Расселение восточных славян к viii веку — в помощь студенту

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  •  ПРОИСХОЖДЕНИЕ 
    СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ:
  • 1. Сведения античных авторов
  • 2 .Три ветви славян
  • 3. Соседи восточных славян
  •  РАССЕЛЕНИЕ 
    ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
  • 1.«Русь»
  • 2. Общественное устройство восточных славян
  • 3. Религия восточных славян
  • 4.Хозяйство и быт восточных славян
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ВВЕДЕНИЕ

Процесс складывания Древнерусского государства был длительным. Создавшееся в X веке государство славянских племенных союзов, было далеко не прочным объединением.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Входившие в него князья союзов племен, племенные князья и их вооруженная знать обладали, еще достаточной силой, авторитетом и властью. Каждый присоединенный к Киеву племенной союз стремился, при первом же удобном случае отделится, и стать самостоятельным.

Наиболее ярко это проявлялось во взаимоотношениях древлян с Великим Киевским князем и его дружинной знатью. Процесс присоединения племенных союзов к Киеву, распространение на них политической власти Киевского князя ряд историков (Л.В Черепнин, Б.А Рыбаков, О.М. Рапов и др.) называют «окняжением» славянских земель.

Но все эти события происходили в X веке, а что же происходило ранее со славянскими племенами? Каков этногенез славян? Откуда пришли предки славянских племен? Вот эти и другие вопросы мы сейчас рассмотрим в рамках этой контрольной.

В данной контрольной работе я рассмотрел многие источники, взгляды современных 
историков и авторитетных историков 
прошлого.

Сами споры о происхождении 
и расселении основных славянских племен не угасают и в наше время. Я 
постараюсь дать читателю объективное 
представление о данной теме.

Покажу разнообразные мнения и факты 
ученых, историков, археологов, а на какую сторону встать читателю решать ему.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Излучение ансамбля статистически независимых осцилляторов - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Открытия 
археологов позволили говорить, что 
предки нынешних славянских народностей — праславяне известны с сер. II тысячелетия 
до н.э. Первые письменные сведения о 
славянах относятся к рубежу I тысячелетия 
н.э.

(греческие, византийские, арабские историки).

На основе этих сведений определялись следующая территория расселения западные, южные и восточные славяне 
жили к востоку от германцев: от Эльбы 
и Одера, до середины течения Днепра; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и 
Черного моря.

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, которое называется- первобытно-общинным.

Проблема 
этногенеза славян (этнос(греч.)-народ, генезис(греч.)-зарождение и развитие) относится к одной из самых 
сложных в науке. Для решения 
этой проблемы необходим синтез различных наук. Так, языкознание установила, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых.

Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с Балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло часть славян.

Славяне жили в центральной Европе и находились, прежде всего, с протогерманцами и протоитальянцами. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначения географических объектов, животных, растений.

В целом языкознание локализировалось первоначальной территорией обитания славян, где-то в бассейне реки Вислы. Правда есть среди лингвистов сторонники другой концепции.

Центром будущей славянской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы, особенно активно его отстаивает О.Н.Трубачёв.

Археология 
в изучение этногенеза славянских племен может оказать неоценимую помощь. Одно из наиболее спорных звеньев 
в цепочке, выстраиваемые археологами,- Черняховская культура, которую некоторые 
исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о полиэтническом характере этой культуры.

Черняховская культура была разрушена в процессе Великого переселения народов, которое 
приходится на IV-V вв. С северо-запада в Приднепровье пришли готы. Волна 
за волной из просторов центра Азии набегали орды кочевников, которые 
по мере своего продвижения, вовлекли в поток народы, населявшие Восточную 
Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути.

На смену 
гуннам пришли авары, на смену аварам — хазары и болгары.

Во времена 
Великого переселения народов славяне 
продвинулись далеко на запад и юг. Славяне в V-VI вв. жили уже по Лабе (Эльбе), а местами и западнее ее. Они распадались на ряд этнических общностей, занимавших обособленные территории.

По Висле и Варте до Одры (Одре) и Нейсе обитали племена польской группы. По верхней Лабе и ее притокам расселялись чешско-лужицкие группы. На нижней Лабе до Балтийского побережья 
жили многочисленные племена лютичей (вильцев) и ободрутов (бодричей).

На побережных островах Балтики обитали 
племена балтийской группы. К V веку славяне оказались в лесной и 
лесостепной зоне, где была малая 
плотность населения, а поэтому 
славяне не вступали с местным 
балтийским и угро-финским населением, мирно сотрудничая с ними.

Славяне 
несли с собой высокую земледельческую 
культуру, выработанную на юге.

