Правовые основы аудиторской деятельности — в помощь студенту



alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На современном этапе развития государства важное место должно отводиться формированию нового законодательства, касающегося финансового контроля. Это будет способствовать эффективности использования публичных финансов.

Сегодня контрольные отношения регулируются различными нормативными актами, которые не имеют комплексного характера, следовательно стоит акцентировать внимание на необходимости совершенствования правового обеспечения финансового контроля.

В зависимости от направлений финансовой деятельности выделяют контроль в сфере бюджета, налогообложения, страхования и т. д.

Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на хозяйственные отношения, от которых зависят размеры денежных фондов и эффективность их использования [1], то есть финансовый контроль охватывает своими действиями общественные отношения, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов.

Известно, что наряду с государственным финансовым контролем, субъектами которого являются государственные органы, существует, как пишут ученые, независимый финансовый контроль или аудиторский контроль, который проводят независимые аудиторы и аудиторские фирмы. П. С.

Пацурковский разделяет финансовый контроль на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) [2]. А. А. Ялбулганов [3] и А. И. Дадашев [4], кроме указанных видов, выделяют независимый (аудиторский) контроль. Л. А. Савченко проведен комплексный анализ взглядов ученых на классификацию видов финансового контроля.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Усложнение отношений русской церкви и константинополя. исихасты - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Как утверждает Л. А. Савченко, существование различных видов финансового контроля обусловлено разнообразием его функций, каждый вид контроля имеет свои особенности и сферу применения. Существование наряду с государственным контролем контроля, который осуществляется субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, отрицать нельзя [5].

Это подтверждается и действующим на сегодня Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[6], который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности, следовательно можно было бы считать, что этот вид финансового контроля законодательно урегулирован, но его нормы являются несовершенными.

Проанализировав приведенные учеными классификации, следует отметить, что ученые детально не останавливаются на раскрытии сущности данного вида финансового контроля и не уточняют его соотношения с такими близкими по смыслу терминами, как независимый аудиторский контроль, аудиторская деятельность, аудит и другими.

Это часто приводит к их неоправданному отождествлению, взаимоподмене или неправильному пониманию и предопределяет необходимость проведения необходимого исследования с формулировкой соответствующих выводов. Л. А. Савченко [5]относит аудиторскую деятельность к виду контроля, экономист Д. М.

Жерлицин [7] аудиторский контроль рассматривает как независимую форму финансового контроля, М. Т.

Белуха [8]говорит о новом виде экономического контроля — независимый аудиторский контроль, в других своих научных публикациях он пишет о аудите как виде финансового контроля, аудиторский контроль рассматривает как форму финансово-хозяйственного контроля. По мнению Ю. А. Данилевского и Т. М. Мезенцевой [9], аудит является новой формой контроля.

Ф. Ф. Бутинец [10] говорит о аудите как о форме, а уже в дальнейшем — как методе хозяйственного контроля. А. А. Петрик [11] рассматривает аудит как форму независимого контроля отчетности и деятельности субъектов хозяйствования, Н. И. Дорош [12] относит аудит к видам финансового контроля. М. Т.

Белуха [8]выделяет три направления аудита: во-первых, когда «ревизию» считают синонимом «аудита» и переносят полностью ее функции, содержание и задачи на аудит, во-вторых, при подмене ведомственной ревизии аудитом; в-третьих, когда аудит включают в систему финансово-хозяйственного контроля как отдельный вид финансового контроля, что, по его мнению, является наиболее логично.

В последнее время дискуссионным считается вопрос, что представляет собой аудит — это форма финансового контроля, его вид, вообще понятие, которое следует употреблять отдельно. С одной стороны, аудит, согласно Федерального закона от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[6], — это независимая проверка, то есть предпринимательская деятельность, которая, следовательно, осуществляется на собственный риск с целью получения прибыли. С другой — контрольная деятельность, которая может затрагивать интересы государства, поскольку законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения аудита.

Интересно то, что в статье 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[6]отмечается, что аудиторы и аудиторские фирмы при осуществлении аудиторской деятельности имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита. Следовательно в контексте данного нормативного акта, аудит никак не может быть формой или методом контроля.

