Правовая основа местного самоуправления — в помощь студенту

Статья просвещена правовым основам организации местного самоуправления в Российской Федерации. Представлены основные элементы правовой структуры организации местного самоуправления в Российской Федерации и приведены примеры.

Статья 12 Конституции Российской Федерации прописывает, что одним из основных элементов основ конституционного строя является местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти [1].

Под местным самоуправлением понимают систему организации и деятельности граждан, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории[4].

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативно — правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Ниже представлена структура нормативно – правовой базы местного самоуправления[3].

Правовая основа местного самоуправления - в помощь студенту

Рис. 1. Структура нормативно – правовой базы организации местного самоуправления Российской Федерации

В международном законодательстве правовой основой местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации и вступившая в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998 года Европейская Хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская Хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления, устанавливает общие принципы закрепления компетенции местного самоуправления, закрепляет гарантии защиты территории местного самоуправления, право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры и т.д.

Таким образом, Европейская Хартия местного самоуправления, является базовым элементов правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации и кроме прописанных в ней основных принципов и положений правового регулирования местного самоуправления, и устанавливает основные рамки остальных элементов правовой основы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и др.)[2].

Конституция Российской Федерации занимает особое место в правовой основе местного самоуправления и является основным законом государства. В ней прописаны основные принципы организации и деятельности местного самоуправления, закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти и т.д.

Прежде всего, статья 12 Конституции Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей, а, кроме этого, ряд предложений содержат статьи 8,9,15,24,32,33,40,41,43,46,68,72 Конституции Российской Федерации[1].

Федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации.

Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.

Источник: https://novainfo.ru/article/2879

Нормативно-правовая база местного самоуправления

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления, в том числе и правовые акты международного характера. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления [11]. В связи с тем, что статья 15 Конституции устанавливает приоритет международных норм над национальным законодательством, правовые нормы Европейской Хартии стали составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, назрела необходимость приведения в соответствие с ней правовых норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года.

В соответствии с концептуальными положениями Хартии органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя.

Хартия устанавливает право граждан участвовать в управлении государственными делами наиболее непосредственным образом, это может быть осуществлено именно на местном уровне, существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления должно обеспечивать одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

При этом органы местного самоуправления должны быть демократически созданными органами и пользоваться значительной самостоятельностью в отношении своих полномочий. Обязательным условием является обеспечение финансовыми и материальными средствами, необходимыми для выполнения своих функций[11].

Эти положения Хартии являются определяющими в конституционно-правовом регулировании организации и функционирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Статья 2 Хартии определяет, что принципы местного самоуправления должны быть признаны во внутреннем законодательстве страны и, по возможности, в конституциях государств, ратифицировавших Хартию.

Необходимо отметить тот факт, что положения о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации в полной мере соответствуют изложенным принципам Хартии.

Нормативные правовые акты в отношении местного самоуправления подразделены на три группы.

Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения.

К ним относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.) [16.С.121]

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации [16.С.89].

Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.

Специальным законом является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» [6], Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие [16.С.123].

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие, налоговый и бюджетный кодексы [9],[10].

Источник: https://studbooks.net/1113847/pravo/normativno_pravovaya_baza_mestnogo_samoupravleniya

Правовые основы местного самоуправления

В ст. 1 Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что Россия есть правовое государство.

Для правового государства характерными признаками являются: верховенство права и закона во всех сферах общественной и государственной жизни, строгое исполнение требований закона во всех сферах общественной и государственной жизни, строгое исполнение требований закона всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития, взаимная ответственность государства и личности.

В соответствии с принципами правового государства самостоятельная деятельность населения по эффективному решению вопросов местного самоуправления возможна только при детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления[1].

Правовые основы любой отрасли права, в том числе и муниципального, закрепляются в виде юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах.

Прежде чем перейти к рассмотрению таких актов (касающихся местного самоуправления), необходимо отметить следующее: согласно ч. 4 ст.

15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

С учетом вышесказанного нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность местного самоуправления, можно подразделить на: 1) международные правовые акты; 2) федеральные;

3) акты субъектов Федерации; 4) акты муниципальных образований.

