двойная кисть Длинная основная ось, на ней растут простые кисти. Разновидностями являются сложный зонтик и сложный колос
8 Сложный колос На общей оси расположены простые колоски. Пырей, пшеница
9 Сложный зонтик Боковые оси несут простые зонтики. Дудник, морковь
10 Метелка У такого соцветия ответвлений больше, чем у двойной кисти, при этом нижние соцветия гораздо крупнее. Сирень, виноград, рис
11 Султан или ложный колос Представляет собой сжатую метелку. Лисохвост, тимофеевка
12 Вильчатое От основной оси отходят две ветви второго порядка. Медуница, окопник
Цимозные
13 Дихиазний От основных осей отходят 2 оси последующего порядка Герань
Монохазий — от одной материнской оси выходит одна дочерняя
14 Завиток Характерно симподиальное нарастание. Каждая предыдущая ось дает начало последующей. Незабудка
15 Извилина От главной оси ответвляются поочередно оси, несущие по одному цветку. Петуния
16 Плейохазий От основной оси отходят мутовчатые ветви. Бузина

Растения в процессе эволюции вырабатывают разнообразные способы для выживаемости вида. 

Это могут быть приспособления как вегетативные, так и генеративные. Появление соцветий является проявлением стратегии растений по увеличению количества семян и плодов, образующихся на одном побеге.

Эволюционно соцветия более выгодны для растений за счет повышения эффективности опыления и образования семян:

  • крупное соцветие легче заметят насекомые-опылители;
  • насекомое опылит большее количество цветков, так как расположены они близко друг другу;
  • большое количество цветков издает более сильный аромат, чем одиночный;
  • венчики в соцветии развиваются и раскрываются в определенной последовательности, таким образом увеличивается период цветения, увеличивая шансы на опыление;
  • увеличенное количество семян, образующихся из большого количества цветов.

Источник: https://nauka.club/biologiya/sotsvetie.html

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

орган семенного размножения растений, видоизмененный, укороченный и ограниченный в росте побег. Часть стебля под цветком, лишенная листьев, — цветоножка (1) продолжается в цветоложе (2). В центре цветка — пестик (6), образующий плодолистики, состоит из рыльца, столбика и завязи, защищающей семяпочку. Пестик окружен тычинками(9)  из тычиночной нити (7) и пыльника (8), каждая тычинка несет  4 микроспорангия (пыльцевых мешка).

Тычинки и пестики (главные части цветка) окружены венчиком из лепестков, вокруг — чашелистики (3). Лепестки (4) и чашелистики образуют околоцветник;  5-двойной околоцветник.

Чашелистики происходят от листьев и выполняют защитную функцию. Лепестки произошли от тычинок либо листьев и служат для привлечения насекомых-опылителей.

Число частей околоцветника, количество тычинок и пестиков у каждого вида постоянно. В состав цветка входят особые железы — нектарники, образующие нектар.

  • Цветки:
  • несущие и тычинки и пестики – обоеполые
  • имеющие только тычинки или только пестики – однополые
  • Растения:
  • на которых образуются тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки, однодомные (обоеполые)
  • если мужские цветки располагаются на одном растении, а женские — на другом, растения двудомные (однополые).

Соцветия

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

  1. специализированный цветоносный побег, который несет цветки и видоизмененные прицветные листья:
  2. простые (а)  — цветки расположены на главной оси:
  3. кисть—1 (с цветками на ножках, выходящих из пазух листьев: черемуха, ландыш, капуста)
  4. простой колос —2(соцветие из цветков на цветоносном стебле: подорожник),
  5. головка—5 (клевер),
  6. корзинка—6 (мелкие цветки расположены на цветоложе: одуванчик, подсолнечник)
  7. простой зонтик—4 (от верхушки стебля отходят короткие цветоножки: лук)
  8. щиток—7 (груша)
  9. початок – 3 (кукуруза)
  10.  сложные (б) – имеют ветвящуюся ось, на которой – цветки:
  11. сложный зонтик—8 (морковь, укроп, петрушка)
  12. сложный колос—10 (пшеница, рожь, ячмень)
  13. метелка—9 (овес, сирень).

Опыление

перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика:

самоопыление в пределах одного цветка происходит у растений, образующих нераскрывающиеся цветки, либо у обоеполых цветков, когда на одном растении образуются и мужские и женские цветки (горох, ячмень)

перекрестное опыление — перенос пыльцы между цветками разных особей, осуществляется разными способами: с помощью насекомых, птиц, летучих мышей, ветра и воды (рожь, кукуруза, огурец).

