Атомизм — в помощь студенту

В данной работе рассматривается философия атомистов Левкиппа и Демокрита.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что о жизни и сочинениях Левкиппа и Демокрита мало известно. Античный атомистический материализм часто связан с проблематикой элеатов. Трудность состоит в разделении учений Левкиппа и Демокрита. От сочинений обоих философов сохранилось не много, в доксографии же о них говорят целокупно.

Однако Левкипп делал упор на мироздании, а Демокрит и на человеке. Если у Левкиппа сравнительно небольшой круг вопросов — учение об атомах, космология и космогония, то у Демокрита круг вопросов расширяется.

Философские интересы Демокрита были связаны с вопросами гносеологии, логики, этики, политики, педагогики, математики, физики, биологии, антропологии, медицины, психологии, истории человеческой культуры, филологии, учения о языке и т.п.

Существует несколько версий даты рождения Демокрита. Официально считается, что он жил с 460 по 370 г. до н.э.

Отец Демокрита оставил сыновьям значительное наследство, из которого он выбрал меньшую долю, состоявшую в деньгах, что позволило ему отправиться в путешествие.

Демокрит вернулся домой бедняком и лишался права погребения на родине. Однако он вернул уважение сограждан, прочитав им одно из своих сочинений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет готовой продукции и товаров - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Цель данной работы всестороннее изучение философии античных атомистов Левкиппа и Демокрита.

Демокриту принадлежало около семидесяти сочинений на различные темы. Ни одно из них не дошло до нас. Неизвестно, когда в основном погибли его сочинения. Возможно в гибели трудов античного материалиста виноваты идеалисты.

Атомисты поставили перед собой задачу создать учение, соответствующее той картине мира, которая открывается человеческим чувствам, но в то же время сохранить рациональное в учении элеатов о бытии, чтоб достичь более глубокого понимания мира, основанного не только на показаниях чувств.

Первоначала атомистов — атомы (бытие) и пустота (небытие). Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой.

Допустить существование небытия атомистов заставили наблюдения над обыкновенными явлениями и размышление над ними: сгущение и разряжение, проницаемость, разница в весе одинаковых по объему тел, движение и т.д.

Пустота — условие всех этих процессов — неподвижна и беспредельна. Бытие — антипод пустоты. Оно абсолютно плотно и множественно. Каждый член бытийного множества определен своей внешней формой. Сам по себе атом очень мал.

Бытие — это совокупность бесконечно большого числа малых атомов.

Атом — это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствие своей малой величины не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписали своему бытию.

Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, внутри него не происходит никаких движений, он не имеет частей. Атом так же обладает определенной формой (шарообразные, угловатые, крючкообразными, вогнутые, выпуклые и т.д.

) Множественностью форм атомов атомисты объясняли бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу.

Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и положением. [1]

Атомисты ввели пустоту полагая, что движение невозможно без пустоты. Атом обладает подвижностью в пустоте. Движение атомов происходит вследствие их столкновения и присуще им от природы. Оно вечно.

Атомы совершенно бескачественны, т.е. лишены чувственных свойств — цвета, запаха, звука и т.п. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Т.о. атомисты стали учить о субъективности чувственных качеств.

Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов. Возникновение и уничтожение вещей они объясняли разделением и сложением атомов, изменение — их порядка и положения.

Атомисты говорили не столько об одном мире, сколько о многих мирах. Пустота заполнена атомами неравномерно.

Плотность атомов в пустоте различна и когда в той или иной части пространства сходится много атомов, то они сталкиваются друг с другом и образуют вихрь, в котором более крупные и тяжелые накапливаются в центре, а более малые и легкие, округлые и скользкие вытесняются к периферии.

Так возникают земля и небо. Небо образуют огонь, воздух, светила, гонимые воздушным вихрем. В центре космоса скапливается тяжелая материя. Сжимаясь, она выдавливает из себя воду, которая заполняет более низкие места.

Атомисты — геоцентристы. Земля одинаково удалена от всех точек области космоса, а потому неподвижна. Вокруг нее движутся звезды. Звезды — это не другие миры, а достояние нашего мира. Каждый мир замкнут, он шарообразен и покрыт хитоном, кожицей, сплетенной из крючкообразных атомов.

Однако число миров бесконечно. Миры преходящи. Атомы образуют уплотнения в тех или иных местах великой пустоты случайно — вследствие беспорядочного движения, но в дальнейшем все происходит по природной закономерности. Атомисты отвергли мировой ум-Нус Анаксагора.

Само сознание они объяснили существованием особых огневидных атомов. [2]

Предмет «Великого миростроя» — атомы и пустота как первоначала и состоящие из них миры. Предмет «Малого миростроя» — живая природа вообще, человеческая природа в частности.

Живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. «После того, как произошло разделение мрачного хаоса, после того, как возник воздух, а под ним земля, грязеобразная и совсем мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид грязных нарывов или водяных пузырей.

Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и всевозможные виды животных, соответственно преобладанию того или иного элемента — именно влагообразного, огнеобразного, землеобразного и воздухообразного.

