Информатика как наука — в помощь студенту

В этой статье будет рассмотрена история информатики как науки, также разберемся в том, чем она занимается, и в ее основных направлениях.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Цифровая эпоха

Современный мир очень сложно представить без информационных и цифровых технологий. Все они значительно облегчают жизнь, благодаря им человечество совершило ряд значительных прорывов в науке и промышленности. Рассмотрим более подробно дисциплины информатики и историю ее становления как науки.

Определение

Информатика как наука - в помощь студенту

Информатика — это наука, которая занимается исследованием методов сбора, обработки, хранения, передачи и анализа информации с применением различных компьютерных и цифровых технологий, а также изучением возможностей их применения.

Она включает в себя дисциплины, которые имеют отношение к обработке и расчету информации с применением различного рода вычислительных машин и сетей. Причем как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и конкретные, к примеру, разработка новых методов компрессии данных, протоколов обмена информации и языков программирования.

Как видим, информатика — это наука, которая отличается широтой исследовательских тем и направлений. В качестве примера можно привести следующие вопросы и задачи: что реально, а что невозможно реализовать в программах (искусственный интеллект, самообучение компьютеров и т.

п), как решать различного рода специфические информационные задачи максимально эффективно (так называемая теория сложности вычислений), в каком виде следует сохранять информацию и восстанавливать ее, как наиболее эффективно люди должны взаимодействовать с программами (вопросы пользовательского интерфейса, новых языков программирования и т. п).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Трудовые отношения в фирмах - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Теперь же кратко рассмотрим развитие информатики как науки, начиная с ее истоков.

История

Информатика как наука - в помощь студенту

Информатика — это молодая наука, которая возникала постепенно и наиболее сильное развитие получила во второй половине XX века. Очень важна она и в наше время, когда практически весь мир зависим от компьютерных и иных электронных вычислительных технологий.

Началось же все с середины XIX века, когда разными учеными были созданы механические калькуляторы и «аналитические машины».

В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку программируемого калькулятора, и, кстати, именно он впоследствии сформулировал множество основных черт и принципов современного компьютера.

Также именно он предложил использовать перфокарты, которые затем были в употреблении вплоть до конца 80-x годов XX века.

В 1843 году Ада Лавлейс создала алгоритм для вычисления чисел Бернулли, и это считается первой в истории компьютерной программой.

Примерно в 1885 году Герман Холлерит создал табулятор — устройство для считывания данных с перфокарт. А в 1937 году, спустя почти сто лет после идей и мечты Бэббиджа, компания IBM создала первый программируемый калькулятор.

В начале 1950-х годов всем стало ясно, что компьютер можно использовать в различных сферах науки и промышленности, а не только как инструмент для математических расчетов. И что только зарождавшаяся тогда информатика – это наука, за которой будущее. А чуть позже она получила статус официальной науки.

Теперь же кратко рассмотрим ее структуру.

Структура информатики

Информатика как наука - в помощь студенту

Структура информатики многогранна. Как дисциплина, она охватывает широкий круг тем. Начиная от теоретического исследования различного рода алгоритмов и заканчивая практическим воплощением в жизнь отдельных программ или же созданием вычислительных и цифровых устройств.

Информатика – это наука, изучающая…

Информатика как наука - в помощь студенту

На данный момент различают несколько основных ее направлений, которые, в свою очередь, делятся на множество ответвлений. Рассмотрим самые основные:

  1. Теоретическая информатика. В ее задачи входит исследование как классической теории алгоритмов, так и ряда важных тем, что имеют связь с более абстрактными аспектами математических вычислений.
  2. Прикладная информатика. Это наука, вернее, один из ее разделов, который направлен на то, чтобы выявить определенные понятия в области информатики, которые можно использовать в качестве методов решения каких-то стандартных задач, к примеру, построение алгоритмов, хранение и управление информацией с использованием структуры данных. Кроме этого, прикладную информатику применяют в ряде промышленных, повседневных или научных сфер: биоинформатике, электронной лингвистике и прочих.
  3. Естественная информатика. Это направление, которое занимается изучением процессов различной обработки информации в природе, будь то человеческий мозг или же человеческое общество. Ее основы строятся на классических теориях эволюции, морфогенеза и прочих. Помимо них, используются такие научные направления, как исследования ДНК, мозговой активности, теория группового поведения и т. п.

Как видим, информатика – это наука, изучающая ряд очень важных теоретических вопросов, к примеру, создание искусственного интеллекта или разработка решений для каких-то математических задач.

Источник: https://www.syl.ru/article/251802/new_informatika-eto-nauka-chto-izuchaet-informatika

«Информатика как наука. Цели, задачи, предмет информатики»

  • 5
  • Тема: «Информатика как наука. Цели, задачи, предмет информатики»
  • Цель: 

1.Углубить знания по разделу «Информация и информатика». 2. Развивать речь, мышление.3. Воспитывать трудолюбие, внимание и аккуратность.

