Информация и управление. системный подход — в помощь студенту

Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту

Подготовка специалистов в области анализа, разработки, проектирования, исследования и внедрения современных сложных систем и технологий, интеллектуальных систем управления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
Код специальности

Квалификация

Формы обученияи количество мест

Период обучения

Выпускающие факультеты

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
Вступительные испытания (ЕГЭ)

Проходной балл очная форма обучения (бюджет) средний за 3 последних года

27.03.03
Бакалавр
Очная (дневная), бюджет – 14 местОчная (дневная), контракт – 12 мест
4 года + 2 года в магистратуре
Факультет компьютерных технологий и информатики
Математика, Физика, Русский язык
248

Системный аналитик – специалист по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем. Он выясняет «почему что-то не так», обосновывает «что и как надо сделать» и показывает «что должно получиться» и «что с этим потом делать».

Область профессиональной деятельности включает в себя совокупность систем, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию систем, приборов и устройств различного назначения для повышения эффективности проектирования и эффективности и комфортности управления сложными объектами.

Объектами профессиональной деятельности являются сложные информационные, организационно-технические человеко-машинные системы и технологии, а также объекты, требующие для управления системно-аналитического подхода.

Ключевые моменты

  • Образование на стыке нескольких областей науки и техники, как следствие широкий профиль образования.
  • Участие студентов в инновационных разработках, ведущихся на факультете.
  • Возможность общаться со старшими коллегами и между собой, посещать семинары ведущих специалистов страны в области «Эргономика», а также участвовать в различных конференциях и симпозиумах.
  • Неограниченные возможности реализации потенциала студентов, в том числе участие в работах по проектированию и экспертизе, проводимых дружественными организациями.
  • Практики в ведущих российских и международных компаниях, предприятиях Санкт-Петербурга.

Основные дисциплины

Основными дисциплинами бакалавриата являются:

  • Введение в эргономику.
  • Измерения в эргономике.
  • Основы физиологии и гигиены труда
  • Эргономическая антропометрия и биомеханика.
  • Основы биохимии и биологии
  • Инженерия знаний и БД.
  • Основы компьютерного дизайна.
  • Моделирование процессов и систем.
  • Надежность, эффективность и качество систем и технологий.
  • Основы логистики.
  • Основы видеопрезентаций систем, продуктов, изделий и услуг.
  • Основы инновационного менеджмента.
  • Оптимизация и принятие решений.
  • Современные технологии обучения.
  • Проектирование и управление в организационных системах.
  • Системы отображения информации.

Основными дисциплинами магистратуры являются:

  • Методы оценки качества.
  • Проектирование пользовательского интерфейса.
  • Проектирование рабочих мест и условий среды.
  • Эргономическое проектирование.
  • Основы экспертизы.
  • Основы профессионального отбора.
  • Техническая эстетика и дизайн.
  • Системы поддержки принятия решений и методы многокритериальной оптимизации.
  • Системы виртуальной реальности.
  • Эргономическая поддержка деятельности.
  • Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии в науке и образовании.

Выпускающая кафедра

  • Кафедра информационных систем (ИС).

Инфраструктура

  • Аудитории, оснащенные всем необходимым для учебного процесса.
  • Специализированные компьютерные классы.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Специализированные лаборатории на предприятиях, в которых представлены современное оборудование.
  • На территории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» находятся кафе, столовые, банкоматы, платежные терминалы.

Кем и где работают выпускники

Бакалавры и магистры с дипломом направления «Системный анализ и управление» могут работать:

Управленцами, решая следующие задачи:

  • организация работы коллектива;
  • определение процедур принятия управленческих решений;
  • организация взаимодействия специалистов, прогноз возможных конфликтов в коллективе и их разрешение и предотвращение;
  • руководство проектами;
  • обеспечение перестройки организационно-технологических комплексов.

