Интернационализация — в помощь студенту

Мир стремительно развивается, и в рамках каждой отдельной страны уже не умещает свои растущие потребности. Жизнь требует объединить опыт, силы и возможности для продвижения к новым горизонтам. Данное явление наблюдается также и в современном образовании.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Интернационализация образования – это следствие глобализации всего современного мира. Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры.

В конечном итоге мир от этого выигрывает по всем направлениям.

Взаимовыгодное сотрудничество

В мире существует огромная конкуренция за право быть лидерами в той или иной области. И в этой конкурирующей ситуации находится также образование. В современном обществе происходит интернационализация образования, обеспечивающая международное образовательное сотрудничество. В выигрышной ситуации оказываются те образовательные учреждения, которые интересны студентам из разных стран.

Интернационализация - в помощь студенту

Они предоставляют возможности для получения того уровня знаний и тех профессий, которые востребованы всюду. Переход к сотрудничеству значительно повышает шансы выиграть в конкурентной борьбе за право быть лидерами в образовании.

Интеграционные процессы происходят как в Европе, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в таких объединениях как БРИКС, ШОС, СНГ. Таким образом, интернационализация образования – это один из факторов международного образовательного сотрудничества. А сотрудничество важнее борьбы за лидерство.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Проблемы и этапы интеграции - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Тем не менее, в лидерах оказываются те, кто быстрее и успешнее интегрируется в мировое общеобразовательное пространство.

Интеграция во всем

Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента.

Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики.

И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования.

Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать.

Объединение с учетом особенностей

Перенимая опыт зарубежных стран, конкретно взятое учебное заведение должно учитывать собственные материальные возможности, наличие необходимой учебной базы, и ни в коем случае не забывать традиции и достижения собственной системы образования.

Критерием целесообразности вносимых изменений служит показатель качества обучения, не ниже того, что дается в аналогичных зарубежных образовательных учреждениях.

Также уровень подготовки будущих специалистов должен соответствовать требованиям рынка труда данной страны.

Интернационализация - в помощь студенту

К примеру, российские образовательные учреждения должны учитывать, в первую очередь, потребности отечественного рынка в тех или иных специалистах. Интернационализация образования предполагает также мобильность внутреннюю и внешнюю.

Внутреннюю – это, когда не выходя за рамки границ своей страны, учебные заведения разрабатывают специальные программы международного уровня, формируются стандарты качества обучения. Внешняя мобильность – это обмен студентами и преподавателями.

Пожалуй, это основной по масштабам показатель интеграции высшего образования.

Мобильность учебных программ

Есть и другие не менее важные показатели. Разработаны и успешно практикуются несколько форм интернационализации современного образования, посредством которых происходит мобильность учебных программ. Среди них:

  • двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу;
  • франшиза, это когда провайдеры стран договариваются о поставках образовательных услуг, но право аттестации остается за страной, которая эти услуги предоставила;
  • сотрудничество провайдеров двух стран на производство образовательной программы на территории страны приема программы, при этом право выдавать дипломы остается за страной-производителем программы.

Разные уровни и формы

Глобализация и интернационализация образования выражается на 4 уровнях:

  • глобальном;
  • региональном;
  • национальном;
  • институционном.

И на каждом уровне существуют свои формы реализации. Глобальный уровень (государственный) должен опираться на возможности и потенциал собственных учебных заведений, особенности культуры и традиций страны, материальную базу. В этом случае использование зарубежного опыта приносит желаемый результат.

Интернационализация - в помощь студенту

Национальный уровень предполагает осуществлять интернационализацию образования посредством программ национального уровня, утвержденных законодательно и исполнительной властью страны.

Региональный уровень несет задачу не только развивать «на местах» инфраструктуру для динамичного развития учебных заведений и связанных с ними организаций, но и создать максимально комфортные условия иностранным студентам. Примером интернационализации образования регионального уровня может служить Болонский процесс, включающий в себя 48 стран.

Это добровольное объединение стран, которые совместно управляют интеграционными процессами и привлекают талантливую молодежь со всего мира. При этом преследуются интересы мирового уровня для достижения глобальных задач в науке, в промышленности, в политике, во всех сферах жизни.

Наиболее четко управление интеграционными учебными процессами происходит в стенах вузов. То есть, это — внутриобразовательные связи и взаимоотношения, внешние связи образовательных систем, интеграция науки и образования.

Болонская декларация

Интернационализация процесса образования, естественно, затронула в том числе и Россию, которая должна была войти в общую европейскую систему образования. В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обязала всех участников перейти в течение десяти лет на общие для всех правила.

Интернационализация - в помощь студенту

Среди них: сокращение сроков обучения и переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), отмена двухуровневой структуры научных степеней, информатизация обучения и переход на дистанционное обучение и так далее.

Россия вошла официально в Болонский процесс в 2003 году, выполнив все необходимые требования и отказавшись от национальных программ обучения. Интернационализация высшего образования в России привела к появлению вузов международного уровня. Это — МГИМО МИД России, РГГУ, РЭУ им. Г.В.

Плеханова, РГСУ, РУДН, МГУ им. Ломоносова и Финуниверситет.

