Барокко — в помощь студенту

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.

Искусство ренессанса воспевало мир как гармоничную и неизменную систему, а человека — как разумный и всемогущий венец этой системы. Но мир стремительно менялся и расширялся, а человек перестал ощущать свое всемогущество. Напротив, по словам Паскаля, человек стал воспринимать себя «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.

И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим.

И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир.

На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Федеральное собрание российской федерации - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз.

Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Барокко - в помощь студенту

Ж.Ламур фонтан и решетки. Нанси. 1752 г. Источник: Искусство. Базовый уровень. 11 класс. Данилова Г.И.

Остановимся на основных чертах барокко:

  • слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);
  • стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;
  • создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;
  • текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;
  • заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;
  • обилие мелких деталей;
  • создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;
  • атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Барокко - в помощь студенту

Зеркальная галерея Версальского дворца. Источник

Барокко - в помощь студенту

Искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является составной частью УМК Г.И. Даниловой «Искусство. 8 класс».

Рабочая тетрадь содержит задания разных типов: работу с текстом и иллюстрациями, на сравнение и сопоставление, установление причинно-следственных связей, поиск информации, решение тестов, кроссвордов, ребусов.

Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников.

Купить

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

Барокко - в помощь студенту

Церковь Иль-Джезу в Риме. Источник: Википедия

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.

Барокко - в помощь студенту

Площадь Св. Петра в Риме. Источник: Яндекс

Барочная архитектура во Франции

Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании.

Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.

Барокко - в помощь студенту

Люксембургский дворец. Париж. Источник

Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.

Барокко - в помощь студенту

Версальский дворец. Источник

Барокко - в помощь студенту

Искусство. 5 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является составной частью УМК Г.И. Даниловой «Искусство. 5 класс». Рабочая тетрадь содержит задания разных типов: работу с текстом и иллюстрациями, на сравнение и сопоставление, установление причинно-следственных связей, поиск информации, решение тестов, кроссвордов, ребусов.

Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников.

Рабочая тетрадь предназначена для расширения сферы позновательных интересов, обобщения и закрепления изученного материала, а также для проверки знаний учащихся.

Купить

Барокко в архитектуре России

В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.

Барокко - в помощь студенту

Знаменский храм. Дубровицы. Источник: Википедия

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.

Барокко - в помощь студенту

Эрмитаж. Санкт-Петербург. Источник

Современное барокко

Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

Интерьер современного ресторана в стиле барокко. Источник

Методические рекомендации

Как познакомить учеников с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос.

Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-то причинам невозможны, рекомендуем подобрать иллюстрации и видеоматериалы по теме. Поможет в организации и проведении урока учебник Даниловой Г.И. Искусство.

Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/iskusstvo-arkhitektura-barokko/

Коротко о стилях: Барокко

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко - в помощь студенту

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Среди самых известных его скульптур — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Барокко - в помощь студенту
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Барокко - в помощь студенту

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Барокко - в помощь студенту

Читайте также:  Влияние на механизм времени жизни интермедиата - в помощь студенту

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.

Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме.

До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

  • Барокко - в помощь студенту
  • Барокко - в помощь студенту
  • Барокко - в помощь студенту

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Барокко - в помощь студенту Барокко - в помощь студенту

бароккоистория стиля

Источник: https://shabby-decor.ru/korotko-o-stilyah-barokko/

Искусство барокко

  • Университет Экономики и Управления
  • Реферат
  • На тему: « Искусство Барокко»
  • Выполнила:
  • студентка317ф группы
  • Валеева Дарья
  • Симферополь, 2007
  • План
  • 1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе
  • 2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке
  • 2.1 Живопись
  • 2.2 Графика
  • Литература

1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе

Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий).

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил.

Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, — эпоха барокко необычайно близка по духу.

В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).

В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века.

От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  1. Существует несколько версий происхождения термина:
  2. 1) от итальянского “baruecco” — жемчужина неправильной формы;
  3. 2) “baroco” — одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
  4. 3) от итальянского barocco — причудливый, странный;

В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Барокко - в помощь студенту

Барокко - в помощь студенту

Самые характерные черты Барокко — броская цветистость и динамичность — соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви.

За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника — Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века — первое десятилетие 17 века.

Барокко - в помощь студенту

Барокко - в помощь студенту

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию.

В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями.

В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние.

Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти.

Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора.

К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо.

Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

  • Среди двора фонтан, наполненный до края,
  • Кристальная струя звенит, не угасая
  • На влажный алебастр, спадая с вышины
  • Есть сто чудовищ там — фонтана украшенье —
  • Необычайно тел причудливых сплетенье,
  • Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
  • Под ним из камня столб — подставкой служит он.
  • Жорж де Скюдери
  • Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”. Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

  1. В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:
  2. 1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;
  3. 2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма.

