Источники права — в помощь студенту

В современном обществе жизнь людей, их права и свободы находятся под защитой закона. Но право не существует абстрактно, оно имеет конкретные формы выражения – источники. Рассмотрим понятие и виды форм источников права.
Источники права - в помощь студенту

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Источники права – это внешние формы выражения правовых норм, официально признанные, имеющие общеобязательный характер.

Право зародилось давно, и за свою долгую историю постоянно менялось, приобретая новые черты и оформляясь в виде традиций и правовых актов. Рассмотрим виды источников права, которые существуют в настоящее время.

Источники права - в помощь студенту

Данный источник права считается самым первым видом, зародившимся еще в период древней истории.

Суть правового обычая состоит в официальном закреплении, государственном признании нормы, действующей в обществе и признанной большинством ее членов. Государство в письменной форме узаконивает обычай, которая становится отныне обязательной для всех граждан.

Этот источник представляет собой решение суда по конкретному делу, которое, в силу его новизны, отсутствия соответствующей нормы в законодательстве, соответствия международным нормам, принципам гуманизма признается как правильное, подходящее и к иным подобным случаям и закрепляется в качестве закона.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Второй этап объединения русских земель - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Судебный прецедент широко распространен в англоязычных странах – США, Великобритании, Канаде, Австралии. В российской правовой системе он до последнего времени не использовался, хотя сейчас идет процесс постепенного его признания в качестве источника права.

Данный источник является документом, составленным в письменной форме и содержащим нормы права.

Нормативно-правовые акты могут являться источниками права только в том случае, если они приняты компетентными (наделенными правом издавать официальные документы) государственными органами власти.

Нормативно-правовые акты имеют несколько разновидностей:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Все они строятся в четкую иерархию, то есть одни из них имеют более большее значение, чем другие.

В России иерархия законов выглядит следующим образом:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ.
  • нормы естественного права;

Естественное право выделяется в отдельную группу прав. К нему относятся права человека, признанные мировым сообществом в качестве неотчуждаемых (никто не может их лишить, отнять, купить и так далее) и принадлежащих каждому человеку о рождения: право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода мысли, слова и так далее.

Рассмотрев понятие и виды источников права, мы выяснили, что источник права – это внешняя форма закрепления права. Существует четыре основные группы источников: обычаи, судебные прецеденты, нормативно-правовые акты и нормы естественного права. В судебном процессе данные источники не используются отдельно, они призваны дополнять друг друга.

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 258.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/vidy-istochnikov-prava.html

Учебно-методическое пособие источники права вологда 2010 Автор составитель: доцент, кандидат юридических наук Жариков А. А (стр. 1 из 7)

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина»

(МГЮА им. О.Е. Кутафина)

Филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде

  1. КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
  3. ИСТОЧНИКИ
  4. ПРАВА
  5. ВОЛОГДА 2010

Автор – составитель: доцент, кандидат юридических наук Жариков А.А.

Учебно-методическое пособие имеет своей целью оказать помощь студентам в изучении темы «Источники права» курса Теории государства и права. Студенты МГЮА им. О.Е.

Кутафина занимаются по программе курса Теории государства и права, в котором тема «Источники права» рассчитана, согласно тематического плана, на 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий и 6 часов самостоятельной работы студентов (для очной формы обучения).

Учебный материал, который предстоит им изучить значителен. Ограниченное количество часов аудиторных занятий позволяет рассмотреть только отдельные вопросы темы. Основой учебной работы студентов является их самостоятельная работа.

Лекции, семинары, консультации и другие формы учебной работы и вся методическая литература направлены на то, чтобы способствовать самостоятельной работе, помочь правильной ее организации.

Важным условием такой организации является: а) систематическая работа над учебным материалом, б) глубокое изучение научной литературы, в) самоконтроль.