Интересную 
точку зрения о праславянах выдвинул академик Б.А.Рыбаков. Опираясь на описание скифов в «Истории» Геродота, он утверждает, что уже тогда в 
среднем течении Днепра жили праславяне. Б.А.Рыбаков считает, что Скифия Геродота была населена различными племенами, ошибочно причисляемыми к скифам.

Ученый полагает, что настоящий интерес представляют скифы-земледельцы, или, как их называет Геродот, «скифы-пахари».

Для доказательства своей точки зрения он привлекает археологические материалы, которые 
позволили ему говорить о том, что в приделах Геродотовой Скифии на Среднем Днепре, на реках Буге, Днестре и Ворскле находилось земледельческие поселения, окрашенные целым рядом общих черт со скифской культурой, но отличавшиеся от скифов нескифским земледельческим хозяйством. Греки ошибочно, полагает. Б.А. Рыбвков, называли днепровских земледельцев скифами, тогда как сами они часто 
пользовались биографическим названием 
«борисфениты» (от греческого названия Днепра — Борисфен).

 Геродот 
приводит самоназвание днепровских 
земледельцев: сколоты — по имени 
мифического царя Кола-ксая (Солнце-царя). У сколотов в VII-VI вв. до н.э. 
было развито земледелие, скотоводство, ремесло, не границах с киммерийцами 
они воздвигли ряд крепостей.

 
Но полнокровное развитие общества 
сколотов в VII-III вв. до н.э. было 
прервано нашествие сарматов 
во II в. до н.э. Следствием этого 
было исчезновение на четыре 
столетия праславянской государственности.

 
Сарматское нашествие вообще 
сильно понизило уровень праславянской 
жизни, резкий подъем которой 
пришелся на эпоху императора 
Траяна (117-98гг. до н.э.).

Однако 
большинство исследователей не приняли 
эту точку зрения, считая, что 
ареал расселения праславян во времена 
Геродота, возможно, был невелик 
и захватывал в то время лишь северо-запад 
Украины.

Практически все исследователи 
соглашаются в том , что славяне 
вышли из единой индоевропейской 
общности в середине II тысячелетия 
до н.э., а отделение их от балтов произошло в I тысячелетии до н.э.

Многие ученые полагают, что на территории Восточной Европы славяне появились 
в VII-VIII вв. н.э., а на Севере (будущая 
Новгородская земля) в V в.н.э.

1.1 Сведения античных авторов

В то время 
значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники 
древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут 
севернее Карпат, по Висле и соседствуют 
феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге 
славяне расселялись до рубежей 
Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов — западных и южных 
антов.

  1. В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:
  2. «Эти 
    племена, славяне и анты, не управляемы одним человеком, но издревле живут 
    в народовластии (демократии), и поэтому 
    у них счастье и несчастье 
    в жизни считается общим.
  3.  Они 
    считают, что один только Бог, 
    творец молний, является владыкой 
    над всеми, и ему приносят 
    в жертву быков и совершают 
    другие священные обряды… У 
    тех и других один и тот 
    же язык… И некогда даже 
    имя у славян и антов было 
    одно и то же.»

Когда римляне 
в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия 
и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в 
работах Пилиния Старшего и Тацита.

Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме 
них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья 
до Карпат.

Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя 
в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими 
племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов 
к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе 
к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль 
Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов 
можно приблизительно представить 
территорию, занимавшую венедами. Эта 
территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье 
и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях 
византийских авторов : историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) — даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического 
строя.

«Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству 
или подчинению в собственной 
стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер.

Из произведений авторов мы видим, что 
славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии 
у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам 
с помощью речей и даров, в 
особенности тех, которые ближе 
к границам империи, а на других нападать».

Упоминание вождей у славян позволяет 
предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных 
и забирая огромную добычу.

 Они 
надвигались на Византию с 
Балкан и низовьев Дуная. Стремясь 
защитить свои границы от этих 
набегов и походов других народов, 
византийские императоры начиная 
с Юстиниана (518-527гг.) приглашали 
на службу славянских князей 
с дружинами, которые несли 
службу на Дунае, создавая там 
многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами — восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье).

Но существует точка зрения, что 
термин «ант» не имеет этнического 
значения и славяне, видимо, не употребляли 
его для самоназвания. Историки и 
археологи считают, что в VI в. н.э.

в лесостепной части современной 
Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е 
годы VI в.-начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что 
слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е.

какую-то окраинную 
территорию, но вовсе не Украину, как 
это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

  • 1.2 Три ветви славян
  • Очень важно 
    отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:
  • Венеды
  • Анты
  • Склавены

Иордан 
в своем произведении «О происхождении 
и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена 
Венедов.

Склавены живут от города Новнетуна 
и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса.

Анты — сильнейшие из обоих племен — распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее 
время археологи установили, что 
этим сведениям можно доверять.

Ими 
выведено три основных ареала распространения 
славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого 
пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так 
же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен.

Другая 
культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра 
и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд 
культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская 
и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья 
и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В.В.

Седова в 
последнее время принимается 
очень многими специалистами, следует 
подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян — восточных, южных и 
западных; все названные районы расселения славянства — праславянские группировки. Как считают исследователи, современные 
ветви славянства возникают в 
результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв.

части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной 
Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И.И.Ляпушкин, полагают, что именно с того времени 
славяне совершенно ясно различимы 
в истории. Тех славян, которые 
расселились по территории Русской 
равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами».

В 
современной историографии закрепилось 
название «восточных славян».

1.3 Соседи восточных славян

Чтобы ясно представить картину расселения и жизни восточных славян, необходимо сказать пару слов о соседях славян.

Славяне в процессе Великого переселения 
народов активно соприкасались 
с кочевыми народами. Гуннская держава 
во главе с Атиллой, занимавшие земли 
между Волгой и Дунаем, дошедшая границ Франции в Европе, распалась 
после смерти предводителя в 453г.

, и 
гунны были отодвинуты на восток. В 
середине VI в. н.э. возник Аварский союз кочевых племен, занимавший южные 
степи. В него вошли тюркоязычные племена аваров, угоро-финские и 
монгольские племена.

Аварский союз подчинил болгар-тюрков Приазовья и 
Прикаспия, продвинулись до Дуная. Авары 
создали свою державу — Аварский каганат, подчинив славянский союз дулебов (Прикарпатье). Было это во времена правления 
византийского императора Ираклия (610 — 641гг.).

Авары вступили в борьбу с Византией, от которой потерпели 
тяжелое поражение в 626г., после 
чего Аварский каганат распался.

Источник: https://student.zoomru.ru/history/rasselenie-vostochnyh-slavyan/262783.2368637.s1.html

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

  • Восточнославянские племена на территории Древней Руси
  • В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % — Украины и 98 % — Белоруссии.
  • Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе до сих пор является одним из самых дискуссионных в исторической науке.

Большинство историков считают древнейшими восточнославянскими археологическими культурами зарубинецкую и черняховскую.

Зарубинецкая археологическая культура относится к железному веку и датируется III в. до н. э. — III в. н. э. Была распространена на территории современной западной и центральной Украины, южной Белоруссии, на западе России. Открыта в 1899 г. археологом В. Хвойкой и названа так по названию села Зарубинцы (Черкасская обл., Украина). Черняховская культура датируется II-IV вв.

Охватывала территорию современной Украины, Крыма, Молдавии, Румынии. Название свое получила от села Черняхов (Киевская обл.), близ которого В. Хвойка в 1900 г. обнаружил могильник (кладбище), относящийся к данной археологической культуре.

Первые письменные сведения о славянах относятся к I в. н. э. Римские авторы в своих трудах описывали славянские племена под именами венеды, анты, склавины. Впервые сведения о племени венедов встречаются в «Естественной истории» римского историка Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.).

Плиний называет венедов в числе народов, живущих в бассейне реки Вислы. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 56 — ок. 117 г. н. э.) указывает, что венеды жили в северной части Подунавья и в лесной полосе Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Часть венедов на рубеже VII-VIII вв.

, по-видимому, переселилась восточнее Вислы.

Более полные сведения о славянах содержатся в труде готского епископа Иордана, жившего в VI в. Из его произведений следует, что в VI в. славяне заселяли территорию от Среднего Подунавья до Нижнего Днепра.

Арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан после 922 г. оставил уникальные описания быта и политического устройства славянских племен.

Византийские источники упоминают и славян, и антов, которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикон», были похожи по своему образу жизни и обычаям. О близости славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. — Прокопий Кесарийский.

Отечественным источником о древней истории славян является «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный свод (сборник) начала XII в., написанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись охватывает период славянской истории от библейских времен и заканчивается 1117 г. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 г.

