Древняя малая азия и закавказье — в помощь студенту

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Главным источником исследования служит древнехалдейский трактат по астрологии, составленный из пиктографов и иероглифического материала, имеющего много похожего с изображением серебряного сосуда Майкопского кургана «Ошад» (начало III-го тысячелетия до н.э).   Халдеи (греч. Χαλδαίοι) — семитские племена, говорившие на арамейском языке, и обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В XXIII-м веке до н.э. древнеассирийский царь Нарам-Син переложил этот трактат на клинопись, выполнив и хронологический пересчёт.

В библиотеке Нарам-Сина, раскопанной в столице древней Ассирии — Ниневии, обнаружена глиняная табличка, на которой помещен краткий клинописный текст: «В двадцатое новолуние (3750-го года до н.э.

) Фар Хатти (Var Hatti — царь хатти) приходит и занимает трон Аккада».

В древнем фольклоре адыгов сохранилась легенда о походе Уар-Хату в Малую Азию, который окончился в 3750 году до н.э. на Ефрате. Плита из г.

Кархемиша с иероглифическим текстом, содержание которого передано в «Рукописи Древней Гилдани (Ассирии)» более подробно описывает поход Уар-Хату.Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Монетаризм - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В тексте из Кархемиша второго тысячелетия до н.э. военачальник или вождь Уар-Хату возглавляет народ «ха-туун», то есть, людей хатти. Уун — человек по-древнеадыгски и по-абхазски (Абрегов А.Н.).

Следовательно, легендарный Хату по-русски должен звучать как «хаттский человек» (у — усеченное уун), а если принять во внимание древнеассирийское «Var», которое по-адыгски звучит как «Уар», то Хату был царем хатуунов, основавшим в Малой Азии «хаттское или атхское» (скорее всего хаттско-атхское) царство». Абадзехская легенда рассказывает о стихийном бедствии — нашествии саранчи, постигшем адыгов в какое-то время после рубежа VI—V-гo тысячелетий до н.э. и вынудившего уйти большую часть народа (очевидно, равнинно-земледельческую) в Малую Азию.

Сопоставление перечисленных и иных данных (фольклорных, археологических и антропологических) позволяют считать захороненных в Унакозовской пещере людей (старика с тремя детьми), представителями северо-кавказских хаттов-хатуунов, которые, возможно, ушли, спасаясь от голода в Малую Азию и пришли в конце концов в 3750 году до н.э. на Ефрат под предводительством Уар-Хату.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту
Однако это переселение хаттов было возвратным. Дело в том, что по археологическим материалам протомайкопской археологической культуры эпохи неолита, добытым из горных памятников Адыгеи, еще в новокаменном веке, примерно, в конце VI, в V тысячелетии до н.э. из Анатолии на Западный Кавказ мигрировало какое-то племя, принесшее с собой с юга традиции малоазийской культуры Чатал-Хуюк: мотыжки Сочи-Адлерского типа, т.н. флажковые наконечники стрел, технологию и гончарную технику керамики, навыки оседлого стационарного земледелия, стиль монументальной росписи и др.. Эта культура была раннеземледельческим компонентом Северо-Кавказской протомайкопской культуры меднокаменного века. Фольклор адыгов также подтверждает их древние миграции из Анатолии.

Вполне возможно, что основное занятие пришлого племени легло в основу этнонима, данного ему местными горными скотоводами-солнцепоклонниками атхами.

Если учесть замечание языковеда Вячеслава Иванова о том, что современное название бывшего племени «хьатикъуай» и селения «Хьатикъуай», являются языковыми памятниками древнего этнонима «хатти», и учесть факт постоянного подчеркивания в хеттских клинописных текстах двойной «т» в словах «хатти», «хетт», «хит-тит», абруптив  (от лат. abruptus — резкий, отрывистый) смычный согласный звук адыгского «т» мог в древности иметь такое графическое выражение, то можно гипотетически вывести этимологию «хатти» — это, по сути, земледелец. В современном адыгском «хьэ» означает ячмень, а в древности, очевидно, означало злак.

Приход в эпоху неолита земледельцев из Малой Азии не означает вторжения совершенно чужого народа. Языковеды считают, что пра-северокавказский язык, к которому относится древнехаттский, с незапамятных времен был распространен не только в Передней Азии, но даже и в Восточно-Средиземноморском бассейне.

 
Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту
В высокоразвитой Майкопской археологической культуре периода ранней бронзы III-го тысячелетия до н.э., в которой слились вышедшие нa Закубанскую равнину из гор и предгорий атыхи, хатты и, возможно, протоарии-индоевропейцы в лице представителей Ямной археологической культуры Прикубанья, вычленяется очень выразительный земледельческий компонент, сходный с культурой Аладже-Гуюк Анатолии и который смело можно назвать «хаттским» в отличие от скотоводческого «атыхского».

Таким образом, комплекс источников по древней истории Северо-Западного Кавказа, составленных из фольклорных, палеографических, археологических, антропологических и языковедческих материалов даёт возможность оперировать этнонимом «атыхи» и «хатты» уже с IV-ro тысячелетия до н.э.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Известно, что 500-летняя история Хеттского государства была полна драматизма. Это государственное образование было очень неоднородным, в нём происходили революции, смены династий царей, смены общественных укладов.

В конце третьего тысячелетия до н.э.

в Малую Азию вернулись их соплеменники, ранее ушедшие на Северный Кавказ и возвратившиеся под руководством индоевропейских вождей, как предположил американский исследователь Джеймс Макуин.

Эти индоевропейцы вместе с кавказцами-атхами и северокавказскими хаттами в середине третьего тысячелетия до н.э. создали на Северном Кавказе Майкопскую археологическую культуру. Представителями этой культуры европейские археологи считают «курганные племена».