  • В учебно-методическом пособии содержится подробный перечень вопросов к теме, обобщающая лекция по теме, методические советы по изучению наиболее сложных вопросов, список обязательной и дополнительной литературы, перечень основных понятий и категорий, а также вопросы для самопроверки.
  • Содержание
  • Источники права__________________________________________4
  • § 1. Понятие форм, или источников права____________________4
  • § 2. Основные виды источников права в современных государствах__________________________________________________6
  • 1.Источники права разных правовых систем____________________6
  • 2. Влияние источников международного права на внутригосударственные правовые системы_________________________8
  • 3.Основные особенности источников права современных
  • национальных правовых систем_______________________________9
  • § 3. Источники (формы) права в Российской Федерации_______11
  • 1. Основные принципы системы источников права в Российской Федерации____________________________________________________11
  • 2. Виды источников права в Российской Федерации _____________14
  • § 4. Другие источники российского права____________________27
  • 1. Договоры нормативного содержания_______________________27
  • 2. Правовые обычаи_______________________________________28
  • 3. Судебная практика______________________________________28
  • 4. Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права__________________________________29
  • Источники права
  • § 1. Понятие форм или источников права
  • Нормы позитивного права устанавливаются в особом, установленном Конституцией или законом порядке, именуемом правотворчеством.

Правотворчество в российском государстве осуществляется полномочными федеральными и региональными органами государственной власти: законодательными или представительными органами, органами исполнительной власти, а на местном уровне также — органами местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в России являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Источник: https://mirznanii.com/a/277544/uchebno-metodicheskoe-posobie-istochniki-prava-vologda-2010-avtor-sostavitel-dotsent-kandidat-yuridicheskikh-nauk-zharikov-a-a

10. Источники права

  • Значение понятия «источник права»:
  • 1) принимающие правовые нормы общество, государство для удовлетворения потребности в нем;
  • 2) объективные условия в стране (политическая ситуация в государстве, экономическое развитие);

3) государственный документ, содержащий нормы права. Именно последнее значение дает определение источнику права в правовом смысле.

  1. Источник права, как правообразующий фактор, имеет следующие начала:
  2. • материальные (условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права);
  3. • идеологические (правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право)

• формально—юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства. Данный документ является источником права в формально—юридическом смысле.

  • Право как система представляет собой единство норм права (содержание) и формы права (источника права в формально—юридическом смысле).
  • Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо:
  • 1) или издание его государственным органом с соответствующими полномочиями (законодательными);
  • 2) или санкционирование государственным органом социальной нормы (судебные органы).
  • Основные источники права:

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы двенадцати таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах.

2) прецедент (судебный, административный) – судебные решения, принципы которых суды обязаны применять как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Суды обязаны не создавать правовые нормы, а применять их. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно, в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др.

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащие нормы права. Например, международные договоры, Договор об образовании СССР от 30.12.1922 г., коллективные договоры между работниками предприятия и администрацией.

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.).

Он принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/8803

Судебный прецедент и правовой обычай как источники права

Виды источников права

В юридической литературе выделяют следующие источники права:

  • правовой обычай,
  • судебный прецедент,
  • правовая доктрина,
  • доктрина нормативного содержания,
  • религиозные нормы,
  • принципы права,
  • судебная практика,
  • нормативно-правовые акты,
  • принципы и нормы международного права,
  • договоры между государствами.

Более подробно мы рассмотрим первые два источника права – правовой обычай и судебный прецедент.

Определение правового обычая

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

Правовой обычай справедливо считается пионером среди других источников права.

Так как, во-первых, обычай возник задолго до появления позитивного права (общеобязательных норм, формализованных государством и выражающих волю главы государства), и, во-вторых, первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи (например, Законы Ману, Салическая Правда, Русская Правда – не что иное, как сборники правовых обычаев).

Черты правового обычая

Для правового обычая как источника права характерны следующие черты:

  • локальность;
  • взаимосвязь с другими социальными нормами, в частности, религиозными;
  • защита государством;
  • наличие длительной общественной практики применения обычая.

Стоит отметить, что не все обычаи приобретают статус правового, а только те, которые отвечают интересам государства.

На сегодняшний день многие ученые полагают, что роль правового обычая весьма невелика, аргументируя это тем, что свой статус как источника права он сохраняет в тех областях, где нет достаточного материала для законодательных обобщений. Тем не менее, правовые обычаи имеют место быть.

Например, в ст.

5 Гражданского Кодекса РФ дается определение обычаев делового оборота, как сложившегося и широко применяемого в предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Или, ч.3 ст. 99 Конституции Российской Федерации гласит, что заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. До 1993 года это правило действовало негласно. Источником этой нормы является обычай уважения к старшим.