Тип занятия: комбинированный

Методы занятия: словесный в форме беседы.План занятия:

1. Орг. момент.2. Повторение3. Изучение нового материала4. Закрепление5. Итог урока и д.з.

Оборудование:карточки.

Ход занятия:I. Орг. момент.Сообщить тему, цель и план урока.II. ПовторениеСамостоятельная работа (карточки с заданиями)

III. Изучение нового материала:

Термин информатикавозник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью ЭВМ.

Французский термин информатика образован путем слияния слов информация и автоматика и означает «автоматизированная переработка информации».

В англоязычных странах этому термину соответствует синоним наука о компьютерной технике.

В 1979 г. Глушков В.М.

в письме в Президиум АН СССР предложил рассматривать информатику как новую область науки, связанную с разработкой, созданием, оценкой, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины и оборудование, материальное обеспечение, организационные и людские аспекты, а также комплекс их промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия.

В нашей стране подобная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. на собрании Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации.

Информатика трактовалась как «комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики».

Информатика в таком понимании была нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т.п. с помощью информационных моделей.

А.А. Доробницын в 1983 г. сделал акцент на логико-математических и технических аспектах информационных систем и процессов с выделением трех составляющих информатики: техника, алгоритм, программа. Но этот путь рассмотрения понятия информатика не способствовало развитию нового направления науки.

Следующее направление трактовок информатики связано с трудами В.И. Сифорова, который определяет информатику, как учение об информации вообще – информалогии. Это направление развивает теорию информации К. Шеннона, его учение об источнике информации, канале, шуме, кодировании, релевантности (существенности) и т.д.

Третье направление толкования понятия информатики, изложенное в работах Э.С. Бернштейна и Ю.А.

Шрейдера, ставит в центр внимания семантические (содержательные) стороны информации, соотношение понятий информация и знание, их функций в общественных системах.

Семантическое направление в трактовках понятия информатики нельзя считать удовлетворительным, т.к. остается в стороне практическое использование знаний (информации).

При этом всех специалистов в области информатики можно разделить на две группы.

Первая группа специалистов под информатикой понимает науку, связанную с — разработкой вычислительных машин и систем, технологий их создания; — разработкой математических моделей естествознания и общественных явлений с целью их строгой формализации; — обработкой данных, созданием численных и логических методов решения задач, сформулированных на этапе построения математической модели; — разработкой алгоритмов решения задач управления, расчета и анализа математических моделей; — программированием алгоритмов, созданием программного обеспечения ЭВМ.

Другая группа специалистов считает, что информатика – это то, что связано с применением ЭВМ, их разработкой и созданием программ для них.

Объектом информатики выступают автоматизированные, основанные на ЭВМ и телекоммуникационной технике, ИС различного класса и назначения. Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и использования на практике.

ИТ – это машинизированные (инженерные) способы обработки семантической информации – знаний и данных, которые реализуются с помощью АИС.

Объект информатики охватывает все элементы ИТ: технические средства, математические, алгоритмическое, программное, лингвистическое обеспечение, средства связи.

Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступает информационный ресурс – его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и взаимодействия на социальный прогресс.

Развитие информатики связано с появлением ЭВМ и начинающейся с середины 50-х г 20 столетия компьютерной революцией. Всю историю информатики разбивают на два этапа: предыстория и история.

Каждый последующий этап предыстории характеризуется по сравнению с предыдущим резким возрастанием возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Начальный этап предыстории – освоение человеком развитой устной речи. Язык стал специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

Второй этап – возникновение письменности. Возросли возможности по хранению информации. Организация почтового сообщения позволило использовать письменность и как средство для передачи информации.

Третий этап – книгопечатание. Книгопечатание можно назвать первой информационной технологией. Данный этап позволил не столько увеличить возможности по хранению информации, сколько повысить доступность информации и точность ее воспроизведения.

Четвертый этап связан с успехами точных наук (математика, физика) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется появлением таких средств связи, как радио, телефон и телеграф, телевидение. Появились новые возможности по получению и хранению информации – фотография и кино. Можно добавить и разработку методов записи на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

С разработкой первых ЭВМ начинает история информатики как науки. Сам термин Информатика появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под ним понималась наука о вычислениях, т.к. первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов.

Выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме.

На сегодняшний день информатика – это комплексная научно-техническая дисциплина, которая под своим названием объединят обширный круг наук, каждая из которых занимается изучением одного из аспектов понятия информация.

Информатика делится на две части:

  1. Теоретическая информатика: Рассматривает все аспекты разработки АИС: их проектирование, создание и использование с формально-технической и содержательной сторон, а также комплекс экономического, политического и культурного воздействия на социальную динамику.

