Диагностика тревожности младших школьников — в помощь студенту

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Все чаще школьные психологи обращают внимание на рост количества детей с высоким уровнем тревожности среди учащихся начальных классов. С чем это может быть связано и как помочь ребенку преодолеть школьные страхи без последствий?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Актуальность проблемы обусловлена тем, что школьная тревожность – одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются психологи в школах. По их мнению, это способствует развитию школьной дезадаптации ребенка и плохо влияет на все сферы его повседневной жизни.

Они утверждают, что чаще школьной тревожностью в младшем школьном возрасте страдают мальчики, а после 12 лет – девочки. Сложности в выявлении тревожности у младших школьников проявляются в том, что зачастую и родители, и психологи считают подобного ребенка идеальным: он вовремя делает уроки, не пререкается со взрослыми, хорошо учится.

Существует несколько других наименований школьной тревожности у детей: это школьный невроз, дидактогения и дидактогенный невроз. Но следует внимательно различать суть этих терминов.

В случае со школьным неврозом боязнь школы возникает у школьника на неосознанном уровне и касается школы в целом, нежеланием ее посещать, а дидактогения и дидактогенный невроз трактуется как страх перед отдельными преподавателями или системой преподавания как таковой.

Сама школьная тревожность младших школьников выражается в следующем: они часто волнуются, боятся плохо ответить у доски, боятся отрицательных суждений о себе со стороны учителей и одноклассников, постоянно чувствуют себя «неполноценными», «ущербными». Может возникнуть повышенная двигательная активность, или наоборот, пониженная.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Регулирование внешней торговли - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Существует несколько факторов, повышающих уровень школьной тревожности у учащихся: это перегрузки, вызываемые большим количеством предметов обучения, плохие отношения ребенка с учителями, смена школьного коллектива, невозможность справиться со всей школьной программой. Длительность урока также имеет значение. Согласно исследованиям, дети в классе наиболее сосредоточены на уроке в течение его первых 30 минут, затем они начинают отвлекаться.

Одна из главных причин повышенной тревожности ребенка – это завышенные требования родителей. Как правило, они желают, чтобы их чадо было отличником по всем предметам, не сообразуясь с его индивидуально-типологическим характеристиками.

Бывает, что ребенок не в силах понимать точные науки, а отец и мать требуют от него пятерок по математике, порой прибегая к угрозам и запугиванию. Это порождает у ребенка внутриличностный конфликт, что и является основой для формирования тревожности. Такой тревожностью страдают и отличники, и двоечники.

Причем педагоги могут предъявлять точно такие же требования, не учитывая уровень подготовленности к школе и способности отдельного ученика.

Для школьного психолога крайне важно вовремя выявить причину школьной тревожности и начать ее коррекцию.

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Диагностика школьной тревожности младших школьников проводится несколькими методами. В них могут быть использованы проективные методики (методика А. Прихожан, когда дети придумывают рассказы по картинкам) , тесты – опросники ( тест — опросник Филипса) и другие.

Проективная методика А. Прихожан включает в себя 12 картинок, на которых нарисованы дети и взрослые без лиц. По мере проведения метода учащиеся должны придумать эмоциональное состояние для человека на каждой картинке. Оценка результатов проводится по картинкам 2-12.

Затем подсчитывается количество «неблагополучных» ответов. Если таких максимальное количество (10) , это может говорить о повышенном уровне тревожности у ребенка. Особенно следует отметить, если ребенок дал отрицательный ответ на последнюю картинку.

Эта методика используется в выявлении тревожности у детей возраста 6-11 лет и позволяет выявить общий уровень тревожности.

Для более полного определения причин тревожности и ее уровня используется опросник Филипса. В нем 58 вопросов, на которые нужно ответить односложно «Да» или «Нет». При обработке полученных результатов отдельно выделяются вопросы и ответы, которые не совпадают с ключами. Это и есть проявления тревожности.

Также подсчитывается общее число несовпадений по всему опроснику, число совпадений по каждому из 8 факторов: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, боязнь самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия желаниям окружающих, низкая сопротивляемость стрессу и страх по отношению к учителям.

Эта методика позволяет выявить, что конкретно тревожит того или иного ученика в школе.

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

После этого можно приступать к такой работе, как коррекция школьной тревожности.

Одной из методик, которая используется для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, является символдрама. В психотерапии она по-другому называется катативное переживание образов.

