Критерии хорошей речи — в помощь студенту

Критерии хорошей речи - в помощь студенту

Не только историкам и специалистам по ораторскому мастерству интересен успех выдающегося публичного выступления и раскрытие образа и харизмы оратора. Любой хороший оратор, даже, и тем более, если он дебютант, должен применить к своему прошедшему выступлению анализ со всеми вытекающими критериями оценки публичного выступления. Ведь непрерывное самосовершенствование – это основа любого искусства, и ораторского в том числе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Критерии оценки

В процессе выявления слабых и сильных сторон публичного выступления анализу и оценке подлежит не только речь, ее структура, эмоциональность, выразительность и целенаправленность, но и навыки оратора, уровень реализации задач, поставленных перед выступлением, и общая эффективность.

Следует понимать, что универсальных критериев оценки выступления не существует. Критерии, представленные в этой статье, отражают скорее общие направления оценки, нежели частные рекомендации.

Оценивать выступление следует по пяти главным направлениям:

  1. Цели и задачи.
  2. .
  3. Организация речи.
  4. Оценка эффективности.
  5. Личные достижения.

Цели и задачи

Критерии хорошей речи - в помощь студенту

Для начала следует оценить постановку целей и задач выступления.

  • Насколько тема выступления актуальна.
  • Изучена ли подробно.
  • Показал ли автор, чем обусловлен его интерес к данной области.

Приветствуется освещение темы с новой стороны или выбор принципиально новой и неисследованной темы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Имущественные споры между супругами - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Критерии оценки публичного выступления по постановке задач и их решению в данной области исследования касаются и их соответствия. Случается, что решение задач абсолютно неприменимо к заявленным целям доклада.

Теперь предстоит оценить публичное выступление по содержанию речи оратора по следующим критериям:

  • достоверность информации;
  • подбор информации;
  • использование визуального материала;
  • практическая значимость.

Суть оценки по этому критерию сводится к важности и правдивости предлагаемой информации: нужна ли она вообще и стоит ли времени, потраченного на нее слушателями.

Организация речи

Критерии хорошей речи - в помощь студенту

Организация речи будет оцениваться по следующим критериям публичного выступления:

  • плавность перехода от одной части речи к другой
  • последовательность всех частей монолога
  • заключение, подтверждающее единство всех составляющих

От того, насколько хорошо структурирован материал, будет зависеть его усвояемость аудиторией. Чем меньше в тексте причинно-следственных связей, чем беспорядочнее раскиданы по тексту логические блоки, чем топорнее разграничение составных частей выступления, тем сложнее слушателю усвоить материал.

Запишитесь на пробный урок по актерскому мастерству

Оценка эффективности

Презентация речи оратора и оценка эффективности публичного выступления по критериям качества речи и манере держаться:

  • было ли изложение ярким и приятным аудитории или нудным;
  • была ли его речь понятной и эмоциональной;
  • какими были навыки артикуляции;
  • какими были позы оратора и менялись ли они;
  • насколько удачной была манера держать себя перед аудиторией.

Вот почему так важны упражнения по сценической речи: ведь именно они выводят ее на качественно новый уровень.

Личные достижения

Анализ публичного выступления также учитывает и личные достижения оратора. К примеру:

  • установление контакта с аудиторией;
  • подлинный интерес аудитории и к теме, и к манере изложения;
  • активное участие аудитории через вопросы и ответы;
  • формирование нового мнения, заданного оратором по теме выступления;
  • готовность поддержать при необходимости оратора либо полное отчуждение аудитории от его продвигаемых взглядов.

Источник: https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/publichnye-vystupleniya/kak-otsenit-publichnoe-vystuplenie/

Проблема оценки хорошей речи. По О.Б. Сиротининой

Сочинение по тексту:

Ольга Борисовна Сиротинина, профессор, доктор филологических наук, ищет ответ на проблемный вопрос: какую речь можно назвать хорошей? Учёный взял на себя ответственность за решение очень важной задачи — поиска критериев оценки устной речи. Дело в том, что люди по-разному оценивают речь.

Для кого-то хорошо — это грубо и агрессивно, для кого-то — кратко и немногословно, для других — сдержанно, но выразительно. Поэтому разные люди и образцы для подражания выбирают неодинаковые.

Так на кого же нам, молодым, равняться? Какими качествами должна обладать наша речь, чтобы она была хорошей? Особенно важно найти ответы на эти вопросы и понять, что же такое хорошая речь, тем из нас, чья будущая профессия будет связана с речевой деятельностью, ведь от ответа на поставленный автором вопрос зависит профессиональный успех многих. Поэтому текст О.Б. Сиротининой заставил меня серьёзно задуматься.