У растений выработались различные приспособления, облегчающие опыление: лепестки цветков ярко окрашены, сильный запах, источаемый цветками, легкая пыльца, переносимая ветром и др.

Биологическая целесообразность перекрестного опыления в увеличении генетического разнообразия внутри вида

искусственное опыление

Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений происходит в цветке.

Строение семени.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студентуСоцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Семя – орган размножения цветкового растения, который образуется в результате двойного оплодотворения из семязачатка:

из оплодотворенной яйцеклетки формируется тело зародыша, состоящее из зародышевых органов: корешка, стебелька и почечки.  Зародыш – новое поколение, образующееся в результате развития зиготы и имеющее диплоидный набор хромосом. Стебелек переходит в корешок — зачаток главного корня. Вверху стебелька находятся семядоли (зародышевые листья) с запасными питательными веществами

эндосперм —  триплоидная питательная ткань, формирующаяся в результате двойного оплодотворения из триплоидной клетки (центральное ядро+спермий).

ткань, покрывающая зародышевый мешок снаружи, превращается в кожуру семени.

Плод

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

  • вместилище семян цветкового растения. Образуется в результате двойного оплодотворения из завязи пестика и служит для сохранения и распространения семян:
  • по количеству пестиков, из которых образовался плод:
  • простые – из одного пестика (боб, стручок, орех, яблоко)
  • сборные  – из нескольких пестиков (малина – сборная костянка, земляника – сборная семянка, шиповник – сборный орешек)
  • соплодия – собрание плодов растения, которые при созревании остаются единым целым, образуются из соцветия (свекла, инжир, шелковица, ананас)
  • по характеру околоплодника:
  • сочные (ягода, яблоко, тыквина, костянка)
  • сухие  (зерновка, семянка, коробочка, орех, боб, стручок)
  • по числу семян:
  • односемянные (костянка, орех, семянка, зерновка)
  • многосемянные (боб, стручок, коробочка, ягода, яблоко, тыквина)
  • Сухие односеменные плоды  – семянка, зерновка, орех (подсолнечник, рожь, лещина).
  • Сухие многосеменные плоды  – боб, стручок, коробочка (соя, капуста, мак).
  • Сочные односеменные  – костянка (вишня, слива, абрикос).
  • Сочные многосеменные  – ягода (виноград, томат).
  • Особые виды сочных многосеменных плодов:
  • – яблоко – завязь погружена в ткань цветоложа (яблоня, груша, айва);
  • – тыквина – околоплодник твердый, образован из нижней завязи (огурец, дыня);
  • – померанец – многогнездный плод, образованный из верхней завязи (апельсин, лимон, мандарин).

Приспособления плодов к распространению связаны со способом распространения – животными, ветром, водой. Крючки, зацепки, цвет, вкус, летучки, парашютики и др. приспособления обеспечивают расселение растений.

Двойное оплодотворение

половой процесс у покрытосеменных растений (1898 г., С.Г. Навашин). В оплодотворении участвуют 2 спермия: 1 сливается с яйцеклеткой, 2 – с центральным ядром зародышевого мешка. В результате образуются:

  1. из зиготы – зародыш семени
  2. из оплодотворенного центрального ядра – триплоидный эндосперм семени
  3. из семязачатка – семя
  4. из завязи – плод.

Тематические задания

  • А1. Корневую систему растения образуют корни
  • 1) стержневые
  • 2) боковые
  • 3) придаточные
  • 4) все виды корней

А2. Какую из функций корни не выполняют?