“В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности… Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он — …

назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов)

2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке

2.1 Живопись

Ведущей темой украинского изобразительного искусства второй половины 19 века стала жизнь народа, красота родной природы. Это был своеобразный протест против жестокого гнета, господствовавшего в царской России, когда преследовалась национальная украинская культура.

В 1865 г. в Одессе создается Общество художников, которое основывает первую на Украине рисовальную школу. В 1875 г. художник Н.И. Мурашко, преподаватель первой киевской гимназии, создает частную рисовальную школу, где закладывались основы художественного мастерства многих выдающихся художников, в том числе М.А. Врубеля, В.А. Серова и др.

В 1890 г. в Одессе возникло Товарищество южнорусских художников, выставки которого пропагандировали реалистическое искусство. Невозможно не увидеть здесь прямой связи с деятельностью русских художников-передвижников.

В украинской реалистической живописи этого периода особое развитие получил бытовой жанр, связанный с творчеством последователей Т.Г. Шевченко — Л.М. Жемчужникова, И.И. Соколова, К.А. Трутовского.

Л.М. Жемчужников (1828—1912) отмечал, что поэзия Шевченко была вдохновляющим символом пробуждения интереса к Украине: «Он был сила, сплавляющая нас с народом, он пробудил нас к новой жизни». Жемчужников создает серию офортов к альбому «Живописная Украина» (1861—1862), задуманному как продолжение известной серии Шевченко.

Одна из самых значительных живописных работ Жемчужникова — картина «Кобзарь на шляху» (1854), где созданы образы, полные драматизма: слепой кобзарь у дороги с мальчиком-поводырем, собирающим милостыню, они вызывают ассоциации с шев­ченковской поэмой “Катерина”

К.А. Трутовский (1826—1893) также принадлежал к плеяде художников, наследовавших идеи Т.Г. Шевченко.

Трутовский, творческая манера которого соединила романтизацию Украины с наблюдательностью и верностью деталей, воссоздал в своих работах колоритные стороны народных обычаев, юмористические и увлекательные жанровые сцены.

Это картины «Масленица», «Лирник в крестьянской хате», «В лунную ночь», «Свадебный выкуп» и др. Среди произведений Трутовского на народную тему выделяется картина «Больной» (1883), правдиво показывающая всю тяжесть крестьянской жизни.

Трутовский увлекался и графикой. Ему принадлежат сатирические обличительные рисунки, высмеивающие пороки помещиков-крепостников. Им же созданы иллюстрации к басням И.А. Крылова, раскрывшие дарование художника с новой стороны.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/132246-1-70156.html

Культура возрождения и барокко

Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения. Характер культуры Ренессанса. Возрождение античности. Открытие мира и человека. Бытовые типы Возрождения. Обратная сторона титанизма. Искусство и литература. Философия, наука и религия. Никколо Макиавелли и его «Государь». Культура барокко — эпоха роскоши и смятения. Барокко в России и на Украине.

Долгое время господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средние века — это, дескать, господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства, мистика и мракобесие.

Возрождение, наоборот, отбрасывает всю эту «ночь» средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития.

Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада, что само Возрождение связано с переходом от аграрной культуры к городской культуре (не будем рассматривать дискуссионный вопрос о том, является ли культура Возрождения чисто европейским феноменом или она присуща и Востоку).

В контексте нашего рассмотрения достаточно заметить, что культура Возрождения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства.

Читайте также:  Постулаты бора - в помощь студенту

Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества.

Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства.

Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.

Поскольку это относится к фундаментальным социальным связям, названные сдвиги заключались в постепенном разрушении вассальной системы, основанной на земельных дарениях, в возобладании денежной формы доходов класса феодалов, в смене сюзеренитета — феодально-договорного характера королевской власти (ее принцип — «первый среди равных») королевской властью, основанной на принципе публичного суверенитета. Все это привело к тому, что под покровом догматизма и авторитаризма схоластики были проложены пути для опытного познания природы, для разграничения юрисдикции церкви и государства, для формирования доктрины сословного государства, для рецепции элементов римского права, в которых столь остро нуждалось товарное производство. Иными словами, античное культурное наследие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл — оно в равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Этот процесс секуляризации многих важных областей знания и мышления как такового привел к появлению культуры Ренессанса, в центре которой находится гуманизм как проявление особого интереса к человеческим, земным ценностям.

Ренессансная культура основана на двух источниках — античное классическое наследие и наследие столь презиравшихся гуманистами «темных веков» средневековья.

