Правоотношения родителей и детей — в помощь студенту

Семья, основанная на браке или кровном родстве — малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В юридическом смысле семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. 1

Брак — это юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). 2

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.

Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

  • взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Монетаризм - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  • состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
  • наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть, как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);
  • наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
  • признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления.

Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.

) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

  • несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
  • сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
  • заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

  • при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
  • по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
  • Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  • В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.
  • В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:
  • при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
  • при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
  • если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается.

Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

  • в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
  • в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния. 3

К личным неимущественным правам супругов относятся:

  • выбор фамилии;
  • выбор занятий, профессии, места жительства;
  • равенство в решении основных вопросов жизни семьи (супруги имеют равные права в вопросах рождения ребенка, воспитания и образования детей, ведения домашнего хозяйства).
  1. Свои отношения в семье они обязаны строить на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
  2. Имущественные права и обязанности супругов при отсутствии брачного договора регулируются законным режимом имущества супругов:
  3. на совместную собственность:
  • имущество, нажитое супругами во время брака;
  • имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак. Данное имущество может быть признано совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака каждым супругом были произведены вложения, существенно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, перестройка, реконструкция и т. п.);
  • на личную собственность, которая включает в себя:
  • имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если не будет установлено, что в период брака супруги произвели вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества;
  • имущество, полученное одним из супругов в порядке наследования;
  • имущество, полученное одним из супругов по безвозмездным сделкам (например, по договору дарения);

вещи индивидуального пользования (обувь, одежда и т. п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

награды, денежные призы, ценные подарки, полученные одним из супругов за спортивные достижения, за заслуги в научной деятельности, за деятельность в области искусства.

Если же имущественные права и обязанности супругов определяются брачным договором (контрактом), который, в соответствии с Семейным кодексом РФ, может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака, то вступает в действие договорной режим имущества супругов.

Брачный договор — соглашение лиц, которые намереваются заключить брак, или супругов, уже состоящих в браке, которое предусматривает имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.

Этим актом супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (например, определить совместную собственность на добрачное имущество супруга), определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, решить другие вопросы.

Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения.Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.

Суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в неблагоприятное положение.

Юридическим основанием личных и имущественных отношений между родителями и детьмиявляется кровное происхождение детей, удостоверенное государственным органом. Родители имеют право выбрать ребенку имя, а также определить фамилию.

До достижения ребенком 10-летнего возраста родители могут самостоятельно изменить ему имя и фамилию. После 10 лет изменение имени и фамилии ребенка может осуществляться только при его согласии.

Равенство прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей — один из основных принципов семейного законодательства.

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
  • На родителей возлагается защита прав и интересов детей.Они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители вправе определить гражданство и национальность, а также местожительство своих детей.
  • Закон обеспечивает родителям право истребовать детей от тех, кто их удерживает без правового основания.

Ребенкомпризнается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Ему гарантируются права и свободы, установленные Конституцией РФ, законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права (Конвенцией о правах ребенка 1989 г.).

Права несовершеннолетних детей:

  • Право жить и воспитываться в семье: совместное проживание с родителями, обеспечение интересов ребенка, его всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.
  • Право на общение с родителями и другими родственниками: общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами, другими родственниками. В случае раздельного проживания родителей — право на общение с каждым из них.
  • Право на защиту прав и законных интересов: осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечительства, прокурором и судом. При нарушении данного права родителями ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.
  • Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы: ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
  • Право на имя, отчество и фамилию: фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Ребенку, родители которого имеют разные фамилии, по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а в случае разногласия вопрос о присвоении фамилии ребенку решается органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, ребенку присваивается фамилия матери, а отчество — по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца ребенка.

Имущественные права:

  • ребенок обладает правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на свои средства;
  • полученные алименты, пенсии и пособия являются собственностью ребенка. Однако право распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит его родителям;
  • родители и дети не имеют права собственности на имущество друг друга, однако, если они проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Лишение родительских прав допускается лишь в крайних случаях (уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, аморальное поведение и др.). Лишенные родительских прав родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты тем, кому ребенок передан на воспитание, а сами перестают получать назначенные детям пособия.

При разводе оставивший семью родитель помимо права принимать участие в воспитании детей обязан по закону содержать своих несовершеннолетних детей. Если достигшие 18 лет дети нетрудоспособны и нуждаются в материальной помощи, обязанность участвовать в их материальном содержании за ушедшими из семьи отцом или матерью сохраняется.

