Сократ: поиски достоверного знания — в помощь студенту

Кругозор

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сократ. Философ, изменивший правила игры

5 октября 2016 16 845 просмотров

Алена Лепилина

У нас вышла новинка «Философия. Краткий курс» от Пола Клейнмана, автора краткого курса по психологии, быстро ставшего популярным. Принцип автора остался тем же: просто о сложном. На этот раз Пол дает короткие увлекательные уроки, которые проведут вас через историю человеческой мысли. И первый урок — философия Сократа.

Мудрец, который ничего не записывал

Сократ родился в Афинах примерно в 469 г. до н. э. и умер в 399 г. до н. э. Философы-досократики занимались изучением природы и окружающего мира, а Сократ уделял особое внимание человеку. Он занимался вопросами морали и нравственности, пытался определить, что такое добродетельная жизнь, обсуждал общественные и политические проблемы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Нахождение числа по его дроби, дробные выражения - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Его философские труды и идеи заложили основу западной философии.

Хотя Сократ и считается одним из самых мудрых людей в истории человечества, сам он никогда не записывал своих мыслей. Мы знаем его работы благодаря трудам его учеников и современников (в основном Платона, Ксенофонта и Аристофана).

Античная философия. Переворот

Сократу часто приписывают высказывание: «Если не изучать жизнь, то не стоит и жить». Сократ был убежден: чтобы стать мудрым, человек должен понять себя. По его мнению, поступки человека — прямое следствие его знаний или невежества.

Сократ верил, что люди должны заниматься саморазвитием, а не сосредоточиваться на накоплении материальных ценностей.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Он пытался понять разницу между тем, что значит быть добрым и совершать добрые дела. Новый, уникальный подход Сократа к знаниям, совести и нравственности стал поворотным в античной философии.

Метод Сократа

Сократ, вероятно, наиболее известен благодаря методу ведения разговора, который получил название в его честь — метод Сократа. Сократ начинал обсуждать какую-то тему с учеником.

Задавая вопросы, он выявлял основную движущую силу, которая формировала убеждения оппонента, и так приближался к истине.

Своими вопросами Сократ подчеркивал противоречия в мышлении собеседника, что позволяло ему прийти к единственно верному заключению.

Метод Сократа (elenchus — др.-греч. «испытание») заключается в опровержении утверждений. Можно выделить следующие шаги «сократовской» беседы.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

  1. Собеседник выдвигает тезис, который Сократ считает ложным. Или Сократ задает собеседнику вопрос, например: «Что такое мужество?»
  2. Когда собеседник отвечает на вопрос, Сократ описывает ситуацию, с позиции которой ответ собеседника не имеет смысла, и настаивает, чтобы тот признал противоречивость своего изначального тезиса. Например, если оппонент говорит, что «Мужество — это стойкость души», Сократ может опровергнуть его утверждение заявлением, что «Мужество — это хорошо», а вот «Упорство без благоразумия — это плохо».
  3. Оппонент соглашается с противоречивостью своего суждения, а Сократ изменяет это утверждение так, чтобы включить в него исключение из правила.
  4. Сократ доказывает, что утверждение оппонента ложно и верно обратное. По мере того как оппонент меняет свою формулировку, Сократ продолжает ее опровергать. Тем самым ответы собеседника Сократа становятся всё ближе к истине.

Благодаря методу Сократа можно научиться критически мыслить, логически выстраивать свои аргументы, а также находить и ликвидировать слабые места в своей позиции.

Учение Сократа было столь отличающимся от других, что появился термин «досократики», то есть «философы, разрабатывавшие свои учения до Сократа». И утвердился он в 1903 году благодаря немецкому филологу Герману Дильсу (1848–1922).

На самом деле Сократ жил в одно время с большинством философов, которых относят к «досократикам». И термин не подразумевает, что они физически существовали до Сократа.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Скорее, он отражает различия в идеологии и принципах. Многие досократики создавали философские тексты, которые, к сожалению, не сохранились. Наше представление о них основано на сохранившихся фрагментах их работ, а также цитатах в работах более поздних историков и философов, обычно отличавшихся предвзятостью.

Первая научно-философская школа досократиков была основана в городе Милете, на западном побережье Анатолии (территория современной Турции). Тремя главными ее представителями стали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Это милетская школа. Пифагор и Гераклит Эфесский — тоже относятся к досократикам. Как и Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский и Мелисс Самосский, а также Левкипп и Демокрит.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Полюбите ее тоже. Это здорово.

