Раннединастический шумер — в помощь студенту

Письменность была изобретена в Месопотамии для хозяйственных нужд. В середине IV тыс. до н. э. для учета в хозяйстве использовались глиняные фишки разной формы, обозначающие тот или иной вид продукта, подлежащего учету. Иногда вид продукта обозначала не форма фишки, а выцарапанные на ней идеографические знаки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Позже числа и идеограммы стали записывать на плоских глиняных табличках. К концу IV тыс. до н. э. помимо хозяйственных документов уже вовсю процветает жанр лексических списков и появляются отдельные тексты, которые мы считаем литературными (так мы называем все тексты, которые не относятся к хозяйственным, хотя, конечно, это не совсем терминологически корректно).

Среди архаических лексических списков — перечни городов, животных, растений, названий сосудов, профессий. Литературных текстов же буквально несколько штук.

Уровень развития письменности таков, что прочесть их практически невозможно, и к литературным текстам их причисляют по внешним признакам: они явно отличаются от хозяйственных текстов, в них наличествуют повторы отдельных кусков (черта и более поздних литературных текстов).

Начало же полноценной письменной литературной традиции мы относим к более позднему периоду, так называемому раннединастическому периоду III (цифра относится к археологической периодизации). Этот период подразделяют на раннединастический период IIIa (2600–2500 до н. э.

) и на раннединастический период IIIb (2500–2350 до н. э.). К первому относятся архив Фары (древний город Шуруппак) и чуть более поздний архив Тель-Абу-Салабиха (древнее название поселения неизвестно).

Ко второму, в первую очередь, относятся архивы южных месопотамских городов Лагаша и Гирсы, а также архив сирийского города Эблы (см. карту на рис. 1).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Организация индивидуального информационного пространства - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Раннединастический Шумер - в помощь студентуРис. 1. Ближний Восток во второй половине III тыс. до н. э. Исторические периоды: раннединастический, царство Аккада, период III династии Ура («Википедия»)

Для иллюстрации жизни шумеров в раннединастический период III мы приводим фотографию Урского штандарта — деревянного ящика с царского кладбища в Уре (сейчас он хранится в Британском музее). По всем четырем сторонам он украшен мозаикой из ракушек и песчаника на лазуритовом поле. Одна сторона демонстрирует жизнь шумеров в мирный период, другая — во время войны (рис. 2–3).

Раннединастический Шумер - в помощь студентуРис. 2. «Урский штандарт». Мир (britishmuseum.org) Раннединастический Шумер - в помощь студентуРис. 3. «Урский штандарт». Война (britishmuseum.org)

Хотя раскопки в Фаре проводились уже в начале XX века и первые публикации найденных там текстов относятся к 1920-м годам, литературные тексты были опознаны как таковые лишь в 1950-х годах.

Среди литературных текстов раннединастического периода — пословицы и поговорки, так называемые «Советы Шуруппака своему сыну» (сборник житейской мудрости), гимны, истории о богах, загадки и заклинания. Поскольку дубликаты одних и тех же текстов происходят из разных архивов, можно говорить о единстве литературной традиции того времени.

Раннединастический Шумер - в помощь студентуРис. 4. Дворцовый архив города Эблы (Сирия), XXIV век до н. э. Таблички хранились на деревянных стеллажах, которые до наших дней, конечно, не дошли (prophetess.lstc.edu)

Большинство текстов из самой Месопотамии написано на шумерском языке1, в архиве города Эблы (рис. 4) множество текстов ­написано на эблаитском диалекте аккадского языка (некоторые лингвисты считают его не диалектом, а самостоятельным семитским языком).

Все тексты сложны для понимания, в первую очередь, из-за дефективной системы письменности. К этому времени уже выработан репертуар силлабограмм, то есть знаков, читающихся фонетически, для обозначения морфемных показателей. Но он еще довольно ограничен, к тому же даже находящиеся в ходу силлабограммы зачастую просто не выписываются.

Предложение может состоять из набора ­логограмм без всяких морфемных показателей, где каждая логограмма обозначает слово, причем не всегда понятно какое, поскольку логограммы многозначны. Синтаксические связи между словами в предложении при отсутствии морфемных показателей определить затруднительно.

Кроме того, многие литературные тексты из Фары и Тель-Абу-Салабиха написаны с использованием особой орфографии, так называемой орфографии UD.GAL.NUN, криптографии, в которой стандартные знаки заменяются по разным ассоциативным принципам (графическим, фонетическим) на другие знаки.

Тексты, написанные с использованием этой орфографии, удалось расшифровать только частично (и часть это небольшая).

Тем не менее, несмотря на все сложности, в целом литературные тексты раннединастического периода поддаются прочтению. Лучше всего поддаются расшифровке тексты, для которых существуют дубликаты из более поздних периодов с полностью выписанными морфемными показателями.

Вот пример загадки из сборника загадок XXIV века до н. э. из шумерского города Лагаша: «Его канал — это X; его божество — это Хендурсанг, великий глашатай Абзу; его рыба — это змеиная рыба; его змея — это змея с ­рогами». Все загадки сборника устроены по такому же принципу, как эта. Отгадками, видимо, являются названия городов.