Раскрывая сущность аудита, параллельно употребляют термин «аудиторская проверка», что не совсем правильно, ведь аудиторская проверка является основным методом аудита. Последнее является подтверждением того, что его особенности должны быть четко определены в законодательстве.

А это возможно лишь тогда, когда в нем будет даваться правильное, полное, логически изложенное определение понятия «аудит». Это позволит определить и место аудита в системе финансового контроля, с учетом того, что на сегодня существует и государственный аудит.

В соответствии с толкованием понятия, аудит имеет свои особые признаки, отличающие его от других видов контроля.

Читайте также:  Трудовые отношения в фирмах - в помощь студенту

Аудит — это сфера финансового контроля, которая реализуется соответствующими субъектами (аудиторами), являющиеся носителями функций на осуществление аудита в деятельности субъектов хозяйствования, результатом которой является официальное аудиторское заключение или письменные рекомендации по устранению выявленных недостатков и прочее. С учётом вышеизложенного, по нашему мнению, аудит необходимо рассматривать как вид финансового контроля.

Характеристика аудита как деятельности негосударственных аудиторских организаций и аудиторов — субъектов предпринимательской деятельности ограничивает его понимание, поскольку аудит, проведение которого обеспечивает аудиторская деятельность, — это лишь один из его разновидностей. Существует внутренний аудит, государственный аудит. Н. А.

Бондаренко [15] выделяет три точки зрения на понимание аудита: контрольно-ревизионная деятельность; экспертно-консультационная деятельность; сочетание ревизионной и экспертно-консультационной деятельности. На первый взгляд, вроде все понятно: существует государственный аудит и негосударственный. Но возникает вопрос в их соотношении и различиях. В. М.

Дереконь [16] обобщает, приемы, методы, средства, цель и задачи государственного и негосударственного аудита, как финансового контроля в целом, которые являются тождественными и делятся только по субъектам, основаниям и реализацией результатов.

На наш взгляд, сравнивать можно лишь государственный аудит и государственный аудит, проведение которого предусмотрено законодательством, который носит публичный финансово-контрольный характер, в реализации которого заинтересовано государство. Термин «государственный финансовый аудит» четко не прописан в законодательстве, однако анализируя ст. 14 Федерального закона от 05.04.

2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [17], можно прийти к выводу, что он является разновидностью государственного финансового контроля.

Прежде всего, государственный аудит реализует государственные интересы, направленные на контроль за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, эффективностью использования, правильностью определения потребности в бюджетных средствах, достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности и прочее. Государственный аудит в настоящее время проводится органами Счётной Палаты Российской Федерации, контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В юридической литературе давно выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль. С. В. Степашин [18] под понятием «государственный аудит» понимает систему внешнего, независимого публичного контроля за деятельностью органов государства и вводит в России для его понимания термин «конституционный аудит».

Органы государственной власти осуществляют государственный контроль, направленный на защиту государственных интересов, а аудиторская деятельность, в первую очередь, предназначена для защиты интересов субъектов хозяйственной деятельности. Стоит согласиться с Л. А.

Савченко [5], которая утверждает, что независимые аудиторы и аудиторские фирмы не являются конкурентами органов государственного финансового контроля.

Наоборот, квалифицированный аудит, по ее мнению, может стать значительной помощью в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное влияние на повышение эффективности их работы, на качественное выполнение ими своих задач и функций.

В условиях современной экономики, которая осуществляется в системе хозяйственной деятельности самостоятельных, преимущественно частных (негосударственных) предпринимателей, финансовые результаты их деятельности являются предметом использования значительного количества субъектов.

Ими выступают не только органы государственного контроля, но и владельцы предприятий, клиенты, поставщики, банки, кредиторы и другие. Это обусловливает необходимость осуществления, прежде всего, оценки и подтверждения состояния их деятельности, достоверности отчетности, что формирует спрос на аудиторскую деятельность.

Ведь, аудит направлен на решение следующих основных задач: 1) привлечение инвестиций; 2) укрепление финансовой дисциплины; 3) повышение роста экономики государства; 4) оценку и прогнозирование последствий принятия экономических решений. Й. Г. Тимка [19]указывает на особое доверие при проведении аудита негосударственными субъектами во взаимоотношениях аудитора со своим клиентом, который не может отказать клиенту в просьбе проконсультировать его по любому вопросу, сделать письменный вывод и помочь оформить необходимые документы, касающиеся его коммерческой деятельности. Аудитор обязан защищать интересы клиента, выступать его помощником.