Проектировщиками и аналитиками, решая следующие задачи:

  • обеспечение проектирования и испытаний информационных и технических систем, технологий и промышленных изделий;
  • анализ и формализация решаемых задач;
  • составление требований к компонентам информационных, технических и организационных систем;
  • планировка рабочих помещений и компоновка рабочих мест;
  • разработка характеристик средств индикации и управления;
  • проектирование и реинжиниринг пользовательских интерфейсов;
  • обеспечение нормативных условий обитаемости;
  • разработка информационного и программного обеспечения для решения задач, связанных с исследованием и проектированием;
  • оценка показателей качества систем и технологий;
  • разработка методов и средств обучения и адаптации персонала.

Эксплуатационниками, решая следующие задачи:

  • определение рациональных процедур и средств поиска и устранения неисправностей;
  • выявление причин ошибочных действий или недостаточно высокого качества деятельности;
  • проведение эргономической экспертизы;
  • разработка мероприятий по профориентации и профессиональному отбору;
  • контроль и поддержание высокой работоспособности персонала;
  • обеспечение условий обитаемости.

Примеры трудоустройства выпускников

Европейское космическое агентство – (разработчик интерфейса для программы 500 дней (имитация полета на Марс)); ОАО «Концерн «Океанприбор» – эргономист; ЗАО Машиностроительная корпорация «Уралмаш» – главный эргономист; АО «Конструкторское бюро «Луч» – эргономист; ПАО «Газпром нефть» – бизнес-аналитик; ОАО «Концерн НПО «Аврора» – ведущий специалист (эргономика); ОАО «Концерн «Гранит – Электрон» – 2 человека (эргономика, стандартизация и надежность); ОАО «Интелтех» – проектировщик пользовательских интерфейсов; ООО «ЭргоАйТи» – руководитель отдела проектирования, инженеры-эргономисты; ООО «Газинформсервис» – технический писатель; ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» – инженер по охране труда; ООО «Центр экспертизы условий труда» – специалист по аттестации рабочих мест; администрация Московского района СПб – старший специалист, ООО «Юником СПб» – специалист по подбору моряков на суда; ОАО СКБМТ «Рубин» – ведущий специалист (эргономика); ООО «Digital Design» – проектировщик пользовательских интерфейсов; (4 человека); ООО «РОЛИС» – проектирование интерфейсов.

Стратегические партнёры

Санкт-Петербургская Эргономическая Ассоциация (СПбЭА), ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «Интелтех», ООО «ЭргоАйТи», ОАО «Концерн НПО «Аврора», ОАО «Концерн «Гранит – Электрон», ОАО «СПМБМ «Малахит».

Контактная информация

Заполнить заявление Другие направления бакалавров и специалистов Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту Информация и управление. Системный подход - в помощь студенту

Источник: https://etu.ru/ru/abiturientam/napravleniya-podgotovki/bakalavriat/sistemnyy-analiz-i-upravlenie

Роль системного подхода в профессиональной подготовке студентов

В работе рассматривается роль системного подход в обучении и формированию специалиста в области информационной безопасности.

Показана интегрирующая роль вычислительной техники и информационных технологий в инновационной подготовке современного специалиста.

Рассматривается возможность применения в практикуме программных продуктов Mathcad, MATLab, MS EXCEL и GPSS, помогающих в понимании и применении системного подхода к объектам профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества характеризуется повышением роли системности. «Исследователь ощущает свое невежество тем больше, чем больше он знает…» – это парадоксальное замечание крупнейшего физика нашего времени профессора Р.

Оппенгеймера как нельзя более точно характеризует парадоксальную ситуацию в современной науке. Многообразие и возрастающий объем информации требует принципиально нового подхода в решении задач. Такой подход получил название комплексного или системного подхода.

Уже сегодня системный подход используют во всех областях знания, хотя в ее различных областях он проявляется по-разному.

Так, в технических науках речь идет о системотехнике, в кибернетике – о системах управления, в биологии – о биосистемах и их структурных уровнях, в социологии – о возможностях структурно-функционального подхода, в медицине – о системном лечении сложных болезней. В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Весь окружающий мир по своей структуре имеет системную природу. Системность – это новое качество знаний, разорванное «лишь по произволу самим человеком» (Макс Планк).