По материалам книги «Философия. Краткий курс»

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/10/05/sokrat-filosof-izmenivshij-pravila-igry/

Сократ. Философия Сократа

О великом философе Сократе, у наших современников нет достаточной информации, многое является загадкой. При жизни он не оставил никаких записей. Только из работ его учеников Платона и Ксенофонта, мы можем составить представление о жизни Сократа.

Жизнь Сократа и даже его смерть считаются ярким примером и образцом мудрости и добродетели.

Мы знаем, однако, что он был сыном Софрониска и Файнарети из муниципалитета Алопеки, родился в Афинах в 470 году до н.э. Он женился в старости на Ксантиппе, в браке родилось 3-е детей.

Сократ (Σωκράτης) знаменит тем, что в корне изменил философское учение от природного рассмотрения на реального человека.

Философия Сократа

Главной отличительной чертой афинского философа была его высокая мораль, простой и скромный образ жизни, добродушный юмор, искренность и остроумие. Сократ считал, что лучшим способом для жизни человека — сосредоточится на саморазвитии, а не вести погоню за материальными благами.

Он призвал других сконцентрироваться больше на дружбе и чувстве общности, потому что это лучший способ выжить вместе. Достоинство стоит больше, чем что-либо в идеальной жизни, все свои речи посвящал поиску добродетели. Истина лежит в тени существования и может быть только одна, независима от наших желаний и человек должен подчинятся ей.

А сначала нужно её найти, пройдя через размышления, сомнения, противоречия.

По Сократу, философ должен помочь человеку найти свою истину, не предлагать готовые ответы, а стараться сориентировать его в многочисленной стихии мыслей и идей.

Знаменитый диалог или метод Сократа, базировался на дискуссии между двумя индивидуумами в форме «вопрос-ответ». Такой метод позволял ему исследовать глубину мыслей собеседника.

За философскими исследованиями наблюдали многие, в основном это были молодые люди. Они образовали вокруг него группу, которая не представляла собой школу, потому что Сократ не учил систематически, он вёл беседу с людьми любого социального класса.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

В отличие от софистов (платные древнегреческие преподаватели убеждения и красноречия), Сократ не брал деньги у своих учеников. Он избегал участия в политике и предпочитал вести свой собственный независимый курс.

Он считал себя оводом и что укусы овода беспокоят самодовольных граждан, пробуждая их от дремоты.

Сократ считал, что самопознание должно быть достаточным, чтобы жить хорошей жизнью, приравнивал знание к добродетели, считал что, люди могут достичь абсолютных знаний, но не всегда это проходит безболезненно, сравнивал познания с болью родов, также обязательным условием он считал логику.

Сократ говорил, что когда люди действуют неэтично делают намеренно, желания их берут верх над их разумом.

В противном случае, человек не знает, что является правильным, а что нет, для этого просто не хватает знаний о том, как подобает вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Таким образом, мы ответственны за то что мы знаем, а что нет и поэтому мы ответственны за наше собственное счастье. Выводы, которые из этого делал философ, были названы «парадоксами».

Знаменитая фраза Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю», имела продолжение: «но другие не знают и этого». Он побуждал людей заботиться о своей душе, познавать себя, потому что только так мы можем узнать себя, только тогда можем начать заботиться о себе.

Он считал душу как истинную сущность человеческой добродетели, то, что позволяет заполнение человеческой природы путем поиска и совершенствования. Самопознание это мудрость и оно может отличить правильное от неправильного (и для нас и для других).

Каждый день все сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между удобной конвенцией или преданностью истине и разуму. Сократ считал, что мы никогда не должны делать плохо, даже в ответ на негативный выпад в наш адрес.

Развивать в себе такие качества как смелость, мудрость, скромность, уметь признавать своё невежество и всегда оставаться человеком.

Смерть Сократа

Обвинили Сократа в неуважении к богам и развращении молодёжи. На тот момент ему было 70 лет. Его смерть таит ещё больше загадок, чем его жизнь. 

Одно из предположений было, что Сократ оказался «козлом отпущения», что его смерть была слабительным лекарством от зол Афин.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

                                                                     тюрьма Сократа в Афинах 

Сократ сказал, что ни один истинный философ не боится смерти: «Я считаю, что всё то что случилось со мной это хорошо и те кто считает, что смерть это плохо — не правы. Более того, ни один демон не высказал противоположную точку зрения, что означает, что я говорю правильно.

