Мотивация персонала — в помощь студенту

Мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.

Поэтому мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.

Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различными.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования.

Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Изомерные σ-комплексы - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять.

Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

  • Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:
  • —               познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);
  • —               широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение;
  • —               прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);
  • —               профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
  • —               эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
  1. —               статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);
  2. —               коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
  3. —               традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
  4. —               утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);
  5. —               учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)
  6. —               мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);
  7. —               неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
  8. Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.
  9. Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать».

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е.

чтобы они приобрели значимость для учащегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это.

Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду»…. Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а ученик учится, когда хочет учиться.

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности.

Учщиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ.

Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотив — это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности.

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, каксобственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом.

Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества — в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований, принуждений, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление личности.

Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Эти мотивы могут иметь неодинаковую силу влияния на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избежания неудач.

Учебный процесс относят это сложный вид деятельности, мотивов для обучения существует множество, и они могут проявляться не только отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое целое, формируя сложные мотивационные системы.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений.

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем.

И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области.

Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.

Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов.

Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.

Связка студент-преподаватель.

Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока).

Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.

Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.

Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги.

Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».

Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом.

Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.

Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки.

Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е.

в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д.

 — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога.

Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.

Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.

Формирование положительного отношения к профессии.Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Самому педагогу нужно уважительно относиться к различным профессиям, по которым учатся студенты образовательного учреждения.

Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Если возникают дискуссионные моменты среди представителей различных профессий, педагог-наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности.

Мы все с детства знаем, что «все профессии нужны, все профессии важны».

Предоставление максимальной свободы выбора студентам. В учебном учреждении бывают дни самоуправления, которые мотивируют учащихся на самостоятельную деятельность.

Предложите студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников.

Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание — это повышает мотивацию.

Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата.

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагога к учащимся может быть взаимным.

Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся.

Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

В наш XXI век, доступ к информации не вызывает никаких трудностей, возникает вопрос о том, как мотивировать учащихся профессиональных учреждений к постоянному изучению материалов и усвоению нужных и полезных знаний.

Читайте также:  Договор аренды жилого помещения - в помощь студенту

Особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной профессии, отрасли ее исследования. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу.

Ведь именно молодые интеллигентные люди являются основой стабильного развития нашей страны, основной движущей силой в этом нестабильном мире.

Литература:

1.     Подласый И. П. Педагогика: учеб. Для студентов. высш. учеб. заведений: В 2кн. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2.     Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый — М.: изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.

3.     Современные образовательные технологии: учеб пособие / кол. Авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.

4.     Выготский Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова. // Педагогика-Пресс, 1999.

5.     Кон И. С. Психология старшеклассника: монография. М.: Просвещение, 1982.

6.     Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.

7.     Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.

8.     Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000.

9.     Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/

Важность мотивации: 10 способов повышения мотивации и её роль в учебном процессе

Важность мотивации: мотивация – это двигатель, который управляет нашим миром. Мы часто говорим о том, что нашим детям или студентам не хватает мотивации в учёбе.

Им каждый раз стоит труда начать заниматься, нам приходится стоять у них над душой, чтобы заставить их делать уроки, мы боремся каждый день, чтобы они чему-то научились! Тем не менее, они с легкостью запоминают имена 300 различных покемонов.

В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Андреа Гарсия Сердан расскажет вам о том, что такое мотивация, в чём состоит её суть и значение в учебном процессе, и поделится 10 советами, которые позволяют повысить мотивацию учащихся.

Важность мотивации

Что такое мотивация?

Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.

Мотивация очень важна, потому что она заставляет нас активно искать ресурсы, чтобы обеспечить наше выживание. Мы мотивированы, чтобы искать пищу и есть, либо найти сексуального партнера. Это примеры базовых мотивов или потребностей, которые являются врождёнными и проявляются вне зависимости от культуры.

Но мы также можем быть мотивированы, чтобы заниматься любимым хобби, увлечением и учиться новому. Это второстепенные мотивы, которые зависят от нашей культуры и менталитета.

Это естественно, что мы не обладаем мотивацией, которая внушает нам желание изучать всё. Вполне возможно, что программа школы / колледжа / университета не особенно нас мотивирует. При этом нам не терпится изучить образ жизни дельфинов, приготовить новый кулинарный рецепт или заменить колесо в автомобиле.

У вас или вашего ребёнка есть трудности с чтением? Проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии прямо сейчас с помощью нейропсихологического теста CogniFit на дислексию!

