Авторское право и смежные права — в помощь студенту

Кое-что о жизни театров, о чём не напишут журналисты.Мастер-класс для театральных юристов, администраторов и директоров.РАО за авторов и против театров.Почему Гамлет не мог совокупляться с Офелией на рояле.Почему не остановить поющего Кобзона.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Кто из советских авторов был удостоен специального совещания кабинета министров СССР и почему.Какие последствия имела эта песня для её автораС чтения какого блога начинается рабочий день в Минкульте,а так прочее в картинках со спецпроекта театрального фестиваля Золотая Маска.

Весь альбом целиком здесь.

Первая часть была за одним из первых театральных постсоветских юристов Анной Викторовной:

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Анна Кириченко-Чуркина»

в заголовках можно посмотреть здесь. Лектор запретила снимать её выступление на видео, видимо побоявшись за психическое состояние неподготовленных зрителей. Которые вдруг узнают про театр как оно там изнутри.

Косвенно о сути произносимого со сцены можно судить по выражениям лиц безусловно подготовленных зрителей, а именно юристов Российского Авторского Общества (РАО):

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Имущественные споры между супругами - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Золотая Маска»На этот раз Анна Викторовна играла на стороне театральной администрации. За умными словами программы семинара стояло разъяснение как выжить театрам в России и при этом не сесть в долговую яму. Речь по большей части шла о финансовых взаимоотношениях с многочисленными авторами того, из чего и состоит спектакль. Вопросы к РАО остались на вторую часть семинара.Как говорит бывший продюсер «Мистерии Звука» Никита Балашёв — «Куда автора не целуй — попадёшь в жопу!»Викторовна привела многочисленные примеры иллюстрирующие эту максиму.Главный вывод — Читайте договора!Не совсем театр, но близко к этому. Первый канал проклял всё, когда снимал «Азазель». В договоре было прописано что автор сценария имеет право утверждать чистовой монтаж и Борис Акунин воспользовался этим пунктом по полной программе.Но самое страшное не авторы. Авторы те же люди, которые хотят и денег и известности. А вот их наследники обычно только денег. Почувствуйте разницу в этих мотивах и вам станет понятно, почему многие пьесы не ставят. Есть даже выражение «Наследники — это профессия». Не все, конечно.

В качестве примера лектор зачитала один иск целиком .

Кому в лом читать суть в том, что адвокат, купивший билет на Гамлета  посчитал, что его обманули как потребителя и привёл свои доводы типа:»Извращение как уход от реальности заключалось не только в том, что произведение было осовременено, но и в изменении текста, когда актеры в роли могильщиков пели куплеты про водку и сигареты, чего в принципе быть не могло, т.к. действия в Дании происходят до открытия Колумбом Америки, и табак в Европу ещё не поставлялся.Также особо меня возмутила находка режиссера, который заставил двух главных героев, Гамлета и Офелию, изображать совокупление на рояле. Это также противоречит исторической правде, т.к. в то время роялей ещё не было, поэтому, если автор и подразумевал, что Гамлет мог иметь сексуальные отношения с Офелией на не отведённых для этого местах, то это никак не мог быть рояль.»Театралы на это реагировали вот так:

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Золотая Маска»Дав время поржать ведущая попросила представителя того самого театра рассказать как было на самом деле:

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Золотая Маска»

Вдогонку чем это закончилось в суде:

А теперь внимание! Как вы думаете, кто этот добрый человек?

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Анатолий Семёнов»Композитор или просто ресторанный тапёр?Хренушки!

Это самый страшный кошмар Минкульта и РАО, с прочтения ЖЖ которого начинается их рабочий день. Это тот самый bablaw , который в данный момент глумливо наигрывал темы из произведений одного из директоров РАО Андрея Вадимовича Макаревича, не отчисляя никому и ничего!!! Тут же набежали девчонки, а что было дальше я не покажу ;).

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Анатолий Семёнов»Только там я узнал подноготный смысл эпиграммы Валентина Гафта:»Как не остановить бегущего бизона, Так не остановить поющего Кобзона.»Кобзон и Боянова это два артиста, которых со сцены убирают силком. Известен случай, когда вечер Кобзона в ДК какого-то завода закончился в 2 ночи. Артист не хотел уходить со сцены, а местный народ стеснялся попросить об этом народного артиста СССР.Малоизвестный и, может быть, малозначительный факт. В 1981 году в правительстве СССР было проведено совещание на повестке которого стоял только один вопрос: «Не стоит ли написать указ о сокращении авторских отчислений Антонову и Богословскому?». По тем временам Антонов получал такими отчислениями около миллиона ТЕХ рублей.

