Проблемы и этапы интеграции — в помощь студенту

Ключевые слова: интеграция, платформа, информация, научная тема, научные исследования, информационные технологии, научно-творческая работа, CПТ-современная педагогическая технология, инновация, мониторинг.

В среднем профессиональном образовании учебно-преподавательский процесс состоит из научно-педагогической деятельности. Среднее профессиональное образование считается самым важным связующим звеном для направления учащихся в научную деятельность.

Из учебной практики известно, что во многом обращают внимание не только на учебные знания, но и на изучение профессиональной подготовки.

Главной целью среднего профессионального образования считается дать интегративные глубокие знания молодым специалистам.

В настоящее время темп быстрого развития предметов и техники приводит к увеличению обширной научной базы. И это, в свою очередь, приводит к тому, что объём учебного материала, конкретно одного или другого предмета увеличивается. Но увеличенный объём учебного материала не может усваиваться полностью учащимися во время учебного занятия.

Значит для того чтобы довести этот материал в определённое время, нужно применить новейший подход к науке. Такой подход в современной науке происходит при помощи интеграции предметов. Однако этот метод не полностью приводит к разрешению проблем.

Значит необходимо применить и другие методы, которые будут способствовать уменьшению объёма учебного материала.

Для разрешения этой ситуации учёные-методисты пришли к мнению, что необходимо использовать метод интеграции учебного содержания (смысла). Особенность этого метода заключается в том, что помимо содержания (смысла) интеграции учебного процесса, он будет важен и в сфере производства.

Термин интеграции имеет долгую историю. Слово «интеграция» происходит от латинского слова «integration» и означает «integer» — «полный», «одно целое».

На данном этапе поняв важность интеграции, человечество ощущает необходимость использования этого метода при наличии научных проблем.

Интеграция — это определяющий фактор общей платформы, дающий возможность создания монолита единых знаний, приближающий к созданию знаний в едином представлении об окружающей среде.

Основными требованиями времени является умение использования коммуникационных, информационных технологий и электронных учебников. Учитывая данное можно сказать, что в процессе обучения специалист или педагог должен владеть разными сведениями, используя при этом информацию, взятую из глобальной сети и результаты опытов, проведённых накануне занятий.

В системе среднего профессионального образования процесс интеграции для научных исследований учащихся имеет важное значение.

Процесс интеграции, направленный в сторону научных исследований, позволяет за короткое время расширять возможности кафедры учебного заведения среднего профессионального образования.

В настоящее время интеграция предметов и образования зависит и от научных исследований.

  • При введении научных исследований среднее профессиональное образование считается важной степенью, в которой учащиеся будут иметь точное направление в научной деятельности.
  • При рассмотрении смысла терминов как «научная тема» и «научные исследования» их можно истолковать таким образом:
  • —          Научная тема это обязующаяся научного характера, требующая научных исследований направленных на определённую проблему какой-либо области деятельности.

—          Научные исследования это один из типов процесса деятельности производства новых знаний. Ему присуще объективность, точность и достоверность. При соблюдении всех правил, научные исследования приводят к одному итогу и доказывают обсуждаемую задачу при повторении какого либо процесса.

Научное исследование состоит из двух частей: это опыт и теория, которые связаны между собой.

Определение темы, проведение опытов, обобщение, полученные итоги, проверенные гипотезы, проведённые анализы, новые факты, научные предположения, считаются основными компонентами научных исследований.

Широко распространенные типы научных исследований: практические и фундаментальные, численные и качественные, комплексные и необычные исследования. Методы и опыты научных исследований используются не только в самих предметах, но и в решаемых экономических примерах.

В периоде технических процессов, выполняемые исследования направлены для решения существующих проблем. В данном этапе научная лаборатория имеет важное значение. При выполнении поставленной задачи в процессе проведения исследовательских работ у учащихся повышается чувство ответственности.

Выполненные исследования будут считаться удачными, если, начиная от решений научно-теоретических работ до использования этих выводов, будет вестись поэтапная работа на основе «Модуля организации научных исследовательских работ молодёжи и студентов». (Рис. 1.)

В настоящее время информационные технологии, в процессе среднего профессионального образования требуют ввести научные исследования параллельно с учебным процессом. Можно сказать, что будущий специалист, не имея определённых конкретных знаний, не будет относиться с энтузиазмом к своему делу.

Эффективность использования средств новейших информационных технологий в учебном процессе во многом зависит от успешного решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных обучающих систем в учебном процессе.

Существует тесная взаимосвязь между существующими методами обучения (педагогическими приемами) и методическим содержанием и педагогическим назначением программно-методического комплекса.

Современные возможности новых информационных технологий ориентированные на максимальную унификацию на уровне программного и технического обеспечения позволяет создать программно-методические комплексы обучения как совокупность учебных фрагментов, объединенных алгоритмическими средствами, задающими траекторию обучения. Сопровождение лекционного материала динамическим изображением, качественными статическими графиками, текстами с разнообразным стилем, звуком, осуществляется с помощью авторских информационных систем, помогает преподавателю в объяснении данного материала.

При возможности, если образование будет вестись параллельно с процессом научного исследования, то тогда учащийся будет стремиться к получению точных результатов при выполнении исследований. Для того, чтобы процессы интеграции образования и предмета были на высшем уровне, в первую очередь, необходимо обратить внимание на состояние и смысл научно-проблемных, учебных и научных лабораторий.

Проблемы и этапы интеграции - в помощь студенту

Рис. 1. Модуль организации научных исследовательских работ молодёжи и студентов

При этом основное внимание нужно обратить на то, чтобы в процессе научной деятельности учащийся должен обязательно проявлять особый интерес к этой работе, которая приведёт к самостоятельным стремлениям и научным поискам. В таких ситуациях учащийся обратит внимание на проблемы, в процессе которых они возникли. Этот процесс считается главной основой интеграции предмета и образования.