Хотя эпоха Возрождения декларировала пределом духовных стремлений всего лишь максимально близкое подражание античности: латынь моделировать по Цицерону, писать историю, как Ливии, в комедии имитировать Плавта и Теренция, в трагедии — Сенеку и т.д.

, однако свой отпечаток наложила на эпоху и средневековая культура. В силу этого подражание неизбежно либо вырождалось в жалкое эпигонство и карикатуру, либо, что чаще и существеннее, выливалось в оригинальное творчество.

Именно в последнем случае становилось очевидным, что творцы культуры Возрождения, черпая из обоих источников — языческо-античного и христианско-средневекового, — в действительности не следовали рабски ни одному и создали оригинальную культуру с присущими ей чертами.

Фундаментальным здесь является антропоцентризм как структурообразующий принцип новой системы культуры, как точка отсчета в шкале ренессансных ценностей. Он и есть тот «магический кристалл», который открывает глубинную суть всей совокупности феноменов, связываемых с ренессансной культурой.

Именно в рамках этой культуры произошло открытие мира и человека, понимаемых принципиально по-новому в сравнении с умирающим средневековьем.

Перемена была поистине поразительной: вместо столь характерной для ортодоксии христианства постоянной заботы верующего о мире вечном, потустороннем в мировидении гуманистов на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земной, прижизненной и посмертной славе.

При формальном сохранении традиционно-христианской интерпретации «великой цепи бытия» в центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек. В этой замене традиционного теоцентризма антропоцентризмом сошлись и пересеклись все линии гуманистического учения о человеке.

В этой связи следует указать на три специфические черты этого учения: 1) «реабилитация» природы, а вместе с ней и через нее природы самого человека, что в итоге привело у обожествлению природы и признанию человека гармоническим единством телесного и духовного начал; 2) выдвижение на первый план личного и деятельного основания категорий «достоинство» и «добродетель»; 3) радостное мировосприятие, требование полноты жизни — всеми чувствами, всеми способностями, гармония разума и страстей. И как бы в противовес столетиями до этого звучавшему мотиву о «жалких условиях человеческого существования», «о презрении к миру» гуманисты настойчиво подчеркивали прямо противоположную идею — о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, не родовом и сословном, а сугубо личном, т.е. потенциально идею о равной важности каждого индивидуального существования. В развитом виде она уже представлена в трактате флорентийского гуманиста Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека» (середина XV в.) и с этих пор становится излюбленной темой гуманистической литературы.

Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала.

Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени.

Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время.

Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

Культура Ренессанса, его искусство и прежде всего пластика позволяют сформулировать парадокс: архетип юности, который по своей сути является выражением поиска неизменности, на вид как бы историчен. Основой этого парадокса служит принятое Ренессансом положение о принципиальной генетической тождественности мира природы и мира культуры.

Это положение в ренессансной культуре становится лейтмотивом в сочинениях писателей, философов и художников. Классическая формулировка Пико делла Мирандолы в «Речи о достоинстве человека» представляет собой выражение общепринятого представления о принципиальном единстве мира.

И наконец, Ренессанс представляет собой первую культурную форму регенерации времени, сознательно выражающей идею обновления. На эпоху Ренессанса можно также взглянуть как на великую цельную попытку начать историю заново, на акт обновления начала, регенерацию социального времени.

В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях.

В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда стихийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением. Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм.

Прежде всего рассмотрим кратко религиозный быт, на котором сказался стихийный разгул секуляризованного индивида. Ведь все недоступные предметы религиозного почитания, требующие в средневековом христианстве абсолютного целомудренного отношения, становятся в эпоху Возрождения чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким.

Само же изображение возвышенных предметов такого рода приобретает натуралистический и панибратский характер. В одном из произведений той эпохи Христос обращается к одной тогдашней монахине с такими словами: «Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться.

Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед… твой рот благоухает, как роза, твое тело благоухает как фиалка… Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате молодого кавалера». Однако не вся религиозная эстетика Ренессанса отличалась такими уродливыми, панибратскими чертами.

Были и другие типы, существовавшие и раньше, поэтому они не являются существенно новыми. Можно отметить, что в эту эпоху именно в лице Франциска Ассизского (XIII в.) прежний религиозный тип достигает если не прямого пантеизма, то во всяком случае созерцательно-любовного и умиленного отношения к природе.

Определенным типом Ренессанса является та куртуазная жизнь, которая связана со «средневековым рыцарством». Средневековые представления о героической защите возвышенных духовных идеалов в лице культурного рыцарства (XI—XIII вв.

) получили небывалую художественную обработку не только в виде изысканного поведения рыцарей, ной в виде изощренной поэзии на путях растущего индивидуализма.