  1. Славянские племенные союзы
  2. Согласно сведениям «Повести временных лет», на Восточно-Европейской равнине проживали 15 восточнославянских племен (племенных союзов).
  3. Восточнославянские племена
  • Ильменские словене были названы так по озеру Ильмень, которое находилось в их владениях. Столицей племенного союза был город Новгород, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Городами на территориях ильменских словен были Ладога, Старая Русса, Псков.
  • Кривичи жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Изборска, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Мурома. Название племени происходило от имени князя Крива, который объединил под своей властью все малочисленные племена, проживавшие на этой территории. На землях кривичей впоследствии возникла Москва.
  • Полочане расселились на берегах реки Полоти, впадающей в Западную Двину. Главным городом племени был Полоцк.
  • Дреговичи жили на берегах реки Припяти. Получили свое название от слова «дряговина» («болото»). Здесь находились города Туров и Пинск.
  • Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима.
  • Вятичи проживали в бассейне Верхней и Средней Оки. Получили название от имени своего князя Вятко. На земле вятичей располагалась Рязань.
  • Северяне были самым северным восточнославянским племенем (междуречье Десны и Сейма). В их землях стояли города Новгород-Северский и Чернигов.
  • Поляне, населявшие земли вокруг Киева и Переяславля, назывались так от слова «поле». Их главным занятием было земледелие, что способствовало развитию у них сельского хозяйства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, начавшее процесс объединения всех восточнославянских племен в единое государство.
  • Русичи жили по течению реки Рось, от названия которой произошло название племени, а впоследствии и всей территории проживания славян (Русь, Россия).
  • Тиверцы занимали территорию по берегам Днестра до устья Дуная и берегов Черного моря. Название происходит от реки Тивр (Днестр).
  • Уличи занимали земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень.
  • Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Главным городом был Искоростень на реке Уж. Свое название они получили от слова «древо» — дерево, потому что жили древляне преимущественно в густых лесах.
  • Белые хорваты жили вокруг города Перемышль на реке Сан. Название племени отождествляют с древнеиранским словом «пастух», что свидетельствует об основном их занятии — скотоводстве.
  • Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень.
  • Бужане размещались на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.
Читайте также:  Выполнение арифметических операций с нормализованными числами - в помощь студенту

Соседи славянских племен

На западе и юге Европы соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования государственности. К западным славянам относятся современные поляки, словаки, чехи. К южным славянам относятся современные сербы, болгары, хорваты.

На юге и востоке соседями восточнославянских племен были многочисленные кочевые и полукочевые народы. Они образовывали собственные государства и совершали набеги на соседние славянские территории.

Восточные славяне соседствовали с Византией. Византийская (Восточная Римская) империя (395-1453 гг.) — это государство, которое возникло после раздела Римской империи на западную и восточную части. Русско-византийские отношения IX-XI вв.

— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников.

С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии.

Занятия восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Как и все земледельцы, древние славяне вели оседлый образ жизни (проживание на одном месте). У славянских племен сложились две основные системы земледелия:

  • Подсечно-огневая сформировалась на севере, в районе густых лесов. В первый год на новом участке вырубали деревья и оставляли их высыхать. На следующий год срубленные деревья сжигали и в золу сея ли зерно. Удобренный золой участок давал довольно неплохой урожай в течение нескольких лет, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ, борона. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
  • Переложная преобладала в южных плодородных районах: участки засевали, а после истощения почвы переходили («перекладывались») на новые земли. В качестве основных орудий использовали рало и деревянный плуг с железным лемехом (наконечником). Плужное земледелие было более эффективным и давало высокие стабильные урожаи.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота использовали волов. Важная роль скотоводства подтверждается тем, что в древнерусском языке слово «скот» означало также «деньги».

В VII-VIII вв. у славян сформировались основные ремесленные специальности — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли сезонные промыслы — охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Общественный строй восточных славян

Поселения славян чаще всего располагались на берегах рек. Реки были источником воды, рыбы, а также служили естественной защитой от нападений врагов. В каждом поселке проживало несколько семей.

Жители нескольких поселков объединялись для совместной обработки земли в общины (вервь). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.

Ремесленники селились в племенных центрах — градах (городищах). Самые крупные поселения, в которых сосредотачивались ремесленники и торговцы, жили племенные вожди восточных славян (князья), огораживались крепостными стенами — оградами.

Отсюда и пошло название «города». Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, или детинцем. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников.

Часть города, в которой жили ремесленники и торговцы, называлась посадом.

Вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Слово «дружина» происходит от слова «друг».

Выделение дружины способствовало превращению власти князя из родоплеменной в государственную. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Помимо профессиональной дружины, существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Язычество

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые были особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии.

Известны также Волос (Велес) — покровитель скотоводов, Даждьбог — бог плодородия, считавшийся предком всех славян, Стрибог — бог ветров, Сварог — бог огня, покровитель ремесленников, Мокоша — богиня земли, покровительница женщин, Лада — богиня любви и красоты и др.

