Философия и ее место в культуре — в помощь студенту

Философия и ее место в культуре - в помощь студенту

Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия — наука» или «философия — религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля, теоретического предшественника К. Маркса, включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского миро уяснения вообще. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где «лепестки» — области философского изучения разных сфер культуры; число «лепестков» может быть меньшим (специализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции) (см. схему). Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Философия и ее место в культуре - в помощь студенту

Историко-материалистический подход дал возможность понять философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества.

Такой подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает острой современной потребности в широком, полноценном мироуяснении, которое не может быть достигнуто на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций.

Общественная жизнь людей при культурологическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляций многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как найти площадь параллелограмма, треугольника, трапеции - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Заключая, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории.

Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философско-теоретическое миропонимание.

С исторической точки зрения, философия — не первичная, простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт.

Появление философии — это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Источник: https://filosofka.ru/meaning/filosofija-v-sisteme-kultury/

Место и роль философии в культуре

: 
   

  1. Место и роль философии  в культуре.
  2. Психоаналитическая философия.
  3. Современные представления об уровнях организации материи.
  4. Предмет гносеологии.
  5. Смысл проблемы сознания
  6. Насилие и ненасилие в истории культуры.
  7. Общество как совокупность отношений
  8. Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.

      
      
  

  1. Место и роль философии  в культуре.

 

     Весьма 
своеобразно соотношение философии 
и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией.

Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию.

Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью.

Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

     Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется 
в функциях философского знания.

     Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в 
первую очередь, мировоззренческую 
функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая 
мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания).

Задача философии заключается, прежде всего, в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории.

Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)

     В своём исходном определении философия 
была сформулирована нами как особого 
рода форма познания, стремящаяся 
сформировать картину мира и бытия 
человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое 
же отношение имеет философия 
к мировоззрению человека?

  • Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки – физика, химия, иные источники знаний.
  • С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных, а так же дают представление о развитии различных научных теорий, например, теория черных дыр, аннигиляции пространства и т.д..
  • Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
  • Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

     Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных 
ее аспектах.

Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников: из религии, из обыденного познания, из науки и т.д..

Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.

     Античная 
философская традиция, русская философская 
мысль и современная европейская 
философия сохраняют свои ясные 
контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.

     Философия дополняет и завершает любое 
специальное образование, помогая 
стать специалисту интеллигентом. Что это — быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых.

От его 
решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что 
альтернатива «или философствовать — или жить» — ложная.

Интеллигент 
не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.

  1. Психоаналитическая философия.

 

     Личность 
Зигмунда Фрейда (1856-1939) — австрийского врача и психолога, основоположника 
психоанализа — стала легендой. Распространение 
психоанализа во всем мире как в области теории, так и в терапевтической практике стало давно бесспорным и очевидным фактом.

Если в области практики современный психоанализ в разнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модель лечения, то в области теории его концепция становится сейчас предметом все большего внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в области философии культуры.

     Работая над исследованием невротиков, страдающих истерией, Фрейд и Брейер прибегали к экспериментам по постгипнотическому внушению. Пациент вводился в состояние гипноза и ему давалась установка по пробуждении совершить какое-либо действие.

На требование врача объяснить свой поступок пациент пытался рационально обосновать действие. Такое явление получило название «рационализация» (попытка обосновать рационально действия, продиктованные бессознательным).

Результатом совместной работы Фрейда и Брейера стал труд «Исследование истерии» (1895).

     Психоанализ изначально основывался на принципе катарсиса (от греч. – «очищение»): под руководством врача с помощью различных техник пациент постепенно приходил к осознанию причин своего недуга.

В психическом плане этот процесс заключался, прежде всего, в переведении бессознательного содержания в сознание – в этом и заключается катартический принцип, на котором строится клинический психоанализ; именно благодаря катарсису достигался терапевтический эффект.

     После разрыва с Брейером Фрейд продолжает исследования самостоятельно, и в конце 1899 года выходит одна из его работ «Толкование сновидений». Здесь австрийский психиатр, продолжая развивать психоаналитические идеи, выступает уже как самостоятельный мыслитель.

     Именно 
сновидения стали тем объектом научного исследования, который позволил Фрейду прийти к более или менее оформленной 
концепции бессознательного.

     Бессознательное, по Фрейду, — это нереализованные 
влечения, которые в связи с 
требованиями общепринятых норм не допускались 
в сознание, вытеснялись.

По мнению ученого, оно обнаруживает себя в 
оговорках, ассоциациях и сновидениях.