Системность необходима:

  • для развития мышления, поскольку оно происходит через усвоение научной теории, внутренним свойством которой является системность;
  • для разработки различных социально-экономических систем (в том числе и технических), подход к которым должен быть системным;
  • для понимания знаний как результата синтеза; именно непонимание ведет к утрате желания учиться, к потере престижа высшей школы;
  • для повышения интереса студентов к науке и изучаемым дисциплинам, поскольку интерес вызывается в первую очередь пониманием;
  • для познания законов окружающего мира и формирования новых (ведь закон – это внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений природы и общества);
  • для упорядочения знаний;
  • для получения научной картины мира как целостного усвоения знаний по основам наук, для формирования научного мировоззрения, для гармоничного развития личности.

По данным ЮНЕСКО, существуют три типа сферы инженерной деятельности:

  • инженер-исследователь-разработчик, выполняющий функции изобретателя, проектировщика и конструктора;
  • инженер-производственник, выполняющий функции технолога, организатора производства и эксплуатационника;
  • инженер-системотехник-системный аналитик, выполняющий функции управления сложной инженерной деятельностью и имеющий принципиально новое мышление.

Именно инженера с новым мышлением готовит кафедра Информационной безопасности телекоммуникационных систем Южного Федерального университета [1]. Значение системности для студентов данной кафедры велико, ведь «системный подход к явлениям – одно из важнейших интеллектуальных свойств человека» [2].

Системный подход является фундаментом для изучения большинства дисциплин кафедры, формирующих современного IT-специалиста по защите информации:

  • Устройства и методы защиты информации;
  • Защита программных средств защищенных телекоммуникационных систем;
  • Защищённые мультисервисные сети;
  • Информационное противодействие угрозам терроризма;
  • Проектирование защищенных телекоммуникационных систем;
  • Разработка защищенных телекоммуникационных систем специального назначения;
  • Защищенные телекоммуникационные системы;
  • Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности;
  • Микропроцессорные модули защищённых систем радиосвязи;
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
  • Проектирование защищённой оптической телекоммуникационной сети.

Подходить системно к каждой проблемной ситуации – главная задача преподавания специальных дисциплин на кафедре. При изучении каждой из названных выше дисциплин необходимы компетенции, полученные в основном на практических занятиях базовых дисциплин:

  • систематизация научно-технической информации по проблемам информационной безопасности телекоммуникационных систем;
  • способность применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач;
  • способность оценивать технические возможности и вырабатывать рекомендации по построению телекоммуникационных систем;
  • умение разрабатывать модели угроз информационной безопасности телекоммуникационных систем;
  • способность исследовать защищенные сети и системы передачи информации;
  • умение проектировать системы и средства защиты информации;
  • умение анализировать сети и системы передачи информации по показателям информационной безопасности.

В рамках выполнения практикума по моделирование систем и сетей телекоммуникаций студенты получают навыки по приведенным выше компетенциям.

При изучении дисциплин, оказывающих большое влияние на формирование будущего IT-специалиста по информационной безопасности, особое внимание уделяется понятию «проблема» и ее выделению в конкретных технических ситуациях. Как известно, в технике задача устранения проблемы приводит специалиста к нескольким альтернативным вариантам ее решения.

С помощью знаний, опыта, интуиции и, не в последнюю очередь, системного подхода специалист обоснованно выбирает оптимальное решение. Системный подход является методикой улучшающего вмешательства в проблемную ситуацию с целью решения проблемы. Принципов системного подхода стараются придерживаться и преподаватели профильных дисциплин [3,4].

Современный специалист должен быть готов использовать для разрешения проблемной ситуации любые необходимые знания и методы.

Нередко он сталкивается с проблемой выбора оптимального варианта объекта своей профессиональной деятельности. Специалист должен владеть инструментами выбора лучшей альтернативы.

Последнее обстоятельство особенно актуально для подготовки специалистов по информационной безопасности телекоммуникационных систем.

Неотъемлемой частью курса моделирование систем и сетей телекоммуникаций является практикум, на котором студенты знакомятся с необходимым математическим аппаратом и закрепляют полученные навыки на примерах.

Тем самым они приобретают необходимые специалисту компетенции. Традиционно эти занятия проводились при помощи обычной доски и мела.

Но развитие информационных технологий и появление современных программных продуктов таких как, MATLab [3], Mathcad, VisSim, GPSS, MS EXCEL, позволило кардинально изменить порядок проведения занятий, добавив в них наглядность и доходчивость.

Кроме того, программные продукты моделирования органично соединяет в себе современные информационные технологии и основы высшей математики, которые, как известно, преподаются отдельно друг от друга.

Одной из форм модельного представления изучаемых систем, объектов или проблемных ситуаций в моделировании систем и сетей телекоммуникаций является теория очередей [5]. Возможность включения в рабочую схему модели блоков визуализации процесса моделирования повышает интерес обучаемых к изучению моделирования систем и сетей телекоммуникаций, который перестает быть скучной дисциплиной.

Благодаря наличию в Mathcad готовых решений, он незаменим при моделировании и исследовании прикладных систем самого широкого диапазона применения. Mathcad – универсальный математический пакет, предназначенный для выполнения инженерных и научных расчетов.

Основное преимущество пакета – естественный математический язык, на котором формируются решаемые задачи. Объединение текстового редактора с возможностью использования общепринятого математического языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ. В ходе работы с системой пользователь готовит так называемые документы.

Они одновременно включают описания алгоритмов вычислений, программы управляющие работой систем, и результат вычислений. Пакет обладает широкими графическими возможностями, расширяемыми от версии к версии [5]. В данной среде присутствует возможность создавать новые приложения, интегрируя их с уже имеющимися.

Включение Mathcad в инструментарий студентов позволяет использовать современные информационные технологии на занятиях по моделированию систем и сетей телекоммуникаций, улучшает мотивацию студентов, а также повышает их конкурентоспособность на рынке труда после получения высшего образования.

Кроме того, обучаемые на практике знакомятся с применением математических знания, ведь зачастую эти знания носят для них абстрактный характер.

Системные исследования позволяют определить как количественные, так и качественные состояния телекоммуникационной системы, прогнозировать её поведение, оптимизировать состояние, определять параметры функционирования системы и границы изучения исследуемых методов защиты.

Mathcad является системой компьютерной алгебры. В него интегрированы средства символьной математики, что позволяет решать задачи не только численно, но и аналитически, используя встроенный символьный процессор, являющийся фактически системой искусственного интеллекта.

Занятия организованы так, что студенты в состоянии самостоятельно выполнить конкретные расчеты.

После этого они под руководством преподавателя переходят к исследованию зависимости результата от изменения параметров, выясняют допустимые пределы изменения, анализируют экстремальные свойства полученных решений.

Таким образом, к моменту окончания занятия каждый студент осваивает материал на достаточно высоком уровне. Студенты могут проводить исследования самостоятельно, поскольку для них подготовлены методические пособия с подробными указаниями и примерами решения типовых задач.

Студенты находят и анализируют полученные оптимальные решения с использованием теории массового обслуживания и теории телетрафика, создавая отчеты по полученным результатам. При этом от студента требуется понимание полученных решений, умение трактовать данные на языке исходной задачи.

Также на лабораторных занятиях они анализируют полученные модели сетей и систем.

Студенты учатся решать эти задачи как вручную, когда можно уловить смысл решения, переходя к более выгодному плану, понять динамику процесса, так и на компьютере, уже понимая суть проводимых компьютером вычислений и многовариантности решений поставленной задачи.

При построении моделей сложных телекоммуникационных систем используются такие возможности Mathcad, как нахождение локального экстремума, решение матричных уравнений, при этом исследуются каналы связи и структура трафика.

На занятиях решаются задачи оптимизации, задачи с использованием моделей управления потоками данных, проводится моделирование конфликтных ситуаций с помощью теории игр как сведением к задаче линейного программирования, так и с применением различных критериев.

