Федеральное собрание российской федерации — в помощь студенту

Федеральное
Собрание – парламент Российской Федерации. Разберёмся для начала со значением
терминов «парламент» и «парламентаризм».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Хотя
название «парламент» впервые появилось в Англии, оно имеет французские
корни. Parler в переводе с французского – «говорить». В общем-то и по сей день
разговоры являются главной функцией депутатов парламента.

Говорить они должны об
очень конкретных вещах – законах государства. Принять «хороший» закон непросто.
Каждое слово, каждая запятая в нём могут иметь значение. Поэтому законопроекты
обсуждаются в парламенте не один раз.

Но о механизме принятия законов мы будем
говорить позже.

Английский
парламент
, созванный впервые в 1265 году, ещё не был
парламентом в современном понимании этого слова – высшим представительным и законодательным
органом государства.

Федеральное собрание Российской Федерации - в помощь студенту

В
его заседаниях участвовали представители разных сословий: епископы и аббаты, по
2 рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от каждого крупного города Англии.
Без их согласия короли не могли вводить новые налоги. Но другие законы короли
могли издавать и без его участия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Монастырская реформа митрополита алексия - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Такие
сословно-представительные органы существовали и в других государствах:
Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земские соборы в России. Они
принимали отдельные законы или сборники законов (в России – Судебник 1550 года
и Соборное уложение 1649 года).

Федеральное собрание Российской Федерации - в помощь студенту

Но
постоянно действующими органами, без которых законодательная деятельность была
невозможна, они, безусловно, не были. Появление полноценных парламентов –
результат буржуазных революций, воплотивших в жизнь идею разделения властей.

Парламентаризм
– такая система государственного устройства, при которой функции
законодательной и исполнительной ветвей власти чётко разграничены при том, что
ведущую роль играет законодательная и её главный орган – парламент.

Обратите
внимание: существование парламента ещё не означает наличия парламентаризма. Как
вы считаете, можно ли говорить о парламентаризме в России?

Что
касается российского парламента, то впервые он появился в начале ХХ
века. Мы уже не раз вспоминали Манифест 17 октября 1905 года, наделявший
законодательными функциями Государственную думу.

Федеральное собрание Российской Федерации - в помощь студенту

Государственный
совет – совещательный орган, созданный ещё Александром Первым, становился
верхней палатой парламента Российской империи. С 1906 года половина его членов
назначалась императором, а другая – избиралась. Выборы, как и в Государственную
думу, проводились по куриям (группам избирателей).

После
установления советской власти высшим представительным и законодательным органом
стал Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Выборы
оставались неравными и непрямыми (вспомните, как именно они проходили). Съезд
не был постоянно действующим органом, он созывался один раз в год. Или чаще,
если возникала настоятельная необходимость.

Конституция
РСФСР 1937 года высшим законодательным органом провозгласила Верховный Совет.
Его депутаты избирались уже на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права. Верховный Совет РСФСР был однопалатным.

В
1990 году появился новый орган власти – Съезд народных депутатов.

Федеральное собрание Российской Федерации - в помощь студенту

Их
выборы впервые проходили на альтернативной основе. Верховный Совет, согласно
внесённым в Конституцию поправкам, становился постоянно действующим органом
Съезда и им же избирался. Ещё одно изменение – появление двух палат в Верховном
Совете: Совета Национальностей и Совета Республики.

Ныне
действующий российский парламент создан в соответствии с Конституцией 1993
года. Познакомимся с принципами его формирования и полномочиями.

Итак,
парламент Российской Федерации – двухпалатное Федеральное Собрание.
Верхняя палата – Совет Федерации. Нижняя – Государственная Дума.

Федеральное собрание Российской Федерации - в помощь студенту

В
любом современном двухпалатном парламенте основную роль играет нижняя палата.
Именно там происходит обсуждение и принятие законов.