16-летняя девочка написала простую песню с запоминающимся мотивом. Всё оставшуюся долгую жизнь она занималась серьёзной музыкой Большими Формами типа симфоний. Но именно эта песня позволила ей построить два дома, поставить на ноги детей и внуков. Её звали Консуэло Веласкес Торрес .

Это несколько моментов, которые остались в моей дырявой памяти. Конечно, за два с лишним часа было сказано ещё много чего интересного, а для меня ещё и непонятного. Поэтому, по завершении выступления Анны Викторовны солидные директора-администраторы-юристы-режиссёры ломанулись к сцене за визитками как фанатки-пенсионерки за автографами Стаса Михайлова:

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Золотая Маска»

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Золотая Маска»

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

«Золотая Маска»

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

Источник: https://terentii.livejournal.com/229718.html

Права, смежные с авторскими

Авторское право и смежные права - в помощь студенту

Заметка опубликована 17.04.2014г. в блоге для клиентов на http://vk.com/makadmy

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста ГК, я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

  • результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • на фонограммы,
  • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • на содержание баз данных,
  • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений.

Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав.

Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).  

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф.  Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение.  § 2 главы 71 ГК РФ.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона. Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями. Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения). Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е.

на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях.

В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС).

При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не плтить отчисления они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для диск с классической музыкой именно для этого заведения. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения. перешедшие в общественное достояние живьем.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ. Смежные права таких организаций возникают у них на созданные ими же передачи, однако эти права могут также быть переданы и другим лицам.

Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи.

Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

 Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных).

Читайте также:  Видоизменение стеблей. функция стебля - в помощь студенту

При этом положения настоящего параграфа ГК не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использований положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения. Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают.

Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом. 

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/11389

Защита авторских и смежных прав

  • Авторские права
  • Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами и им предоставляется правовая охрана согласно законодательству Российской Федерации.
  • Объекты авторских прав включают (ст. 1259 ГК РФ):
  • Произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
  • Программы для ЭВМ.
  • Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения).
  • Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие подобные произведения).
  • Другие произведения.
  1. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
  3. 1) исключительное право на произведение;
  4. 2) право авторства;
  5. 3) право автора на имя;
  6. 4) право на неприкосновенность произведения;
  7. 5) право на обнародование произведения.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ).

Смежные права

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Объекты смежных прав:

  • Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Срок действия смежных прав:

  • на исполнение — в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю (ст.1318 ГК РФ),
  • на фонограмму — в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (ст.1327 ГК РФ),
  • на сообщение радио- или телепередачи — в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю (ст.1331 ГК РФ),
  • на базу данных — в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (ст.1335 ГК РФ),
  • публикатора — в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК РФ).

Информация о Вашем произведении

  • Если у Вас возникли подозрения, что Ваши исключительные права нарушаются, то Вы можете обратиться к нашим специалистам.
  • Мы бесплатно проведем предварительный анализ нарушения и предложим Вам самые оптимальные варианты защиты Ваших прав.
  • Наша компания тесно взаимодействует с международной ассоциацией «Антиконтрафакт» и
  • комитетом по борьбе с контрафактом Ассоциации по товарным знакам Европейских сообществ (ECTA).

Источник: https://ineureka.ru/zashhita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Глава 23. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 5 страница

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Включение в аудиовизуальное произведение фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование.

Цитироваться могут и хореографические, и фотографические, и даже топографические произведения.

Предполагается, что объем цитирования не должен преобладать над объемом основного текста; цитирование не должно быть основой содержания (в противном случае произведение не будет самостоятельным), цитата никогда не сливается с основным текстом.

Свободное использование произведения путем репродуцирования связано с достижениями в области фотографирования, ксерокопирования и т.д. Эти способы очень удобны для пользователя, хотя массовое репродуцирование ведет к неконтролируемому размножению многих произведений науки и литературы.

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания.

Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме (кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования).

Статья 1275 ГК устанавливает жесткие правила указанной деятельности, согласно которым допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли библиотеками и архивами, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, в соответствии со ст.

1276 ГК допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения путем воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю в отношении фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, за исключением случаев, когда изображение произведения используется в коммерческих целях. Например, если кто-то извлекает прибыль от продажи открыток или альбомов, ценность которых именно в том, что на них помещены соответствующие произведения, авторы изображенных произведений должны получать часть прибыли. Свободно используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения, передачи по телевидению или по кабелю, но оно вполне может быть второстепенным, фоновым объектом.

Свободное публичное исполнение музыкального произведения допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК).

Наконец, разрешается также свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения, например для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК) .

———————————

Круг случаев свободного использования произведений, содержащийся в соответствующих статьях ГК, не подлежит расширительному толкованию.

В США вместо прямого указания на действия, не образующие нарушения исключительного права, используется иной подход, основанный на доктрине fair use (добросовестное использование).

Доктрина добросовестного использования представляет собой выработанный судебной практикой критерий защиты от обвинения в нарушении копирайта, позволяющий третьему лицу использовать защищенный исключительным правом объект разумным образом без согласия правообладателя.

3. Срок действия авторского права

Авторское право (исключительное право) на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Личные неимущественные права автора (авторство, право на имя и неприкосновенность произведения) охраняются бессрочно.

В том случае, если произведение было создано в соавторстве, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Если автор пожелал обнародовать произведение анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Если срок действия авторского права на произведение науки, литературы или искусства (как на обнародованное, так и на необнародованное) истек, то оно в соответствии со ст.

1282 ГК переходит в общественное достояние. После этого оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Но при этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

§ 6. Смежные права

1. Понятие смежных прав

Понятие смежных прав впервые было закреплено в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.

, далее — Римская конвенция). Оно включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. В ст. 1303 ГК категория смежных прав расширена.

К ним отнесены интеллектуальные права:

———————————

Впервые термин «смежные права» был использован В.И. Серебровским, который указал, что артист-исполнитель не создает нового, самостоятельного произведения, а его права являются смежными, или родственными, с авторскими правами (Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 86 — 88). Однако термин впоследствии вызвал критику В.Я.

Ионаса, который полагал, что «название исполнительских прав смежными с авторскими крайне неудачно… Смежными могут быть две статьи кодекса, но не логические или юридические понятия. Название института должно соответствовать его сущности, а не прикрывать теоретический вакуум» (Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 79).

  • — на результаты исполнительской деятельности (исполнения);
  • — на фонограммы;
  • — на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);
  • — на содержание баз данных;
  • — на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (права публикатора).
  • В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.

Смежные права сводятся к правомочиям использования своих объектов — исполнений, фонограмм, передач и др.

, а также распоряжения таковыми посредством их обнародования и передачи исключительных прав на них по договорам.

Рассматривая взаимосвязь авторских и смежных прав, необходимо отметить, что им свойственна пограничность, проявляющаяся в том, что и авторские, и смежные права вытекают из результатов творческой деятельности : авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства; смежные — с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию . Более того, становление и развитие смежных прав, несмотря на то что исторически смежные права появились гораздо позднее авторских, имеют много общего. Если у истоков авторского права стояло изобретение печатного станка, то для возникновения смежных прав решающую роль сыграло изобретение радио, грамзаписи и кинематографа, что позволило воспроизводить процесс исполнения и создавать фонограммы, а также передачи вещательных организаций .

———————————

Вместе с тем необходимо отметить, что если в творческой составляющей исполнительской деятельности (актеры, певцы, музыканты, танцоры) отказать нельзя, то творческая основа прав производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, а также прав публикаторов более чем условна. В этом случае речь идет о разновидности предпринимательской деятельности (разумеется, за исключением деятельности публикаторов произведений). Таким образом, критерий творчества может помочь в разграничении объектов авторских и смежных прав, но лишь в том смысле, что правовая охрана произведений строится с учетом презумпции их творческого характера, в то время как при предоставлении правовой охраны объектом смежных прав их творческий характер признается во всех случаях. См.: Определение ВАС РФ от 2 ноября 2007 г. N 14434/07 // СПС «Гарант».