В основе преподавания должен лежать компьютерный пакет, обладающий наглядным интерфейсом и универсальными возможностями.

Mathcad, представляющий собой интегрированную систему для автоматизации математических расчетов, является самым популярным пакетом для решения инженерных задач оптимизации.

Одно из основных преимуществ пакета состоит в том, что на сегодняшний день он является единственной математической системой, в которой описание решения задач дается в привычной унифицированной форме математических формул, символов и знаков, а также путем обращения к специальным функциям.

Такая методика позволяет привлекать студентов младших курсов к учебно-исследовательской работе по использованию современных информационных технологий при решении инженерно-технических задач в телекоммуникационных системах.

Источник: https://novainfo.ru/article/9323

8.2 Системный подход к организации

До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения.

В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в.

в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации.

Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход — это ориентация на ближайший положительный результат («а дальше видно будет…»). Мыслится, что «дальше» опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе.

Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств.

Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи.

В начале 20-х годов молодой австралийский биолог Людвиг Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов.

В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. И в 1969 году в работе «Общая теория систем» Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

Системный подход — это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход — это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду.

Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей.

Таким образом, организационная система — это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

  • Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы — обладают системообразующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
  • Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:
  • Основными характеристиками общей теории систем являются:
  • Существует два типа организационных систем:
  • — наличием цикла событий;
  • — негативной энтропией — для коммерческой организации главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временном интервале;

— обратной связью. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности.

Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации.

Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью;

— динамическим гомеостазом — процессом поддержания самой организацией сбалансированного состояния;

— дифференциацией — тенденцией к росту, специализации и разделе-нию функций между различными компонентами, которые формируют дан-ную систему в ответ на изменение внешней среды;

— эквифинальностью. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой.

Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами её внутренней среды и называются эти компоненты — входами.

В процессе своей деятельности с помощью определенных технологий часть ресурсов перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит во внешнюю среду, т. е.

любая организационная система в динамике представляется в качестве 3-х процессов: вход — преобразование — выход.

При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т. е. товары и услуги, а именно что производить, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Уже затем определяются параметры «входа», т. е. исследуется потребность в ресурсах.

Любое предприятие — система, которая функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях.

Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие.

Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно.

Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней.

Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций.

Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

  1. Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:
  2. — менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
  3. — руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одни направления деятельности своей организации с другими, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  4. — менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным — общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
  5. — системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.
  6. Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик.

Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода.

Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны.

Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается.

Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем.

Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Теория систем сама по себе не говорит руководителям какие именно элементы организации как системы важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой.

Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации.

Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того, чтобы применять теорию систем к процессу управления.

Выходные данные учебника:

Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).

Источник: https://port-u.ru/sovremennye-podkhody-k-teorii-organizatsii/sistemnyj-podkhod-k-organizatsii

Системный анализ в исследовании управления — MN1502: Исследование систем управления — Бизнес-информатика

  • Системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
  • В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
  • Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).
  1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня.

    Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

  3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

  4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяют параметры входа, т.е.

исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик.

Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода.

Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю так и внешнюю среду организации.

Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы — важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда.

Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются.

При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге — к снижению производительности труда.

При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации.

При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е.

синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно- экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования.

Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности.

Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации. Интеграция дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых решений.

  1. Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления: на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.
  2. Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления.
  3. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.
  4. Объектами анализа в данном случае могут быть:
  • структура управления: в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей;
  • методы управления;
  • стиль руководства: в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;
  • внешняя и внутренняя среда организации;
  • стратегия развития организации;
  • технологические особенности производственного процесса.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований.

Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя, Реализация поставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся следующие:

  • качество продукции или услуг;
  • качество управления самой организации;
  • маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальной потребности населения.

При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. позицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентная борьба — мероприятие дорогостоящее, и рынок характеризуется высокими входными барьерами.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой.

Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

Рассмотрим эти стадии:

  1. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить, располагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее возрастают. Как правило, финансирование осуществляется инвестиционными компаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая научная идея.Финансирование осуществляется в несколько этапов: сначала прикладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе — финансирование массового производства. Поиск надежных финансовых инвесторов имеет немаловажное значение, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком, и финансовый риск здесь достаточно велик.На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов и какова их профессиональная подготовка.
  2. Анализ возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР. Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.
  3. Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Особую роль здесь должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, определить, где она производится и в каком количестве.

Немаловажную роль играет и собственная конкурентная позиция.

Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия организации, от которой зависит продолжительность жизни товара — от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества: право принимать решения и отвечать за конечные результаты. Управление орга- низации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании.

Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками. (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и другие.

) Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей.

Это, прежде всего, показатели качества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.

Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для специального развития коллектива. Сюда включаются показатели стимулирования и охраны труда, показатели обеспеченности всех сотрудников необходимыми техническими средствами для успешной работы.

Сюда также относится необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы. Таким образом, нормативный подход при проведении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продук- том.

Чем больше будет научно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении поставленных целей.

Целью поведенческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Важное значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации.

Необходимо помнить, что человек — это самый важный элемент в системе управления.

Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, — важнейшее условие экономического успеха.

Источник: https://it.rfei.ru/course/~y8oJ/~bS2d/~LbQF

Системный подход в управлении организацией

  • МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «ИГУ» В Г. БРАТСКЕ
  • Кафедра Менеджмента и торгового дела
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • по дисциплине «Основы менеджмента»
  • на тему:
  • «Системный подход в управлении организацией»
  • Выполнила студентка
  • _________    _________    ____________
  •      группа           подпись
  • Работа защищена  «____» ______________ 2012 г    
  • с оценкой__________________    
  • Руководитель    
  • ______________   _________    ____________. 

  уч. степень, должность                              подпись                                            Ф.И.О.          

2012

СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ
[2] ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
[2.1] Организация с позиции системного подхода к управлению.
[2.2] Организационная система (структура) управления.
[2.3] Применимость и эффективность системного подхода.

  1. [3] АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РОСИНТЕР»
  2. [3.1] Характеристика исследуемой организации
  3. [3.2] Анализ кадрового потенциала ООО «Росинтер»

[3.2.1] Качественная оценка кадрового потенциала
[3.2.2] Количественная оценка кадрового потенциала

  • [3.3] Анализ организационной структуры управления
  • [4] РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
  • [5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • [6] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • [7] ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ

Очевидный факт, что главным показателем эффективного менеджмента является устойчивое развитие организации и процветание ее в современных рыночных условиях. Однако вопрос, в чем конкретно заключается механизм успешной деятельности предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы, влияния других внешних факторов на него требует более полного и аргументированного ответа.

Поэтому для понимания содержания деятельности современных компаний, фирм, корпораций необходим не привычный — “аналитический” метод, но иной — более точный, целостный, всесторонний подход.

Такой метод существует, он известен под названием системного подхода. Наиболее авторитетные отечественные и западные теоретики менеджмента считают, что именно системный подход является научной основой, главным методологическим инструментом деятельности современного менеджера.

В целом, основе системного подхода лежит рассмотрение любой организации как многопланового явления, связывающего в органичное целое цели, ресурсы и процессы, протекающие внутри и вне организации.

То есть, системный подход подразумевает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Рассмотрение системного подхода является актуальной темой на сегодняшний день, поскольку важными остаются вопросы эффективности созданной системы управления в организации.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей применения системного подхода в управлении современной организацией. Поставленная цель формирует перед автором ряд следующих задач:

  •  подробно изучить понятие, сущность системного подхода в менеджменте организации;
  •  изучить черты и характеристики организации как системы;
  •  на примере организации-объекта исследования проанализировать ее управленческую деятельность и кадровый потенциал;
  •  разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в организации.

Предметом исследования является системный подход в управлении организацией. Объект исследования: малое предприятие Общество Ограниченной ответственности «Росинтер».