Автор как будто спорит с незримым оппонентом, который считает, что хорошая речь отличается меткостью. Кроме того, на примере известной героини произведения И. Ильфа и Е.

Петрова Эллочки-людоедки автор убедительно показывает, что для хорошей речи важен объем словаря говорящего. Но большого запаса слов недостаточно.

По мнению профессора, хорошая речь характеризуется двумя важными качествами: она не стереотипна и понятна окружающим.

Я вполне согласен с мнением О.Б. Сиротининой. Непонятная речь проходит мимо адресата. Она лишь затуманивает сознание и вызывает раздражение слушателя. А речь, построенная по известным схемам, полная штампов, показывает, что человек не способен к самостоятельному мышлению.

Конечно, каждый, кто хочет преуспеть в жизни, кто относит себя к культурным людям, должен заботиться о речи. Эллочка-людоедка — комический персонаж. Она смешна не просто потому, что обходится тридцатью словами, а потому, что уверена в правильности своего поведения, ей кажется, что говорить одними междометиями — это очень модно.

Она выглядит даже более нелепо, чем малообразованные герои рассказов В.М. Шукшина, которые делают ошибки, коверкают слова. Вспомним Чудика из одноименного рассказа. Он по наивности написал телеграмму, используя в ней расхожую фразу про ветку сирени.

Читателю смешно, но всё же Чудик, искренний, добрый, менее нелеп в своём невежестве, чем Эллочка.

Для меня образцом человека, обладающего хорошей речью, является С.А. Есенин. Выходец из крестьянской семьи, он так мастерски владел словом, что речь его соответствовала в полной мере всем тем критериям, о которых пишет О.Б. Сиротинина.

Изысканность фраз поэта, их новизна, игра словами, необыкновенная выразительность и образность, понятность для всех, от мала до велика, искренность — вот что притягивает читателей к есенинской строке.

Конечно, : далеко не каждый может выражать свои мысли и чувства так, как это делал великий поэт, но мне радостно уже от того, что я могу читать его стихи и хоть немного учиться у мастера пользоваться нашим могучим и великим языком.

Текст Ольги Борисовны Сиротининой:

(1)Меткость разговорного слова не может служить обязательным критерием оценки: речи как хорошей, поскольку это характеризует не столько речь человека, сколько его психологические качества: способность к быстрой реакции (за словом в карман не полезет), наличие чувства юмора.

(2)Без этих качеств человек самой высокой речевой культуры может затрудняться в выборе слова, вспоминать не самое меткое и удачное, обращаться за помощью к собеседнику, искать нужные пояснения и т.д.

(3)Конечно, такая речь не вызовет восхищения, не будет блестящей, но именно в условиях спонтанного непринуждённого общения останется тем не менее хорошей.

(4)…Хорошая речь — речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, … вызывающая адекватное понимание у адресата.

(5)Именно адекватность понимания делает речь эффективной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей …

(6)Однако не может быть названа хорошей и речь Эллочки-людоедки, не способной выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. (7)Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства.

(8)Только при этом не надо забывать, что наличие большого словарного запаса и даже умение свободно им пользоваться (что не всегда сопутствует пассивному лексикону), необходимое, но ещё не достаточное условие хорошей речи: надо ещё помнить о возможностях адресата понимать сказанное.

(По О.Б. Сиротининой)

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_ocenki_khoroshej_rechi_po_o_b_sirotininoj/2015-06-19-1486

Статья: Основные критерии хорошей речи

Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво.

Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века, даже если мы читаем тексты «создателя современного русского языка», каковым по праву считается А. С. Пушкин. (См.

, например, типичное для него, но не для современных норм русской речи выражения типа: странное молчание царствовало в сей толпе ; …за коими находилось несколько шалашей ; …обе обрадовались ей как находке и положили исполнить ее непременно ).

Значительно сложнее обстоит дело с речью конца XIX – первой половины XX века. Эта речь уже не вызывает явного возражения, но иногда тоже воспринимается как не совсем современная.

Из этих примеров можно сделать вывод, не требующий специальных научных разысканий о том, что как хорошая не может восприниматься речь не современная .

В обществе происходят со временем явные сдвиги в представлениях об эталоне хорошей речи [Сиротинина 2000]. В определенный период развития общества подобные сдвиги наблюдаются даже в сравнительно короткие периоды времени.

Один из таких сдвигов мы пережили (и продолжаем переживать) в 90-х годах XX века.

С другой стороны, представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально.