Ребенок может быть усыновлен, если утратил кровную семью. Между усыновителем и усыновленным образуются правовые отношения, тождественные отношениям между кровными родителями и детьми. Усыновленные утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим кровным родителям.

Не могут быть усыновителями несовершеннолетние; лица, лишенные родительских прав, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Для усыновления необходимо получить согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, супруга усыновителя. После усыновления ребенок утрачивает правовую связь с родителями.

В отличие от этого опека (применяется в отношении ребенка до 14 лет) и попечительство (применяется в отношении ребенка в возрасте от 14 до 18 лет) предполагают полное сохранение этой связи. Опека и попечительство устанавливаются в том случае, если ребенок остался без попечения родителей, его никто не усыновил, и он не помещен в детское учреждение.

За деятельностью опекунов и попечителей осуществляется надзор со стороны органов опеки и попечительства.

По семейному праву совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Для защиты своих прав родители могут обратиться в суд. 4

Читайте также:  Пояса освещенности - в помощь студенту

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/pravo/614_semeynye_pravootnosheniya_prava_i_obyazannosti_roditeley_i_detey.html

4.3. Правовые отношения родителей и детей

4.3. Правовые отношения родителей и детей

Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми различались в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей.

Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является матерью по отношению к детям (loco sororis) и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или главе его семьи, если муж находится под властью домовладыки), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи главы семьи со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной.

В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, т. е. является членом своей старой семьи, где она наследует и члены которой наследуют после нее. В таком браке мать не является членом семьи своих детей.

Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu.

Когнатическая, кровная, связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки.

Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять иски к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в.

, а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

Отношения между отцом и детьми. Отношения между отцами с детьми были построены иначе. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate.

Первоначально эта власть была безграничной, но в связи с развитием рабовладения, распадом прежней крестьянской семьи и развитием ремесел в городах власть отцов над детьми начала смягчаться. Сыновья все чаще стали вести самостоятельное хозяйство.

Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли в соответствии с общественными воззрениями игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний.

В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в.

приравнял убийство сына ко всякому убийству ближайших родственников. Согласно другому, более раннему (II в. н. э.), указу власти могли принудить отца освободить сына от patria potestas.

Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini) возникали для paterfamilias.

Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали.

Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов — с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право— и дееспособности подвластных детей.

Претор стал предоставлять против paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов.

Но сами подвластные, после того как они становились правоспособными, стали признаваться ответственными по этим сделкам не естественным правом, как рабы, а правом гражданским.

В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом главы семьи (peculium profecticium), то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына.

Таким имуществом была признана под влиянием создания постоянной профессиональной армии военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: домовладыка был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользовался этим имуществом, он был вправе и распоряжаться им, в частности завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. н. э. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания это имущество переходит к отцу без обременения отца обязательствами умершего сына.

Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи, в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях.

Так, с IV в. н. э. постепенно сложился военный пекулий, когда имущество находилось в полном распоряжении сына.

После смерти матери, состоявшей в браке sine manu, право на наследование получали дети, однако притязания со стороны домовладыки сохранялись. Только в IV в. н. э. было объявлено, что имущество принадлежит детям, а глава семьи получал право на пожизненное пользование и управление им.

В дальнейшем в такое же положение было последовательно поставлено имущество, унаследованное от родственников с материнской стороны.

Развитие завершилось постановлением, что домовладыка сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено (ex re patris) на средства отца, либо получено (contemplatione patris) от третьего лица, желающего создать известную выгоду для главы семьи, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать это имущество, переходящее после смерти подвластного к отцу, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями.

Прекращение власти главы семьи (patria potestas). Как уже указано, власть в семье была пожизненной и нормально прекращалась смертью главы семьи.

При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном звания flamen dialis (должность верховных перинов, на которых были перенесены сакральные аспекты царской власти), дочерью — звания весталки (весталки поддерживали священный огонь, вели целомудренный образ жизни, давали обет невинности, не имели телесных пороков).

В позднейшее императорское время влась главы семьи прекращалась с приобретением сыном звания консула, главнокомандующего или епископа. Но глава семьи мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем эмансипации (emancipatio).

Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц о том, что трое кратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: глава семьи трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю.

После первых двух раз подвластный возвращался под власть главы семьи, после третьего он становился правоспособным.

