Эстетические категории — в помощь студенту

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.

Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность.

Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные.

Так, в эстетических теориях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.

В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций.

Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского — прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в.

центральной становится категория эстетического (см. Эстетическое). Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни.

В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное — категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое — категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни.

Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое.

Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления.

Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е.

позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного, низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.

Источник: https://esthetiks.ru/kategorii-estetiki.html

Методическая разработка на тему: Методическая разработка урока "Эстетические категории" | Социальная сеть работников образования

  • Содержание.
  • Аннотация………………………………………………………….2
  • Методическое содержание и рекомендации……………………3
  • Поурочный план ………………………………………………….4
  • Использованная литература……………………………………. 9

  Приложение …………………………………………………………………………….10  

Аннотация

Цель методической разработки –раскрыть   преподавание урока по теме:    используя различные педагогические формы и приемы, средства и методы  обучения.

В данной разработке широко использовались методы критического, проблемного обучений, применены  методы дискуссии, беседы, игры, индивидуальные так и групповые  приемы работы,   с применением мультимедийного оборудования, элементы современных педагогических технологий: личностно-ориентированная и интерактивная. Методическая разработка направленна на профессионально-педагогическое совершенствование преподавания  качества подготовки по учебным специальностям.

Методическое обоснование и рекомендации

В связи с последними событиями в современном мире: гражданские войны (Сирия, Украина), экономические кризисы, угроза терроризма, увеличение преступности, уничтожается роль этических и эстетических ценностей.

В этом свете данная тема приобретает весомую значимость  в системе становления мировоззрения у подрастающего  поколения,  педагогу становится немаловажным правильно раскрыть такие понятия как «эстетика», «эстетические категории», «катарсис».

Автор  работы, выбрал приемы и методы наиболее полно,  по его мнению,  раскраивающие  данную тему и отвечающие возрастным и психологическим особенностям студентов. Межпредметные связи данной темы прослеживаются в методической разработки с такими науками как основы философии, психология, социология.

На изучение темы «Основные эстетические категории»  отводится  2 часа.

 В начале урока преподаватель учебную группу делит на 2 подгруппы (команды), затем  использовав метод экспресс-опроса сформированных умений и навыков, являющихся опорой проводит, «погружение» в новую тему за правильный ответ студент получает жетон, в случае неправильного ответа, проводится коллективная беседа, вследствие которого студенты приходят к правильному ответу. В результате первого этапа урока отбираются по 1 студенту, набравших наибольшее  количество жетонов. Они становятся капитанами команд.

        На втором этапе педагог преподносит обучающимся новые знания, используя метод: лекция-беседа объяснение сопровождается Презентацией в программе Microsoft PowerPoint, видеоматериалы.

Также учитель новый материал, примеры  обсуждает с учащимися, интересуется их мнением: «А Вы,  как считаете?» На третьем этапе урока Закрепление материала проходит в игровой форме,  «Морской бой» где 2 команды сражаются с  морскими пиратами-вопросами, признав его правильным, выдается жетон . Преподаватель лишь направляет учащихся.

«Конкурс капитанов»- проводится  для капитанов команд, где они получают индивидуальные задания. По окончанию игры определяется команда победителей – набравших наибольшее количество жетонов, заслушивается обратная связь.

  1.  Учитель в целом оценивает работу всех студентов.
  2. План урока № 10
  3. Группа-СД-15, 27 октября 2015г.
  4.  Сабақтың тақырыбы. ТЕМА:  Основные эстетические категории (слайд №1)
  5. Сабақтың  түрі. Вид занятия: теоретическое (урок) 
  6. Сабақтың әдісі. Тип урока – формирование знаний умений и навыков (урок-путешествие)

Сабақтың мақсаты. Цель: ознакомить учащихся с понятием эстетика, её категориями, развитие логического  и творческого мышления,  эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, делать выводы, отстаивать свою позицию, воспитание эстетической культуры,  речи, эмпатии.

Сабаққа көрнекі құралдары:

Наглядные пособия и ТСО: ПК, проектор, интерактивная доска, слайды в программе Microsoft PowerPoint, видеоматериалы.

1. Сабақтың ұйымы: Организация урока (2-3 мин.):

1.1.проверка готовности аудитории к уроку.