Символдрама основана на переработке фантазий, всплывающих в сознании пациента. Психотерапию по этому методу можно представить как некую трехмерную систему координат.

Одна ось – работа с конфликтными ситуациями, другая – работа, направленная на удовлетворение потребностей и третья – работа, направленная на развитие творческих способностей.

При прохождении коррекции с помощью символдрамы пациент прорабатывает в своем сознании тревожные образы, открыто проявляет внутренние желания, а психотерапевт занимает разрешающую позицию по отношению к нему. Такая методика позволяет избавиться от тревожности и стать более уверенным в себе и своих способностях.

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста незаменимы и игры, поскольку игровая форма деятельности еще не отошла на второй план перед учебной. Игровая терапия делится на три типа: директивная, недирективная и смешанная. Игры можно подбирать различные.

Это может быть игра «Копилка достижений», игра «Звезда квартиры», «Солнышко» и многие другие. Но при игре стоит соблюдать несколько правил.

Во – первых, игра не должна быть соревновательной, иначе ребенок в процессе будет бояться сделать что-то хуже других; во – вторых, не нужно сравнивать ребенка с другими детьми и их успехами, и, в – третьих, в игру надо вводить постепенно, подбадривая и одобряя действия, которые выполняет ребенок. Игры помогут младшим школьникам расслабиться и перестать нервничать, а также поднимут самооценку.

Немаловажную роль также играет работа с родителями. Школьный психолог должен обязательно встретиться с отцом и матерью тревожного ребенка и провести беседу на предмет выявления факторов тревожности в семье.

Часто бывает, что и сами родители оказываются подвержены постоянному беспокойству и имеют высокий или повышенный уровень тревожности. В этом случае следует проводить коррекционную работу и с ними тоже.

Если же родители не страдают тревожностью, то им следует больше внимания уделять своему сыну или дочери, почаще хвалить их за успехи, поощрять новые начинания и не ругать за ошибки. Школьный психолог может подобрать родителям коррекционные упражнения, которые они смогут выполнять дома со всей семьей.

Это в основном упражнения на расслабление мышц и всевозможные игры. Через некоторое время родители сами с удовольствием отметят положительные перемены в поведении и психическом состоянии школьника.

Как видно, тревога у младших школьников может быть вызвана множеством факторов. Это и проблемы в семье, и низкий уровень успеваемости, и страх перед близким окружением. Чаще всего развитию тревожности способствует именно школа, поскольку это новый, еще непознанный мир, с его опасностями и трудностями.

Выявляется тревожность несколькими путями: опросом, наблюдением за школьником и его реакцией. Чаще всего применяются методики — опросники. Коррекция тревожного состояния проводится в игровой форме или путем проработки стрессовых ситуации в символдраме. Психолог должен разрешать испытуемому активно проявлять свои эмоции и выпускать наружу сокровенные желания.

Родители тревожного ребенка должны уделять ему необходимое время, внимание и проявлять активное участие в его жизни.

Тревожность младших школьников поддается диагностике и коррекции. Главное – обратить внимание на изменения в поведении школьника и принять все необходимые меры по их исправлению. Это могут делать родители и школьные психологи.

   

Источник: https://veselajashkola.ru/novosti/kak-osushhestvlyaetsya-diagnostika-urovnya-shkolnoj-trevozhnosti-mladshix-shkolnikov/

11 методик для выявления тревожности у детей

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Читайте также:  Информация и управление. системный подход - в помощь студенту

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/u-doshkolnikov.html

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Название: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности« А. М. Прихожан Область применения: выявление уровня школьной тревожности учащихся начальной школы. Формат:doc и pdf. в rar. архиве. Размер: 6,05 Мб Качество: хорошее

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002) была разработана А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison (1954).

В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги.

Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.

Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2—11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию.

Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество — 10).

Примеры «благополучных» и «неблагополучных» ответов детей приведены в табл. 7.