  1. 1) закрепление растения в почве
  2. 2) всасывание минеральных растворов солей
  3. 3) запасание органических веществ 
  4. 4) образование органических веществ
  5. А3. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
  6. 1) придаточные
  7. 2) боковые
  8. 3) главный
  9. 4) все виды корней
  10. А4. Корневой чехлик защищает зону
  11. 1) проведения
  12. 2) всасывания
  13. 3) роста
  14. 4) деления
  15. А5. Цветки развиваются из почек
  16. 1) вегетативных
  17. 2) генеративных
  18. 3) верхушечных
  19. 4) спящих
  20. А6. Если в одном узле побега развивается 3 и более листьев, то расположение листьев на этом побеге называется
  21. 1) очередное
  22. 2) супротивное
  23. 3) мутовчатое
  24. 4) спиральное
  25. А7. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа
  26. 1) растут из почки
  27. 2) делятся на одинаковые функциональные зоны
  28. 3) имеют почки     
  29. 4) растут своей верхушкой
  30. А8. Простыми называют листья с
  31. 1) сетчатым жилкованием
  32. 2) одним черешком и одной листовой пластинкой
  33. 3) одним черешком и несколькими листовыми пластинками
  34. 4) несколькими черешками и несколькими листовыми пластинками
  35. А9. Конус нарастания стебля образован тканью
  36. 1) покровной
  37. 2) образовательной
  38. 3) механической
  39. 4) основной
  40. А10. Вода и минеральные соли передвигаются по:
  41. 1) сердцевине
  42. 2) флоэме
  43. 3) ксилеме
  44. 4) коре
  45. А11. Камбий находится между
  46. 1) корой и лубом              
  47. 2) лубом и древесиной     
  48. 3) древесиной и сердцевиной
  49. 4) кожицей и пробкой
  50. А12. К главным частям цветка относятся
  51. 1) чашечка и венчик    
  52. 2) завязь и цветоложе 
  53. 3) пестик и тычинки
  54. 4) венчик и семязачаток
  55. В1. Выберите элементы внутреннего строения стебля
  56. 1) камбий                         
  57. 2) столбчатая ткань         
  58. 3) сердцевина                   
  59. 4) ситовидные трубки
  60. 5) зона роста
  61. 6) зона всасывания
  62. В2. Выберите элементы внутреннего строения листа
  63. 1) губчатая паренхима    
  64. 2) хлоропласты            
  65. 3) склереиды                
  66. 4) трахеиды
  67. 5) устьица
  68. 6) каменистые клетки
  69. ВЗ. Определите последовательность расположения зон корня, начиная снизу
  70. A) зона всасывания   
  71. Б) зона роста             
  72. B) зона проведения
  73. Г) зона деления
  74. Д) корневой чехлик
  75. В4. Определите последовательность зон стебля на его поперечном разрезе
  76. A) пробка
  77. Б) кожица 
  78. B) сердцевина
  79. Г) камбий 
  80. Д) луб 
  81. Е) древесина
Читайте также:  Барокко - в помощь студенту

Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/mnogoobrazie-organizmov-stroenie/4-4-5-tsvetok-i-ego-funktsii-sotsvetiya-i-ikh-biologicheskoe-znachenie

Биологическая роль соцветия

Соцветие – группа цветков, расположенных на цветоносе в определенном порядке. Соцветия в основном развиваются на верхушках побегов.

В зависимости от вида растения число цветков в соцветии может варьировать от 1-3 у гороха до нескольких сотен. В соцветиях некоторых пальм – десятки тысяч цветков. В соцветиях различают главную и боковые оси.

В зависимости от наличия или отсутствия ответвлений от главной оси различают 2 группы соцветий: простые и сложные (рис.1).

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Рис. 1 Строение простых и сложных соцветий

У простых соцветий (рис.2,3) цветки находятся на главной оси. К простым соцветиям относятся: кисть, колос, початок, щиток, зонтик, корзинку, головка.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Рис.2 Разновидности простых соцветий

В соцветии кисть на длинной главной оси на цветоножках располагаются отдельные цветки (смородина, капуста, сурепка, черемуха, ландыш). По мере приближения к верхушке цветоножки укорачиваются.

Соцветие колос очень похоже на соцветие кисть. Отличие лишь в том, что цветки в нем не имеют цветоножек, т. е. являются сидячими (подорожник и др.).

Соцветие початок схоже с простым колосом, только главная ось его толстая (кукуруза, каллы).

В соцветии щиток на удлиненной главной оси расположены цветки на цветоножках разной длины. За счет более длинных цветоножек нижних цветков все цветки соцветия оказываются на одном уровне (яблоня, груша, боярышник).

В соцветии зонтик главная ось укорочена, и цветоножки, имеющие почти одинаковую длину, отходят как бы из одного места (лук, женьшень, примула).

В соцветии головка сидячие цветки (или на очень коротких цветоножках) плотно расположены на укороченной и утолщенной главной оси (клевер).

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Рис.3 Соцветие головка (клевер)

В соцветии корзинка сидячие цветки плотно расположены на укороченной и плоской расширенной оси (одуванчик, василек, ромашка, подсолнечник).

Сложные соцветия (рис.4) состоят из нескольких простых соцветий, т. е. цветки в них располагаются на боковых осях.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Рис.4 Примеры сложных соцветий

В соцветии метелка (сложная кисть) от главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых расположены цветки (виноград, сирень, просо, овес, рис)(рис.5).

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Рис.5 Метелка (сложная кисть) сирени

В сложном колосе отдельные колоски сидят на главной оси (пшеница, рожь, ячмень, пырей).

Сложный зонтик состоит из множества простых зонтиков. Его можно представить как простой зонтик, на каждой цветоножке которого расположено несколько цветков (морковь, укроп, тмин).

Сложный щиток – от главной оси отходят разной длины боковые щитки. По длине они выравниваются с главной осью (рябина).