Депутатов
Государственной Думы избирает население страны в ходе всеобщих, равных,
прямых выборов. За историю существования Думы несколько раз менялся тип
избирательной системы.

В феврале 2014 года в Федеральном законе «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» была
закреплена следующая норма: состав Думы должен формироваться на основе
смешанной избирательной системы.

Федеральное собрание Российской Федерации - в помощь студенту

Всего
в Госдуме заседает 450 депутатов. Половина из них избирается по мажоритарной
системе – от одномандатных округов. Другая половина – по пропорциональной,
когда избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.
Более подробно о типах избирательных систем мы будем говорить отдельно.

Кандидат
в депутаты Государственной Думы
должен быть
гражданином Российской Федерации не младше 21 года, имеющим избирательное
право.

Депутаты работают на профессиональной основе и не могут заниматься
какой-либо иной оплачиваемой деятельностью как в коммерческих организациях, так
и на государственной службе.

Они не могут одновременно быть членами Совета
Федерации или депутатами представительных органов субъектов Российской
Федерации или органов местного самоуправления.

Какие
способы выдвижения кандидатов называет Федеральный закон?

Источник: https://videouroki.net/video/29-federalnoe-sobranie-rossijskoj-federacii.html

Правовое регулирование управления

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли.

Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить.

Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности.

Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=25221&chapterid=5899

Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию

Документы

Владимир
Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 15 января 2020 года.

Добавить в Календарь

  • 1.
    Правительству Российской Федерации:
  • а)
    обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений,
    предусматривающих:
  • продление
    действия норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной
    поддержки семей, имеющих детей» до 31 декабря 2026 г., обеспечив
    при этом ежегодную индексацию размера материнского (семейного) капитала;

Добавить в Календарь

предоставление
права на получение материнского (семейного) капитала семьям,
в которых начиная с 1 января 2020 г. родился (был усыновлён)
первый ребёнок, при этом размер этих средств должен составить 466 617 рублей,
а в случае рождения в таких семьях (усыновления) второго ребёнка
их размер должен увеличиться на 150 000 рублей;

Добавить в Календарь

предоставление
средств материнского (семейного) капитала в размере 616 617 рублей при
рождении (усыновлении) начиная с 1 января 2020 г. второго ребёнка
или последующих детей семьям, у которых право на получение такого
капитала до 1 января 2020 г. не возникло.

Читайте также:  Регулирование внешней торговли - в помощь студенту

Срок –
15 апреля 2020 г.;

Добавить в Календарь

б)
предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего
образования, возможность выбора направления подготовки начиная с третьего
года обучения.

Доклад –
до 1 июня 2020 г.;

Добавить в Календарь

в)
обеспечить ежегодное установление с учётом заявок субъектов Российской
Федерации и медицинских организаций, подведомственных федеральным органам
исполнительной власти, квот приёма на целевое обучение в общем объёме
контрольных цифр приёма за счёт средств федерального бюджета
на обучение по таким образовательным программам высшего образования,
как программы специалитета по специальностям «Лечебное дело»
и «Педиатрия» в размере 70 процентов и 75 процентов
соответственно и программы ординатуры по дефицитным
специальностям – до 100 процентов.

Доклад –
до 1 октября 2020 г., далее – один раз в год;

Добавить в Календарь

г)
в целях сохранения доступности очного высшего образования обеспечить
начиная с 1 сентября 2021 г.

увеличение общего объёма
контрольных цифр приёма на обучение по программам бакалавриата
и специалитета преимущественно в образовательных организациях высшего
образования, расположенных в тех субъектах Российской Федерации, которые
испытывают потребность в специалистах, имеющих высшее образование,
предусмотрев развитие инфраструктуры таких организаций.

Доклад –
до 15 июня 2020 г., далее – один раз в год;

Добавить в Календарь

д)
утвердить порядок ввоза в Российскую Федерацию конкретных партий
незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи
по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов,
а также обеспечить утверждение перечня заболеваний и состояний
и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства
и психотропные вещества, в целях осуществления ввоза таких препаратов
в Российскую Федерацию.