Когда же земля высохла под лучами солнца и уже не могла больше рожать, как они утверждают, животные стали появляться на свет путем рождения одних другими». Двуполость животных объяснялась тем, что плоды будущих самцов были «допечены», а самок — нет.

» Смешение элементов в этих животных не было одинаковым: те, в которых было больше всего землеобразной материи, стали травами и деревьями, имеющими голову, обращенную вниз и укоренившуюся в земле.

Атомисты установили не только свой закон сохранения бытия, обогатив его законом сохранения движения, но и главный закон происходящих в мироздании процессов. Этот закон был сформулирован Левкиппом в его сочинении «О разуме».

Отвергая идеалистическое учение о разумном устроителе (демиурге) мироздания, Демокрит говорил, что в мире «без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи». В противоположность мифологии и идеализму Левкипп и Демокрит истолковали необходимость как причинность, как порождение причиной следствия.

Все, что происходит, имеет причину в другом, а другое — в третьем и т.д. Ничто не происходит без причины, свободно.

Правильно отвергая ложные понимания необходимости, атомисты по вполне понятной психологической причине «перегнули палку» вместо того, чтобы положить причинность в основу необходимости, ошибочно сводили необходимость к причинности.

Конечно, все, происходящее по необходимости, определяется какой-то причиной. Однако совсем не обязательно, чтобы данная причина производила именно это следствие. Для такого результата должны быть благоприятные условия, которые, в свою очередь, зависят от других причин.

Но чаще условия бывают неблагоприятными. Поэтому связь причины со следствием не проста, ибо эта связь осуществляется в определенной, неравнодушной к ней среде. И чем меньше влияние среды, тем с большей необходимостью причина порождает следствие, тем меньше роль случайности.

Но такое возможно лишь в условиях эксперимента, лаборатории.

Поскольку же все имеет ту или иную причину, все происходящее в мироздании происходит необходимо.

Левкипп утверждал, что ни одна вещь не возникает, не рождается, не происходит напрасно, бесцельно, безуспешно, попусту, без пользы, но все возникает, рождается, происходит в силу причинной связи, а буквально — «из логоса» — разумного основания и по необходимости.

Здесь Левкипп сопоставляет необходимость с основанием, с причиной; подчеркивая разумный характер этой причины, он отмежевывает ее от мифологических неразумных оснований.

Атомисты отрицали объективность случайности. При этом они правильно подметили, что о случайности нельзя говорить как о беспричинности. Шел человек, и вдруг с неба ему на голову упала черепаха и убила его.

Случайно это или нет? Нет, отвечает Демокрит, орел, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь черепахи, человек был лысым, его голова была ошибочно принята, орлом за камень и… результат известен. Это не случайно, ибо имеет свою причину. Для атомистов случайность субъективна, .случайно то, причину чего мы не знаем. Но раз эта причина существует, то случайность мнима.

Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия. Ведь случай по природе борется с рассудком, и, как они утверждали, будучи крайне ему враждебным, властвует над ним. Вернее, даже они совсем не признают и устраняют разум, а на его место ставят случай, они прославляют: не удачный ум, а умнейшую удачу».

Здесь Демокрит утверждает, что ссылка на случай — проявление лености мысли, отказ от поисков причины. Сведя необходимость к причинности и понимая, что все, что кажется случайным, т.е. беспричинным, имеет причину, атомисты отвергли случайность. В их мире царит только сквозная необходимость. Здесь надо различать два момента.

Для кого подлинная причина и подлинная необходимость заключена лишь в целевых причинах, всякая бесцельная причина кажется случайностью. Поскольку же атомисты не признают целей в природе, постольку они принимают случайность всего происходящего. Впрочем, этот момент выражен в доксографии слабо и неявно.

Гораздо сильнее выражен второй момент: атомисты, утверждая, что внутри мира все происходит по необходимости, образование самих этих миров признали случайным, не указав никакой причины для этого образования.

Например, Аристотель в своей «Физике» писал: «Есть и такие философы, которые причиной и нашего неба, и всех миров считают самопроизвольность: сами собой возникают вихрь и движение, разделяющее и приводящее в данный порядок Вселенную.

В особенности достойно удивления следующее: говорят они, что животные и растения не существуют и не возникают в силу случайности, а что причиной является или природа, или разум, или что-нибудь другое подобное (ибо из семени каждого существа возникает не что придется, а из этого, вот, маслина, из этого человек), а небо и наиболее божественные из видимых существ возникают сами собой, и эта причина совершенно иного рода, чем у животных и растений» (II 4) В комментарии Иоанна Филопона (VI в.) сказано, что под «некоторыми» надо понимать Демокрита и его последователей и что Аристотель упрекает Демокрита в том, что он ни про одно из частных явлений не говорит, будто оно возникло по воле случая (ведь не возникает из любой вещи любая!), и, анализируя частные явления (как, например, почему бывает теплое и белое, почему мед сладок), он считает причиной их положение, порядок и форму атомов, а причиной самого возникновения Вселенной — спонтанность. Итак, внутри мироздания ничто не самопроизвольно, не спонтанно, но сам космос и составляющие его бесчисленные миры возникают самопроизвольно, спонтанно, беспричинно. Но это, как мы видели в космогонии, не так. [3]

Если атомисты сводят необходимость к причинности и отвергают случайность, значит ли это, что они фаталисты? (Напомним, что fatalis — «предопределенный судьбой», «роковой».) И да, и нет.