Так, во время одной из диалектологических экспедиций деревенские жители сообщили нам, что говорить, спрашивать Куда идешь? некультурно, нехорошо, а надо говорить Далеко ль пошла? Различны представления о хорошей речи у разных поколений (отношение к жаргону, ты-общению, именованию людей без отчества и т. д.). Следовательно, и одна и та же речь будет восприниматься по-разному с точки зрения ее качества человеком старым, среднего возраста и молодежью. И, очевидно, нельзя подходить к оценке речи с одними и теми же критериями без учета возраста и социальной (хотя бы профессиональной) принадлежности говорящего (всем известны примеры особых ударений в речи моряков (компа/с, рапо/рт) и в речи медиков (упорное а / лкоголь , наркомани/я и т. д.). Однако наряду с узуальной «медицинской» нормой ( ка/мфара , афази/я ), «юридической» ( осу/жден , возбу/ждено ) существует кодифицированная норма произношения, зафиксированная не только в словарях, но и в речи высококультурных медиков [Кочеткова 1999]. Поэтому встает вопрос о допустимости или недопустимости каких-то профессиональных нарушений норм.

Совершенно очевидно, с третьей стороны, что не может быть одинакова речь письменная и устная, монологическая и диалогическая, речь в условиях публичного или массового и в условиях неофициального общения и т. д. Отсюда зависимость оценки речи от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления.

Е. Н. Ширяев [Ширяев 1991; 1996; 1998; 2000] дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [Ширяев 2000: 13].

В этом определении важно то, что оно должно обеспечить наибольший эффект не вообще (что невозможно), а в определенной ситуации и для выполнения поставленных (а не любых) коммуникативных задач, и то, что все это должно осуществляться при соблюдении современных языковых норм и этики общения. Кажется только, что для определения культуры речи больше подходит слово выбор , а не набор (см.

Читайте также:  Банки второго уровня - в помощь студенту

именно слово «выбор» в определении культуры речи, данном Е. Н. Ширяевым в 1991 году [Ширяев 1991: 59] и повторенном в 1998 [Ширяев 1998: 16].

Определение же словом «набор», скорее, характеризует не культуру речи как понятие более абстрагированное от конкретных речевых актов и произведений, а результат культуры речи, ее производное в виде конкретного речевого акта или речевого произведения, т. е. хорошую речь.

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учета ее ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная . Именно поэтому не может однозначно оцениваться ни, скажем, фраза Бабки гони, ни фраза признан умершим (так оскорбившая вдов запись о причине смерти моряков с подводной лодки «Комсомолец»).

Первая фраза вполне допустима в дружеском общении молодежи, поскольку будет адекватно понята адресатом и не вызовет у него никаких обид и опасений в ситуации, например, разговора о походе в кино и предложении купить билеты.

Но эта фраза окажется совершенно неуместной, грубой, может быть, даже угрожающей в другой ситуации: при обращении не к ровеснику, тем более не к знакомому человеку, и просто невозможной – в ситуации предложения дать какую-либо купюру во время, например, лекции для демонстрации ее особенностей, защитных свойств и т. п.

Вторая фраза уместна, целесообразна и даже единственно возможна (одна из принятых для клишированного обозначения причины смерти), однако за пределами юридической регламентации вызвала боль и обиду.

Приведенное выше определение культуры речи – емкое и точное – несомненный пример хорошей научной речи, но вряд ли неспециалистами будет оценено как хорошее – слишком длинное, не вполне понятное (что такое «языковые нормы», «коммуникативные задачи»? Как сказал один из опрошенных мною: А с чем это едят? ). Понятное для лингвиста, для людей иного образования такое определение требует особых разъяснений для того, чтобы быть понятым.

Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли ( Гони или Дай, пожалуйста ; признан умершим или погиб ), но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения (в доме повешенного не говорят о веревке, о покойном или хорошо или ничего и т. д.). Менее яркая связь с этикой общения целесообразности или нецелесообразности речи наблюдается в таких случаях, когда говорящий говорит о чем-либо, не сообразуясь с интересами или возможностями понимания адресатом каких-то деталей, важных для говорящего, но непонятных или неинтересных слушателю.

Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этике общения (и с точки зрения содержания, и с точки зрения самих использованных форм: выбор той или иной лексики, формы императива, использование имени или имени и отчества, вы- или ты-общения и т. д.).

Но дело не в выборе самих слов или форм, а в их соответствии ситуации общения, включая в нее соотношение адресанта и адресата, т. е. фактически речь опять идет о целесообразности использования тех или иных слов и форм. Очевидно, что целесообразность речи – главный критерий хорошей речи.

Соблюдение современных языковых норм также входит в данное нами определение. Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная (в любом отношении) речь затрудняет понимание.

Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях ( неадекватный в значении «нестандартный», одиозный в значении «слишком хвалебный» и т. д.).

Такое же затруднение вызывает использование жаргонных слов, особенно до их широкого распространения (проверка на студентах показала, что еще два-три года назад большинство саратовских студентов не понимало жаргонного значения слова отдыхает ; весной 2000 г.

им не были известны и потому были непонятны выписанные мною из газет его способности здесь не качали , записанное с экрана телевизора, Я Вам на голубом глазу говорю и т. д.); затрудняет понимание и, следовательно, противоречит критерию хорошей речи несвойственная русскому языку сочетаемость русских слов.

Например, в речи спортивного комментатора во время чемпионата мира фигуристов: Гениальные прыжки, плотные выбросы .

Если еще можно принять гениальность прыжка, то что означает сочетание плотные выбросы , к тому же сопровождаемые комментарием, что по условиям чемпионата их может быть только два? В другом репортаже с этого чемпионата слышим: Это типичный американский стиль катания. Легко, с улыбкой преподают себя. Последнее, вероятно, просто оговорка, но первое не оговорка, а дань привычному журналистскому штампу (постоянно: плотные переговоры , плотно обсуждали и т. д.).

Источник: https://cwetochki.ru/ref-statia-osnovnye-kriterii-khoroshei-rechi.html

Реферат Р.язык. Критерии хорошей речи

Подборка по базе: HR-аналитика_Состав и критерии оценки портфолио_2020.docx, культура речи.doc, План урока по истории Беларуси для 7 класса СОЗДАНИЕ РЕЧИ ПОСПОЛ, развитие речи конечный вариант.docx, Тест по употреблению имён числительных в речи.docx, Русский язык и культура речи.docx, Тема 17 Культура речи.docx, Алпатов В.М. — О разных подходах к выделению частей речи.

doc, ГСЭ.Ф.5 Русский язык и культура речи.docx, реферат Классификация и временные критерии, используемые при осу.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет» ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИКафедра всеобщей истории РЕФЕРАТпо дисциплине «Русский язык и культура речи»на тему «Критерии хорошей речи»        Выполнила:студентка 1 курсагруппы №14Воробьева А.В.

 Проверил преподаватель:Подосинникова Р.В.    Курск2018 СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                          стр.Введение………………………………………………………………………………………….31. Сложность определения качества речи ……………………………….

………..32. Критерии оценки качества речи…………………………………………….33.Типы речевой культуры:……………………………………………………….33.1.Элитарный…………………………………………………………………….33.2. Среднелитературный………………………………………………………33.3.Литературно-разговорный………………………………………………….46.Допустимость и недопустимость тех или иных отклонений от норм…46.1.Орфографические ошибки…………………………………………………46.2.

Пунктуационные ошибки……………………………………………………46.3.Орфоэпические ошибки…………………………………………………….46.4.Лексические и стилистические ошибки…………………………………..4Заключение………………………………………………………………………………………5Литература…………………………………………………………………………

5ВВЕДЕНИЕВ статье «Основные критерии хорошей речи» Сиротинина затрагивает проблему оценки качества речи. Автор даёт характеристику основным речевым типам ,а также ставит вопрос о допустимости отклонений от речевых норм.1. Сложность определения качества речи.

В начале статьи автор говорит о том, что дать определение хорошей речи не так просто, поскольку представление о ней исторически изменчиво, к тому же оно обусловлено социально и территориально. Автор подчеркивает, что не может считаться хорошей речь несовременная, и обращает внимание на то, что представление об эталонах хорошей речи различно у людей разных поколений и профессий, поэтому нельзя использовать одни и те же критерии оценки для людей разного возраста и социальной принадлежности.

Автор считает, что нельзя решать, хорошая речь или плохая, без учета ситуации её употребления, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдены современные языковые нормы и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.

В соответствии с этим автор выделяет различные критерии оценки качества речи, о которых речь идёт ниже.2. Критерии оценки качества речи.

Главным критерием хорошей речи автор считает целесообразность, а именно соответствие её определённой ситуации (уместность) и этике общения «и с точки зрения содержания, и с точки зрения самих использованных форм: выбор той или иной лексики, формы императива, использование имени или имени и отчества…».

К важным критериям оценки Сиротинина относит соблюдение современных языковых норм, понятность речи адресату, меткость, риторическую организованность.

3.Типы речевой культуры.Далее автор говорит о типах культуры речи и выделяет следующие:3.1.Элитарный тип.Наиболее полное воплощение общей культуры. Для носителя характерно владение всеми нормами литературного языка, незатрудненное использование соответствующего ситуации стиля и жанра речи, логичность изложения мыслей. Он постоянно совершенствует свои знания с помощью авторитетных источников (словарей, справочников и т.п.)3.2. Среднелитературный тип.