Основным международно-правовым актом, регламентирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., подписанная Российской Федерацией в 1996 г. и ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.[2]

  • Европейская хартия о местном самоуправлении — первый многосторонний акт, который определяет и защищает принципы местной автономии и является одной из опор демократии, которую Совет Европы обязался защищать и развивать в духе общеевропейских ценностей.
  • Европейская хартия местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к важнейшим демократическим принципам современного правового государства.
  • Правовые нормы Хартии, сформулированные в общей форме, имеют рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к ней любого государства Европы.
  • Конституция РФ закрепляет наиболее важные принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления, определяющие: основные цели и задачи местного самоуправления; роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения.

Важнейшим источником муниципального права, правовой основой для развития законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3], вступивший в силу в полном объеме с 1 января 2009 г.

Данный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Наряду с вышеуказанными законами можно назвать еще ряд федеральных законов. Прежде всего, это законы, входящие в группу источников исключительно отрасли муниципального права, и законы, которые в той или иной мере являются источниками муниципального права.

К первой группе относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г.

«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[4], который устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в субъектах Федерации, не осуществивших соответствующее законодательное регулирование, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Читайте также:  Пифагорейская школа - в помощь студенту

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[5], закрепляющий общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации;

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»[6], определяющий порядок регистрации уставов муниципальных образований.

  1. Ко второй группе можно отнести, например, Федеральный конституционный закон от 26 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[7], определяющий гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
  2. Бюджетный кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства;
  3. Налоговый кодекс РФ, регулирующий властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Гражданский кодекс РФ, который содержит гл. 5, посвященную участию муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, а также статьи, посвященные регламентации деятельности унитарных предприятий, и др.

Общественные отношения в области местного самоуправления регулируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ.

Организация местного самоуправления регламентируется нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Полномочия субъектов Российской Федерации по правовому регулированию местного самоуправления определяются в ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Правовой основой местного самоуправления являются также правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Уставом муниципального образования должны определяться:

  • 1) наименование муниципального образования;
  • 2) перечень вопросов местного значения;
  • 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  • 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
  • Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.
  • Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Источник: https://studref.com/382502/pravo/pravovye_osnovy_mestnogo_samoupravleniya

Правовые основы местного самоуправления | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

  • Реальное и эффективное местное самоуправление возможно только при наличии определенных условий и предпосылок, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовых, финансово-экономических,  территориальных и организационных.
  • Правовая основа местное самоуправление – это совокупность нормативно-правовых актов  и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.
  • Важнейшим из актов международного права является Европейская Хартия местного самоуправления  1985 г., которая была ратифицирована Россией в 1998 году, содержит такие положения как:
  • = Признание МСУ одной из важнейших основ демократического общества;
  • = Запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления  не иначе как на основе закона;
  • = Изменение территориальных границ только на основе консультации с населением или путем референдума;
  • = Право на судебную защиту местного самоуправления;
  • = Право органов местного самоуправления объединяться с другими органами МСУ и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления.
  • В состав правовой основы местного самоуправления наряду с Европейской Хартией местного самоуправления входят:
  • — Конституция РФ и основные законы субъектов Федерации;

— Федеральные законы (об общих принципах организации МСУ 1995 г.), издаваемые в развитие конституционных положений, и регулирующие отдельные стороны деятельности МСУ на федеральном уровне («О финансовых основах местного самоуправления» 1997 г., «Об основах муниципальной службы» 1998 г.), а также относящиеся к другим областям государственного регулирования (законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и т.п.)

  1. — Указы Президента России (об утверждении основных положений государственной политики в области развития МСУ 1999 г.)
  2. — Постановления Правительства РФ (о федеральном реестре муниципальных образований, 1998 г.)
  3. — Постановления Конституционного суда РФ;
  4. — Законы субъектов Федерации о местном самоуправлении;
  5. — Уставы и другие правовые акты конкретных муниципальных образований.

Особое место среди правовых актов  об организации и деятельности местного самоуправления занимают нормативно-правовые акты муниципальных образований: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан и решения органов и должностных лиц местного самоуправления. Среди них правовой основой необходимой для всех муниципальных образований являются их уставы.

Уставы муниципальных образований среди источников муниципального права занимают особое место. Устав – это учредительный документ муниципального образования, имеющий всеобъемлющий характер для конкретного образования, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым порядком принятия и изменения.

  • Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается либо представительным выборным органом (около 70 %), на местном референдуме (около 2 %) или сходе граждан (более 8 %).
  • Уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации органами субъектов РФ.
  • В уставе должны быть отражены:
  • = Границы и состав территории
  • = Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования
  • = Порядок участия местного населения в решении этих вопросов
  • = Структура и порядок формирования органов МСУ и его должностных лиц
  • = Наименование выборных органов и должностных лиц
  • = Срок их полномочий
  • = Виды, порядок принятия и вступление в силу нормативно-правовых актов органов местного самоуправления
  • = Гарантии прав, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
  • = Вопросы муниципальной службы
  • = Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

= Особенности организации МСУ в районах с компактным проживанием этнических групп, казачества и др. с учетом исторических и иных традиций.

Кроме уставов на муниципальном уровне принимаются и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его органов и по различным вопросам муниципальной жизни.

В состав правовой основы конкретных муниципальных образований входят правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления:

    • Регламенты работы местного представительного органа власти;
    • Решения представительных органов МСУ (об установлении местных налогов и сборов);
    • Положения о муниципальной службе, территориальном общественном самоуправлении внутри муниципальных образований и др.

В развитии правовой основы местного самоуправления на современном этапе в России выделяют три периода: первый – с 1990 по декабрь 1993 г.,  второй – с декабря 1993 по сентябрь 1995 г., третий – с сентября 1995 г.

Первый этап связан с началом формирования правовой основы местного самоуправления. В конце 1990 начале 1991 г.

происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы  о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении») и вносятся изменения в Конституцию СССР и РСФСР.

Закон СССР об общих началах местного самоуправления:

    •   определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа;
    • устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов как основное звено этой системы;
    • определял осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц;
    • в качестве основы местного хозяйства закреплял коммунальную собственность.
  1. Закон РСФСР:
  2. — определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе Федерации;
  3. — устанавливал возможность формирования местного самоуправления на основе сложившейся структуры местной советской власти;
  4. — сохранял главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления и двойное подчинение местных органов управления с правом вышестоящего Совета отменять противоречащие закону решения местных Советов;
  5. — ввел в понятие местного самоуправления важный признак «собственная ответственность населения» в решении вопросов местного значения;
  6. — использовал термин «муниципальная собственность» в отличие от союзного — «коммунальная собственность»;
  7. — Советы и соответствующие органы наделялись собственной компетенцией, которая не могла быть изменена кроме как законом;
  8. — подробно регламентировал формы организации и деятельности органов местного самоуправления, а также компетенцию местных Советов и местной администрации.
  9. В этот же период принимаются другие законы о местном самоуправлении, в том числе «Об основах бюджетных права и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти  республик в составе Российской Федерации,  …, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».
Читайте также:  Расселение восточных славян к viii веку - в помощь студенту

31 марта 1993 г. был подписан Федеративный договор, ставший составной частью Конституции России и определивший установление общих принципов организации местного самоуправления совместным ведением Федерации и ее субъектов.

Второй период связан с процессом реформирования местного самоуправления после подписания Федеративного договора.

В этот период было принято несколько важных нормативно-правовых актов Президентом  РФ: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».

Этими актами деятельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию и утверждались основы организации местного самоуправления на период поэтапной реформы.

Среди нормативно-правовых актов Президента РФ следует также отметить Указ от 22.12.1993 г.

«О гарантиях местного самоуправления», содержавший принципиальные положения по организации и деятельности местного самоуправления.

В частности устанавливался судебный порядок отмены решений органов местного самоуправления и глава местной администрации мог быть членом представительного органа местного самоуправления.

Процесс реформирования изменил основы организации местного самоуправления: 

    • характер взаимодействия представительного органа МСУ и главы администрации, который стал именоваться главой местного самоуправления;
    • утверждался приоритет  местной администрации во взаимоотношениях с представительным органом местного самоуправления.

Указы Президента РФ стали правовой базой для принятия субъектами Федерации своих правовых актов по местному самоуправлению. Однако, принятые в этот период нормативно-правовые акты содержали положения не соответствующие Конституции РФ и ограничивающие права местного населения на местное самоуправление.

Формируемая система местного самоуправления не в полной мере соответствовала конституционной модели местного самоуправления, что усугублялось отсутствием федерального закона о местном самоуправлении. В декабре 1994 г. такой закон был принят.

Принятый Закон содержал положения из трех представленных в Государственную Думу проектов закона, хотя в основе лежал депутатский вариант.

Третий период связан с принятием Закона об общих принципах организации местного самоуправления, вступившего в действие 01.09.1995 г. Его положения распространяются на всю территорию России и на все органы власти в стране.

  он разграничил полномочия Федерации и ее субъектов в сфере местного самоуправления.