Нет, во-первых, потому, что фатум, судьба, относится обычно к миру человека, поэтому некорректно применение понятия фатализма к природе, к мирозданию. Но такое соображение формально. По существу же надо различать фатализм мифологический и философский.

Фатализм мифологии — это сфера индивидуальных судеб людей, их жизнь предопределена (и притом без всякого разумного основания) не «из логоса». Такой фатализм Левкипп отверг. Именно его он имел в виду, когда говорил, что ничто не возникает попусту, а все возникает из логоса, т.е. из разумного существенного основания.

Но атомисты не избежали философского фатализма — учения о том, что одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное, тогда как на самом деле с необходимостью вызывается лишь одно общее другим общим. Этого-то атомисты и не заметили. Вообще орел роняет черепаху на камень или на то, что его напоминает.

Здесь фатализма нет. Однако считать, что именно этот орел именно эту черепаху должен был с необходимостью бросить на голову именно этого человека — это фатализм. А Демокрит, по-видимому, именно так и думал.

Источник: https://studwood.ru/958810/filosofiya/obschaya_harakteristika_filosofii_atomistov

Атомизм античных философов

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота.

Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна.

Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.

В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.

Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

  • Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности.
  • Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).
  • Философия Сократа.
  • Сократ(489-399)

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

Сократ был уверен, что истина, объективная, не зависимая от чьих-либо взглядов, существует и человек может ее постичь. Смысл жизни, считал Сократ, заключается в поиске истины, все остальное не имеет значения. Признает познаваемость мира, считает что переход к знанию возможен через сомнение и разрешение противоречий.

Является основателем антропологической философии. Считает, что природа не заслуживает внимания.

Разрабатывает принцип этического рационализма — все знание идет от добра, а незнание от зла.

Методы:

1. Майевтика — метод постановки вопроса, который подводит человека самостоятельно находить истину. «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины»

2. Диалектика — метод поиска истины путем обнаружения противоречий в рассуждениях, в споре, диалоге. Суть: учение развитий позволяет сталкивать противоречивые суждения и находить истину.

  1. Философия Платона.
  2. Платон(427-347) ученик Сократа.
  3. Он является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:
  4. — окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;
  5. — реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;
  6. — мир – это не что иное, как отражение чистых идей;
  7. — чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;
  8. — все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых. В области онтологии:
Читайте также:  Сократ: поиски достоверного знания - в помощь студенту

1) Первично субст. бытие по истине чистых идей. Вторично бытие по мнению, чувство воспринимаемых вещей;

2) Учение о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа. Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

Ум противоположность единого, является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего. Душа в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое — ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира.

Душа есть у мира и у отдельного человека.

  • В области гносеологии:
  • 1) Признает познаваемость мира
  • 2) Чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

В области соц.-политич. воззрений: разрабатывает концепцию идеального гос-ва. Суть:

1) В гос-ве существует 3 разновидности души: 1.разумная-мудрость(философы); 2.аффективная-храбрость(воины); 3.вожделеющая-умеренность(земледельцы)

  1. 2) Гос-во имеет формы: — монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;
  2. — тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;
  3. — аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;(лучшая)
  4. — олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;
  5. — демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

— тимократия. Несправедливая власть большинства.

  • 3) Принципы: обобществление собственности, общности жен и детей.
  • Философия Аристотеля.
  • Аристотель(384-322) был учителем Македонского.
  • В области онтологии:

1) резко критикует Платона. «Платон мне друг,но истина дороже». Первично-вещь, вторично-идеи.

2) реально существует: материя(1)↔форма(1). взаимосвязаны. Энтелехия- жизненная сила.

3) бытие лежит в основе материи.

4)Бог творит душу. Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

  1. В области гносеологии:
  2. 1) признает познаваемость мира;
  3. 2) ступени познания
  4. · чувство- мнение о мире
  5. · разум — позволяет мыслить, проникать в состояние бытия
  6. · искусство — познание прекрасного
  7. · наука — логика.

Логика — познание функционирования мышления. Основные законы: 1.непротиворечивая; 2.тождества; 3.исключенного третьего; 4.достаточного обоснования.

  • учение » о простом категорическом силлогизме» -форма дедуктивного умозаключения.
  • Силлогизм — логическое заключение, сделанное из двух посылок.
  • формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

В области соц.-политич. воззрений:

  1. Создает концепцию гос-ва. Суть:
  2. 1) основа гос-ва средний классс
  3. 2) ср.класс должен иметь частную собственность

3) отрицает институт общности жен и детей. Индивидуальная семья — главное!

4) формы гос-ва: аристократия(олигархия), монархия(тирания), полития(демократия).

Полития — управляет ср.класс, которые активно участвует в политич. жизни и отвечает за принятие решений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/11328.html

Философия античного атомизма

Античный материализм. Левкипп (ученик Зенона, досократик) и Демокрит (~460-370 гг до н.э., немного старше Сократа).