Болонское объединение имело целью значительно повысить конкурентоспособность европейских высших учебных заведений, максимально расширить возможности для студентов при выборе места обучения и сделать более легким дальнейший процесс поиска работы после окончания обучения в любой европейской стране. Россия пока что занимает небольшое место в рассматриваемом европейском образовательном пространстве. Но, необходимо отметить, что начало новому пути положено и определенные результаты уже достигнуты.

Положительные моменты

Интернационализация образования — это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель­скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. И от адекватного внедрения в процесс образования аспектов глобализации зависит в итоге уровень квалификации рабочих ресурсов. Для России этот процесс крайне важен. Он предоставляет:

  • шанс повысить конкурентоспособность отечественных вузов и внедрить отечественные стандарты и программы на рынке образовательных услуг;
  • участие в Болонском процессе позволило многим российским студентам избрать тот вуз, который им по душе, независимо от страны, где он расположен;
  • программа обмена студентами также способствует повышению уровня знаний и открывает перспективы для практики в зарубежных странах с тем, чтобы потом использовать знания на благо собственной страны.

Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте – каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.

Проблемы вхождения

Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского.

Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное.

Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.

Интернационализация - в помощь студенту

Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ. Еще одна проблема – система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана.

В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям. И еще одно препятствие – отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей.

У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.

Использовать то, в чем сильны

Безусловно, Россия в некоторых науках имеет неоспоримые преимущества (физика, математика, информатика, биология и т.д.), и с этим надо уверенно и более активно выходить на международный рынок образовательных услуг.

Стоит активнее привлекать иностранных студентов к изучению этих наук. Но, к сожалению, затраты на подготовку таких специалистов в российских вузах значительно ниже, чем в европейских странах.

Необходимо содействие в интернационализации высшего образования по таким направлениям, как:

  • более детальное изучение иностранных языков, в первую очередь – английского;
  • активизация университетского обмена студентами и преподавателями;
  • увеличение количества студентов, проходящих за рубежом отдельные курсы, периоды обучения или полные программы;
  • более активное привлечение иностранных студентов в российские вузы;
  • укрепление связей с международным образовательным сообществом;
  • упрощение признания иностранных квалификаций студентам, прошедшим обучение или отдельные курсы за рубежом.

Что привлекает студентов

География и масштабы мобильных потоков студентов меняется вместе с мировой экономикой. Все больше фокус смещается на Восток. Интересны для студентов Австралия, Новая Зеландия, а также университеты в странах Юго-Восточной Азии.

И хотя по-прежнему основными центрами притяжения мобильных студентов остаются страны Европы и США, тенденция интернационализации образования в Юго-Восточных странах набирает темпы.

Одним из важных факторов при выборе вуза для студентов является языковой.

Интернационализация - в помощь студенту

Чаще всего молодые люди выбирают англо-, франко-, германоязычные страны, а также русско- и испаноговорящие государства. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе за талантливую молодежь, многие вузы предлагают англоязычное обучение.

Потому что английский язык наиболее распространен в мире. Также на выбор страны обучения влияет качество программ, иммиграционная перспектива, финансовая поддержка студентов.

И, конечно же, важнейшим фактором выбора места обучения является стоимость образовательных услуг.

Не останавливаться на достигнутом

Одним из ярких примеров вхождения России в общемировую образовательную систему является Российский университет дружбы народов.

Углубление и расширение процессов интернационализации в этом вузе продиктовано самой жизнью и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг.

И всем вузам, желающим интегрировать в мировое образовательное пространство, следует приложить максимум усилий и понести значительные затраты.

Интернационализация - в помощь студенту

Дополнительные средства требуются на улучшение собственного образовательного продукта, а также на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. И на многие другие необходимые вещи, без которых немыслима качественная подготовка будущих специалистов, востребованных во всех развитых странах. Интернационализация образования – это гарант будущего любого уважающего себя университета.

Источник: https://www.syl.ru/article/331413/internatsionalizatsiya-obrazovaniya—eto-chto-takoe-primer-internatsionalizatsii-obrazovaniya

Интернационализация вузов: в поисках баланса между качеством и количеством

Формирование эффективных стратегий экспорта высшего образования — одна из ключевых задач современности, ведь от привлекательности и доступности университетов зависит имидж страны, а выпускники, которые занимают топовые позиции в своих государствах, являются проводниками культуры и традиций своих альма-матер.

Какие инструменты наиболее эффективны и какова роль глобальных рейтингов вузов? Насколько российские университеты продвинулись в процессе интернационализации? Какой вуз можно считать международным и все ли должны такими становиться? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола «Экспорт высшего профессионального образования в мире: какие стратегии работают».

Читайте также:  Федеральное собрание российской федерации - в помощь студенту

Компания Quacquarelli Symonds (QS) занимается составлением рейтингов с 2004 г., с тем чтобы мотивировать университеты по всему миру реализовывать свой потенциал и содействовать международной академической мобильности.