 Является ли смерть небытием и потерей сознания или как говорят другие это миграция души из этого мира в другой. При условии, что нет сознания, а сон тронутые мечты, то смерть будет невыразимой прибылью. Потому что если кто-то хочет спать спокойно, я считаю, что это будет одна из лучших ночей своей жизни. По существу вечность будет одна ночь.

Но если смерть это путешествие в другое место, где все мертвы, то что может быть лучше, чем это? Будет возможность общаться с Гомером, Орфеем, Гесиодом?

Если это так, то дайте мне умереть снова и снова! Я встречу тех, кого присудили к смерти, как Паламиди и сравню страдания всех.

Прежде всего, я буду иметь возможность продолжать искать истину и неправильное знание, как в этом мире и постараюсь найти то, что имеет смысл.

Так что давайте радоваться смерти и знаю, что ничего плохого не может случиться с хорошим человеком, до или после смерти. Боги не допустят этого.

Я ясно вижу, что умереть и быть свободным является лучшим для меня, я не сержусь на моих обвинителей, потому что я не пострадал, хотя, конечно, они не желают мне хорошего. И ещё, когда подрастут мои сыновья, я хочу просить вас, чтобы вы наказали их, если они будут стремиться к богатству, а не к добродетели».

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Источник: https://www.thisgreece.ru/istoriya/261-sokrat

Философия Сократа: кратко и понятно

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии.

Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле.

Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону.

Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание.

До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого.

Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу.

Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать.

Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей.

Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его.

Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания.

Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Читайте также:  Банкротство - в помощь студенту

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству.

Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы.

Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html

Сократ — бессмертный мудрец

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту«Люди, вы должны были видеть Сократа, когда войска бежали из Дилоса. В этой битве я имел возможность лучше любоваться им, поскольку в этой битве я был на коне и не так боялся. Он шел так спокойно, наблюдая наш народ и врагов, и было очевидно для всех, даже для тех, которые были далеко, что если кто-то попытается прикоснуться к нему, то он будет защищать себя очень отважно», — генерал Алкивиадес о Сократе в книге Платона «Симпозиум».   

Сократ (ок. 470—339 до н.э.) родился в золотую эпоху Греции. В это время он видел подъем демократии после правления тиранов, он видел поднимающиеся из руин Парфенон и Акрополь, а все области музыки, искусства, литературы достигли своего зенита. Но он, когда вырос, также стал свидетелем упадка греческого общества, и, наконец, ощутил на себе испорченность Афин в возрасте 70 лет, когда афиняне осудили его на смерть.

Сократ является уникальной фигурой истории. Он воплощает сегодняшнее определение философа, который не заботится о материальных благах, а посвящает свою жизнь совершенствованию души через добродетель. «Добродетель — это когда вы избегаете преувеличений», — говорил он. Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками.

Он был женат и имел троих сыновей, работал сначала в качестве скульптора, но оставил работу, чтобы погрузиться в философию. Сократ не имел формального образования и не оставил никаких писаний. Мы знаем о нем от его студентов, в основном из литературных произведений того времени.

Сократ никогда ни от кого не принимал деньги и никогда не обещал предоставить знания или успех. Плохо одетый, без обуви, он ходил с утра до ночи по рынкам или гимнастическим залам, бесконечно обсуждая темы со всеми, кто хотел заниматься под его руководством.

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Мудрость Сократа

Сократ стремился обсуждать вопросы на основе того, что мы сейчас называем «сократовский метод». Он выслушивал молча обсуждение и задавал вопросы, как будто он ничего не знал об этой теме, пока вывод не вытекал от всех участников спора.

«Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили», — утверждал философ. Он имел дар возглавлять переговоры, даже если собеседник не хотел соглашаться. И некоторые люди возненавидели его за это.

Ведь Сократ мог доказывать свою позицию без высокомерия, и они не могли сказать, что он был неправ.

Известный в то время дельфийский оракул однажды, когда у него спросили, кто мудрее всех на свете, сказал, что все ученые мудры и справедливы. Но всех мудрее Сократ. Услышав это изречение, последний сказал лишь одно — «я знаю то, что ничего не знаю», намекая на то, что человеческая мудрость очень ограниченна, а мудр только бог.

Как-то к Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ, я должен тебе сказать, что твой друг…
— Подожди, подожди, — перебил Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
— Какие?
— Первое — это сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это правда?
— Не знаю, я так слышал…

— Достаточно! А просеял ли ты эти слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — это что-то доброе, созидающее?
— Не знаю.

Наверное, нет!
— Ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?
— Нет, необходимости в этом нет!