1.2. проверка присутствующих учащихся

1.3. сообщение целей и задач урока

2. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

  • Методы проверки: экспресс-опрос и коллективная беседа
  • Тексеру әдістері  Сұрақтар:
  • Вопросы: (5-10 мин.)
  1. Что такое «Этика», о чем говорит эта наука?
  2. Как переводится с греческого «Этика»?
  3. Расскажите об этических нормах?
  4. Что такое «Табу»?
  5. Какие виды «табу» известны с древности?
  6. Как вы понимаете  слово «искусство»?
  7.  Связаны ли понятия «Этика» и «Искусство»?
  8. Как вы считаете, является ли  комната на  фотографии   объектом произведения искусства? (Автор Ники Фейн) Слайд №1
  1. 3. Жаңа тақырыпты баяндау: Изложение нового материала:
  2. Баяндау әдістері: Методы изложения: (лекция-рассказ) (30-35 мин.)
  3. Жоспар:

План: 1. Понятие эстетики. История возникновения.

           2. Категории эстетики

1.         Сам термин «эстетика» (от греч. aisthetikos – чувственный) ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе «Aesthetica», опубликованной в 1750-1758 г. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики.  (Слайд №2)

Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.

  • Эстетика- Наука о прекрасном (упрощенная трактовка термина);
  • (Слайд №3)
  • Произведения искусства оказывают на человека эстетическое воздействие.

Произведения искусства должны обладать неким сложно уловимым свойством, которое порождает эстетическое впечатление. Сила воздействия, оказываемого произведением искусства, определяется наличием или отсутствием пафоса.

Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – категория, включающая в себя воодушевление автора, наличие эмоционального «заряда» в произведении искусства и ответную сильную эмоциональную реакцию публики. Категория впервые была полно разработана Аристотелем.

Выделяют пафос (Слайд№5):

  • героический,
  • трагический,
  • романтический,
  • сентиментальный,
  • сатирический;
  • пафос утверждения
  • отрицания

2. Эстетические категории.

  1. Категория — (греч. κατηγορία)  ( Слайд №6)
  2.  Понятие, обозначающее наиболее общий, разряд явлений, предметов.
  3. Первая из основных категорий в эстетике: прекрасное.

Нужно помнить, что понятие прекрасного всегда относительно и субъективно. То, что прекрасно для одной эпохи, может считаться уродливым в другое время. То, что нравится одному человеку, не обязательно понравится другому. Но это не мешает философам бесконечно пытаться выработать универсальное определение прекрасного.

Прекрасное – высшая степень красоты внешнего мира и внутреннего (душевного) состояния человека(Слайд №7)

Прекрасное – это свойство материального объекта, который нравится сразу многим людям.

Известный философ и психолог Давид Юм посвятил вкусу специальный очерк «О норме вкуса» (1739-1740), в котором подошёл к проблеме с общеэстетической позиции. Вкус – способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.

«Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному.

Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим.»  Искать истинно прекрасное бессмысленно.

  •  Красивое – разновидность прекрасного, определяющая красоту внешнего облика предметов или явлений. (Слайд №8)
  • Изящное — разновидность прекрасного, характеризует красоту очертаний предметов, линий, отточенность формы, элегантность внешнего вида, грациозность движений. (Слайд №9)
  • Противоположность прекрасного – безобразное. (Слайд №10)

Произведение искусства всегда должно иметь прекрасную форму. С точки зрения содержания, однако, в искусство входит не только прекрасное, но и безобразное тоже.

Безобразное –противоположно прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность, имеющая отрицательное общественное значение, но не представляющая угрозы.

На картине могут быть изображены трупы, развалины, в романе могут быть описаны отвратительные сцены (убийства, жестокость), и пр. Изображение и описание должны иметь эстетически совершенную форму, однако предмет изображения и описания может быть отвратителен.

 Возвышенное – эстетическая категория, выражающая сущность явлений/процессов, которые обладают большой значимостью для человека, вызывают в нем особые чувства, возвышающие  над повседневностью. Возвышенное противопоставляется низменному, а также обыденному. (Слайд№11)

Материалистическое понимание возвышенного трактует понятие как нечто гораздо большее, чем окружающее, героическое, великое. Возвышенное выявляется только при сопоставлении с другими объектами, которые оказываются «ниже», «мельче».