Мы не соглашаемся с позицией В. М. Дереконя [16], который обобщает под понятием «аудиторская деятельность» ту, что осуществляется аудиторами, а также подразделениями государственных органов, поскольку деятельность последних никак не может быть предпринимательской.

Не проведение им предварительного разграничения понятий «аудиторская деятельность» и «аудит» приводит к их отождествлению и использование для характеристики контроля органы государственного финансового контроля.

При этом, введение понятия «аудита» как родового для характеристики всех форм финансового контроля (проверки, ревизии) сведет на нет сущность аудита как самостоятельного вида финансового контроля, осуществляемого аудиторами и аудиторскими фирмами.

Источник: https://moluch.ru/archive/128/35441/

Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129- ФЗ от21 ноября 1996г.

7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

8. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

9. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002г. №47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.

10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № от 2007г. и др.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 основных уровня, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите. Закон об аудиторской деятельности относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных стандартов и практики аудита. и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм и их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Аудиторские стандарты

В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятсястандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг.

XX века в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих,в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита.

В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

  • 1) международные;
  • 2) национальные (в РФ – общероссийские);
  • 3) внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты).
  • Стандарты обеспечивают:
  • • единство принципов аудита (единство требований к качеству и надежности);
  • • унификацию аудита в вопросах методологии;
  • • единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности.
  • Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов:
  • а) могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;
  • б) может быть обеспечен определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
  • в) облегчено внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений;
  • г) обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки;
  • д) обеспечена возможность контроля качества работы аудитора;
  • е) может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора.

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового.

МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер.

Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС).

Всего комитетом определено 11 объектов стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов: №100-199 «Вводные аспекты», №200-299 «Обязанности», №300-399 «Планирование»,№400-499 «Внутренний контроль», №500-599 «Аудиторские доказательства», №600-699 «Использование работы третьих лиц», №700-799 «Выводы и отчеты в аудите», №800-899«Специализированные области», №900-999 «Сопутствующие услуги», №1000-1099«Положения по международной практике аудита».

В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработкеобщероссийских стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе РФ.

Разработка общероссийских аудиторских стандартов осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности, которой были созданы рабочие группы, состоящие из представителей ЦБ РФ, НИИ, вузов, общественных объединений, ведущих аудиторских организаций.

Первые из общероссийских аудиторских стандартов были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности в 1996г.

Разработано более 30 общероссийских стандартов, которые устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

После утверждения Правительством РФ общероссийские(федеральные) стандарты являются обязательными для аудиторов, аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов. В настоящее время утверждены 34 федеральных стандарта аудиторской деятельности.

Общероссийским стандартом «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (от 20.10.99г.) установлено, что каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающих собственный подход к проведению проверки и составлению заключения.

При этом под внутрифирменными стандартами понимаются документы, детализирующие и конкретизирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, установленные общероссийскими стандартами.

Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.

Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в РФ законодательных и нормативных актов, требований общероссийских стандартов. При отсутствии правовых норм или требований общероссийских стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться стандартами международными.

Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. В случае прямых указаний в общероссийских стандартах на необходимость разработки на их основе внутрифирменных их следует разработать в первоочередном порядке.

  1. Таким образом, в каждой аудиторской фирме должны быть внутрифирменные стандарты. Общий же их пакет может включать внутрифирменные стандарты по следующим объектам:
  2. · общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов);
  3. · порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование);
  4. · порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составление аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту);
  5. · специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов);
  6. · сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг);
  7. · образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).
  8. Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.
  9. Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое аудиторская деятельность?
  2. Назовите основной закон, регулирующий аудиторскую деятельность в РФ
  3. Назовите различия между обязательным и инициативным аудитом
  4. Для чего нужны аудиторские стандарты?
  5. Назовите основные профессиональные принципы аудита. Охарактеризуйте принцип «независимость»
  6. Что такое специальный аудит?
  7. Как подразделяется аудит по объекту изучения?
  8. Какие виды контроля вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
Читайте также:  Как найти площадь параллелограмма, треугольника, трапеции - в помощь студенту

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a61682.html

Богданова Н.А. и др. Основы аудита : Скачать бесплатно учебное пособие

АННОТАЦИЯ

Настоящее учебное пособие является руководством по аудиторской деятельности. В учебном пособии представлены важнейшие действующие нормативные документы, регулирующие организацию и ведение аудита. Учебное пособие предназначено для студентов, а также преподавателей.