Завиток – от главной оси с единственным цветком отходит другая ось с единственным цветком, а от той — ось третьего порядка и так далее, при этом все цветки направлены в одну сторону  (медуница, незабудка, окопник).

Биологическая роль цветков и соцветий

За красоту и благоухающий запах многие культурные растения выращивают в цветниках. Они имеют большое эстетическое значение.

Аромат цветов связан с выделением ими эфирных масел. Цветы обладают большим спектром лечебных свойств и широко используются в медицине и парфюмерии. Цветки ромашки, липы, календулы и многие другие высушивают и добавляют в состав различных сборов и препаратов.

Бутоны каперсов солят и консервируют, готовят приправы для придания вкуса пище. Из бутонов гвоздики готовят специи. Нектар цветков липы придает особый аромат и целебные свойства меду. Цветочная пыльца также широко используется в медицине для приготовления лекарственных препаратов.

Соцветия имеют важное биологическое значение, потому что обеспечивают большую вероятность опыления. Ведь в них собраны очень мелкие цветки,которые по отдельности неприметны и не привлекают насекомых-опылителей (бабочек, шмелей, жуков).

У ветроопыляемых растений в соцветиях, не прикрытых листьями, лучше происходит отдача и улавливание пыльцы, разносимой воздушными потоками. Растения образуют плоды с семенами только после опыления.

Соцветия – группа цветков, расположенных в определенном порядке, для эффективного опыления. Они бывают простые и сложные. Простой колос (подорожник) – сидячие цветки на общей оси, сложный колос собран из простых колосков (пшеница, ячмень).

Кисть как колос – только цветки с цветоножками (смородина, ландыш), сложная кисть – метелка (сирень, виноград). Щиток – цветоножки разной длинны и цветки сходятся на одном уровне: простой (яблоня, боярышник), сложный щиток (рябина).

Простой зонтик – из одной точки отходят цветоножки одинаковой длины (лук, примула), сложный зонтик (морковь, укроп).

Также к простым соцветиям относятся: початок – утолщенная ось с сидячими цветками (кукуруза, каллы), корзинка – сидячие цветки на расширенной оси (одуванчик, подсолнечник) и соцветие головка у клевера.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

максимум из 20 баллов

Место
Имя
Записано
Баллы
Результат
Таблица загружается
Нет данных

Источник: https://bio-lessons.ru/biologicheskaja-rol-socvetij/

Урок 28. Соцветия, их значение в жизни растения

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока — комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Соцветия, их значение в жизни растения
  9. Цели: продолжить формирование представления о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать знания о соцветии, познакомить с основными видами соцветий и их био­логической ролью.
  10. Оборудование и материалы: биологический конструктор «Строе­ние цветка», кусочек пластилина, картон для игры «Биологический конструктор» (для каждого ученика); таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», схемы и изобра­жения различных соцветий; цветущие комнатные растения, гер­барии цветущих растений; разборная модель «Цветок вишни».
  11. Ключевые слова и понятия: одиночный цветок, соцветие, про­стые соцветия и сложные соцветия, главная ось, боковые оси, сидячие цветки, цветки на цветоножках; различные типы соцве­тий: кисть, простой колос, початок, корзинка, головка, простой зонтик, щиток, завиток, метелка (сложная кисть), сложный зон­тик, сложный колос
  12. Ход урока
  13. Актуализация знаний
  14. Игра «Биологический конструктор»
Читайте также:  Форматы видеофайлов - в помощь студенту

Для игры нужно заранее подготовить биологический кон­структор «Строение цветка», как описано в творческом домашнем задании к уроку 27, — комплект на каждого ученика: 6 лепестков, 6 чашелистиков, 12 тычинок, 12 пестиков. Можно попросить уче­ников изготовить элементы цветка по трафарету учителя. Каждому выдается комплект элементов конструктора, пластилин, картон.

Учащимся дается задание собрать цветок с простым около­цветником и двойным. Затем ученики собирают полный цветок, женский и мужской. Учитель контролирует качество выполнения задания. При нехватке элементов конструктора на весь класс за­дание можно дать индивидуально нескольким ученикам.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

  • Биологический диктант
  • (Учитель зачитывает определения, а учащиеся записывают термин, подходящий к нему, или вставляют пропущенное слово.)
  • Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя.
  • Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета.

.Венчик, лепестки которого срастаются между собой.

.Венчик, как правило, окружен окрашенной в зеленый цвет … .

Совокупность чашечки и венчика цветка.

Если у цветка присутствует и чашечка, и венчик, такой околоцвет­ник называют . .

Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), такой околоцветник называют … .

Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, то их называют . .

Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, то их называют … .

  1. Женский орган у покрытосемянных растений.
  2. Мужской генеративный орган цветка.
  3. Часть стебля, к которой прикрепляется цветок.
  4. Ось цветка, к которой прикрепляются его основные части: чаше­листики, лепестки, пестики, тычинки.
  5. Верхняя часть тычинки, внутри которой развивается и созревает пыльца.
  6. Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы.
  7. Цветки растений, в которых имеются как мужские органы (тычин­ки), так и женские (пестики).
  8. Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных особях.

(После выполнения работы учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа. Работу можно проводить также в ка-честве контроля знаний с последующей проверкой и выставле¬нием оценок.)

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Каким органом по своим функциям является цветок? (Цве­ток — генеративный орган растения.)

Какова основная функция цветка? (Цветок служит для се­менного размножения растений.)

Какие растения имеют одиночные цветки? (Тюльпан, вью­нок, нарцисс, роза, гербера.)

  • (Учитель демонстрирует изображения одиночных цветков, комнатные растения с одиночными цветками, срезанные деко­ративные растения в вазах, гербарии.)
  • Но у большинства растений цветки собраны в пышные со­цветия.
  • (Учитель демонстрирует изображения различных соцветий, цветущие комнатные растения, гербарии.)

Попробуйте самостоятельно дать определение понятия «со­цветие». (Ответы учащихся.)

Соцветия — группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия? (Одиночные цветки чаще всего быва­ют более крупными, чем цветки, собранные в соцветия.)

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Как вы думаете, в чем заключается биологическое значение соцветий? (Ответы учащихся.)

Биологическое значение соцветий состоит в том, что боль­шое количество расположенных рядом цветков (особенно мелких) увеличивает вероятность их опыления, а следовательно, и опло­дотворения.

В каждом соцветии можно выделить главную ось. Среди мно­жества различных соцветий выделяют две основные группы: про­стые соцветия и сложные. Если все цветки соцветия расположены на главной оси, его называют простым.

Цветки на главной оси мо­гут быть сидячими (вспомните, что такое сидячий цветок), а могут прикрепляться к ней посредством цветоножек.

Но если от главной оси отходят боковые оси, на которых расположены цветки, то со­цветие называют сложным.

  1. Давайте более подробно рассмотрим строение простых и сложных соцветий.
  2. Самостоятельная работа учащихся с учебником
  3. Пользуясь текстом, заполните таблицы.
  4. Простые соцветия

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Тип со­цветия Описание Примеры растений Рису­ нок
1 2 3 4
Кисть От длинной главной оси отходят цветоножки, на которых расположе­ны цветки Капуста, лан­дыш, черемуха
Про­стой колос Сидячие цветки (без цветоножек) расположены на одной главной оси Подорожник, ятрышник, вер­бена
Поча­ток Главная ось сильно утолщена (она толстая и мясистая), на ней располо­жены сидячие цветки Кукуруза (жен­ское соцветие), белокрыльник
Кор­зинка Главная ось утолщена и имеет блюд­цевидную форму, на ней расположе­ны многочисленные мелкие сидячие цветки Астра, подсол­нечник, ромаш­ка, одуванчик, осот, бодяк, календула
Голов­ка Главная ось укорочена и имеет була­вовидную форму, на ней тесно рас­положены сидячие цветки или цвет­ки на очень коротких цветоножках Клевер, черно­головка, цефалярия
Про­стой зонтик Главная ось укорочена, цветоножки, имеющие практически одинаковую длину, отходят как бы от одного места Примула, виш­ня, лук
Щи­ток На удлиненной главной оси рас­положены цветки на удлиненных цветоножках таким образом, что сами цветки оказываются на одной высоте Груша, спирея, калина
Зави­ток Главная ось заканчивается цветком, под ним образуется ось второго порядка, также заканчивающаяся цветком, и т. д. Окопник ле­карственный, незабудка

Сложные соцветия

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Тип со­цветия Описание Примеры растений Рису­ нок
  • Метелка
  • (слож­ная
  • кисть)
От главной оси отходят мно­гочисленные ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия Сирень, виноград, мятлик, овес, просо
Слож­ный зонтик От укороченной главной оси отходят простые соцветия (зонтики) Морковь, петруш­ка, укроп, тмин, борщевик
Слож­ный колос На главной оси расположены отдельные короткие колоски, образованные несколькими цветками Пшеница, рожь, ячмень

(Учитель проверяет выполнение работы, взяв на проверку тетради нескольких учеников, а некоторые учащиеся отвечают с места. Учитель комментирует ответы и дополняет их. Особое внимание необходимо обратить на примеры растений, так как в учебниках их может быть недостаточно.)