Если Гераклит был известен как «плачущий философ» (все течет, все изменяется, то Демокрита называли «смеющимся», т.к.

он без смеха никогда не появлялся на людях, но смех его – горький: он сменялся, считая достойным смеха все человеческие дела.  Ни одно из сочинений до нас не дошло.

Первоначала – атомы (бытие) и пустота (небытие, пустое пространство). В отличие от Элеатов, которые отрицали существование небытия (Парменид, Зенон). Бытие – антипод пустоты. Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна.

Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено свой внешней формой. Атом – абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров. Атомисты – дуалисты (два начала в мироздании).

Атомисты в отличие от элеатов: 1) признание реальности чувственной картины мира 2) признание сущ небытия 3) реальность множества. Они считают, что атомы не могут превращаться в пустоту и наоборот. Движение – важнейшее св-во атомов и всего реального мира (считали, что движение невозможно без пустоты); движение присуще атомам от природы, оно вечно.

Атомисты первыми в истории древнезападной философии стали учить о субъективности чувственных (вторичных – вкус и т.п.) качеств: первичные качества (форма, величина, движение) – объективны.

Атомы не превращаются друг в друга, вечны и неизменны, а вещи – преходящи и изменчивы.

Гераклит (все течет, все изменяется)+Парменид (все неизменно) = атомисты (мир вещей текуч, а мир элементом (атомов), из которых состоят вещи, неизменен.

Атомисты – геоцентристы. Земля удалена одинаково от всех точек оболочки космоса, неподвижна. Вокруг нее движутся звезды. Живое на земле возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели.

Главный закон мироздания: «Ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости». У атомистов все, имеющее причину, происходит необходимо. (Ранние философские учение развивались через крайности. Фалес: все есть вода, Гераклит – все есть огонь.

Гераклит – все течет, а Парменид – все неподвижно и т.д. ). Но случайность – не беспричинность. Случайно то, причину чего мы не знаем. Но раз эта причина существует => случайность мнима.

У них – философский фатализм: одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное (но на самом деле с необходимостью вызывается лишь одно общее другим общим.

Душа-совокупность атомов. Выдох без вдоха – смерть. Покинув тело, атому души рассеиваются в воздухе. Загробного существования души нет.

Гноссеология: атомы и пустота лежат за пределами чувственного познания, открыть их можно только в результате напряженного размышления. Учение о образах (идолах) – образы исходят от всех вещей, это тончайшие оболочки тел, как бы их материальные копии.

Этико-социальные воззрения: цель жизни – наслаждение прекрасным. Демокрит не считал безнравственным пользование рабами. А с женщинами дел лучше не иметь. Воспитание – убеждением и доводами, а не насилием.

«Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний – по собственному почину». «Чтобы не ошибиться в людях, надо судить о них по делам, а не по словам».

«Не стремись знать все, чтобы не быть во всем невеждой».

Демокрит – сторонник демократии, враг монархии. Религия – историческое явление, вначале ее не было. Источник религии – страх перед грозными явлениями природы => атомисты – атеисты.

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками античный атомизм, атомизм, атомизм демокрита, версии античного атомизма, версии происхождения античного атомизма, Поступление, студент, Учись, • Аспирантура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://alchnost.com/atomist/

Античный атомизм

Определение 1

Атомизм – это философская концепция, рассматривающая бытие как совокупность атомов – мельчайших, неделимых, вечных и бесчисленных частиц, из которых состоит все сущее.

Атомистическое учение возникло в досократический период античной философии и стало вершиной натурфилософской мысли греческих философов. Его основателем считается Левкипп в трудах, которого были сформулированы основные положения и понятия атомизма.

Демокрит был учеником Левкиппа, углубившим и развившим его учение.

Однако до настоящего времени не дошло ни одного сочинения Левкиппа, более того даже античные философы и историки философии не описывают их концепции отдельно друг от друга, как правило описание атомистической теории предваряется словами «Левкипп и Демокрит говорили…» из-за чего невозможно вычленить какие идеи принадлежали Левкиппу, а какие собственно Демокриту. Более того существует теория согласно которой Левкипп – вымышленный персонаж, либо псевдоним который использовал Демокрит в своих ранних трудах.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Атомизм Демокрита основывается на тех противоречиях которые возникли в более ранних онтологических учениях элейской и милетской школ, а именно обоснования разнообразия мира и возможности движения, при условии его единства, а также соблюдении принципа сохранения вещества (ничто не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть), который был выдвинут Парменидом.

Необходимость разрешения этих противоречий выступает той движущей силой, которая способствовала зарождению атомистической теории.

Онтология атомизма

Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это:

Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению.

Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими.

Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.

Все предметы окружающего мира от рукотворных вещей, до гор, морей и солнца, или животных и самих богов, состоят из атомов, которые соединяются между собой в определенной последовательности с помощью специальных «крючков». Атомы вечны, но объекты, напротив, разрушаемы.

Со временем связь между атомами ослабевает и объекты разрушаются, а атомы возвращаются к свободному состоянию, чтобы вновь собраться в виде нового объекта.