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

В Анатолии представителей Майкопской археологической культуры   называют культурой Аладжи-Гуюк. Объединившись с малоазийскими индоевропейцами, лувийцами и палайцами, хетты, на самом деле неситы, взявшие себе этноним хаттов, в виде «хиттит», захватили власть и создали Хеттское царство.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Хеттская империя — 1300 г. до н.э. Хаттуша. Троя = Вилуша (Вильно)

Периодически их господство переходило от индоевропейцев к хатто-атыхам и обратно. Когда властвовали индоевропейцы, устанавливалась автократия. Когда власть переходила к династии царей кавказского происхождения, образовывалась конфедерация племён.

Но все время религиозная власть была в руках хаттских жрецов.Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студентуПодобная картина наблюдается и на Северо-Западном Кавказе, где уже в конце V, начале IV тысячелетия до н.э. взаимодействовали кавкасионцы (от грузинского названия Кавказа – Кавкасиони), атыхи, малоазийские земледельцы-хатты и индоевропейцы Ямной археологической культуры, видимо,  арии.

В IV и начале III тысячелетия до н. э. ведущую роль в Древней Адыгее играли кавказские ранние скотоводы атхи. И уже, видимо, в начале III тысячелетия до н.э. здесь возник союз Майкопских племён.

Этому союзу предшествовал длительный и трудный период акклиматизации пришельцев из Малой Азии, пра-хаттов, появившихся здесь ещё в V тысячелетии, затем месопотамцев (шумеров) примерно в середине IV тысячелетия до н.э. и ещё одной волны хаттов в конце IV или на рубеже IV—III тысячелетий до н.э.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту
С севера, из прикубанских степей, с древними кавказцами-атыхами общались кочевники-скотоводы — представители Ямной археологической культуры («ямники»), одни из родоначальников индоевропейской семьи языков. Интересно наблюдать взаимодействие этих трёх или четырех этно-культурных общностей. Здесь необходимо ещё учитывать и постоянные связи атыхов со своими южными соседями в Закавказье. Поскольку они, в свою очередь, активно контактировали с переднеазиатскими передовыми цивилизациями, северо-кавказцы постоянно получали через них положительные импульсы от Натуфийской халколитической, Малоазийской культуры Чатал-Хуюка, а затем Хаджилара и Месопотамских культур Джемдет-Наср и Убейд.

  • Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту
    Очень заметным в археологии Северо-Западного Кавказа является столкновение двух различных идеологий культа плодородия — кавказской и переднеазиатской.
  • В переднеазиатской культуре, как и у пра-индоевропейцев, культ плодородия олицетворяла Великая богиня — Мать-земля известная под различными именами — то под именем Инанны (или Наины), Иштар, Кубабы (Кибеллы, Сибелы, Сиберы, Сибирь). 
  • Великая богиня — Мать-земля  изображалась в основном в скульптуре и особенно часто в мелкой пластике, в виде обнаженной, цветущей женщины с пышными формами.
  • Источник

Источник: http://ru-sled.ru/atyxi-i-xatty-v-zakavkaze/

Связь кавказоязычных народов с досемитскими цивилизациями Передней Азии

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студентуВ научном мире распространено мнение, что письменность была изобретена древними шумерами и служила им в первую очередь для фиксации всевозможных экономических операций (купля-продажа, сдача в аренду, учет прибылей, урожая и т.д.). При этом шумеры пользовались специальным грифелем (расщепленной тростниковой палочкой), с помощью которого знаки (клинообразной формы – отсюда «клинопись») вдавливались в мягкую глиняную табличку, при высыхании «фиксировавшей» запись. Благодаря именно этой «революции» в технологии письма, распространившейся по древнему миру начиная с III тыс. до н.э., до нас дошли тексты на шумерском, вавилоно-аккадском, хеттском, хурритском, урартском и других древневосточных языках.

Происхождение шумеров, которые расселились в южной Месопотамии начиная с конца ΙV тыс. до н.э., остается пока загадкой.

Несмотря на энергичные попытки некоторых исследователей увязать шумерский язык с некоторыми современными языками, он считается филологами «изолированным», т.е. не относящимся ни к одной из известных языковых групп.

Не исключено, что «шумерский» был языком межнационального общения различных этнических групп, издревле расселившихся в плодородной низменности Междуречья.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

По мнению археологов первые (дошумерские) аграрные общества в Месопотамии были созданы жителями горных и предгорных регионов Восточной Анатолии и Загроса, где зародилось древнейшее (неполивное) земледелие. Родственные между собой горские племена (их часто объединяют под названиями «хурриты», «субареи» или «кутии») еще с V тысячелетия до н.э.

начали расселяться в Месопотамии и принесли с собой навыки обработки земли и ремесла. Языки этих первопоселенцев, с которыми впоследствии смешались языки пришельцев (шумерский?, аккадский и т.д.), не исчезли бесследно, т.к.

многие термины садоводства, земледелия и ремесел были заимствованы новыми языками из местных автохтонных языков за неимением соответствующей собственной терминологии.

Примечательным является тот факт, что некоторые такие термины объясняются на основе современных дагестанских языков:

шум. бахар «гончар» – лезг., таб. бухара, уд. бухари «камин» (исконное значение, вероятно, «гончарная печь»);

шум. шулум «финик» – лезг. чумал, таб. чимил, авар. чулам «кизил»;

шум. хашхур «яблоня, груша; плодовое дерево» – лезг. чуьхвер, таб. жихер, буд. чехуьр «груша» (в приведенных шумерском и лезгинских терминах в одно слово объединены, вероятно, понятия «яблоня» и «груша»).

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Клинописная-табличка-древних-шумеров,

Не вдаваясь в дискуссию о возможном генезисе шумеров, обратимся к термину, которым на шумерском языке обозначалось понятие «глиняная табличка с письменами» — дуб/туп.

Интересным является следующее обстоятельство в истории шумерской письменности: начав с того, что таблички заполнялись знаками по направлении сверху вниз, шумеры позднее перешли к тому, что повернули таблички на 90º и стали писать слева направо.