— А значит, — сказал мудрец Сократ, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

Спокойствие Сократа

Однажды Сократ поздней ночью возвращался с пира. Несколько юношей, прослышав об этом, решили подшутить над ним. Они запаслись факелами, масками и устроили ему засаду. Философ, однако, не испугался, спокойно остановился и стал задавать молодым людям вопросы, как привык это делать в Ликее или в Академии.

Ксантиппа, жена Сократа, утверждала, что, несмотря на множество перемен в городе и в их собственной жизни, Сократ всегда выходил из дому или возвращался в него с одним и тем же выражением лица. Так он легко свыкался со всем и никогда не терял присутствия духа.

О желании

Некто Сократу, насколько великое благо достичь желаемого. На что философ возразил: «Ещё большее, между прочим, не пытаться чего-нибудь желать».

  • Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студентуСократ и Антисфен
  • Однажды Сократ заметил, что Антисфен, его ученик и основатель кинической школы, выставляет напоказ дыры на своей одежде, и сказал: «Хватит красоваться».
  • Смерть Сократа

Афинское правительство дало ему выбор: молчать или принять смерть от яда. Он предпочел выпить яд. Когда Сократ взял чашу с ядом, один из учеников его воскликнул: «Ты умираешь невинным!» «Разве ты хочешь, чтобы я умер виноватым?» — возразил Сократ.

Это была судьба многих мудрецов и после него.

Если бы Сократ жил в другой эпохе, вполне вероятно, что люди преследовали бы его всё равно, поскольку он бы «создавал помехи» коррумпированным умам, которые не способны принимать вещи, находящиеся вне их собственных интересов.

Идеи Сократа и его метод преподавания сыграли определяющую роль в истории. Сегодня сократовский   метод используется в юридической школе, в психотерапии, в подготовке и развитии человеческих ресурсов, а также в планировании урока в классе. Предсказание дельфийского оракула сбылось, и до сих пор Сократ считается одним из самых мудрых и великих ученых.

  1. Афоризмы Сократа:
  2. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
  3. Мир скучен для скучных людей.
  4. Высшая мудрость — различать добро и зло.
  5. Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить. Сократ
  6. К родителям относись так, как ты желал бы, что бы твои собственные дети относились к тебе.
  7. Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ ответил: «Делай, что хочешь, — все равно раскаешься».

Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/life/society/sokrat-bessmertn-j-mudrec-89310.html

Сократ: знание есть основа добродетели

Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания понятий «справедливость», «добро» и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Отыскивание знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками само по себе создавало как бы особые этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа.

Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа.

Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства.

Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обществе V века уже не было гармонии между добродетелью и счастьем.

Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них.

В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных «мудрецов», подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы.

В 399 году до н. э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов.

За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом.

Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства — те самые законы, в подрыве которых он был обвинен.

Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, что он счастливый человек.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии.

Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый — традиционный — фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов.

Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций — «нигилиста» и разрушителя авторитетов.

Источник: https://filosofka.ru/emergence/sokrat-znanie-est-osnova-dobrodetel/

Познание и самопознание в философии Сократа

Я знаю, что  ничего не знаю… О том, что такое добродетель, я ничего не знаю… И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыс­лить и понять, что она такое.

Сократ.

 

Введение

Сократ (около 470 – 399 гг. до н. э.) – античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ.

В истории  философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и, героической личности сохранилось и в последующие времена. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература.

И, тем не менее, в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что сам Сократ не написал и строчки философских трудов (те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции на аудиторию).

В силу этого учение Сократа реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь  сократических диалогов раннего Платона, сведений историка Ксенофонта, Диогена Лаэртского, а также идейных противников Сократа (комедиографа Аристофана) и книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа.

Все это очень затрудняет воссоздание подлинно исторической фигуры Сократа.

И всё же в историко-философской традиции фигура Сократа занимает особое место: его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии.

Сократ подводит черту под прежним (отныне “досократическим”) периодом философствования, характеризовавшемся наивным реализмом (натурфилософские картины мироустройства от Фалеса до атомистов).

Поставленный Сократом вопрос  о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания.

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя». В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.

Каким образом осуществляется процесс познания и самопознания по   Сократу

·   Самопознание по Сократу

 «Познай самого себя» — это изречение, или формула мудрости, приписываемая одному из «семи мудрецов»1 (обычно Хилону или Фалесу), была начертана среди других аналогичных изречений и заповедей («Ничего слишком», «Заручился —  разорился») на фронтоне Дельфийского храма. Знаменательно и то, что дельфийское изречение, известное до Сократа и после него, закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.