Отражает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте. Носители – большинство образованного населения России, которые, как правило, удовлетворены своим интеллектуальным багажом. У них отсутствует потребность постоянного расширения знаний, что приводит к системным ошибкам.

Основным источником получения знаний служат СМИ, через которые воспроизводятся и широко распространяются не только различные неправильности произношения, словообразования, формообразо-вания, словоупотребления и т. п., но и нарушения традиционных национальных коммуникативных и этических норм.

3.3.Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы.«Разговорные» типы сближены с просторечным и различаются лишь степенью сниженности речи. Для носителя этого типа характерно владение далеко не всеми функциональными разновидностями литературного языка, несоблюдение этических и коммуникационных норм. Они обладают только разговорной системой общения, которая и используется в любой обстановке, даже официальной.Автор указывает на то, что речь журналистов и участников телепередач часто соответствует последним двум типам, что приводит к распространению речевых ошибок.6.Допустимость и недопустимость отклонений от норм:6.1.Орфографические ошибки

Неравноправны с точки зрения степени их допустимости. Нельзя с одной и той же строгостью относиться к орфографическим ошибкам в проверяемых и непроверяемых орфограммах. Ошибка в слове, подлежащем реформированию и требующем проверки по словарям — менее грубая, чем неправильное написание слов, полностью подчиняются орфографическим правилам

6.2.Пунктуационные ошибки.Носитель элитарного типа речевой культуры не делает грубых пунктуационных ошибок. Носитель среднелитературного типа может либо обходиться вообще без пунктуационных знаков, либо использовать необоснованно.6.3.Орфоэпические ошибки.В речи носителя элитарного типа можно встретить не только соблюдение строгой нормы, но и отдельные случаи употребления такого ударения или произношения, которое в словарях имеет помету доп. и даже не рек., но такое произношение не составляет систему (отдельные слова). В речи носителей среднелитературного типа речевой культуры подобные ошибки чаще и грубее. Могут быть нарушены не только орфоэпические нормы, но и формообразо-вание.6.4.Лексические и стилистические ошибки.

Критерии целесообразности употребления того или иного слова, обладающего ярко выраженной экспрессивностью, являются довольно зыбкими, поэтому более сложны для определения границ допустимого факты нарушения лексических и стилистических норм. В таких случаях решение вопроса об уместности включения в речь того или иного слова, словосочетания должно определяться с учетом стиля и жанра текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ конце статьи автор делает следующие выводы:•Нельзя решать, хорошая это речь или плохая, вне знания ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи.• Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для рассказчика и эффективная для слушателя.

• Правильность речи является необходимым, но недостаточным качеством для критерия хорошей речи.

• Хорошая речь всегда соответствует национальным традициям общения и этическим нормам поведения, а также тем функциональным разновидностям литературного языка и используемой форме речи (устной или письменной), которые нужны в данной ситуации. Литература:

Основные критерии хорошей речи//Хорошая речь. — Саратов, 2001. — С. 16—28.;

Источник: https://topuch.ru/kriterii-horoshej-rechi/index.html

11 способов сделать речь грамотной

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время.

Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей.

Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Что такое грамотная речь

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

  • Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
  • Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
  • Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
  • Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.
Читайте также:  Ядерные реакции - в помощь студенту

Самостоятельно изучайте специализированную литературу

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/gramotnaya-rech.html

Основные критерии хорошей речи

Как это ни
парадоксально, дать определение хорошей
речи непросто. Во-первых, представление
о хорошей речи исторически изменчиво.

Примером может служить высказывание
Странное
молчание царствовало в
сей
толпе
: единица
сей
исчезла из разговорной речи в середине
ХIV века,
следовательно, приведённое высказывание
не может соответствовать требованиям
речи современной.

Ещё сложнее
анализировать примеры высказываний
начала ХХ века. Пора
бы нашим хозяйственникам подобрать
хороший орабоченный аппарат
(газета
«Правда», 1924 год).

«Толковый
словарь языка Совдепии» толкует лексемы
орабочить и
хозяйственник
следующим
образом: ‘ввести рабочих в состав
какой-либо организации, органа’, ‘тот,
кто ведает хозяйственной деятельностью
какого-либо предприятия’.

Эта речь уже
не вызывает явного раздражения и
возражения, но не может быть квалифицирована
в качестве образцовой. Таким образом,
как
хорошая не
может восприниматься речь не современная.