Таким образом, считал он, чтобы проникнуть в бессознательное, совсем необязательно погружать человека в гипнотическое состояние, достаточно лишь умело использовать его ассоциации.

     Разнообразные наблюдения самого Фрейда, а также 
первых его последователей позволили 
ему сформулировать теорию социализации, основанную на смещении эрогенных зон 
у человека. Проходя пять стадий развития сексуальности, человек становится полноценной личностью. Все это 
время бессознательное подвергается подавлению.

     В процессе социализации  под влиянием запретов происходит  подавление влечений бессознательного, вытеснение элементов 
психического содержания. Данный процесс 
составил основу фрейдовской теории социализации.

     Теория 
социализации Фрейда представляет собой 
онтогенетическую схему развития. Родовое 
развитие этических и религиозных 
запретов, призванных оградить общество от разрушительных первичных позывов (убийство и инцест) бессознательного, представлено в работе «Тотем и Табу».

  •      С течением времени Фрейд приходит к идее трехкомпонентной структуры 
    личности. Психика состоит из трех сфер:
  •      — бессознательного (Оно);
  •      — сознания (Я) и
  •      — сверх-Я, состоящего из этических установок, принятых в данном обществе.
  •      Эти идеи он изложил в одной из своих 
    главных работ – «Я и Оно».
  •      В работе «По ту сторону принципа удовольствия» 
    Фрейд постулирует мысль о 
    том, что психика действует, руководствуясь двумя фундаментальными принципами:
  •      — принципом удовольствия, присущим 
    бессознательному;
  •      — принципом реальности, которым руководствуется 
    сознание.
  •      Бессознательное руководствуется принципом удовольствия, оно стремится к наиболее полному 
    удовлетворению влечений и абсолютно 
    ничего не знает о требованиях, предъявляемых 
    человеку социальной реальностью.

     Оценки 
вклада Фрейда в науку колеблются от восхвалений его гениальности до прямых обвинений в шарлатанстве.

В частности, представитель логического 
позитивизма Карл Поппер заявляет, что психоанализ не может претендовать на научность, так как он принципиально 
не фальсифицируем, то есть не поддается 
опровержению с помощью эмпирических фактов.

В этом он сходен с такими псевдонауками, как астрология, хиромантия и т.д. Но самыми распространенными обвинениями (конкретно в адрес Фрейда) являются биологизм и пансексуализм его теории.

     Несмотря 
на очевидные недостатки теории Фрейда последний оказал колоссальное влияние 
на гуманитарную науку, на культуру (от литературы до кинематографа) и, естественно, на медицину (и по сей день психоанализ 
является популярнейшим методом 
исследования и лечения душевных заболеваний). Синтез фрэйдизма и психоанализа с другими интеллектуальными течениями породил широкий всплеск гуманитарной мысли: создавались научные школы и направления в рамках философии, теоретической социологии и в клинической практике.

     Непоколебимость Фрейда в отношении психоаналитической теории привела его к разрыву 
со многими учениками.

Такие его 
ученики, как Альфред Адлер, Карл Густав Юнг проявили себя не только самостоятельными мыслителями, но и критиками фрейдизма как ортодоксальной и консервативной теории.

Одни ученики подвергли теорию Фрейда радикальному пересмотру, другие – реформировали ее, развивая теоретические посылки в направлении расширения проблемного поля исследования.

     На 
основе фрейдизма возникло новое 
направление в философии – 
неофрейдизм, основными представителями 
которого были Эрих Фромм, Карен Хорни и Гарри Салливен.

Так же, как и Фрейд, они строили свои концепции, исходя из своего клинического опыта, причем на основании последнего неофрейдисты приходили подчас к совершенно противоположным выводам, нежели австрийский психиатр.

В частности, они отказались от биологизма, пансексуализма фрейдовской концепции и от понятия «либидо».

      
Идеи Фрейда и его последователей, в частности Адлера, Юнга, Фромма, Маркузе не только оставили заметный след в критике современного западного общества, но и раскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских.

Последнее обстоятельство дало достаточно сильный импульс для появления и теоретического обоснования концепции «нового психологического общества», явившейся своеобразным дополнением и даже альтернативой современным концепциям «технотронного», «информационного» общества.

Еще недавно философы описывали миропонимание людей в понятиях классической рефлексии; с возникновением и развитием психоанализа многие социальные и индивидуальные явления получают характеристику, далекую от традиционной.

В «новом психологическом обществе», где носители общественного и индивидуального сознания ориентированы на осмысление мотивов собственных действий, психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления.

Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования.

Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/mesto-i-rol-filosofii-v/285117-850436-page1.html

Раскажите в кратце)) . Предмет философии, ее место и роль в культуре

Виктория Мелешко Мудрец (18559) 8 лет назад Философия — общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Читайте также:  Риск-менеджмент - в помощь студенту

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик.

Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.

Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия — любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т. к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир — основной вопрос философии.

Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека.

Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия.

С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т. е. помогает сформировать целостную картину мира. 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 3. функция социальной критики.

Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 6. функция отражения или обобщения культуры.

Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ. Роль и место философии в культуре.

Теоретическое ядро мировоззрения составляет философия, но мировоззрение не обязательно есть философия. Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории.

Например, главным понятием религиозного мировоззрения выступает некое сверхъестественное ценностное начало, морального — добро и зло, эстетического — красота, научного — истина. Самой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы — это чудесные истории разных народов о богах и героях. В них мы находим первые попытки людей разгадать тайны жизни, ее происхождения, ответить на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Сама же

Источник: http://forestand.narod.ru/fil/02.htm я коротко, а здесь чуть длиннее!

Комментарий удален

Алексей Чижиков Ученик (172) 3 года назад 1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.Философия — самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н. э.Философия — «любовь к мудрости» (фило — «люблю», софия — «мудрость»). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н. э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.Вопрос соотношения материи и сознания — основной вопрос философии.Две стороны этого вопроса:1. Что первично — материя или сознание?2. Познаем ли мир?Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса — на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).Отношение человека к миру троякое: познавательное, практическое, ценностное.Ответ на эти вопросы — ответ на главный вопрос: что есть человек?

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/68563167

Философия и её место в культуре

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время — ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию «цветком культуры нации».

Под культурой понимается вся совокупная творчески созидательная деятельность человека и продукты этой деятельности, т. е. все то, что не является чисто природным предметом и явлением, а так или иначе преобразовано, видоизменено человеком.

В состав культуры входит весь мир преобразованных либо заново созданных самим человеком предметов, орудий и средств, в окружении и с помощью которых протекает человеческая жизнь, в отличие от образа жизни и среды обитания всего остального живого мира.

Культура — это все то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себе больший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на естественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельность человека, в том числе его разумно-волевой активности.

С этой точки зрения предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях — категориях или универсалиях. Этот подход весьма продуктивен, так как открывает новые горизонты развития философской мысли.

Он только начал формироваться и потому еще не приобрел систематически продуманного и развернутого обоснования. Здесь прежде всего необходимо пояснить, что мир человеческой культуры при всем его несомненном своеобразии — это все-таки, грубо говоря, некоторая надстройка над природным миром, вырастающая из его глубинных оснований и питающаяся ими.

Поэтому философия и при новом подходе в конечном счете как была, так и остается учением о предельных основаниях бытия вообще и человеческого бытия в первую очередь. Нецелесообразно ограничивать ее только рамками сферы человеческой культуры.

Природа всегда была и остается предпосылкой и фундаментом всей человеческой активно-преобразовательной деятельности.

С учетом этого сохраняет всю свою значимость традиционное понимание философии как особой формы духовной деятельности человека, претендующей на выработку целостной универсальной картины бытия, теоретического ядра мировоззрения, взгляда на мир в целом. Орудием, средством и мостиком, ведущим к достижению этой цели, является культурно-творческая деятельность человека во всем ее богатстве и многообразии.

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти и т. д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности.

Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем.

Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.

В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.

Рациональная экспликация в философии смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности. Поэтому первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии. В истоках формирования философия эта особенность прослеживается весьма отчетливо.

Существуют домарксистские и немарксистские теории культуры.

Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления.

В немарксистском культуроведении получают развитие и другие подходы к изучению культуры.

Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль культуры при передаче социального наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах культуры. При этом язык стал считаться образцом при изучении строения культуры, что способствовало внедрению в культуроведение методов семиотики, структурной лингвистики, математики и кибернетики.

Источник: https://studwood.ru/907332/filosofiya/filosofiya_mesto_kulture

Место философии в системе культуры. Философия и наука. Философия и религия

Предмет философии, ее основные функции. Язык философии.