Таблица 7 Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности

№ картинки «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы»
2 Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу» Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют
3 Мальчики играют в футбол. Мальчику (с мячом) весело. Остальным тоже Мальчик (с мячом) разозлился на остальных и лупит мячом в стену
4 Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая маме Мама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет
5 Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водить Кто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются
6 Это математика. Девочка (на первой парте) решает задачу. У нее все решилось. Она ждет, что ее сейчас похвалят. Ей приятно Задача трудная. Девочка (на первой парте) решила. Только не знает, правильно или не правильно. Не хочет, чтобы ее вызвали решать к доске. Боится
7 Учительница говорит отметки за урок. Все хорошие Учительница читает рассказ. Все случают, а девочка наказана (в углу). Ей грустно
8 Мальчик дома делает математику. Он любит математику Мальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится
9 Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостно С девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится
10 Девочку вызвали к доске. Она выучила про существительное. Ей учительница поставит «пять». Она довольна Мальчик решил задачу, а учительница говорит: «Тройка!» Он обиделся и спорит с ней. Она всегда так
11 Играет в конструктор. Это интересно. Я тоже люблю Девочка сказала, что заболела, и осталась дома. Это хорошо, потому что сегодня контрольная. Теперь она не боится получить «двойку»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожность вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5—7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.

Стимульный материал к методике приведен в приложении 1.

Образец стимульного материала:

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Скачать проективную методику диагностики школьной тревожности

Скачать стимульный материал к проективной методике диагностики школьной тревожности

Источник: https://5psy.ru/testi/proektivnaya-metodika-dlya-diagnostiki-shkolnoi-trevojnosti.html

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.

Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е.

от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной тревожности:

  1. тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную),
  2. с ситуациями общения (межличностную),
  3. с отношением к себе (самооценочную).
  4. шкала мистических, магических страхов (магическую).

Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

Нет Немного Достаточно Значи-тельно Очень
1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Оказаться среди незнакомых ребят 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах 0 1 2 3 4
4. Слышать заклятия 0 1 2 3 4
5. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
6. Сравнивать себя с другими 0 1 2 3 4
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит 0 1 2 3 4
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4
10. Видеть плохие сны 0 1 2 3 4
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 0 1 2 3 4
12. После контрольной, теста — учитель называет отметки 0 1 2 3 4
13. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 0 1 2 3 4
15. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
16. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
17. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4
18. Слышать смех за своей 0 1 2 3 4
19. Не понимать объяснений учителя 0 I 2 3 4
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 0 1 2 3 4
21. Слышать предсказания о космических катастрофах 0 1 2 3 4
22. Выступать перед зрителями 0 1 2 3 4
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 0 1 2 3 4
24. С тобой не хотят играть 0 1 2 3 4
25. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
26. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
27. На экзамене тебе достался 13-й билет 0 1 2 3 4
28. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
29. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
31. Засыпать в темной комнате 0 1 2 3 4
32. Не соглашаешься с родителями 0 1 2 3 4
33. Берешься за новое дело 0 1 2 3 4
34. Разговаривать со школьным психологом 0 1 2 3 4
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить» 0 1 2 3 4
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
37. Слушать страшные истории 0 1 2 3 4
38. Спорить со своим другом (подругой) 0 1 2 3 4
39. Думать о своей внешности 0 1 2 3 4
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 0 1 2 3 4

Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Субшкала Пункты шкалы
Школьная тревожность 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
Самооценочная тревожность 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
Межличностная тревожность 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
Магическая тревожность 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.

Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:

  1. «чрезмерного спокойствия» — 1-2 балла,
  2. соответствующего норме – 3 -6 баллов,
  3. несколько завышенного – 7-8 баллов,
  4. очень высокого – 9 баллов,
  5. явно завышенного -10 баллов.

Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность).

Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам.

В характере таких людей наблюдается  стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытка постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки.

Постоянное ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной реакции на происходящее.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Диагностика тревожности младших школьников - в помощь студенту

Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/shkala-lichnostnoj-trevozhnosti-dlya-uchashchihsya-10-16-let-a-m-prihozhan

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации



Читайте также:  Влияние на механизм времени жизни интермедиата - в помощь студенту

Встатье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младших школьников, признаки ее проявления, а также наиболее частые последствия.

Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, адаптация к школе, самооценка, тип родительского отношения к детям, социометрический статус.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Нарушение процесса адаптации негативно сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.

В последние годы многие исследователи, среди которых О. А. Белобрыкина, Г. С. Голошумова, А. В. Запорожец, В. Е. Каган, Г. Г. Кравцов, Г. Ф. Кумарина, Н. П. Лусканова, Т. Д. Молодцова, Г. Л. Репина, В. И.

Слободчиков, В. А.

Сластенин и другие, говорят об интенсивном увеличении числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям образовательной среды.

Несмотря на отсутствие единого взгляда на то, что представляет собой тревожность, многие авторы сходятся во мнениях о том, что она является состоянием человека, характеризующимся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющим отрицательную эмоциональную окраску.