    Изучает ИР, законны его функционирования и использования как движущей силы социального прогресса, а также общие фундаментальные проблемы ИТ как исторического феномена, выводящего общество на новую ступень развития.

    Изучает общие свойства, присущие всем многочисленным разновидностям конкретных ИТ, процессов и сред их протекания.

  2. Прикладная информатика изучает конкретные разновидности ИТ, которые формируются с помощью специальных ИС (управленческих, медицинских, обучающих, военных и т.д.).

Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика».

Понятие «кибернетика» как научный термин введено в первой половине XIX века французским физиком Андре Мари Ампером, который назвал кибернетикой (от греч.

слова кибернетикос — искусный в управлении) науку, занимающуюся изучением искус­ства управления людьми, обществом.

Впоследствии слово «кибернетикос» было заимствовано римлянами — так в латинском языке появилось слово «губерна­тор» (управляющий провинцией).

Кибернетика — наука, изучающая с единых позиций связь и уп­равление (самоуправление) в организованных системах любой физи­ческой природы.

Основоположником кибернетики считается выдающийся аме­риканский математик Норберт Винер (1894— 1964), а датой ее рож­дения —1948 г., когда он опубликовал книгу «Кибернетика или уп­равление и связь в животном и машине». Сущность кибернетики в самом общем виде может быть выражена основными ее закона­ми, структура и содержание которых приведены на схеме.

Таким образом, кибернетическая система (система управления) может рассматриваться как совокупность двух систем — управля­ющего объекта и объекта управления.

При этом управляющая си­стема воздействует на объект управления, подавая на него управ­ляющие сигналы (управляющие воздействия).

Для выработки уп­равляющих решений, обеспечивающих достижение цели управ­ления, управляющая система получает информацию о состоянии объекта управления по линии обратной связи.

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

Информатика как наука - в помощь студенту

Информатика как отрасль народного хозяйствасостоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства.

Информатика как фундаментальная науказанимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем.

Можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования, профессиональные информационные системы.

Цель фундаментальных исследований в информатике — получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

  • изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);
  • созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
  • разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла.

Главная функцияинформатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи информатикисостоят в следующем:

  • исследование информационных процессов любой природы;
  • разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;
  • решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии, средства и методы для решения проблем в других областях.

IV. Закрепление (работа с карточками т.е ответить на вопросы).

  1. Что вы понимайте под словом информатика?

  2. Назовите основные функции информатики?

  3. На сколько частей делится информатика, назовите их ?

  4. Какие существуют этапы развития ВТ?

  5. Чем занимается информатика как прикладная дисциплина?

  6. Назовите мне великие открытия каждого этапа?

V. Итог урока и д. з. Изучить конспект.

Список литературы: 

  1. Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы  информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева.- М.: Наука, 2008 г.

  2. Информатика.- / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.

  3. Информатика: Учебник для вузов.- / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2008.

  4. Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. – М.: Вуз и школа, 2009. – 636с.

  5. Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. — М.: Изд. центр «Академия», 2008

  6. Острейковский В.А. Информатика. – м.: Высшая школа, 2007.- 512с.

  7. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. Доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

  8. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. – М.: 2007.

  9. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2008

Читайте также:  Философия и ее место в культуре - в помощь студенту

Источник: https://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/informatika-kak-nauka-tsieli-zadachi-priedmiet-informatiki

Лекция ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ для студентов 1 курса

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ и ИКТ

Информатика – Этоинформационнаяавтоматика, автоматизированная переработка информации, новая область научно-технической деятельности человека, дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Информатика – это наука о преобразовании информации, в самом своем существе базирующаяся на вычислительной технике, дает знания о методах, способах создания и функционирования в социальной среде информационных систем разного класса и назначения, олицетворяющих собой новую, человеко-машинную технологию сбора, обработки, передачи информации, использующую ЭВМ, охватывающую все виды общественной деятельности (производство, управление, науку, образование, торговлю, денежно-кассовые операции, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и т.д. Как самостоятельная наука, она вступает в свои права тогда, когда для изучаемого явления построена так называемая информационная модель. Информатика дает общие методологические принципы построения таких моделей, но само построение и обоснование модели является задачей частной науки. В информатике выделяются содержательная, организационная, техническая алгоритмическая и программная области.

  • Всю структуру информатики и ее теоретической и прикладных частей можно рассматривать:
  • во-первых, как отрасль народного хозяйства, занимающуюся процессами создания, преобразования и потребления информации и базирующуюся на комплексах сооружений и оборудования, на трудовых коллективах предприятий и обслуживающем персонале вычислительных центров, на огромных материальных ресурсах и сложных технологиях.
  • Во-вторых, как фундаментальную, естественную науку, изучающую процессы передачи и обработки информации: в этом смысле информатика расширилась до границ создания общей научной методологии разработки информационного обеспечения процессов и управления материальными объектами и интеллектуальными процессами любой природы.

В-третьих, как научную дисциплину. Изучающую закономерности и модели информационных коммуникаций в политических, социально-экономический, научно-педагогических, промышленно-технических и военных областях.

Информатика — научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её основные направления:

  • разработка вычислительных систем и программного обеспечения;
  • теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определённых интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Информатику обычно представляют состоящей из двух частей:

  • технические средства;
  • программные средства.

Технические средства, то есть аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как «твёрдые изделия».

А для программных средств выбрано (а точнее, создано) очень удачное слово Software (буквально — «мягкие изделия»), которое подчёркивает равнозначность программного обеспечения и самой машины и вместе с тем подчёркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться.

Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

Само же понятие информация стало рассматриваться в широком смысле как общенаучное понятие только с середины 20 века. Включающее в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами между живой и неживой природой, в животном и растительном мире, а также генетическую информацию.

ИНФОРМАЦИЯ – этосведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, их параметрах и состоянии. В информатике эти сведения называются данными, так как предполагается их представление в ЭВМ для дальнейшего использования или обработки. При решении вычислительных задач данными являются числа.

При решении задач, связанных с информационным поиском, редактированием, репродуцированием и т.п., в ЭВМ представляется, хранится и обрабатывается нечисловая информация: тексты, рисунки, графики, разнообразные таблицы и списки. Они и являются данными для ЭВМ.

Для машинизированной обработки данные представляются в виде величин или их совокупностей.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.  

Информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую, на статистическую и динамическую, на первичную, производную и выходную, на осведомляющую и управляющую, на полную и выборочную, на избыточную и недостаточную, на полезную и ложную.

Информация всегда предусматривает существование её источника и её потребителей.

В информатике, вычислительной технике под информацией понимают конкретные значения исходных данных и получаемых результатов. Зачастую в качестве синонима слова «информация» употребляют слово «данные».

Данные – Это хранящиеся в ЭВМ, пересылаемые и обрабатываемые тексты, таблицы, инструкции, сведения о фактах, явлениях и т.п., представленные в буквенно-цифровой, числовой, текстовой, звуковой или графической форме.

Для программной обработки в ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей.

Строго говоря, в информатике к данным относятся также и тексты программ, записанные на языке программирования и хранящиеся во внешних ЗУ ПК. Они по мере надобности пересылаются в оперативную память, обрабатываются (транслируются, интерпретируются).

Информация может существовать в самых разнообразных формах:

  • в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • в виде световых или звуковых сигналов;
  • в виде радиоволн;
  • в виде электрических и нервных импульсов;
  • в виде магнитных записей;
  • в виде жестов и мимики;
  • в виде запахов и вкусовых ощущений;
  • в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Информационное поле — поле информации, одно из трех полей, в которых, по современным представлениям, живет человек.

К ним относятся информационное, гравитационное и энергетической поля, воздействующее тем или иным образом на человека и все живое и неживое на Земле.

Со стороны информационного поля на человека воздействует различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему;

  1. вербальный поток устных и письменных слов;
  2. структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.
  3. Информационная сфера это состав того информационного поля, которое окружает конкретного человека в определенный период времени.

Информационное общество – понятие об обществе, в котором компьютеры, информатика, электроника преобразуют все общество, сделав его лишенным противоречий сегодняшнего дня.

Под термином информационное (или компьютеризованное) общество понимаем общество, во все сферы и области деятельности членов которого, включен компьютер и другие средства информации в качестве орудий интеллектуального труда.

Открывающих доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью проводить вычисления, и преобразовывать любую информацию (числовую, текстовую, графическую), моделировать реальные процессы, явления, события и т.д.

Информационная культура – свод правил поведения человека в информационном, компьютеризованном обществе, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человека.

Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми.

Человек не может жить вне общества. В процессе общения с другими людьми он передает и получает информацию в виде сообщений.

Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Процесс систематического научного познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания, начался с середины XV века после изобретения книгопечатания.

Информационные процессы в технике. Функционирование систем управления техническими устройствами связано с процессами приема, хранения, обработки и передачи информации. Системы управления встроены практически во всю современную бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и т.д.

В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.

В современном информационном обществе главным ресурсом является информация, использование которой базируется на информационных и коммуникационных технологиях. Информационные и коммуникационные технологии являются совокупностью методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных теорий и т.д.). Получение новой информации приводит к расширению знания или, как иногда говорят к уменьшению неопределенности знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знаний в два раза. Такая единица называется бит.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-vvedenie-v-informatiku-dlya-studentov-kursa-3296886.html

Информатика как наука

Формирование информатики как науки происходило в XX веке и было связано с развитием вычислительной техники.

Понятие «информатика» возникло в 60-х годах во Франции. Так решили назвать область знаний, изучающую применение электронных вычислительных машин для автоматизации обработки данных. Слово «информатика» образовано из двух слов «информация» и «автоматика».