Интернационализация - в помощь студентуПо словам основателя QS Нунцио КВАКВАРЕЛЛИ, человеческий капитал — самый значимый актив любой страны, поэтому высшее образование становится залогом экономического развития. Главная тенденция заключается в том, что правительства разных стран инвестируют в развитие образования, которое становится весьма конкурентным рынком. В России есть проект «5-100»; в Германии, Японии и Китае также реализуются подобные программы повышения эффективности вузов. Важной ареной конкурентной борьбы становится исследовательская деятельность, которая измеряется прежде всего числом публикаций и индексом цитируемости. Яркий пример позитивной динамики — Китай. Исследования свидетельствуют, что публикации, созданные в международном партнёрстве, имеют более высокий уровень цитирования. Таким образом, участие в интернациональных проектах является точкой роста.

Ещё одна тенденция касается преподавания. QS измеряет его эффективность соотношением числа преподавателей и студентов. Чем больше на одного студента приходится педагогов, тем лучше, отметил эксперт.

Но одновременно это влечёт большие расходы; раздувать преподавательский штат искусственно нецелесообразно.

Соответственно появляются инновационные технические решения, которые позволяют наиболее эффективно использовать ресурсы преподавательского состава: онлайн-курсы, дополненная реальность, искусственный интеллект.

Важную роль играет трудоустройство. Если университет не имеет признания у работодателей, это серьёзная проблема. Вузы должны готовить студентов к выходу на рынок труда, и QS уделяет большое внимание разрыву между требованиями работодателей и тем, чему учат в университетах.

Многие студенты, оканчивая вуз, не обладают так называемыми мягкими навыками: лидерством, стойкостью, креативностью и т.п.

Сегодня университеты по всему миру задумываются о том, как помимо научных знаний сформировать у студентов умения, которые помогут им стать конкурентоспособными на рынке труда.

Интернационализация высшего образования подразумевает выстраивание международных партнёрств, проведение студенческих обменов, открытие отделений за рубежом. Россия — одна из ведущих стран по продвижению в этой сфере, отметил эксперт.

Коллегу дополнил глава исследовательского центра QS Бен СОУЛДЕР.

— Сейчас мы находимся на переломном моменте. Конечно, англоязычные вузы изначально имели преимущество с точки зрения интернационализации. США, Великобритания и Канада остаются привлекательными для иностранных студентов, но поток студентов постепенно перераспределяется.

В частности, крупным игроком рынка международного образования становится Россия, где наблюдается серьёзное продвижение с точки зрения производительности исследований. Так, число публикаций в Scopus по миру в целом выросло на 12,5%, а по России — на 30%. И другие российские показатели в два-три раза превышают средние.

При этом Канада отстаёт от средних цифр, а Великобритания находится на одном с ними уровне. За последние 10 лет существенные изменения наблюдались и в Китае, и в Южной Корее, и в Малайзии. Ведущие университеты мира остаются примерно на тех же местах, но новые участники рейтингов постоянно улучшают свои позиции.

Очевидно, что в самом ближайшем будущем ситуация будет кардинально отличаться от той, что наблюдалась 20 лет назад.

Интернационализация - в помощь студентуЕщё в 2013 г. российские университеты приступили к реализации своих стратегий повышения конкурентоспособности. На сегодняшний день 13 вузов, участвующих в проекте «5‑100», являются участниками приоритетного проекта «Экспорт высшего образования» и активно работают на этом поле. Сейчас каждый пятый иностранный студент в России обучается в каком‑либо из вузов — участников проекта «5‑100». По итогам 2017 г. доля иностранного контингента в вузах — участниках проекта составила 14%, в отдельных университетах она достигла 20%, что приравнивается к показателям ведущих мировых образовательных центров, отметила и.о. директора ФГАНУ «Социоцентр», руководитель проекта «5‑100» Надежда Полихина.

Спектр стратегий, которые применяют ведущие мировые университеты с целью интернационализации, довольно обширен. Те же шаги предпринимают и вузы — участники «5‑100».

Это программы двойных дипломов, активные обмены преподавателями и студентами, внедрение перспективных образовательных программ и модулей, стипендии и гранты для поддержки иностранных студентов, присутствие на крупных международных платформах МООС, развитие систем мероприятий по адаптации зарубежных студентов, активная работа с рекрутинговыми агентствами в зарубежных странах и т.д. Одним из эффективных инструментов привлечения иностранных абитуриентов стал портал Study in Russia, который работает с 2016 г. По итогам 2017‑го через него поступило 28 тыс. заявок на платное обучение в вузах проекта «5‑100», в период проведения приёмной кампании в неделю приходило 1,2 тыс. заявок. География их довольно обширна: 240–250 стран. По этому показателю российское образование довольно неплохо выглядит на фоне других государств.

Эксперт поделилась результатами исследования, которое проектный офис провёл среди 4 тыс. иностранных студентов, обучающихся в России. Так, в числе важнейших источников (39%) информации о вузе — рассказы выпускников.

Среди факторов выбора российских университетов на первом месте (46% респондентов) высокое качество обучения по выбранной специальности. Важные факторы — положительные отзывы выпускников (38,7%), высокий престиж диплома вуза (28%), рекомендации родителей.

