Культура древнего египта — в помощь студенту

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.

Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Культура Древнего Египта - в помощь студенту

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Культура Древнего Египта - в помощь студенту

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Молекулярное рассеяние света - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература.

 Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения.

Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка.

Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Культура Древнего Египта - в помощь студенту

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Источник: https://pristor.ru/kultura-drevnego-egipta-kratko/

Культура древнего Египта

2017-01-11

С древних времен египетская культура привлекала внимание человечества. Древний Египет выделяется на фоне других стран своей непревзойденной целостностью и нерушимой верностью традициям.

Для древних египтян природное богатство страны включало в себя плодородную долину реки Нила, теснимого с востока и запада величественными песками пустынь.

На протяжении многих столетий египетская цивилизация придерживалась своих собственных порядков, не похожих ни на какие правила других стран.

Издревле тонкая душа египетской природы дарила вдохновение и силы представителям искусства. Неудивительно, ведь природа Египта это великолепные просторы, сияющий диск солнца, величественная река Нил, удивительные по своей красоте моря и богатый растительный мир.

Древний Египет существовал благодаря приносимому на поля плодородному илу после разливов реки Нил. В связи с этим египтяне тщательно следили за разливами, что и дало толчок развитию строительства.

Еще в древности в Египте был изобретен папирус, а затем и первые книги. В точных науках египтяне также совершили множество важнейших открытий.

Они составили солнечный календарь, поделили сутки на двадцать четыре часа, вычислили объем усеченной пирамиды.

Изобретение письменности в Древнем Египте

Письменность – одно из величайших открытий в Древнем Египте. Специфическая система письменности появилась на основе простейших рисунков и узоров, с помощью которых древние египтяне пытались объяснить ту или иную мысль.

Частое использование письменности в повседневной жизни постепенно привело к упрощению системы письма.

Определенные рисунки и узоры, служившие для обозначения того или иного предмета стали использоваться в качестве слогов, которые применялись для обозначения множества слов, состоящих из этих звуков.

Это привело к появлению отдельных алфавитных знаков, которые применялись для обозначения как гласных так и согласных звуков. Таким образом, шаг за шагом система письма стала превращаться в звуковую.

Литература Древнего Египта

История египетской литературы начинается в IV тысячелетии до н.э. Именно тогда появились первые литературные произведения. На протяжении трех тысяч лет египетская литература претерпела различные изменения. Появились новые жанры, литературные формы, разнообразные сюжеты.

Однако египтяне славятся своим постоянством и заметным консерватизмом. Поэтому в египетской литературе присутствует удивительная схожесть в плане сюжетов, жанров и форм.

Значительную роль в этом постоянстве сыграла и религиозная сущность Древнего Египта, которой пропитано практически каждое произведение того времени.

Культура Древнего Египта - в помощь студенту

В Древнем Египте особой популярностью пользовались сказки, сюжеты которых были взяты из повседневной жизни простого народа. Сказки – тот жанр литературы, который наиболее точно отображает ежедневную жизнь и взгляды простых египтян того времени.

Еще один популярный жанр литературы Древнего Египта – истории путешествий. Этот жанр характерен для Египта того времени в связи с тем, что тогда предпринимались первые попытки установления культурных и экономических связей Египта с соседними странами.

Мистический характер этих произведений чувствовался в довольно мрачных сюжетах.

Бури, которые разбивают корабль и выкидывают моряков на неизвестный остров, странствия главных героев и наконец сказочные образы главных обитателей островов – вот основные моменты жанра путешествий.

Одним из главных жанров литературы Древнего Египта была, несомненно, религиозная поэзия. В то время религия занимала в Египте главную позицию, будучи основной формой тогдашней идеологии. В религиозной поэзии воспевались боги и цари, заупокойные ритуалы передавались с помощью магических заклинаний и текстами религиозного характера.