Цель и задачи итогового протокола научных исследований состоит из обобщённых новостей и сведений этого направления.

При этом цель предмета и образования считаются едиными для нахождения решения проблем. Научные исследования должны быть направлены на углубление среднего профессионального образования в широкой сфере и для улучшения показателей в сфере оказания научных услуг.

В неразрывной учебной системе в место репродуктивного мышления, учащийся будет решать проблемы образовательно-воспитательного смысла.

Значит, в обществе специалист должен участвовать в активно-научных исследованиях, а также должен вести деятельность, для того чтобы решать проблемы с методом выборочных вариантов.

Умственная деятельность связана с научно-творческой деятельностью, и она считается деятельностью произведения новых материалов и духовных даров.

В свою очередь, исследования и творческое мышление тоже требуют от современного специалиста использование достижений науки для оптимального решения проблем с использованием работ проведённых экспериментальным методом.

  1. Известно, что высший показатель развития общества, стремление к усовершенствованию и поискам считаются показателями творческого совершенства и культуры.
  2. Значит, сегодняшнее состояние системы образования и поставленные задачи перед ней считаются одной из важнейших проблем оптимального руководства процесса среднего профессионального образования.
  3. Литература:

1.                  Бутиков Е. И. «Лаборатория компьютерного моделирования». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 5, с.24–42, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1999.

2.                  Соболева Н. Н., Гомулина Н. Н., Брагин В. Е., Мамонтов Д. И., Касьянов О. А. Электронный учебник нового поколения // Информатика и образование. М.: № 6/2002. — с. 67 -76.

Источник: https://moluch.ru/archive/67/10758/

Проблемы интеграции в современной педагогике

С.Ю.Максимова

В статье рассматриваются вопросы интеграционных возможностей педагогики. Дается анализ ее трактовок, рассматривается ее обоснование в методологическом, теоретическом и практическом направлениях. Автор приводит направления и механизмы интеграции в педагогической практике, примеры научно обоснованных интеграционных методик обучения.

Ключевые слова: интеграция, педагогика.

Процесс интеграции возникает в том случае, если имеются ранее разобщенные элементы и возникает объективная необходимость их объединения. Оно осуществляется при помощи синтеза и в результате образуется новая система, характеризующаяся целостностью и более высокой функциональностью.

Идеи интеграции различных областей знаний встречались уже в работах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, а также в трудах их последователей — Канта, Гегеля. Научное обоснование этой проблемы представлено в трудах отечественных ученых: И.П. Павлова, Н.И. Вавилова и др.

Многогранность, разнообразие проявлений интеграции привело к появлению многочисленных ее трактовок, которые взаимно дополняют и раскрывают сущность этого понятия.

В кратком словаре интеграция понимается как объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с их дифференциацией [3].

Большинство исследователей считают, что возникновение явления интеграции является закономерной характеристикой современного уровня развития науки, и на основе этого слияния возникает качественно иное, обогащенное научное знание.
Интеграционные процессы в обязательном порядке приводят к образованию нового целого и одновременно к обогащению составляющих интегрируемых компонентов.

Возможности построения образовательного процесса в педагогике на основе интеграционных механизмов также имеют достойное историческое и научное обоснование.

Значительный вклад в формирование данного научного знания внесли труды Я.А. Коменского и его последователей.

В целом, на сегодняшний день в педагогической практике научно обоснованы общетеоретические и педагогические аспекты интеграции, сложилась определенная система взглядов на само понятие.

В педагогике интеграция трактуется как высшая форма объединения целевых установок, принципов, содержания обучения и воспитания, обеспечивающих у обучающихся формирование новых знаний.

Своеобразна трактовка интеграции в коррекционной педагогике. Под интеграцией, прежде всего, представляется процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в окружающий социум. Коррекционная педагогическая практика имеет достаточное количество работ методического плана, обосновывающих этот процесс. Однако наряду с этими имеются труды, обосновывающие интегрированное обучение.

Анализ научных разработок интересующего нас плана позволил увидеть, что обоснование эффективного интеграционного процесса ведется в трех направлениях: методологическом, теоретическом и практическом.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что интеграционные процессы в педагогике дают положительный результат лишь на основе осмысления ее теоретико-методологических предпосылок, условий ее реализаций в практике.

В данном отношении ведущие теоретические ориентиры содержит теория деятельности, ориентирующая управлять образовательным процессом в контексте жизнедеятельности ребенка — его интересов и стремлений.

Важнейшие положения задает системный подход, указывающий на целостность, системность педагогической деятельности и его взаимосвязь со многими процессами. Безусловно, основания для организации интегрированного обучения задают положения теории о единстве обучения и воспитания.

Значительный вклад в обоснование методологии интеграции педагогики внесли исследования Н.К. Чапаева [9] и др.

В данных трудах определены основания, категориальный аппарат педагогической интеграции; выявлены ее структурно-морфологические составляющие, исследовательский инструментарий; обоснованы средства технологического обеспечения данного процесса; доказана единая ключевая нацеленность его различных вариантов на формирование личности обучаемого.

Анализ наработок теоретического плана показал, что в образовательной практике процесс интеграции может быть условно представлен в трех направлениях:
— через субъекты развития (дети дошкольного возраста, школьники, студенты);
— через системные формы образования (общее, начальное, среднее, дополнительное, высшее профессиональное и пр.);

— через различные виды ведущей деятельности, выполняющей развивающую функцию (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, творчески ориентированная и пр.) [9].