В англоязычных странах, особенно в США, вместо термина «informatics» обычно используют «computer science», то есть компьютерная наука.

Хотя понятия «информатика» и «компьютерная наука» можно считать синонимами, второй появился раньше, в начале 40-х годов XX века. Компьютерная наука представляла собой соединение возможностей электронно-вычислительных машин (ЭВМ) того времени, математической логики и теории алгоритмов.

В дальнейшем в компьютерной науке появлялись новые направления. Это было связано с усовершенствованиями ЭВМ, которые позволили использовать их в более широком спектре областей человеческой деятельности.

Хотя информатика делает акцент на обработке информации, ее появление и развитие неразрывно связаны с существованием компьютерной техники. Об информатике как о научной дисциплине наряду с другими науками заговорили в 70-80-х года XX века, когда вычислительные машины стали более доступными для разнообразной публики.

Изначально компьютер был инструментом для автоматизации трудоемких вычислений. Однако постепенно эволюционировал в инструмент для работы с почти любой информацией, а не только числовой. На сегодняшний день существует огромное количество программ и приложений, предназначенных для работы с текстом, графикой, таблицами, базами данных и многим другим.

Из информатики начали выделяться отдельные научные направления. Так как материальный мир разнообразен, и существует множество сфер человеческой деятельности, то предмет изучения информатики также весьма неоднороден. Поэтому информатику можно рассматривать как комплексную науку, что затрудняет ее однозначное определение.

В 80-х годах Е.П. Ершов дал ей такое определение:

Информатика – это находящаяся в процессе становления наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ.

Информатика тесно связана с математикой, так как опирается на ее достижения. Это объясняется тем, что объекты естественных и технических наук, а также социальные явления можно описать с помощью понятий математики – функций, систем уравнений, неравенств и другого.

С другой стороны, предмет изучения информатики – информация – кроме прочего является общенаучным и социальным понятием.

По-сути задачей информатики является изучение способов использования научных и технических достижений для обработки данных разной природы. Цивилизация в XX веке пришла к тому рубежу накопления данных, когда возникла проблема их хранения, использования, доступа, передачи, преобразования. Компьютерная наука изучает решение этих проблем с помощью вычислительной техники.

В настоящее время активно протекают процессы, связанные с переводом информации, накопленной цивилизацией, в электронный вид. Можно ожидать, что многие объекты реального мира в скором времени обретут свой цифровой аналог.

Источник: https://inf1.info/informaticsscience

История информатики как науки о знаниях и технологиях

История информатики
как науки о знаниях и технологиях

Казиев В.М.

История информатики – достаточно
интересная, хотя и мало изученная
область. В школьной (впрочем, и в вузовской)
информатике она мало раскрывается и
обычно дело сводится к рассмотрению
истории развития вычислительных средств
и ЭВМ. В данной статье (побудительным
мотивом которой стала работа [1]) автор
попытается частично ликвидировать этот
пробел.

Итак, проследим предысторию и
этапы развития информатики — как науки
о знаниях и информатики — как науки о
технологиях. Начнём с этапа добумажной
информатики.

Этап иероглифической
символики. Изначально носителем
информации была речь. Развитие речи,
языка — объективный процесс в развитии
общества. Как отмечал Ф. Энгельс,
“развивающиеся люди развились до того,
что им стало необходимо что-то сказать
друг другу”. Труд сыграл свою роль в
развитии человека.

Речь (как отражение
мыслительных процессов) повлияла на
развитие человека не в меньшей степени.
Язык обладает в среднем 20% избыточностью,
т.е. любое сообщение можно было бы без
потери информации
сократить на 1/5, однако при этом резко
уменьшается помехоустойчивость и
воспринимаемость информации.

К самым
ранним знаковым системам относятся:
приметы, гадания, знаменья, язык,
изобразительное искусство, музыка,
графика, пластика, танец, пантомима,
архитектурные сооружения, костюм,
народные ремесла, обряды. Первые примеры
информационной символики были
предоставлены в каменном веке в виде
пиктографического письма (рисунков) на
камне.

В бронзовом веке появились
изображения повторяющихся систем
понятий – идеограмм, которые с конца
IV
века до н.э. превратились в рисуночное
иероглифическое письмо. В то же время,
благодаря развитию производства и
торговли совершенствуется числовая
символика, которая вначале возникла в
виде счета из двух цифр 1 и 2. Все остальные
количества обозначались понятием
“много”.

Дальнейшее развитие счета
произошло, благодаря нашим физиологическим
особенностям наших рук — пальцам (счёт
с 5 до 10). Клинописная запись счета
появилась в Вавилоне в III
тыс. до н.э. Далее появились различные
способы записи счета, например,
вавилонская, критская, арабская, латинская
и др. Вавилонская система счета позволяет
вести запись чисел в пределах 1 млн.