Основные трудности, с которыми сталкиваются иностранцы в России, — удалённость от родины (40,6%), непривычный климат (36,9%), языковой барьер (34%).  Интересно, что каждый второй студент, получивший образование в России, рассматривает возможность трудоустройства в нашей стране.

Среди граждан стран ближнего зарубежья таких студентов 3/4 из отдалённых — 40%.

Интернационализация - в помощь студенту

По мнению ректора РУДН Владимира Филиппова, экспорт образовательных услуг — забота государства и правительства с точки зрения геополитики, геоэкономики и финансов. А университеты в большей степени занимаются собственной интернационализацией. И здесь, к сожалению, пока количественные показатели преобладают над качественными.

В частности, в структуре мониторинга российских вузов есть такой критерий, как доля иностранных студентов, которая не должна быть менее 5%. А к вузам — участникам проекта «5‑100» требования ещё выше. Но иногда эти показатели реализуются не на основе стратегии, а как тактические — с целью добиться необходимых для отчётности цифр.

При этом забывают о главном — для чего нужна интернационализация университетов.

— Если в вузе будет 10–15% зарубежных студентов, то это ещё не международный университет. Существуют вузы, в которых 90% иностранных студентов — граждане Китая и Индии. Есть университеты, в которых учатся в основном немцы и поляки.

Даже в старейшем американском университете в Каире 90% студентов — арабы. Это интернациональные вузы? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден. Привлечение иностранных студентов и преподавателей не должно быть самоцелью.

Важны содержательные аспекты интернационализации, за которой последуют количественные характеристики. Поэтому политика РУДН не случайно направлена на то, чтобы в вузе было представлено более 100 стран. С 2012 г. в университете учатся студенты из 150 государств.

И важнейшая задача — интернационализировать весь университет, всех преподавателей и студентов, создать рабочую англоязычную среду, чтобы иметь возможность повышать квалификацию собственных сотрудников.

По мнению ректора РУДН, проблема российских университетов в том, что пока к нам едут учиться не самые качественные зарубежные студенты.

— Те, кто не смог поступить в американские или английские университеты, приезжают в Россию. Нам нужно переломить эту тенденцию, обеспечив высокое качество обучения, имея в виду то, что за рубежом выпускники школ выбирают вузы по рейтингам.

Многие страны дают стипендии своим студентам, только если они едут в университеты из топ-500 мировых рейтингов. Если мы хотим, чтобы в России было больше хороших студентов, то обязательно должны продвигаться в мировых рейтингах.

Но количественных показателей необходимо добиваться, лишь улучшая качественную сторону.

Интернационализация - в помощь студентуПозитивную динамику в отношении интернационализации высшей школы демонстрирует Томская область, где губернатор поставил задачу развития региона как агломерации с высокой концентрацией образования, науки и бизнеса. Накопление человеческого потенциала стало ключевой задачей. В первую очередь необходимо было повышать качество образования, формируя университеты мирового уровня. К дискуссии подключилась заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

— Два томских вуза, обладающие признанными научными школами, стали участниками программы повышения глобальной конкурентоспособности и уже показывают положительную динамику в интернациональных рейтингах.

В частности, число зарубежных студентов за последние 10 лет выросло в 2,5 раза. Томский политехнический и Томский государственный университеты вошли в рейтинг THE как вузы с наибольшим количеством иностранных студентов.

Какие инструменты оказались эффективными?

Объявив о создании агломерации, губернатор утвердил программу «ИнноТомск», в которой университеты и институты РАН функционально объединили в консорциум по прорывным исследованиям и разработкам.

Кроме того, были приняты решения по улучшению комфортности городской среды.

Сегодня в Томске работает лаборатория «умного» города, которая включает в себя кампусы университетов, и мы вплотную подошли к задаче создания объединённого кампуса консорциума томских университетов.

Помогают налаженные связи со странами СНГ. Дело в том, что последние 50 лет регион готовил специалистов для Казахстана, Узбекистана и Киргизии и студенты из этих стран лидируют среди иностранцев. Соотношение числа студентов из ближнего и дальнего зарубежья составляет 70 : 30.

Безусловно, и перед нами стоит задача повышения качества студентов, прежде всего за счёт привлечения молодых людей из дальнего зарубежья. Очевидно, что необходимо формировать англоязычную среду.

Поэтому увеличивается число программ на иностранных языках, и мы считаем очень важным, чтобы они работали на всех уровнях: и бакалавриата, и магистратуры, и аспирантуры; тогда иностранный студент будет видеть, как он может продвигаться в рамках какого‑либо проекта.

Существенное значение приобретает программа двойных дипломов. Налажен широкомасштабный обмен со странами Европы и Северной Америки. При этом серьёзное внимание уделяется продвижению русского языка как инструмента культуры и традиций.

Формирование платформы исследований и разработок как основы современного образования — тренд, который присущ ведущим университетам мира. Мы создали открытые лаборатории и конкурсы для постдоков.

Важно, чтобы нормативная база шла навстречу образованию, подчеркнула эксперт. Сегодня есть приоритетный проект «Экспорт российского образования».