Обобщение теоретико-методического опыта позволяет выделить механизмы интеграции на таких уровнях как:

1) Внутрипредметная интеграция содержания. Примером такого процесса является систематизация содержания внутри одной образовательной дисциплины, переход от разрозненных фактов к целостной системе знаний. Примером такой интеграции выступает общеизвестная концепция укрепления дидактических единиц, разработанная ученым практиком П.М. Эрдниевым [10], обосновавшим технологию обучения математике.

2) Межпредметная интеграция содержания. В данном случае законы, положения одной предметной области активно используются в обучающем процессе другой. Интеграционное взаимодействие здесь может быть как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях.

Примером такого взаимодействия является интегрированный урок, использующий в своем содержании части учебного материала двух-трех учебных дисциплин.

Также в педагогической практике наблюдаются и интегрированные курсы, объединяющие несколько учебных дисциплин в одну.

3) Межсистемная интеграция содержания. Примером такого интеграционного процесса может выступать система дополнительного образования, ориентированная на социализацию, обучение и саморазвитие (Вульф) [1].

Значимыми, в теоретическом плане, являются труды М.В. Лазаревой [4]. Разработанная ею теоретическая модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, полностью раскрывает алгоритм педагогического процесса.

Читайте также:  Документы по учету личного состава, труда и его оплаты - в помощь студенту

Его структуру составляет личностный, целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочный компоненты. Автор раскрывает механизм определения содержательных и формальных целевых установок, реализации педагогического воздействия с учетом различных направлений интеграции на разных уровнях.

В качестве ведущей формы педагогического процесса ученый выделяет интегрированные занятия.

Проведя анализ практических наработок отечественной системы образования можно увидеть, что на сегодняшний день во всех ее звеньях функционирует большое количество интегративных программ. Необходимость их создания продиктована целевыми установками современной системы образования.

Так, в дошкольном обучении и воспитании построение образовательных программ на основе интеграции образовательных областей является одним из ключевых требований федеральных государственных образовательных стандартов, а целевые установки школьного обучения направлены на формирование у учащихся универсальных учебных действий, указывающих на необходимость комплексного педагогического воздействия. Вариантом соответствия требуемому являются программы по окружающему миру, литературе, искусству, театру и другим учебным дисциплинам. На межпредметной интеграции построена базовая часть программы общеобразовательной школы, дошкольного обучения и воспитания. Ключевые требования в процессе профессионального обучения задает компетентностный подход, указывающий на необходимость использования интегративных методик.

На сегодняшний день проблемы научного обоснования интеграции в педагогике по-прежнему актуальны. Это подтверждается большим количеством работ, обосновывающих эффективность такого педагогического процесса в образовательной практике.
Так, в исследовании С.А.

Саокяна [7], научно обоснована интегрированная методика обучения иностранному языку, построенная на синтезе музыкального искусства и лингвистики.

Полученные экспериментальные данные позволили констатировать положительное воздействие на формирование личности детей младшего школьного возраста, навыков устной речи, культурологических компетенций.

Эффективность методики обучения математике, построенной на внутрипредметной и межпредметной интеграции, доказана в трудах И.М. Хаджарова [8] Автором научно обоснована необходимость построения данного курса на взаимном дополнении содержательных компонентов алгебры и геометрии. Полученные научные результаты подтвердили эффективность используемого нововведения в педагогической практике.

Оригинальный межпредметный практикум по физике, используемый при обучении студентов железнодорожного колледжа, представлен в трудах А.В. Рогалева [6].

Автор построил свою инновационную методику на основе синтеза профессиональных и общепрофессиональных дисциплин, с моделированием профессиональной деятельности.

В ходе экспериментального апробирования автором зафиксирован рост профессионального мастерства студентов, развития у них системного мышления.

Целесообразность профессиональной подготовки будущих педагогов на основе межпредметной интеграции доказана в трудах ученого практика М.С. Прокопьева [5].

Свою методику автор строит на межпредметном синтезе содержательного компонента информатики, вычислительной техники, экономики и управления.

Полученные результаты исследований позволили констатировать положительное воздействие на формирование профессиональной компетентности обучающихся.

  • Подводя итог проведенного анализа педагогической интеграции можно отметить ее положительные моменты:
  • 1) Интегрированное содержание обучения является ёмким и позволяет формировать у обучающегося такие характеристики мышления как системность, альтернативность, диалектичность.
  • 2) Интегрированные понятия позволяют формировать способность обобщать, давать емкие характеристики.
  • 3) При интеграции различных компонентов обучения формируется способность целостно воспринимать мир, привлекать для этого различные способы познания.

Изучение проблемы интеграции показало, что предпосылки интегрированного обучения обусловлены как исторически, так и требованиями современных образовательных реалий. Построение педагогического процесса на ее основе позволяет формировать всестороннюю личность, обладающую системным мышлением, самоанализом, способностью принимать решения.

Литература

1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994.- 78 с.
2. Зеер Э.Ф., Новоселов, С.А. Инновации как форма интеграции педагогической науки и образовательной практики // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 2. — С. 155-158.
3. Краткий словарь современной педагогики / сост. Т.Б. Санжиева [и др.]; под ред. Л.Н. Юмсуновой.

— Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2001. — 100 с.
4. Лазарева, М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2010. — 48 с.
5. Прокопьев М.С. Методика обучения дисциплине «ИКТ в образовании» будущих педагогов на основе модульной межпредметной интеграции: автореф. дис. . канд. пед. наук.