Или же вот пример зачина некоторых древних текстов, видимо, мифического содержания: «Это случилось в давние дни, в стародавние дни; это случилось в давние ночи, стародавние ночи; это случилось в давние годы, стародавние годы». Такой же зачин характерен и для литературных шумерских текстов более позднего времени.

Я, однако, занимаюсь, не загадками и не мифами, а шумерскими заклинаниями. Так что в следующей части статьи мы подробнее поговорим именно о них.

Сколько найдено табличек с заклинаниями?

До недавнего времени было известно 24 глиняные таблички раннединастического времени с 53 шумерскими заклинаниями на них. Из них 8 табличек с 26 текстами относятся к раннединастическому периоду IIIa.

Археологический контекст (когда он известен) демонстрирует, что заклинания, как и другие литературные тексты, происходят из храмовых и дворцовых архивов, где они хранились вместе с хозяйственными текстами, или из зданий, предположительно служащих школами.

Относительно недавно, в 2016 году, были ­опубликованы еще три таблички времени Фары (раннединастический период IIIa) примерно с 20 текстами.

Таким образом, количество известных заклинаний этого подпериода увеличилось почти вдвое. Эти три таблички хранятся в частной коллекции в Норвегии (в знаменитой коллекции Скоена). Их происхождение неизвестно.

Они были опубликованы в виде фотографий и копий и частично прочитаны.

Я в данный момент работаю над их полной расшифровкой. Две из этих трех табличек содержат так называемые колофоны, которыми снабжены и большинство литературных и лексических текстов этого времени. Колофоны текстов этого периода представляют собой информацию о людях, имеющих какое-то отношение к табличкам или текстам.

Часть из них названа писцами, которые «написали эту табличку», о других сказано, что «они держали эту табличку», роль других спорна. Многие предполагают, что речь идет об авторах текстов. До публикации табличек с заклинаниями из коллекции Скоена считалось, что заклинания — особая группа текстов, поскольку известные таблички отличались от прочих литературных текстов отсутствием колофонов.

Теперь же у нас есть две ранние таблички заклинаний с колофонами.

Появление новых текстов, часто переворачивающих наши представления об изучаемом периоде, — стандартная ситуация в ассириологии. Источники новых текстов — не только и не столько раскопки, сколько залежи еще никем не обработанных и не каталогизированных табличек в музеях мира или, как в нашем случае, в частных коллекциях.

Что заклинали?

Заклинания — тексты, отражающие религиозные представления жителей Месопотамии. Магия в то время не отделялась от религии, религиозные ритуалы обязательно включали в себя заклинания, и к богам взывали, когда требовалась помощь во время болезни или после укуса животного.

Собственно, заключительная формула древнейших заклинаний, шумерский «аминь», как раз говорит о том, что заклинания относятся к области приложения божественных сил: заклинания — это «слова богини Нингирим», которые заклинатель только повторяет при необходимости. А вводная формула заклинаний, хотя мы и не понимаем ее точное значение, отсылает заклинания к храму, как месту проведения заклинательных ритуалов.

Вводная и заключительная формулы, а также некоторые другие формульные выражения заклинаний выделяют их среди других литературных текстов. К тому же в заклинаниях, как кажется, никогда не используется криптография UD.GAL.

NUN, и они обладают особой композицией, сближающей их с заклинаниями из других культур. В идеальном случае заклинание состоит из двух частей, Expositio и Incantatio, хотя обязательной для заклинания является только последняя часть.

В первой части, как правило, описывается ситуация, требующая произнесения заклинания: болезнь, демон или змея. Например:

Внутренняя болезнь проникла в его нутро,
в его горло.

(FSB8; Rudik 2015, 131)

На небе поднялся ветер,
На земле поднялась пыль.
Южный ветер поднялся.
Северный ветер поднялся.
Смерч поднялся.
В теле человека он поднялся.

  • (FSB16; Rudik 2015, 154–155)
  • Змея поднялась из Подземного мира.
  • (FSB42; Rudik 2015, 272–273)
  • Иногда заклинание начинается с мифического зачина:

Энки ехал на барже,
Энки ехал на барже вниз по реке.
Спящему он привез на барже болезнь.

(FSB10; Rudik 2015, 136–137)

Обратите внимание на вредоносную роль бога Энки — одного из важнейших богов шумерского пантеона. Он бог пресных вод, мудрости и магии, но в нем также есть и черты трикстера. Его роль в магической литературе двойственная. Он может навредить, но может и избавить от страданий.

Incantatio представляет собой собственно заклинание. В этой части заклинатель требует, чтобы зло исчезло. Очень часто в этой части используются побудительные формы глагола:

Да зарычишь ты,
как рокочущая святая вода!
Да заставишь ты болезнь выйти,
как будто с помощью произнесенного заклинания!
Да решишь ты его судьбу,
как будто в коровнике!