Его задача — создать условия, для того чтобы мы не опаздывали с зачислением студентов, могли обеспечить визовую поддержку зарубежных преподавателей.

Пока все эти задачи решаются в ручном режиме, автоматизировать процессы должно профильное законодательство.

Пожизненный член Кембриджского университета доктор Джон Грин считает, что для обеспечения качества образования и научных исследований вузам следует проанализировать свои сильные и слабые стороны и инвестировать исключительно в сильные. Помимо этого необходимо обеспечить междисциплинарность исследований, объединив сквозными темами гуманитарные и технические науки.

В Кембридже среди исследователей 7 тыс. медиков и физиков, и нужно было так организовать их работу, чтобы проявился синергетический эффект. Например, врач-радиолог будет более эффективным в партнёрстве с инженером.

Также важно, по мнению эксперта, чтобы каждое подразделение было способно обеспечивать свою деятельность самостоятельно, но при этом находилось в тесной мультидисциплинарной связи с другими.

— Конечно, вопрос не в том, чтобы как можно выше продвинуться в рейтингах, главное — сконцентрироваться на деятельности, которая позволит вузу быть эффективным и гибким, мыслить стратегически и быть честным по отношению к себе и обществу. Нельзя утверждать, что вы лидер в области физики, только потому, что так было 50 лет назад.

Интернационализация - в помощь студенту

Доход от деятельности университетов в Великобритании достигает 19 млрд фунтов в год, это очень важный источник национального бюджета, и экспорт высшего образования постоянно растёт.

Сент-Эндрюсский университет занимает высокое положение в мировых рейтингах, в частности в рейтинге Guardian он на третьем месте после Оксфорда.

Главная сложность, с которой сталкивается вуз, — это масштаб деятельности и финансирования, считает директор программ постдипломного образования Джули БРУКС, но даже в таком небольшом университете уровень исследований высокий.

Исследовательская деятельность — самый главный показатель эффективности работы вуза, полагает эксперт, и важно не чтобы публикаций было много, а чтобы они выходили в престижных, авторитетных изданиях. В то же время необходим баланс между развитием исследований и разработок и удовлетворённостью студентов.

Интернационализация - в помощь студентуИтоги дискуссии подвёл советник руководителя Россотрудничества Дмитрий ГУЖЕЛЯ.

— Рейтинг QS ещё до старта проекта «5‑100» стал инъекцией российскому образованию, которая заставила многие вузы задуматься о том, что они не соответствуют международным требованиям и форматам.

Мировые рейтинги и сейчас остаются базовыми площадками, от которых отталкивается любой университет, стремящийся выйти на международную арену. Безусловно, рейтинги не являются самоцелью — они показывают, насколько университет конкурентен, и служат первой ступенькой на пути к интернационализации.

Поэтому необходимо создавать качественные образовательные продукты, которые будут востребованы иностранными студентами.

За рынок идёт серьёзная конкурентная борьба, и Россотрудничество как орган, распределяющий стипендии Правительства РФ, это наблюдает. В год выделяются 15 тыс. стипендий, и если в прошлом году было 100 тыс. заявок на бесплатное обучение в Российской Федерации, то в этом — уже 130 тыс. Средний конкурс по стране составляет 35 человек на место.

Но при этом стало отчётливо видно, как поменялся подход абитуриентов к выбору университетов. Студенты из развитых стран, которые планируют совершать очередные прорывы, в первую очередь оценивают рейтинги.

Но следующий этап — оценка образовательных продуктов, которыми обладают университеты: программ на английском языке, курсов по выбору, инфраструктуры.

Всё это обеспечивает дополнительные преимущества, но об университетах вряд ли узнают за рубежом, если они не будут успешно представлять себя на международной арене.

Одного портала недостаточно, необходимо активно присутствовать в глобальной академической жизни, формировать собственную образовательную повестку, участвовать в конференциях и т.п.

В последнее время в эту работу помимо РУДН, созданного для целей экспорта российского образования, включились и вузы проекта «5‑100», — отметил эксперт.

Источник: http://www.unkniga.ru/vishee/8669-internatsionalizatsiya-vuzov-v-poiskah-balansa.html

Интернационализация

На сегодняшний день интернационализация является одним из приоритетных направлений деятельности университета, обусловленным задачами Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, целями федерального проекта «Экспорт образования», а также основными направлениями реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно‑гуманитарного сотрудничества.

Развитие международных отношений УрГПУ в области науки и образования началось в 1989 году, когда город Екатеринбург (Свердловск) стал открытым для посещения иностранными гражданами. Первыми партнерами УрГПУ стали Северо‑Восточный Иллинойский университет (Чикаго, США) и Академия повышения квалификации учителей г. Кальва (Германия).

Интернационализация - в помощь студенту

Северо‑Восточный Иллинойский университет. Делегация УрГПУ на российско‑американской конференции. Чикаго. 1994 г.

Интернационализация - в помощь студенту

Северо‑Восточный Иллинойский университет. Делегация УрГПУ на российско‑американской конференции. Чикаго. 1994 г.