— Красноярск, 2015. — 21 с.
6. Рогалев А.В. Междисциплинарный практикум по физике как средство развития технического мышления студентов железнодорожного колледжа: автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 2015. — 24 с.
7. Саокян С.А. Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью: автореф. дис. …

канд. пед. наук. — М., 2015. — 25 с.
8. Хаджарова И.М. Комплексный подход к обучению математике в основной школе как фактор формирования системности знаний учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Саранск, 2015. — 23 с.
9. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: автореф. дис. … д-ра пед. наук.

— Екатеринбург, 1998. — 52 с.

10. Эрдниев П.М. Взаимно обратные действия в арифметике. II-IV классы: (Одновременное изучение противоположных и сходных понятий). — М.: Просвещение, 1969. — 335 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 3 (17) — 2016

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/problemy_integracii/15-1-0-4799

Статья Интеграционные процессы в современном образовании

Интеграционные процессы в современном образовании.

Тема: Интеграционные формы образования

Интеграция – это такой процесс и результат взаимодействия разных элементов, который приводит к возникновению чего-то нового и является важнейшим показателем эффективности системы, так как ведет к ее целостности. Ее конечная цель состоит в саморазвитии человека [2].

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом общественности и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и удовлетворение образовательных потребностей.

Интеграция в образовании – это механизм, который направлен на развитие творческого мышления у людей.

Образование становится не только процессом усвоения знаний, но и способом социализации человека, также позволяет выстроить всю целостную картину мира, способствует развитию творческого потенциала, а также устраняет мозаичность в освоении как отдельного предмета, так и всей системы знаний в области приобретаемой специальности. [4].

Человечеству в современном мире требуется внедрение новых подходов, которые повышают уровень образования в подрастающем поколении.

Так каким же образом эта данная проблема может быть решена? Интеграция в педагогике – вот правильный путь, который позволяет быстро адаптироваться в окружающем мире. [1].

Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует развитию всех обучающихся, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности, обеспечат активное вовлечение в педагогический процесс на получение новых знаний, а также самореализацию и саморазвитие на протяжении всей жизни, удовлетворению их потребностей и интересов. Конечно же важным компонентом является воспитание, который базируется на современных достижениях в области науки, культуры, техники и производства.

  • Интеграция в образовательном процессе означает:
  • Интеграцию можно классифицировать на:
  • Схема 1- Виды интеграций
  • Такой процесс может осуществляться в направлениях:
  • – усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;
  • – расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение потенциала, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление обучающегося;

– использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью, обеспечивают разностороннее развитие учащихся, также решают воспитательные и образовательные задачи. [5].

Высокий уровень интеграции предполагает в образовательном процессе использование педагогических средств, которые представляют собой новейшее качественное образование. Его сложно отнести к учебной, но это комплексное педагогическое средство.

Эффективность значительно повышается в образовательном процессе, если проводится интеграция педагогических средств, которая ведет к появлению новейших образовательных технологий.

Основными субъектами интеграции выступают разные образовательные учреждения, которые эффективно начинают решать образовательные задачи.

Превосходство интеграции состоит в том, что обучающийся получает полную информацию об изучаемом материале. При этом педагог делает урок более емким, так как появляется возможность вырваться за рамки учебной дисциплины, и наглядно в действии показывает, как в мире всё взаимосвязано и устроено. Следовательно, педагог усиливает мотивацию изучения своего предмета. [3].

В педагогике используются различные формы интеграции, которые представлены на схеме 2.

Схема 2- Формы интеграции.

При внутрипредметной интеграции новые знания даются учителем порционно, постепенно углубляется и расширяется кругозор обучающегося по данному предмету. Обучающемуся предлагается обобщение заданий и упражнений, проведение самостоятельных действий на основе аналогии и сравнения, составление различных таблиц и схем.

При внутрисистемной интеграции у обучающегося вырабатывается умение пользоваться материалами по одному предмету при изучении другого. Он начинает приобретать знания, воспринимая научные категории и подходы как единое целое. Всё это позволяет создавать целостную картину мира.

Интеграция имеет несколько путей:

  • Горизонтальный- устанавливает межпредметные связи, которые основаны на одинаковых научных знаниях. Это позволяет избежать повторов и экономит учебное время;
  • Вертикальный. При нем межпредметные связи служат для формирования всех общих типов мышления (физико-математическое, гуманитарно-экологическое и т. д.).
  1. Существует некоторые мотивы для проведения интеграции в образовании:
  2. – повышение уровня технического и методического оснащения;
  3. – внедрение новшеств в образовательный процесс;
  4. –повышение качества образовательных услуг и обеспечение доступности;
  5. – снижение затрат.
  6. Интегрированная образовательная деятельность позволяет развивать эстетический вкус, умение понимать и ценить учебное взаимодействие, воздействует на психические процессы.

Принцип интегративности в современном образовании направлен на реализацию образовательного процесса как средства социализации личности. [6].

В современном образовании характерны интеграционные тенденции развития, которые соответствуют государственной политике, а также и интересам всех учебных заведений. Таким образом, можно сказать, что в образовательный процесс необходимо включать интеграцию, но она не должна заменять обучение традиционным предметам, она должна объединить получаемые знания в единую систему.

В заключение отметим, что интеграция образования должна дать обучающемуся хорошие знания, научить их представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны, и пользоваться такими знаниями в повседневной жизни. Следует добавить, что в условиях интеграции также большое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на сопровождение процессов взаимодействия всех учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

Источник: https://infourok.ru/statya-integracionnie-processi-v-sovremennom-obrazovanii-3788159.html

Материал по теме: Доклад на МО. Проблемы интеграции в науке и образовании. | Социальная сеть работников образования

  • Методическое объединение учителей физики
  • Калининского района Саратовской области
  • Доклад на тему:
  • «Проблемы интеграции
  •  науки и образования»
  •                                                    Подготовил учитель ГОУ «Санаторная
  •                                              школа-интернат» г.Калининска
  •                                              Васылык Марина Викторовна

г. Калининск, 2010г.