При этом клинописные знаки повторяли по своему расположению контуры более древних символов (например, начертанная голова означала «голова» или «человек»), которые первоначально вычерчивались на глине (а еще раньше на камне каким-либо острым предметом).

Позже, чем на камне, но, вероятно, раньше, чем на глине, стали писать на шкурах животных.

Преимущество кожаных «документов» по сравнению с камнем и глиняными табличками заключалось также в том, что такие рукописи, несмотря на несравненно больший объем текста, можно было легко транспортировать в свернутом виде. Можно предположить, что первоначальное направление письма шумеров на сырой глине (сверху вниз) являлось продолжением более древней традиции письма на шкурах, которые для удобства сворачивались в свитки.

Традиция писать на шкурах в Малой Азии, о которой сообщается в трудах древнегреческих ученых, является, вероятно, одной из наиболее древних форм письменности.

Эта традиция была перенята у автохтонного населения осевшими позднее в Палестине древними евреями, записывавшими тексты религиозного содержания также на свитках пергамента.

Самым большим недостатком пергаментных свитков является при этом их чувствительность к воздействию влаги и, как следствие, плохая сохранность таких документов, самые древние образцы которых, несомненно, утеряны безвозвратно.

Одной из самых больших сенсаций в кавказской лингвистике последнего времени стало открытие грузинского ученого Зазы Алексидзе, обнаружившего в монастыре св.

Екатерины на Синае древнеалбанские рукописи на пергаменте (палимпсесты).

Результаты дешифровки рукописей свидетельствуют о том, что язык текстов наиболее близок к языкам лезгинской группы.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Если обратиться к современным кавказским языкам, то привлекает внимание следующий феномен: во многих дагестанских языках понятия «шкура» и «книга» обозначаются одним и тем же словом — ср. авар. техь «шкура; книга», чамал. хоша «шкура; книга», карат.

хъоша «шкура; книга», тинд. гъоча «шкура; книга», хварш. хеше «шкура; книга», цез. хоши «кожа; книга», лак. лу «шкура; книга», арч. кьонкь «шкура; книга».

Таким образом прослеживается очень интересная закономерность, которую нельзя объяснить иначе, чем наличием в очень древние времена у дагестаноязычных народов своей письменной традиции.

Следует также отметить то обстоятельство, что в лезгинском и табасаранском языках понятие «лист бумаги» обозначается словом табагъ, которое одновременно означает «обработанная шкура, пергамент».

Что касается шумерского термина дуб/туп «глиняная табличка», то это слово обозначало, по мнению автора, первоначально свиток пергамента и наряду с другими культурными терминами перешло в шумерский язык из неизвестного языка жителей Месопотамии дошумерского периода.

Читайте также:  Влияние растворителя на кислотно – основное равновесие - в помощь студенту

Это слово сохранилось в современных дагестанских языках почти в неизменном виде — ср. лезг., таб. туп «стопка, пачка; рулон», цез. топ «тюк; кипа», карат. туп «рулон; тюк». Идентичные лексемы, обозначающие родственные понятия, сохранились в большинстве других дагестанских языков.

Причем более древнее значение этого слова – «свиток, свернутый лист», которое основывалось на глаголе, означавшем «вертеть, сворачивать» (отсюда значения в лезгинском и других языках «мяч», «ступица колеса» — т.е., то, что катится, вращается, ср. русс. свиток < вить, свивать).

Слово туп/топ широко представлено в дагестанских и других кавказских языках в различном семантическом облачении и никоим образом не может быть заимствованием из соседних некавказских языков — ср. лезг. тупар «клубы дыма», лезг. тупучΙ, цах. тΙубычΙ, таб.

тΙибич «веретено», таб. тΙибки «курчавый, завитый (о волосах)» — т.е. также от слова «вертеть, сворачивать, виться»! Причем, принятая ранее этимология лезгинских слов, обозначающих понятие «веретено» (< русс. вертеть!), на основе лезг.

тΙуб «палец», следует считать неверной. Шумерское слово дуббин/туппин «колесо» является дополнительным подтверждением правильности приведенной этимологии.

Характерным является хурритское слово тупшарри «писарь», в котором также содержится вышеуказанный корень туп. Можно предположить, что основой этой двухкорневой лексемы является понятие «свиток бумаги» (ср. лезг. туп-чар).

Языковое родство хурритов, народа, который считается одним из древнейших насельников Передней Азии, с дагестанцами и вайнахами принимается в среде российских специалистов за доказанное.

Неслучайным является поэтому, по всей видимости, и созвучие слова кугу- «писать» в урартском языке (родственном хурритскому) с лезгинским кихьин «писать» (ср. агул. кихас «писать»).

Исконное значение лезгинского слова лучше передано родственной лексемой кихел «скребок». Как уже говорилось выше, письмена в древности выцарапывались на камне, дереве или коже с помощью скребков или прочих заостренных предметов: ср. англ. to write, лат.

scrībere «писать» – исконное значение в обоих случаях «царапать, скрести»; с латинской лексемой связаны нем. schreiben «писать», русс. скрести/скребок и т.д.

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Урартские клинообразные надписи

В новом свете предстает на фоне вышесказанного древняя легенда о греческих аргонавтах, отправившихся в Колхиду, то есть на Кавказ, за вожделенным «золотым руном».

Под «золотым руном» первоначально подразумевалась по мнению автора не шкура с золотым ворсом (в правильности такого толкования сомневались еще древние греки), а кожаный свиток, исписанный золотыми знаками, которые таили в себе тексты религиозного содержания.

Традиция писать священные тексты золотыми и серебряными «чернилами» на коже сохранилась в Европе вплоть до средневековья: «германская» Библия на готском языке, хранящаяся в шведском городе Упсала, также частично написана золотом и серебром на пергаменте.