В VI в. н. э. необходимость в этих формальностях отпала. После эмансипации отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

Положение законных и побочных детей. Законными (iusti) считались дети:

— рожденные в законном браке (iustae nuptiae) собственной женой не ранее чем через 180 дней после начала брака;

— рожденные не позднее 300 дней после прекращения законного брака. При соблюдении вышеуказанных условий дети считались агнатами своей семьи и попадали под власть отца.

  • Незаконными (iniusti naturales) считались дети:
  • — рожденные в незаконном браке, действительном только по праву народов;
  • — дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales);

— внебрачные дети (vulgo quaesiti). Внебрачные дети рождались от союзов, не признаваемых правом или даже запрещенных.

Все побочные дети юридически не связаны со своим отцом и являются родственниками (когнатическими) своей матери и ее родственников. Если их мать была правоспособным лицом, они также рождались правоспособными. Если их мать была лицом не вполне правоспособным, то вопрос о том, будут ли эти дети включены в семью, зависел от главы семьи.

В классическом праве положение незаконных, внебрачных детей улучшается. Им положены алименты со стороны матери, ее родственников. Касательно детей, рожденных в конкубинате, алименты могли также истребоваться с отца (так как при конкубинате он был известен), также они могли претендовать на долю в наследстве отца, но только в том случае, если у него не было других законнорожденных детей.

Узаконение. Узаконение (legitimatio) получило свое развитие в эпоху Юстиниана. Посредством узаконения побочный ребенок мог получить статус законного. Однако узаконить можно было только ребенка, рожденного от сожительства.

Существовало несколько способов узаконения:

— «посредством пожертвования курии» (legitimate per oblationem curiae).

Этот способ подразумевал, что глава семьи платит достаточную сумму, чтобы их сын (в случае дочери — ее муж) поступал на должность декуриона (ordo decurionum).

Эта должность была не слишком популярна, так как декурионы отвечали за сбор налогов и их поступление в казну. Поступление фиксированной суммы должно было обеспечиваться вне зависимости от фактически собранной;

— вступление родителей в брак после рождения ребенка (legitimate per subsequens matrimonium);

— путем издания специального ука за императора (legitimate per rescriptum principis). К этому можно было прибегнуть, если вступление в брак невозможно по уважительным причинам, например в случае смерти матери.

Опека и попечительство. Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсут ствующей или ограниченной дееспособности лица путем действий других лиц, назначаемых или выбираемых, — опекунов или попечителей. Под опеку попадали люди по состоянию здоровья, возраста, расточители, женщины, безумные.

Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя.

В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т. е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного.

В древнейшее время опека представляла собой не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти главы семьи.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки как власти в понятие опеки как общественной повинности (munus publicum).

В связи с этим наряду с двумя указанными выше поряд ками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию главы семьи) возникает третий порядок — назначение опекуна государством.

Вместе с тем постепенно развился и контроль государства над деятельностью опекунов. Устанавливаются особые основания (excusationes), по которым можно не принять назначения опекуном.

Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел.

Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/22449

Правоотношения родителей и детей: личные и имущественные права и обязанности

Замечание 1

Стоит отметить, что все правоотношения родителей и детей, а также их обязанности определяются самой Конституцией Российской Федерации. Кодексом семьи Российской Федерации и иными документами законодательного характера.

Любые правовые отношения родителей и детей появляются на основе рождения детей в браке, который в свою очередь является зарегистрированным.

В соответствии с 48 статьей СК Российской Федерации происхождение ребенка от матери, обязательно необходимо установить на основании специальных актов медицинского учреждения, которые будут выступать в роли конкретного подтверждения рождение ребенка, или устного, письменного заявления определенного лица, присутствовавшего во время родов, или других доказательств, которые в свою очередь способны подтвердить факт рождения (об этом говорится в 14 статье Федерального закона «О документах гражданского состояния»).

Отцовство супруга, который состоит с матерью ребенка в зарегистрированном брачном союзе, удостоверяется на основании специальной записи о браке.

В тех ситуациях, когда ребенок родился от матери, которая в свою очередь не состоит в браке, отцовство лица может быть установлено при подачи в ЗАГС совместного заявления отцом и матерью ребенка (то есть это является формой добровольного признания отцовства).

В книге записей рождений в роли законных родителей дитя записываются его мать и отец, состоявшие в брачном союзе. Для осуществления такой записи вполне достаточно заявления какого-либо одного из супругов.

Процесс установления отцовства

В том случае, если есть определенные обстоятельства, в свое время затрудняющие процесс установления отцовства, отцовство может быть установлено в конкретном судебном порядке по специальному заявлению одного из лиц, которым являются родители, либо опекун, либо самого ребенка по достижении им возраста, когда он становится совершеннолетним. В данной ситуации, запись об отце делается по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению только самого отца, или же по решению органа судебной власти.

Замечание 2

При отсутствии брака, женщина выступающая в качестве матери имеет полное право записать ребенка под своей фамилией и при этом отметить имя, и отчество отца.

В связи с определенной возможностью оплодотворения искусственного характера или имплантации эмбриона при рождении ребенка в книге записей рождения в качестве родителей записываются те лица, которые состоят в брачном союзе и давшие в конкретной письменной форме свое согласие на использование данного метода. В той ситуации, когда происходит процесс имплантации эмбриона какой-либо другой женщине в целях его вынашивания в качестве родителей ребенка могут быть записаны лица, которые в свое время состоят между собой в союзе брачной направленности и давшие свое согласие в письменном порядке на имплантацию. В этом случае также потребуется определенное письменное согласие той женщины, которая в свою очередь будет вынашивать и рожать ребенка (об этом говорится в 51 статье СК Российской Федерации). Стоит помнить, что все согласия обязательно необходимо нотариально удостоверить.

Замечание 3

Что же касается семейного кодекса Российской Федерации, то он в свое время предусматривает специальную возможность оспаривания отцовства, а также материнства только во время проведения судебного процесса (отмечается в 52 статье СК Российской Федерации).

Закон в области права

Закон действующий в области права семейной направленности наделил родителей и, что самое главное их детей определенной совокупностью конкретных прав, и при этом возложил на них ряд специальных обязанностей. Родительские права и обязанности прекращаются после достижения детьми совершеннолетия или вступления несовершеннолетних детей в отношения брачного характера.

Стоит перечислить определенные обязанности родителей:

  • проявлять заботу по отношению к своим детям, относиться бережно к их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию:
  • обеспечить своим детям получение основного образования общего характера;
  • осуществлять защиту прав, а также интересов детей, и в связи с этим выступать в качестве законных представителей детей.

Права самих родителей не могут использоваться вопреки интересам детей, в том случае, если данное правило не соблюдается, они несут полную ответственность в специальном установленном законом порядке. В тех ситуациях, когда лицо являющееся родителем проживает отдельно от ребенка, отец это или мать, оно все же имеет право на общение с ним и участие в его воспитании.

Читайте также:  Усложнение отношений русской церкви и константинополя. исихасты - в помощь студенту

Замечание 4

Важно, что другой родитель в свою очередь, не имеет права препятствовать этому. Какие-либо вопросы спорного характера разрешаются органом судебной власти с возможным участием органа опеки, а также попечительства. Такие же права на общение с ребенком имеют дедушка, бабушка, братья, сестры и какие-либо иные родственники.

Законодательство, которое в свое время осуществляет всевозможное контролирование брачно-семейных отношений, наделяет несовершеннолетних лиц достаточно большой совокупностью прав, а после того, как они достигли совершеннолетнего возраста налагает на них также конкретные обязанности по отношению к родителям.

Таким образом, несовершеннолетний имеет полное право: жить и, конечно, воспитываться в семье, знать своих родителей, проживать с ними, и пользоваться заботой своих родных, общаться со своими обоими родителями, а также дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами, и какими-либо иными родственниками независимо от места, и государства их проживания.

Замечание 5

Лицо выступающее в качестве ребенка имеет право на защиту своих прав и, что самое главное законных интересов, имеет право выражать свое мнение в процессе решения в семье определенных вопросов, которые имеют прямое отношение к его интересам.

Права ребенка

Что касается любого ребенка, то он имеет полное право на имя, фамилию и отчество. Имя ребенку дают родители, отчество присваивается по имени отца, в том случае, если иное не предусмотрено специальными законами субъектов Российской Федерации. Фамилией ребенка является фамилия родителей или одного из них.

В ситуациях не установления отцовства, имени, а также отчества ребенка, мать самостоятельно решает данный вопрос, что касается фамилия, то дается материнская. Орган опеки по просьбе родителей имеет полное право изменить имя и фамилию ребенка.