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

   Проблема интеграции образования и науки не нова, она акцентирует внимание на пути, по которому идет весь мир. Однако, в отечественных научных кругах так и не решен вопрос о необходимости этого пути для России, нужно взвесить все «за» и «против».

  1.    С одной стороны, интеграция способствует:
  2.  1) повышению результативности и эффективности исследований;                 2)повышению качества образования и подготовки научно-технических кадров;
  3. 3) притоку молодежи в сферу исследований и разработок и др.
Читайте также:  Виды горных пород - в помощь студенту

  По мнению экспертов, значимость интеграции образования и науки серьезно возросла в период перехода России к экономике, базирующейся на наукоемких отраслях промышленности.

Возможность выйти из жестокого экономического и социального кризиса последних 15 лет может появиться, только если рассматривать науку и образование как важнейший фактор развития бизнеса и промышленности в России, активно используя их объединенный потенциал для перехода на инновационный путь.

  В ведущих университетах России наука и образование всегда были вместе, были единым целым, так как подготовить специалиста высокой квалификации без соответствующей научной базы, без проведения исследований совместно со студентами, с аспирантами, профессорами, научными сотрудниками невозможно.

  С другой стороны, так ли уж необходима интеграция науки и образования, ведь ее возможные результаты и негативные последствия никем не просчитаны? Эти сферы складывались в нашей стране веками, имеют свои традиции и по многим направлениям успешно конкурируют с западными научными и образовательными центрами… Российские вузы не смогут в

обозримой перспективе стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность, за неимением кадров, лабораторий и методологии для проведения комплексных научных исследований.

  Совместить обучение и научное творчество без существенной потери качества обоих видов деятельности не удастся. Вузы должны оставаться помощниками российской науки, соисполнителями при выполнении научных работ, как это было многие десятилетия. Механистическое перенесение западного опыта чревато для России самыми серьезными последствиями.

  Допустим, все же выбрана интеграция. Выделяются две линии интеграции науки и образования: «от образования к науке» и «от науки к образованию».

  •   Первая линия в ВУЗах действует уже давно и надежно, так как преподаватели, наряду с преподаванием, всегда занимаются исследовательской работой, вторая же линия выглядит слабее, так как организация образовательных “ячеек” в научно — исследовательских институтах и передача с их помощью сведений о достижениях современной науки преподавательскому активу и учащейся молодежи, ведется не эффективно и в весьма ограниченном количестве научных организаций.
  • Несмотря на то, что многие известные в стране ученые активно сотрудничают с ВУЗами, периодически читают курсы лекций по специальности, этого недостаточно, так как лекции должны сочетаться с систематической практической работой студентов в научно-исследовательских лабораториях НИИ по избранному профилю обучения, что будет способствовать их совершенствованию в выбранной науке или профессии .
  •   Возможны следующие модели интеграции науки и образования:
  •  1) ведение академическими институтами образовательной
  • деятельности (уже практикуется);
  •  2) развитие интеграционных комплексов на базе университетов;
  •  3) финансирование крупных совместных научных проектов «вуз — НИИ»
  •  4) создание неких центров «коллективного пользования» с участием институтов и вузов для решения проблем фундаментальной науки и образовательной деятельности . Но у каждой из этих моделей
  • есть свои достоинства и недостатки.
  •   Путь к интеграции науки и образования должен быть пройден эволюционно, революционный же подход чреват негативными последствиями как для этих сфер, так и для страны в целом.
  • В любом случае, при выборе путей интеграции необходимо реализовать несколько пилотных проектов. Проанализировав
  • полученный опыт и выбрав лучший из них, можно двигаться дальше.
  • Схема подготовки кадров для научно-технической и культурной сферы, определяющей дальнейшее развитие науки и производства страны, осуществляется в три этапа.

 Первый этап — это школа. Здесь закладывается фундамент знаний и культуры человека. Обучение в новой современной школе не должно очень сильно отличаться от традиционно существующего в школах России учебного процесса.

Однако при этом должны учитываться новые методические возможности, связанные с развитием средств информации, компьютеризации и связи, которые активно внедряются в школьное образование Целесообразно введено профильное обучение, по трем основным направлениям: естествознание, гуманитарные науки, инженерное дело.

В этом случае, прослушав по этим трем направлениям лекции, школьник сможет определиться в выборе профессии.

Второй этап — университет. Необходимы три типа университетов: естествоиспытательский, гуманитарный и технический.

Поставленную задачу — научить студентов методам получения и применения знаний (в сфере избранного ими профиля и деятельности) такие ВУЗы в состоянии выполнить.

Студент, оканчивающий ВУЗ, еще не специалист, но хорошо подготовлен для дальнейшего обучения и совершенствования. Студент еще не все знает в своей будущей профессии, но основы освоил, так что может уже определить направление своей основной, жизненной деятельности .

Третий этап — это обучение в специализированных научно – образовательных центрах, которые создаются при крупных Институтах Академии наук, а также при некоторых университетах, и прикладных НИИ, имеющих хорошие научные традиции. Здесь происходит целевая подготовка специалиста.

Выпускник Вуза уже определился, где и кем он собирается работать и понимает, что для этого ему нужно знать и уметь, чтобы стать квалифицированным узким специалистом.

В научно-образовательном центре, студент, в процессе учебы, приобретает конкретные знания, которые нужны для его практической или научной работы — он готовится стать узким специалистом.