Сократовская установка на самопознание, то есть превращение проблемы человека и «человеческих дел» в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и остаётся весьма актуальной и по сей день.

Особый интерес в этой связи вызывает сократовское истолкование дельфийской заповеди. Если верить Ксенофонту, который не всегда вдавался в философские тонкости, смысл изречения сводился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полезность объективной самооценки.

Ксенофонтовский Сократ заявляет: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает,  что  он может  и  чего  он  не может.  Занимаясь  тем,  что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий.

Благодаря  этому он может определить ценность   также   и   других   людей   и,   пользуясь   также   ими,

        1 К семи мудрецам обычно причисляются Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Хотя в диалоге Платона “Протагор” Сократ в числе семи мудрецов вместо Периандра называет Мисона Хенейского.

извлекает пользу и оберегает себя от несчастий» (Ксенофонт. Воспоминания, IV 2, 26—27).

Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они ни были. Такой вывод   следует,  в   частности,   из   диалога   Платона   «Хармид»,  где

делается попытка выяснить смысл дельфийского изречения в связи с поисками определения благоразумия, рассудительности.

Итак, сократовское самопознание — это поиск общих (прежде всего этических) определений, это забота о своей душе, о своем назначении.

Ориентация на познание общего или всеобщего (нравственного и вообще идеального) в человеке, установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью для достижения благой и осмысленной жизни по необходимости приводили Сократа к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели. По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире.

·   Сократ о познании

Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души.

Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познается подобным.

Кроме того, душа — хранительница знаний, приобретенных ею ранее в вечных странствиях в этом и том мире; человеческое же познание — это, по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях.

Истинное познание — познание посредством понятий — доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость — это знание, но человек не в силах знать все. «…Человеку — говорил Сократ, — невозможно быть мудрым во всем.

Следовательно, что кто знает, в том он и мудр». Сократовское положение о мудрости знания человеческих границ своего знания и незнания— «я знаю, что ничего не знаю» — как раз и фиксирует отношение человеческого познания к божественному разуму.

Эта позиция имела как бы два облика: уничижительно-скромный — в своём обращении к божественному знанию, критично-ироничный — к человеческому знанию.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Чётко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека – познание и действование на основе знания.

Знания о человеке, формах его индивидуальной, общественной и политической жизни, его душе и теле, пороках и добродетелях и знания обо всём мире в целом – это, по Сократу, не различные знания, а лишь различные части единого знания об истине бытия.

Поэтому приближение к этому истинному знанию — цель не только для специально философского поиска истины, но и жизненный долг каждого человека, стремящегося к разумной и добродетельной жизни.

Философское, да и всякое иное познание при таком сближении знания и добродетели, гносеологии и этики предстает в качестве путеводительницы человека указующей ему нужные жизненные ориентиры.

  • Как видно из вышесказанного, Сократ рассматривал процесс познания весьма конкретно: на примере знания о том, что есть добродетель, справедливость и сам человек.
  • Тремя основными добродетелями Сократ считал:
  •   1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти), “Ничего сверх          меры”;
  •   2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);

  3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

В концепции Сократа о добродетели есть лишь один недостаток, который впоследствии отмечал Аристотель. Сократ говорил, что нравственный (“лучший”)  — это тот, кто знает, что именно есть добродетель и поступает в соответствии с этим знанием.

В этом смысле добродетель оказывается фактически тождественной мудрости, а наличие зла объясняется Сократом как рассогласование благих целей с неадекватными средствами их реализации. Таким образом, если знание приложимо (как знающий медицину является лекарем), значит, знающий добродетель, автоматически должен быть добродетелен.

Очевидно, что это соотношение далеко не всегда столь однозначно. Следовательно, заключал Аристотель, простое представление о том, что есть добродетель, бесполезно, и знанием добродетель не является.

Тем не менее, исходным пунктом, центром изучения  и внимания для Сократа был человек, субъект, его сознание и дух.

Нужно сказать, что Сократ был принципиальным врагом изучения природы. Работу человеческого разума  в этом направлении он считал нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представлялся Сократу творением божества, «столь великого и   всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует,   и обо всем имеет попечение«.

Нужны гадания, а не научные исследования,   чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении   Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим   ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно   выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал   делом ненужным и безбожным.

Сомнение должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию. Только таким   индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию   справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты   подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, — необходимо поэтому,   согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа   и в нем найти основу религии и морали.

Таким образом, основной   философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является   дух, сознание, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное,   не стоящее внимания философа.

Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму.

Можно сказать, что в словах: «…я ничего не знаю… И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать» — весь Сократ, почти вся «формула» его философии, весь пафос его поиска истины. Он был уверен, что незнание, точнее, знание о своем незнании, в конечном счете обернется знанием.

Иначе говоря, незнание является предпосылкой знания: оно стимулирует поиск, заставляет «поразмыслить и поискать».

С этой точки зрения у человека, не сомневающегося в истинности своих знаний и воображающего себя весьма сведущим во всем, нет большой потребности в поиске, в том, чтобы думать и размышлять.

И здесь нужно обратиться к истории, а, точнее, к новому тогда направлению в философии, современному великому мыслителю. Действительно, говоря о Сократе, нельзя не упомянуть о софистах, их взглядах на философию, точках соприкосновения и разногласиях с идеями Сократа. Его споры софистами во многом проливают свет на убеждения философа.

·   Сократ и софисты

В V в. до н. э. слово «софист» являлось почетным; им называли людей, отличавшихся своими способностями и талантами, познаниями и опытом в самых различных областях деятельности: выдающихся государственных деятелей, законодателей и стратегов; философов, врачей, поэтов, актеров и т. д.

Но с конца V в. до н. э. это слово, используемое в более узком смысле, относилось уже к платным учителям красноречия и философии.

Кроме того, оно начинает употребляться и в отрицательном смысле — как «лжемудрец», «шарлатан», «фокусник» (для распространения этого прозвища более всего постарался Платон).

Появление софистов и софистики (искусства убеждать) в античной Элладе, особенно в Афинах, сопровождавшееся четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания, было обусловлено развитием древнегреческой демократии и всем предыдущим ходом философской мысли, укреплением экономических и культурных связей между греческими полисами и расширением контактов с негреческим миром, знакомством обычаями   и  образом  жизни   других народов.

Источник: http://diplomba.ru/work/119583

«Правильные» вопросы Сократа

В своих диалогах Платон утверждает, что если задавать человеку «правильные» вопросы, то можно заставить его душу вспомнить то, что она знала в прошлых жизнях. Подлинное знание этом смысле — это припоминание тех идеальных образов, с которыми уже знакома разумная часть души человека. Но что же это за «правильные» вопросы, что позволяют душе вспоминать?

В диалоге «Федон», давая четыре доказательства бессмертия души человека, Платон следующим образом вводит тему знания как припоминания:

– Постой-ка, Сократ, – подхватил Кебет, – твои мысли подтверждает еще один довод, если только верно то, что ты так часто, бывало, повторял, а именно что знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом, – вот что с необходимостью следует из этого довода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. Значит, опять выходит, что душа бессмертна.– Но как это доказывается, Кебет? – вмешался Симмий. – Напомни мне, я что-то забыл.– Лучшее доказательство, – сказал Кебет, – заключается в том, что, когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно. Между тем, если бы у людей не было знания и верного понимания, они не могли бы отвечать верно. И кроме того, поставь человека перед чертежом или чем-нибудь еще в таком же роде – и ты с полнейшей ясностью убедишься, что так оно и есть.

Здесь идет явная отсылка к другому диалогу: в «Меноне» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с юношей-рабом Анитом, никогда не изучавшим геометрию.

Путем задавания Аниту ряда вопросов, Сократ фактически вынуждает Анита самостоятельно доказать теорему Пифагора.

Тем самым Сократ показывает, что знание универсальных принципов уже присутствовало в памяти души Анита и все, что было необходимо, — это вызвать нужное воспоминание.

И это нужное воспоминание вызывается (вернемся снова к предыдущей цитате) как раз с помощью «правильных» вопросов:

– Лучшее доказательство, – сказал Кебет, – заключается в том, что, когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно.

Что же означает это условие? В каком случае вопрос будет задан правильно? Я думаю, что здесь речь идет о мотиве. О том, ради чего задается тот или иной вопрос. Ведь в повседневной жизни мотивы наших вопросов могут быть самые разные:

  • Вы не подскажете, который час? (необходимость получить информацию)
  • И кто вам сказал, что это так? (сарказм, ирония, желание поддеть)
  • Неужели никто не знает, как победить коррупцию? (риторический, не требующий ответа)
  • И так далее…

Но среди многочисленных мотивов есть один очень важный: помочь. И, как следствие, среди многочисленных возможных вопросов есть один очень важный тип: вопросы-проводники. Я думаю, все школьные учителя и вузовские преподаватели очень хорошо знают этот тип вопросов.