Что касается самих детей, то они наделены правами имущественной направленности, которые наряду с СК Российской Федерации контролируются гражданским законодательством (об этом утверждается в 54-60 статье СК Российской Федерации).

Пример 1

Например, специальное право на обеспечение материального характера, которое обычно называются алиментами из расчета 1/4 дохода – на одного ребенка, 1/3 – на двух детей, 1/2 – на трех и более детей.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/pravootnoshenija-roditelej-i-detej/

3.2.3. Образовательные правоотношения

Правоотношение — один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений.

Именно правоотношение, его познание дает возможность конкретизировать субъектов, между которыми возникает правовая связь в виде корреспондирующих между ними субъективных прав и юридических обязанностей; именно правоотношение позволяет определить не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению к друг другу; наконец, возникнув, правоотношение всегда обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для них свойственна и своя специфика.

Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) – комиторные, т.е.

вторичные, отношения.

Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две группы:образовательные (преципионные) правоотношенияи правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) –комиторные правоотношения.

  • Образовательные правоотношения в собственном смысле слова (преципионные правоотношения)особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности. Комиторные правоотношения— все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой
  • Основное внимание мы уделим в данном случае образовательным правоотношениям, поскольку именно они, как уже говорилось, являются первичными и смыслообразующими для правового регулирования всей системы образования.
  • Как и всякое другое правоотношение, по своему составу оно складывается изобъекта, субъектови содержания.
  • Основнымиобъектамиобразовательного правоотношения выступают:
  • а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающими своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

Субъектыобразовательных правоотношений – участники образовательного процесса, вступающие между собой вправовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта.

Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник и не всегда становится субъектом конкретного вида правоотношений, точнее сказать, в одном случае участник образовательного процесса выступает субъектом правоотношения, в другом таковым не является.

Так, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом образовательного отношения в том смысле, что начало и осуществление его педагогической деятельности опосредована соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.). С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения, сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением педагогико-психологических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, предусмотренные Конституцией РФ, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании».

Все субъекты образовательных отношений могут быть в группы по различным критериям.

Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов наиндивидуальные(ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) иинституциональные(образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.).

Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е.

именно как субъектов образовательных правоотношений, является ихправосубъектность– предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса, о чем более подробно говорится в последующих главах настоящего пособия.

Как известно, правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств – правоспособности и дееспособности.

Еслиправоспособностьесть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, тодееспособность– предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) осуществлять эти права и обязанности – использовать первые и выполнять вторые. Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то. Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его. Данное обстоятельство, может быть, как никакое другое характеризует специфику образовательных правоотношений.

В большинстве отраслей права правоспособность и дееспособ­ность присутствуют у субъекта правоотношения одновременно. Так, в трудовом праве работник может осуществлять трудовую деятельность только своими действиями, лично.

Трудоспособный человек является (признается) одновременно и дееспособным.

Отсутствие же дееспособности по состоянию здоровья, либо воз­расту означает и невозможность реализовать свою правоспособность, быть субъектом трудовых отношений.

В гражданском праве допускаются ситуации, когда правоспособ­ность и дееспособность «сосуществуют» не одновременно. Так, несовер­шеннолетние от 14 до 18 лет, а также малолетние (от 6 до 14 лет) обладают ограниченной дееспособностью (ст.ст. 26, 27, 28 ГК РФ).

Полностью недееспособными, но сохраняющими в то же время правоспособность, признаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством психически больные лица, (ст.29 ГК РФ). Более того, суду разрешается ограничивать правоспособность лиц, злоупотребляю­щих алкоголем или наркотическими средствами и ставящими в тяжелое материальное положение семью (ст. 30 ГК РФ).

В конкретных правоотношениях права недееспособных лиц реализуются действиями их родителей или иных законных представителей.

Специфика образовательного права, помимо рассмотренных ранее особенностей, как раз и состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности (В.М. Сырых).

Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей).

Скажем, родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, в котором будет учится ребенок, защищать его права и интересы, принимать участие в управлении образовательным учреждением и т.д.

В то же время действие гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права ограничена.

Например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ.

Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также могут и должны нести правовую ответственность за дисциплинарные проступки.

Отметим и то обстоятельство, что правоспособность, равно как и дееспособность различных субъектов образовательных отношений, возникают по-разному.

Лицо, претендующее на ведение педагогической деятельности, и, тем самым, на получение (приобретение) статуса педагогического работника, может быть допущен к педагогической деятельности только после того, как у него будет соответствующий документ (диплом) об окончании педагогического училища (колледжа), педагогического вуза или получения университетского образования. Правоспособность же обучающихся возникает в разном возрасте на разных уровнях образования. Скажем, лицо будет иметь правоспособность студента вуза лишь после того, как он получит аттестат «зрелости» и на установленных законодательством основаниях поступит в высшее учебное заведение.

Есть особенности и в образовательной дееспособности. Допустим, если психически больные лица признаются судом недееспособными, то они перестают быть дееспособными в областиименно гражданско-правовых отношений.Однако, они же не лишаются при этом дееспособности в образовательных отношениях.

Они вправе самостоятельно усваивать специальные образовательные программы, а также получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования. Похожая ситуация имеет место с лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающим наказание в местах лишения свободы (ст.

108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Как отмечается в литературе (В.М. Сырых), в области правового регулирования системы образования не применяется институт ограничения дееспособности лиц.

Дееспособные субъекты образовательного права не утрачивают этого свойства ни при каких обстоятельствах, так как никто не имеет права ограничить образовательную дееспособность ребенка (лица, не достигшего 18-летнего возраста) под тем или иным предлогом.

Даже в случае совершения несовершеннолетним преступления или иного противоправного деяния и его осуждения (по достижении 14-16 летнего возраста), скажем, к лишению свободы с отбытием наказания в воспитательной колонии, ему законодательством, как уже было сказано, предоставляются все необходимые условия для продолжения образования в условиях содержания в колонии.

В определенных ситуациях, как правило, связанных с совершением деяний, причиняющих вред образовательным отношениям, либо обучающимся, граждане и иные лица могут лишаться права выступать субъектами образовательных правоотношений, то есть правосубъектности (т.е. и правоспособности, и дееспособности).

К примеру, педагогическая деятельность может быть запрещена отдельным лицам по приговору суда или медицинским показаниям, по иным указанным в законе основаниям. Лицо, которому запрещено заниматься педагогической деятельностью, не признается субъектом данного вида образовательных отношений и в силу этого факта оно и не обладает дееспособностью, не может своими действиями приобретать права и обязанности, связанные с осуществлением педагогической деятельности.

Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуюттолькособственными действиями.

Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образованияне восполняется,как отмечалось выше, действиями других лиц, в том числе их законными представителям и (родителями).

Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен и т.п., не имеет правовых оснований перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам.

Будучи недееспособным в указанном смысле, такой студент становится одновременно и неправоспособным, поскольку лишается права продолжать образование, т.е. быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

Содержаниевсякого правового отношения, в том числе образовательного, составляют субъективные юридические права (в юридической литературе они обычно обозначаются термином «субъективные права») и субъективные юридические обязанности.

Субъективные правапредставляют собойпредусмотренную содержанием правовых норм меру возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов.

Юридическая обязанностьестьпредусмотренная правовыми норами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права).

Пассивная обязанность носит названиезапрета (правового запрета)..

Особой разновидностью юридической обязанности являетсяюридическая ответственность— обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и/или организационного характера.

Отсюда понятна органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав.

Каждому субъективному праву какого-либо субъекта соответствует и точно определенная юридическая обязанность другого субъекта (или нескольких либо неопределенного круга субъектов).

Отметим еще одну важную черту субъективного права и юридической обязанности: и то, и другое обеспечены возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

Совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также их гарантий осуществления, образуютправовой статус (образовательно-правовой статус)этого субъекта. При этом каждый субъект в зависимости от его вида (гражданин, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления и др.), вида образовательных отношений и иных обстоятельств имеет особый правовой статус.

  1. В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:
  2. — обучающиеся;
  3. — родители обучающихся;
  4. — образовательные учреждения;
  5. — учредители образовательных учреждений;
  6. — органы управления образованием;
  7. — органы управления образовательным учреждением;
  8. — работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);
  9. — трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;
  10. — общественные организации, действующие в образовательной сфере;
  11. — государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Именно система и различные сочетания субъективных прав и юридических обязанностей между собой составляют ядро правового статуса определенного субъекта правоотношения.

В последующих главах пособия рассматриваются лишь некоторые, наиболее характерные для субъектов образования, правовые статусы: а) обучающихся, б) работников системы образования (прежде всего, педагогических работников) и в) образовательных учреждений.

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/323.php

Ссылка на основную публикацию