Правовые обычаи широко применяются в парламентской практике, международном праве, регламентируют сферу торговли и товарооборота, регулируют многие правовые институты королевской власти и пр.

Правовой обычай как источник права распространен в странах с общинным образом жизни – Латинской Америке, Африке, Японии, Китае. Особенно это касается вопросов наследственных и земельных отношений.

Определение судебного прецедента

Судебный прецедент – это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Судебному прецеденту присущи следующие черты:

  • обладает общеобязательной юридической силой;
  • результат правотворческой деятельности судов;
  • находится в подчиненном по отношению к закону положении.

Третий пункт рассмотрим подробнее. Действие судебного прецедента может быть отменено законом. В свою очередь, суд, создавая прецедент, должен руководствоваться законом. и последнее, но не менее важное здесь — если принимается закон, судебный прецедент аннулируется.

Решение суда или приговор составляют собственно судебный прецедент. Однако, отметим, что нижестоящим судам необязательно руководствоваться всем решением или приговором, достаточной является правовая позиция судьи, мотивировочная часть решения/приговора, т.е. та часть, на основании которой выносится решение. Остальная часть является убеждающим прецедентом.

При прецедентной форме права прецедент имеет первостепенное значение. При такой форме судья наделен довольно широким спектром полномочий и при вынесении решения он может:

  • не применять судебный прецедент ввиду особенностей рассматриваемого дела;
  • выбрать конкретный прецедент из всех существующих и по-своему его истолковать;
  • создать новый прецедент.

Прецедентная правовая система сложилась в большинстве англоязычных стран: Великобритания (родина судебного прецедента), Новая Зеландия, США, Австралия, Канада и др. Однако, в разных странах судебный прецедент применяется по-разному.

В отечественной юридической практике судебный прецедент по-прежнему остается официально не признанным. Тем не менее, все чаще возбуждается вопрос о его признании как дополнительного источника права. Так как судебный прецедент более гибкий и более мобильный, нежели существующая нормативная база. Вполне допустимы следующие ситуации:

  • отсутствие соответствующей или аналогичной по предмету правового регулирования нормы в нормативно-правовых актах;
  • наличие правовой коллизии;
  • оценочный характер понятий, на которые опирается суд.

В данных случаях возникает необходимость восполнения пробелов в правовой системе, иными словами возникает необходимость в создании судебного прецедента.

Однако, в странах романо-германской правовой семьи судебный прецедент используется крайне редко, только в исключительных случаях и в качестве фиксатора нормы права.

Но, как упоминалось выше, наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источника права.

Вывод

Правовой обычай – это правило поведения, которое исторически сформировалось и многократно повторялось в течение длительного промежутка времени. Правовой обычай широко использовался в период становления права. Сегодня он по-прежнему применим, но в более скромных масштабах.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становится эталоном, образцом, обязательным для разрешения аналогичных дел. Прецедентное право достаточно громоздко и запутанно, однако оно не лишено гибкости и развивается с учетом духа времени.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/sudebnyj-preczedent-i-pravovoj-obychaj/

Источник права — это… Что такое Источник права?

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Читайте также:  Документы по учету личного состава, труда и его оплаты - в помощь студенту

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Виды источников права

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле.

Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура.

При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права.

Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.).

Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности.

В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Исследователи

В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Михаил Николаевич (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др.

Примечания

  • Марченко М. Н. Источники права: учеб. пособ. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. — 760 с. — ISBN 5-98032-926-9
  • Верещагин А. Н. Судебное правотворчество в России: сравнительно-правовые аспекты. — М.: Международные отношения, 2004. — 344 с. — ISBN 5713312143
  • Источники международного права

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16352

Тема: Понятие и виды источников права

Введение

Актуальность исследования. Теория государства и права является важнейшей составляющей системы знаний об обществе и государстве. В рамках данной дисциплины изучается возникновение, формирование и развитие государственно-правовых явлений, а также теоретически обосновываются направления преобразования социальной действительности.

Проблематика теории государства и права определяется достаточно широким кругом вопросов.
На сегодняшний день среди актуальных проблем теории государства и права выделяют принципы права, структуру правовой нормы, источники права и юридическую технику. В данном исследовании мы будем рассматривать проблему определения и содержания понятия «источник права».