Возникает она в тех случаях, которые, по мнению самого человека, несут в себе психологическую угрозу для него и могут обернуться для него неприятностями, неудачами или фрустрациями.

Также многие авторы предлагают рассматривать тревожность дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Е. Н. Савина пишет, что главной причиной, вызывающей детскую тревожность, является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью [4, с. 32]. Так отвержение, неприятие его матерью приводит к появлению тревоги из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите.

Среди наиболее распространенных причин школьной тревожности А. М. Прихожан центральное место отдает чрезмерно высокими и жесткими требованиями родителей, не учитывающими способности ребенка, уровень его развития, направленность интересов [1, с. 14].

Многие ученые, которые занимались изучением тревожности младших школьников, выявили, что к основным причинам ее появления и развития также относится авторитарный стиль общения учителя или непоследовательность требований и оценок; высокий темп учебных занятий; неприятие со стороны сверстников, соперничество и конкуренция с ними; ситуации повышенной ответственности; тревожно-мнительная психологическая атмосфера в семье и т. д. [1, с. 12–16; 3]. Центральное место в процессе возникновения у младших школьников тревожности занимает адаптация к школе, которая сопровождается переходом к учебной деятельности в роли доминирующей, включением в новый учебный коллектив, в систему отношений ученик-учитель, необходимостью усваивать большой объем новой информации. Все это выступает в качестве причин возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности отрицательно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Все это подтверждает, что тревожность младших школьников — это весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

В связи с этим целью нашего исследования выступает изучение тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» г. Тулы. Выборку исследования составили 23 младших школьника в возрасте 6–7 лет.

В основу диагностической программы легли те факторы, которые многие исследователи выделяют в качестве доминирующих факторов повышения тревожности младших школьников.

В связи с этим в ходе реализации диагностического этапа исследования проводилось изучение тревожности младших школьников; особенностей их эмоционально-личностной сферы и самооценки; определение типа родительского отношения к детям; определение положения, которое занимает каждый ребенок в системе межличностных отношений классного коллектива.

Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан; графическая методика «Кактус» А. М. Панфиловой; «Лесенка» В. Г. Щур; «Тест родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Социометрия» Дж. Морено.

В результате проведения констатирующего этапа исследования были получены следующие результаты.

С помощью «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан выявлено, что у большинства детей — 52,2 % –уровень тревожности является высоким.

Это может свидетельствовать о том, что дети способны испытывать тревогу в ситуациях общения с учителем и одноклассниками, незнакомыми людьми, в ситуациях проверки знаний, выставления оценки и т. д.

Для них характерно беспокойство, неуверенность в себе, трудность, сконцентрироваться на выполняемой деятельности, раздражительность и др.

Проведение графической методики «Кактус» А. М.

Панфиловой показало, что у 52,2 % детей имеются такие черты и качества личности, как зависимость и неуверенность в себе, у 47,8 % детей — демонстративность и открытость, у 56,5 % детей — скрытность и осторожность, у 60,8 % — оптимизм, у 39,2 % детей выявлено состояние тревоги.

Соотнося полученные данные с данными по предыдущей методике, следует отметить, что для детей с высоким уровнем тревожности характерна неуверенность в себе и своих силах и возможностях, зависимость, скрытность и осторожность.

С помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур выявлено, что у большинства детей — 43,5 % — самооценка является завышенной.

Сравнивая полученные результаты с результатами диагностики по предыдущим методикам, мы установили, что у большинства детей с высоким уровнем тревожности самооценка является заниженной.

Как правило, дети с таким уровнем самооценки склонны недооценивать свои заслуги и достижения при выполнении какой-либо деятельности, они не ожидают, что смогут достигнуть в ней успеха.

Результаты проведения «Теста родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина показывают, что большинство родителей — 47,8 % — придерживаются такого типа родительского отношения, как «симбиоз». Также установлено, что подавляющая часть родителей — 82,6 % — проявляют положительное эмоциональное отношение к своему ребенку.

Сравнивая полученные данные с данными предыдущих методик, отметим, что родители детей с высоким уровнем тревожности предпочитают в основном транслировать при взаимодействии с ними такой тип родительского отношения, как симбиоз.