Читайте также:  Индекс человеческого развития - в помощь студенту

Необходимо учесть, что материалистическая трактовка возвышенного диктует сугубо субъективное его восприятие: в разные эпохи восприятие обыденного и низменного может отличаться, соответственно варьируется определение возвышенного. Например, в сложное военное время возможно снижение привычного возвышенного до уровня «обыденного» (героизм превращается в повседневность), а возвышенным становится только «супервозвышенное».

Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для людей.

Низменное — эстетическая категория, противоположная возвышенному.  Прежде всего, характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несет ужасную угрозу для всего человечества. (Слайд №15) 

Низменное не существует вне человеческого сообщества, в отличие от безобразного. Безобразным может быть животное или природное явление, но низменных поступков животные не совершают, т.к. им недоступна суть сознательного искажения идеала, их действия определяются законами природы и естественными инстинктами.

  1. Трагическое – категория, характеризующая неразрешимый конфликт, разворачивающийся в ходе свободного действия человека и связанный со страданиями личности, гибелью важных духовных и материальных ценностей, смертью и пр. (Слайд №17)
  2.  Трагическое — эстетическая категория, отражающая гибель прекрасного в активной борьбе силами зла, но в то же время, утверждающая жизненные идеалы и ценности.
  3. Трагическое наступает неотвратимо, и оно непоправимо.

Трагическое всегда связано с действиями самого человека, а не является результатом случайности. Человек в трагической коллизии оказывается страдальцем, но в то же время не сдается, даже потерпев поражение. В этом трагическое сближается с возвышенным.

Трагическое отличается от мелодраматического, трогательного, печального заключенной в нем идеей величия и активной позицией страдающего лица.

Трагедия оказывает на душу человека очищающее и возвышающее воздействие за счет переживаемого катарсиса.

Катарсис (др.-греч. κάθαρσις возвышение, очищение, оздоровление) -просветление души человека в результате сильного эмоционального переживания (страха и сострадания, переживаемого благодаря созерцанию перехода героя от счастья и благополучия к несчастью). (Слайд №18)

Ужасное — эстетическая категория, которая обозначает уничтожение, гибель без всякой веры в светлое будущее (Слайд №19)

Материалистическое понимание трагического упрощает его до «ужасного в человеческой жизни», т.е. любое достаточно страшное по своим последствиям происшествие может быть сочтено трагическим, независимо от поведения участников и наличия катарсиса (например, случай, когда в ходе семейной ссоры оскорбленный муж зарезал беременную жену).

Комическое (греч. komikos — веселый — смешной, от komos — веселая ватага ряженых на празднестве Диониса в Древней Греции) — категория, означающая смешное, вызывающее веселье. К этой категории не относится смех «физиологического» происхождения (истерический, от щекотки и пр.). (Слайд №20)

Идеалистическая трактовка: комичен перевес формы над идеей, «пустышка», которая пытается быть «чем-то».

Комическое – категория эстетики, отражающая мир с эмоциональной и критической точки зрения одновременно. Комично то, что вызывает смех у людей.

В ходе развития культуры выделяются и обособляются различные виды комического. У смеха могут быть различные причины: неожиданное разрешение какой-то ситуации, парадоксальное завершение процесса, противоречие, выявление пороков.

Различаются высокие виды комического, которые служат для «очищения души», воспитания личности, и сниженные, шутливые, ориентированные на развлечение. В зависимости от эпохи смеху приписываются то высокие функции (воспитательные, аксиологические), то низменные (развлечение, потакание праздности).

  • Виды комического — ирония, юмор, сатира, гротеск, сарказм.
  •  Гротеск – чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эстетического предмета. Как правило вызывает «смех сквозь слезы»
  • Сарказм – едкая и язвительная ирония, делающая объектом изобличения явления, особо опасные по своим общественным последствиям.        
  •  Сатира — специфический способ воспроизведения действительности с помощью преувеличения, заострения, доводящего облик до деформации.
  • Юмор – восприятие объекта в эстетической оценке, в которой сочетается серьезное и смешное при преобладании положительного момента в смешном.
  • Ирония-  категория построенная на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению
  • 4.Тақырыпты бекітуі:
  • Закрепление материала: (20-25 мин)
  •         Түрлер және бекіту әдістеріФормы и методы закрепления:
  • Игра-соревнование «Морской бой».

5. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия. (2-3 мин.)

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…Какой этап урока понравился и почему?На каком этапе было труднее всего работать и почему?