Закон предусмотрел возможность временного (до принятия соответствующих законов) регулирования отдельных отношений уставами муниципальных образований.

После принятия Закона об общих принципах организации местного самоуправления было принято ряд федеральных законов, среди которых «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 г., «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» 1997 г.,  «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 1998 г.

Следующий этап реформы местного самоуправления предусматривает завершение формирования правовой базы, обеспечивающей становление местного самоуправления, создание его финансово-экономической основы и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.

Значительная роль в развитии правовых основ местного самоуправления принадлежит субъектам Федерации, обладающим большими полномочиями в сфере правового регулирования местного самоуправления.

Необходимо отметить, что субъекты Федерации настороженно восприняли конституционные положения, гарантирующие самостоятельность местного самоуправления и его организационное обособление в системе управления государством и обществом.

Это не способствовало динамичному поступательному развитию основ местного самоуправления как форму народовластия.

Субъекты Федерации в течение длительного времени занимались поисками оптимального механизма взаимодействия с муниципальными образованиями и создали большую законодательную базу, затрагивающую различные стороны деятельности муниципальных образований и органов государственной власти в сфере местного самоуправления.

Поэтому поводу Президент РФ в своем послании к Федеральному Собранию  РФ (2002 г.) отметил низкое качество законодательной базы местного самоуправления, нечеткость разграничения полномочий региональных органов власти и местного самоуправления и другие проблемы в функционировании местного самоуправления.

Особое место в правовой основе местного самоуправления принадлежит Конституции России, что определяется следующими факторами:

a) признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, отнеся при этом местное самоуправление к основам конституционного строя России (ст.3, 12 и др.);

  • b) определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти – установление общих основ построения и функционирования муниципальной власти;
  • c) закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в России;
  • d) устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления: 
    • самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;
    • учет мнения населения при изменении границ территории местного самоуправления;
    • обязательность передачи органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;
    • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти;
    • запрет на ограничение прав  местного самоуправления, установленных Конституцией России.

Европейская Хартия, Конституция РФ и Закон об общих принципах организации местного самоуправления составляют юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации. Все принимаемые законодательные и иные правовые акты не должны им противоречить.

На процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают определенное влияние постановления Конституционного суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления. Правовая позиция Конституционного суда РФ способствует утверждению конституционных принципов местного самоуправления в практике правового регулирования местного самоуправления.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/konstitutsionnoe_pravo/lecture_pravovyie_osnovyi_mestnogo_samoupravleniya.html

Понятие и содержание правовой основы местного самоуправления | Студент-Сервис

Прежде чем начать рассматривать правовые основы местного самоуправления необходимо определить, что понимается в целом под основами местного самоуправления.
Впервые об основах местного самоуправления в науке муниципального права стали говорить в 90-х годах XX в.

и, впоследствии, данная научная категория нашла свое отражение в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отметим, что сегодня нет единого понимания термина «основы местного самоуправления» так же как и относительно вопроса о количестве, содержании и наименовании основ местного самоуправления.

  • В нашем понимании основы местного самоуправления – это совокупность правовых, экономических, финансовых, организационных, территориальных, социальных и других условий, при которых реализуется местное самоуправление и осуществляется муниципальная власть.
  • Систему основ местного самоуправления составляют:

Как справедливо отмечает Е.С. Шугрина основы местного самоуправления – это фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

  • правовые основы;
  • территориальные основы;
  • организационные основы;
  • финансовые основы;
  • экономические основы.

Несомненно, среди основ местного самоуправления важнейшее значение отводится правовым основам, поскольку именно на правовых актах базируется вся дальнейшая деятельность местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления – это система правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Среди ученых существует неоднозначность в наименовании и содержании правовых основ местного самоуправления (ряд уеных определяет как «нормативные правовые основы»).

Отметим, что в целях урегулирования деятельности местного самоуправления принимаются, в том числе, и акты, не носящие нормативного характера. Это во многом связно с необходимостью учета местных, исторических и иных традиций, которые также претендуют на место среди основ местного самоуправления.

Так, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • Конституция Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы, федеральные законы,
  • иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Формулировка «иные муниципальные правовые акты» позволяет сделать вывод, что правовую основу местного самоуправления составляют не только нормативные правовые акты, но и муниципальные правовые акты, не носящие нормативного характера.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-soderzhanie-pravovoj-osnovy-mestnogo-samoupravleniya/

Правовые основы местного самоуправления

  1. правовые акты федерального уровня;
  2. международно-правовые документы;
  3. акты субъектов федерации (региональный уровень);
  4. муниципальное правотворчество;
  5. решения Конституционного Суда РФ.

К ним можно отнести:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ.

Во главе системы актов, представляющих собой нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в нашей стране, стоит Конституция РФ.

Во-первых, закрепляя основы местного самоуправления как элемента конституционного строя, формы народовластия, устанавливая предназначение и главные правила организации местного самоуправления в стране, Конституция РФ не ограничивает местное самоуправление публично-властными и экономико-хозяйственными делами (хотя это очень важно), а допускает его активные позиции в гражданском обществе, в духовно-нравственном, просветительском и патриотическом воспитании личности. Сказанное означает, что Конституция РФ, как в целом и нормативные правила местного самоуправления, определяют для него правовые средства творческого выполнения своего предназначения.

Во-вторых, Конституция РФ предопределяет возможности и пределы каждого уровня публичной власти в создании нормативных основ местного самоуправления. Относя в п. «н» ст.

 72 «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и ее субъектов, тем самым Конституция РФ определяет роль РФ как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Исходя из того, что местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно (ст. 130), Конституция РФ тем самым допускает и муниципальное правотворчество. Кроме того, Конституция РФ допускает возможность существования в качестве нормативной основы местного самоуправления международно-правовых документов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. ее исходные положения получили развитие в в ряде федеральных законов, сыгравших в тот период важную роль в целом в организации публичной власти в РФ и непосредственно в деятельности местного самоуправления. Это, в частности, Федеральные законы:

Существенным вкладом в нормативное правовое регулирование в сфере местного самоуправления стали Указы Президента РФФедеральными законами и указами Президента РФ ставились определенные задачи перед Правительством РФ в части обеспечения организации и деятельности местного самоуправления. Соответственно постановлениями Правительства РФ утверждались федеральные целевые программы, порядок решения отдельных вопросов в интересах местного самоуправления, определялся перечень мер, направленных на решение конкретных проблем, реализацию отдельных законов и указов.

Федеральное нормативное правовое регулирование в целом обеспечило формирование основ муниципального права и становление институтов местного самоуправления.

Однако это законодательство трудно назвать совершенным, оно было внутренне противоречивым и несистемным, что особенно касалось федерального налогового и бюджетного законодательства в части, устанавливающей доходные источники и принципы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

Читайте также:  Ядерные реакции - в помощь студенту

Международно-правовые документы

При характеристике источников муниципального права отмечалось, что к ним относятся международные документы:

При применении Хартии в деятельности и в процессе совершенствования современного российского законодательства о местном самоуправлении возникают некоторые проблемы.

В частности, несовпадение различных переводов Хартии вызывает споры о трактовке ею местного самоуправления как части государственных дел на соответствующем уровне управления или как отделенных от государства вопросов местного значения (иначе говоря, идет ли речь о децентрализации государственного управления или о передаче вопросов на муниципальный уровень с одновременной утратой такими вопросами государственного характера). Соответственно от этого зависит, одобряют ли или критикуют различные авторы меру включенности местного самоуправления в решении вопросов государственного значения.

Прямое применение положений Хартии порой затруднительно, поскольку она сама предполагает установление сфер компетенции местного самоуправления, условий осуществления полномочий на местном уровне, необходимость предоставления финансовых ресурсов органам местного самоуправления, соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления. Хартия исходит из того, что следует применять довольно популярный на Западе принцип субсидиарности, а в России есть проблемы понимания его содержания. Казалось бы, субсидиарность надо толковать так, что местное самоуправление преимущественно само решает вопросы, отнесенные к его ведению, а государственная власть дополнительно (субсидиарно) ему помогает; но только неясно, где проходит «водораздел», какие вопросы отдать местному самоуправлению «насовсем», что оставить в ведении государства тоже «насовсем», что

Региональный уровень

Акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления являются частью его нормативных правовых основ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по многим позициям предусматривал существование актов субъектов РФ.

Законодательство субъектов РФ, адресованное местному самоуправлению, до недавнего времени было весьма разветвленным, включало их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципального образования, о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, об их отзыве, о местных референдумах, о территориальном общественном самоуправлении, о статусе выборного должностного лица местного самоуправления, о муниципальной службе и многие другие.

С появлением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы полноты, качества, а то и необходимости регионального регулирования относительно местного самоуправления приобрели новые ракурсы:

  1. поскольку само федеральное законодательствонаходится в динамике и постоянно подвергается корректировкам, трудно требовать совершенства от законодательства субъектов РФ;
  2. ведению субъекта РФ отнесены вопросы его административно-территориального устройства, и субъект призван согласовать с ним организацию местного самоуправления;
  3. каждый субъект должен определять в своем законодательстве порядок выборов депутатов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований, а также их отзыва, несмотря на подробное регулирование в федеральном законодательстве избирательного процесса;
  4. на уровне субъектов РФ регулируется порядок проведения региональных, а также местных референдумов;
  5. в наши дни допустимо говорить и о том, что сужается, а то и отпадает необходимость в регулировании ряда вопросов, связанных с местным самоуправлением, на уровне субъектов РФ(например,федеральные нормы урегулировали порядок создания, преобразования и ликвидации муниципальных образований, то же самое можно сказать о государственной регистрации уставов и о ведении реестра муниципальных образований — соответствующие полномочия возложены на региональные подразделения федеральных органов исполнительной власти — системы Министерства юстиции РФ).

В Федеральном законе «О муниципальной службе в РФ» в ст.

3 записано, что правовые основы муниципальной службы в РФ составляют наряду с федеральными актами также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Однако трудно представить, что может быть содержанием актов регионального и местного правотворчества в данной сфере, тем более что в той же статье Закона сказано: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Муниципальное правотворчество

Нормативную правовую основу местного самоуправления на местном уровне составляют муниципальные правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.

 2) муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Из приведенного определения следует, что муниципальный правовой акт может быть:

  • нормативным (как известно, нормативным является правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения);
  • индивидуальным.

Закон (ст. 4) включает муниципальные правовые акты в правовую основу местного самоуправления наряду с федеральными и региональными правовыми актами. Муниципальные акты относятся к числу источников муниципального права, но таковыми могут быть только нормативные правовые акты муниципальных образований.

Статьи 2 и 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» четко обозначают пределы местного правотворчества: муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, причем во втором случае муниципальные правовые акты могут приниматься на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

В любом случае муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Естественно, такие акты не должны противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решения Конституционного Суда РФ

Решения Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления, зачастую имеют ключевое значение, выявляют смысл положений Конституции РФ о местном самоуправлении, вытекающих из его конституционного статуса, обозначают параметры их наполнения. Конституционному Суду РФ приходится выступать в качестве защитника интересов местного самоуправления, определять объем конституционных его гарантий.

Решения Конституционного Суда РФ, его правовые позиции как неотъемлемая часть решений, являются общеобязательными. Это своеобразные носители части нормативных начал институтов местного самоуправления.

Нормативное значение для формирования и деятельности местного самоуправления могут иметь и решения других судов РФ, в особенности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovie-osnovi-mestnogo-samoupravleniya

Правовые основы местного самоуправления в РФ

Габитова Вилена Линатовна, студентка 4 курса  ФГБОУ ВО

Башкирский ГАУ, Россия,Уфа

  • Аннотация: Российская Федерация — демократическое государство, в котором действенность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования правовой системы управления и самоуправления на местном уровне.
  • Ключевые слова: реформа, формирование, местное самоуправление.

В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х гг.

, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти.

Все нагляднее становилась необходимость реформирования сложившейся практики местного управления, выведения местных органов власти из строгой иерархии государственных органов.

Правовые основы становления современного местного самоуправления в России были заложены Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993г. Она отнесла местное самоуправление к одной из основ конституционного строя России и установила принципиальные положения о местном самоуправлении.

  1. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
  2. Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
  3. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ), конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты.

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм.

Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведении проверки и т.п.)

Устав муниципального образования — своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, характер и пределы правового регулирования местного самоуправления, определяемые федеральными актами, актами субъектов РФ и местными актами, тесно связаны с федеративным устройством государства и политико-правовой природой местного самоуправления.

То есть федеральные органы устанавливают целесообразные рамки деятельности местного самоуправления, более детально в этих пределах регламентируют данную деятельность органы субъектов Российской Федерации, а местное самоуправление свободно прежде всего в пределах своей компетенции.

Если при этом возникает необходимость урегулирования каких-либо отношений, местное самоуправление делает это с помощью собственных нормативных актов, руководствуясь принципом «все, что не запрещено — разрешено».

Использованные источники:

Источник: http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/pravovye-osnovy-mestnogo-samoupravleniia-v-rf.html

Ссылка на основную публикацию