Во-вторых,
представление о хорошей речи, о её
эталоне может быть обусловлено
территориально
(например, в
некоторых регионах не принято у идущего
по делам человека спрашивать Куда
пошёл?
, вопрос
нужно формулировать так: Далёко
ли собрался?
)
и социально
(в частности, у представителей разных
социумов различно отношение к жаргону,
Ты-общению, именованию людей без отчества
и т.д.).

В-третьих, совершенно
очевидно, что не может быть одинакова
речь в условиях публичного (массового)
общения и неофициальная речь, различаются
требования к монологической и диалогической
речи, по-разному строится высказывание
в письменной и устной форме. Отсюда
зависимость оценки речи от её
функционально-стилевой принадлежности,
формы (устная / письменная), условий
осуществления.

Таким образом, для
того чтобы дать определение хорошей
речи, необходимо выявить её базовые
характеристики, основанные на требованиях,
предъявляемых к высказыванию. Речь
можно назвать хорошей только в случае
её соответствия определённым критериям,
на основании которых производится
оценка.

  • Рассмотрим
    указанные критерии.
  • Одним
    из основных требований, предъявляемых
    к хорошей речи, является требование
    целесообразности.
  • Для
    иллюстрации данного тезиса обратимся
    к тексту, представляющему собой образец
    научного стиля.

Исследователей,
в частности, интересуют способы выражения
агенса и пациенса в высказываниях с
девербативом, типы связей между
номинализацией и ее финитным эквивалентом
в тексте, причины убывания вербогенности,
роль девербативов в коммуникативной
организации текста, их синтаксические
функции и т.д.

Подытоживая
вышеизложенное, можно заключить, что
рассмотренные единицы занимают особое
место в кругу экзистенциальных глаголов.

Функционально-семантический потенциал
глаголов
случаться
/ случиться
отнюдь
не исчерпывается возможностью ввести
информацию о событии, которое начало
существовать или существует в определённые
промежутки времени.

Они вносят определенный
вклад в организацию коммуникативной
перспективы высказывания, являясь
специфическим средством актуального
членения; выполняют квантифицирующую
функцию, выступая текстовым синонимом
фреквентативных наречий; употребляются
как квантор, ограничивающий объем
денотата субъектного терма в сочетании
с предикатами «качества» и «свойства»;
но самое главное – служат специфической
грамматической упаковкой для выражения
идеи неконтролируемости, характерной
для целого ряда лингвоспецифичных слов
и конструкций русского языка
3.

Данный отрывок –
несомненный пример хорошей научной
речи, но вряд ли неспециалистами он
будет оценен так же.

Для лингвиста текст
не нуждается в комментариях, но для
людей, имеющих другое образование,
требуются особые разъяснения, поскольку
выбор языковых средств, осуществлённый
автором, предопределён требованием
целесообразности, в данном случае
подчиняющимся задачам научного общения
и специфическим условиям его осуществления.

Подчинение критерию
целесообразности можно наблюдать не
только в научном стиле. Нарушение
указанного критерия обыгрывается в
следующем юмористическом тексте4.

Не Чехов

Директор
механического завода делал третью
попытку прочесть официальное письмо,
подготовленное его заместителем.

«На Ваш № 475/15 от
6.12.90 г. в настоящем сообщаем, что в силу
того, что фактическое наличие запрашиваемых
сведений в части частей к редуктору
РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся
с просьбой разрешить пролонгировать с
целью увеличения наличия существующего
сог…» – директор сломал карандаш,
швырнул обломки и поднял телефонную
трубку.

Антон Палыч,
зайди, пожалуйста, ко мне…

Через минуту
заместитель появился в кабинете.

Ты, Антон Палыч,
деловой человек, опытный работник, но,
послушай меня, когда я тебя отучу от
этого бюрократического стиля? Пишешь
письмо, причём в министерство, и что ты
думаешь, там твои спирали читать будут?!

Так ведь я …
не Чехов, – привычно буркнул Антон
Палыч.

Возможно, ты
не Чехов и не Анатоль Франс, но простое
письмо ты написать можешь?

Заместитель
сокрушённо молчал. Директор посмотрел
на него и смягчился.

Вот что… Бери
это письмо и переделывай. Пиши просто,
никаких «увеличения наличия». Небось
в личных письмах изъясняешься нормальным
языком? Посмотреть письмо я уже не смогу:
вызывают в Москву на совещание.

Через пять дней,
в разгар совещания, заместитель министра
прочёл для разрядки официальное письмо,
адресованное ему механическим заводом.

«На Ваш № 475/15 от
6.12.90 г.

Здравствуйте!