В этой программе представляет ценность и то, что большую часть учебного времени практикант проводит в лабораториях, участвует в жизни института, учреждения выполняет конкретные задания, анализирует результаты и отчитывается за выполненную работу. Такие специалисты, прошедшие обучение и подготовку в данных центрах дополнительного образования будут “нарасхват”.

Таким образом, новую концепцию образовательной деятельности, направленную на интеграцию образования и науки, можно сформулировать следующим образом.

 Двухступенчатая система школа-ВУЗ, заменяется на трехступенчатую систему: школа – ВУЗ – Научно образовательный центр с сохранением объема затраченного на обучение времени.

Такая трехступенчатая система позволяет учащимся овладеть глубокими знаниями в одном из трех основных направлений деятельности человека и стать тонкими специалистами в избранной профессии.

Немаловажно, что обучающийся не будет тратить время на изучение того, что никогда в жизни ему не пригодится.

 Научно-образовательные центры, при этом, могут играть двойную роль: в школьные годы — старта в науку и финиша при завершении образования. В такой системе образования очень тесно переплетаются обязательное и дополнительное образование, что придает ему индивидуальность .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Интеграция образования и науки (А.Г. Мержанов , И.И. Брагинский)  Машиностроитель. – 2005. — № 6.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2011/12/10/doklad-na-mo-problemy-integratsii-v

Принцип единства интеграции и дифференциации в образовании студентов с ограниченными возможностями

Кальгин Ю. А.

Старший преподаватель, кафедры «Английский язык для приборостроительных специальностей», МГТУ им. Н.Э. Баумана

Принцип единства интеграции и дифференциации в образовании студентов с ограниченными возможностями

Аннотация

Анализируются особенности интеграции и дифференциации высшего образования студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается высшее образование как расширение возможностей развития профессионализма и личности студента, а так же определяются основные идеи данного подхода.

Ключевые слова: интеграция и дифференциация, студенты с ОВЗ, профессиональное образование

Key words: integration and differentiation, students with disabilities, professional education

В философской литературе такие приятия, как интеграция и дифференциация, получили название «парных» (в ряде работ – «полярных»). В объективном мире, по мнению М. Флориана, одна из парных тенденций всегда является ведущей, то есть доминирующей, а другая – ведомой, рецессивной [6, с. 26]. И все же в их взаимодействии возможен момент относительной гармонии.

  • «Согласно энциклопедическому словарю, слово «интеграция» происходит от латинского integratio — восстановление, восполнение, integer – целый:
  • 1)      понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию;
  • 2)      процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации [10].

Под интеграцией чаще всего понимают «объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства; в теории систем — состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние; в биологии – упорядоченность, согласованность и объединение функций и структур, присущие живой системе на тех иди иных уровнях их организации» [7, с. 203].

Таким образом, чаще всего под интеграцией в научной литературе понимают процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате чего возникают новые свойства.

При этом акцент делается на усилении связей между элементами, которое ведет к их появлению, а функция связывания (организации, упорядочивания) элементов отводится внешнему фактору управления процессом интеграции (в науке – это исследователь; в педагогической деятельности – преподаватель, в саморазвитии – человек и т.д.).

В педагогической литературе понятие «интеграция» чаще связано с решением проблем учебного процесса (задачи, содержание, формы и др.). Под «интеграцией общего и профессионального образования» (Г.В. Абросимова, Б.Г. Ананьев, СИ. Архангельский, М.Н. Берулава, Ю.А. Ганин, Н.

М. Гаранович, В.М. Панфилова,        В.А. Сластенин, IO.C. Тюнников, Л.Д. Федотова, И.П. Яковлев и др.) понимается «процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающийся ростом системности, обобщенности и уплотненности знаний учащихся» [3, с. 14].

Существенное значение для исследования проблемы интеграции и дифференциации образования студентов с ограниченными возможностями имеет разработанная Ярской-Смирновой Е.Р. целостная концепция университетского образования, в которой определены роль и место подготовки студентов с ограниченными возможностями [12, с.10]. В ней рассматриваются следующие вопросы:

  • основные принципы университетского образования (универсальность, интегративность, целостность, фундаментальность, профессиональность, вариативность, многоуровневость);
  • его задачи (овладение системными знаниями о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством; о процессах становления личности, развивающейся в мире ценностей, в отношениях к другому и к самому себе; усвоение системы антропологического знания, излагаемого в учебных курсах по принципам проблемно-содержательной взаимосвязи различных дисциплин);
  • проблемы взаимодействия дисциплин, специфика их органического единства;
  • структура блока профессиональных дисциплин (профессионально-ориентирующий, теоретико-методологический, профессионально-практический модули, модуль элективных курсов и профессионально-диагностический модуль).

Таким образом, в исследованиях Ярской-Смирновой Е.Р. цикл дисциплин обосновывается как «единое целое и органичная часть в общей системе образования для лиц с ОВЗ», который сориентирован на личностное становление и развитие студента с ОВЗ, на его профессиональное самоопределение; предполагает последовательное и целесообразное усложнение образовательных задач на каждом этапе [там же, с. 12].

В исследованиях И.Ф. Исаева, М.К. Рунковой, Е.Г. Силяевой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова профессиональное образование – это образование для человека.

Оно является системой развития и саморазвития личности, удовлетворяет ее потребности в духовном и материальном росте, обеспечивает усвоение накопленного человечеством профессионального опыта, который реализуется и творчески развивается во всех сферах жизнедеятельности отдельного человека, общества и мира в целом.

В современной высшей школе интеграция студентов с ограниченными возможностями чаще всего осуществляется на уровне установления интегрированного образования и межпредметных связей, который включает координацию совместного обучения студентов с ограниченными возможностями и здоровых студентов, а так же родственных программ учебных курсов, выявление их межпредметных связей (основой этого является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования), согласование трактовки общих понятий, методов их введения, времени изучения, языка, терминологии и символики [5, с. 46].