и
выполнять действия с простыми дробными
числами. В 5-4 в. до н.э. на острове Крит
применяется удобная для записи десятичная
символика счета. Древние римляне положили
в основу алфавита счисления иероглифическое
обозначение пальцев рук (все символы
этой системы счисления можно изобразить
с помощью пальцев рук).

Ко времени
расцвета римской культуры, эти значки
были заменены похожими на них латинскими.
Затем у индусов арабы заимствовали
искусство быстрого счета (налицо признаки
автоматизации вычислений) и значки для
записи чисел, т.е. цифры, которые в
VII-VIII
в. до н.э. распространились и на европейском
континенте.

Этап абстрактной символики.
Иероглифическое письмо, хоть и является
древнейшим, сохранилось до наших дней
в ряде регионов (Китай, Япония, Корея).
Его сохранению способствовало удобство,
наглядность и то, что народы этих стран
были этнически однородны и из-за
особенностей культуры, традиций,
географического положения слабо
мигрировали.

В Средиземноморье же были
предпосылки совершенствования письма:
различные языковые формы, развитые
межнациональные торговые связи,
относительно нестабильная политическая
обстановка в государствах и миграция
населения.

Поэтому здесь за короткий
исторический период завершился переход
от иероглифической системы письма к
абстрактной и более удобной для чтения
системы клинописи на сырых глиняных
табличках (III-II
в. до н.э.). Следующий период создания
последовательного слогового письма на
глиняных табличках — вавилонский.

Вавилонский язык впервые в истории
начинает выполнять международные
функции в дипломатии и торговле, т.е.
приобретает коммуникационные и
терминообразующие функции. Новым этапом
явилось создание в X-IX
в. до н.э. финикийского алфавита. Этап
перехода к алфавитной системе завершился
в VIII
в. до н.э.

Читайте также:  Влияние растворителя на кислотно – основное равновесие - в помощь студенту

созданием на основе финикийского
письма греческого алфавита, который
впоследствии стал основой всех западных
письменных систем. Усовершенствованием
этой информационной символики стало
введение во II-I
в. до н.э. в Александрии начал пунктуации.
Развитие письменной символики завершается
в Европе в XV
в. созданием пунктуации современного
вида.

Появляется древнегреческая научная
терминология, благодаря которой началось
устранение излишней информационной
избыточности (она как будет показано
ниже — и благо, и вред). В период Возрождения
древнегреческие и латинские языки
послужили основой для создания
терминологических систем в различных
областях знаний.

Это период расцвета
не только культуры, искусства, поэзии,
но и таких способов актуализации знаний,
как виртуализация связей и отношений,
например, архитектурные сооружения и
др.

В период технической революции
терминологические системы значительно
расширяются по объему и упорядочиваются
за счет фундаментальных законов природы
и общества, а также вследствие
взаимопроникновения терминов различных
наук. Математическая символика продолжает
качественно развиваться благодаря
фундаментальным открытиям математики
таким, как, например, создание совершенной
алгебраической символики (XIV-XVII
в.), введение знаков операций (XV
в.), введения знаков равенства, бесконечности
(XVII
в.), появления знаков степени, дифференциала,
интеграла, производной (XVII
в.) и др.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/107904.html

Информатика как наука

За последние 60 лет информатика как наука бурно развивалась и сейчас занимает достойное место в системе научных дисциплин.

За прошедший период ученые по-разному трактовали объект и предмет этой научной области.

Термин «информатика» появился в начале 60-х гг. прошлого столетия (1962) практически одновременно во Франции (Ф. Дрейфус) и у нас в стране (А. А. Харкевич). В 1963 г. в журнале «Известия вузов. Электромеханика», № 11 была опубликована статья Ф. Е. Темникова «Информатика».

В ней была сделана попытка определить состав интегральной науки об информации как совокупность трех составных частей — теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем. Но в середине 60-х гг.

закрепился более узкий вариант трактовки термина «информатика» (от французского informatique) как гибрид двух слов — «информация» и «автоматика» — для обозначения науки об автоматизации процессов обработки информации.

Благодаря этому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами («computer» в переводе с английского — «вычислитель»), их использованием для решения вычислительных задач. Так возник термин «computer science». При таком подходе к пониманию информатики основной акцент ставится на обработке информации при помощи ЭВМ.

Таким образом, к 70-м гг. XX в. в работах многих специалистов, в некоторых толковых словарях информатику стали отождествлять с компьютерной наукой, фактически было так, что informatics (informatique) и computer science стали использовать как синонимы. Так, в труде «Безбумажная информатика» В. М.

Глушкова говорится, что информатика рассматривает обработку и хранение информации с помощью ЭВМ. Объект — автоматизированные информационные системы, их технические и логико-математические аспекты, а предмет ее изучения как науки — создание, эксплуатация и совершенствование ЭВМ и программного обеспечения [Глушков В. М. Основы безбумажной информации. — М.: Наука, 1987].

В рамках развития представления об информатике в 1978 г.

на Международном конгрессе в Японии было дано следующее определение информатики: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия» [Годичное общее собрание Академии наук СССР // Вести АН СССР. — 1983. — № 6]. Это определение носит перечислительный характер и ориентировано на системы обработки информации, т. е. главным образом на особенности технической и организационной реализации прикладных информационных технологий.

В середине 80-х гг. стали не только явно подчеркивать связь самого возникновения информатики с развитием компьютерной техники, но и то, что информатика — это следствие развития ЭВМ.

Обобщением стало такое утверждение: «Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования машинизированных (основанных на ЭВМ) систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики» [Ми- халевич В. С., Каныгин Ю. М., Гриценко В. И. Информатика — новая область науки и практики // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986].

Параллельно этому в 70-е гт. развивалось и другое направление в трактовке информатики как дисциплины, изучающей структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Такое определение было дано не только в работах многих ученых, но и в Большой Советской Энциклопедии [Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Информатика // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — Т. 10. — М.: Сов. Энциклопедия, 1972].

Расширением трактовки термина «информатика» явилось то, что ее стали рассматривать как «научную дисциплину, изучающую структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности всех процессов научной коммуникации» [Юсупов Р. М., Заболотский В. П.

Научно-методологические основы информатизации. — СПб.: Наука, 2000].

Следует подчеркнуть, что в становление информатики внесли вклад такие дисциплины, как лингвистика, семиотика, логика и др. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, — кибернетику, теорию информации, системный анализ, робототехнику, программирование и т. д.

В 1982 г. А. П. Ершов, видя перспективы развития информатики, утверждал, что этот термин вводится в русский язык «.. .как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации.

При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин» [Ершов А. П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986].

В соответствии с этим определением информатика не ограничивается рассмотрением только научной информации, и изучает она, прежде всего, информационные процессы (процессы сбора, хранения, обработки и передачи информации). Относительно структуры предметной области А. П.

Ершов указывал на то, что основные научные направления информатики образуют широкий набор дисциплин: теоретические основы вычислительной техники, статистическая теория информации, теория вычислительного эксперимента, алшритмика (теория алгоритмов) и программирование, искусственный интеллект и информология, которая рассматривает проблемы передачи и обработки информации в отдельных социумах и человеческом обществе в целом.

В своих работах А. П.

Ершов подчеркивал, что предметом изучения информатики является целая цивилизация как «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации» [Ершов А. П.

Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность: Сб. статей / АН СССР, Ин-т проблем информатики / Отв. ред. Б. Н. Наумов. — М.: Наука, 1988]. Принципиальный момент, который указывал А. П.

Ершов, заключается в том, что социотехническая революция, в частности широкое распространение информационных технологий, является внешней стороной информационной цивилизации. Главное же ее содержание состоит в новом этапе интеллектуального развития, когда происходит «философское и конкретное научное осмысление роли информации в естественных и социальных процессах» [Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности школьников к информационной культуре общества // Коммунист. — М., 1998. — № 2].

Бурная дискуссия относительно понимания информатики привела к тому, что появилось очень большое количество совершенно различных трактовок информатики.

Многие исследователи подчеркивали близкие исторические «родственные отношения» информатики с кибернетикой. Были даже попытки рассматривать информатику как кибернетику на современном этапе развития [Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987; Леднев В. С.

Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991; Закарлюк Н. М. Информатика как наука и как вид практической деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета, сер. «Информатика и информатизация образования», 2004. — № 2; и др.].

Обосновывалось это тем, что:

  • а) кибернетика и информатика развивались на единой технической базе — вычислительной технике, средствах связи и передачи данных;
  • б) основным предметом исследования в кибернетике является управление, но управление невозможно без информации, поэтому кибернетика объективно была вынуждена заниматься вопросами сбора, обработки и передачи информации.

Так, в толковом словаре по кибернетике информатика определялась как наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиления этого воздействия с помощью вычислительной техники [Словарь по кибернетике / Под ред. акад. В. С. Михалевича. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Гл. ред. Украинской Советской Энциклопедии им. М. П. Бажова, 1989].

При этом другие ученые приводили обоснования разграничения информатики с кибернетикой [Михалевич В. С., Каныгин Ю. М., Гриценко В. И. Информатика — новая область науки и практики // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986].

Еще одно из видений информатики как науки — это определение ее как «прикладной конструктивной математики» [см. Рыжова Н. И.

Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Дисс. … д-ра пед. наук. — СПб., 2000].

По этому поводу была серьезная критика подчеркивания такой тесной связи информатики и математики, у каждой из этих дисциплин свои предметы рассмотрения.