Не исключено, что эта традиция пришла в Европу из района Средиземноморья вместе с греческим алфавитом, родиной которого также является Малая Азия. Симптоматичным является в этой связи тот факт, что происхождение греческого слова hiero-glyphikós «священные письмена, иероглифы» неизвестно.

Это слово связано с хурритским hiyari «золото», которое перешло в греческий посредством арамейского или финикийского. То есть греческое понятие hiero-glyphikós по всей вероятности исконно означало «золотые письмена».Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

Таким образом священные письмена, выведенные золотом на пергаменте, послужили основанием для того, что в греческий язык первоначально малоазиатское (хурритское) слово hiyari «золото» пришло в значении «священный». То есть ценность легендарного золотого руна заключалась не в стоимости драгоценного металла, а в священных древних религиозных текстах.

Интересен также следующий речевой оборот греческого языка, сохранившийся с древнейших времен, hieros gamos «священная свадьба», который идентичен лезгинскому яран сувар «праздник (свадьба) богини Яр» — другой вариант перевода «красная (золотая) свадьба» (ср. рут. суваб «свадьба»).

Этот грандиозный праздник весны и начала нового сельскохозяйственного сезона сохранился у многих кавказских и не только кавказских народов до сих пор. Исконный смысл праздника заключался в языческих представлениях древних земледельцев: начало нового года отождествлялось с бракосочетанием богини весеннего плодородия (у лезгин – Яр, ср.

Ярила у славян) с верховным богом-громовержцем (у лезгин Алпан).

Слово яр означает в лезгинском не только «утренняя заря», «красный», «красивый», «праздник весны», но и «праздник нового года», «пятнадцатидневка от 21 марта» — ср. яровая (т.е.

весеннего сева) пшеница у славян, англ. year, нем. Jahr «год».

Это объясняется тем, что отсчет годичных циклов у древних земледельцев велся первоначально по празднику в канун дня весеннего равноденствия, совпадавшего с началом полевых работ нового сезона.

Примечательно, что в клинописных текстах хурритоязычного города Нузи на севере Месопотамии упоминается месяц и соответствующий праздник hiari, название которого, вероятно, связано с хурр. hiyari «золото» и соответствует лезг. яр.

Приведенные выше лексические феномены, которые вряд ли можно считать результатом случайных совпадений, являются свидетельством того, что в глубокой древности кавказоязычные народы были тесно связаны с земледельческими культурами Востока и имели свою письменность, утерянную в связи с многочисленными войнами, миграциями и другими демографическими катаклизмами. Не исключено, что эта письменность была изначально иероглифической (как иероглифические письмена древних урартийцев), в которой символы отражали понятия и идеи, понятные всем древним кавказцам вне зависимости от их языка. Остатки этой древней письменности сохранились до наших дней в неразгаданных узорах на предметах утвари кавказских народов (например в загадочных символах узоров лезгинских ковров ручной работы, в древних родовых знаках северокавказских народов и т.д.).

Связь кавказоязычных народов с досемитскими цивилизациями Передней Азии особенно отчетливо прослеживается также на основе соответствий в древних религиозных представлениях и аграрных культах, отголоски которых, как говорилось выше, до сих пор сохранились в наших горах.

Гаджимурадов И.
Бонн

Сокращения, принятые в статье: авар. – аварский язык, агул. – агульский, англ. – английский, араб. – арабский, арм. – армянский, арч. – арчинский, буд. – будухский, груз. – грузинский, карат. – каратинский, крыз. – крызский, лак. – лакский, лезг. – лезгинский, нем. – немецкий, лат. – латинский, русс. – русский, рут. – рутульский, таб. – табасаранский, тинд. – тиндинский, тур. – турецкий, уд. – удинский, хварш. – хваршинский, урарт. – урартский, хурр. – хурритский, цах. – цахурский, цез. – цезский, чамал. – чамалинский, чечен. – чеченский, шум. — шумерский.

© Источник: http://lezgi-yar.ru/news/albanskie_rukopisi_i_legenda_o_zolotom_rune/2019-05-20-7304

20.05.2019 Admin

Источник: https://alpan365.ru/svyaz-kavkazoyazychnyh-narodov-s-dosemitskimi-tsivilizatsiyami-peredney-azii/

Древний иран и малая азия. часть 1древний восток

Древняя Малая Азия и Закавказье - в помощь студенту

История страны Урарту имеет большое значение для изучения жизни древнейших народов, населявших территорию Советского Союза. Она теснейшим образом связана с древней историей Кавказа.

Государство Урарту находилось на большом нагорье, расположенном между Малой Азией, северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем.

Таким образом, в состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья — территории Армянской ССР и Южной Грузии.

Восточная часть Урарту была расположена между тремя большими озёрами — Ваном, Урмией и Севаном (Гокча). Северная часть Урарту находилась в бассейне Аракса и южных притоков Куры.

Территория Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому представляла естественные удобства для успешной защиты населения от набегов соседних племён и грабительских завоевательных походов, главным образом ассирийских царей. Природные условия этой страны довольно разнообразны.

Вся территория перерезана многочисленными горными кряжами, достигающими обычно высоты 2 000—4 000 м. Над ними возвышаются отдельные массивы и вершины, покрытые вечным снегом (Большой Арарат — 5 156 м). Перевалы через эти горные цепи расположены довольно высоко и зимой часто бывают покрыты снегом.

На Среднем Кавказе только очень немногие перевалы расположены ниже 3 тыс. м.

Горы покрыты лугами, а отчасти лесом, причём верхняя граница леса проходит на довольно большой высоте, приблизительно от 2 500 до 2 600 м над уровнем моря. Так, в районе Арарата леса встречаются на высоте до 2 500 м. Долины больших рек — Аракса и Арацани — местами расширяются до довольно значительных плодородных низменностей (Араратская равнина, Мушская низменность).

Некоторые нагорья представляют собой степи, кое-где переходящие в полупустыни. Эти большие территории, несмотря на наличие родников, почти лишены растительности и малоплодородны. Но в тех местах, где население создало оросительную систему, почва даёт возможность людям заниматься земледелием.