Учебное пособие является электронной версией книги: Н. А. Богданова, М. А. Рябова. Основы аудита : учебное пособие / Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Тема 1. Введение в аудит 1.1. Возникновение и сущность аудита 1.2. Цели и задачи аудита 1.3. Виды аудита 1.4. Принципы проведения аудита 1.5. Услуги, сопутствующие аудиту 1.6. Этика аудитора 1.7. Связь аудита с другими формами экономического контроля

  • Тема 2. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
  • Тема 3. Организация подготовки аудиторской проверки
  • Тема 4. Планирование аудиторской деятельности
  • Тема 5. Общие методические подходы к аудиторской проверке
  • Тема 6. Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита
  • Тема 7. Специальные аспекты аудиторской проверки
  • Тема 8. Аудиторское заключение – итоговый документ аудиторской проверки
  • Практикум по дисциплине
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЛОССАРИЙ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2.1. Правовые основы аудиторской деятельности 2.2. Аттестация 2.3. Ограничения на проведение аудита 2.4. Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг 2.5. Права и обязанности аудиторов 2.6. Аудиторские стандарты 2.7. Международные аудиторские стандарты 2.8. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности 2.9. Внутрифирменные стандарты аудита 2.10. Организационно-правовые формы аудиторских организаций 2.11. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита 2.12. Организация внешнего контроля качества аудита 2.13. Внутрифирменный контроль качества 3.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом 3.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами 3.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита 3.4. Понимание деятельности экономического субъекта 3.5. Договор на оказание аудиторских услуг 3.6. Оценка стоимости аудиторских услуг 4.1. Планирование аудита 4.2. Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности 4.3. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском 4.4. Аудиторский риск 4.5. Понятие внутреннего контроля 4.6. Средства внутреннего контроля 4.7. Понимание аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля 5.1. Аудиторская программа 5.2. Аудиторская выборка 5.3. Аудиторские доказательства 5.4. Методы аудиторской проверки 5.5. Аудиторские процедуры 5.6. Документирование аудита 5.7. Искажения бухгалтерской отчетности, их виды и факторы, влияющие на степень риска их появления 5.8. Аудит в условиях компьютерной обработки данных 6.1. Общение с руководством экономического субъекта 6.2. Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта 6.3. Использование работы эксперта 6.4. Операции со связанными сторонами в ходе аудита 7.1. Первичный контроль начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности 7.2. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита 7.3. Проверка прогнозной информации 7.4. Проверка оценочных значений в бухгалтерском учете 7.5. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность 8.1. Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность 8.2. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности 8.3. Оценка результатов проверки и обобщение полученной информации 8.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. 8.5. Виды аудиторских заключений 8.6. Структура аудиторского заключения 8.7. Заведомо ложное аудиторское заключение 8.8. Порядок оформления и представления аудиторского заключения Тема 1. Введение в аудит Тема 2. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ Тема 3. Организация подготовки аудиторской проверки Тема 4. Планирование аудиторской деятельности Тема 5. Общие методические подходы к аудиторской проверке Тема 6. Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита. Тема 7. Специальные аспекты аудиторской проверки Тема 8. Аудиторское заключение – итоговый документ аудиторской проверки

Введение В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое.

С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.

Аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.

Аудит продолжает активно внедряться и влиять на становление рыночных отношений в России, и его регулирование развивается по трем основным направлениям: — государственное регулирование; — государственно-общественное регулирование; — регулирование на уровне аудиторских фирм.

Учебное пособие, к изучению которого приступают студенты, построено в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта по «Основам аудита».

Основная цель аудиторской деятельности состоит в проверке достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных или финансовых операций правилам, действующим в Российской Федерации. Наиболее существенной предпосылкой развития аудита в нашей стране стал процесс разгосударствления экономики и переход на рыночные отношения.