Читайте также:  Структура операционной системы ms dos - в помощь студенту

Наиболее перспективным и эффективным уровнем интеграционного взаимодействия является уровень синтеза [3, с. 91]. Осуществление интеграции образовательного процесса на этом уровне определяется наличием в них стабильной и интегративной части.

Первая из них включает разделы и темы, изучаемые в самом курсе, а вторая – те, которые могут быть изучены с помощью других предметов.

Эффективность интегрирования на этом уровне усиливается, если в проведении лекций, семинаров и других форм обучения принимают участие все педагоги, ведущие интегрируемые дисциплины.

Процесс интеграции совместного обучения студентов с ограниченными возможностями и здоровых студентов требует усиления общих идей, поиска общих теоретических концепций различных учебных курсов, более высокого уровня теоретических обобщений, направленности на формирование не частных, а обобщенных, системных знаний [5, с. 47].

На интеграционные процессы в содержании образования влияют различные факторы его формирования: потребности и цели общества, дидактические принципы (системности, научности и доступности, профессиональной направленности и др.), сам процесс обучения (в ситуации проектирования содержания на уровне учебного предмета и учебного материала).

Рассматривая высшее образование как расширение возможностей развития профессионализма и личности студента, определяем основные идеи такого подхода:

1. В реальном взаимодействии со студентом необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития студента и преподавателя, учитывая при этом зону актуального развития, то есть субъектный опыт обоих [4, 11].

С позиций теории Л.С. Выготского, образование должно ориентироваться на зону ближайшего развития, как отдельной личности, так и общества в целом, а не выполнять бессмысленную работу в зоне актуального развития, где человек и общество вполне самостоятельны. Подобная работа вовсе не развивает их творчески, а продолжает формировать в качестве исполнителей [9, с. 82].

2.

      Важной идеей профессионального образования становится диагностика развития.

При таком подходе нас не столько интересует зона актуального развития, то есть то, чем студент интересуется, что знает и умеет, а чему он может научиться в ближайшее время и через какой-то период. То, что еще А.С. Макаренко называл ближайшей, средней и дальней перспективой [8].

Как отмечает А.Г. Асмолов, такая помогающая диагностика Л.С. Выготского не только способствует актуализации и развитию потенциальных возможностей студента, но и участвует в организации развивающейся среды, становится диагностикой расширения или сужения диапазона возможностей в различных видах его деятельности [2, с. 118].

3.      Создание целостного представления о разностороннем личностном и профессиональном развитии и его поэтапная реализация во взаимодействии с педагогом, студентами в едином образовательном пространстве исключает ситуацию битвы отдельных дисциплин за первенство в количестве часов и продолжительности изучения.

Главное место отводится зоне ближайшего развития студента как личности и формирующегося субъекта с ограниченными возможностями профессиональной деятельности в сотрудничестве с преподавателем и другими здоровыми студентами.

Высшее образование становится основой для рождения интегративного «Я», его взаимодействия и развития в профессиональном и жизненном пространстве путем становления позитивного самоотношения, самоактуализации, когнитивного стиля и других интегративных характеристик личности в их взаимосвязи.

Реализация идеи разработки технологии интегративно-дифференцированного индивидуального саморазвития студента как личности и профессионала, направлена на становление интегративного «Я», его поэтапное развитие в стандартных и нестандартных ситуациях, решение которых способствует наработке возможностей выбора в неопределенных ситуациях в сочетании с познавательной мотивацией [там же, с. 122]. Решение таких задач дает возможность студенту найти свое место в мире, среди людей и в избранной профессии.

В высшем профессиональном образовании, как было отмечено выше, в постоянном взаимодействии и поочередном доминировании (на основе интегративно-дифференцированного подхода) решаются две группы задач – общечеловеческие и профессиональные.

Их осознание и постановка развивает мысль о том, что личность всегда шире своей профессии, а потому и образование, понимаемое как расширение возможностей развития личности, помогает студенту в его стремлении к развитию гармоничных отношений своего общечеловеческого и профессионального потенциала [1, с. 13].

Анализ особенностей интеграции и дифференциации высшего образования студентов с ограниченными возможностями позволяет сделать следующие выводы.

1. Актуальность изучаемой проблемы определяется самой сутью человека; степенью развития общенаучных и специальных наук; потребностями теории и практики образования; необходимостью решения ряда личностных и профессиональных задач в их взаимодействии; высоким уровнем интеллектуальной готовности студентов с ограниченными возможностями к обучению и другими особенностями.

2.

      Интегративно-дифференцированное образование студентов с ограниченными возможностями представляет собой систему во взаимосвязи ее открытости и закрытости, а также процесс, одновременно развиваемый и развивающийся, осознаваемый, детерминированный и стохастический. Этот феномен может быть более (доминирует детерминированность) или менее (преобладает стохастичность) управляемым в зависимости от методологии, теории, соответствующих им технологий и возможностей субъектов процесса.

3.      В качестве особенностей современного высшего образования могут быть выделены следующие: специфика методологического обоснования, его интегративно-дифференцированный характер, взаимодействие общих и профессиональных задач, содержания и технологии в их целостности и развитии.

4.   Высшее образование студентов с ограниченными возможностями решает две группы задач – общечеловеческие и профессиональные. Первая из них направлена на познание, развитие, актуализацию целостного «Я» человека, вторая – профессионального «Я».