Это говорит о том, что они склонны быть ближе к своему ребенку, не устанавливая психологической дистанции, стараются удовлетворять основные разумные потребности детей и ограждать их от неприятностей. Также родители детей с высоким уровнем тревожности склонны контролировать своих детей, о чем говорят высокие баллы по шкале «контроль».

Как правило, такие родители бывают излишне авторитарны по отношению к детям, могут предъявлять к ним завышенные требования, навязывать свою волю.

Вместе с тем большинство родителей относится нейтрально и даже отрицательно к неудачам собственных детей, что говорит о склонности недооценивать их успехи и достижения, неверии в силы и способности детей. К самим детям большинство родителей проявляет положительное отношение, но многие склонны проявлять и отрицательное отношение.

С помощью методики «Социометрия» Дж. Морено, направленной на определение положения, занимаемого каждым учеником в классе в системе межличностных отношений, выявлено, что большинство детей с высоким уровнем тревожности имеют статус «пренебрегаемых» участников коллектива.

Как правило, дети с таким статусом могут быть безынициативны, могут проявлять безразличие к учебе и успеваемости одноклассников, пренебрежительное отношение к их мнению.

Также тревожные дети имеют статус «изолированных», на основании чего можно предположить, что для них затруднительно устанавливать контакт с окружающими детьми, они не стремятся участвовать в совместной деятельности с ними, могут быть робки и малоактивны. Малая часть тревожных детей получила статус «предпочитаемых».

Таким образом, низкая социальная активность детей, робость, неуверенность в себе, недостаточное развитие коммуникативных навыков может приводить к закреплению за ними в коллективе статуса «пренебрегаемых» или «изолированных». Это, в свою очередь, может выступать причиной повышения их тревожности.

Подводя итог, можно заключить, что у большинства детей младшего школьного возраста уровень тревожности является высоким. Для таких детей характерна неуверенность в себе, скрытность и осторожность, заниженная самооценка.

В коллективе они имеют статус «пренебрегаемых» и «изолированных», а психологический климат в нем оценивают как нейтральный, реже — как неблагоприятный.

Их родители предпочитают в основном транслировать тип родительского отношения под названием «симбиоз», что говорит об их склонности не устанавливать психологической дистанции с ребенком, ограждать его от неприятностей.

На основании полученных результатов было рекомендовано проведение работы с детьми по снижению уровня тревожности, по коррекции уровня их самооценки до адекватного, по установлению благоприятного психологического климата в классе и гармонизации детско-родительских отношений. Для этого была составлена психокоррекционная программа по снижению тревожности у младших школьников в контексте психолого-педагогической поддержки.

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Новая строка, 2014.
  2. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. 1998. N 2. С. 11–17.
  3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Владос, 2014.
  4. Савина Е. Н. Тревожные дети / Е. Н. Савина // Дошкольное воспитание. 1996. N 4. С. 31–35.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родительское отношение, высокий уровень тревожности, большинство детей, младший школьный возраст, изучение тревожности, большинство родителей, школьная тревожность, Проективная методика, графическая методика.

Источник: https://moluch.ru/archive/261/60389/

Диагностика уровня школьной тревожности у младших школьников

Диагностика уровня школьной тревожности. Методика (опросник Филлипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

  • 1) Число несовпадений знаков (“+” — да, “-” — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50 % и 75%).
  • 2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
  • 3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение — 50 % и 75%.
  • 4) Представление этих данных в виде диаграммы.
  • 5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
  • 6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
  • 7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
  • Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
  1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Источник: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-urovnia-shkol-noi-trievozhnosti-u-mla.html

Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста — pdf free download

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Аналитическая справка по адаптации учащихся 5 класса (2017-2018 уч.г.) Цель: изучение уровня адаптации обучающихся 5 класса и обеспечение условий для успешной адаптации. С начала учебного года, обучающиеся

Подробнее

Как подружиться со школой Проект социально психологической адаптации первоклассников Актуальность Приход в первый класс один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Антонова Т.И., Шквирина О.И. Южный Федеральный Университет Ростов-на-Дону, Россия FEATURES OF CITY AND VILLAGE`S SCHOOLCHILDREN ANXIOUSLY

Подробнее

Перспективный план работы Педагога-психолога ГБОУ Школа 705 Фрольцовой Т. В. На 2018-2019 учебный год ( с 7-го по 11-й) План работы педагога-психолога Фрольцовой Т.В. ГБОУ Школа 705 на 2018-2019 учебный

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/80077100-Diagnostika-trevozhnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию