Регулирование внешней торговли — в помощь студенту

Регулирование внешней торговли – деятельность одного государства, направленная на развитие торговых отношений с другими государствами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Выделяют два основных направления такой деятельности – это протекционизм и либерализм: протекционизм – совокупность мер по защите отечественного рынка и захвату новых внешних, а либерализм – политика, предполагающая снижение численности барьеров для иностранных продавцов и создание условий свободой конкуренции (с принципами свободной конкуренции можно познакомиться здесь http://utmagazine.ru/posts/13938-svobodnaya-konkurenciya). В чистом виде либерализм и протекционизм не применяются – методы обоих направлений комбинируются в разных пропорциях.

Все методы регулирования условно классифицируются на две большие группы: таможенные и нетарифные. Методы первой группы предполагают взимание некоторой денежной суммы с продавцов, которые намереваются ввозить продукцию для реализации. Методы второй группы (всего их насчитывают более 50) заключаются в установлении запретов и квот.

Регулирование международной торговли: таможенные методы

Регулирование внешней торговли - в помощь студентуТрадиционным таможенным методом регулирования считается пошлина – сбор, взимаемый с лица, провозящего продукцию через границу (в любом направлении). Величина таможенной пошлины зависит от двух факторов: существующей системы налогообложения и стоимости услуг таможни. Нужно отметить две характерные черты таможенной пошлины:

  • Пошлина может взиматься только государством, поэтому поступает в федеральный, а не в муниципальный бюджет.
  • Импортная пошлина применяется лишь к ввозимым товарам, а экспортная – к вывозимым. Применение второй является очень редким.

Существуют разные взгляды на пошлину. Сторонники этого сбора аргументируют свою точку зрения тем, что пошлина всегда была значимым источником бюджетного дохода. Противники выдвигают несколько аргументов:

  • Пошлины приводят к межгосударственным разногласиям, в результате чего страны могут разорвать взаимовыгодные партнерские отношения.
  • Из-за пошлин конечные потребители вынуждены покупать импортные товары по завышенным ценам.
  • Импортные пошлины снижают занятость населения.

Пошлина – не единственный тарифный инструмент регулирования; применяются и экспортные субсидии – экономические льготы, предоставляемые экспортерам продукции (например, кредиты с пониженной ставкой).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Защита прав собственности на землю - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Регулирование внешней торговли: нетарифные методы

Регулирование внешней торговли - в помощь студенту

Самым распространенным нетарифным методом считается импортная квота – количественный предел иностранного товара, который может быть ввезен в страну. Пример реализации такого метода – квота на японские авто в США: нельзя ввозить более 2.3 млн. штук за год. Соединенные Штаты активно пользуются этим инструментом – в стране введены квоты на табак, мясо и другую продукцию. Плюс квот заключается в том, что они позволяют фиксировать уровень затрат на импорт, что особенно важно при пассивном торговом балансе, традиционно свойственном США.

В рамках нетарифного регулирования применяются и специальные барьеры – например, соблюдение экологических стандартов и особые требования к упаковке, а также дискриминация внешних партнеров. Пример последнего метода: в Колумбии импортеров стальных изделий долгое время обязывали за каждую ввозимую тонну приобретать некоторое количество местной стали.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/14156-regulirovanie-vneshney-torgovli

25 Внешняя торговля и методы ее регулирования — гос экзамен жуков 2011

25.        
Внешняя торговля и методы ее регулирования

В современных условиях внешнеэкономическая
деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику,
устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не
может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических
отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство.

Вместе с тем,
мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями
развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. В
этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности.

С одной стороны, важнейшей задачей
государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для
своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с
реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка.

С другой
стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость
либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых
отношений.

Можно выделить
следующие основные направления их
государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с
экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое
сотрудничество и промышленную кооперацию), валютно-финансовые.

В зависимости от способа государственного
воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить следующие формы
регулирования:

 — административные (методы непосредственного, прямого воздействия,
имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот,
использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.):

 — экономические (воздействие на экономические интересы участников
внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер —
налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного
курса и т.д.)

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики,
называемую иногда политикой свободной торговли. Следует заметить, что в чистом
виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не
встречается.

Наличие административных форм воздействия
на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с
проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики,
которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой,
вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с тем
отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических
формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в
области защиты сельского хозяйства.

Читайте также:  Теория конкурентных преимуществ - в помощь студенту

Внешнеэкономическая политика, носящая
умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов
открытой экономики и протекционизма.

Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с
реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифные
методы
направлены на регулирование
внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина — разновидность
акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через
государственную границу.

Функции пошлины:
фискальную — пополнение госбюджета; протекционистскую — защита отечественных
производителей; регулирующую,
связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

  • Классификации таможенных пошлин:
  • — по объекту обложения — выделяются
    импортные, экспортные, транзитные;
  • — по способу взимания — адвалорные
    (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические
    (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара),
    комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической
    ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму
    пошлины.

Нетарифные
барьеры
— ограничения внешней
торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные
подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди
нетарифных методов можно выделить следующие группы:

  1.  меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие
    следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование,
    соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины,
    компенсационные пошлины и сборы;
  2. меры
    косвенного ограничения
    , носящие
    неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа
    (направления) воздействия:
  3. · совокупность мер не направленных непосредственно на
    какие-либо ограничения  внешнеторговых
    отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:
  4. а) наличие определенных стандартов
    (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм,
    требования к упаковке, маркировке, доставке);

 б)
введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей;
отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и
предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков,
разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и
железнодорожные станции и т.д.)

  • ·  финансовые меры,
    регулирующие импортно-экспортные потоки:
  • а) специальные правила импортных платежей
  • б) множественные валютные курсы
  •  в)
    ограничения на накопление иностранной валюты
  •  г)
    импортные депозиты
  •  д)
    отсрочки импортных платежей
  •  е)
    субсидирование и кредитование экспорта.
  • Особое место в ряду нетарифных методов
    занимают паратарифные барьеры
    разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого
    товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную
    величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:
  •  — внутренние
    налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на
    добавленную стоимость)
  •  — различные
    таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за
    таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также
    регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы),
    специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового
    положения государства или защиты национального производства
  •  — декретированая
    таможенная оценка — установление таможенной стоимости определенных товаров,
    применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном
    порядке.

Государственное регулирование движения
капитала и валютно- финансовых отношений
. Важным направлением внешнеэкономических отношений государства
является регулирование иностранных
инвестиций и процесса вывоза капитала
(зарубежных инвестиций резидентов).

  1. Направления государственного воздействия:
  2. · иностранные
    инвестиции в национальной экономике
    :
  3.  —
    налоговые и таможенные льготы;
  4.  —
    гарантии против национализации иностранной собственности;
  5.  —
    возможность репатриации прибыли;
  6.  —
    предоставление концессий.
  7. · инвестиции
    резидентов в экономику других стран

    (зарубежные капиталовложения):
  8.  —
    ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
  9.  —
    определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного
    капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
  10.  —
    применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными
    инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
  11.  —
    установление условий, оговаривающих необходимость использования местных
    факторов и компонентов производств.
  12. Могут использоваться дополнительные
    инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций:
  13. Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную
    амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные
    льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления
    статуса «пионера»).
  14. Финансовые — получение займов и кредитов, представляемых в
    зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые
    социально- экономические задачи на уровне центрального или местного
    правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров,
    занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
  15. Нефинансовые — позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат
    и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных
    инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем,
    строительство дорог, организация свободных экономических зон.

Вторым направлением государственного
воздействия является регулирование вывоза
капитала
— процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж.

Официально
капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в
ссудной форме — в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и
физических лиц на банковских депозитах и различных счетах.

В развитых странах
государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер
государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций:
это меры информационной и технической поддержки инвесторов — содействие в
поиске зарубежного партнера, в организации предварительного
технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации
инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций — участие в капитале,
предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не
столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем
помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о
«бегстве» или «утечке» капитала за границу,

Особое место в системе государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное
регулирование может включать в себя валютные ограничения. Они связаны с
применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и
(или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей
резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу
кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения
капиталов. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/gosekzamenzukov2011/home/25

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности России

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Внешнеторговая политика государства — это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами.

Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений. Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение.

Внешнеторговая политика государства тесно связана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.

  • Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:
  • 1) внешнеторговая политика — составная часть внешней политики РФ;
  • 2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
  • 3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
  • 4) единство таможенной территории РФ;
  • 5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • 6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
  • 7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  • 8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

— таможенно — тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов;

— нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

  1. Таможенно — тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
  2. Элементами таможенно — тарифного регулирования являются:
  3. -Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин
  4. -Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  5. -Таможенная процедура
  6. -Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь).

Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы).

Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.

Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. В результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

Наряду с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/32419.html

Регулирование внешней торговли России в современных условиях

Современные государства связаны между собой системой международных экономических отношений. Первой формой таких связей в истории была внешняя торговля, которая в настоящее время выступает в качестве одного из определяющих факторов экономического развития государств.

Без внешней торговли невозможно эффективно интегрироваться в мировую экономику, найти свое место в системе международного разделения труда. На современном этапе внешняя торговля является важным фактором, который формирует структуру, определяет векторы развития и придает устойчивость российской экономике и Единому экономическому пространству ТС.

Любое государство, которое регулирует свою внешнюю торговлю, придерживается определенных принципов. Россия в этом вопросе должна исходить из собственных социально-экономических интересов.

При этом они не должны противоречить интересам других государств, входящих вместе с ней в Таможенный союз, ЕврАзЭС и СНГ.

Учитывая, что Таможенный союз является не самой высокой формой экономической интеграции, объединяющий только три страны, Российская Федерация должна придерживаться следующих принципов регулирования внешней торговли:

— защита прав и законных интересов не только российских субъектов внешнеэкономической деятельности, но и субъектов других государств ТС на едином экономическом пространстве этого союза; — поддержание в рамках ТС принципа равенства отношений со всеми участниками внешнеторговой деятельности, а также с третьими странами; — единство таможенной территории стран ТС и реализация принципа солидарной внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в этот союз; — выполнение обязательств Российской Федерации в рамках Таможенного союза и по международным договорам. Реализация прав, закрепленных этими договорами, решениями Комиссии ТС, а с января 2012 г. – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК); — обязательное согласование планируемых мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ с другими странами ТС с использованием механизма принятия решений, предусмотренного нормативно-правовыми актами этого союза; гласность в разработке, принятии и осуществлении этих мер, обоснованность и объективность их применения; — исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность и ущерба экономикам стран-участниц ТС, а также макроэкономике Единого экономического пространства ТС; — обеспечение права на обжалование в административном, судебном или ином правомерном порядке незаконных действий субъектов внешнеэкономической деятельности; — единство системы применяемых методов государственного регулирования на Единой таможенной территории и Едином экономическом пространстве; — последовательное обеспечение для всех стран ТС единого режима наибольшего благоприятствования в торговле с третьими странами. Национальные системы регулирования внешнеэкономической деятельности стран ТС способны оказывать воздействие на социальное и экономическое состояние Единой таможенной территории. Однако объединение государств в форме Таможенного союза предполагает совместную согласованную деятельность только в определенном экономическом пространстве. Она ограничена, во-первых, рамками беспошлинной торговли товарами и услугами внутри ТС и, во-вторых, единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами [1]. Вне этого пространства государства ведут национальную политику защиты своих интересов в тех областях, на которые не распространяется юрисдикция ТС. За пределами компетенции ТС государства продолжают использовать свои методы и формы регулирования экономических процессов, влияющих в том числе и на принятие решений в области внешней торговли. Однако по мере трансформации ТС до более высоких уровней интеграции, например, до единого экономического пространства и социально-экономического союза, будут расширяться области, в которых можно будет проводить единую социально-экономическую политику. В настоящее время вне рамок ТС остаются различные сферы и отрасли экономики, которые государство регулирует через госзаказы, национальную бюджетную, налоговую, страховую, банковскую и отчасти таможенную деятельность. Вне связи с другими странами Таможенного союза РФ использует национальные программы экономического развития, индикативное планирование, экономическое прогнозирование, систему государственного контроля и другие инструменты регулирования экономики. Процессы регулирования внешней торговли и других областей экономики государства тесно взаимосвязаны. Они не должны противоречить социально-экономическим интересам государств, входящих в ТС, и вызывать отрицательные внешние эффекты по отношению к ним. Цели и задачи регулирования внешней торговли ТС подчинены решению общих стратегических задач во внешнеэкономической сфере и задач в области развития экономической интеграции. Тем самым будут создаваться условия перехода на более высокие ступени интеграции, например, к Единому экономическому пространству (ЕЭП) с общим рынком не только товаров, но и капитала, рабочей силы, услуг, а затем и Социально-экономическому союзу, предусматривающему проведение единой политики в социальной сфере союзных государств.

Читайте также:  Одномерные задачи - в помощь студенту

Средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются исходя из конкретных экономических и политических условий. Основными целями государственного регулирования внешней торговли России после создания ТС и вступления в ВТО можно назвать:

— проведение более энергичной структурной перестройки экономики и товарной структуры внешнеторгового оборота с учетом расширяющегося потенциала внешнеторговых связей России в аспекте ее вступления в ТС и членства в ВТО; — создание таких благоприятных условий участия хозяйствующих субъектов в международном производстве, которые обеспечат им максимальный доступ к прогрессивным технологиям и без ограничений на мировые товарные рынки с учетом вновь открывающихся возможностей в связи с вступления в ВТО; — защита национальных внешнеторговых и иных интересов, интересов единого внутреннего рынка ТС от конкуренции со стороны третьих стран и их союзов с использованием мер, которые не противоречат уставу ВТО, законодательству ТС и международным договорам; — создание и поддержание благоприятных условий в области взаимоотношений с другими государствами, международными организациями и зарубежными партнерами. В современных условиях в международных экономических отношениях проявляются некоторые отличительные особенности. Так, во внешнеэкономической политике отдельных стран и интеграционных союзов государств усилилось противоречие между двумя основными трендами в их взаимоотношениях. С одной стороны, наблюдается коллективное стремление гармонизировать и консолидировать международные экономические, в том числе внешнеторговые отношения, а с другой – обостряется конкуренция между ними на мировых товарных рынках. Соперниками в конкурентной борьбе за ресурсы и рынки становятся новые формирующиеся экономические центры, такие, как Китай и Индия; союзы государств, например, БРИК; а также страны, выступающие с единых позиций, отвечающих их общим геополитическим интересам, этническим и религиозным взглядам. Во внешнеэкономической политике усилилась конкуренция между двумя ее традиционными направлениями: политикой протекционизма и политикой либерализации внешнеэкономической деятельности. Современный протекционизм ориентируется на применение разнообразных методов нетарифного воздействия на внешнюю торговлю. Количество таких методов постоянно возрастает, появляются новые их виды, а традиционные методы постоянно совершенствуются. Их использование трудно проконтролировать международным организациям и государствам. Протекционизм становится более индикативным (избирательным) и коллективным (блоковым), противостоять которому отдельным странам становится все труднее. Протекционизм в настоящее время отличается еще и тем, что более отчетливо проявляется его направленность по двум векторам. С одной стороны, это эффективный инструмент защиты национального предпринимательства и внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что можно рассматривать как пассивный аспект протекционизма. С другой стороны, государственный протекционизм чаще и целенаправленнее стали использовать для поддержания национального бизнеса в его экспансии на внешних товарных рынках. Либерализация внешнеторговой деятельности в период преодоления последствий мирового экономического кризиса больше проявляется внутри блоковых объединений государств, нежели вне этих блоков. Отдельные развитые государства больше декларируют политику свободной торговли, а на деле придерживаются политики избирательного или коллективного протекционизма с использованием механизма финансовых и экономических санкций. В традиционном понимании процесс либерализации внешнеэкономической деятельности связывается с расширением открытости экономик отдельных государств и их интеграционных союзов. Однако, несмотря на декларируемую свободу торговли со стороны экономически развитых стран, они, часто совместными усилиями, выстраивают сложную и коллективную систему ее регулирования, которая преследует не только экономические цели, но одновременно нацелена на решение задач геополитического, военного и ресурсного характера, которые, как правило, публично не декларируются. Усиление государственного регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических отношений между странами и их союзами оправдано, если оно направлено на развитие международной торговли, преодоление последствий мирового экономического кризиса, недопущение нового кризиса и защиту внутреннего производства, если ему угрожают зарубежные конкуренты. В России национальная система регулирования внешней торговли имеет следующие уровни: общегосударственный уровень, на котором формируется политика в этой сфере, предоставляются лицензии и квоты, осуществляется контроль над экспортом и импортом, делаются государственные экспортные заказы; уровень отраслей экономики, на котором государственная система регулирования внешней торговли создает благоприятные условия экспортным отраслям и производствам. Предусматривается также проведение контроля над экспортом стратегических товаров, защита предприятий, нуждающихся в государственной поддержке; уровень регионов и муниципальных образований, предприятия которых поставляют продукцию на экспорт. К системе государственного регулирования внешней торговли России подключены международные организации и институты, наднациональные органы управления ТС. Они осуществляют разработку рекомендаций; гармонизируют административные и таможенные процедуры, применяемые в международной торговле; совершенствуют правила и типовые документы; осуществляют контроль над порядком и выполнением согласованных обязательств и требований, принятых в мировой практике.

Современная система регулирования внешней торговли России должна соответствовать новым условиям внешнеэкономической деятельности, которые формируются образованием ТС и ее вступлением в ВТО.

Ближайшая цель этой системы – оказать субъектам внешнеторговой деятельности содействие в их стремлении выйти на мировые товарные рынки, относительно свободные от нетарифных и иных ограничений.

Вступление России в ВТО и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) являются шагами в этом направлении.

А.А. Сарян Статья из журнала «Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20)»

Примечания: 1. Киреев А.П. Международная экономика. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М., 2006. 416 с.

Источник: http://beintrend.ru/2012-12-05-06-06-47

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования

Веселова Н. А. Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования // Молодой ученый. — 2019. — №52. — С. 350-352. — URL https://moluch.ru/archive/290/65651/ (дата обращения: 19.03.2020).



В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, внешняя конкуренция, государственное регулирование.

В современных условиях, внешнеэкономическая деятельность является важным компонентом, формирующим структуру, динамику и стабильность национальной экономики. Сегодня нет такой страны в мире, которая сможет развиваться без эффективной системы экономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировую экономику.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1].

Основными субъектами внешнеторговой деятельности являются:

  1. Фирмы различных видов собственности, осуществляющие внешнеторговую деятельность:

– Федеральные государственные организации и предприятия.

– Участники международной мелкой оптовой торговли.

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, вовлеченные в рыночные отношения, регистрируются в таможенных органах.
  • Главная задача государственного регулирования внешнеторговой деятельности — создание благоприятных экономических и организационных условий развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности и повышение ее эффективности.
  • Задачи государства в рамках регулирования внешнеторговой деятельности:
  • – обеспечение стабильного роста активов платежного баланса;
  • – привлечение бизнеса и регионов для организации экономической деятельности;
  • – конкурентное размещение зарубежных закупок среди возможных поставщиков;
  • – регулирование внешней конкуренции на внутреннем рынке через механизм тарифных пошлин в целях поддержки собственных производителей и улучшения структуры-формирования роли импорта. [2]
  • Не менее важна защита национального рынка государством, где могут быть использованы такие инструменты как:
  • – пересмотр таможенных пошлин на импортные товары,
  • – введение квот
  • – упрощенное оформление таможенных документов, в том числе автоматизированное и удаленное предоставление услуг
  • Государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает прямые и косвенные способы. К прямым методам относится административный контроль:
  • – лицензии и квоты на экспорт и импорт — временные меры по стабилизации и насыщению внутреннего рынка,

– государственная монополия внешнеторговой деятельности — менее эффективный способ регулирования. Этот метод может применяться в виде исключительных прав на исполнение государственной компанией отдельных зарубежных операций или поддержание внешнеэкономических связей. В целом эти меры касаются методов нетарифного регулирования.

  1. Косвенные способы регулирования более эффективны и актуальны для развития международных отношений. К ним относятся налоги, в том числе:
  2. – таможенные пошлины
  3. – процентные ставки по валютным кредитам
  4. – ставка по облигациям
  5. – прочие ценные бумаги
  6. – выплаты денежных средств [3]
  7. Что касается современной системы управления в Российской Федерации, то сегодняшняя система регулирования внешнеторговой деятельности в РФ была окончательно сформирована в 2005 году. Данная структура разделена на три уровня:
  8. – Федеральный — принятие решений осуществляются государственными органами;
  9. – Региональный — решения принимаются органами власти в субъектах страны;
  10. – Местный — внешнеторговая деятельность контролируется местными органами власти. [3]

В таможенном кодексе излагаются принципы работы таможни (порядок перемещения через границу товаров, таможенные сборы, исполнение, мониторинг и другие инструменты для обеспечения таможенной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Таможенный тариф предназначен для регулирования внешней конкуренции на внутреннем рынке.

Система импортных пошлин — это защита национального производства от ввоза иностранных товаров. Этот принцип в то же время обеспечивает фискальные интересы государства, с целью пополнения доходов в бюджет государства.

  • Для обеспечения сбалансированного социально — экономического развитие РФ на основе внешнеэкономических отношений государство:
  • – осуществляет регистрацию иностранной экономической деятельности
  • – декларирует товары и другое имущество

Развитие международных экономических отношений требует ускоренной разработки инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обоснованием для иностранных инвесторов и кредиторов. Путем регулирования уровня цен на отечественные товары на мировом рынке, поддержание конкурентоспособности национальной экономики.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/290/65651/

Ссылка на основную публикацию