  1. Закрепление знаний и умений
  2. Ответьте на вопросы.
  3. Какова основная функция цветка?
  4. Что такое соцветие?
  5. Какова основная биологическая роль соцветий?
  6. Каковы размеры одиночных и собранных в соцветия цветков?
  7. Приведите примеры растений, имеющих одиночные цветки.
  8. Какие соцветия называют простыми?
  9. Приведите примеры простых соцветий.
  10. Какие соцветия называют сложными?
  11. Приведите примеры сложных соцветий.
  12. Приведите примеры растений, имеющих соцветие кисть.
  13. Приведите примеры растений, имеющих соцветие корзинка.
  14. Приведите примеры растений, имеющих соцветие простой колос.
  15. Приведите примеры растений, имеющих соцветие сложный зонтик.
  16. Приведите примеры растений, имеющих соцветие сложный колос.
  17. Подведение итогов урока

Прочитать параграф, знать основные термины, уметь различать соцветия по описанию и схематическому изображе­нию. (Учебник И.Н. Пономаревой § 23; учебник В.В. Пасеч­ника § 29.)

Закончить заполнение таблицы (нарисовать каждое со­цветие).

Творческое задание. Придумать сложное соцветие, состоящее из нескольких простых. Нарисовать схему этого соцветия.

Создать объемные модели различных соцветий из проволоки (лучше всего взять толстую медную проволоку, так как она легко гнется и достаточно хорошо сохраняет форму), цветного картона, пластилина.

Из цветного картона вырезать по трафарету силуэты цветков, сделать из проволоки каркас соцветия (оси и цветонож­ки) и прикрепить на них цветки.

Узлы соединения проволоки можно дополнительно укрепить пластилином.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Рассмотреть строение соцветия сережка. Такие соцветия имеют: мужские со­цветия лещины, дуба, грецкого ореха, ивы, тополя, березы, бла­городного каштана. Нарисовать схему этого соцветия, описать его. На какое соцветие больше всего похоже соцветие сережка? Каковы различия? Узнать, какое строение имеют женские соцве­тия этих растений.

  • Соцветияпростыеисложныецветки
  • соцветиявидеоурок
  • Соцветие
  • Презентация. Соцветия (Ботаника)
  • Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_28_sotcvetiya_ih_znachenie_v_zhizni_rasteniya_082501.html

Соцветия растений, биологический смысл, простые и сложные соцветия

Цветки могут быть одиночными либо собранными в группы. Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в соцветия?

Количество цветков в соцветиях может быть различно: от небольшого количества у большинства растений (в пределах десятка) до сотен, а у некоторых растений — до десятков тысяч (агавы, пальмы).

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту

Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром. Когда цветки собраны в группы, насекомые-опылители могут быстрее перемещаться от одного цветка к другому, перенося пыльцу с тычинок на рыльце пестика.

Также небольшие цветки, объединённые в соцветия, стают более заметными и привлекают ос, пчел, бабочек.

Читайте также:  Программное обеспечение - в помощь студенту

У ветроопыляемых наличие такой конструкции повышает возможность оплодотворения, а также дают большее количество плодов, чем одиночные цветки.

Существуют различные типы соцветий, которые классифицируют по разным признакам, но чаще всего выделяют простые и сложные.

Простые соцветия

Простые — соцветия, где цветки находятся на основной оси, и ветвление не превышает второй порядок (примеры, черёмуха).

К простым относятся: кисть, щиток, колос, початок, сережка, зонтик, головка, корзинка.

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студентуПростые соцветия

Соцветие кисть — отдельные цветки, расположенные на удлиненной оси. Цветоножки каждого цветка имеют примерно одинаковую длину (резеда, люпин, черемуха, ландыш).

Щиток — у нижних цветков более длинные цветоножки, чем у верхних. Благодаря этому все цветки расположены почти в одной плоскости (груша).

Колос — на главной удлиненной оси находятся сидячие цветки. Простой колос характерный для многих видов подорожника, злаковых, вербена.

Початок отличается от колоса мясистой утолщенной осью, цветки лишены цветоножек, соцветие часто окружено листьями (кукуруза).

У сережки в отличие от кисти свисающая ось (ива, смородина), она достаточно длинная, с плотно расположенными цветками.

Зонтик — цветоножки отдельных цветов разной длины отходят от верхушки стебля, как спицы зонтика. Цветки располагаются в одной плоскости или куполообразно (лук, вишня).

Головка — на укороченной и расширенной главной оси находятся тесно сближенные цветки (клевер).