По международным грантам в УрГПУ было доставлено оборудование, используемое в учебном процессе и научной работе: первые компьютеры, принтеры, ксерокс, видеокамера и видеомагнитофон, а также книги, периодика. В 1994 г. в УрГПУ был создан Центр поддержки научной работы преподавателей, оснащенный этой техникой с выходом в Интернет.

Читайте также:  Источники права - в помощь студенту

После принятия Советом министров ЕС программы TACIS в 1991 г.

и выделения средств на ее осуществление наш университет совместно с другими вузами Урала принял участие в совместном европейском проекте URAL: Повышение регионального академического уровня (TEMPUS) и в программе ERASMUS — создание, апробация и внедрение в практику системы взаимозачетов (ECTS — EuropeanCreditTransferSystem) результатов обучения в европейских университетах. Наш университет разработал и внедрил с 2006 г. европейское приложение к диплому (DIPLOMA SUPPLEMENT).

Очень хорошие контакты были установлены между УрГПУ и Университетом Нанси 2 (Франция). С Университетом Нанси 1 проводились совместные исследования в области физики, лечебной педагогики и социальной терапии.

Стремясь к расширению партнерства, УрГПУ систематически налаживал связи с иностранными образовательными, научными и административными организациями в Екатеринбурге, России и за рубежом.

В 1994 г. в УрГПУ создан «Информационный и культурный центр земли Баден‑Вюртемберг», который по настоящее время является образовательным, культурным центром немецкого языка, местом проведения многочисленных мероприятий. За годы сотрудничества с Германией проведены многочисленные научно‑практические конференции, семинары, олимпиады и выставки.

В 2011 г. Институт специального образования УрГПУ подписал Протокол о намерении о сотрудничестве с Берлинским университетом им.‑Гумбольдта.

Сделан шаг и на Восток: в начале марта 2012 состоялась деловая встреча представителей УрГПУ и Гуандунского университета иностранных языков и торговли (КНР, Гуанчжоу). Гуандунский университет входит в тройку крупнейших университетов Китая.

В мае 2012 г. группа преподавателей УрГПУ приняла участие в ежегодной конференции «Глобальные партнеры в образовании». В конференции участвовали представители Алжира, Китая, Эквадора, Египта, Эфиопии, Ирака, Японии, Мексики, Нидерландов, Нигерии, Перу, Польши, России, Тайваня, Гамбии, Турции, США.

Вся история международной деятельности в нашем университете, на наш взгляд, делится на три‑этапа:

  • этап первых контактов, взаимного ознакомления с научными школами, первых выходов на образовательный и научный рынок, осознание своих возможностей, анализ возможности обмена специалистами;
  • этап гуманитарной помощи: бесплатные стажировки специалистов и студентов, бесплатное использование исследовательской техники, бесплатное участие в конференциях и т. д.;
  • этап взаимовыгодного сотрудничества, в котором УрГПУ выступает равноправным партнером в различных научных и образовательных проектах.

[По материалам статьи: Г. Н. Бабич Грани международного сотрудничества в области качества образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 4]

Источник: https://uspu.ru/science/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/internatsionalizatsiya/

Зачем России иностранные студенты

Интернационализация - в помощь студенту

Александра Мудрац / ТАСС

Согласно нацпроекту в области образования количество иностранных студентов в российских вузах к концу 2024 г. должно вырасти в два раза – до 425 000 человек. Это значит, что каждый десятый студент будет не гражданином России. Зачем их столько?

Может быть, мы просто пытаемся успеть к разделу нового ценного ресурса – сто лет назад нефть, теперь человеческий капитал? Ведь в самой постановке цели мы не уникальны: Канада четыре года назад взяла курс на 450 000 иностранных студентов к 2022 г. – это тоже двукратное увеличение.

Похожие цифры у Франции: с 245 000 до 500 000 человек к 2027 г. Самые большие амбиции у индийского правительства, которое к 2023 г. стремится привлечь 200 000 студентов – это в 4 раза больше, чем сейчас.

Цели дополняют многоуровневые стратегии привлечения, куда может входить все – от упрощения визового режима до ребрендинга университетов страны.

За качество студентов, как и за количество, идет жесткая борьба. Из 6 млн мобильных студентов в мире примерно треть – это будущая интеллектуальная и технологическая элита.

Они как раз и интересуют топовые университеты и национальные экономики больше всего.

Отсюда резкий рост стипендиальных предложений и все более изощренные способы привлечения талантов: как инструмент для рекламы используется все, от онлайн-курсов до мобильных приложений собственной разработки.

В это время образ российского образования за рубежом оставляет желать лучшего. Положительная динамика в международных рейтингах есть, но она пока не конвертируется в повышение привлекательности.

Для того чтобы цель в 425 000 иностранных студентов стала реальной и уж тем более для того чтобы элитные студенты были существенной частью притока, необходимы смена международного позиционирования, принципиально другое поведение университетов и смена регулирования их деятельности правительством.

И тут уже никак не обойтись без ответа на вопрос, с которого мы начали статью: ради чего? Зачем нужны иностранные студенты? У нас ведь и своих хватает.

