Советы психолога «Что делать, если…»

Что делать, если…

…у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок

Определите причины:

·            Возможно, конфликтность — следствие эгоистичности ребенка. Если дома он — центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

·            Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

·            Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению. (Конфликтное поведение ребенка — это сигнал, что  и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

Как себя вести с конфликтным ребенком:

·            Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.

·            Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в  ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

·            После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода их конфликтной ситуации.

·            Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

·            Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Советуем поиграть:

·            Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.

·            С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия — взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.

Что делать, если…

…у Вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок

Определите причины:

·            Чаще всего застенчивость — результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

·            (Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете).

Как себя вести с застенчивым ребенком:

·            Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.

·            Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

·            Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

·            Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.

·            Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.

Советуем поиграть:

·            Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.

·            «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

·            «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.

Что делать, если…

…у Вас БЕСПОКОЙНЫЙ ребенок

Определите причины:

·            Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:

·            Кризисный возраст (6-7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень хорошо получается.

·            Недостаточно сильно развитое торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5-6 лет).

·            Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.

·            Неблагоприятные  отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в своих эмоциональных реакциях.

Как вести себя с беспокойным ребенком:

·            Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

·            Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.

·            Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.

·            Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе. (Помните, что  управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно). Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.

Советуем поиграть:

·            Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.

·            Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.

·            Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.

·            Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.

Что делать, если…

…у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок

Определите причины:

·            В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

Как вести себя с замкнутым ребенком:

·            Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

·            Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

·            Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.

·            Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему. (Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.)

Советуем поиграть:

·            «Незнайка».  Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами.  Игра способствует развитию выразительных жестов.

·            Попросите ребенка  рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.

·            «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я  добьюсь…).

·            Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.

·            Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.

·            Любые сюжетные игры. «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили  на передачу «Смак»).

Что делать, если…

…у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребенок

Определите причины:

·            Иногда агрессия ребенка — часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.

·            Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка необходимо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.

·            Агрессия может быть следствием  переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

Как вести себя с агрессивным ребенком:

·            Помните, что запрет и повышение  голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности;  лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.

·            Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите  ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите,  что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.

·            Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

·            Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

Советуем поиграть:

·            Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.

·            «Брыкание». Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

·            «Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся  и не нравятся в других (в  конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.

·            Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руки и ноги, из кусочков ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно  выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Что делать, если…

…у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА…

Определите причины:

·            Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

·            В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки:

·            активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;

·            пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой;

·            при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка.

Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:

·            Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

·            Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте  его начинания, пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.

·            Не перехваливайте ребенка, но  и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

·            Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

·            Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

·            Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Советуем поиграть:

·            Очень хороши традиционные игры: ПРЯТКИ, ЖМУРКИ.

·            «Зеркало». Один ребенок — «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».

·            «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не  разжимая рук, они запутываются, кто как сможет. Водящий должен их распутать, также не разрывая рук игроков.