Самый специализированный вид простого соцветия — корзинка, которая встречается у растений семейства Сложноцветные.

Корзинка представляет собой множество мелких сидячих цветков, которые располагаются на укороченной и утолщенной блюдцеобразной оси. Снаружи корзинка имеет обвертку из одного или нескольких рядов прицветных листьев (подсолнечник, василек).

Сложные соцветия

  • Сложные соцветия состоят из нескольких простых соцветий, при этом ветвление идет выше второго порядка (примеры, пшеница, рожь).
  • В зависимости от вида нарастания и направления раскрывания цветков сложные соцветия делят на:
  • Рацемозные— с моноподиальным нарастанием осей, а раскрытие цветков начинается с основания, постепенно достигая верхушки (примеры, иван-чай).

Цимозные— с симподиальным нарастанием осей, при этом вырастают равнозначные оси, каждая из которых заканчивается цветком. Раскрытие цветка начинается с верхушки и заканчивается основанием (например, медуница).

Рацемозные

К сложным рацемозным относятся: двойные кисти, метелка, вильчатое соцветие, шишка.

Двойные кисти — характеризуются длинной основной осью, на которой расположены пазушные простые кисти. Встречаются у растений из семейства Мотыльковые. Сложный колос и зонтик являются разновидностями двойной кисти.

  • У сложного колоса на общей оси расположены простые колоски. Сложный колос характерный для пшеницы;
  • cложный зонтик — на боковых осях находятся простые зонтики (морковь, укроп).

Метелка имеет больше ответвлений, чем двойная кисть, а также нижние простые соцветия у них сильнее развиты, чем верхние (сирень, бирючина, виноград). На ветвящейся главной оси располагаются кисти либо простые колоски.

Есть и иные варианты этого соцветия. Если идет снижение числа простых соцветий в верхнем слое, метелка стает щитковидной (калина, бузина, рябина).

Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студентуСложные соцветия

Вильчатое соцветие — основная ось дает две супротивные ветви второго порядка (примеры, медуница, окопник).

Шишка — представляет собой плодовую часть и соцветие хвойных деревьев. Формируется из чешуек, которые расположены в виде колоса.

Цимозные

К сложным цимозным соцветиям относятся: дихиазии, монохазии, плейохазии, тирс.

Цимоиды — основная ось не прослеживается. Выделяют три типацымозных соцветий: дихазии, монохазии и плейохазии, что зависит от количества боковых ветвей, сменяющих исходную.

Дихиазные — имеют несколько осей, от которых отходят 2 оси следующего порядка. Новые оси формируются в верхней части исходной, приобретая вид ложных зонтиков.

Монохазии — из каждой исходной оси выходит лишь одна дочерняя. Когда соцветие отцветается, оно похоже на кисти или колосья. Среди монохазий есть извилины и завитки.

  • Завиток — основная ось с одним цветком дает ось другого порядка, а та третьего и так дальше. Примером служит соцветие незабудки.
  • извилины — при этом цветки высших порядков возникают поочередно то с одной стороны, то с другой в отношении к цветкам низших порядков (петуния).

Плейохазии характеризуются наличием одной материнской оси, которую сменяют мутовчатые ветви (пример, бузина).

Тирс — моноподиально нарастающая основная ось с прикрепленными соцветиями-цимоидами. Тирсы встречаются часто, типичные представители семейства Яснотковые, Бурачниковые.

Растения одного семейства могут иметь как простые, так и сложные соцветия. К примеру, для бобовых таковыми являются кисть или метелка.

По наличию и характеру прицветных листьев (прицветников) соцветия классифицируют на:

  1. Фрондозные — обладают прицветниками с достаточно развитыми пластинками (примеры, фуксия, вербейник, фиалка).
  2. Брактеозные — прицветники имеют вид чешуеобразных листьев (примеры, ландыш, вишня).
  3. Эбрактеозные — прицветники не развиты (примеры, представители семейства Капустные).

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (8

Источник: https://animals-world.ru/socvetiya-rasenij/

14. Соцветия, их строение, классификация и значение

Соцветие — это побег или система побегов, несущих цветки. На узлах осей соцветия располагаются такие же листья, как на вегетативной части побега, или видоизмененные, утратившие способность к фотосинтезу, — прицветники, а на узлах цветоножки — прицветнички.

Биологическое преимущество соцветий перед одиночными цветками заключается в повышении гарантии опыления, в уменьшении вероятности повреждения цветков неблагоприятными факторами среды, обусловленное их постепенным распусканием.

Соцветия имеют большинство растений. Различают два типа соцветий: сложные, когда цветки располагаются на разветвлениях главной оси, и простые, когда цветки с цветоножками или без них располагаются непосредственно на главной оси.