Таким образом, круговорот атомов в природе позволяет Демокриту уверенно утверждать, что ничего не исчезает и не появляется из ниоткуда.

При этом несмотря на разнообразие мира и их постоянное движение, мир не является набором отдельных и независимых друг от друга объектов, а является единой субстанцией, поскольку атомы, лежащие в основе всего выполняют роль объединения мира в целостную структуру.

Атомы существуют в пространстве и разделены между собой пустотой.

Пустота в учении Демокрита это не «ничто» Пифагора, атомисты рассматривают пустоту как потенциальную возможность существования атома в данной точке, которая на данный конкретный момент времени не актуальна.

Будучи разделенными пустотой атомы получают возможность свободно передвигаться в ней, сталкиваясь и собираясь в предметы или напротив разбиваясь и разлетаясь.

Согласно представлениям Демокрита атомы двигались в пустоте из некоторой точки, сталкиваясь и притягиваясь друг к другу, затем стали образовывать вихри, из которых в последствии сформировалась Земля, Солнце, планеты и звезды.

Поскольку из атомов состоит все, то даже такие тонкие материи, как человеческая душа имеют атомарное строение и материалистическую природу.

Согласно представлениям Демокрита, жизнь, как способность к росту, активности и восприятию окружающего мира, порождается наличием в структуре объекта особых психических атомов.

Душевная жизнь человека, несмотря на всю ее внешнюю сложность и разнообразие детерминирована механическим атомарным взаимодействием, в частности давлением атомов среды на органы чувств, которое запускает дальнейшее движение атомов души в теле.

Смерть человека, как и любого другого живого существа, связывается Демокритом с потерей психических атомов. Душа разрушается и умирает, а вместе с ней и тело перестает быть живым. Даже боги не лишены данной участи, они также состоят из атомов и смертны, как и все объекты, вечно лишь само бытие, состоящее из вечных атомов.

Гносеология атомизма

В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути:

  • чувственное познание,
  • рациональное познание.

Чувственное познание Демокрит называет «темным путем», поскольку человеческие органы чувств, ничего не способны сказать о сущности окружающих людей предметов, т.е. об атомах.

Напротив, они сигнализируют о различных свойствах и качествах этих предметов, при этом весьма субъективно, так как то что один человек посчитает сладким, другому кажется кислым и т.д.

Более того, Демкорит указывает на то, что сама возможность познания мира, обусловлена существованием в нем человека, и если предположить, что в мире существовали бы некие другие разумные существа, то они видели бы мир совершенно не так как люди. А значит чувственному познанию доверять нельзя.

Однако и «светлый путь» рационального познания, также не удовлетворяет Демокрита. Рациональное знание возникает благодаря размышлениям, в соответствии с законами мысли, однако без опоры на реальные факты, оно слишком абстрактно и метафорично и может значительно отклоняться от истины, ведь у человека нет никакого внутреннего инструмента для проверки его достоверности.

Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/antichnyy_atomizm/

Концепция атомизма. Античность и современность

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно. Этот принцип «не более так, чем иначе», который иногда называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной.

С его помощью можно было обосновать бесконечность движения пространства и времени.

По Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит их к встречам и столкновениям.

Таким образом, все мирообразование строго детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи, вызванного первоначальным «мировым вихрем», который не является единичным божественным актом. Чуть позже Эпикур модифицирует эти представления, введя произвольное отклонение атомов от прямой.

Существуют споры по поводу воззрений Демокрита относительно логической делимости атома. Известно, что его теория полагала, что физически атом неделим ввиду огромной плотности и бесконечно малых размерах.

Вместе с тем Демокрит выделял в атомах части для обоснования возможности соединения атомов в единое целое. Большинство современных исследователей полагают, что атомизм Демокрита носил всеобъемлющий характер, т.е.

отрицал возможность даже мысленного рассечения атома.

Атомистическая картина мира принципиально не сложная (чего нельзя сказать о соответствующем математическом аппарате, который я намеренно не рассматривал), но она грандиозна. Учение об атомном строении было самым научным по своим принципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее.

Оно отметало решительным образом массу религиозно-мифологических и метафорически-умозрительных представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия.

Демокритовская картина мира — это уже ярко выраженный материализм, базирующийся на логике и диалектике. Она максимально далеко ушла от традиционного мифологического мировоззрения.

1.3.2 Отдельные аспекты

Зарождение мира.

Космологические воззрения Демокрита плавно вытекают из теории Левкиппа, которая, в свою очередь, ещё связана с мифологическими идеями о первоначальном «хаосе». Левкипп пришел к своей гипотезе, о «вихре атомов» — начальном состоянии и движущей силе возникновения космоса. Демокрит целиком принял и дальше развил учение Левкиппа.

Первичное движение атомов — это природное движение, им присущее, оно не требует внешнего толчка. В дальнейшем вихрь возникает не единожды. Хаотическое движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых создаются бесчисленные миры. Все эти миры, в том числе и наш, рождаются и погибают, но Вселенная вечна: безначальна и бесконечна.