Отличительной чертой природы Армянского нагорья является наличие ряда озёр, среди которых озёра Урмия и Ван не имеют стока и потому обладают солёной водой (вода Урмийского озера имеет 14—23% соли). Озеро Севан (Гокча) лежит на большой высоте; имея сток, оно отличается своей пресной водой и изобилует рыбой. Основные естественные богатства Урарту — камень, лес и металлы.

Особенное значение имели месторождения меди, железа, свинца и олова, которые обусловили высокое развитие металлургии.

Население

Во втором тысячелетии до н.э. на территории Закавказья и прилегающих областей Малой Азии, Северного Двуречья и горных районов к северо-востоку от Тигра жили племена, которые входили в семью древнейших народов северной части Передней Азии.

Эти племена были родственны протохеттам и хурритам. В ассирийских надписях встречается целый ряд названий, служивших для обозначения горной страны, расположенной к северу и северо-востоку от собственно Ассирии, и тех многочисленных племён, которые населяли.

Чаще всего упоминаются названия “Наири” и

Источник: http://allmystic.ru/page/6217

Читать

Александрова Н. В. Ладынин И. А. Немировский А. А. Яковлев В.М

Древний Восток

Учебное пособие для вузов

Введение

В. П. Буданова, доктор исторических наук, профессор

История Древнего мира как часть мировой истории началась на Востоке.

Именно здесь сложился человек современного типа, зародились первые цивилизации, были созданы культурные и политические ценности, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Именно на Древнем Востоке в результате достеленного накопления материальных и духовных ресурсов был впервые создан приспособленный к человеку мир, в котором закладывались основы бытия, совершенствующие и развивающие самого человека.

Определение места Древнего Востока в мировой истории, его вклада в цивилизационное развитие, знакомство с его социально-политическими, экономическими и культурными структурами, с основными фактами, событиями и явлениями древневосточного мира — главное содержание настоящего учебного пособия. Изложенный в нем материал соответствует современному уровню развития исторической науки, учитывает основные требования к повышению уровня преподавания и подготовки специалистов с высшим образованием.

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории Древнего мира и изучается, как правило, на первом курсе. Эта дисциплина призвана не только дать студентам системные научные знания, но и сформировать новое, адекватное реальности мировоззрение, толерантность и гуманизм.

Авторы поставили своей задачей показать взаимодействие человека с природой, охарактеризовать экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя, становление идей и институтов, раскрыть на конкретном материале позитивный след в истории каждого из народов древности, мужество, благородство, мудрость человека древневосточного мира.

Именно с этой целью в учебном пособии реализован цивилизационный подход. Категория «цивилизация» используется авторами в значении этапа истории человечества, связанного со всем многообразием его жизни в условиях рукотворной среды обитания, а также как обозначение определенной стадии развития общества, сменяющей первобытность.

Цивилизационный подход предполагает отказ от жесткого детермизма, т. е. представления об определяющем значении какой-либо одной стороны жизни общества, и акцентирует внимание на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер.

Подобный подход к истории Древнего Востока дает возможность увидеть, каким образом происходило становление принципиально нового этапа всемирной истории, каковы признаки первых цивилизаций, как в древности начиналось «единство» истории, ее всемирность, как различные формы диалога цивилизаций и культур влияли на системность исторических подъемов и кризисов, и поразмышлять, почему в жизни цивилизаций так недолговечны эпохи расцвета и так долговременны периоды кризиса.

Древним Востоком принято называть огромную территорию от Северо-Западной Африки до Тихого океана, от Сахары до Индийского океана и до Великой степи.

В этой обширной географической зоне в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой, где бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежались с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами, в эпоху «неолитической революции» были созданы предпосылки для становления первых цивилизаций.

Разразившийся в канун «неолитической революции» экологический кризис изменил климатические условия обитаемой части суши, растительный и животный мир, ускорил переход от присваивающего, потребляющего и, следовательно, бесприбыльного хозяйства к производящему, рационально организованному, приносящему значительный прибавочный продукт, что сыграло поистине революционную роль в истории Древнего Востока. С выделением земледелия, скотоводства, а впоследствии ремесла в отдельные виды трудовой деятельности перед человеком открылись новые возможности и перспективы оседлого быта с гарантированным удовлетворением витальных потребностей, что кардинально изменило его образ жизни. Стабильное существование сопровождалось демографическим «взрывом», усилением миграционных процессов, быстрым освоением пригодных для земледелия территорий. По мере увеличения плотности населения нарастала борьба за плодородные земли, за территории с богатыми природными ресурсами. Первые шаги древневосточных цивилизаций сопровождались многочисленными войнами, нарастающей хаотичностью и неупорядоченностью сложно пульсирующего мира, растворявшего человека в своей бесструктурности. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему слабела зависимость человека от природы и возрастала роль отношений внутри человеческого коллектива и организации труда в нем, так как это прямо влияло на выживание человека.

Один из знаковых признаков становления новых цивилизаций — возникновение частной собственности и денежного обращения.

Древний Восток преодолел уравнительное распределение, что создавало экономический интерес человека к приумножению собственности, прежде всего для себя, для своей семьи, включало мотивационные механизмы, которые побуждали его лучше трудиться, находить более эффективные способы возделывания земель, выращивания скота, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно приносящих доход. Все это, как и обмен продуктами, в сочетании с поиском выгоды, накоплением богатств в конечном итоге многократно наращивало темпы прогресса. Появление института частной собственности и владения имуществом, включая землю, вело к концентрации богатств в руках одних и потере их у других. Шло социальное расслоение прежде единой первобытной общины, появление богатых и бедных. Верхушка общины, сосредоточив в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченным у противника богатством и пленными, закрепила это имущество за собой. Мелкие частные собственники — земледельцы, скотоводы, ремесленники — присваивали часть имущества, ранее находившегося в их личном пользовании. В той или иной мере они пользовались и общинной собственностью (выпасы для скота, страховые запасы семян и др.). Объектом собственности был и сам человек, ибо рабский труд также приносил доход. Однако рабовладение не стало экономической основой и ведущим признаком древневосточных цивилизаций.

В ходе «неолитической революции» окончательно оформилась потестарная (властная) структура (вожди, жрецы), впоследствии ставшая основой института государства. Появление публичной власти в лице царя, придворных, военачальников, судей и др.

включало механизм внутреннего регулирования социальных отношений и конфликтов, а также внешней защиты, опираясь на нормы права. Отметим также то, что законодательство в целом демонстрировало высокий уровень понимания места человека в государстве, степень и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества.

Оседлый образ жизни привел к увеличению средних размеров общины, к образованию территориальной общины, которая, теряя родовой характер, стала организацией соседей, живущих на определенной территории. В тоге рост общины, которая включала отдельные домохозяйства, большие семьи и семейные общины, привел сначала к появлению больших поселений, а затем и городов.

Первые в истории человечества города стали возникать в Южной Месопотамии уже в V тысячелетии до н. э. Появление городов как административно хозяйственных, военных и культурно-религиозных центров, как мест концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов какого-либо региона Древнего Востока стало одним из важнейших признаков цивилизационного развития.

Быстрый рост численности населения, его высокая плотность в отдельных областях, развитие ремесел и строительства, появление административных центров зарождающихся государств, необходимость их укрепления привели к так называемой «городской революции» — созданию обширной сети городов. С ростом городов и концентрацией населения в них развернулись строительство и ремесла, активизировался обмен, шло формирование разносторонней городской культуры. Монументальным строительством дворцов, храмов, пирамид для усопших древневосточные цивилизации демонстрировали возможности и потенциал своего развития. Так закладывались основы одной из ярких традиций, сохранившихся до нашего времени, — демонстрировать свое величие в памятниках монументальной архитектуры, которые олицетворяли, становясь символом, ту или иную цивилизацию.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=210940&p=2

Малая Азия и Закавказье

Древняя история Малой Азии, (Анатолии) отражена в источниках скупо и неравномерно во времени и пространстве. О ее древнейший период (X-III тыс. До н. Э.) Рассказывают только археологические материалы — обнаруженные археологами стоянки первобытного человека на юге полуострова, мезолитические и неолитические поселения (Чейюню-Тепеси, Чатал-Гуюк) и поселение эпохи ранней бронзы (Троя ).

Изучать торгово-ремесленное жизни, этнический состав населения Малой Азии в конце III давлении в начале II тыс. До н.

е, помогают «каппадокийские» (по более поздней названием восточной части Малой Азии-Каппадокия) клинописные таблички, обнаруженные в Каниш.

Важным историческим источником о предрассветный период хеттского прошлого? также лингвистический анализ хеттских письменных памятников, который проливает свет на миграцию малоазийских этносов, в том числе хеттов.

Значительно лучше отражена в источниках непродолжительная история Хеттского царства (II тыс. До н. Э.), Однако ими хеттологы начали пользоваться только в XX в.

, А ранее черпали информацию о хеттов исключительно из египетских, ассирийских, урартских надписей и туманных упоминаний Библии о «хеттеев», «царей Хеттейских». Доверившись Библии, ученые долго считали хеттов малочисленным этносом Палестины и Северной Сирии.

Они и не подозревали, что «Хеттеи» на самом деле были создателями мощной переднеазиатского государства.

Хеттские тексты, составленные хеттским (неситською), палийский и лувийский языках, стали известны европейцам только в начале XX в. благодаря сенсационной находке в Богазкей большого царского архива (около 20 тыс. документов) и дешифровке в 1915-1917 гг. чехом Фридрихом (Бедрихом) Грозным хеттского клинописного письма.

Ф. Грозный охоты, что Хеттская язык, который в начале XX в. называли «арцавською» (по названию государства Арцава, с обладателем которой переписывался хеттский царь), как этом трудно поверить, имеет индоевропейский структуру. Дешифровки хеттского письма была завершена в 1947 г.. Благодаря нахождению турецким ученым X. Т. Боссерт в Каратепе двуязычного — хеттского и финикийского — текста.

Хеттские письменные памятники — это, в основном, исторические и политические тексты (царские анналы, международные договоры, в том числе хеттский вариант договора между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Хаттусили III, дипломатическая корреспонденция и т.д.

), документы социально-экономического содержания (служебные «инструкции», «иммунитетные» грамоты, дарственные акты, земельные кадастры и т.п.

), юридические акты (судебные протоколы, царские указы, законы которые по своей информативности, к сожалению, уступают «Законам Хаммурапи»), религиозные тексты, которые, кстати, всего.

Археологическое исследование Восточной Анатолии, где сложилась Хеттская государство, началось в 80-х годах XIX в., После того, как немецкие и австрийские ученые нашли в Зенджирли достопримечательности пизньохеттськои архитектуры и искусства, датированные I тыс. До н. е. (Хеттского царства тогда уже не существовало).

В начале XX в. Британский музей провел археологические раскопки Каркемиша, а немецкий востоковед Г. Он-Клер — руин хеттского столицы Хаттуса в Богазкей. В 1931 г.. К. Биттел продолжил раскопки Богазкьоя, причем уже действительно на высоком научном уровне (Г. Винклер копал небрежно).

В Богазкей было обнаружено, кроме уже упоминавшегося государственного архива хеттов, остатки шести-километровой массивной защитной стены, цитадель, несколько храмов. Неподалеку от столицы ученые раскопали храм Язылыкая, на рельефах которого обнаружили изображения всех хеттских богов и «групповой портрет» царской семьи.

Археологи раскопали также Тарс и другие хеттские города.

Основными источниками по истории Фригийского и Лидийского царств есть памятники материальной культуры, эпиграфика, литературные произведения и сообщения античных авторов.

Начиная с середины XIX в., Турецкими и американскими археологами ведутся (попеременно) раскопки лидийских столицы Сарды и ее некрополя. С начала XX в. раскапывается также фригийский столица Гордион и ее некрополь с богатым погребальным инвентарем.

Археологи уделили внимание также скальным культовым сооружениям фригийцев («могила Гордея», «могила Мидаса», «львиная могила» и т.д.

), гробницам лидийских царей («гробница Ги Гесса»), руинам ряда фригийских городов, многочисленным следам скифского и киммерийского пребывания в Анатолии.

Очень важными источниками для изучением истории Фригии и Лидии есть эпиграфические памятники, в частности надписи-по-святи, эпитафии, греческие, лидийские, карийские, ликийские надписи на посуде, печатях, монетах и т.

Историческая информация о Фригию и Лидию присутствует в ассирийских царских анналах, в Библии, в персидских надписях Дария И.

Весьма информативными являются памятники устного народного творчества (мифы, легенды), сохраненные античными авторами, а также работы самих античных авторов: Геродота, Ксенофонта , Страбона, Платона, Плиния Старшего, Павсания, Лукана, Лукиана, Дионисия Галикарнасского, Стефана Византийского, лидийского историка Ксанфе (V в. до н. э.), работа которого не сохранилась, и др.

Источник: https://studbooks.net/1973/istoriya/malaya_aziya_zakavkaze

Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности

Тема 10 Сирия, Финикия и Палестина в древности

Тема 9 Месопотамия в 1-й половинœе 1 тыс. до н. э.

Тема 8 Месопотамия во 2 тыс. до н. э.

Политическая раздробленность Месопотамии в начале 2 тыс. до н. э. Аморейские государства в Месопотамии. Возвышение Вавилона. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Экономика, социальная структура и политический строй Вавилонии. Ослабление Вавилонского государства при преемниках Хаммурапи. Наступление касситов. Вавилония при аморейской и касситской династиях.

Ассирийское общество и государство в 1-й половинœе 2 тыс. до н. э.

Усиление Ассирии в Среднеассирийский период. Среднеассирийские законы. Характеристика социально-экономических отношений и политического строя Ассирии во 2-й половинœе 2 тыс. до н. э. Вторжение арамейских племён и упадок Ассирийского государства.

Государство Митанни: государственно-политическая структура, экономика, общество. Место Митанни в системе государств 14-13 вв. до н.э. Разгром Митаннийского царства ассирийцами.

Культура Месопотамии 2 тыс. до н. э.

Международная обстановка на Ближнем Востоке в конце 2 — начале 1 тыс. до н. э. Ассирия в Новоассирийский период. Экономический и военно-политический подъём Ассирии в Новоассирийский период. Ассирийские завоевания в 9 в. до н. э.

Реформы Тиглатпаласара III. Ассирийская армия и организация военного дела. Военные походы царей династии Саргонидов. Расцвет ассирийской военной державы. Правление Ашшурбанапала и закат ассирийской истории.

Социально-экономический строй и политическая организация ассирийской державы в I тыс. до н. э. Причины крушения Ассирии.

Вавилония в 12 – 7 вв. до н.э.: борьба за независимость

Основные процессы этнического и политического развития послекасситской Вавилонии в конце 2 — начале 1 тыс. до н. э. Утверждение власти Ассирии над Вавилоном. Возвращение независимости. Вавилоно-мидийская коалиция и её победа над Ассирией. Создание Нововавилонской державы, расцвет при Навуходоносоре II. Набонид и завоевание страны персами. Вавилония в орбите персидской политической системы.

Нововавилонская держава в 7 – 4 вв. до н.э. Экономика Вавилонии в 7 — 4 вв. до н. э. Социальная структура поздней Вавилонии.

Культура Месопотамии 1-й половины 1 тыс. до н. э.

Возникновение цивилизации в регионе Особенности природной среды. Населœение. Источники. История изучения древних археологических памятников. Первые земледельческие и скотоводческие культуры. Развитие ремесла. Города-государства 3-2 тыс. до н.э.

Регион как арена борьбы мощных держав древнего мира. Угарит. ʼʼНароды моряʼʼ. Приход древнееврейских племён. Возникновение Израильско-Иудейского царства и его история. Социальная структура общества. Пророческое движение. Палестина в 1 тыс. до н.э. Вавилонский плен.

Южно-палестинские царства Аммон, Моав, Эдом.

Наиболее значительные государства на территории Сирии и Финикии. Сирия, Палестина и Финикия под властью Ассирийской, Нововавилонской и Персидской держав.

Мифология и литература Сирии, Финикии и Палестины. Cистемы письменности. Наука, архитектура, прикладное искусство. Библия как культурно-исторический памятник. Распространение культуры Сирии, Финикии и Палестины в древнем мире.

Основание Карфагена и других финикийских колоний в Северной Африке. Политический строй Карфагена. Причины возвышения Карфагена и превращения его в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Развитие военной экспансии Карфагена в 7-5 вв. до н. э. Его союзники. Наивысший расцвет Карфагена и создание Карфагенской державы в 5-3 вв. до н. э.

Географическое положение и природные богатства Малой Азии. Населœение и языки. Источники по древней истории Малой Азии. Изучение древнейшей истории Малой Азии. Дешифровка хеттской клинописи и иероглифического письма. Проблематика малоазийской истории в современной историографии.

Древнейшие земледельческие посœелœения Малой Азии. Чатал-Гуюк. Зарождение металлургического производства. Основные экономические процессы в Малой Азии в 3 тыс. до н.э. Рост укреплённых центров. Подъём ремесла и торговли. Имущественное неравенство и социальная дифференциация. Распад родового строя.

Хеттская цивилизация. Периодизация хеттской истории. Борьба племенных центров за политическое объединœение страны в начале 2 тыс. до н. э. Образование Древнехеттского царства. Внутренняя и внешняя политика его правителœей. Династическая борьба и указ Телœепина о престолонаследии. Характерные черты политической организации хеттского государства. Упадок Древнехеттского царства.