(FSB6; Rudik 2015, 123–125)

В данном случае переведенные строки являются частью любопытной и характерной для месопотамских заклинаний всех периодов формулы, представляющей собой диалог двух богов.

Младший бог, узнав о требующей использования заклинания проблеме, обращается за помощью к старшему богу (в раннединастических заклинаниях это Энлиль).

Старший бог дает совет: иногда рассказывает, какой ритуал необходимо совершить, или, как здесь, произносит мотивирующую речь.

Следующий пример — из заклинания для облегчения сложных родов:

Если это девочка, пусть она (богиня) заставит появиться
веретено и заколку.
Если это мальчик, пусть она (богиня) заставит появиться
бумеранг и булаву.
Пусть Нингирим произнесет заклинание!

(FSB57; Rudik 2015, 321–323)

Раннединастический Шумер - в помощь студентуРис. 5. Заклинание против змей на табличке MS4549/2. Фото приводится с разрешения Скоенской коллекции (MartinSchøyenCollection), Осло и Лондон

Все заклинания служат для поддержания мира в равновесии. Некоторые из них являются реактивными, то есть используются для восстановления порядка при его нарушении, другие являются превентивными, то есть работают на поддержание существующего порядка.

К реактивным заклинаниям относятся заклинания против различных болезней, демонов, против опасных животных (змей, скорпионов), для облегчения сложных родов. Многие превентивные заклинания, скорее всего, являлись частью сложного ритуального действия. Известны заклинания для поддержания плодородия.

Возможно, они использовались при ритуале «священной свадьбы», во время которого правитель-жрец вступал в священный брак с богиней города, чтобы гарантировать его процветание. Другие превентивные заклинания — это заклинания очищения и заклинания, используемые при строительстве.

Некоторые превентивные заклинания использовались для того, чтобы предотвратить совершение зла. Таковыми являются заклинания против змей и скорпионов, которые, видимо, следовало произносить до нападения этих животных в ситуации, когда такое нападение считалось вероятным.

В раннединастическое время большинство заклинаний было направлено против болезней. Вторая по величине группа — это, пожалуй, заклинания против змей и скорпионов.

Раньше было известно немного заклинаний такого рода, относящихся к данному периоду, но публикация табличек из норвежской коллекции всё изменила. Вот перевод наиболее понятного заклинания против змей на табличке MS4549/2 (рис. 5).

Многоточие обозначает несохранившийся текст; квадратные скобки — восстановленный; круглые — мои пояснения; полужирный курсив — высокую степень неуверенности в переводе.

LAK358-nu-ru (начальная формула с неясным значением)

…черная [змея] из Абзу
Плевок ядом — ее знак; 
пасть широко раскрыта.Ее пасть — ее святилище. 
Она прибыла.

Огромная змея! 
Огромный дракон!С разноцветного поля 
святую воду в сосуде Ала …
Оно (какое-то божество) ­связало (с помощью этого заклинания) змее пасть для меня!
Оно (какое-то божество) заполнило ее язык маленькими веревочками для меня!
С помощью этого заклинания оно (какое-то божество) изгнало змею со связанной пастью для меня!

Автор Ур-Гибиль,
писарь,

[записал это заклинание]

Источник: https://trv-science.ru/2019/01/15/drevnejshie-shumerskie-zaklinaniya/

Шумер до конца Раннединастического периода

Раннединастический Шумер - в помощь студенту

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004 

  • Раздел 
  • ВОСТОК
  • Глава V.

Месопотамия до конца III тыс. до н. э.

5.2. Шумер до конца Раннединастического периода

С приходом шумеров археологическая культура Убейд сменя­ется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н. э.).

Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, в свою очередь переняв от них многие навыки ремесла и ис­кусства.

Городские поселения и храмовые здания периода Урук продолжают постройки предыдущей убейдской эпохи, так что приход шумеров был мирным и носил характер подселения в уже существующие центры.

Формирование единого шумерского этноса на территории Нижней Месопотамии разорвало субарейскую ойкумену на две части: северомесопотамско-загросский регион Субарту и неболь­шую страну Субар у границ Элама (юго-западный Иран).

На рубе­же III — II тыс. до н. э.

субареев Субарту ассимилировали их севе­ро-восточные соседи хурриты (на которых с тех пор и перешло в месопотамских источниках название «субареи», «шубареи»), а приэламские «люди су» слились тогда же с эламитами.

Шумеры эпохи Урук образовывали, очевидно, племенной союз с центром в Ниппуре — протогороде, где поддерживался культ верховного общешумерского бога Энлиля. Во второй поло­вине IV тыс. до н. э.

они переходят к широкой внешней экспан­сии: их однотипные колонии появляются на чужеземной терри­тории по Верхнему и Среднему Евфрату и в Юго-Западном Иране (в Сузах), служа центрами военного и торгового доминирования.

Создание таких колоний было бы недостижимо для отдельных об­щин и требовало наличия всешумерского политического един­ства.