Литература

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, закономерные основы и методы. – М.: 1980.
  2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая педагогика и конструирование миров. – М.: 1996.
  3. Берулава М.Н. Теория и практика интеграции содержания общего и профессионального образования профтехучилищах. Автореф.дис.докт.пед наук. – Ташкент, 1988.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В. Давыдова. – М.: 1991.
  5. Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тез.докл.межвуз.конф. – Рязань,1997.
  6. Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении. – М.: 1992.
  7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. – М.: 1975.
  8. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1977. T.I.
  9. Рункова М.К. Принципы и критерии отбора содержания педагогического образования в университете. – Саранск.: 1993.
  10. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, 4-е изд. – М.: 1989.
  11. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения/Вопросы психологии. -1995.№2, с. 31-42
  12.  Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Доступность высшего образования для инвалидов. – Саратов.: Саратовский гос.техн.универ., 2005.

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/princip-edinstva-integracii-i-differenciacii-v-obrazovanii-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

Цели, формы и виды интеграции в педагогике

Термин “интеграция” появился в педагогике в 80-х годах прошлого столетия на этапе бурного развития взаимопроникающих процессов в разнообразных сферах социальной жизни. К этому времени понятие интеграции основательно закрепилось в научной и философской литературе.

Исторические предпосылки

Проблема интеграции активно обсуждалась в кругу педагогов с давнего времени. Эта категория представляет собой продукт сложных диалектических трансформаций научного сознания, впитывающего в себя культурные достижения и опыт развития отечественного образования.

Американский ученый Дж. Дьюи, а также советские ученые Шацкий и Рубинштейн в 20-х годах попытались создать образовательную систему на интегрированной, проблемно-комплексной основе. В России новое направление получило практическую реализацию и вошло в историю педагогики под наименованием трудовой школы.

Главный принцип организации обучения заключался в “методе жизненных комплексов”. Комплексный подход предусматривал интеграцию знаний из различных предметных областей вокруг одной общей проблемы. Таким образом, состоялся первый практический опыт проведения учебного процесса на межпредметной основе.

Однако в 1931-м году данный эксперимент закрыли и подвергли резкой критике.

Замечание 1

В соответствии с убеждениями идеологов новой школы, предметоцентризм и комплексность считались 2-мя взаимно исключающими друг друга дидактическими принципами.

Традиционная школа выступала частью старого мира и должна была разделить его судьбу. Трудовая школа по сути оказалась вне педагогических традиций.

Из известного новаторского движения, призванного вывести существующее образование на качественно новый уровень, она преобразовалась в средство его разрушения.

После 1931-го года процесс обучения осуществлялся на предметной традиционной основе. Интеграция все больше стала вытесняться внеклассной работой, в которой знания из разных областей стихийно взаимопроникали и объединялись в детском творчестве.

Начиная с 1958-го года пошел новый виток интеграции – этап межпредметных связей. В этот период укреплялись отношения между профессионально-техническими и предметными знаниями.

В 70-е годы внимание педагогов концентрирует перспектива формирования и развития отношений между учебными дисциплинами.

В этот момент педагогика отказалась от противопоставления предметоцентризма и интеграции между предметами.

Принцип межпредметности направлен на организацию целостного учебного процесса, однако не отрицая предметоцентризм, а базируясь на нем.

Определение 1

Межпредметность – это средство развития предметности, стремление вывести образование на качественно новый уровень и сохранить позитивное из прошлого.

Рассмотрение межпредметности в качестве принципа дидактики изменило характер педагогического мышления: явление превратилось в основание, производное стало производящим, а средство – причиной.

Возникшее противоречие между формой и новым содержанием привело к изменению формы. Причем в 80-х годах термин “межпредметные связи” уступил место понятию “интеграция”. В 90-х годах прошлого столетия движение по созданию интегрированных курсов достигло апогея.

Психолого-педагогическая основа интегрирования

Замечание 2

Природа человека интегральна по своей сути, интегральность в человеке заложена изначально. Поэтому интеграция в педагогике – это естественный способ познания себя и окружающей среды.

У учеников старших классов преобладает абстрактное мышление. Высшей степенью развития мышления в этом возрасте выступает мышление теоретическое.

Интегрирование формирует общую картину мира, учит предвидеть все явления в их взаимосвязи и противоречивости параллельно.

Причем личность, которая охватывает наибольший круг различных явлений, подступает ближе к истине, одновременно увеличивая область неизведанного.

Педагогу при интеграции на уроке разных предметов обязательно нужно учитывать противоречия, заключенные в сущности познания и преодоления стандартов мышления, использовать в своей работе константное и вариативное, случайное и закономерное, интуитивное и ясное, искать меру их взаимодействия. Благодаря обобщенным знаниям об окружающей среде существует возможность правильно в ней ориентироваться.

Цели интеграции

Замечание 3

При осуществлении принципа интеграции в образовании его цель состоит в том, чтобы не только показать точки соприкосновения учебных дисциплин, но и посредством их органической связи дать представление о единстве окружающей среды.

Результат интегрированного обучения – это развитие творческого мышления обучающихся ребят.

Социальная роль интеграции состоит в овладении совокупными знаниями, лишение детей однородности в развитии.

Формы интеграции

В современном образовании предусмотрено преподавание интегрированных курсов, включая естествознание и элективные курсы.

Определение 2

Самая распространенная форма реализации интеграции – это интегрированные уроки, организованные разными преподавателями, но в соответствии с общей программы интеграции.

Классификация интеграции

Выделяют следующие виды интеграции в образовании:

  • Вертикальная интеграция Суть – объединить в одном предмете материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения на разном уровне сложности.
  • Горизонтальная интеграция. Суть – объединить подобный учебный материал в разных учебных предметах.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/integratsija-v-pedagogike/

Ссылка на основную публикацию