Постепенно начинала развиваться светская литература, которая противопоставлялась религиозному жанру. В ее основу входили призывы, обращенные к читателям, не верить в загробную жизнь. Светская литература призывала египтян жить полноценной жизнью, радоваться каждому дню и получать от жизни все возможные удовольствия.

Развитие дидактической литературы берет свое начало в основном в Среднем и Новом царстве, но некоторые произведения этого жанра относятся и к Древнему периоду. Основные мысли, о которых логически догадывается читатель, относятся к вопросам тогдашнего управления государством, о роли человека в социуме и о том, что правда и справедливость рано или поздно побеждают зло.

Основные задачи, которые ставили перед собой авторы того времени – создание ритмической формы и ярких художественных образов. Интересные сравнения, пафосные изречения и необычные литературные стили – вот основные моменты литературы Древнего Египта.

Культура Древнего Египта - в помощь студенту

Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Египте

Искусство как таковое возникло и стало развиваться в Древнем Египте с появлением классового общества.

Тогда искусство начало применяться как возможность некого давления на общество с целью восхваления власти фараона и утверждения определенных канонов и традиций того времени.

Это передавалось и в рисунках на глиняных сосудах и посредством фигурок различных животных, которые также олицетворяли тот или иной образ.

Скульптура также являлась способом передачи величественных образов, воплощенных в торжественных фигурах. Статуи фараонов и вельмож скульпторы старались передать с помощью гордых, торжественных поз, которые внушали обществу того времени чувство невольного повиновения.

С течение времени египетские скульпторы пытаются показать и более реалистичные образы в своем творчестве. Человек в движении – вот основная задача египетских мастеров.

Рисунки на гробницах и стенах храма описывают все основные моменты жизни египтян, передавая переживания и проблемы того времени.

Стремление к реализму особенно усиливается в период Среднего царства. Художники пытаются подчеркнуть индивидуальность человека, используя для этого различные приемы, доходя до гротеска и шаржа. Так родилась новая форма искусства, на основе которой продолжилось дальнейшее развитие египетской культуры.

Развитие науки в Древнем Египте

В силу своей природной сущности человек невольно стремится к знаниям. Первые представления о знаниях в Древнем Египте получали благодаря так называемым школам, которые делились на аристократические и школы для простых людей. В последних допускались физические наказания в случае неповиновения сложившимся правилам того времени.

Первые познания в математике стали развиваться во многом благодаря совершенствованию сельского хозяйства и служили для облегчения жизни строителей и землемеров.

Сохранившееся записи показывают, что древние египтяне определяли площадь поля, объем зерна, составляли простейшие чертежи местности и зданий, которые планировали построить.

Для обозначения чисел использовались различные символы, часто это были определенные части человеческого тела: ладонь, палец, ступня.

Культура Древнего Египта - в помощь студенту

Существенный прогресс был сделан в геометрии, которая применялась на практике. Сохранились данные и о значительных знаниях египтян в области алгебры.

Так, древние египтяне умели решать уравнения с одним неизвестным, которое они именовали словом «куча», имея в виду скорее всего кучу зерна. Астрономия также достигла определенного прогресса.

Древние египтяне умели отличать небесные тела, и даже были предприняты попытки наброска звездного неба. Они создали календарь, поделив год на 12 месяцев, а каждый месяц в свою очередь – на 30 дней.

Важно отметить и прогресс в области медицины. Несмотря на то, что египтяне довольно трудно отходили от магических наклонностей, попытки познать строение человеческого тела предпринимались врачами неоднократно. При вскрытии трупов они могли ознакомиться с человеческими органами, что помогало определить способ лечения в похожей ситуации.

В то время существовала так называемая врачебная этика. Врач мог обозначить свою позицию тремя фразами: 1. «Эту болезнь я смогу вылечить». 2. «Эту болезнь я скорее всего смогу вылечить». 3. «Эту болезнь я вылечить не смогу».

Существенное развитие получила хирургия. В Древнем Египте проводились операции на конечностях и других частях тела.

Впоследствии достижения в медицине, которые были сделаны древнеегипетскими врачами, стали широко применяться и в других странах мира.