Вероятно, мотивация в обучении возникает на основе нашего собственного интереса к предмету, или потому что это знание нам для чего-то необходимо (для нашей работы или собственно выживания, к такому виду мотивов можно отнести пример с автомобилем).

В связи с этим мы можем выделить два типа мотивации: внутренняя и внешняя мотивация. В настоящее время считается, это больше, чем два различных типа мотивации, это две противоположности внутри одного континуума, и редко они проявляются в крайних формах, как «чисто внутренняя» или «чисто внешняя» мотивация.

  • Внутренняя мотивация наблюдается, когда люди испытывают внутреннее желание что-то сделать, потому что считают это важным, или это доставляет им удовольствие. Студенты с таким типом мотивации будут больше заинтересованы в выполнении задач, которые содержат проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Внутренняя мотивация снижается по мере того, как дети становятся старше и теряют интерес к учёбе. Чтобы повысить этот вид мотивации учащихся, следует делать абстрактный материал более конкретным и включать его в контекст.
  • Внешняя мотивация появляется, когда студент хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Тем не менее, было обнаружено, что наказания приносят больше вреда, чем пользы, а награды и поощрения могут формировать опасную зависимость. Поэтому, лучше всего действовать, постепенно уменьшая награды и ориентируясь на развитие внутренней мотивации учащихся.

Важность мотивации в учебном процессе

Мотивация представляет собой импульс, который заставляет нас действовать и достигать поставленных целей.

Мотивация играет ключевую роль в нашем обучении. Согласно результатам исследования, мотивация имеет большее влияние на нашу производительность в математике, чем наш уровень IQ.

В частности, исследователи обнаружили, что уровень интеллекта был тесно связан с показателями успеваемости учащихся по математике, но только на начальном этапе развития конкуренции в этой области. Высокая мотивация и навыки учащихся стали наиболее значимыми факторами, которые определили успешное развитие высших математических навыков.

Студенты с хорошими данными успеваемости были внутренне мотивированы и способны использовать такие навыки, как объяснение, синтез, поиск связей с ранее полученными знаниями. Они избегали запоминания путем заучивания и демонстрировали более заметный прогресс в области усвоения математики, в отличие от тех, кто не чувствовал внутреннюю мотивацию.

В противоположность этому, уровень интеллекта студентов не связан с их достижениями в области математики.

Почему так важно поддерживать у детей мотивацию к учебе?

  • Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач;
  • Наша мотивация дает «зелёный свет» инициативности;
  • Мотивация улучшает когнитивные способности;
  • И, наконец, мотивация повышает общую производительность.

Как можно выяснить, обладают ли достаточной мотивацией наши дети или студенты?

По мнению Родригеса Монео (Rodríguez Moneo), поведение людей может служить индикатором для измерения их мотивации. Это довольно надёжный показатель, который преподаватели могут использовать, чтобы оценить мотивацию студентов и воздействовать на неё.

  • Выбор или предпочтение одного вида дятельности другому. Если я предпочитаю смотреть телевизор вместо того, чтобы делать уроки, мой выбор отражает уровень моей мотивации.
  • Латентность, то есть время, которое требуется для формирования ответной реакции с момента постановки задачи (появления стимула). Чем дольше мы откладываем начало выполнения работы, которую требуется сделать, тем меньше будет наша мотивация для выполнения этой задачи.
  • Приложенные усилия. Чем больше физических и когнитивных ресурсов было задействовано для решения задачи, тем выше будет уровень мотивации.
  • Настойчивость при выполнении задачи. Уровень мотивации будет прямо пропорционален затраченному времени, от начала до окончания выполнения задачи. Чем раньше мы сдаёмся и бросаем выполнение задачи или делаем её некачественно, тем ниже будет наша мотивация.
  • Показатели выражения эмоций. Наши действия часто сопровождаются эмоциональными выражениями, которые указывают на удовольствие или неудовольствие, получаемое от этой деятельности. Проявление внимания к эмоциям наших студентов дает нам много информации об их мотивации.

Как узнать, обладают ли мотивацией наши дети?

Как повысить мотивацию школьников к учебе?

1. Отношение непосредственно влияет на мотивацию

Исследования показали, что взаимодействие между учителем и учеником является более важным для процесса обучения, чем структурные факторы, такие, как учебные материалы или размер аудитории. Эта связь между учеником и учителем важна не только в ранние школьные годы, но и позже, когда проблемы с мотивацией становятся более заметными.