В эпоху Урук у шумеров выделилась, судя по погребениям, властная и богатая правящая верхушка, появились рабы-военно­пленные и, наконец, возникла пиктографическая письменность. Как видно, шумерское объединение этого времени представляло собой племенную державу, сравнимую с ранними американски­ми державами наподобие ацтекской.

Читайте также:  Интернационализация - в помощь студенту

В конце IV тыс. до н. э. шумерские колонии перестают функ­ционировать — шумеры теряют свои внешние владения, и насту­пает новая археологическая фаза — Джемдет-Наср, оканчиваю­щаяся тем, что на рубеже IV—III тыс. до н. э. шумеры овладели производством бронзы. С этого времени археологи начинают т.н.

Раннединастический период (ок. 3000-2300 гг. до н. э.), деля­щийся на три подпериода; первый из них ок. 2900 г. до н. э. за­вершился, как показали раскопки, грандиозным наводнением, затронувшим большинство местностей Нижней Месопотамии.

Первые же письменные источники, доступные нам после этого (вторая четверть III тыс. до н. э.) рисуют Шумер раздробленным на множество независимых государств и показывают повсемест­ное присутствие бок о бок с шумерами нового, семитского этноса (носителей т.н.

аккадского языка; в науке их называют аккадца­ми, восточными семитами или ассиро-вавилонянами).

Шумерская традиция, со своей стороны, твердо выделяет две фазы истории страны: до некоего катастрофического «потопа» и после потопа, причем обе эпохи оказываются эпохами раздробленности, а грань между ними, по данным царским спискам, проходит около того же 2900г. до н.э., когда по материалам раскопок Нижнюю Месопотамию действительно постиг «потоп».

Сводя все это воедино, можно заключить, что былой племен­ной союз шумеров эпохи Урук утратил свои внешние владения, а потом и вовсе распался под напором расселения восточных семи­тов — аккадцев из Северной Аравии (на поселениях фазы Джемдет-Наср действительно нередко встречаются следы жесто­ких разрушений).

Наступившая фаза раздробленности соответ­ствует I Раннединастическому периоду — первому периоду, удер­жавшемуся в исторической памяти шумеров; его подытожило великое наводнение — «потоп», после которого семиты и шумеры уже сосуществуют как симбиоты. К середине III тыс. до н. э.

они образовали с шумерами двуединый и двуязычный суперэтнос, имевший общее самоназвание — «черноголовые» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски — цалматкаккади). Самоидентификация этноса была ритуально-языковой: критерием ее было членство в общине, поддерживавшей культ шумеро-аккадских божеств и считающей своим главным покровителем одно из них.

Неотъемлемым атрибутом этого суперэтноса было использование шумерской письменности, усвоенной аккадцами. После оконча­ния фазы Джемдет-Наср она превратилась из пиктографической в словесно-слоговую.

В первые века Раннединастического периода шумерское об­щество уже было классовым, и территория Шумера представляла собой конгломерат множества т.н. номовых государств (или горо­дов-государств).

Каждое из них представляло собой один круп­ный протогородской центр с тяготеющей к нему ближайшей округой. В первые века III тыс. до н. э.

такие центры (каждый из них представлял собой густозаселенное поселение вокруг храма, обслуживавшего весь ном) обносятся оборонительными стенами.

Каждое номовое государство выросло из одной из соседских общин (или территориального союза нескольких ближайших друг к другу таких общин), на которые распалась когда-то пле­менная общность шумеров, и наследовало некоторые черты пер­вобытной общинной демократии (кроме выборности правящей верхушки).

Организационным центром государства был храм бога-покровителя соответствующей общины, и во главе государ­ства стоял наследственный правитель — верховный жрец этого храма с титулом «эн» («господин»).

При нем существовали не­большой административный аппарат и постоянная вооруженная сила — зародыши служилой знати и регулярной армии.

Власть эна была существенно ограничена советом общинных функционе­ров, в том числе старейшин (этот слой понемногу перерастал в на­следственную знать), а также народным собранием, быстро теря­ющим в силе. Власть эна осмыслялась как общинная: его автори­тет покоился на том, что он руководил общинным культом.

К середине III тыс. до н. э. титул «эн» выходит из употребле­ния, заменяясь титулами «энси» («жрец-строитель», «градопра­витель») и «лугаль» («большой человек», «царь», аккадск. «шарру»). Появление последнего титула отражало новый этап политогенеза — формальную утрату общиной контроля над правителем.

«Лугалями» нарекались военные предводители, с некоторого времени командовавшие воинами помимо общинного контроля (порой этот титул присваивался военному вождю на сходке самих воинов), а также правители, сумевшие добиться формального признания своей гегемонии со стороны других номов.

Таким об­разом, во всех случаях титул «лугаль» обозначал верховную еди­ноличную власть правителя, основанную на военно-бюрократи­ческой силе, прямой командной иерархии помимо общинных структур; поэтому впоследствии он употребляется и общемесопо- тамскими царями-деспотами (полную аналогию составляет исто­рия европейского термина «император»).