Культура Древнего Египта это оригинальная история этого народа, воплощение ценностей того времени и стремление к совершенству на протяжении тысячелетий.

Источник

Источник: http://mastertours.ru/egypt/kyltyra-drevnego-egipta.html

Культура древнего египта

Особенности мироошушения древних египтян: религия, магия и мифология. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.

Научная мысль: величина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения. Писчы и центры луховной жизни. Эстетические представления древних египтян. Гуманизм древнеегипетской культуры.

Наследие Древнего Египта.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение.

Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы.

Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.

Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения.

ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления — отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, — а речь упорядочивает их.

Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным.

Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.

Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.

Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты .своего положения бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения.

Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату.

Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью.

И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.

Несколько разных мифов и толкований каждый по-своему рассказывают об одном, едином для всех творце.

Согласно главенствующему учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой вещи ее место, однако жрецы Мемфиса утверждали, что первым появился Птах (Земля), который создал небо и пустил по нему солнце.

Мудрецы говорили, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце (а сердце — «седалище мысли») и дал ей жизнь движением языка (своим животворящим словом).

Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни. Творец создал две божественные четы, олицетворяющие физическое устройство мира: это — воздух и свет-огонь, земля и небо.

Боги следующего поколения, стоящие ближе к человеку, сами во многом напоминают людей своей борьбой за власть и смертью. Убитый Сетом Осирис с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал победителем царства мертвых.

Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, который хотя и был вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не ‘отождествлялся с высшей силой зла и был неоднозначной фигурой.

Его божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности, и помогала Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались различные легенды.

Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой власть над Темной и Красной землями, в другой — Сет стал властелином Юга, а Гор — Севера (неразрывно связанных между собой). Но чаще всего Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром.

Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фараона. Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под .

покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом.

Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена.

Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.

Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье и зрелость» народа.

Благодаря фараону Египет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок.

Такова теологическая теория власти фараона, однако на практике шла напряженная внутренняя борьба, обусловленная классовыми и социальными противоречиями древнеегипетского общества.

Не случайно в произведении «Наука для фараона Мерикара», свидетельствующем о высоком уровне культуры политического мышления гераклиополитанской династии, фараон выступает прежде всего как человек.

Фараон дает советы другому фараону, своему сыну, причем пользуется рефлексией, знанием вещей и словом, основными факторами в политике.

Примечательно, что фараоны дают советы своим преемникам в управлении страной:

Подражай своим отцам, своим предкам:

Добились они власти (над своими подданными) благодаря обладанию знанием. Слова их остаются в их писаниях. Открой, почитай и следуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт.

Царственный автор в своей «Науке» приводит ряд примечательных мыслей, например: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хорошо самообладание», «создай себе памятник любовью (окружающих) тебя», «язык — это меч (царя); речь сильнее любого оружия» и т.д.

Читайте также:  Организация индивидуального информационного пространства - в помощь студенту

Много внимания уделяется методам борьбы против заговорщиков и мятежников. Царь указывает, как надо относиться к подданным, отделяя от их основной массы свое ближайшее окружение: «Почитай сановников, способствуй преуспеянию народа твоего» и пр.

Одним словом, власти фараона следует учиться как профессии; вот жесткий урок революций и восстаний, потрясавших древнеегипетскую цивилизацию.

Теологическое обоснование власти фараона возникает в силу осознания правящей элитой социальных изменений во времени, что резко подчеркивается в ходе революций и социальных потрясений и желания противостоять им наиболее эффективным способом.

В одном из памятников литературы, описывающем страшные последствия революции, положившие конец Древнему Царству, читаем: «Действительно, законы были выброшены из архивов. Топчутся по ним на публичных площадях».

Возникает проблема сохранения и упрочения существующего общественного порядка, преемственности в управлении Древним Египтом.

Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохранения власти и реализация методов социального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при нарушении данного социума.