Согласно исследованию, проведенному в Университете Восточной Финляндии, созданная учителем позитивная и тёплая атмосфера на занятиях повышает мотивацию ребенка к учёбе.

Внимание к детям со стороны учителя не только защищает образ, который имеют дети по отношению к самим себе, как ученики (речь идёт о поддержке самоидентификации учащихся), но и помогает избежать социальной изоляции со стороны их сверстников.

Как стимулировать мотивацию? Демонстрируйте позитивное отношение и настроение. Выстраивайте гармоничные отношения с учениками. Проявляйте к ним внимание и покажите, что вам не безразличны как ученики, так и сам процесс обучения. Никогда не смейтесь над ними, если они чего-то не знают или не понимают. Покажите себя чуткими и понимающим по отношению к ученикам. Используйте юмор только в позитивном ключе, проводите «пятиминутки» с упражнениями для снятия напряжения и усталости.

2. Цените приложенные ими усилия

Гораздо важнее оценить приложенные усилия, чем конечный продукт. Если вы будете больше ценить результаты, дети будут сосредоточены лишь на достижении результата, забывая о том, что высокие результаты достигаются благодаря приложенным усилиям. Кроме того, часто результат может зависеть и от других факторов, например, от удачи или случайности.

Как стимулировать мотивацию? Сконцентрируйтесь на процессе обучения детей, поощряя их прикладывать усилия. Награждайте тех, кто упорно работал: «Вы очень сосредоточены, это показывает, что вам интересна эта задача», или «Вы упорно трудитесь, так вы сможете многому научиться».

3. Поощряйте вовлечение детей в учебный процесс

Если дети чувствуют, что они полезны, и несут ответственность, они будут гораздо более мотивированы.

Как стимулировать мотивацию? Дайте ученикам обязанности, найдите время для весёлых моментов в классе. Пусть каждый почувствует свою ответственность за одну из привычных школьных задач: поддерживать порядок в классе, стереть с доски или раздать всем материалы для урока… Когда они работают в группе, проследите за тем, чтобы каждый участник знал свою область ответственности и был вовлечённым в учебный процесс.

4. Используйте стимулы

Как было сказано ранее, очень важно поощрять и вознаграждать приложенные усилия, тем не менее дети нуждаются в ощутимых наградах за хороший результат.

Дети, как правило, не осознают, какие преимущества в долгосрочной перспективе им даёт хорошая успеваемость и полученные знания, они предпочитают получать вознаграждение незамедлительно.

Стимулы мотивируют их работать и стремиться к достижению поставленной цели.

Как стимулировать мотивацию? Придумайте свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений детей. Это могут быть особые привилегии или маленькие пустячки, которые приносят детям радость (например, наклейки). Однако, избегайте слишком частого поощрения, потому что в этом случае награды теряют свою ценность. В идеале следует установить конкретные интервалы времени между вознаграждениями в зависимости от возраста учащихся. По мере того, как дети становятся взрослее, они приобретают способность визуализировать цели в более долгосрочной перспективе. Если вы работаете с детьми начальной школы, используйте метод вознаграждений один раз в день, этого будет достаточно. Для детей старшего возраста – не более одного раза в неделю.Оптимальным вариантом будет постепенное сокращение количества материальных вознаграждений и их замена на социальные:  похвала, улыбки, слова ободрения. Потому что, как мы говорили ранее, у детей существует опасность формирования зависимости от вознаграждений.

5. Дело в разнообразии

Дети быстро начинают скучать, когда они не получают адекватную стимуляцию на уроках.

И это стало особенно заметно сейчас, в нашем технологическом мире, когда дети привыкают к массивной стимуляции при помощи планшетов и телефонов.

Как известно, многие родители используют технологические новшества, чтобы успокоить детей. Поэтому на занятиях попытайтесь избегать однообразия и рутины, не отказывайтесь от современных образовательных технологий.

Как стимулировать мотивацию? Используйте творческий подход. Находите инновационные способы подачи учебного материала. На уроках находите время для игр и дискуссий, это позволит вам сделать занятия более динамичными и вовлечь учеников в образовательный процесс. Пассивное обучение, в котором дети лишь получают информацию, но не принимают активного участия, помимо того, что неэффективно, также разрушает их мотивацию. Кроме того, рекомендуется использовать различные источники обучающей информации и наглядные материалы, такие как рисунки, фотографии, короткие видео или фильмы и т.д.Важность мотивации в процессе обучения: не стоит её недооценивать

6. Объясните «Для чего мне всё это нужно?»