Правители, не пытав­шиеся демонстративно поставить себя над общиной и считавшие­ся уполномоченными общинных структур, ограничивались титу­лом энси (аккадск. ишшиаккум).

Существовали три основные социальные группы: господству­ющий класс (прежде всего правящая верхушка, в куда меньшей степени — частные лица, добившиеся богатства и влияния), ря­довые общинники, объединенные в территориальные общины, делившиеся на большесемейные наделы, и, наконец, рабы и под­невольные работники рабского типа (этот класс комплектовался из военнопленных, а также изгоев и обедневших общинников, оторвавшихся от своей земли и втянутых в зависимость от иму­щих и властных людей). Эксплуатация была представлена двумя основными формами. В крупных хозяйствах — храмово-государственном хозяйстве, хозяйствах членов правящей верхушки и богатых частных лиц — трудились работники, по сословию как рабы, так и не рабы, но, как правило, не имевшие своего хозяй­ства, а трудившиеся бригадами за пайки. Рабы и большинство не рабов, трудившихся таким образом, не могли свободно покидать хозяйство. Именно эта форма эксплуатации обеспечивала господ­ствующий класс большей частью его богатств, почему мы вправе определять шумерское общество как рабовладельческое. Второй формой эксплуатации было использование государством податей и повинностей всего населения.

Земельную собственность и рабочую силу господствующий класс получал различным путем.

Высших функционеров общи­ны (верховного жреца, жреца-прорицателя, главного судью, старшую жрицу, старшину общинных торговых агентов — тамкаров, а также старейшин) изначально наделяли намного боль­шими землями, чем прочих; особый обширный земельный фонд выделялся храму как учреждению.

Большесемейные общины могли свободно покупать и продавать свою землю, что в условиях имущественной дифференциации создавало благоприятные воз­можности для скупки земель богатыми и знатными людьми.

Обезземеленные тем самым люди, а также просто бедняки, втя­нувшиеся в долговую зависимость, люди, разоренные войнами, изгои и пр. (не говоря уже о военнопленных-рабах) были вынуж­дены работать на других и в большинстве своем пополняли состав класса рабов и подневольных работников. Впрочем, часть храмо­вой земли раздавалась в аренду.

При правителе уже существует многочисленное (порядка 5 тыс. чел.) постоянное войско, содержащееся за его счет и воору­женное гораздо лучше, чем общинное ополчение. Войско состоя­ло из тяжеловооруженных пехотинцев и четырехколесных ко­лесниц, запряженных дикими ослами (лошадей еще не знали).

Политическая история Раннединастического периода отме­чена двумя тенденциями. Во-первых, это все нарастающая борьба между отдельными номовыми государствами за гегемонию.

Во- вторых, постепенное развитие резкого социального противостоя­ния между правящей верхушкой, приобретающей устойчиво на­следственный, аристократический характер, и основной массой общинников, которая подвергалась все более тяжелой повинност­ной и податной эксплуатации со стороны государства в целом и в то же время была под угрозой — из-за военного разорения, долгов и т.д. — утраты собственной земли и превращения в зависимого работника чужого хозяйства, храмово-государственного или частного (то есть принадлежащего, как правило, члену той же правящей верхушки). Эти два процесса переплетались и привели в конце концов к крушению номового аристократического строя в Шумере и формированию централизованной общемесопотамской деспотии, опиравшейся на военно-служилую массу, где проис­хождение особой роли не играло.

Характерными чертами борьбы между номами были отсут­ствие попыток аннексировать другие номы (война шла лишь за установление верховной власти над ними, ибо ни на что иное у немногочисленной аристократической верхушки сил все равно не хватило бы) и своего рода «борьба за инвеституру» — склонность царей-гегемонов добиваться официального признания за ними ге­гемонии и титула «лугаль» от Ниппурского храма Энлиля (знак того, что цари Шумера еще что-то помнили о традиции общешу­мерского единства эпохи Урук, пытались в какой-то мере продол­жать ее и осознавали, что единственным институтом, способным по праву представлять эту традицию и удостоверять приобщение к ней, является указанный храм). Ни один центр не мог удержать гегемонию надолго.

Накануне и после «потопа» в Шумере существовало более де­сятка значительных городов-государств: Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Умма, Ниппур, Киш и др.

В первые века после «потопа» гегемо­нию в Шумере удерживал Киш (так что даже титул «лугаль Киша* получил смысл «гегемон всего Шумера», и этот титул ча­сто принимали позднейшие цари-гегемоны, из какого бы города они ни были). Об одном из правителей Киша, Этане (XXVIII в. до н. э.

) сложилось эпическое предание, повествующее о том, как он на божественном орле поднялся на небеса к богам, чтобы добыть себе «траву рождения» и обзавестись наследником.

Ок. 2600 г. до н. э., как сообщает шумерский былинный эпос, гегемония Агги, царя Киша, была свергнута царем Урука Гильгамешем, который, опираясь на поддержку воинов, провоз­гласивших его «лугалем», смог не считаться с волей народного собрания и совета старейшин.