В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

  • Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
  • Философия включает в себя:
  • — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, философская антропология, космология, теология, философия существования);
  • — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
  • — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
  • — теорию познания;
  • — проблемы теории познания и творчества;
  • — этику;
  • — логику (математику, логистику);
  • — эстетику;
  • — психологию;
  • — религиозную философию;
  • — философию права;
  • — теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

  1. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
  2. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
  3. Функции философии:
  4. — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
  • — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
  • — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
  • — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

  1. — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
  2. Язык философии — это метаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованные люди.
  3. Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Место философии в системе культуры. Философия и наука. Философия и религия.

  • Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
  • Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого.
  • С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
  • Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
  • Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
  • Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества.

Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

  1. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:
  2. — на первоначальные позиции ученого;
  3. — его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Читайте также:  Построение таблиц истинности - в помощь студенту

Философия и вненаучное знание. Вненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

  • В науке различают:
  • — эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;
  • — теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
  • Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.
  • Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

  1. По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
  2. Вера дается Богом человеку:
  3. — через воспитание в условиях религиозной семьи;
  4. — обучение в школе;
  5. — опыт жизни;
  6. — силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком.

Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни.

Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s6502t2.html

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т. е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т. е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

По месту возникновения различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую и другие философские системы (знания).

По авторам — философии Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона, Маркса, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева, Бахтина, Бергсона и др.

В зависимости от исторического времени различают философию эпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения (XV-XVI вв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи капитализма (XIX в.), современной эпохи (XX-XXI вв.) и т. д.

По широте распространения и доступности философию делят на доступную всем, предназначенную для широких слоев, и доступную лишь «избранным», «посвященным».

По тематике философию можно разделить (весьма условно) на классическую (основания ее содержания заложены в античности, включают проблемы первоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоении мира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т. д.) и неклассическую рассматривающую другие, очень важные, но рядоположенные с классическими вопросы — роль подсознательного в жизни человека, степень научности философии и др.

По исходным установкам устройства мира различают монистическую философию, утверждающую, что первоосновой мира выступает какое-либо единое начало (monos — один) — материя, Бог, дух, идея, Логос; дуалистическую, которая в основу мирового устройства кладет два (dualis — двойственный) начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное; и плюралистическую (pluralis — множественный), которая рассматривает мир как образование, в основе которого лежит множество факторов.

По подходу к первоосновам мира, т. е. выяснению того, что является первичным, философия делится на материалистическую и идеалистическую.

По способу познания выделяют: диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компо — ‘ ненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою; метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их; феноменологическую философию, претендующую на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов); герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений при помощи «предмнения», « предпонимания».

Философия – это самосознание культуры, или, говоря языком философии, она есть «рефлéксия» культуры (reflexio по-латински означает «загибание, поворот к себе»).

Так ее определяет западно-европейское, рациональное мышление, поскольку в других цивилизациях, например, на Востоке философия была неотъемлемой частью мистического откровения о мире и человеке. В русской культуре ХVII-XVIII вв.

философия воспринималась в духе просвещения, в XIX в. она получила развитие в лоне христианской религиозной мысли, а в советскую эпоху она стала мощным идеологическим оружием.

Происходящий в наши дни гуманистический ренессанс философии означает смену ценностных ориентаций в культуре. В ситуации «кризиса» культуры философия оказывается источником конструктивных знаний и опыта, открывающего пусть к диалогу культур.

Культура имеет свою историю, свой особый характер в разные времена и у разных народов. Какова культура, таково и ее отражение в «зеркале» философской мысли.

Отмечая историчность последней, Гегель писал, что философия – это «эпоха, схваченная в мысли». На важность такого подхода указывал наш современник, В. С.

Библер, считая, что философия XXI века открывает особую логику культуры как диалог логик прошлого и настоящего

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/filosofiya/0307464.html

Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Философия (греч. – любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека.

Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции.

По свидетельству античных авторов, слово «Философия» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки, а термин «Философия» впервые употреблялся Платоном.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познания.

На последующих этапах формирования философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, происходит выделение математики, астрономии, медицины и др. наук.

Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философского представлений, возникали различные философские теории и течения.

Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика.

При этом основным вопросом философии остается соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей.

Обоснование его дает ответы на два вопроса: что является первичным – сознание или материя? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты.

Материалисты считают, что первична материя, а идеальные процессы вторичны, и мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философии и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между философии и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась философия.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета.

Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания.

Эти закономерности и являются предметом философии. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. В тоже время «До сих пор, – писал Гегель, – философия еще не нашла своего метода.

Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы других наук».