Эта рыцарская практика трубадуров, труверов и миннезингеров уже в предвозрожденческую эпоху деградирует до богемного поведения вагантов и вошла в возрожденческую литературу.

Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором нам говорят документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в. Здесь мы находим упоминания о турнирах, балах, .

карнавалах, торжественных въездах, праздничные пирах и вообще о всякого рода прелестях даже будничной жизни — летнего времяпрепровождения, дачной жизни, — об обмене цветами, стихами и мадригалами, о непринужденности и изяществе как в повседневной жизни, так и в науке, красноречии и вообще в искусстве, о переписке, прогулках, любовной дружбе, об артистическом владении итальянским, греческим, латинским и другими языками, об обожании красоты мысли и увлечении религиями всех времен и всех народов. Все дело здесь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, в превращении своей собственной жизни в предмет эстетического любования.

Наряду со всем этим бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала все возрожденческое общество снизу доверху и была отнюдь не результатом невежества.

Она — результат все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы, которая дает себя знать даже у Фрэнсиса Бэкона, этого знаменитого поборника индуктивных методов в науке. С этим связан и тот исторический парадокс, что священная инквизиция получает расцвет в эпоху Возрождения.

Охота на еретиков и ведьм, безудержный террор и коллективные психозы, жестокость и моральное ничтожество, страдания и обычное скотство являются продуктами Ренессанса; они, как и деятельность священной инквизиции, не противостоят тогдашним великим достижениям духа и мысли человека, а связаны с ними, являются их неотъемлемой частью, выражают аутентичные стремления и потребности человека. Ведь Возрождение весьма богато бесконечными суевериями, которые пронизывали решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о политиках и правителях.

Одним из интересных бытовых типов Возрождения, несомненно, было приключенчество и даже прямой авантюризм, о чем свидетельствует знаменитая поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо» (1532).

То, что эти бытовые формы оправдывались и не считались нарушением человеческой нравственности, в историческом смысле было чем-то передовым.

Это был все тот же возрожденческий стихийный индивидуализм, который здесь уже не связывал себя с какими-нибудь возвышенными платоническими теориями, но который уже начинал давать большую волю отдельным страстям и чувствам человека, правда, еще не в их окончательной разнузданности и аморализме.

Далее, городской тип возрожденческой культуры, как это видно из французских фабльо и немецких шванков и вообще из возрожденческой новеллы, изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов, с глубоким сатирическим содержанием.

В этих новеллах критикуются тогдашние общественные язвы и особенно злоупотребления и моральная расшатанность духовенства. Атеизм тоже не был возрожденческой идеей, но антицерковность была самой настоящей возрожденческой идеей, коренящейся в быту.

Наконец индивидуализм, лежащий в основе всей культуры Возрождения достигает своего самоотрицания^ тогдашних мещанских теориях.

Мещанство тоже не было культурным типом Возрождения, но на путях измельчания глубоко и красиво выраженного ренессансного индивидуализма, несомненно, создавало все предпосылки также и для функционирования мелкой человеческой личности (наряду, конечно, с великими личностями) в последующие века европейского развития.

Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей — это обратная сторона общепризнанного возрожденческого титанизма.

Разгул страстей, своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии невероятных размеров. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так что приходится неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно.

Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелеты как последствия этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами.

Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок; в Ферраре герцог Альфонс среди бела дня голым прогуливается по улицам, а в Милане герцог Талеаццо Сфорца услаждает

себя за столом сценами содомии. В Италии той эпохи нет никакой разницы между честными женщинами и куртизанками, а также между законными и незаконными детьми.

Незаконных детей имели все: гуманисты, духовные лица, папы, князья, например у Никколо д’Эсте — около 300 внебрачных детей.

Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империей, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане.

Внутренние раздоры и борьба партий в различных итальянских городах, не прекращавшаяся всю эпоху Возрождения и выдвигавшая сильные личности, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью.

Вся история Флоренции XIII—XIV вв. заполнена этой дикой и беспощадной борьбой. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, заговоры, поджоги, грабежи непрерывно следуют друг за другом. Победители расправляются с побежденными, а через несколько лет сами становятся жертвами новых победителей.

То же самое мы видим в Милане, Генуе, Парме, Лукке, Сиене, Болонье и Риме. Когда умирал какой-нибудь известный человек, сразу же распространялись слухи, что он отравлен, причем очень часто эти слухи были вполне оправданны.

Разгул страстей и преступлений коснулся многих художников и гуманистов Возрождения.

Источник: https://support17.com/cult-lecture-29/

Ссылка на основную публикацию