Часто мы теряем мотивацию, когда не знаем, какую пользу могут принести получаемые знания в «реальном» мире. Поэтому так важно подчеркивать практическое значение нового материала для учащихся.

Как стимулировать мотивацию? Вы можете в начале каждой темы выделить особый раздел для объяснения практической пользы и сферы применения этих знаний. Если вы преподаете алгебру, уделите некоторое время изучению областей использования этих знаний в профессиональной области, например, в сфере инженерного дела. Если вы сможете донести до учащихся, что те же самые знания используют реальные люди в своей работе, это увеличит ценность вашего предмета в их глазах и мотивацию к учёбе.

7. Не стоит их недооценивать

Когда учитель недооценивает детей и имеет привычку навешивать им ярлыки  («медлительный», «ленивый», «глупый»), это только разрушает их мотивацию. Это заставляет их почувствовать, что они ни на что не способны, и нет средства, которое поможет им улучшить успеваемость.

Как стимулировать мотивацию? Избегайте негативных оценок и установок. Вместо этого, стимулируйте их сильные стороны, способности и достоинства. Поощряйте образ мыслей с ориентацией на рост и развитие. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой. Укрепляйте их уверенность в себе. Узнайте о том, как правильно хвалить детей.

8. Используйте CogniFit, ведущую программу в области нейрообразования

Нейрообучение базируется на новом видении процесса обучения, которое основано на знаниях о мозге и направлено на анализ и улучшение качества процессов обучения. CogniFit является ведущей платформой для нейрообразования. Эта программа представляет собой профессиональный инструмент, разработанный специалистами по детской нейропсихологии.

Технология CogniFit основана на пластичности головного мозга. Эта программа очень проста в использовании. Она состоит из различных клинических игр, в которые можно играть с помощью компьютера, и позволяет преподавателям, не специализирующимся в педагогической психологии, анализировать процесс обучения и развить потенциал каждого ученика.

Как стимулировать мотивацию? CogniFit определяет с научной объективностью сильные и слабые когнитивные стороны учащихся, и демонстрирует связь полученных результатов с их уровнем успеваемости, поведением и мотивацией, что позволяет выработать персонализированные стратегии обучения.

Читайте также:  Усложнение отношений русской церкви и константинополя. исихасты - в помощь студенту

9. Помогите им преодолеть тревожность

Многим детям трудно сохранить мотивацию к учёбе, потому что они имеют высокий уровень тревожности, страх неудачи и не достижения желаемых результатов.

Как стимулировать мотивацию? Поделитесь с ними спокойствием, научите их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать. Если уровень тревожности у детей очень высок, вы можете попробовать применять техники упражнений на расслабление в классе.

10. Научите их мотивировать себя самостоятельно

Уметь мотивировать детей – это важно для учителя, но не менее важно научить их находить свою собственную мотивацию и управлять ею.

Как стимулировать мотивацию? Помогите ученикам находить причины, по которым для них могут быть полезны получаемые знания. Возможно, с новыми знаниями они смогут лучше понимать окружающую среду? Либо эти знания пригодятся им, когда они поступят в университет? Применимы ли знания в нашей повседневной жизни?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5aa2b46f48c85e6f415f9dde

Мотивация студентов к обучению — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Стародубцева В.К.

1
1 ФБГОУ ВПО «Новосибирский Государственный технический университет»
В статье дается понятие мотивации, мотивов, рассматривается процесс мотивации студентов к обучению, представляются ошибки допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов, определяется роль мотивации при подготовке бакалавров в контексте ФГОС ВПО, рассматриваются стимулирующие причины, побуждающие студентов к активной деятельности. Важным компонентом при этом является направленность студентов на ритмичную работу в течение семестра, а также на деятельность в прикладной области. В статье представлен один из побудительных мотивов, такой как оценка знаний студентов с использованием балльно-рейтинговой системы, рассматривается опыт формирования проектных групп с точки зрения умения адаптироваться к изменяющимся условиям, умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению своих коллег, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения на практике.

1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.
3. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.
4. Стародубцева В.К., Решедько Л.В. Форма оценки текущей успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой системы // «Сибирская финансовая школа». – 2013. — № 4. – С. 145-149.
5. Стародубцева О.А. Межфакультетский проект в рамках дисциплины «Управление инновациями» – 2-я Международная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной деятельности студентов» (Новосибирск, 18-19 марта 2010 г. НОУ ВПО «Сибирский Университет Потребительской Кооперации») – Новосибирск: СУПК, 2010. – С. 122-126.
Мотивация — это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе [2]. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и  средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора [1]. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования.