Она не имеет Творца, и в ней нет цели, все в ней подчинено всеобъемлющему закону необходимости, и ничто не случается без естественной причины. Это великая мысль всегда в истории науки и в истории философии связывалась с именем Джордано Бруно и более поздних представителей новоевропейской науки.

Однако эта идея, выдвинутая итальянским мыслителем на новой научной основе в конце XVI в., была настоящим «возрождением» идей древних атомистов. Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиозную космогоническую гипотезу. Вихреобразное движение, по Демокриту, было причиной образования и нашего мира, и этот мир подчинен естественным законам Вселенной.

Образование упорядоченных структур Демокрит связывал с законом притяжения подобного.

Все происходящее в мире, по Демокриту, подчинено не сверхъестественной силе, а только закону необходимости. Необходимость Демокрит понимал как бесконечную цепь причинно-следственных связей. Он не искал первопричины мира — он ее отрицал. Но он постоянно искал причинные основания всех временных явлений.

Об этом говорят заглавия его произведений: «Небесные причины», «Наземные причины», «Причины звуков», «Причины огня и того, что в огне» и др.

Демокрит был настолько увлечен возможностью «сквозного» причинного объяснения мира, что объявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порожденной незнанием подлинных причин происходящего (к этому склоняются и многие современные исследователи: процессы, признаваемые вероятностными, считаются обусловленными слишком большим числом факторов, не поддающихся расчёту на данном уровне развития). Знание же их, по убеждению Демокрита, превращают любую случайность в необходимость.

Читайте также:  Древняя малая азия и закавказье - в помощь студенту

Важно признать, что Демокрит, будучи детерминистом, не был фаталистом, то есть отрицал слепой рок, просто полагая причинную обусловленность всех потенциальных явлений.

Зарождение жизни

Я уже упоминал, что атомы Демокрита представляли собой неживую материю. Их соединения также не были «живыми». Жизнь сообщили им атомы огня. Атомы огня, по Демокриту, представляют вторую высшую форму движения. Первая элементарная — вихрь атомов. Вторая — высшая составляет как сущность жизни, так и сущность ума или психики человека.

Атомы огня в теле человека и в связи с ним составляют его «душу» или ум, что, по Демокриту, одно и то же. Атомы души есть везде, даже в мертвых предметах — камнях, но их там мало, они далеки друг от друга, и не могут ни разогреть предмет, ни придать ему движения.

Если сравнить мертвые и живые предметы, то, по Демокриту, жизнь – это качественный переход, вызванный количественным ростом атомов огня в теле.

В целом Демокрит отстаивал идею абиогенеза, т.е. зарождения жизни из неживой материи под действием излучения солнца.

В зависимости от концентрации атомов огня полученные существа дифференцировались на птиц, млекопитающих, рыб, земноводных и др. Человек, по Демокриту, возник без Творца и является продуктом природы.

Человек вышел из животного мира, а его душа материальна и не имеет общего с трансцендентными представлениями о ней.

Взгляды эти во многом наивны, но в то же время, обнаруживается догадка, своего рода зачатки теории естественного отбора.

1.4 ЭВОЛЮЦИЯ АТОМИЗМА В ИДЕЯХ ЭПИКУРА

Идеи Демокрита значительно пошатнулись после антропологического переворота в античной философии, совершённого Сократом. Физика первых греческих мудрецов отступила на второй план, многие их методы критиковались философами-классиками. Казалось бы, идее атомизма суждено долгое забвение.

На самом деле она нашла яркое отражение в трудах известного философа Эпикура (341–270 до н.э.), имя которого дало название целому направлению в философии и этике. Центральной сферой деятельности философа была этика, и для этого есть достаточные основания.

Крах классического греческого уклада жизни, становление эллинизма вызвали шок у большей части населения. Люди потеряли ориентиры, смысложизненные ориентации, воцарился страх смерти, чувство безысходности.

Отсюда выраженный прикладной характер философии этого времени, в том числе и Эпикура.

Физика Эпикура, вместе с теорией познания и этикой, имеет цель помочь человеку достичь блаженства, избавившись, в частности, от страха перед богами и смертью. Итак, какую картину мира представляет нам Эпикур? Думаю, наилучший ответ даст анализ его письма Геродоту, в котором Эпикур ёмко определил базовые понятия своего учения.

«… Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение». Очевиден подход, аналогичный Демокриту — вечность и неразрушимость материи и базовых законов её организации.

«Далее, Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде.

А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются…» Вновь наблюдаем демокритовскую оппозицию «атомы-пустота».

Также следует упомянуть, что «…и по количеству тел, и по величине пустоты (пустого пространства) Вселенная безгранична».

Далее Эпикур утверждает, что «атомы безграничны по числу, а различие форм в них не совсем безгранично, но только необъятно. Атомы движутся непрерывно в течение вечности… Далее, миры безграничны [но числу], как похожие на этот [наш мир], так и не похожие» Заимствование идей Демокрита абсолютно.

Дальнейший анализ позволяет сделать вывод, что атрибуты атомов, их взаимодействие и космологические постулаты полностью соответствуют выводам Демокрита. Единственным фундаментальным отличием концепции Эпикура является положение о колебании траектории падения атомов.