См.: Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения: Учебное пособие. М., 2001. С. 97.

См.: Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав // СПС «Гарант».

Гражданско-правовой институт смежных прав в отношении своих объектов выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Существенной особенностью большинства смежных прав являются их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений.

Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект вообще не является результатом творческой деятельности (например, транслируется спортивное состязание), смежные права носят самостоятельный характер .

———————————

См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 114.

Производность, зависимость смежных прав от авторских проявляется прежде всего в том, что большинство объектов смежных прав не могут возникнуть ранее объектов авторского права; смежные права на них осуществляются их обладателем лишь с согласия (разрешения) автора исполненного, записанного, переданного произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, как и авторских прав, не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК). Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда одно из государств — участников Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. в соответствии с национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики, или их упаковки имеют все три элемента знака охраны.

В отношении смежных прав закреплен принцип гражданства.

Читайте также:  Видимость или кажимость - в помощь студенту

Изготовитель фонограммы должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом; фонограмма должна быть обнародована или ее экземпляры впервые должны публично распространяться на территории РФ.

Точно так же организация эфирного или кабельного вещания должна иметь место нахождения на территории Российской Федерации и осуществлять сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Аналогичные правила действуют в отношении изготовителя базы данных: он должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом.

Если изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, исключительное право возникает при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства на его территории предоставляется охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо. В том случае, когда изготовитель базы данных является лицом без гражданства, в зависимости от того, имеет это лицо место жительства на территории Российской Федерации или иностранного государства, соответственно применяются правила п. 1 ст. 1336 ГК, относящиеся к гражданам Российской Федерации или к иностранным гражданам.

Действие исключительного права публикатора распространяется на произведение, которое было обнародовано на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора, или за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации либо обнародованное за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, на его территории предоставляется охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации.

2. Объекты смежных прав

В соответствии с п. 1 ст. 1304 ГК объектами смежных прав являются:

исполнения артистов-исполнителей и дирижеров;

постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

  1. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  2. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  3. — произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние и при этом не находящиеся в государственных или муниципальных архивах, — в части охраны прав публикаторов таких произведений.
  4. Фонограмма — это любая, но исключительно звуковая запись

Источник: https://studopedia.net/8_50151_glava—avtorskoe-pravo-i-smezhnie-prava.html

Авторское право и смежные права: проблемы правоприменительной практики — Санкт-Петербургский государственный университет

Программа посвящена наиболее актуальным проблемам, связанным с осуществлением и защитой интеллектуальных прав на произведения и объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, базы данных, программы организаций эфирного (кабельного) вещания и так далее). Руководитель программы — Н. К. Абрамова.

Ведущие специалисты-практики в данной сфере расскажут, в частности, о современных тенденциях в понимании такого традиционного объекта интеллектуальной собственности, как произведение. В ходе изучения материала исследуются особенности гражданского оборота исключительных прав, в т. ч.

принадлежащих нескольким лицам. Рассматривается специфика правового регулирования использования произведений архитектуры и градостроительства.

В ходе лекций будут затронуты также вопросы, связанные с деятельностью организаций по коллективному управлению авторскими (смежными) правами, как в Российской Федерации, так и в других странах мира.

Анализируются основания и условия гражданско-правовой ответственности за нарушение интеллектуальных прав, а также способы защиты и меры ответственности в данной сфере (включая такой особый способ защиты прав на ряд объектов интеллектуальной собственности, как компенсация) с учетом последних изменений в действующее гражданское законодательство, а также тенденций в судебной практике.

Большой раздел программы посвящен вопросам использования результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет (использование объектов ИС в социальных сетях Интернет; механизм реализации такого нового способа защиты прав на объекты ИС, как блокирование доступа к интернет-ресурсам и т. д.).

Предлагаются для изучения новые для российской правоприменительной практики правовые институты: публичные заявления правообладателей о безвозмездном использовании произведений и объектов смежных прав (п. 5 ст. 1233 ГК РФ), лицензии Creative Commons. Изучается понятие «информация» в качестве особого объекта интеллектуальной собственности.

Слушателям предлагаются различные варианты стратегии ведения споров (в т. ч. судебных) в данной сфере.