         6. Домашнее задание. (1 мин.) « Человек и общество»  В. П. Кохановский стр 47-118    Найти определение  «Золотое сечение». Мини-сочинение «Если бы не было …»

Использованная литература:

  1. Г.Ускенбаева, С. Дауылбаева «Человек и общество», 11 класс Алматы 2011г. методические рекомендации.
  2. Г.Ускенбаева, С. Дауылбаева «Основы обществознания», 10 класс Алматы 2010г.,  методические рекомендации
  3. С. Смагулова, А. Ахантаева «Основы обществознания», Алматы 2010г. дидактические материалы.
  4. М. Сабит, М. Изотов «Человек и общество», Алматы 2011г.

Игра- «морской бой»

А Б В
1
  1. ?   Вставьте пропущенное слово и определите вид пафоса «…При бодром духе тело
  2.   Чувствительно. Но у меня в груди
  3.   Все вытеснено вон душевной бурей.
  4.   Одно томит, одно я сознаю,

  Одно: дочернюю неблагодарность!..

  •   …Вот тебе урок,
  •  *****  надменный! Стань на место бедных,
  •   Почувствуй то, что чувствуют они,
  •   И дай им часть от своего избытка
  •   В знак высшей справедливости небес…»
Какие эстетические категории выражены в картине И. Босха? Назовите автора произведения «Ромео и Джульетта?»
2
  1. Как понимаете следующее выражение…
  2. «Чуждайтесь низкого –
  3.   оно всегда уродливо»
Раскройте суть следующих понятий  к каким эстетическим категориям их можно отнести:

  • Фантастическое
  • Чудесное
  • Героическое
Проанализируйте высказывание Вольтера. «…Не следует смеяться ни над очень хорошими, ни над очень плохими; смеяться надлежит над людьми, которые, будучи посредственностями, мнят себя гениями и заносятся чересчур высоко».А над чем посмеялись бы Вы?
3 При помощи, каких эстетических категорий автор мультфильма стремился выразить свою мысль? В чем главная мысль произведения? Выполните юмористический коллажКонкурс капитанов Зигзаг удачи

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2017/10/15/metodicheskaya-razrabotka-uroka-esteticheskie-kategorii

Категории эстетики

  • Эстетическое видение мира – это специфическое видение мира, и прежде всего – видение его в координатах определенных общих понятий или представлений.
  • Эстетические категории – наиболее общие, фундаментальные понятия, представляющие собой формы и организующие принципы эстетического опыта и мышления.
  • Эти понятия являются одновременно категориями эстетики и категориями философии искусства, пытающейся понять феномен искусства и объяснить его развитие.

В общем случае, система категорий эстетики, или ее категориальная структура, представляет собой сеть основных понятий, используемых в эстетике, их устойчивую конфигурацию и взаимосвязь, при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Образно говоря, эстетические категории – это те очки, через которые художник, критик и любой иной человек смотрят на мир и без которых они не способны воспринять эстетическое измерение человеческого существования.

К категориям искусства и эстетики относятся понятия: эстетическое видение, художественное, художественный вкус, художественный стиль, художественная объективность, функция искусства, подражание (мимесис), побуждение, художественный образ, символ, симулякр, содержание и форма, художественный канон, прекрасное, эпатирующее, возвышенное, обыденное, трагическое, фарсовое, безобразное, отвратительное, комическое, ироническое, абсурдное, жестокое, эклектическое, заумное, деконструкция и т.д. Часть из этих категорий относится к самому искусству, а часть – к его познанию.

Некоторые категории – в частности, подражание и побуждение, художественный вкус, художественная объективность, художественный стиль – рассматриваются в рамках обсуждения общих принципов искусства, формулировка которых невозможна без использования данных категорий. Другие категории – художественный образ, симулякр, художественный символ – рассматриваются при анализе языка искусства.

Можно сразу же отмстить, что и категории, как они понимаются в каждый конкретный промежуток времени, и принципы искусства носят двойственный, описательнооценочный характер. Они являются, с одной стороны, описанием и систематизацией предшествующего опыта создания произведений искусства, а с другой – диктуют линию будущего художественного творчества.

Традиционная эстетика обычно говорила только о категориях, под которыми понимались те предельно общие понятия, в координатах которых протекает художественное мышление. Современная эстетика вместо старого понятия «эстетическая категория» все чаще использует более широкое понятие эстетического качества, или эстетического свойства.