  • Соцветие. Биологическое значение соцветий - в помощь студенту
  • Сложные соцветия в зависимости от способа нарастания осей делят на: симподиальные (определенные) — ось заканчивается цветком, распускание цветков идет от верхушки к боковым ветвям или центробежно, если цветки расположены в одной плоскости; и моноподиальные (неопределенные) — ось нарастает неопределенно долго, расцветание цветков идет от основания к верхушке или центростремительно, если цветки расположены в одной плоскости.
  • Сложные симподиальные соцветия:
  • монохазий — главная ось заканчивается цветком; под ним образуется ось второго порядка, также увенчанная цветком, и т. д.; если подцветочные оси отходят в одну сторону, то образуется завиток, если же попеременно то в одну, то в другую сторону — образуется извилина; завиток, у которого боковые разветвления укорочены, называют клубочком;
  • дихазий — под цветком образуются две супротивные оси, каждая из которых также заканчивается цветком и также дает две подцветочные оси, повторяющие такой же способ ветвления, и т. д.;
  • плейохазий — от главной оси, несущей один верхушечный цветок, отходит больше двух подцветочных осей, образующих мутовку из монохазиев или дихазиев;
  • тирс — на главной оси располагаются указанные выше соцветия, чаще имеет пирамидальную форму.

Сложные моноподиальные соцветия:

  • метелка — очень разветвленное соцветие, нижние боковые разветвления ветвятся сильнее, чем верхние;
  • щиток — метелка, у которой цветки расположены более или менее в одной плоскости;
  • сложный колос — главная ось образует разветвления, на которых расположены цветки без цветоножек; эти разветвления называют колосками;
  • сложный зонтик — расстояния между осями второго порядка укорочены, и они отходят от верхушки оси первого порядка; расстояния между цветоножками укорочены, и они расположены на верхушке оси второго порядка; нередко листья у основания осей второго порядка образуют общую обвертку, а у основания цветоножек — частную обвертку.

Кроме перечисленных имеются сложные соцветия, называемые агрегатными. Они образованы сочетанием различных типов соцветий. Например, у тысячелистника агрегатное соцветие — корзинки, собранные в щиток; у овсяницы, мятлика — колоски, собранные в метелку.

Простые соцветия с удлиненной осью:

  • кисть — главная ось несет цветки с цветоножками, обычно одинаковой длины;
  • колос — главная ось несет цветки без цветоножек;
  • сережка — повислый колос, то есть колос с мягкой осью; после цветения соцветие обычно опадает;
  • початок — колос с сильно утолщенной осью, окружен одним или несколькими листьями, так называемым покрывалом, или крылом.

Простые соцветия с укороченной осью:

  • зонтик — соцветие, у которого главная ось укорочена, и цветоножки, имеющие почти одинаковую длину, отходят от верхушки оси;
  • головка — зонтик, у которого цветки или без цветоножек, или очень короткие;
  • корзинка — верхушка главной оси разрастается в виде ложа, на котором расположены плотно сомкнутые цветки; верхушечные листья скучены и образуют обвертку.

Цимоидные соцветия — это обширная группа соцветий. Среди цимоидных соцветий выделяют два основных типа: цимоиды и тирсы. Цимоиды, как правило, представляют собой упрощенные тирсы. Тирсы — это разветвленные соцветия, причем степень разветвления уменьшается от основания к верхушке.

Главная ось тирса нарастает моноподиально, но парциальными соцветиями того или иного порядка являются цимоиды.Тирсы, главная ось которых заканчивается цветком, называются закрытыми, в противном случае они считаются открытыми.

В зависимости от степени разветвления боковых осей выделяют плейотирсы, у которых цимоиды размещаются на осях третьего и более высоких порядков; дитирсы, у которых цимоиды расположены на осях второго порядка; и монотирсы, у которых цимоиды находятся непосредственно на главной оси соцветия Внешнее сходство тирсов с кистью , колосом , сережкой , зонтиком или головкой позволяет говорить о кистевидном, колосовидном, сережковидном, зонтиковидном, головковидном тирсах и т.п. Тирсы легко преобразуются в другие типы соцветий в ходе редукции (уменьшения) числа боковых осей, укорочения междоузлий и т.д. Тирсы встречаются у растений очень часто. Например, тирс — соцветие конского каштана. Тирсы различных типов представляют собой соцветия многих губоцветных . Соцветия березы — сережковидный тирс.

Источник: https://vseobiology.ru/konspekty-k-gosam/8-botanika-gos/14-14-sotsvetiya-ikh-stroenie-klassifikatsiya-i-znachenie

Ссылка на основную публикацию