 Почему она является актуальной? Термин «источник права» является одним из древнейших в правоведении – ему более двух тысяч лет. Как полагают, его впервые использовал Тит Ливий для обозначения XII таблиц: «Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права (fons omnis publici privatique iuris)».

Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции. Поэтому понятие «источник права» продолжает порождать дискуссии вновь и вновь.

Объект исследования – многообразие способов (форм) внешнего выражения правового явления.

Предмет исследования – основные источники права.

Цель работы – общая характеристика источников права, выявление и определение возможных сложностей в их использовании.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) анализ понятия «источник права», его соотношение с понятием «форма права»
2) изучение видов источников права и их особенностей
3) анализ нормативно-правового акта как основного источника права романо-германской правовой семьи, так и российской правовой действительности.

4) рассмотрение коллизий в применении нормативно правовых актов на практике
Методология исследования. В нашем исследовании были применены следующие методы: формально-юридический, исторический, логический методы и метод социально-правового эксперимента.

Теоретическая основа исследования. Вопросами толкования понятия «источник права» занимались такие теоретики-правоведы, как И.В.   Михайловский, С.Ф. Кечекьян, Ж.-Л. Бержель. Все их точки зрения сводились к тому, что это понятие спорное и неоднозначное.

Поскольку термин «источник права» имеет несколько значений, то в курсовой работе были рассмотрены различные его интерпретации (источники права в материальном, идеальном и формально-юридическом смыслах).

Разбирая эти варианты, мы затронули вопрос соотношения понятия «источник права» с понятием «форма права», наряду с которым он часто употребляется. Кроме того, мы рассмотрели виды источников норм права в формально-юридическом значении, а также проблемы их исторической эволюции.

Исследование не ограничено рассмотрением лишь источников национального (внутригосударственного) права – было обращено внимание и на источники международного права.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Источники права: теоретическое обоснование
1.1. Понятие «источник права» и различные подходы к его толкованию

Для реализации право нуждается в необходимости определенного внешнего выражения, чтобы выполнять регулятивные, воспитательные и другие функции.

В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют источниками, в других – формами, а в третьих случаях их именуют одновременно и источниками, и формами права, фактически ставя между ними смысловое равенство.

Однако прежде чем подойти к подробному толкованию понятия «источник права», стоит обратить внимание и на понятие «форма права», чтобы установить соотношение этих терминов.
А. В. Поляков систематизирует точки зрения на соотношение терминов «форма права» и «источник права»:
1) отождествление формы и источника:
а) полное отождествление (М.И. Байтин, С.Ф. Кечекьян, Н.М.

Коркунов, В.М. Хвостов и др.);
б) уравнивание понятий с целью замены одного термина другим (Н.Л. Дювенуа, Г.Ф. Шершеневич и др.);
2) разделение понятий в разных вариантах, при этом:
а) один из смыслов понятия источник совпадает с формой (Т.В. Гурова, М.Н. Марченко и др.);
б) одно из значений формы уравнивается с источником (С.Л. Зивс, Б.В. Шейндлин и др.

);
3) полное разделение понятий без пересечения при наличии других дополнительных терминов, служащих сопоставлению формы и содержания (В.О. Лучин, А.В. Мазуров и др.).
Для начала разберем смысл понятия формы (формы права).
Категория «формы» (права, нравственности и т.п.

) рассматривается как выражение внутренней связи и методов организации, а также взаимодействия с внешними условиями. В других случаях – просто «внешнее выражение какого-либо содержания. В третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств и методов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи.

В толковом словаре Ожегова содержится около 10 вариантов значения , что ставит под сомнение оптимальность использования термина «форма права» вместо «источника права». Высказывание русского юриста и цивилиста Г.Ф. Шершеневича о «малопригодности ввиду многозначности»  понятия «формы права» только подтверждает это. Что касаемо определения «источник», Словарь С.И. Ожегова предлагает лишь три его толкования:
1) струя жидкости, вытекающая из земли;
2) то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь;

3) письменный памятник, документ, на основании которого строится научное исследование.

Два последних значения используются и в юриспруденции. Теперь попробуем преобразовать их с точки зрения права: источник права – то, что дает начало праву, откуда право исходит.

По сути дела, в данном значении под источником права следует понимать те факторы, которые лежат в его основе, т.е. правообразующие, либо письменные памятники, документы, используемые для получения знаний о праве.