Такие категории, как красота, безобразное, трагическое и т.п., являются частным, хотя и важным случаем эстетических качеств. Эстетические категории важны, но они не должны переоцениваться.

В реальном художественном мышлении фигурируют многие иные понятия, обозначающие разнообразные эстетические свойства и не сводимые напрямую к немногим центральным категориям.

Анализ категорий в эстетике

Система категорий, являющихся одновременно категориями эстетики и философии искусства, опирается на более общую систему философских категорий.

Анализ категорий как оснований всего сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о категориях попытался развить Аристотель в трактате «Категории», обобщившем более ранние попытки вычленить основные категории и охарактеризовать их.

Аристотель выделил такие категории, лежащие, по его мнению, в основе человеческого мышления, включая и художественное: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Эта система категорий с несущественными изменениями обсуждалась в философии вплоть до Нового времени.

Аристотель выделил также целый ряд фундаментальных категорий эстетики: подражание (мимесис), прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное, катарсис, талант и др.

Кант истолковал категории как априорные неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт, и подразделил их на следующие разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). К эстетическим категориям Кант отнес эстетический вкус и эстетическое удовольствие, чистую красоту, возвышенное, творческую спонтанность, гениальность и др.

Системы категорий, создававшиеся в рамках традиционной философии, поражают своей искусственностью, оторванностью от реальной практики мышления, и прежде всего от практики научного и художественного мышления.

Почти все эти системы основываются на ошибочных предпосылках: существует, якобы, замкнутый перечень категорий; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с ней; система категорий представляет собой не результат анализа реального, в частности художественного, мышления, а следствие определенных общих философских идей, касающихся реальности, и др.

Под непосредственным воздействием науки и искусства современная философия ввела в число категорий такие понятия, как вероятность, рациональность, абсурд, обыденное, объяснение, понимание и т.д.

С другой стороны, новое понимание общества и человека побудило отнести к категориям такие понятия, как жизненный мир, страх, заброшенность, забота, сомнение, языковые игры и т.д.

Читайте также:  Правила пользования общежитиями - в помощь студенту

Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий является не только размытым, но и весьма разнородным, так что о «системе категорий» следует говорить с большой осторожностью.

Нужно подчеркнуть, что система категорий эстетики, хотя она и формируется в рамках эстетического видения мира, вырастает в конечном счете из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими-то отдельными ее областями, например философией, теологией или естественной наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система категорий искусства.

Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы таких категорий, что возникает сомнение в том, что зрители последующей эпохи способны адекватно понять художественные произведения, создававшиеся в предшествующую эпоху. В частности, О. Шпенглер был убежден в том, что такое понимание невозможно: представления о пространстве, числе, судьбе, детерминированности и т.д., лежащие в фундаменте мышления определенных исторических эпох, совершенно непонятны для последующих эпох.

Каждое направление в эстетике вводит свои собственные категории, претендующие на то, чтобы быть уточнениями, или экспликациями, категорий реального эстетического восприятия и художественного мышления.

Всякая философская классификация категорий является в той или иной мере искусственной.

Нет оснований думать, что когда-то в будущем эстетика даст естественную, и значит единственную, классификацию эстетических категорий.

Источник: https://studme.org/37329/etika_i_estetika/kategorii_estetiki

Основные эстетические категории

Основные эстетические категории

Прекрасное и безобразное

Прекрасное — эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного.

Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений.

На предложенной выше схеме прекрасное выступает как гармония духа и материи, содержания и формы, разумного и чувственного, объективного и субъективного, упорядочивание хаоса, свободное выражение необходимости. Эти определения прекрасного можно продолжить.

Главный же вопрос, волновавший мыслителей, это — какова природа прекрасного? Ответить на этот вопрос означает ответить на вопрос о сущности эстетического в целом.

Основные трактовки прекрасного:

  • 1. Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и явлениях, как считали Платон, Гегель и христианские философы средневековья.
  • 2. Прекрасное — объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в древнегреческой космоцентрической эстетике, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космоса. Такая трактовка в той или иной форме воспроизводится во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное — естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и т.д.
  • 3. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота — результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «чувствования», «проецирования духовного богатства на действительность», как полагали многие субъективистские направления в эстетике (романтики, модернизм).
  • 4. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Так полагали Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. При таком подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. С позиций этого подхода прекрасное — это эстетический образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.
  • 5. Эстетические разработки на основе учения К.Маркса утверждают, что прекрасное — это результат того, что объективные явления с их естественными свойствами втягиваются общественно-исторической практикой в сферу интересов человека и приобретают положительную ценность для человечества как рода, «одухотворяются», очеловечиваются трудом и становятся сферой свободы. В рамках этой позиции красота объективна, так как зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Это эстетическое свойство имеет общественную сущность и формируется исторически. Наконец, прекрасное — сфера свободы человека, свидетельство того, что человечество овладело данным аспектом реальности.

Безобразное — категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность.

Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами — хаос.

На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Безобразное — антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

Возвышенное и низменное

Возвышенное — эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.

эстетический прекрасный категория возвышенный

Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве. Создавая произведения, соответствующие категории возвышенного, человек тем самым роднится с вечностью, обретает бессмертие посредством творчества. Грандиозность, масштабность, монументальность — типичные формы отражения возвышенного в искусстве.

Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды — не только по причине их «возвышенности» над пустыней, а потому, что они утверждали сопоставимость фараона с бесконечностью и вечностью. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах, проникнутых пафосом порыва к абсолютному и почти недостижимому бытию — Богу.

В терминах возвышенного может быть охарактеризована Библия и другая литература героического содержания.

Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и это сближает его с прекрасным. Однако оно менее гармонично и достигается благодаря победе духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями.

Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное — эстетическая категория, характеризующая чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности.

Низменному в сильной степени присущ этический аспект: оно напрямую связывается с силами зла, которые по традиции располагаются в Аиде, в аду, т.е. в «низменном» месте.

Если возвышенное переживается как сфера, где человеческий дух возобладал над внешними силами, то низменное — свидетельство социальной или психической зависимости человека, ничтожности человеческого, уничтожения человечности.

Низменное (по схеме) трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувственности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями. Низменное схоже с безобразным, однако сопровождается отрицательными нравственными чувствами: негодованием и брезгливостью.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать насилие, разврат, цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве.

Обычно художественное произведение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра.

Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

Трагическое и комическое

Трагическое — категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке.

Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным.

Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример — трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии — святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления.

Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности.

В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения — расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами.

И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом.

Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Читайте также:  Элементы комбинаторики и теории вероятностей - в помощь студенту

Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическое — категория эстетики, отражающая неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоционально насыщенная форма их критики.

Комическое (по схеме) означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, занудно-необходимого, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка.

Полная победа таких явлений характеризуется как низменное и вызывает осуждение, а их неопасное преобладание комично и вызывает смех.

Оттенки комического многообразны: это юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур, гротеск. Комедийный смех не только отрицает и разрушает то нелепое и злое, которое им обнаружено, но и утверждает определенный положительный идеал, т.к. осмеянное перестает быть страшным или дискомфортным.

Источник: https://studwood.ru/563616/etika_i_estetika/osnovnye_esteticheskie_kategorii

Эстетика и дизайн товаров

Библиотека студента

Эстетическим «полюсом» категории «прекрасное» является категория «безобразное» (без образа), обозначающая все то, что не имеет гармонического лика, не оформлено. Если «прекрасное» предполагает наличие совершенной формы, то «безобразные», — отсутствие таковой, бесформенность.

Критерием оценки явления и предмета как «прекрасного» или «безобразного» является эстетический идеал, а основой — эстетический вкус.

Категории «прекрасное» и «безобразное» — это противоположности, связанные друг с другом различными переходами, отношениями и связями. Если прекрасное притягивает и доставляет наслаждение, то безобразное в любых проявлениях отталкивает.

Предмет и явления, характеризующиеся как «безобразные», имеют отрицательное общечеловеческое значение.

Категории «гармоническое» и «хаотическое» противоположны по смыслу. Для обозначения высокого уровня соразмерности, организованности и упорядоченности применяют категорию «гармоническое», показателями которой являются симметричность, пропорциональность, согласованность, ритмичность и соответствие.

Гармоничный объект характеризуют также как совершенный и прекрасный. Ведущая роль «гармонического» в эстетическом преобразовании действительности аксиоматична, поскольку, вызывая чувство покоя, иногда гармония способна сообщать и ощущение скуки.

Если бы мир развивался лишь по законам гармонии, то в нем царило бы равнодушие.