По результатам итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца СПбГУ. Выпускник программы может заниматься представительством и защитой интересов профессиональных участников рынка интеллектуальной собственности. Требования к предшествующему уровню образования слушателей — высшее образование.

Необходимые документы

  • Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его
  • Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование
  • Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Источник: https://spbu.ru/postupayushchim/programms/dopolnitelnyeprogrammy/avtorskoe-pravo-i-smezhnye-prava-problemy

Авторское право и смежные права — Лекционный курс по курсу «Гражданское право»

  • Авторское право является одним из четырех институтов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной собственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:
  • 1) смежных прав;
  • 2) патентного права;
  • 3) средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг).
  • Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.
  • Совокупность исключительных прав на объекты, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности, принято называть интеллектуальной собственностью.
  • Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном.
  • Авторское право в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведений трех видов: науки, литературы и искусства.
  • Авторское право в субъективном смысле — имущественные и неимущественные права лиц, создавших произведения литературы, науки и искусства.
  • Смежные права — совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием четырех объектов:
  • — фонограмм;
  • — исполнений;
  • — постановок;
  • — передач организаций эфирного и кабельного телевидения.
  • Смежные права регулируются тем же законом, что и авторское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произведений науки, литературы и искусства, в один институт — «авторское право».
  • Авторскому праву в объективном смысле присущи определенные функции и принципы.
  • Функции (задачи) авторского права:
  • —  стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства;
  • — создание условий для использования авторских произведений в интересах общества.
  • Назначение авторского права — охрана прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства.
  • Принципы авторского права:
  • — свобода творчества;
  • — сочетание личных интересов автора с интересами общества;
  • — неотчуждаемость личных неимущественных прав;
  • — свобода авторского договора.
  • Источники авторского права:
  • 1. Законы:

а) Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (далее — Закон об авторском праве) (ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866). Этот закон изменил важные положения правового регулирования по сравнению с ранее действовавшим законодательством: он расширил возможности участников авторских и смежных с ним отношений и имеет рыночную направленность. Он содержит ссылки на гражданско-процессуальное законодательство (ст. 50) и на административное законодательство (ст. 48);

б) Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. (ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325). Программы для ЭВМ и баз данных относятся к объектам авторского права (ст. 2 Закона);

в) Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Этот закон определяет понятие выхода в свет продукции средств массовой информации (ст. 2728), порядок распространения такой информации (ст. 25), условия использования авторских произведений (ст. 42) и др.;

г)  Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., в котором авторские права на произведения архитектуры изложены в отдельной главе (ст. 16— 19), а также в других статьях этого закона (например, ст. 2, 12, 14, 15, 21).

Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и Гражданского процессуального кодекса РСФСР о порядке взыскания на авторское вознаграждение (ст. 385).

Правила ГК РФ общего характера: о сделках, праводееспособных субъектах, средствах защиты нарушенных прав, о наследовании, о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства;

2. Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 215 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 994) и от 17 мая 1996 г. «Основы вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановка)» (СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529);

б) положения, принятые Правительством РФ, например Положение о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Положение о регистрации кино- и видеофильмов от 28 апреля 1993 г. и др.;

в) нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ «Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях» от 28 июля 1998 г. № 27 (БНА. 1998. №11. Ст. 58);

  1. 3. Локальные акты:
  2. а)  акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (они касаются организации выставок, вернисажей, реализации произведений искусства);
  3. б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

в) постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов. Таких постановлений пока что вынесено мало. Этот и ид источников в настоящее время представлен постановлением Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникших с рассмотрением авторских правомочий» от 18 апреля 1986 г. (Пленум Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С.

19) и информационным письмом Президиума ВАС РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 28 сентября 1999 г. № 4 // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11. Правомерность отнесения названных документов к источникам авторского права является дискуссионным вопросом авторского права.

                                                        ■

Субъекты авторского права — лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть фактически с момента создания произведения в каком-либо виде.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица. 

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве).

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности они действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст.

27 Закона об авторском праве). Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и.

наследниками авторских договоров.

Согласно ст.

6 Закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведение — это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Творчество определяется как деятельность человека, порождающего нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит in трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные.

Источник: https://students-library.com/library/read/23439-avtorskoe-pravo-i-smeznye-prava

Ссылка на основную публикацию