Цель данного допущения двояка: во-первых, оно объясняет столкновение атомов и образование сложных тел, во-вторых – обосновывает этическое учение о свободе. Эпикур говорит, что существуют законы Вселенной, но в ней есть место и случайности, следовательно, человек может сам строить свою судьбу.

Выводы для простого человека просты: не следует страшиться богов, которые не оказывают на этот мир никакого воздействия, не следует бояться смерти, так как материальная душа рассеется вместе с погибшим телом. Следует жить земной жизнью, стараясь довольствоваться малым и искать наслаждение внутри себя.

Заслуга Эпикура состоит прежде всего в создании эффективной нравственной концепции и в том, что он смог удачно применить физическую концепцию для обоснования этической модели, что до него, как и после него, мало кому удалось.

2. АТОМИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

невозможное сегодня станет возможным завтра.

Константин Циолковский

Расцвет античной культуры поражает наше воображение. Но ещё более впечатляющим был её закат. В христианской Европе безбожная концепция атомизма, конечно, не могла существовать. Поворот к научному познанию мира в 16 веке несколько изменил ситуацию.

Атомизма в той или иной степени придерживались Галилео Галилей, Пьер Гассенди и другие известные учёные и философы. К концу 18 века накопилось множество косвенных доказательств существования атомов (например, закон кратных отношений в химии).

Первым крупным учёным, который высказал идею, что химические элементы состоят из атомов, был француз Лавуазье. На протяжении 19 века господствовала концепция атома как «неделимого», т.к. это действительно невозможно было осуществить химическими методами.

Тем не менее прогресс в физике привёл учёных к выводу, что атомы вполне делимы и состоят из более мелких частиц – электронов, протонов, нейтронов. Дальнейшие исследования подтвердили делимость и эти казавшихся элементарными частиц. В результате мы имеем на сегодняшний день более 400 известных элементарных частиц, разнообразие которых огромно.

Однако смеем ли мы утверждать, что идея атомизма о существовании неделимой первоосновы в корне неверна? Вопрос о конечной делимости вещества остаётся открытым. Современная квантовая физика признаёт существование т.н. фундаментальных частиц, которых насчитывается 24, составляющих основу более сложных элементарных.

Вместе с тем, данная модель, достаточно хорошо аргументированная в теории, пока не получила подтверждения на практике ввиду необнаружения двух важнейших частиц — бозона Хиггса и гравитона. В наши дни проводятся интенсивные исследования в данной области, и есть надежда, что скоро будут получены надёжные результаты.

Однако наука 21 века не только модифицирует идеи прошлого, но и радикально их отвергает. Всю путаницу с классификацией взаимодействий элементарных частиц призвана решить новейшая теория суперструн – принципиально новый взгляд на первооснову мира. Точечные частицы в ней заменены одномерными протяжёнными объектами, т.н. струнами.

Все частицы и их взаимодействия – результат колебания этих струн. Размер струн ничтожен (для сравнения – по диаметру атома их можно вытянуть столько, сколько атомов от Земли до ближайшей звезды). Струны снимают современные противоречия между физикой макро- и микротел и дают лёгкую возможность построения единой теории поля.

Наиболее существенные проблемы данной теории – потребность для её существования 11 физических измерений (что очень трудно представить нам, обитателям кажущегося четырёхмерным мира) и практическая невозможность экспериментального обнаружения струн.

Тем не менее, сейчас предложены оригинальные эксперименты, которые возможно, подтвердят истинность или несостоятельность данной гипотезы.

Громадный прогресс науки вызвал серьёзные трудности в согласовании результатов исследований. Количество теорий переходит все рамки, и многие отметаются, даже не будучи окончательно рассмотренными. И в такой ситуации надёжная и проверенная на практике теория атомизма кажется далеко не худшим вариантом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени.

Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов.

Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория — в максимальном соответствии этих наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.

При внимательном анализе в философии Демокрита можно обнаружить зачатки почти всех основополагающих идей естествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом явлении, идеи единства пространства и времени, сохранения материи и энергии, принципа относительности, неопределенности, вероятности, генетической основы живых организмов, единства конечного и бесконечного, принцип симметрии мироздания, предположении о существовании фундаменте самого здания материи способности, схожей с ощущением. Эти идеи были потом восприняты и переработаны философией Нового времени…

Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Впрочем, неделим фотон, который непрерывно движется в пространстве…

Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого.

В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как «на дне глубокого колодца», тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц — нуклеотидов.

Сознание же, как и любая информация, неотделимо от материи, оно отражает мир — об этом говорил материалист Демокрит.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/66314-3-158452.html

Атомизм

Пифагорейская школа. Софизм (V а. до н.э.)

Атомизм вырос из механицизма Эмпедокла и Анаксагора. Эмпидокл, был мыслителем — материалистом, пытавшемся создать систему, синтезирующую воззрения предшествующих учений.

Как бы примиряя Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Ксенофана, Эмпедокл объявил началом и основой всего сущего четыре стихии — землю, воду, воздух и огонь, которые он считал “корнями всех вещей”. Отсюда он объяснял изменчивость и текучесть всего мироздания в целом.