Срок –
1 марта 2020 г.;

Добавить в Календарь

е)
внедрить единый регистр граждан, имеющих право на обеспечение
лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными
продуктами лечебного питания на льготных условиях.

Срок –
31 декабря 2020 г.;

Добавить в Календарь

ж)
разработать и утвердить концепцию совершенствования института расширенной
ответственности производителей и импортёров товаров и упаковки.

Срок –
31 марта 2020 г.;

Добавить в Календарь

з)
обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений,
направленных на реализацию концепции, указанной в подпункте «ж»
настоящего пункта.

Срок –
1 июля 2020 г.;

Добавить в Календарь

и)
разработать и утвердить концепцию создания комплексной информационной
системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской
Федерации, определив архитектуру указанной системы мониторинга, функциональные
требования к ней, этапы её создания и ввода в эксплуатацию,
а также исполнителей, ответственных за создание такой системы,
и необходимые объёмы финансирования.

Срок –
1 июня 2020 г.;

Добавить в Календарь

к)
внести в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации»
изменения, предусматривающие разработку и внедрение отечественных
программного обеспечения и программно-аппаратных средств в целях
ускорения цифровой трансформации отраслей реального сектора экономики.

Срок –
15 апреля 2020 г.;

Добавить в Календарь

л)
обеспечить оказание гражданам на безвозмездной основе услуг связи
по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет на территории Российской Федерации для использования
отечественных социально значимых интернет-сервисов, определив
по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации
перечень таких сервисов и порядок оказания названных услуг.

Доклад –
до 1 июня 2020 г., далее – один раз в полгода;

Добавить в Календарь

м)
представить в установленном порядке перечень проектов по развитию
транспортной инфраструктуры (финансирование которых может осуществляться
с привлечением средств Фонда национального благосостояния
на возвратной основе), включающий в себя проекты
по строительству и реконструкции автомобильных дорог, соединяющих
областные центры, автомобильных дорог, выходящих на федеральные
автомобильные трассы, автодорожных обходов крупных городов.

Срок –
1 июня 2020 г.;

Добавить в Календарь

н)
определить механизм, предусматривающий ежегодную компенсацию
из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предоставившим
налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет по налогу
на прибыль организаций, в размере до 67 процентов суммы
недополученных доходов в связи с предоставлением такого вычета.

Срок –
1 июля 2020 г.;

Добавить в Календарь

о)
с учётом ранее данных поручений и в целях снижения рисков
необоснованного уголовного преследования обеспечить внесение в нормативные
правовые акты Российской Федерации изменений, устанавливающих допустимый
уровень финансовых рисков институтов развития, осуществляющих венчурное
финансирование с использованием средств бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации организаций, реализующих высокорискованные технологические
проекты.

Срок –
1 июня 2020 г.

Ответственный:
Мишустин М.В.

Добавить в Календарь

2.
Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить внесение
в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

а)
реализацию начиная с 2020 года механизма применения экспериментальных
правовых режимов для разработки и внедрения в Российской Федерации
новых технологий;

Добавить в Календарь

3.
Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
совместно с Правительством Российской Федерации и при участии ведущих
общественных объединений предпринимателей обеспечить принятие федеральных
законов, направленных на формирование механизмов защиты и поощрения
капиталовложений, развитие инвестиционной деятельности в Российской
Федерации.

Срок –
30 апреля 2020 г.

Ответственные:
Володин В.В., Мишустин М.В.

Добавить в Календарь

4.
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:

а)
обеспечить введение с 1 января 2020 г.