Стандартный ответ – для дополнительного финансирования. Стандартный ответ – и ограниченный. Добирать доход можно и за счет российских платных студентов.

А студенческая элита, выбирая между российскими вузами и вузами, например, Северной Европы, где образование в основном бесплатное, а стипендиальные программы в изобилии, скорее выберет второе, поэтому задирать планку платы за обучение мы не можем.

Наконец, студенты в первую очередь не источники финансирования, а отдельные личности со своими целями. Они не только клиенты, но и партнеры в образовательном процессе.

Большинство сфер деятельности, от сельского хозяйства до IT, уже имеют глобальный рыночный и технологический контекст. Развивать такую глобальную компетенцию во время обучения намного результативнее, чем осваивать методом проб и ошибок потом.

И курсами по страноведению и английскому языку дважды в неделю тут не обойдешься.

Необходимы постоянное общение и совместная командная работа со студентами других стран, которая как раз и формирует способность действовать в разных национальных контекстах.

Привычное возражение: но вдруг наши выпускники, став востребованными, уедут? Да, но искусственное удержание таланта – из той же позавчерашней идеологии, что и предложенный недавно одним из академиков запрет на выезд для ученых как решение проблемы оттока интеллекта.

Университет как тип организации исторически и принципиально глобален. Сейчас, после двухсот лет доминирования университета национального, мы возвращаемся к университету мировому. И это не совокупность обособленных заведений, а неформальная академическая сеть, по которой перемещаются студенты, преподаватели и идеи.

Чтобы считаться университетами, нашим вузам нужно стать ее частью.

Но как же вопросы национальной безопасности? Они актуальны не только для нас, и ставим их не только мы.

В большинстве случаев они решаются с помощью разграничения уровней доступа – например, в шведских университетах к лабораториям, занимающимся ядерными разработками, допускаются студенты c любым гражданством, кроме Ирана и Северной Кореи. Чтобы сохранить национальные тайны, не обязательно обносить все высшее образование колючей проволокой.

С точки зрения безопасности замкнутость российских университетов сама по себе проблема. Они сами сужают зону своего влияния. Выпускники воспринимаемого у нас как элитное закрытое заведение, но на деле весьма космополитичного Гарварда – члены советов директоров 300 000 компаний по всему миру; 20 выпускников стали главами государств за пределами США.

Все топовые университеты, начиная от Оксфорда и Кембриджа и заканчивая французскими Grandes Ecoles и китайскими лидерами вроде Пекинского университета и Университета Цинхуа, активно интернационализируются – Пекинский университет открыл кампус своей бизнес-школы в британском Оксфорде, чтобы стать к иностранным студентам еще ближе.

Интернационализация производится для безопасности, а не вопреки ей. Это и называется мягкой силой.

За исключением нескольких новых нестандартных учебных заведений, возникших после распада СССР, у российских университетов нет целостных стратегий интернационализации. Предполагается, что десятка-двух программ на английском языке, курсов русского как иностранного и удовлетворительного для отчетности количества иностранцев более чем достаточно.

Мы привлекаем иностранных студентов, а потом помещаем их в своеобразные образовательные резервации. Остальные интеллектуальные и даже физические пространства университета для них недоступны из-за языкового и культурного барьера.

Для вузов так проще – не нужно ничего менять. Но мобильные студенты ценны именно как полноправная и неотделимая часть студенческого сообщества.

А настоящая интеграция предполагает изменение организации всех университетских процессов и политик.

Так, абсурдно предполагать, что кадровую политику можно оставить без изменений: увеличение количества международных студентов должно идти в ногу с интернационализацией преподавательского состава.

Тем более что лучшие преподаватели одновременно занимаются исследовательской деятельностью и строят свои курсы на собственных научных разработках, а не на стандартах, спущенных сверху.

Очевидно, что исследовательский процесс международен: все прорывные современные научные проекты от физики микромира до генной инженерии осуществляются в международной коллаборации.

Также нельзя думать, что международными университетами можно руководить без глобальной сети контактов и глобального видения. Мы практически не включены в мировую дискуссию о высшем образовании.

Если в прошлом веке нам удавалось создавать интересные образовательные модели в изоляции – такие, как Физтех или университет в новосибирском Академгородке, то сейчас ситуация в высшем образовании требует участия в разговоре о моделях и методиках.

Мы продолжаем отставать, пока другие страны активно обмениваются опытом.

Наконец, есть болезненный для любого иностранного студента в России вопрос университетской среды. Мобильным студентам сейчас нужны и персонализированное сопровождение до приезда, и четкие протоколы межкультурной коммуникации, и целый пакет дополнительных сервисов.

Чаще всего можно услышать комментарий из разряда «да все это у нас и так уже есть!». Но на практике не выполняются даже такие простые технические условия, как владение английским языком администрацией или комендантами общежитий, единые требования для иностранных и российских граждан в процессе обучения и т. д.

– и это если не поднимать дорогостоящий вопрос о комфорте физического пространства.

От притока интеллекта есть и прямая макроэкономическая выгода.

Великобритания сегодня получает около $30 млрд от иностранных студентов, США – $39 млрд, и это не считая экономического эффекта от деятельности выпускников, оставшихся после обучения.