В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная значимость философии как живой души культуры выражается в ее функциях:

  • Познавательная. Философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
  • Мировоззренческая. Вооружает людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
  • Методологическая. Дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общие методы и всеобщие законы познания. Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-i-otvety-po-filosofii-vstupitelnyj/927-filosofija-ee-predmet-i-mesto-v-kulture

Тема 1. Философия: ее место в культуре и роль в жизни человека и общества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые методические указания составлены на основе совре­менного научного материала по философии. Тематика контрольных работ разработана в соответствии с программой базового курса «Основы фило­софии». При подготовке методических рекомендаций учитывалась специ­фика студенческой аудитории колледжа.

Методические указания состав­лены в помощь студентам при выполнении контрольной работы и для под­готовки к экзамену; они помогают усвоить круг философских проблем, очерченных Государственным образовательным стандартом, понять их смысл и основное содержание.

Для более полного освоения предмета студентам рекомендуется использовать соответствующую литературу.

Приступая к изучению философии, надо помнить, что философия — это особая область знания, это форма общественного сознания и специфи­ческая форма духовной деятельности человека.

«Философия — это наслаждение мыслью», — так сказал Платон, древнегреческий философ. Если бы философия не затрагивала сокровен­ные струны души, не выражала высочайшие общественные интересы, не было бы ни Платона, ни Аристотеля, ни Гегеля.

«Философия никогда не подведет, ибо в ней есть величие, поскольку она занимается познанием мира в целом.

Она трактует о Вселенной, Боге, бессмертии, о сущности человека, целях и смысле жизни, способностях человека и о пределах этих способностей; и если она не может ответить на вопросы, которые преследуют человека на его пути через темный и таин­ственный мир, то хотя бы убеждает его сносить свое невежество без ропо­та. Она дает пищу для размышления и грез, которыми приятнее всего ко­ротать в часы досуга».

Философия призвана помочь человеку разобраться в тяжелых пери­петиях сегодняшнего дня.

Неопределенность исторического развития че­ловечества поставила его перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире с человечеством в целом.

Философия игра­ет большую роль в формировании мировоззренческой культуры человека, она постоянно напоминает ему о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и мире.

В процессе изучения курса студенты должны выполнить домашнюю контрольную работу ДКР. Только серьезная проработка соответствующих тем курса поможет выполнить работу и подготовиться к экзамену.

При выполнении ДКР постарайтесь не списывать слепо с учебника, а давать продуманный и проработанный ответ.

Качество работы оценивается по тому, как правильно и самостоятельно студент дает ответы на поставлен­ные вопросы, в какой степени использовал рекомендованную литературу.

Кроме того, рекомендуется проверить уровень усвоения материала и основных понятий философии, используя интеллектуальный тренинг, см. с. 18-24.

ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Первый вариант

1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

2. Взаимодействие человека и природы.

Второй вариант

1. Античная философия. Основные черты древнегреческой филосо­фии.

2. Мировоззрение и его структура.

Третий вариант

1. Основные черты средневековой философии.

2. Культура и цивилизация.

Четвертый вариант

1. Европейская философия XVII века.

2. Глобальные проблемы современности.

Пятый вариант

1. Эпоха Просвещения и метафизический материализм XVIII века.

2. Диалектико-материалистическая картина мира.

Шестой вариант

1. Иррационализм. Основные направления и школы.

2. Научная картина мира, роль науки в современной жизни.

Седьмой вариант

1. Философия эпохи Возрождения.

2. Природа и сущность человека.

Восьмой вариант

1.Философия о происхождении и сущности сознания.

2. Познание, его возможности и структура.

Девятый вариант

1. Мировоззрение, исторические типы мировоззрения.

2. Русская философия конца XIX начала XX века.

Десятый вариант

1.Философские концепции исторического развития.

2. Индивид, индивидуальность, личность.

Для выполнения домашней контрольной работы студентам реко­мендуется использовать следующую литературу:

1. Радугин А.А. Философия. — М.: Центр, 2002.

2. Кохановский В.П. Философия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. -М.: Гардарики, 2001.

4.Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник для студентов вузов. — М.: Логос, 2001.

  • Рабочая программа по дисциплине «Основы философии»
  • Введение
  • Тема 1. Философия: ее место в культуре и роль в жизни человека и общества

Становление освоения мира и философии. Бытие, человек, познание, ценности основные темы философии. Формы духовного самовыражения человека: миф, наука, религия, жизненная мудрость, философия.

Смысл философских проблем. Философия как знание и искусство жизни: практи­ческая и теоретическая философия. Основные направления философии. Положение философии в современном обществе.

Философия как призва­ние и профессия.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s6859t1.html

Ссылка на основную публикацию