Второстепенными божествами, которые «помогали» или «вредили» древним славянам, были русалки (речные существа), лешие (лесные обитатели), домовые.

Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-1-1-2-vostochnyye-slavyane-rasseleniye-sosedi-zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-yazychestvo.html

Происхождение и расселения восточных славян

С давнего времени люди проявляют особый интерес к истории всего, что их окружает. Существует множество исторических записей, наскальных рисунков, результатов археологических раскопок, которые рассказывают о том, как жили наши предки.

Однако в мировой истории много неизведанных и неизученных фактов. Многие из них остаются загадкой для историков, которую они пытаются, иногда безуспешно, отгадать.

Так, до конца неизученным остаётся вопрос о том откуда произошли восточные славяне и пути, которыми они расселились.

Происхождение восточных славян

Кто такие славяне? Откуда они появились? Эти вопросы до сих пор остаются не до конца раскрытыми. Факты о происхождении славян, как отдельной народности, остаются для науки непознанными, так как ни в одном историческом документе нет точных данных о том, что это за народ, как он появился, как жил и чем занимался.

Изучением появления славянских народностей занимались многие известные деятели, такие как Римский историк Тацит, монах Нестор (был первым кто заинтересовался вопросом о том, когда, откуда и каким образом появился народ – славяне).

Самые первые упоминания о славянах начинаются в глубокой древности и приходятся на 2-1 века до нашей эры, когда только зародился первобытнообщинный строй. Это были племена, которые относились к индоевропейским народам.

Во 2 тысячелетии ещё до нашей эры началось деление индоевропейской общины на три отдельные группы народов.

1. Протогерманцы. Они расселились на территориях Запада и Юга Европы.2. Балто-Славянский народ. Заняли самую обширную территорию. Расселились по Центральной части Европы, между такими реками, как Днепр, Дунай, Эльба и Висла.3. Индийский и Иранский народ. Заняли территорию Азии.

I тысячелетие до нашей эры ознаменовано ещё одним делением народов. Из Балто-Славянских народов выходят два самостоятельных, обособившихся племени: балты и славяне. Последние проживали в центральной и восточной части Европы.

Достоверно известно, что в VI веке нашей эры, праславянских народов насчитывалось более 160 племён.

Все они были объединены в три огромные группы, которые различались между собой манерой говорить, бытом и традициями, религиозными соображениями.

В первую группу входили Венеды, которые проживали в центре реки Висла.Вторыми стали Склавины. Они заняли территорию в междуречье рек Дунай и Висла. И в третью группу входили Анты. Им принадлежали земли между реками Днестр и Днепр.

Об этих фактах упоминается в писаниях великого историка Иордана. А находки археологов при ведении раскопок в этих местах, только подтверждают данный факт.

Большинство учёных и лингвистов полагают, что племена антов являются прямыми потомками народа восточных славян.

Пути расселения восточных славянских народов

С VI по VIII век нашей эры происходит значимое для истории переселение славянских племён. Этому способствовало увеличение численности народов, развитие у них земледелия и скотоводства. Пришло время осваивать новые земли.

Всего было три направления, в которые передвигались переселенцы. Западная часть Европы. Там поселились чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы.Южную территорию Европы заняли современные хорваты, сербы, болгары, черногорцы.

Восточно-Европейскую равнину обжили, теперь уже, русские, украинцы и белорусы. Они заняли обширную территорию с севера от Ладожского озера до южных границ черноморского побережья. На западе от Великих Карпатских гор до Поволжья на востоке.

Из книги Нестора «Повести временных лет» известно, что существовало более 13 крупных племенных союза восточных славян. В каждый входило более 100 тысяч мелких племён, которые жили под управлением своего вождя или старейшины.

Все 13 племенных союза имели своё названия, которое возникало в зависимости от места расположения народа.

1. Поляне. Занимали среднее течение Днепра. Жили в полях. Самое многочисленное племя восточных славян. Земля, на которой они проживали называлась Русь.2. Дулебы и Бужане. Жили южнее реки Буг.3. Тиверцы. Поселились на территории между реками Днестр и Южный Буг.4. Северяне. Места между Днепром и Десной.5. Белые Хорваты. Проживали на севере Карпат.6. Полочане. Расположились возле реки Полота.7. Радимичи. Бассейн рек Сож и Сула.8. Словене. Территория между Волхвом и Рекой Ильмень.9. Кривичи. Поселились в верховьях рек Волга, Западная Двина и Днепр.10. Вятичи. Проживали между Окой и Доном.11. Волыняне. В верховье реки Буг.12. Уличи. Расселились между рекой Прут и Днестр. 13. Древляне – живущие в лесах. Жили между рекой Днепр и рекой Припять.