В основе изменчивости — борьба противоположностей, которые он обозначил как Любовь и Вражда. Четыре стихии попеременно соединяются то с Любовью, то с Враждой. В первом случае возникает единство, разрушается Вражда и мир становится единым шаром. Во втором — Вражда снова разделяет все стихии.

Душа состоит тоже из четырех “корней”, нарушение их единства приводит к смерти. У Эмпедокла есть мысли о переселении душ (поэма “Очищение”).

По Анаксагору, природа — это бесконечное множество вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц, которые он называл “семенами вещей” и которые позже были названы “гомеомериями” (“подобночастными”). Они движутся и упорядочиваются неким космическим умом (нус), существующим независимо от материальных частиц (семян).

Его толкование происхождения мира таково: “Все вещества были вместе” — однородная масса; Гомеомерия -материя, на которую воздействует ум, он и привел все в порядок. “Начало Вселенной — ум и материя”.

Атомизм в античной философии представлен главным образом Демокритом (род. 460 г., умер 90 — 100 лет). Эto был крупный древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию.

В жизни своей он сам много учился, был в Египте и Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии, знал Сократа и Анаксагора, дружил с врачом и натурфилософом Гиппократом.

Сочинения его, в основном, утеряны, сохранились лишь отрывки.

Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т. е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом).

Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запахи и т. д.) субъективны. (Очевидно здесь влияние на Демокрита со стороны Протагора). Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение есть природа атомов, характер движения меняется благодаря толчку, т. е. все подчинено роковой необходимости.

Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов — круглых, падких, мельчайших и подвижных, т. е. из огня. Расположены они в теле. Демокрит первый толковал душу материалистически. Ощущения возникают от движения атомов (восприятия — из истечения, зрения — из истечения телесных образов).

Мышление — из самых тонких истечений, оно тоньшe, чем чувства.

Атомизм явился как бы завершением механицизма во взгляде на синтез бытия и небытия.

Пифагорейская школа.

Основана Пифагором (род. 580 — 570 гг до н. э., ум. в кон V в до н э.) До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 — в Вавилоне).

Пифагор – первый. назвавший философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога.

Семь священных ладов, построенных для семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой смиренной и кончая самой великой.

Пифагорейская философия.

Пифагор называл своих учеников “математиками”, т. к. обучение начиналось с учения о числах. Священная математика была наукой принципов, в которой числа есть сущность вещей.

Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. бога, источника мировой гармонии.

Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме.

Загадки макрокосма, считал Пифагор, в тайне микрокосма. Надпись над дельфийским храмом гласила: “Познай самого себя и ты узнаешь Вселенную и Ботом”.

Пифагор был автором философии душепереселения (трансмиграции) которая, к сожалению, была высказана им очень скупо (вследствие обета молчания) и дошла до нас только в виде обрывков этого учения. Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре: “….

когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрек: “Перестань его бить. В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки”.

Об учении Пифагора также известно, что, по его словам, душа бессмертна, но переходит в тело других живых существ; далее, что все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происходит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой”. О Пифагоре рассказывают, что oн способен был слышать гармонию Вселенной, воспринимать всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, которую обычный человек не мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора заключалась необычная сила, способность видеть каждую из существующих вещей….

Софизм. (гр. Sophisma – умышленно ложное построение умозаключение, формально кажущееся правильным. Софизм основывается на двусмысленности понятия, на выхватывании отдельных сторон явления.)

Кто такие софисты? Для того, чтобы понять смысл этого слова, надо отойти от его современного понимания (софист — интеллектуальный фокусник и мошенник). Древние греки понимали слова “софист” и “софизм” иначе: “софист” означал “мудрец”.

Первым сам и добровольно назвал себя софистом Протагор (490 — 420 гг. до н. э. ).

Чему же учили софисты? Первые софисты называли себя учителями не только мудрости, но и добродетели, под которой подразумевалось у греков не одно лишь нpaвственное совершенство, а также практичность, способность к ведению общественных и государственных дел. Слово же “мудрость” было в те времена синомимом науки, так что первые “софисты” выступали как платные преподаватели тогдашней науки.

Победа в народном собрании доставалась тому, кто умел воздействовать на умы своих сограждан. Каким образом? С помощью красноречия. Поэтому софисты особое внимание уделяли риторике, ораторскому искусству. Впоследствии само слово “софист” стало обозначать учителя красноречия, или ораторского искусства.

Протагор.

Главное положение его учения: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Что это значит?

А значит то, что все, что мы воспринимаем, зависит от воспринимающего субъекта, т. е. субъективно. Вот почему ветер кажется холодным одному и теплым другому.

Если же мир зависит от восприятия человека, и человек — мера всех вещей, то для каждого человека существует своя истина. Тогда все мнения людей — истинны, истинными будут и взаимно исключающие друг друга суждения, а объективной истины нет.

Протагор, таким образом, ввел принцип относительности и знаний, и мира.

Источник: https://students-library.com/library/read/18121-atomizm

Ссылка на основную публикацию