Это монолитное общество, воспевающее в своих гимнах единство творения и тайну творца, было в то же время крайне политеистическим и фантастичным в своем поклонении богам. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями.

У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие.

В то же время эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов.

Со временем весь этот обширный пантеон был подчинен определенной логике, в соответствии с которой появилась некая божественная иерархия. Теперь главное божество любой провинции считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра.

Ведь, по сути, боги всегда являются воплощением или творением одного, стоящего над всеми Бога, а индивидуальность каждого из них определяется его ролью в официальных обрядах и местных религиозных церемониях; с их помощью люди надеются приблизиться к Высшему Божеству, снисходящему до них в своих созданиях. Реформа знаменитого фараона — просветителя Эхнатона, отменившего все культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела успеха главным образом потому, что политеизм, по сути дела, сформировал не только религиозную терпимость древних египтян, но и был неразрывно связан с централизованным бюрократическим государством.

Какое же место занимали простые смертные в этом мире, где судьба всего сущего определялась взаимодействием между единственным человеком, созданным из плоти и крови, — фараоном, и сонмом богов? В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, жизнь египтян была на редкость «современной».

Все люди были здесь :равны перед Создателем и, как правило, объясняли свои достижения мудрым выбором фараона. Между государством и отдельной личностью не стояли ни узаконенная аристократия, ни промежуточные инстанции. Человека определяло имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе.

Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль «хозяйки дома», исполнение которой и становилось ее основным занятием. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.

Детей заводили охотно, о них заботились, причем не с целью продолжения рода, а просто ради счастья, которое они приносили, и, памятуя о том, что когда-нибудь именно они смогут дать своим родителям новую жизнь, исполнив погребальные ритуалы.

Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельством которой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов.

Правила маат ставили определенные границы сознанию собственной ценности индивида. Ведь справедливость не одинока, за ней стоят боги, которые не признают нарушения ее законов: «Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя». Справедливость независима от человека, ибо «никогда не исполняются человеческие цели, но зато исполняются божественные приказы».

Поэтому также необходимо уметь подчиняться законам, которые ориентируют, как поступать в той или иной ситуации. Если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым.

А счастье — великая ценность, которую ничто не заменит: «Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства.

Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли?» В этих словах содержится наиболее древняя известная нам система гедонизма (этики наслаждения).

Гедонизм, пронизывающий науку Птахотепа, не был исключительным явлением в эпоху фараонов, напротив, вся жизнь человека была тогда проникнута земными элементами: красотой и прелестью жизни, неповторимой ценностью удовольствия и счастья. Жизнь и ее ценности настолько ценились в эту эпоху, что они были распространены на загробный мир, в котором люди должны вести такую же жизнь, что и на земле. Не случайно знаменитая «Книга мертвых» основана в значительной степени на принципах учения Птахотепа.

В начале Древнего царства только фараоны могли войти в загробный мир, и только гораздо позже это стало доступно всем египтянам.

Как свидетельствуют достоверные исторические сведения и заключения ученых, древние египтяне совершили 4,5 тысячи лет назад одну из самых странных среди всех социальных революций. В этой революции не стремились прямо и сознательно ни к земле, ни к власти, ни к новым политическим институтам.

Не стремились к установлению человеческих условий труда. Не требовали богатства фараонов и жрецов.

Успешно завершившаяся народная революция экспроприировала тайны преодоления смерти, магию, надгробные молитвы, ритуалы и их скрытые значения, благодаря которым, по тогдашним представлениям, их владельцы владели загробной жизнью. Революция за «дегерметизацию» и уничтожение эзотеризма, но не против невежества, а во имя и за полное равенство (читай: подчинение) людей перед одной иллюзией.

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие.

Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда, старались увековечить свои мумии, имена, свою покидающую тело душу (каи) и свою жизненную силу (ка).

Их ждала вечная жизнь, поистине царская (каждый превратится в Осириса) и поистине божественная (каждый станет спутником Солнца). Со времен Среднего царства считалось, что достижение этого блаженства зависит от личных качеств человека.