ежемесячной выплаты
семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного
минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, на детей
в возрасте от трёх до семи лет включительно, при этом размер
такой выплаты должен составлять 1/2 величины прожиточного минимума ребёнка,
установленной в субъекте Российской Федерации, предусмотрев выделение
средств из федерального бюджета на софинансирование соответствующих
расходов. При необходимости обеспечить внесение изменений
в законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов
Российской Федерации;

Добавить в Календарь

б)
обеспечить гражданам возможность оформления ежемесячной выплаты, указанной
в подпункте «а» настоящего пункта, в том числе с использованием
единого портала государственных и муниципальных услуг и через
многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных
услуг, предусмотрев начало приёма заявлений о назначении такой выплаты
не позднее 1 июля 2020 г.

Срок –
1 июля 2020 г.;

Добавить в Календарь

в)
принять исчерпывающие меры для исполнения поручений, указанных
в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, в том числе
в части, касающейся обеспечения информационного взаимодействия между
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Доклад –
до 1 июня 2020 г.;

Добавить в Календарь

г)
провести оценку уровня доходов семей, которым осуществляется ежемесячная
выплата, указанная в подпункте «а» настоящего пункта,
и по итогам этой оценки принять решение о возможности увеличения
с 1 января 2021 г. размера такой выплаты семьям, среднедушевой
доход которых после её получения не достиг величины прожиточного минимума,
установленной в субъекте Российской Федерации.

Срок –
30 ноября 2020 г.;

Добавить в Календарь

д)
с учётом ранее данных поручений и в связи с увеличением
числа детей школьного возраста рассчитать потребность в дополнительных местах
в общеобразовательных организациях, приняв во внимание необходимость
эффективного использования современных технологий, существующей образовательной
и иной инфраструктуры, в целях предоставления субъектам Российской
Федерации государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета
на создание таких дополнительных мест, предусмотрев внесение
соответствующих изменений в национальный проект «Образование».

Доклад –
до 31 марта 2020 г.;

Добавить в Календарь

е)
утвердить порядок и условия выплаты за счёт средств федерального
бюджета ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5000
рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных
общеобразовательных организаций за классное руководство, предусмотрев
сохранение ранее установленных в субъектах Российской Федерации выплат
на эти цели; обеспечить начиная с 1 сентября 2020 г.
выплату такого вознаграждения.

Срок –
1 июня 2020 г.;

Добавить в Календарь

з)
принять меры по финансовому обеспечению на условиях софинансирования
с субъектами Российской Федерации капитального ремонта, реконструкции
и оснащения детских музыкальных школ и школ искусств.

Доклад –
до 1 марта 2020 г., далее – один раз в год;

Добавить в Календарь

и)
в целях внедрения начиная с 2021 года во всех субъектах
Российской Федерации механизма оказания государственной социальной помощи
на основании социального контракта обеспечить:

подведение
итогов и обобщение опыта реализации в 2020 году мероприятий
по оказанию такой помощи в отдельных субъектах Российской Федерации,
получающих средства из федерального бюджета на указанные цели;

Добавить в Календарь

внесение
в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных
на повышение эффективности оказания такой помощи, предусмотрев в том
числе возможность применения мер воздействия в отношении её получателей
в целях надлежащего исполнения ими обязанностей, предусмотренных
социальным контрактом;

Добавить в Календарь

л)
разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту»)
по введению раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов.

Срок –
1 июня 2020 г.

Ответственные:
Мишустин М.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Добавить в Календарь

5.
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и при участии органов местного
самоуправления обеспечить:

а)
поэтапный переход с 1 сентября 2020 г. до 1 сентября
2023 г. на организацию бесплатного здорового горячего питания для
обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего
образования, предусмотрев предоставление государственной поддержки за счёт
средств федерального бюджета на эти цели;

Добавить в Календарь

б)
создание в общеобразовательных организациях инфраструктуры, необходимой
для организации бесплатного здорового горячего питания, в том числе
оснащение их соответствующим оборудованием, а также снабжение
качественными продуктами.

Доклад –
до 1 сентября 2020 г., далее – один раз в полгода.

Ответственные:
Мишустин М.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Добавить в Календарь

  1. 6.
    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
  2. а)
    принять исчерпывающие меры, направленные на преодоление отставания темпов
    введения дополнительных мест для детей в возрасте до трёх лет
    в дошкольных образовательных организациях и на создание
    в 2021 году в стране не менее 255 000 таких мест.
  3. Доклад –
    до 31 марта 2020 г., далее – один раз в квартал;

Добавить в Календарь

б)
с учётом ранее данных поручений принять дополнительные меры
по обеспечению медицинских работников, прежде всего в сельских
и городских поселениях с небольшим числом жителей, жилыми
помещениями, предусмотрев в том числе предоставление им служебных жилых
помещений, оказание поддержки в индивидуальном жилищном строительстве.

Доклад –
до 1 августа 2020 г., далее – один раз в год.

Ответственные:
высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов
государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Добавить в Календарь

7.
Рекомендовать Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию»
обеспечить контроль за реализацией мероприятий по строительству,
ремонту и оснащению фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов,
а также контроль за внедрением информационных технологий
в деятельность медицинских организаций, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь.

Доклад –
до 20 апреля 2020 г., далее – один раз в квартал.

Ответственный:
Кузнецов М.М.

Тематика Строительство, Здравоохранение
Срок исполнения 20 апреля 2020 года

Добавить в Календарь

8.
Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов
на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим перечнем поручений,
и при необходимости внесение изменений в федеральные законы
«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый
период 2021 и 2022 годов» и «О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021
и 2022 годов».

Доклад –
до 15 апреля 2020 г., далее – один раз в квартал.

Ответственный:
Мишустин М.В.

Последнее обновление материала 11 февраля 2020 года, 18:49

Источник: http://www.kremlin.ru/d/62673

III. Федеральное собрание РФ — общая характеристика

О проекте  /  основы права  /  iii. федеральное собрание рф — общая характеристика

Федеральное собрание в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом. Его статус определяется в 5 главе Конституции.

Федеральное Собрание имеет представительный характер. Парламент выражает интересы и волю народа через законы, и другие нормативные правовые акты. Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Функции Федерального собрания РФ

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью.

Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием.

Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания РФ

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта.

Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен.

Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания РФ

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности.

Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза.

Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/osnovi-prava/federalnoe-sobranie-rf-obsaya-harakteristika/

Доклад Федеральное собрание РФ кратко сообщение

Федеральное собрание – это один из множества федеральных органов, который производит государственную власть в РФ. К его функциям относятся:

  • Представительство;
  • Законотворчество;
  • Контроль.

В пятой главе Конституции РФ отражена политика действий парламента и принципы его организации. Основные принципы — народная независимость и самоуправление. Парламент корректирует общественную жизнедеятельность и направляет свои действия на создание правового государства. Согласно схеме разделения властей, он относится к законодательной ветви.

Структура Федерального собрания

Федеральное собрание составляют две коллегии. Верхняя палата – Совет Федерации и нижняя палата – Государственная Дума. Их пленум состоится в отличных друг от друга зданиях. Они не имеют схожести во внутреннем устройстве.

Срок службы Государственной Думы истекает спустя 4 года с момента образования, у Верхней палаты отсутствуют временные ограничения, и Президент РФ не имеет законного основания для её роспуска. Нижняя палата создаётся путём избрания на демократических выборах и представляет население государства в целом.

Её количество равно 450 членам. Верхняя создаётся из 178 депутатов, направленных на службу вышестоящими органами власти, и представляет субъекты федерации. Палаты сотрудничают во время образования Счётной палаты РФ и ЦИК РФ.

Читайте также:  Явление полного внутреннего отражения света и его применение - в помощь студенту

Согласно Конституции РФ, существуют три случая, при которых две палаты обязаны встречаться для проведения общего заседания. К ним относятся:

  • слушание обращений Президента РФ;
  • слушание Конституционного Суда;
  • слушание выступлений иностранных глав государств.

Нижняя палата отвечает за принятие законов РФ. Верхняя палата наблюдает за балансом интересов страны и регионов во время обсуждения идей, которые направлены на продуктивное развитие государства.

Его участники обладают личной неприкосновенностью на протяжении всего срока службы государству.

Закон запрещает задерживать их, подвергать досмотру или обыску, исключая поимку во время совершения преступления, либо если лишение свободы необходимо согласно Федеральному закону, обеспечивающему защищённость сограждан.

Полномочия палат Федерального собрания

Области осведомлённости Федерального собрания прописаны в Конституции РФ и подразделяются на относящиеся к исключительному ведению палаты, взаимосвязанные с координированием работы и принятием законов.

Верхняя палата имеет возможность и право одобрить изменение границ между субъектами федерации и рассмотреть указ Президента о введении чрезвычайного положения.

  Обсуждение использования оружия за границей государства, определение даты проведения выборов президента и подготовка к процедуре, избирание на должность судей Конституционного и Верховного суда, а также заместителя Председателя Счётной палаты и право на законных основаниях отстранить его от службы также есть исключительно у верхней палаты.

Государственная Дума отвечает за:

  • урегулирование вопроса о доверии Правительству государства;
  • принятие и отстранение от должности главы Центрального банка и Счётной палаты;
  • освобождение граждан, нарушивших закон государства, из мест лишения свободы;
  • выставление обвинений главе государства и отстранения его от службы.

Доклад №2

Так как Россия является демократическим государством, то в нем действует принцип разделений властей, подкрепленный независимостью ветвей власти друг от друга. Одной из ветвей являет законодательная власть, представленная в России Федеральным Собранием.

Федеральное собрание является представительским органом, что подтверждает демократизм и равенство по отношению в многочисленным субъектам федерации.

Низшая палата (Государственная дума) представляет весь многонациональный народ нашей страны, а высшая палата (Совет Федерации) состоит из выборных людей, по два человека из каждого субъекта страны, то есть все субъекты равноправны в осуществлении государственной власти.

Федеральное Собрание — парламент России. Его деятельность осуществляется в соответствии с принципом многопартийности. Это значит, что участники разных политических партий могут принимать участие в осуществлении власти.

Также этот законодательный орган страны действует от имени народа, выражая его волю и мнения. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Оно состоит, как уже говорилось, из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Основной функцией законодательного органа является рассмотрение и принятие всех видов федеральных законов, по содержанию не противоречащих Конституции. Законодательной инициативой обладает каждый участник Федерального Собрания. Проще говоря, любой депутат можно выдвинут идею нового законопроекта, которая потом будет рассматриваться в соответствии с принятым порядком.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/federalnoe-sobranie-rf-kratko

Учебное пособие: Федеральное Собрание Российской Федерации 3

Глава I . Федеральное Собрание Российской Федерации

Статья 94 Конституции РФ гласит: «Федеральное собрание – парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ»[1] .

Данная статья является первой конституционной нормой, которая учредила парламент Российской Федерации, отвечающий основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование — Федеральное Собрание[2] .

Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает в соответствующих статьях и правовых нормах основополагающие принципы и начала народовластия. В частности, в ст.

3, 5, 10, 11 провозглашены имеющие исходное значение для реализации подлинного народовластия демократические начала, без упоминания и раскрытия которых невозможно понять главные черты и особенности статуса нового российского парламента.

Эти фундаментальные начала народовластия следующие. Главнейшее из них: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Весьма существенным является принцип единства системы государственной власти. Наконец, принципиальные положения, содержащиеся в ст. 10 и 11 Конституции:

1) государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (причем органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны);

2) государственную власть в РФ (т.е. на территории РФ в целом) осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ;

3) государственная власть в субъектах РФ (т.е. в республиках в составе РФ, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания может быть выявлен и в достаточной степени проанализирован только в органической связи с вышеприведенными принципиальными положениями и правовыми нормами.

Они в совокупности характеризуют новые роль и подход к определению места и роли представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Изменилась не только терминология (исчезло, например, деление органов государственной власти на высшие и местные); произошло нечто большее, а именно: определенное и достаточно цивилизованное ограничение, соответствующее духу и букве доктрины разделения властей, прав и полномочий представительного и законодательного органа РФ.

В частности, из сферы его ведения исключены в значительной мере исполнительно-распорядительные функции, что было так характерно для Верховного Совета Российской Федерации (согласно ст. 107 Конституции 1978 года – Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации).

Непосредственно статус, основы организации и деятельности Федерального Собрания регламентируются в гл. 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание». Но такая регламентация есть и в других главах и статьях Конституции, в соответствующих правовых нормах других федеральных законов.

Например, основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом РФ установлены в гл. 4 «Президент Российской Федерации» и касаются широкого круга вопросов.

Среди них такие, как согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности. В гл.

6 «Правительство Российской Федерации» определены порядок назначения Председателя Правительства РФ, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой; в гл. 7 «Судебная власть» — полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.

Таким образом, в целом можно констатировать существенное изменение (по сравнению с Верховным Советом) места и роли Федерального Собрания в системе государственных органов Российской Федерации.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов в РФ; взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72)1 .

  • В характеристике российского парламента выделяются три момента:
  • А) применение к нему термина «парламент», что означает официальное принятие категории парламентаризма с учетом, естественно, российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;
  • Б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;
  • В) характеристика Федерального Собрания: законодательный орган Российской Федерации.

Кратко рассмотрим эти три его важнейшие особенности конституционного статуса Федерального Собрания. Первое – применение термина «парламент» к Федеральному Собранию не означает автоматического восприятия системы современного парламентаризма со всеми его особенностями и нюансами.

Надо учитывать специфику российских условий и особенностей переходного периода.

Если под парламентаризмом иметь в виду систему (совокупность органов) национального (народного) представительства, главная функция которых в системе разделения властей заключается в не законодательной власти, то Конституция 1993 года во многом близка к такому пониманию характера парламента РФ.

Однако Конституция 1993 года не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ, который объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Второе – Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Это значит, что парламент РФ есть выразитель интересов и воли народа (нации), т.е. всей совокупности граждан российского государства1. Как отмечал Л. Дюги, «парламент есть представительный мандатарий нации»2 .

Представительный характер Федерального Собрания – органа Российской Федерации обусловлен следующими обстоятельствами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы с демократически избираемыми депутатами и формируемого из представителей от каждого субъекта РФ Совета Федерации. Такой способ образования гарантирует выполнение российским парламентом в практической деятельности задач и функций общенационального представительного органа.

Третье – хотя в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ сказано, что федеральные законы принимаются Государственной Думой, законодательным органом РФ является Федеральное Собрание в целом. Такой вывод следует из содержания ч. 1 ст.

104 о праве законодательной инициативы Совета Федерации и его членов; ч. 4 ст. 105, предусматривающей принцип одобрения Советом Федерации федерального закона; ст.

106 – об обязательности рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В Конституции предусмотрены также иные способы и пути участия Совета Федерации в законодательном процессе.

Источник: https://ronl.org/uchebnyye-posobiya/gosudarstvo-i-pravo/725620/

Федеральное Собрание – Парламент РФ. Вопросы темы: 1. Конституционная модель Федерального Собрания РФ 2. Порядок формирования Совета Федерации 3. Полномочия. — презентация

1 Федеральное Собрание – Парламент РФ

2 Вопросы темы: 1. Конституционная модель Федерального Собрания РФ 2. Порядок формирования Совета Федерации 3. Полномочия СФ и ГД 4. Внутреннее устройство ГД 5. Организация текущей работы ГД 6. Особенности структуры и работы СФ Законодательный процесс 8. Иные парламентские процедуры 9. Статус парламентария