Было решено выбрать именно эту организацию для исследования, поскольку она, как любая другая организация, может быть рассмотрена как некая социально–экономическая система с определенной  структурой управления, целями, задачами деятельности.

Практическая значимость работы состоит в достаточном анализе и оценке социально-экономической системы на примере предприятия, возможности корректировки созданной организационной структуры управления.

Управленческое воздействие способно либо эффективно использовать человеческие и другие ресурсы в созданной социально-экономической системе для ее развития, либо, наоборот, ухудшить ее финансовое и социальное положение.

В процессе исследования использовались методы: системного анализа, контент-анализа, статистического анализа, метод группировки.

За методологическую основу были приняты труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления, таких как М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, И. Н. Герчикова и другие.

Источниками информации служили документы организации, научная методическая литература.

  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    1.  Понятие, история развития системного подхода.

Системный подход — это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.

Системный подход — это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию. Каждая система имеет свои особенности (свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы и пр.).

Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века.

Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления.

Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями.

В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах.

Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х.

Мескона и др.

Системный подход к управлению производством (организацией) используется практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих либо организационную структуру фирмы, либо производственную структуру.

Понятие «система» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Он исходит из того, что разработка планов производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему.

Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.

  1.  Организация с позиции системного подхода к управлению.

В  теории  организаций  выделяют  четыре  типа  моделей,  отражающих  эволюцию теоретических  концепций,  определяющих  сущность  самих  организаций,  роль  и доминирующие  функции  менеджмента,  а  также  критерии,  применяемые  для  оценки эффективности их деятельности:

  1.  модель  механистической  конструкции  организации,
  2.  организация как  коллектив,  сформированный по  принципу  разделения  труда,
  3.  организация — сложная  иерархическая  система,  тесно  взаимодействующая  с  окружением.

Целесообразно рассмотреть подробно третью модель, поскольку она является основой системного подхода в менеджменте. В  этой  модели  предприятие  представляется  в  виде  сложной  иерархической  системы,  тесно  взаимодействующей  с  окружением.

 Ее  основу  составляет  общая  теория  систем, основополагающий  вклад в которую за  рубежом  внесли  А.  Чандлер,  П.  Лоуренс,  Дж.  Лорш;  в  нашей  стране  эти  проблемы  исследовались  И.В.  Блаубергом,  Э.Г.  Юдиным,  В.В.  Дружининым,  В.Н.  Садовским,  В.Г.

 Афанасьевым  и  многими  другими  учеными,  разрабатывавшими  их  по  самым  различным  направлениям.  

В системном подходе к управлению организацией выделяют следующие основные принципы:

  1.  многомерность организации и соответствующего ей управления, то есть учет внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование организации;
  2.  принцип синергетического эффекта, суть которого в следующем: целое всегда качественно отличается от суммы составляющих ее частей;
  3.  целостность управленческой деятельности в отношении организации, т. е. изменение каждого элемента управленческой деятельности неизбежно повлечет изменение всех остальных элементов.

 В  соответствии  с  первым принципом  организация  рассматривается  в  единстве  ее  составных  частей, которые неразрывно связаны с внешним миром (см. табл. 1.)

Таблица 1

Черты и свойства организации как открытой системы

Наименование свойства Характеристика, обоснование
А Б
Компоненты Система  состоит  из  некоторого количества частей, называемых элементами
Связи Компоненты системы связаны между собою
Структура Форма  связи  организационно  закреплена  в структуре
Взаимодействие
  1. Компоненты  воздействуют  друг  на  друга  своим
  2. нахождением  в  системе  и  выходом  из  нее,  что
  3. есть  результат  взаимного  влияния  и  взаимодействия  с окружающей средой
Процесс Изменения,  происходящие  в  результате  взаимодействий, называются процессами
Свойства целостности
  • Система —  целостность (Ноlism —  англ.

Источник: http://refleader.ru/jgebewujgmer.html

Ссылка на основную публикацию