И если в храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каждый египтянин, в зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя, воздвигнув собственную гробницу. Однако положение большинства египтян отнюдь не было столь идиллическим.

Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как в домах простых смертных были свои непростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказаниям в долине Нила. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на повседневную жизнь древних египтян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы.

Весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения представления о продолжении жизни после смерти.

Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, ‘бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри.

Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счи-тгать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления.

Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии.

Представляет интерес тот факт, что символические обозначения дробей 1/2, 1/3, 1/4 и т.п. происходят из мифа о Горе и Сете.

Источник: https://support17.com/cult-lecture-45/

Культура Древнего Египта. — Конспект лекций по курсу «Культурология»

            Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

      Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Стремление к бессмертию явилось  основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только в религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной.

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.

Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела.

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде. Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей.

Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м². Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 — 3 тонны.

К началу 1  тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды.

            Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов.

Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была — Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства.

Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок. 1400. гг.  до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона.

Столицей государства она сделал город Ахетанон (современный городище Эль-Амарана) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано.

Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и художественные записи.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами. Иероглифы – рисуночное символическое письмо – были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта.

Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые.

           Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство.

Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия.

Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Источник: https://students-library.com/library/read/41704-kultura-drevnego-egipta

Культура древнего Египта

Узнать стоимость работы по вашей теме

  • DEMO
  • 13 стр.
  • Рефераты
  • Искусство и культура Культурология

 Реферат по культурологии на тему: Культура древнего Египта. В работе рассматриваются вопросы древнеегипетской культуры, религиозного представления, верования египтян, научные достижения. 

Содержание:

Введение.

  1. Особенности древнеегипетской культуры.
  2. Религиозные представления древних египтян.
  3. Научные достижения древнего Египта.

Заключение.

Литература.

1. Особенности древнеегипетской культуры

Страна египтян как будто рукой самой природы предназначалась для развития обширной и своеобразной культуры. Замкнутая горами и пустынями, орошаемая Нилом, она лежит возле самого средоточия культурного движения древнего мира.

Плодородием своим нильская долина всецело обязана наводнениям и разливам цар­ственной реки, и Египет, говоря словами древних, есть «дар Нила».

Материальное состояние страны вполне зависит от Нила, да и вся культура ее является по большей части результатом естественных условий.

Древние египтяне, создавая свою цивилизацию, начинали с халколита — медно-каменного века, т.е. с того уровня, на котором тогда уже находилось не одно человеческое сообщество. Они не могли испытывать решающе­го влияния более развитых народов, потому что таковых просто не было.

Напротив, древнеегипетская культура оказывала огромное и плодотворное воздействие на многие области Африки, Азии, Европы, хотя и сами египтяне в процессе общения с другими народами также обогащались. Есть предположение, что они уже в IV тыс. до н.э.

на своих ладьях совершали торговые экспедиции по Средиземному мо­рю.

Древний Египет относится к т.н. Ранним цивилизациям, которые рассматриваются и как эпоха, и как исторический тип культуры.

Ее специфика состоит в том, что территориально в это время преобладает перво­бытная часть человечества, а сами ранние циви­лизации возникают впервые и, как правило, самостоятельно в виде отдельных очагов, обычно не связанных между собой.

Это можно считать первой и второй особенностями рассматриваемого типа культуры.

Его третья особенность связана с экономико-технической осно­вой, которую составляет ирригационное (поливное) земледелие и медно-бронзовая металлургия. И первое, и второе являются обяза­тельным условием зарождения цивилизации даже в самых простых ее формах.

Культура рассматриваемого типа, как правило, связана с дворцом и храмом — возникшими тогда новыми социокультурными фено­менами.

И это можно считать четвертой особенностью ранних циви­лизаций.

Пятой особенностью было то, что духовные ценности, ими созданные, не получали широкого распространения, носили элитар­ный характер, оставаясь достоянием узкого слоя общества.