Элементы «хаотического» в разумных пределах оживляют, делают выразительной и неповторимой окружающую нас действительность, позволяют создавать неповторимые произведения искусства. К ним относятся: аритмичность, симметрия, несогласованность, несоответствие, диспропорции, нарушение упорядоченности.

Исторический путь развития искусства, архитектуры, костюма и т.п. изобилует огромным количеством примеров, когда «хаотическое» играло ведущую роль. Одним из художественных стилей в мировой культуре является стиль барокко, означающий в переводе с итальянского «странный», «причудливый».

Именно для этого стиля характерными чертами являются отрицание порядка в виде отказа от прямых линий, симметрии и ритма, наличия, как правило, криволинейных и сложных форм.

Дизайнеры сегодняшнего дня умело используют элементы «хаотического» для разработки оригинальных изделий, деятели искусства — для создания новых изысканных графических, музыкальных и других произведений. Но в больших количествах «хаотическое» может привести к дезорганизованности, неоформленности и в конечном итоге к хаосу.

Эстетическая категория «ужасное» охватывает те обстоятельства и явления действительности, над которыми человек не властен, что делает его рабом обстоятельств, которым он должен подчиняться.

Ассоциациями категории являются гибель и уничтожение добрых и прекрасных начал, бедствия, страшные события.

Это «глухая стена», за которой нет ничего, что бы обнадеживало, просветляло, помогало освободиться от несчастий.

Близкой, но глубоко противоположной «ужасному», является категория «трагическое». В отличие от «ужасного», она всегда может иметь разрешение в будущем. «Трагическое» — величественно само по себе и возвеличивает человека в силу господства последнего над обстоятельствами.

Изучением «эстетического» как самостоятельной категории специалисты стали заниматься не так давно.

История эстетики указывает на то, что сущность данной категории с давних пор подменяли пониманием категории «прекрасное».

Действительно, «эстетическое» в широком смысле рассматривается как совершенное, но при этом может выступать как в форме прекрасного, так и в форме безобразного, низменного и трагического.

Воспринимая «эстетическое», мы свободны от утилитарных ориентации. Наше восприятие формируется на сиюминутном, субъективном, чисто эмоциональном отношении. Без категории «эстетическое» жизнь невозможна. Проявления данной категории мы наблюдаем везде: в природе, искусстве, архитектуре, технике, традициях, поведении, внешнем виде человека, предметах быта и т.д.

«Эстетическое», как совершенное, является результатом не только художественной деятельности, но и материально-духовной практики человечества.

Качественной особенностью эстетического является то, что обнаружившиеся в нем свойства объекта реализуются в процессе материально-духовной деятельности человека через наиболее полное воплощение свойств объекта и возможностей субъекта.

Эстетическая ценность предметов как носителей социальных и культурных значений, определяется его ценностью для человечества и его общественно-практической значимостью. В процессе общественно-исторической деятельности предметы и явления, обновляющие круг интересов человека, обретают свое эстетическое начало, т.е. свои эстетические свойства.

Последние определяются не только естественными качествами самого предмета, но и общественными обстоятельствами его существования. В процессе исторического развития природы и человеческого общества сущность категории «эстетическое» изменяется и совершенствуется. Творя по законам красоты, человек превращает вновь созданные объекты в предмет эстетического познания и преобразования.

Сущность категории «художественное» заложена в самом термине. Проявление художественного начала возможно только в мире искусства и только как самостоятельный вид человеческой деятельности. Художественные ценности по содержанию и заложенному в них духовному потенциалу богаче и ценнее эстетических.

Именно поэтому истинные шедевры, созданные художниками, архитекторами, музыкантами, скульпторами и мастерами слова, переходят из одной исторической эпохи в другую, не теряя при этом своей актуальности, прелести, значимости и ценности. Притягательность произведений искусства объясняется не столько красивым содержанием, сколько красивым исполнением.

Совершенство изображения отвратительных персонажей, трагичности последствий природных явлений, уродливости чувств и низменности поступков заставляют нас поверить автору или исполнителю и формировать свое отношение.

Известный актер Георгий Вицин, придерживавшийся канонов трезвого образца жизни, в кино сумел создать образ никогда не выходящего из состояния опьянения персонажа. Вглядываясь в картины с изображением военных сцен, последствий стихийных бедствий, мы восхищаемся мастерством художника, сумевшего заставить нас сопереживать героям картины. Эти чувства писатель Н.Г.