Возрождение Хеттского государства в Новохеттский период. Борьба за обладание в Передней Азии. Успехи Суппилулиумы. Хетто-египетское противоборство. Битва при Кадеше и мирный договор египтян с хеттами. Натиск «народов моря» и крушение Хеттской державы.

Экономика хеттов. Аграрные отношения. Царские и храмовые хозяйства. Особенности социальной структуры. Эволюция политического строя. Хеттский судебник.

Хеттская культура. Религиозные воззрения и культы. Мифология и литература хеттов. Научно-практические знания. Хеттская архитектура, скульптура и рельеф.

Троада, Лидия и Фригия. Троя как экономический и политический центр запада Малой Азии во II тыс. до н. э. Связи Троады с Эгейским миром. Троянское царство и его расцвет. Война ахейцев против Трои, её гибель и раздел Троянского царства.

Переселœение фригийских племён. Образование Фригийского царства и его господство над западной частью Малой Азии. Фригийское царство в X -VIII вв. до н. э. Натиск киммерийцев. Борьба с Ассирией. Распад Фригийского государства на рубеже 8-7 вв. до н. э. Важнейшие достижения фригийской культуры.

Образование Лидийского царства. Достижения лидийской экономики. Торговые связи Лидии. Общественный строй. Политическое устройство. Роль родовых традиций. Расцвет Лидийского царства при династии Мермнужнов. Складывание Лидийской державы. Её взаимоотношения с сосœедями. Лидийско-персидская война и покорение Лидии персами. Культурные достижения лидийцев.

Природно-географические условия Закавказья. Народы. Основные исторические источники.

Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена Закавказья в V-III тыс. до н. э. Развитие сельского хозяйства и ремёсел. Металлургическое производство. Имущественное расслоение. Строительство крепостей и развитие оружейного дела. Межплеменные войны. Процесс возникновения государства у племён Закавказья.

Ванское царство. Возникновение Ванского царства (Урарту). Его усиление при Сардури I и Ишпуини. Ванское царство в I-й половинœе VIII в. до н. э. Борьба Урарту с Ассирией в правление Сардури II и Русы I. Поход Саргона II. Упадок и гибель Урартского государства.

Экономика и социальная структура Урарту. Политический строй, административная система и военная организация. Достижения урартской культуры. Клинопись урартов. Городская и крепостная архитектура. Скульптура, рельеф, роспись, металлопластика. Урартский пантеон. Использование урартами хеттского и хурритского культурного наследия.

Послеурартский период в Закавказье. Греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа. Государство в Колхиде. Ранние государственные образования в Иберии и Албании.

Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/76160_tema_11_malaya_aziya_i_zakavkaz_e_v_drevnosti

Древняя Малая Азия и Закавказье

Особенности природно-географических условий страны, явившейся ядром Хеттской державы, неприспособленность к оседлому образу жизни, к занятию земледелием.

Древнейшее население хатти, их отсталость в историческом развитии по сравнению с соседями. Заселение страны племенами хеттов в начале II тысячелетия до н. э.

Начало борьбы между племенами за господство. Объединение страны в единое государство при царе Мурсили, начало военных походов в Северную Сирию и Месопотамию.

Социальная структура в Хеттском государстве, ее особенности (отсутствие рабов). Внутри политическая борьба в государстве в XVI в. до н. э.

, реформы системы государственного управления при царе Телепине.

Особенность государственного управления в Хеттской державе – слабость древневосточной деспотии и сила порядков военной демократии. Особенности хеттского законодательства XIV-XIII вв. до н. э.

Структура хеттской армии, ее преимущества перед армиями соседей. Борьба Хеттского государства за запад, его контакты с Эгеидой. Образование в конце XIII в. до н. э. в Эгеиде союза племен, получившего название «народы моря» и их роль в падении державы хеттов. Своеобразие хеттской культуры.

Природно-географические условия Армянского нагорья. Районы Кавказа и Закавказья – древнейшие центры металлургии меди, бронзы и железа.

Первые поселения в V-IV тысячелетии до н. э., их хозяйственный строй. Развитие хозяйства в III тысячелетии до н. э.

, рост имущественного и социального расслоения.

Племена урартов, появление у них нового государственного образования. Необходимость государственной консолидации для отражения агрессии соседей.

Первые цари государства Урарту – Араму и Сардури I, становление государственного аппарата.

Начало агрессивной внешней политики.

Реформы в армии, государственном управлении, административно – территориальном устройстве при царе Менуа (810-786 гг. до н. э.).

Расцвет военного могущества Урарту при царе Аргишти I (786-764 гг. до н.э.), начало решающей борьбы с Ассирией за гегемонию в Передней Азии.

Северное направление внешней политики Урарту, формирование второго экономического и политического центра государства на Северном Кавказе. Первые поражения от Ассирии.

Усиление натиска на Урарту со стороны киммерийцев. Разгром армии Урарту в битве при Муцацире. Упадок Урарту, зависимость от Мидии в конце VII в. до н. э.

Окончание политической истории Урарту в 590 г. до н. э. Значение Урарту в образовании древнеармянского государства.

Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 178 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Требования ГОС ВПО к государственному экзамену специалиста педагогического образования | Завоевательная политика Рима в V- II вв. до н. э. | Складывание феодальных отношений в Западной Европе | Экономический кризис 1929-1933 гг. | Международные отношения накануне Второй мировой войны | Вторая мировая война 1939-1945 гг. | Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран Западной Европы и США во второй половине XX века | Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии в 1040-1990-х гг. | Страны Юго-западной и Юго-Восточной Азии в постколониальный период | Международные отношения в 1950-2000-х гг. |

mybiblioteka.su — 2015-2020 РіРѕРґ. (0.018 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/2-29096.html

Ссылка на основную публикацию