2. Религиозные представления древних египтян

Так как египетская культура была в основе своей культурой культа, то феномен египетской культуры — это, во многом, феномен египетской религии.

Религиозные воззрения древних египтян, восходящие к IV тыс. до н.э., прошли длительный путь развития и ко времени Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) оформились в слож­ную теологическую систему, ряд идей которой в дальнейшем нашел отраже­ние в верованиях других народов и в мировых религиях.

Египет изначально представлял из себя объединение доста­точно независимых областей (номов), каждая из которых имела своего бога-покровителя, защищающего ном от безудержной стихии и нападения соседей. Роль бога-покровителя в пантеоне определялась степенью могущества его нома и изменялась с течением времени.

С ростом централизации Египта отношения между богами отдельных но­мов как-то упорядочились, при этом появились и общеегипетские божества, почитаемые по всей стране.

Таким божеством был бог солнца Ра плывущий в своей барке днем по не­бесному Нилу и освещающий Землю, ночью по подземному Нилу, где он непрерывно боролся с силами мрака, побеждал их и на рассвете снова появлялся на горизонте; таким божес­твом был бог Амон, слившийся в религии Нового царства с Ра, и ставший царем богов, богом-творцом, породившим все сущее; таким божеством был бог Луны и одновременно бог мудрости Тот, научивший людей письменности и счету, бог Мемфиса Птах, покровитель ремесел и искусств, бог истины и справедливости; Осирис, царь заг­робного мира, бог производительных сил природы, его жена Исида, богиня плодородия, заботливая жена и мать, почитаемая в Греции и Риме и их сын Гор, бог света. С Осири­сом, Гором и Сетхом, богом пустыни, связан один миф, проходящий практически через все культуры как миф об умирающей и воскресающей природе. Осирис был царем Египта, он научил людей сеять хлеб, сажать виноградники, добывать руду, он научил людей вра­чебному искусству и строительству городов. Мудрый царь, он был коварно убит своим братом Сетом, завидовавшим его славе (по одной версии, заколочен в гроб и брошен в воду, по другой — разрублен на 14 частей). Жена Осириса Исида нашла его останки, погребла их и чудесным образом зачла от мертвого мужа, родив ему сына по имени Гор. Младенец вырос, победил Сета и воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, таящее магическую силу.

Читайте также:  Норманнская концепция и ее критика - в помощь студенту

3. Научные достижения древнего Египта

Многие исследователи древнеегипетской культуры обращают внимание на тот факт, что весьма значительные успехи гения древних египтян в области му­мификации, были бы невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии.

Например, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения пред­ставления о продолжении жизни после смерти.

Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней.

Он вынимал мозг через ноздри. Такие операций требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счи­тать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная меди­цина в современном значении этого слова.

К V в. до н.э. в египетской медицине уже при­сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан­ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про­никающие в сердце человека.

Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар­ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме­дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име­нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в. до н.э., имеет 20.5 м.

в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов.

Наряду со средствами лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага­ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во­лосы, усилить их рост и т.д.

Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю­щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до 37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение: 1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен­ный жир, выделения из свиных ушей и т.д.

Источник: https://scholar.su/referaty/kultura-drevnego-egipta

Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э.

Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 — 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI — XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в.

до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры.

Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э.

Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде.

Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба.

В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами.

Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему.

Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса.

Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его.

После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы.

У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов.

Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого.

Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб».

В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение.

Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта.

Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью.

Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок. 1400 гг. до н.э.

) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие.

Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды — царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож.

Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной.

Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий.

Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела.

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения.

Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы.

Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс.

лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей.

Размеры ее впечатляют — высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов — каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство.

Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания.

Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII — VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию.

Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса.

Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых.

Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями.

Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти.

Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов.

Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией.

Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены.

Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой.

Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта.

Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство.

Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия.

Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца.

Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр.

Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре.

Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве.

Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения.

В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим.

Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый».

Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга.

Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность.

Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность.

Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/15285.html

Ссылка на основную публикацию