В Австралии экспорт образования дает $25 млрд – 3-е место после экспорта железной руды и угля. При этом весь консолидированный бюджет индустрии высшего образования России – это примерно $15 млрд.

Для задач форсированного экономического развития есть мировая практика создания особых экономических зон и территорий опережающего развития. Вполне возможно, мы подошли к исторической необходимости выделить «особую академическую зону» для группы университетов – с особыми правилами автономии, финансовой поддержкой и повышенными требованиями к интернационализации деятельности.

Авторы – эксперты школы управления «Сколково»

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/04/09/798618-zachem-rossii-studenti

Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования

(на примере Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова)

Сагинова О. В., к.э.н., доцент, Директор магистратуры РЭА им. Г.В.Плеханова

Статья рассматривает одну из важнейших современных тенденций экономического развития — интернационализации — применительно к сфере высшего образования, ее основные формы и характеристики, такие как мобильность студентов и преподавателей, интернационализацию учебных планов и программ, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг и связанные с этим проблемы качества образования и международной аккредитации вузов.

Со времен странствующих ученых позднего средневековья университеты всегда рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории.

В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в 19 и 20 столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде.

Со второй половины двадцатого века вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике.

Но хотя студенчество многих стран активно участвовало в движении за независимость своей страны, ее развитие, модернизацию и демократию, большинство вузов все еще находились на дотации государства, что определило и их политическую зависимость.

Таким образом, учебные заведения формировались в рамках государственной политики и существующие системы высшего образования, методы и порядок их регулирования приспособлены к национальной экономике и культуре конкретных стран. В мире не существует международной системы высшего образования, даже если определенная модель — американская, британская или французская — и используется другими странами для построения собственной образовательной системы.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка.

Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международной процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это как правило наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными.

Источник: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/problemy-i-perspektivy-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovanija/

Рсмд :: электронная интернационализация российских университетов

Цель проекта — cодействие продвижению российских университетов за рубежом (привлечение студентов, зарубежных партнеров, укрепление позиций в международных рейтингах).

Содержательный продукт:

  • Рейтинг электронной интернационализации российских университетов. Регулярно выпускаемый аналитический доклад, включающий рекомендации российским университетам. Рекомендации, подготовленные по итогам исследования, могут быть использованы российскими университетами для развития контента их англоязычных ресурсов и совершенствования международной деятельности в Интернете. В реализации проекта используется методология A+ Standard, апробированная на 11 ведущих российских университетах – корпоративных членах РСМД. Подробная информация о методологии представлена в базовом докладе по проекту «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов».

Что такое A+ Standard?

Сегодня одной из основных задач ведущих российских университетов является продвижение образовательных и исследовательских услуг за рубежом.

Успешность решения данной задачи измеряется количеством иностранных студентов, финансовыми поступлениями от предоставления образовательных услуг, зарубежными заказами на исследования, количеством партнерских программ на принципах софинансирования и др.

Весомым фактором решения данной задачи служит положение университета в международных рейтингах (QS, Webometrics и др.) и реальное состояние университетских кадров, науки и инфраструктуры, которые определяют его положение в рейтинге.

Для решения этой задачи РСМД разработал программу A+ Standard. Программа направлена на развитие англоязычных сайтов российских университетов. A+ Standard имеет два компонента – аналитический и образовательный.

Первый компонент позволяет оценить текущее состояние сайта университета с учетом поставленных задач, выявить сильные и слабые стороны, дать рекомендации по его развитию. Аналитический отчет включает в себя:

оценку имеющегося контента сайта по базовым разделам. Каждый раздел оценивается по стандартным критериям и получает оценку по шкале A, B, C или D. К оценкам даются пояснения.

  • оценку контента с учетом данных исследования интернет-статистики.
  • рекомендации по развитию каждого раздела для выполнения задачи по повышению эффективности рекрутинга студентов.
  • подбор кейсов российских и зарубежных университетов, которые могут использоваться в качестве примеров развития каждого раздела.
  • инструкции по подготовке контента сайта для сотрудников университета и для разработчиков. Инструкции выполнены в виде наглядных схем.

Второй компонент позволяет обучить профильных сотрудников университета, дать им набор лучших практик, разработать вместе с ними план развития университетского сайта в зависимости от конкретных задач университета. 

Программа A+ Standard решает следующие задачи:

  1. Эффективная презентация возможностей и достижений университета в Интернете, а также продвижение образовательных и исследовательских услуг за рубежом. Сайт – первый информационный ресурс, которым пользуются партнеры, абитуриенты, доноры и эксперты рейтинговых агентств;
  2. Повышение эффективности рекрутинга зарубежных студентов на образовательные программы университета;
  3. Изучение лучших университетских практик продвижения в зарубежном Интернете;
  4. Оценка сильных и слабых сторон актуальной версии англоязычного портала университета;
  5. Рекомендации по развитию англоязычной версии сайта для сотрудников университета и для разработчиков.

Источник: https://russiancouncil.ru/projects/educational-projects/aplusstandard/

Ссылка на основную публикацию