В современной научной юридической литературе источники права понимаются в трех смыслах: в материальном (социальном), идеальном и формальном (юридическом) смысле.

Источник: https://StudyNote.ru/kursovye_raboty/drugoe/680148426/

Тема : «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»

  1. Понятие и виды источников права.
  2. Понятие и виды нормативно-правовых актов.
  1. Понятие и виды источников права.

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение.

В правовой науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются источниками права.

Известны следующие виды источников права:

-1- Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион – причинение виновному такого же вреда, который им нанесен; вира – штраф за убийство. Русская Правда, например, представляет собой акт систематизации наиболее важных правовых обычаев.

По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он либо совсем вытесняется, либо включается в национальные правовые системы. Обычай, включенный в нормативный акт, становится частью законодательства и перестает быть источников права.

В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда сам закон отсылает к обычаю.

-2- Судебный (юридический) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку.

Характерной особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Например, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику.

Штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия необходимого закона, так и при его наличии.

-3- Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться субъекты.

-4- Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

Общие принципы права – это положения (правила) объективного права, которые могут выражаться. А могут и не выражаться в текстах, но обязательно применяются в судебной практике и обладают достаточно общим характером

Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих конституционных актах.

Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей воли, принцип признания «воспрещенным»лишь тех деяний, которые «вредны для общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда другому»), принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы», принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.

В Конституции Испании закрепляются и гарантируются такие принципы как законность, иерархичность нормативных актов, принцип «отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их» и др.

-5- Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых-юристов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.Используются в Греции, Франции, Швеции.

Доктрина – это учение, научная теория, руководящий теоретический или политический принцип. Правовая доктрина оказывает определенное влияние на правотворческий, правоприменительный и правоохранительный процессы.

В Англии в научной литературе справедливо указывается, что труды выдающихся юристов признаются в качестве источника права уже в силу того, что они содержат «необходимые обобщения, анализ как писаных, так и неписаных норм английской конституции».

В Англии, Канаде и Австралии функционируют доктрины верховенства парламента, в США – многочисленные судебные доктрины типа доктрины «политического вопроса», запрещающей федеральным судам принимать к своему рассмотрению дела политического свойства, поскольку все такие дела содержат в себе «политический конфликт», который должен решаться не в судебном порядке, а с помощью политических средств. К другим доктринам относятся судебные доктрины «государственных действий», «явной и вредной опасности», «вредной направленности». Для всех без исключения стран общего права весьма характерна доктрина обязательности соблюдения (следования) прецеденту.

-6- Религиозные воззрения. Они выражены в виде догм, уточняющих во что должен верить мусульманин, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат – «путь следования» — составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает как нужно вести себя в соответствии с религией.

  • В основе мусульманского права лежат 4 источника:
  • — священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
  • — Сунна – сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников;
  • — Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых,
  • — Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

-7- Нормативный акт.Это акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права: 1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса; 2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм; 3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права.

  1. Понятие и виды нормативно-правовых актов.
  1. В любом государстве нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.
  2. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
  3. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Изменить или отменить закон вправе только орган, его принявший, в строго определенном порядке. Так акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума.

Таким образом? главными качествами закона являются его первичность. Особый порядок принятия, высшая юридическая сила. В связи с этим законы должны быть совершенными по содержанию и форме, должны реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения.

  • Закон как ведущий нормативно-правовой акт в системе источников права характеризуется следующими формально-юридическими признаками:
  • 1) нормативность и общеобязательность
  • 2) особый порядок принятия, изменения и отмены
  • 3) непосредственное выражение государственной воли
  • 4) опосредование наиболее важных общественных отношений
  • 5) первичный характер содержащихся в законе норм
  • 6) преследование стратегических целей, интересов и задач
  • 7) обладание высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права.
  • Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
  • — поиз юридической силе (конституции, ФКЗ, ФЗ)
  • — по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органом соответствующей государственной власти)
  • — по сфере действия (федеральные и субъектов федерации)

— по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, трудового, семейного и т.п. права)

— по внешней форме выражения (конституции, кодекс, устав, закон и т.п.)

  1. — по сроку действия (постоянные и относительно ограниченные)
  2. — по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства)
  3. — по времени вступления в силу (немедленно; со дня, указанного в самом законе; по истечении определенного срока в порядке общей процедуры правотворчества).