Это когда тебе нужно направить мысль ученика в нужное русло и слегка его подтолкнуть к самостоятельным усилиям. Не докапываться своим вопросом, не экзаменовать, а именно направить и подтолкнуть, стимулируя его самостоятельные усилия. Он знает. Нужно лишь помочь ему вспомнить.

Конечно, подобный вопрос компетентно сможет задать лишь тот, кто сам уже прошел соответствующую часть пути.

Умение задавать подобные «правильные» вопросы составляет основу майевтики — искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание.

Сократ — родоначальник этого искусства — сам сравнивал его с работой повивальной бабки. Только она принимает роды тела, а Сократ принимал «роды» души человека.

Согласно Платону, душа каждого человека «беременна» идеями, и задача мудрого наставника — помочь ей разрешиться от этого бремени.

Возможно, это одна из причин, почему каждому человеку нужен учитель: самостоятельно разрешиться от бремени способен далеко не каждый.

Вадим Карелин

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a44061ef4a0dd69fa3a19f4/5d53f67aac412400acfeb361

Читать

Сократ за 90 минут

Введение

В своей книге «Сократ за 90 минут» Пол Стретерн предлагает краткий обзор жизни и идей Сократа. В книгу включены избранные высказывания философа, а также даты важнейших событий, произошедших как в судьбе самого Сократа, так и в истории его эпохи.

В начале всего существовал мир, и мы, в общем-то, не так уж много о нем знали. Но, невзирая на это, выжили. Озадаченный житель неолита, задавшийся вопросом о причине такого положения вещей, был первым из философов. Что, вообще говоря, происходит на свете? Зачем все вокруг?

На протяжении тысячелетий ответы, которые мы получали на эти вопросы, были не философскими. В них было всего понемногу: суеверий, сказочек, религии. Первым народом, который в VI в. до н. э. ответил на эти вопросы в философском духе, были греки.

Они использовали разумное наблюдение, не замутненное никакими ме тафизическими западно-африканскими племенными фетишистскими представлениями, связанными с суевериями. До сих пор остается тайной, каким образом на забытых богом берегах Эгейского моря был сделан этот крупнейший шаг в развитии человечества.

Китайцы, вавилоняне и древние египтяне в те времена отличались более высоким уровнем развития, их цивилизации были великими и могучими. Они также владели более совершенными технологиями и гораздо лучше знали математику.

Их мастерство в области шелкового производства, строительстве пирамид и предсказании солнечных затмений намного превосходило возможности древних греков.

А уж если сопоставлять запутанные и сложные религиозные представления китайцев, вавилонян и древних египтян с греческими мифами о похождениях олимпийских богов, то сравнение будет явно не в пользу греков. То была религия, задержавшаяся на начальной стадии развития (например, только для зрелых религиозных систем характерен вопрос о принесении в жертву человека).

Однако именно детскость древнегреческой культуры вполне может скрывать в себе разгадку этой тайны — во всяком случае, частично. Без нее могло вообще не произойти удивительного расцвета древнегреческой культуры, которая до сих пор считается основой западной культуры.

Наивная и прозрачная религия греков не оставляла места для богословского или умственного размышления.

До греков любые возникающие в умах людей вопросы о мироустройстве всегда находили свои ответы в религии, в результате чего метафизика и суеверия с неизбежностью проникали в сам процесс размышления и наблюдения:1 Астрономия вавилонян испытала на себе сильное влияние астрологии; математика египтян была пронизана религиозными суевериями. Когда же древние греки начали задавать умные вопросы, их культура не была отягощена подобным наследием.

Возможно, именно вследствие этого древнегреческая культура и начала развиваться с поистине чудесной быстротой. Например, если посмотреть, как развивалась греческая трагедия, то видно, что она родилась из упрощенного религиозного ритуала, превратившись затем в утонченную драму (почти не изменившуюся по форме данаших дней). Причем все это произошло в течение жизни одного поколения.

То же можно сказать и о философии: зародившись в середине VI в. до н. э., она уже к концу следующего столетия произвела на свет Платона, которого многие и поныне рассматривают как наиболее выдающегося представителя философии. В этом плане достижения древнегреческой философииVb. до н. э. до сих пор остаются непревзойденными. И только философия XX в.

демонстрирует новое качество и большое разнообразие.

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса Милетского, выходца из Малой Азии. Нам известно, что в 585 г. до н. э. он прославился тем, что предсказал солнечное затмение, которое произошло в тот год. (Это знание он почти наверняка списал с вавилонских источников.

) Фалес считается первым настоящим философом, потому что он первым попытался объяснить мир в терминах реально наблюдаемой природы, а не в образах мифологии. Это означало, что его заключения можно было проверить на истинность с помощью рациональных рассуждений. Главное положение философии Фалеса та ково: все в мире состоит из воды.

Таким образом, Фалес задал тон всей философии тем, что, фактически допустив ошибку, сделал неверное умозаключение.

После Фалеса философия быстро начала процветать. Философов становилось все больше. Все они дали целый ряд различных объяснений того, как устроен мир. Одни говорили, что мир состоит не из воды, а из огня, другие — что из воздуха, из светящихся элементов и т. д. Философов этого периода (середина VI — середина V вв. до н. э.

) — обычно называют досократиками. В большинстве случаев уцелели лишь отрывки из их философcких произведений — в письменном виде или в виде ссылок на них в других источниках. Несмотря на это, нам знакомы имена многих из них.

Пифагор, известный математической теоремой (которую он, строго говоря, открыл не сам), обнаружил, что числа играют основную роль в музыке (отчисловых пропорций зависит гармония). Это натолкнуло его на мысль о том, что мир, в конечном счете, состоит из чисел. Подобная теория не столь уж лишена смысла, как может показаться на первый взгляд.

Например, Эйнштейн считал, что Вселенную можно постичь и разъяснить посредством математических выражений, Современные ученые скорее придерживаются точки зрения, что мир состоит не из чисел, но тем не менее числа — от кварков и до квазаров — играют основную роль при его описании и определении.

Еще одним философом-досократиком, опередившим современную науку, был Демокрит. Он считал, что мир состоит из атомов. (Это было за две тысячи лет до того, как ученые пришли к той же мысли.)

Анаксагор был первым афинским философом, хотя совершенно точно известно, что он не был коренным жителем Афин, Его доставили из ионийского города Клазомены (Малая Азия) по. указанию Перикла, чтобы поднять уровень афинской образованности. Анаксагора трудно считать действительно великим философом.

Он отказался от традиции объяснять мир как состоящий из какой-то одной субстанции и настаивал на том, что мир состоит из множества субстанций. И действительно, все состояло из всего.

Пойдя по этому пути, Анаксагор вынужден был утверждать, что даже растения обладают особым разумом, что снег частично черен, а вода содержит в себе элементы сухости. Несмотря на то, что в качестве идей у Анаксагора выступают такого рода аномалии, все же надо признать его вклад в философию значительным.

Именно он является основателем афинской философской школы. К тому же именно Анаксагор, будучи учителем Сократа, познакомил город с его философией.

По преданию, Анаксагор также учил Перикла, который в дальнейшем стал движущей политической силой на протяжении всего золотого века Афин (с середины 440-х гг. до н. э. до конца 430-х гг. до н. э.).

В этот период был построен Парфенон, созданы величайшие греческие трагедии, скульптура Фидия (его Зевс стал в старину одним из семи чудес света), возникла классическая философия в лице Сократа. Неизвестно, какую роль сыграл Анаксагор во влиянии на Перикла (если он вообще сыграл какую-либо роль).

Известно другое: Анаксагор утверждал, будто Солнце — это разгоряченная скала, а Луна создана из земной тверди. За то, что Анаксагор выражал такие взгляды (по иронии судьбы, именно они оказались ближе всего к истине), его начали преследовать за безбожие, и ему пришлось бежать и навсегда покинуть Афины.

Таково первое настоящее доказательство того, что философию воспринимали всерьез, считая ее опасной для умов.

Сначала Анаксагор преподал эти уроки Сократу — уроки того, что философия одновременно серьезна и опасна. Как мы увидим, Сократ просто проигнорировал их. В результате пренебрежения первым заветом Анаксагора Сократ стал одним из наиболее общественно значимых философов. Пренебрежение вторым стоило Сократу жизни.

Лишь через добрых сто лет после своего зарождения философия вступила в наивысшую пору своего расцвета. Это было время творчества трех лучших философов, которых когда-либо видел мир.

Первым из них был Сократ, обладатель особого склада ума, который так подолгу беседовал на улицах Афин с гражданами о философии, что у него не находилось и часа времени, чтобы хоть что-нибудь записать.

Это означает, что мы знаем об учении Сократа лишь по сочинениям его знаменитого ученика Платона, и зачастую весьма сложно определить в этих сочинениях, какие мысли и положения принадлежат Платону, а какие — его наставнику.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=96693&p=8

Ссылка на основную публикацию