Фактически уже к концу 90-х гг. многие ученые указывали, что информатика как наука рассматривает широкий спектр вопросов, связанных с информационными процессами.

Обобщение различных точек зрения приведено в учебнике «Методика преподавания информатики» под редакцией М. П.

Лапчика как «область интересов информатики — это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности.

Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики» [Лапчик М. П.

, Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики. — М.: Издательский центр «Академия», 2006]. В этой книге можно найти перечисление совершенно разных точек зрения на информатику.

Выявляя структуру предметной области информатики, многие специалисты в 90-е гг. были склонны рассматривать предметную область информатики в рамках простейшей двухкомпонентной структуры, как и в большинстве других наук.

Они указывали, что достаточно выделить два основных направления информатики как науки: теоретическую информатику и прикладную (иногда ее называют практической) [Чурсин Н. Н. Популярная информатика. — Киев: Техника, 1982; Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. — М.: Финансы и статистика, 1995; Острейковс- кий В. А.

Информатика: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2000; и др.]. Однако компонентный состав теоретической информатики не был уточнен.

Переломным моментом стало представление в Национальном докладе Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» в 1995 г.

четырехкомпонентной структуры предметной области «Информатика»: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика [Национальный доклад Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии». — М., 1996].

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА Информация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и неживой природе. Начало теории информации. Методы измерения информации. Макро- и микроинформация. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Познание и творчество как информационные процессы. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Технические Обработки, отображения и передачи данных Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вы- вода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы
Программные Системные Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса, программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды
Реализации технологий Универсальные Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа
  • Профес-
  • сиональ-
  • но-ориен-
  • тирован-
  • ные
Издательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т. д.). Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технологии ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации; интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов; защиты информации; программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами)
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество — закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности

Источник: https://studref.com/485699/pedagogika/informatika_nauka

Министерство образования и науки,

  • МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
    УКРАИНЫ
  • ЮЖНОУКРАИНСКИЙ
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
    УНИВЕРСИТЕТ

имени К. Д.
Ушинского

кафедра прикладной
математики и информатики

Л. С. Сметанина

  1. Учебно-методическое
    пособие
  2. к курсу
  3. «ИНФОРМАТИКА»
  4. Одесса
  5. 2012
  6. Содержание
1 Информатика как наука 3
2 Системы счисления 8
3 Единицы измерения информации 23
4 Информационные процессы 25
5 Социальные аспекты информатики 40
6 Поколения ЭВМ 43
7 Аппаратная часть компьютера 47
8 Логические основы построения ПК 55
9 Программное обеспечение компьютера 61
10 Хронология становления информатики 68
11 Темы рефератов по истории информатики 71
12 Контрольные вопросы к курсу 74

Информатика как наука

Само понятие
информатики возникло в 60-х гг. во Франции
и обозначало область знаний, изучающую
применение электронных вычислительных
машин для автоматизации обработки
информации. Слово «информатика»
образовано путем слияния французских
слов информация и автоматика. В
англоязычных странах вместо «информатики»
часто используют термин «computer science»
(компьютерная наука).

Отсюда следует,
что появление информатики неразрывно
связано с существованием компьютерной
техники. Хотя вычислительные машины
существовали и до 70-80-х годов, их
относительно массовое распространение
пришлось именно на эти годы. Именно в
это время заговорили и об информатике
как о научной дисциплине.

Изначально компьютер
был инструментом для автоматизации
трудоемких вычислений. Однако постепенно
эволюционировал в инструмент для работы
фактически с любой информацией, а не
только числовой.

Получая исходную
информацию в виде чисел, таблиц,
изображений, текстов программное
обеспечение вычислительных машин
способно преобразовывать ее в другую
информацию, а также сохранять и передавать
в той или иной форме.

Наука информатика
стала заниматься разработкой информационных
моделей объектов реального мира, для
которых вообще можно создать информационную
модель. Т.к. материальный мир весьма
разнообразен, то и объекты изучения
информатики также очень разнообразны.
В связи с этим информатика – очень
разнородная наука, что затрудняет ее
однозначное определение.

В свое время Е.П.
Ершов определил информатику так:
информатика
— это находящаяся в процессе становления
наука, изучающая законы и методы
накопления, передачи и обработки
информации с помощью ЭВМ, а также область
человеческой деятельности, связанная
с применением ЭВМ.

Можно предположить,
что теоретическая
информатика

– это наука, возможно до сих пор,
находящаяся в становлении и развитии.

Информатика тесно
связана с математикой, т.к. опирается
на ее достижения. Это объясняется тем,
что объекты естественных и технических
наук, а также социальные явления можно
описать с помощью понятий математики
– функций, систем уравнений, неравенств
и др. При этом предмет изучения информатики
– информация – общенаучное и социальное
понятие.

Источник: https://studfile.net/preview/5458059/

Ссылка на основную публикацию