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/62826.html

Источники права. — Теория государства и права – материалы лекций

Источник права в материальном смысле: материальные общественные отношения, обуславливающие содержание норм права, формы собственности.

В идеальном смысле: совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е правосознание. Идеи ученых юристов, которые оказывают влияние на право.

Источник и форма права совпадают. Под формами (источниками) права понимают – способы выражения и закрепления правовых норм.

Источник права — это форма в которой объективировано правило поведения.

Внутренняя форма: Способ связи элементов составляющих содержание. Система права(отрасли, подотрасли…).

Внешняя форма права: Связь данного объекта с другим. Источники форм права.

В юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права». Кроме того, существует еще категория «правовая форма».

Правовая форма отражает всю правовую реальность. Это понятие используется для обозначения связи права с иными социальными процессами.

В данном случае внимание акцентируется на юридических свойствах правовых явлений, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные отношения.

В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения.

Категория же «форма права», как наиболее широкая, отражает всю юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элементы, опосредующие экономические, политические, хозяйственные, культурные и иные фактические отношения, т.е. данный способ производства и обмена, данный тип экономического базиса. Соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

Под формой права подразумеваются, как уже говорилось, определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли).

К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов.

Под внешней – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.

Источники права — обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось — в «идеологическом смысле»); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.

Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Иными словами, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли.

Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Надо, однако, отметить, что некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права.

С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.

Полагаю, что вряд ли есть резон отрывать процесс правообразования от его результата. (Матузов, Малько, Бабаев)

В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия, — «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права» (А. ф.

Шебанов), другие — склонялись к термину «юридический формальный источник права» (С. А. Голунский, С. Ф. Кечекьян, М. С. Строгович, С. Л. Зивс).

Предлагалось также отличать «источник права в материальном смысле» (материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права «в формальном смысле«, то есть от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм.

Термины «форма права» и «источник права» употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении — внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли, а не все возможные значения понятий «форма» или «источник» применительно к праву.

Значение термина «источник права» в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности. Как отмечали советские теоретики права, термин «источник права» специальный и условный, но он является удобным в употреблении и к тому же традиционным5 для мировой юриспруденции.

Термин «форма» или «формы» менее удачен для выражения названного явления или свойства права, так как он гораздо более многозначен (внутренняя и внешняя формы, особенности языка законодательства, его систематизация и т. п.).

Советский теоретик права Б. В. Шейндлин насчитал пять значений термина «форма», применимых к праву6. А в те годы не были еще известны некоторые современные аспекты широкого понимания права.

Не были развиты тогда и исследования о законодательной технике.

Таким образом, юридическими источниками, или формами, права являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.

Данное понятие источника права необходимо отличать от понятия источника, порождающего или объективно обусловливающего возникновение правовых норм (т. е. причины возникновения правовых норм). В таком контексте источник — не «форма выражения», а корень, исток возникновения, укрепления и развития тех или иных норм права или даже целых правовых систем.

Приведенное понятие юридического источника права и его отличие от других аспектов формы права, а также от «истоков» (причин) возникновения правовых норм было весьма развернуто и обосновано в дореволюционной русской теории права. Так, Н. М. Коркунов видел значение понятия «источник права» (в юридическом смысле.

А. М.) прежде всего в том, что «… с его помощью всякий может определить наперед, с возможной точностью, при соблюдении каких обязательных правил он может быть обеспечен от притязания со стороны других… Именно эти формы объективирования юридических норм, служащие признанием их обязательности…

называются источниками права».

При этом он отличал данное понятие источника от «силы, творящей право», ибо «законодатель непроизвольно творит право», а кроме того, от субъективного правового сознания и таких понятий, как «природа вещей», «справедливость», и даже от «науки права», поскольку понимание этих категорий разными людьми различно и само по себе не может служить мерой общеобязательности2. Аналогично объясняли значение понятия «источник (форма) права» Е. Н. Трубецкой, В. М. Хвостов3. Напротив, . Ф. Шершеневич, признавая, что название источника права издавна носят те формы, в которых выражаются нормы права, предпочитал термин «формы права». (Марченко)

В юридической литературе выражение «источник права» используется в двух различных значениях — в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле).

Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

  • Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. (Нерсесянц)
  • Источники (формы) праваэто официально определенные формы внешнего выражения содержания права.
  • Конкретизация понятия «форма (источник) права» в современной теории государства и права осуществляется в нескольких аспектах:
  • а) в материальном смысле под формой (источником) права понимаются экономические, социальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой общества;

б) в идеологическом смысле — понимаются совокупность идей, правовое сознание, концепции, политико-правовые воззрения и т. п.;

в) форма (источник) права как способ внутренней структуризации и закрепления правовых велений рассматривается в виде внутренней формы права;

г) в формально-юридическом его значении форма (источник) права есть совокупность способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти, именно здесь выделяют такие разновидности источников, как юридический прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт и нормативный договор;

д) гносеологический форму (источник) можно рассматривать как источник познания права (исторические памятники права, данные археологии и т. д.).

Во-первых, несмотря многозначность и неопределенность этих терминов, они имеют разную этимологическую природу, а именно: источник характеризует происхождение, генезис какого-либо явления, своего рода его «производящее начало»;5 форма же характеризует способ организации содержания, его внешнее проявление. В связи с последним необходимо заметить, что деление формы на внутреннюю — как совокупность способов образования нормы и объединения их в систему6 и внешнюю — как способ возведения формирования, «документирования» государственной воли — не имеет под собой существенного основания.

Если признать, что содержанием выступает сама норма права, то понятие внутренней формы права включает в себя четыре самостоятельных явления (причем, несомненно, более основательно проработанные) общей теории государства и права: структура нормы права (отображает строение, устройство первичного и уникального элемента права), система права (отражает взаимовлияние норм, распределение их по отраслям и институтам) отражают «статику», а правотворчество и систематизация — состояние динамики права.

Деление формы на внешнюю и внутреннюю, таким образом, устраняется, и внешняя форма сводится к форме права как понятию, отображающему набор способов фиксирования уже произведенных источником права норм. В этом случае под формами права и следует понимать юридический прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай и нормативный договор.

Во-вторых, отождествление источника и формы права приводит к необходимости совместного рассмотрения совершенно разных по своей природе явлений, начиная от источника (формы) как материальных условий жизни общества, включая формально-юридический смысл этих терминов, и заканчивая источником (формой) в плане познания истории развития права. Найти общие основания для объединения вышеописанных явлений вряд ли представляется возможным, поскольку данные явления относятся, по сути дела, к разным уровням познания, а именно к научному, т. е. формально-юридическому аспекту вопроса (формы права), и философскому — вопросы генезиса, происхождения права (его источник).

Разграничив источник и форму как соответственно происхождение и образование права, нетрудно заметить, что при нормативном подходе (где источником является сама норма), а также при сведении источника к исключительно государственной воле рассматриваемые понятия действительно совпадают, в чем и видится главная причина отождествления источника и формы в отечественной правовой мысли. (Калинин, Комаров)

Иные формы права:

Правовые принципы— основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение. Существуют не во всех правовых отраслях.

Правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

  1. По широте охвата различают следующие виды правосознания:
  2. общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе;
  3. групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;
  4. индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом.
  5. Юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.

Юридическая доктрина как источник права — это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон.

В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права.

Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является.

Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в.

, когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи.

Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права. (Нерсесянц)

Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.

) — это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права.

Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право — с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

Лекции:

Коран (с арабского то что читают) – священная книга ислама всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине.

В Коране 70 аятов(стих), которые устанавливают личностный статус мусульманина (семейн. Брачн. Отнош. , 70аятов гр.пр-ва, 30- уг.пр., 13-суд.проц., 25-международн.пр, 10-экономика и финансы)

На втором месте Сунна – мусульманское священное придание, рассказывающие о жизни пророка, сборник норм  и традиций,  связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Включает слова и действия не только Мухаммеда, но и его сподвижников.

  • Иджма – сходится на чем либо, решать что либо
  • Кийяс – измерение
  • Иджма – согласное мнение наиболее авторитетных знатоков Ислама по различным вопросам религиозного права, общественной жизни.
  • Кийяс – применение права по аналогии.
  • Кади — судьи

Источник: https://students-library.com/library/read/75563-istocniki-prava

Ссылка на основную публикацию