Современный выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому студентам, на мой взгляд, необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.

Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. В данной статье предметом является мотивация студентов.  Базой исследования — студенты новосибирского государственного технического университета.

Однако, в процессе обучения, как студентами, так и преподавателями, к сожалению, допускаются ошибки.

Рассмотрим ошибки, допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов [3]:

Первая ошибка — «Голые знания». Преподаватели стараются дать максимально возможное количество «голых» знаний, зачастую без обоснования их нужности.

Однако студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем, иначе обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим работником.

Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка — отсутствие связки студент-преподаватель.

Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником.

  • Третья ошибка — отсутствие уважения к студентам.
  • Этим грешат те, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую у студента просто не получается разобраться в предмете.
  • Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:
  • — познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);
  • — широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);
  • — прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);
  • — профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
  • — эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
  • — статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);
  • — коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
  • — традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
  • — утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию);
  • — учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)
  • — мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное положение в обществе);
  • — неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом.

Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов.

И поэтому решающее значение должно придаваться не внешнему нажиму, а внутренним побудительным силам.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов высших учебных заведений.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в Вузе, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения [2].

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е.

чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это.

Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Одним из таких побудительных мотивов, на наш взгляд, может стать балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов.

Данная система, как одна из современных технологий, используется в менеджменте качества образовательных услуг и является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Что дает БРС?

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как известно, объективность — главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит.

Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (всякое случается) — средний.

В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета [4].

В качестве примера с точки зрения мотивации рассмотрим правила аттестации студентов при выполнении курсовой работы (КР) по учебной дисциплине «Основы теории управления». Ее выполнение оценивается в диапазоне от 50 до 100 баллов.

Курсовая работа состоит из двух глав. Срок (неделя) сдачи курсовой работы на проверку определяется в соответствии с планом занятий.

В таблице 1 представлена шкала оценки ритмичности выполнения курсовой работы студентами в течение семестра.

Таблица 1

Оценка ритмичности

Этап выполнения КР Максим. балл Неделя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
План работы. введение 5 5 5 5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Первая глава 20 20 20 20 20 18 16 15 0 0 0 0 0 0 0
Вторая глава 35 35 35 35 35 35 33 30 10 0 0 0
Защита КР 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 38 36 35
Итого 100

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности.

Студенты высших учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ.

Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.

Именно, современный специалист должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь работать в коллективе, ориентироваться на рынке труда; менять профиль деятельности в зависимости от стратегии развития предприятия, технологии, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения. Так, например, опыт преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на протяжении более 18 лет и опыт проведения междисциплинарного курса «Управление инновациями», в котором итоговым результатом был междисциплинарный инновационный проект с участием магистрантов разного профиля нескольких факультетов, позволил выявить определенные положительные и отрицательные моменты осуществления такого проекта. С целью подготовки специалистов к инновационной деятельности в 2009 году в университете была введена образовательная программа по управлению инновациями, которая способствует формированию у будущих специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по созданию, освоению, реализации и трансферу техники и технологий, углублению полученных знаний в сфере профессиональной деятельности, развитию творческих способностей и умению работать в коллективе.

Для разработки инновационных проектов были созданы многофункциональные группы, в каждую из которых входили магистранты различных специальностей.

Помимо общего руководства над проектами, за каждым проектом были закреплены консультанты с кафедр, задействованных в проектах.

Такая работа над проектами позволяет на ранних стадиях инновационного процесса находит нестандартные творческие решения; исправлять ошибки, связанные с разработкой, способствовать ускорению создания продукта (технологии) за счет параллельного проведения [5].

Таким образом, содержание подготовки студентов, ориентированное на формирование системных знаний, способствует овладению будущими специалистами системой теоретических знаний и практических навыков, которые позволят им адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать и реализовывать решения на практике.

Рецензенты:

Карпович А.И., д.э.н., профессор кафедры экономической теории Новосибирского Государственного Технического университета, г. Новосибирск.

Шабурова А.В., д.э.н., профессор, директор ИО и ОТ Сибирской Государственной Геодезической академии, г. Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 19.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/article/view?id=15617

Ссылка на основную публикацию