Долгое время учёные скептически относились к информации, которую передал в своём труде Нестор. Однако в XX веке археологи подтвердили каждое слово, написанное монахом. При очередных раскопках были обнаружены украшения, принадлежавшие женщинам из разных племенных союзов. Выяснилось, что женские украшения, а именно височные кольца, различались у каждого племени по форме и составу.

Большую роль в переселении восточных славян играли те, кто проживал по соседству. Так или иначе народам приходилось соприкасаться друг с другом. Со многими соседями, такими как балтийские (ливы, корела, чудь), западнославянские (чехи, словаке, поляке) и угро-финские племена (мордва, меря), были мирные и дружеские отношения.

Народы обменивались накопленным опытом, перенимали традиции друг друга.Но не со всеми были такие тёплые отношения. Очень часто происходило несовпадение взглядов и интересов с соседями с востока и юга, а также с тюркоязычными племенами и кочевыми народами (болгары, печенеги, тюрки). Случались набеги и междоусобицы.

Результатом которых было, как правило освоение новых земель или завоевание уже обжитых территорий.Итак, благодаря старинным историческим писаниям, археологическим раскопкам становится более или менее ясна картина, раскрывающая происхождение восточных славян из общей массы индоевропейской народности, а также пути их переселения.

Однако тёмных пятен в истории нашей страны, нашего государства ещё очень и очень много.

Рейтинг: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16308-proishozhdenie-i-rasselenija-vostochnyh-slavjan.html

Славяне в VI-X веках

Многочисленные племена славян обитали в начале нашей эры к востоку от германцев, на бескрайних просторах Центральной и Восточной Европы. Хотя славянские поселения были разбросаны на огромной территории, все славяне имели схожие языки и культуру.

У славян сложились три группы племён, три ветви: восточная, западная и южная. Восточные славяне расселились на пространстве от Карпатских гор и Днестра на западе до Дона, Оки и Верхней Волги на востоке; от Ладожского озера на севере до Чёрного моря на юге. Их история — это часть истории нашей Родины, а сами они являлись предками русского, украинского и белорусского народов.

Западные славяне занимали земли в бассейне рек Лабы, Одры и Вислы. На Верхней Лабе и по её притокам жили племена чехов и моравов; к юго-востоку от них — племена словаков. По реке Висле и её притокам обитали польские племена.

Племена, обитавшие по среднему и нижнему течению Лабы, получили название полабских славян. Северо-восточнее, на берегу Балтийского моря, жили племена поморян. Западные славяне были предками польского, чешского и словацкого народов.

Из Центральной Европы и Причерноморья славяне постепенно продвигались на юг. К VII веку они заселили почти весь Балканский полуостров. Так возникла ветвь южных славян. Южные славяне являлись предками болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев и других народов.

По нижнему течению Дуная жили издавна валахи (предки румын). А в X веке на земли Среднего Дуная и Тиссы перекочевали из азиатских степей венгры. Они осели здесь и создали своё государство.

Румынские и венгерские земли отделяли южных славян от западных и восточных.

Занятия славян

Во всех славянских языках для обозначения орудий труда, животных и растений, предметов домашнего обихода и оружия служат похожие слова.

Читайте также:  Персонал предприятия - в помощь студенту

Дом, железо, плуг, коса, нож, серп, мотыга, меч, стрела, полотно, ложка, колесо, стул, стол, вол, овца, сноп, племя — все эти слова имеют общее происхождение и в русском, и в польском, и в чешском, и в болгарском, и в других славянских языках. Уже в далёкой древности славяне из разных мест легко понимали друг друга.

Это показывает, что все славянские племена были близки друг другу. Как и другие народы, они занимались земледелием, охотились и ловили рыбу, разводили домашних животных.

Археологи раскопали много старинных славянских поселений и могил и выяснили некоторые подробности жизни славян.

Находки показывают, что славяне изготовляли земледельческие орудия, различные ткани, умели ковать металлы и делать из них различные предметы (оружие, украшения), искусно лепили глиняную посуду. Жили славяне в деревнях.

Некоторые деревни были защищены от вражеских набегов земляным валом и частоколом. Такие поселения назывались городищами.

Славянские племена были смелыми и воинственными. Они не раз отражали набеги кочевников, без конца прибывавших с востока в причерноморские и придунайские степи, и препятствовали западным соседям расширять свои владения за счёт славянских земель.

Историки Восточной Римской империи писали о славянах, что они обладали высоким воинским искусством. Заманив противника в глубь своей территории, славяне делали внезапные вылазки из лесов и окружали неприятеля. Целые славянские отряды скрывались от вражеской армии, а потом громили её с тыла.