В первых строках
моего письма спешу сообщить, что письмо
Ваше мы получили, за что большое спасибо.
Все живы-здоровы, чего и Вам желаем.
Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера
выпал снег, но он растаял. На улице
солнышко, градусов 12.

Насчёт дела, о
котором Вы спрашивали, могу сообщить,
что эти вахлаки с завода запчастей
совсем перестали посылать шестерёночки,
а когда если и пришлют, то у них зубёшки
не сходятся. Так что из запасов, которые
были, скоро останется шиш с маслом. Очень
прошу, рявкните на них между делом, а то
никакой нет управы и возможностей в
смысле обуздания с нашей стороны.

  1. До свидания.
  2. Ждём ответа, как
    соловей лета.
  3. Заместитель
    директора

механического
завода А.П.Чечкин»

Выбор языковых
средств, осуществлённый заместителем
директора механического завода во
втором варианте письма, явно контрастирует
с необходимостью чёткости, однозначности
понимания, задаваемых деловым стилем.
Следовательно, текст не подходит для
ситуации высказывания, а значит, не
является уместным.

Требования критерия
целесообразности касаются не только
формы выражения мыслей (ср. Гони
быстро – Дай, пожалуйста
),
но и самого содержания сказанного, иначе
возможен коммуникативный
провал (или
даже его крайняя степень – речевое
самоубийство5).

Ещё одним критерием,
предъявляемым к хорошей речи, является
необходимость
творческого выражения коммуникативного
намерения

говорящего. Указанный тезис проиллюстрируем
следующим рекламным текстом.

  • 30 лет назад
    компьютеры были большими, как мамонты,
  • 20 лет назад они
    занимали столько места, сколько занимает
    кенгуру.
  • Сейчас компьютер
    занимает места не больше, чем 3 взрослых
    селёдки на тарелке.
  • Спеши купить
    компьютер, пока они совсем не исчезли.
  • Используя
    разнообразные способы создания
    выразительности (анафору, сравнение,
    градацию), автор данного текста приводит
    адресата к парадоксу, основанному на
    двусмысленности, возникшей в результате
    игры на сопоставлении двух значений
    многозначного слова исчезнуть.
  • Очевидно,
    что хорошая речь нуждается в большом
    словарном запасе, необходимом для
    выражения любого понятия, любой мысли
    и любого чувства.
  • Таким образом,
    хорошая речь – речь не стереотипная,
    не повторяющая штампы, затасканные
    выражения, а творчески
    выражающая коммуникативное намерение
    её автора, то есть отвечающая требованию
    креативности.
  • Однако при этом
    не нужно забывать, что наличие большого
    словарного запаса и даже умение свободно
    им пользоваться – необходимое, но ещё
    не достаточное условие продуцирования
    хорошей речи: следует также помнить о
    том, что адресат должен понять сказанное.

Безусловно, важным
критерием хорошей речи является её
понятность
адресату
.
Здесь следует учитывать возможные
различия в коммуникативной компетентности
между говорящим и слушающим, иначе
возможны коммуникативные неудачи.
Причины их
возникновения разнообразны.

Возможны случаи,
когда один из коммуникантов совершенно
не понимает значения знака. Наиболее
частый случай – незнание говорящим
того или иного слова или фразеологической
единицы.

Например, немецкая студентка
так трактует выражение Цыплят
по осени считают
:
«Мнение молодых людей будет учитываться
в последнюю очередь». На вопрос о причинах
такой трактовки поясняет: «Цыплята
молодые, неопытные, поэтому их мнение
самое не важное».

В ответ на вопрос,
почему речь идёт о мнении, студентка
поясняет, что значение слова считать
– ‘высказывать мнение’.

Д.Б.Гудков указывает
другие возможные причины коммуникативных
неудач. Так, представитель одной культуры
может приписывать знаковые функции
незнаковым (асемантичным) единицам
другой культуры, и наоборот, то, что в
данной культуре имеет значение,
воспринимается как асемантичное
представителем другой культуры.

Слушающий может
неверно истолковывать значения знака.
Подобное происходит в тех случаях, когда
тождественные или сходные означающие
связаны в разных лингво-когнитивных
сообществах с различными означаемыми.
Например, проверяя работы болгарских
учителей русского языка, проходящих
курс повышения квалификации, Д.Б.

Гудков
обнаружил характерную закономерность
в употреблении слова амбициозный.
В одном из заданий слушателям курсов
требовалось, чтобы они написали
положительную характеристику одного
из своих учеников. Указанное прилагательное
фигурировало во многих работах, включаясь
в такой примерно ряд: Он
умный, энергичный, амбициозный,
трудолюбивый

Таким образом, качество, обозначенное
данным прилагательным, воспринималось
как относящееся к числу положительных,
однако носителем русского языка оно
вряд ли может быть включено в подобный
ряд. В таких случаях, скорее, нужно
говорить не об амбициозности, а о
целеустремлённости, уверенности в своих
силах и т.п.