3 1. Конституционная модель Федерального Собрания РФ ФС осуществляет государственную власть (ст. 11). Глава КРФ 5 – «ФС» «ФС – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ» Основные параметры статуса ФС: … ГД: 1) 1993, 2) 1995; 3) 1999; 4) 2003; 5) 2007; 6) 2011; 7) 2016 СФ: нет созывов; места замещаются в порядке освобождения вакансий

4 2. Порядок формирования Совета Федерации КРФ: по 2 от СРФ (зак и исп – ст. 95) + представители РФ Реформы СФ: 1) 1993 г. (п. 7 Р. 2 КРФ) — прямые выборы 2) 1995 г. — по должности 3) 2000 г. – от ИОГВ и ЗОГВ СРФ 4) 2012 г.

— ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ» от г.

229-ФЗ (А) Общие вопросы (Б) Требования к кандидатам (В) Порядок наделения полномочиями члена CФ от ЗОГВ (Г) Порядок наделения полномочиями члена СФ от ИОГВ: + Г-1 (на прямых «губернаторских» выборах) + Г-2 (на косвенных «губернаторских» выборах)

5 Совет Федерации ЗОГВ СРФ Избиратели ВДЛ СРФ + 3 канд ВДЛ СРФ + 3 канд Член СФ Избрание члена СФ от ЗОГВ СРФ Назначение члена СФ от ИОГВ СРФ

6 3. Полномочия СФ и ГД Полномочия СФ (ст. 102) а) утверждение изменения границ между СРФ б) утверждение Указа Президента РФ о в.п. в) утверждение Указа ПРФ о ч.п.

г) использование Вооруженных сил за пределами РФ д) назначение выборов ПРФ е) отрешение ПРФ от должности ж) назначение судей ВС, ВАС, КС з) назначение и освоб от должности Генпрокурора и) назначение Зампреда Сч.

палаты и половины аудиторов Прочие полномочия СФ

7 Полномочия ГД (ст. 103) а) дача согласия Пр-ту на назначение Предс Пр-ва б) вопрос о доверии Правительству, т.е.

+ выражение ГД недоверия Правительству + решение вопроса о доверии Правительству в) (new) заслушивание отчета о результатах деятельности Пр-ва г) назначение на должность Предс ЦБ д) назначение Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов е) назн / освоб от должности Уполн. по правам человека ж) объявление амнистии з) выдвижение обвинения против ПРФ Прочие полномочия ГД

8 Вопрос о регламентах палат ФС Постановление СФ ФС РФ от N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Постановление ГД ФС РФ от N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » 1. Регламент работы коллектива из 450 (170) человек 2. Границы нормативных возможностей регламента 3. Регламент: — есть процедуры работы высшего ОГВ = высший образец — «хлеб лоббистов» — тренд 2010-х на многопартийность = усложнение процедур

9 4. Внутренне устройство ГД 1. Председатель ГД 2. Заместители Председателя ГД 3. Совет Государственной Думы 4. Фракции (см. слайд) 5. Комитеты и комиссии ГД (см. слайд)

10

11 Комитеты ГД а) по государственному строительству и законодательству; б) по труду, социальной политике и делам ветеранов; в) по бюджету и налогам; г) по финансовому рынку; д) по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству; е) по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям; ж) по энергетике; з) по транспорту и строительству; и) по обороне; к) по безопасности и противодействию коррупции; л) по международным делам; м) по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; н) по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления; о) по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока; п) по контролю и Регламенту; р) по охране здоровья; с) по образованию и науке; т) по вопросам семьи, женщин и детей; у) по аграрным вопросам; ф) по экологии и охране окружающей среды; х) по культуре; ц) по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений; ч) по делам национальностей; ш) по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи; щ) по жилищной политике и жилищно- коммунальному хозяйству; э) по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Источник: http://www.myshared.ru/amp/1391809/

Ссылка на основную публикацию