Те же историки сообщают о высоком гостеприимстве славян в мирное время и о том, что они охотно обменивают на иноземные товары свои продукты, меха, кожи и различные изделия.

Общественный строй у древних славян

Как и у германцев, у древних славян господство вал первобытнообщинный строй. Славяне жили родовыми общинами во главе со старейшинами.

В VI-VII веках родовой строй у славян начинает разлагаться, и родовые общины распадаются набольшие семьи. Такая семья состояла из нескольких десятков родственников, происходивших от общего предка и живших в одном большом доме или группе домов, стоявших рядом. Возглавлял большую семью старший по возрасту.

Члены её сообща владели имуществом и сообща трудились. Постепенно большие семьи начали распадаться на малые. Войны, переселения в другие районы, переход на новые земельные участки превращали деревню в коллектив уже не родственников, а простых соседей.

Как и у германцев, родовая община превращалась у славян в соседскую.

Несколько общин составляли племя. Вожди племён сначала выбирались на общем собрании воинов — вече. Вече решало вопросы войны и мира, местожительства, разбирало споры.

Между племенами постоянно велись войны. Пленных, захваченных на войне, славяне обращали в рабов. Хотя пленники не оставались в рабстве всю свою жизнь и через несколько лет отпускались на волю, они всё же обогащали своих хозяев.

Особенно быстро обогащались получавшие большую часть военной добычи вожди. Опираясь на силу дружинников, военные вожди постепенно подчиняли себе племя. Они не считались теперь с решениями веча и стремились править единовластно.

Такие правители назывались у славян князьями.

Со временем князья начали передавать свою власть по наследству. Наиболее сильные из них подчиняли себе уже не одно, а несколько племён и играли теперь такую же роль, как короли в Западной Европе.

Таким образом, к IX веку первобытнообщинный строй у славян пришёл в упадок. Князья и военная знать (дружинники) постепенно захватывали всю власть в свои руки, а простой народ становился бесправным. На смену первобытнообщинному строю шёл феодальный.

Приложение — греческий историк vi века о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково.

Находящихся у них в плену не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями и днём, и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей.

Мужественно выдерживают они пребывание з воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.

При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности реки, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с их помощью; это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-golin-kuzmenko-lojberg/359-slavyane-v-vi-x-vekakh-rasselenie-slavyan.html

Учебные материалы по Истории России

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ­ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо­зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова­ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами — реки Одер на западе, Днепр — на востоке, побережье Балтики — на севере, Карпаты — на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю.

Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом.

Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы — Перуна, скота — Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями).

Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников.

Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине.

Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Источник: https://istoria-russia.ru/full.php?article=315

Расселение восточных славян в 6 – 9 веках. Общественный строй и занятия

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 12Следующая ⇒

Вопрос о происхождении восточных славян в историографии воз­ник давно. Но отсутствие прямых письменных источников чрезвычайно затрудняет решение этой проблемы.

Наиболее важным из дошедших до нас летописным сводом является «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор (конец 1113 года). Но и эта летопись не дает точных данных о происхождении славянства.

Поэтому большое значение для решения данной проблемы имеют археологические данные и лингвистика, а также этнографи­ческий материал.

Анализ фольклора, народного изобразительного ис­кусства показал, что эволюция первобытного сознания происходила не путем смены старого новым, а путем наслаивания нового на сох­ранившуюся старую форму, сберегая пережитки всех предшествующих веков.

Лингвистика XVIII – XIX веков условно подразделила все наро­ды, населяющие Землю, на 13 больших групп или семей – это индоев­ропейская, финно-угорская, тибето-китайская, тюрко-монгольская, семи­тическая и т.д. В каждую входят родственные по происхождению язы­ки.

В индоевропейскую включены славянский, германский, летоли­товский, индоиранский, греческий, армянский и т.д. В далекой древности они были очень близки. Наиболее древними среди извест­ных в XIX веке считались мертвые древнеиранские языки – санскрит и язык древних гимнов Авесты.

Родину индоевропейцев стали перво­начально искать в пределах Иранского плоскогорья. Заселение Евро­пы, по их представлению, шло волнами, вследствие чего раскалыва­лась индоевропейская общность.

Сначала – на несколько частей, ко­торые дали основу деления на индоевропейские языки, а они, в свою очередь, также продолжали делиться и приобретать отличия. У славян шел тот же процесс расчленения племени-носителя единого языка. В России эту теорию поддерживал видный историк Шахматов.