(возможен оборот по-хорошему
амбициозный
,
но наречие в данном случае подчёркивает
особое употребление рассматриваемого
прилагательного). Данный пример является
весьма показательным, т.к.

русское слово
амбициозный
и болгарское амбициозен,
являясь в обоих языках заимствованными,
понятийно практически совпадают, но
выражаемое ими качество занимает
различное положение на шкале ценностей
каждого из данных лингво-когнитивных
сообществ.

Но
даже если оба говорящих являются
представителями одной и той же культуры,
между ними также неизбежны коммуникативные
неудачи.

Поэтому нужно быть более
внимательным при использовании в
газетных статьях, которые предназначены
для широкого читателя, малоупотребительных
в русской речи иностранных слов; столь
же непонятны массовому адресату СМИ
жаргонизмы, диалектизмы, термины, хотя
последние и входят в литературный язык.

Несомненно, не
может считаться хорошей речь сумбурная,
содержащая противоречивые, необоснованные,
бездоказательные суждения.

Поэтому
одним из важнейших требований к хорошей
речи является соответствие
способов изложения законам логики
,
определяющим особенности нашего
мышления.

Так, исходя из тезиса,
представленного в высказывании Увеличение
вашей задолженности зависит от того,
как вы успешно сдаете экзамен
,задолженность
студента только возрастает в случае
успеха на экзамене, что абсурдно с точки
зрения здравого смысла.

Абсурдность
изложения чаще всего возникает в
разговорной речи благодаря её спонтанности,
что влечет за собой случайный выбор
языковых единиц, провоцирующий создание
противоречивых высказываний и нарушающий
логические соответствия: Переломы
шейки бедра встречаются у женщин в 2-3
раза чаще, потому что, к сожалению,
мужчины до этого возраста не доживают
.

Появление
ошибок в текстах устных форм книжных
стилей также связано с неподготовленностью
высказывания: Прилагательное
становится особой частью речи, так как
парадигма склонения имени прилагательного
совершенно не совпадает с существительным
.

Соответствие
этике общения

– ещё один критерий, предопределяемый
влиянием (давлением) ситуативного и
личностного факторов, необходимостью
учитывать этические и эстетические
ожидания слушающего: Мы
сидим
такие,
а там
такая
тетушка подходит. И
такая:
«Вы тут долго будете сидеть еще?». Я
такая:
«Ну конечно». А она
такая:
«Я тогда милицию позову». Прикинь!
;
И мы помним
как
бы

Набережную.

Использованные в
приведённых примерах так называемые
лишние слова свидетельствуют о давлении
на говорящего разнообразных факторов,
предопределяемых ситуацией общения, с
которыми он в силу разных обстоятельств
не в состоянии справиться, что влечёт
за собой нарушение этики общения.

Одним из основных
требований к хорошей речи является
соблюдение
современных языковых
норм,
что обусловливает необходимость контроля
при использовании языковых средств.

Действительно, не может быть хорошей
речь неправильная. Нарушение языковых
норм может не только затруднять понимание,
но и дискредитировать говорящего в
глазах слушающего.

Кроме того, это
отвлекает внимание адресата от содержания
сказанного.

Частотны, например,
неправильные ударения, неправильные
глагольные формы (Ложу
гвоздичку на кончике ножа
;
Мы просим помочь разобрать в этой
проблеме
),
неправильное склонение сложных
числительных (более
семиста
, до
двухтысяч пятого года
,
из шестиста
наемников
),
неправильные употребления слов (Итак,
какое мы можем подвести резюме?
).

  1. Указанные критерии:
    целесообразность, креативность,
    понятность адресату, соответствие
    способов изложения законам логики,
    соответствие этике общения, соблюдение
    современных языковых норм – предопределяют
    возможность продуцирования хорошей
    речи.
  2. Таким образом,
    хорошей можно
    считать речь, где говорящим осуществлён
    такой выбор языковых средств и представлена
    такая их организация, которые в
    определённой коммуникативной ситуации
    при соблюдении современных языковых
    норм и этики общения позволяют обеспечить
    наибольший эффект в достижении
    поставленных коммуникативных задач
    .
  3. Свойства речи,
    обеспечивающие эффективность коммуникации
    и характеризующие уровень речевой
    культуры говорящего, будем называть
    коммуникативными
    качествами речи
    .

Источник: https://studfile.net/preview/4282890/page:3/

Ссылка на основную публикацию