Чернышевский выразил такими словами: «…одно дело — нарисовать прекрасное лицо и совершенно другое — прекрасно нарисовать лицо. В первом случае получается копия, а во втором — произведение искусства».

Таким образом, «художественное» в отличие от «эстетического» может выступать только в форме прекрасного. Будучи тесно взаимосвязанными, тем не менее категории «эстетическое» и «художественное» не совпадают друг с другом.

1.3. Эстетическое освоение действительности

Знание сущности, истории становления, значения и возможностей эстетики как науки позволяет человеку правильно воспринимать, познавать, оценивать и в конечном итоге преобразовывать окружающую действительность.

Целью эстетической деятельности человека является эстетическое освоение действительности, представляющее взаимодействия человека с предметами окружающего мира в процессе восприятия, познания, оценивания и эстетического преобразования окружающего мира.

На практике эти процессы могут совершаться одновременно как единое целое и последовательно с временными промежутками.

Эстетическое восприятие сопровождает человека с первых дней его жизни и имеет место каждый раз, когда человек познает новое, неведомое ему. Уже в утробе матери младенец слышит музыку и реагирует на нее, после рождения видит игрушку и узнает маму по запаху и внешнему виду.

При этом он неосознанно обязательно выражает свое отношение эмоциональными переживаниями в виде проявлений радости или огорчения. Эстетическое восприятие осуществляется с помощью таких органов чувств, как зрение, слух и обоняние. Наиболее важными из перечисленных являются зрение и слух.

Благодаря функционированию этих органов чувств воспринимаются музыкальные, изобразительные, театральные, кинематографические и другие произведения искусства и формируются эстетические чувства, присущие только человеку.

Современные достижения науки, воплощенные в окружающий человека предметный мир, позволяют осуществлять воздействие на формирование эстетических чувств человека и с помощью запахов. В легкой промышленности уже вырабатываются одежда, постельное и нательное белье из волокон, имеющих приятные запахи.

В Японии демонстрируются кинофильмы, которые кроме воздействия на зрение и слух влияют и на обоняние, так как «издают» запахи в соответствии со сценарием.

Эстетическое познание является следующим этапом после эстетического восприятия. В процессе эстетического познания человек получает информацию об окружающем его мире с помощью органов чувств, как и в эстетическом восприятии.

Особенностью эстетического познания является то, что оно в отличие от научного познания всегда имеет чувственное проявление.

Итогом эстетического познания является формирование эстетического сознания, что позволяет человеку грамотно оценивать эстетические проявления окружающего его мира.

Эстетическое оценивание проявляется в том, что путем восприятия и познания окружающей действительности человек дает оценку явлениям, объектам и событиям на основе своего эстетического вкуса, эстетического сознания и эстетического идеала.

Эстетический идеал и вкус позволяют оценивать явление или предмет с учетом личностных критериев.

Формирование и развитие эстетического идеала и вкуса происходит под влиянием общественной формации, воспитания, образования, окружения и генетической наследственности человека, что объясняет их многообразие, а иногда и непостоянство.

Эстетический идеал воплощает в себе представления как отдельного человека, так и общества о проявлениях высшей гармонии в предметах и явлениях.

Живопись Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали, музыка Чайковского и тяжелый рок, классический стиль в одежде и хиппи, штиль и буря, а также другие противоположные по содержанию проявления окружающего мира имеют своих поклонников и почитателей. Эстетическое оценивание может выражаться как положительной оценкой, если от общения или взаимодействия с предметами или явлениями человек получает положительные эмоции, так и отрицательной, если результатом станут отрицательные эмоции.

Эстетическое преобразование является закономерным итогом эстетического восприятия, познания и оценивания и предполагает вмешательство человека в окружающий мир с целью создания красоты.

Стремление к формированию красоты присуще человеку, как показывают научные и археологические исследования Древнего мира, с первых дней сознательного существования человека на Земле.

Многообразие природных форм и явлений, достижения науки и техники, интеллект человека являются бездонным источником идей эстетического преобразования окружающего мира по законам гармонии и красоты. При этом эстетическому преобразованию подвергаются не только явления и предметы окружающего мира, но и сам человек.

2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →

Источник: http://www.studd.ru/lib/2/94/2/

Ссылка на основную публикацию