В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государства в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников – акционеров или частных владельцев – в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий и достоверности учета и отчетности.

Предлагаемый курс строится на базе уже полученных студентами знаний по теории бухгалтерского учета, бухгалтерскому финансовому и управленческому учету, комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности, анализу финансовой отчетности, налогообложению, финансам, правоведению, экономики организаций. Темы, рассматриваемые в данном курсе, сгруппированы в самостоятельные темы. Такая структура объясняется унифицированными требованиями по структуризации курсов. В пособии, рекомендованном в качестве основного, студенты получают необходимые знания по дисциплине «Основы Аудита».

Материал данного пособия дает базовые знания по курсу, которых достаточно для получения положительной оценки.

Электронная версия книги: [Скачать, PDF, 884.57 КБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Источник: http://www.aup.ru/books/m1403/

Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

Нестерова Любовь Николаевна

Правовые основы аудиторской 
деятельности в РФ.

05.10.2011

Т: Финансовый контроль.

Финансовый контроль и его виды.

Среди методов руководства 
экономикой, независимо от форм собственности, в РФ важное место принадлежит 
финансовому контролю. ФК способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении 
получаемых доходов и максимальной реализации социальных гарантий.

В 
настоящее время в РФ сложилась 
система ФК за соблюдением законности в процессе деятельности хозяйствующими субъектами и организацией бухгалтерского учета. Вся система ФК состоит 
из 2 звеньев: 1) внешнего контроля и 2) внутреннего 
контроля.

Внешний контроль осуществляется государственными органами, преследует в основном цели, которые обеспечивают полноту поступления в бюджет налоговых платежей, способствует выявлению……… . Внутренний контроль направлен на повышение эффективности хозяйственной деятельности. Т.о.

внутренний контроль создается для обеспечения учетной политики организации, сохранности имущества, получения своевременной и достоверной информации о деятельности организации. соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций.

  • Виды ФК:
  • По уровню управления
  • (1) общегосудартсвенный
  • (2) ведомственный
  • (3) негосударственный
  • (4) самоконтроль
  • По времени осуществления
  • (1) предварительный
  • (2) текущий
  • (3) последующий
  • ((а)) аудит
  • ((б)) анализ финансово-хозяйственной деятельности
  • ((в)) инвентаризация
  • ((г)) документальная ревизия
  • По методу проведения
  • (1) документальный
  • (2) фактический
  • (3) комбинированный
  • Общегосударственный ФК осуществляется ГО ФК (налоговый контроль) – контроль за образованием и использованием различных бюджетных и внебюджетных средств.
  • Ведомственный ФК – ФК вышестоящей организации/ведомства своих структурных подразделений
  • Негосударственный ФК – в первую очередь, аудит (предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации)
  • Самоконтроль – ФК, который осуществляется силами самой организации, самого предприятия.

Предварительный контроль осуществляется до начала хозяйственной операции, он дает направление будущей хозяйственной операции. Предупреждает незаконные действия. Осуществляют старшие главные бухгалтера, банки, финансовые органы.

Текущий контроль осуществляется в процессе хозяйственной деятельности. С его помощью определяют содержание документа действительно выполняемой операции. Старшие, главные бухгалтера, экспедиторы, кладовщики и иные ДЛ, которые ответственны за проведение данной хозяйственной операции.

Последующий контроль осуществляется после осуществления операции и позволяет охватить проверкой все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Проводится путем изучения анализа, учета первичных документов бухгалтерских ревизий и бухгалтерской отчетности.

Документальный 
ФК – производится при проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также его структурных подразделений.

Фактический контроль заключается в проверке наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и расчетов. По месту хранения или там, где производится операций. Один из основных методов – инвентаризация. Обследование помещения, анализ сырья, контрольные операции – сюда же.