Он полагал, что славяне после распада индоевропейской общности входили в славяно-литовскую семью, жили на Немане и Даугаве, пос­ле обособились от литовцев и перешли в бассейн Вислы. Там они пе­режили общеславянский период своей истории. Затем произошло их расселение на запад, юг и восток.

Родиной восточных славян он считал область Прикарпатья и территорию в пределах Русской равни­ны. Не ранее I тысячелетия, двигаясь на восток и северо-восток, они заняли Поднестровье и вытеснили автохтонные (местные) племе­на, захватив северные области. К VIII – IX векам они достигли верховьев Днепра, Волхова и древнего Поволжья.

Теория переселения славян была пересмотрена советскими исто­риками: восточные славяне – местные жители Восточной Европы.

По их мнению, процесс образования народов есть следствие укрупнения этноса, а не дробления.

Расчленение индоевропейцев действительно характерно для первобытно-общинного строя, а с переходом к классовому об­ществу начинается процесс укрупнения на базе языка народности, формируется язык нации.

Советские историки сначала определяли родину индоевропейцев в Азии, так как считали их скотоводами, которые кочевали к восто­ку от Азовского моря и занесли индоевропейские языки в Азию.

В дальнейшем данная точка зрения изменилась; в связи с археологи­ческими открытиями основным занятием стали считать земледелие.

Самые ранние земледельческие хозяйства возникли на Балканах, в Малой Азии, поэтому и родину индоевропейцев стали искать там.

Ясно одно – родина индоевропейцев – юго-восток Азии. Счита­ется, что они обитали в Европе в конце каменного века, были ско­товодами и земледельцами, к концу I тысячелетия до н.э. рассели­лись с юга по всей Европе.

Их соседями на западе были носители протобаского языка на Пиренеях и финно-угорского – на северо-вос­токе Европы. В I тысячелетии до н.э. из индоевропейских племен выделилась группа протославянских племен, они заняли территорию Чехии, Польши и вплоть до Днепра.

Для них характерны общности: 1) территории; 2) языка; 3) культуры; 4) полей погребений.

Славяне разделились на три группы: западные (венеды), южные (славены на Дунае) и восточные (анты). Они были известны древнегречесческому ученому Геродоту. Он писал: «На севере живут энеты, …поступает янтарь».

Плиний говорит о венедах, живущих от Дуная на север. Соседя­ми венедов на севере были финно-угры, на юге – сарматы (I – II вв.). Двигаясь на восток, славяне ассимилировали со скифами и сарма­тами. Источники тех лет называли их великим народом.

К VI – VII векам славяне заселили территорию от Эльбы (Лабы) и Рейну к Ладожскому озеру, Неве, Нарве до Волги. В «Повести вре­менных лет» Нестор указывает территории расселения восточных сла­вян. По летописи первые славянские поселения на нашей земле – это поселения полян и древлян.

Поляне занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению с древлянами. Нестору также было хорошо из­вестно расселение еще тридцати крупных племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь.

Он считает, что госу­дарство получило такое название потому, что в его время полян на­зывали русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, юж­нее полян, жили уличи; на западе были земли волынян, бужан и ду­лебов.

На Днестре (Тирасе) и на Дунае – тиверцы; белые хорваты – в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились земли дрегови­чей; а на востоке от них, по реке Со – радимичи; на реке Оке и Москве-реке – вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – криви­чи; вокруг озера Ильмень – полочане и словене.

Некоторые из них представляли собой племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане).

Племенной союз – это федерация племен. Племя – совокупность родственных родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и ополчение.

Племя имело свой центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде имелось общеплеменное святили­ще.

Процесс распада первобытно-общинных отношений в племенных со­юзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Эко­номически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания го­сударства.

Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные. Родичей помнили и чтили, но в облас­ти прав хозяйственная связь между ними распадается.

В соседской общине прогрессирует процесс социального и имущественного рассло­ения и дифференциации, вызванной появлением излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, тру­довых и практических навыков в земледелии и скотоводстве.

В VI – IX веках в хозяйственной жизни восточных славян переп­лелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства. До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие.

В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная систе­ма земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха.

На рубеже VIII – IX веков у восточных славян произошло вто­рое общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла – города.

Существовали следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Часто славяне отправлялись в западные земли, так при Карле Великом (768 – 814 гг.

) во французском государстве побывали торговые славяне.

К IX веку у восточных славян сложились этнические объединения-протого­сударства, в которых существовала частная собственность и ранние формы эксплуатации.

Цит. по: Расселение восточных славян в VI – IX вв. Общественный строй и занятия // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие /Под ред. В.Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 8 – 11.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7×9175.html

Ссылка на основную публикацию