Гильгамеш, подчинивший почти весь Шумер, также стал героем множества легенд: по одной из них он в одиночку устрашил Аггу, взял его в плен, а потом вели­кодушно освободил; по другой, он восходил на высокие Кедровые горы к востоку от Месопотамии и убил демона кедров Хумбабу, врага людей.

Считалось, что Гильгамеш был сыном бога, при жизни добрался в поисках «травы бессмертия» до мира богов, а после смерти стал богом сам.

Ок. 2550 г. до н. э. гегемония Урука была перехвачена дина­стией Ура, известной своими шахтными гробницами, в том числе богатейшими царскимй погребениями; вместе с царем хоронили множество его придворных и слуг, чтобы они перешли вместе с ним в загробную жизнь и продолжали служить ему там.

В дальнейшем войны только нарастают, никому не давая сколько-нибудь прочного успеха.

Шумерская пословица безна­дежно говорит: «Ты идешь, захватываешь землю врага; враг при­ходит — захватывает твою землю!» Становятся возможными та­кие явления, как возвышение Лугальаннемунду, царя незначи­тельного Адаба, который ок. 2400 г. до н. э.

подчинил своей геге­монии пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана — и это могущество бесследно кануло в прошлое так же быстро и неожиданно, как возникло, еще при жизни самого заво­евателя.

Военные потрясения разоряли народ и обостряли социальный кризис. В Лагаше дело дошло до переворота и уступок со стороны верхушки: некий Уруинимгина захватил власть и провел ре­форму, упразднившую чрезмерные поборы с населения (XXIV в. дон. э.).

В конце XXIV в. до н. э. поднимается новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси.

Он устранял и истреблял правителей соседних номов и объединял их под своей властью, но не за счет слияния в единую державу, а на основе личной унии, сохраняя традиционную структуру власти в каждом номе и лишь возглав­ляя ее лично; номового сепаратизма это, конечно, не изживало.

Владения Лугальзагеси простерлись от Средиземного моря до Персидского залива («от Верхнего до Нижнего моря» по-шумер­ски), но неожиданно этот представитель шумерской аристократи­ческой традиции столкнулся с политическим образованием прин­ципиально нового типа.

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/shumer-do-konca-rannedinasticheskogo-perioda/

Раннединастический период в Шумере

  • Главная
  • Контакты
  • Мероприятия
  • Пользователи
  • Памятка

Раннединастический период в Шумере был периодом становления классового общества с жреческой и аристократической верхушкой во главе, периодом, когда закладывалась идеология этого общества.

Все дошедшие до нас скульптуры были либо объектами поклонения — статуями божеств, либо ставились в храмы в качестве магических представителей правителя или другого знатного лица, молящегося в храме. Стремление подчеркнуть, выделить себя из среды простых смертных требовало определенных художественных приемов.

Приемы, которыми пользовались до этого шумерские художники, были, как видно, несложны, недостаточно выразительны и в конечном счете привели к искажению естественного человеческого (или божественного) облика.

Но задачей, как и в Египте, было создание образа существа, обладающего сверхъестественными свойствами, и чем условнее подчеркнуты черты этого образа и его пропорции, тем грознее он был и тем лучше достигалась поставленная цель. Существенную роль сыграло также и то обстоятельство, что сходства с оригиналом в данном случае и не требовалось.

Если в этот же период в Египте развилась портретная скульптура, то это, как известно, было вызвано магическими представлениями о помещении душ покойного в статуе. В Шумере же, для того, скажем, чтобы узнать, кто из знатных верующих поставил свою статую в храме, достаточно было надписи на спине или на плече статуи.

Магические требования, предъявляемые к статуе в данное время, здесь только способствовали отходу художника от поисков портретности.

Так, неестественно огромные глаза и уши, видимо, связывались с представлениями о сверхъестественной мудрости (по-шумерски «ухо» и «мудрость» звучат одинаково — «нгештуг», а владыка мудрости, бог Энки, часто именуется в шумерских текстах Нин-иги-куг — «владыка светлого — то есть ясного, мудрого — глаза»). В свою очередь Египтяне считали глаза зеркалом души и изготовляли их так, что последние придавали определенную живость статуи; глаза делали из алебастра, итирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка, и подкрашивали пастой с добавлением толченного малахита.

Шумерский рельеф представлен памятниками немногочисленными, но своеобразными. В отличие от египтян шумерийцы не облицовывали стены своих храмов рельефными панно (сказывался недостаток камня).

Рельефные памятники в Шумере представляли собой главным образом небольшого размера доски, палетки, плакетки, сделанные из мягкого камня или глины.

Сооружались они в чёсть какого-либо важного события — закладки храма, победы над врагами и т. п.

Если сравнить эти памятники с одновременными египетскими рельефами, то особенно резко бросается в глаза превосходство последних. Композиции с нагромождением фигур, скованные позы, условные треугольники профилей, сделанные как будто по одному шаблону, — вот что отличает большинство рельефных памятников раннединастического времени в Шумере. Сохраняется повествовательная форма, достигавшаяся, как правило, горизонтальным членением плоскости. Фигуры правителей или должностных лиц значительно увеличены в размерах — таким способом они выделяются среди прочих смертных. На одном из рельефных памятников раннединастического Шумера остановимся подробнее. Это так называемая «Стела коршунов» — рельеф, сооруженный правителем города Лагаша Эаннатумом в честь победы над вражеским городом Уммой около 2500 г. до н. э. Стела размером выше человеческого роста была покрыта изображениями с двух сторон. На одной — огромный бог Нингирсу, покровитель города Лагаша, держит в руках палицу п сеть с пойманными и барахтающимися в ней врагами. На другой стороне — изображение в четырех регистрах: войско Эаннатума во главе с правителем в разные моменты похода и победа над врагом (два нижних раздела сохранились очень плохо). Интересен остроумный и простой прием, при помощи которого художник добился впечатления, что перед нами на сравнительно небольшом пространстве помещено большое количество людей (в верхнем регистре стелы). Изобразив всего девять голов, он разбил плоскость многочисленными горизонтальными линиями — копьями. Эти копья сжаты кулаками воинов, скрытых за щитами передней шеренги, — и вот перед нами огромное войско, тяжелой фалангой движущееся за своим повелителем. По таким памятникам в деталях можем ознакомиться с одеждой, прической, вооружением, приемами боя людей, отделенных от нас тысячелетиями. Изображения стелы Эаннатума делают понятнее некоторые выражения в раннединастических текстах, вроде: «я накрыл его обширной сетью», — видимо, некоторые воины, подобно Нингирсу, могли иметь в качестве боевого оружия палицу и сеть, которой они опутывали врага.

Читайте также:  Бюджет, расходы - в помощь студенту

Тот же условный подход к изображению человеческих фигур и животных мы встречаем и в глиптике раннединастического времени, однако здесь он кажется более оправданным: сам характер цилиндрической печати требовал определенной условности в манере изображения.

Не случайно именно в раннединастический период вырабатываются и закрепляются художественные принципы резьбы по камню, а вместе с этим совершенствуется и шлифуется техника.

Установившаяся форма цилиндра требовала своего особого размещения фигур на плоскости, и его нашли резчики именно раннединастического времени.

Все животные начинают изображаться в позе стоящего человека, то есть принимают вертикальное положение: вводится новый орнаментальный прием — изокефалия, который требует, чтобы все головы изображаемых существ помещались на одном уровне.

Авторский проект APXU.RUКопирование материалов — только при согласовании и указании ссылки на сайт.

Источник: http://www.apxu.ru/article/kako/egypt/rannedinacti4eckii_period_v_6umere.htm

Политическое и социально-экономическое развитие «номовых государств» Шумера в раннединастический период

С середины 4 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов – государств. Пример – Урук. Протогосударства древнего Двуречья развивались энергично. Росло количество населения, совершенствовали трудовые навыки, обогащалась культура труда -> увеличилось количество полей, оснащенных ирригационными системами.

Увеличились запасы зерна, избыток использовался в качестве валюты. Уже со второй трети III тысячелетия до н.э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень — многими десятками.Вначале храм был центром хозяйства и разросшихся общин, люди которой обрабатывали земли вокруг храма.

Но позже население возросло и избыточный продукт не мог реализоваться в поселениях, находившихся далеко от храма. Поэтому произошло отделение общинных полей от храмовых земель.

Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог, тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т.п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.

Отделение храмого хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономически сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиции жреческой администрации, во главе с Энси. Энси отдалялись от общинников, становился более властным и оказался высшим и основным субъектом власти.

Вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н.э.Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим.

Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей — за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами.

Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Жрецы-администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников — все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом.

Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.

Вначале, в XXVIII-XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса.

Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей — Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.

На рубеже XXV — XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш.

Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров — Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества.

При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения.

В результате восстания — едва ли не первого из зафиксированных историей — Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.

  • Подъем экономики Шумера:
  • 1) земледелие: — развитие ирригации — разведение ячменя, эммера, просо, финиковой пальмы — мотыгу заменила соха с трубкой-сеялкой — серпы из глины, дерева с кремневыми вкладышами, а также из металла
  • 2) высокий уровень ремесел: — развитое металлургическое производство: литье, клепка, паяние — появление бронзы — развитое ювелирное производство: филигрань, зернь — применение плоско-выпуклого кирпича, кладка «в елку» — изготовление повозок и колесниц, лодок, мебели, муз. Инструментов — ткани из льна и шерсти — изготовление фаянса
  • 3) товарно-денежные отношения: — отделение торговли от ремесла — появление тамкаров — купля-продажа земли, домов, скота, рабов внутри страны — мерило стоимости – зерно, скот, медь, серебро — торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, странами Персидского залива
  • — сосредоточение ремесел и торговли в городах, их рост.
  • Социальное развитие:
  • 1) рабовладельческие отношения:- основной источник рабства – война- рабы были храмовыми и частновладельческими- храмы – 100-200 рабов, частники –1-3 раба, правитель – несколько десятков
  • 2) подневольные работники:- разорившиеся общинники- младшие члены бедных семей- пожертвованные в храмы по обету
  • — пришельцы из других общин- преступники
  • 3) верхушка общества – рабовладельцы:- родовая знать- высшее жречество- представители администрации – служилая знать
  • 4) мелкие производители – 50% населения – рядовые общинники, имеющие небольшие наделы и объединенные в территориальные и родовые общины
  • 5) земельный ресурс:- 50% — собственность территориальной общины, переданная во владение большим семьям, купля-продажа разрешена- 50% — фонд храмовой земли: храмовая земля, земля храмового персонала, земля в аренду
  • Государственный аппарат:

1) раннединастический период XXVIII – XXVII вв. – правитель — «эн» (жрец, руководитель храмового, городского и ирригационного строительства, распорядитель имуществом общины, военачальник), «лугаль» — эпитет к «эн», т.е. большой человек, правитель, царь.

  1. 2) «энси» — почти «лугаль», но почетнее – строительство храмов и каналов, сбор налогов, ведение войсками
  2. 3) функционируют совет старейшин и народное собрание (общинники-воины), избирают правителя
  3. 4) когда развивается имущественное неравенство, народное собрание начинает терять свою роль, совет старейшин надолго сохраняет свое значение

5) в конце периода возникает деспотия – опора правителя – армия (колесницы, пехота), до 5-6 тыс. чел. (Лагаш) крупный город + сельская округа = шумерское государство, самый древний город – Эреду

Борьба за гегемонию между шумерскими городами-государствами.

Образование Аккадского государства. Правление Саргона Древнего. Аккадская держава при преемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна. Распад Аккадской державы и период господства кутиев в Южной Месопотамии.

Середина III тысячелетия до н.э. — заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития. Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский).

По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми (частый легендарно-мифологический сюжет, известный в истории многих народов). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями.

Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.

  • Образование централизованного государства:
  • 1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)
  • 2) Армия: крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него.
  • 3) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада» — новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.
  • 4) война с Лугальзаггеси — объединил под своей властью Шумер и Аккад, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

5) походы на северо-запад: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

  1. 6) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)
  2. 7) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)
  3. Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:
  4. 1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии
  5. 2) строительство дорог, гаваней
  6. 3) введение общегосударственной системы мер и весов
  7. 4) Храмы были основой экономического могущества центра
  8. 5) процесс приватизации
  9. 6) морская, речная и сухопутная торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).
  10. Социально-политическое развитие:
  11. 1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин
  12. 2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти — служилая знать, чиновничество, частично жречество
  13. 3) царская бюрократия (чиновники, писцы) заменяет в ряде городов местных «энси»
  14. 4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя
  15. 5) дополнительные льготы жречеству, материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре.
  16. 6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников- работа по найму
  17. 7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

Итогом политического развития Аккада в XXIV—XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»),

Аккадская держава при приемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна.

  • Проблемы державы Саргона.
  • 1) брожение среди «старейшин» (родовой аристократии),
  • 2) мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников),

3) отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

Преемник Саргона — Римуш: меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера:

1) три похода против мятежных правителей городов. третий поход против сильной коалиции городов — Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

  1. 2) Затруднение внешней агрессии, некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, лишь два походами на Элам.
  2. 3) пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура.
  3. 4) вследствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями
  4. Брату Римуша — Маништуш:
  5. 1) ряд восстаний
  6. 2) два похода в Элам
  7. 3) поход по морю к восточному побережью Персидского залива
  8. 4) вводит налоги с храмового хозяйства
  9. 5) расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли- закладывает основы системы царских хозяйств
  10. 6) ищет у жрецов поддержки, увеличивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности

Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.):

  • 1) сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников
  • 2) Опора на жречество
  • 3) члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы
  • 4) жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада»
  • 5) успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла,
  • 6) на север — в Субарту и верховья Тигра,
  • 7) на восток – в Элам и страны побережья Персидского залива,
  • 8) в горы Загрос — против племени луллубеев.
  • 9) Титул «царь четырех стран света»
  • 10) Голод
  • 11) разрушением ирригационной сети, которые были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).
  • Распад Аккадской державы и период государства кутиев в Южной Месопотамии.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Одним из таких наместников был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э.: — строительство храмов- восстановление ирригационной сети- возвращение к раннединастическим традициям — торговые связи с СМ, Сирией, Персидским заливом, Эламом, Ираном, Индией (кедр, сосна, золото, медь, мрамор, диорит, сердолик, лазурит).

Слияние кутийской и шумеро-аккадской знати привело к нарастающему недовольству и восстанию Урука при поддержке Ура под предводительством Утухенгаля.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер (утонул в г. Уре, ага), и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура — Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII — начало XX в. до н. э.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_240741_politicheskoe-i-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-nomovih-gosudarstv-shumera-v-rannedinasticheskiy-period.html

Ссылка на основную публикацию