  1. Комбинированный ФК – документально-фактический, сочетание 2 вышеназванных видов.
  2. Понятие и виды документальной ревизии.
  3. Документальная 
    ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных финансовых операций в организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера в определенный ревизуемый период.
  4. Вопросы, которые решаются ревизией:
  5. -соответствие осуществляемой 
    деятельности учредительным документам
  6. -использование бюджетных 
    средств по целевому назначению
  7. -соблюдение финансовой 
    дисциплины (правильность ведения 
    финансового учета и составления 
    бухгалтерской отчетности, обоснованность 
    операций с денежными средствами, ценными бумагами, расчетных, кредитных 
    операций, операций, связанных с 
    инвестициями)
  8. -формирование финансовых 
    результатов и их распределение

Как правило, ревизия плановая. Внеплановая ревизия – при 
выявленных нарушениях деятельности, сигналах.

  • По повторяемости – 
    первичная (по первоначальному заданию), дополнительная (для дополнения выводов 
    предыдущих ревизий, выявить новые 
    обстоятельства), повторная (другие ревизоры, при плохом качестве первичной ревизии).
  • По объему – полная (проверяются 
    все стороны хозяйственной деятельности) и частичная (одна сфера).
  • Состав ревизионной группы – чисто бухгалтерские и комплексные.
  • ПиО ревизора.
  • Ревизор имеет право 
  • -осматривать все помещения, при обнаружении чего-либо имеет право помещение опечатать.
  • -требовать всю документацию – первичные бухгалтерские документы, сводные документы, бухгалтерскую отчетность, внутренние документы (документы оперативного учета)
  • -производить инвентаризацию 
    денежных средств, товарно-материальных ценностей и финансовых обязательств организации
  • -требовать документы, 
    которые находятся в других 
    организациях, связанных с проверяемым 
    (смежными), и с знакомиться с 
    ними (подлинники/заверенные копии)
  • -запрашивать различные 
    учреждения по вопросам, возникшим 
    в ходе проведения ревизии
  • -требовать от руководителя/главного 
    бухгалтера справки, устные ответы 
    на вопросы, возникшие в связи 
    с ходом проведения ревизии

Оформление результатов: составляется акт ревизии из 3 частей – вводная (указать учредителей, перечень всех реквизитов банковских счетов), описательная (что и какими методами проверяли) и итоговая (выводы). Подписывает ревизор, руководитель предприятия и главный бухгалтер.

  1. Судебно-бухгалтерская экспертиза.
  2. СБЭ – процессуальное действие, состоящее из проведения исследования материалов дела и дачи заключения специалистом-бухгалтером по вопросам, поставленным следователем или судом.
  3. Предмет СБЭ характеризуется 
    признаками:
  4. -обязательная связь с 
    хозяйственной деятельностью предприятия
  5. -хозяйственные операции 
    обязательно нашли отражение 
    в бухгалтерском учете
  6. -пределы исследования 
    хозяйственной операции определяются 
    вопросами, поставленными следователем 
    или судом
  7. -заключение по поставленным 
    вопросам дается экспертом в 
    области бухгалтерского учета

По результатам экспертизы выдается заключение эксперта-бухгалтера. При проведении СБЭ эксперт пользуется документальными методами проверки.

Отличие ревизии 
от СБЭ.

отличительные признаки ревизия СБЭ
1.процессуальное различие  является финансовым контролем. По требованию ПООРФ – способ собирания  доказательств форма использования специальных  бухгалтерских знаний, не является формой финансового контроля
2. основания для назначения плановая – по плану ревизионной работы, внеплановая – при сведениях о нарушениях обстоятельство дела. для оценки которого необходимо заключение эксперта-бухгалтера
3. основания для проведения достаточно приказа руководителя организации/контрольно-ревизионной  организации постановление следователя/определение  суда
4.объем работы по усмотрению  назначившего лица вопросы в постановлении/ определении
5.объекты все бухгалтерские документы, документы оперативного учета, документы  инвентаризаций и предыдущих ревизий только материалы дела, которые предоставлены эксперту. Эксперт не имеет права самостоятельно обращаться к документам, находящимся  в организации
6.методы исследования методы фактической и  документальной проверки применяет методы документальной проверки, методы фактической применять  не может

10.10.2011г.

Т: Нормативное 
регулирование бухгалтерского учета.

Нормативная база:

Источник: https://student.zoomru.ru/budjet/pravovye-osnovy-auditorskoj-deyatelnosti-v/221571.1762101.s1.html

Ссылка на основную публикацию