Школьный музей и чум

Смотреть видео «Школьный чум»

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя»

История школьного музея

Музейное и краеведческое дело в Сеяхинской школе-интернате имеет длительную историю. Первый музей здесь был организован в 1975 году учителем истории Геннадием Степановичем Зайцевым. В нем были собраны экспонаты по развитию молодежных организаций края – по истории становления и деятельности пионерской и комсомольской организаций школы-интерната. Однако вследствие случившегося в 1990 году пожара, когда полностью выгорел основной учебный корпус школы-интерната, экспонаты первого школьного музея оказались уничтожены.

Возрождение краеведческого дела и музейной традиции в Сеяхинской школе-интернате состоялось в 1998 году, когда был организован краеведческий кружок и начался сбор экспонатов для этнографического отдела школьного музейного уголка. Идейным вдохновителем явился директор школы-интерната тех времен Романов Михаил Михайлович, а воплотил в жизнь его идеи – учитель истории Резвин Евгений Николаевич. В декабре 2000 года Сеяхинская школа-интернат получила возможность продолжить свою деятельность в стенах вновь открытого основного здания школы, что одновременно позволило придать школьному краеведческому кружку статус организатора Музейной комнаты школы-интерната.

Приказ о создании «Школьного историко-краеведческого музея» как постоянно действующего подразделения системы дополнительного  образования и воспитательной работы учебного заведения появился 2003 году.

С 2003 по 2007 год музейная работа в школе-интернате велась в рамках деятельности историко-краеведческого кружка. 13 августа 2007 года Окружной постоянно действующей комиссией по паспортизации музеев системы образования ЯНАО школьному музею по результатам экспертизы был вручен Паспорт с определением профиля деятельности как историко-краеведческий музей. Вторая паспортизация музея состоялась в 2016 году.

Поисково-краеведческая деятельность музея проводится по следующим направлениям:

  • Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся на базе специально организованного курса теоретических и практических занятий в рамках краеведческого кружка в соответствие с Программой [Приложение 1];
  • Сбор, систематизация, экспонирование краеведческого материала, предоставленного жителями села Сеяха и населением Сеяхинской и Тамбейской тундры;
  • Проектная деятельность учащихся, педагогов и воспитателей школы-интерната на базе изучения экспонатов музея;
  • Организация сотрудничества с общественностью села путем освещения деятельности музея средствами локальных СМИ (школьное телевидение, школьная газета, тематические классные часы, экскурсионная деятельность;
  • Результаты краеведческой и исследовательской деятельности демонстрируются в форме организации экскурсий в музей. Для проведения экскурсий экспонаты музея систематизированы в форме постоянных экспозиционно-тематических стендов по следующим содержательным направлениям:
  • Этнографический отдел постоянной экспозиции;
  • История села Сеяха в лицах его выдающихся жителей;
  • История учреждений и организаций села Сеяха;
  • История Сеяхинской школы-интерната.

По всем указанным направлениям основных экспозиционных фондов в школьном музее накоплен определенный фонд краеведческих экспонатов. Для работы с ним музей организует ведение внутренней документации. Весь экпозиционный (фондовый) материал музея регистрируется в специальной «Книге поступлений» школьного музея, в которой каждый имеющийся на хранении экспонат (документ, предмет материальной культуры, фотоматериалы) оформляются по определенной схеме  [Приложение 2].

Современное состояние фондов музея, согласно документации – 354 единицы хранения. Работа по систематизации основного и научно-вспомогательного фонда продолжается в двух направлениях: экспертиза имеющихся материалов, совершенствование внутренней учетной документации. В качестве образцов развития учетно-регистрационных документов музея планируется использование опыта данной работы, накопленного в МВК им. Шемановского г. Салехарда, знакомство с которым состоялось в ходе участия представителей школьного музея в деятельности научно-практической конференции «Музеи Севера как культурный феномен XXIвека».

Школьный музей играет существенную роль в образовательном процессе. На протяжении ряда лет (с 2007 по 2009 гг.) на базе его экспонатов и экспозиции проводились школьный и муниципальный туры предметной олимпиады по краеведению. В 2007/2008 учебном году учащийся школы-интерната Окотэтто Николай одержал победу в муниципальном туре предметной олимпиады по краеведению и занял 2-е место в окружном туре олимпиады по краеведению. Исследовательская деятельность учащихся школы-интерната по краеведению нашла свое выражение в изучении особенностей политического сознания современной молодежи села Сеяха, а результаты исследования были представлены в соответствующей научной статье школьному НОУ. Ряд исследовательских работ на документальном материале, хранящемся в музее, посвящены сложным вопросам истории Великой Отечественной войны. Благодаря переданным для изучения подлинным документам семейного архива одного из жителей села Сеяха, была выполнена работа, показывающая сложность и неоднозначность судеб рядовых участников тех героических событий. Данная работа была отмечена Дипломом на соответствующем конкурсе[Приложение 3].

Одной из самых значимых в деятельности музея является проектно-творческая деятельность. Она охватывает обучающихся в школе-интернате детей, обладающих различными дарованиями, позволяя развивать, совершенствовать их. Организация проектов позволяет объединить общим делом, сплотить участвующую в ней молодежь, раскрыть собственный творческий и исследовательский потенциал, сравнить свой уровень подготовленности, умений, знаний с уровнем других участников проекта. Состязательность и сотрудничество формируют у ребят чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, показывают значимость полученных на уроках и самостоятельно знаний. Поэтому важную роль в организации музейной жизни в школе-интернате играет проектная деятельность. Результат ее по достоинству оценивают зрители, читатели, тех произведений, которые возникают в итоге. Среди наиболее интересных проектов, реализованных при участии юных музейщиков в Сеяхе, следует назвать издание книги, в которой на русском и ненецком языках в различных литературных и научных жанрах рассказано о некоторых, наиболее полюбившихся детям экспонатах школьного музея.

Вместе с тем важнейшей функцией школьного музея является не только сохранение памяти об истории родного края, но и просвещение школьников и посетителей его зала. Экскурсии в школьный музей в целом охватывают всю обучающуюся в школе-интернате молодежь. Специальные уроки-экскурсии в музей проводятся традиционно среди самых маленьких – первоклассников. В этом учебном году музей организованно посетили дети подготовительной группы детского сада села Сеяха, для которых была подготовлена отдельная экскурсионная программа. Вместе с тем школьный музей – место, куда обязательно стремятся попасть и гости села Сеяха. В связи с тем, что в 2012 году в муниципальном образовании проводились юбилейные мероприятия по случаю образования поселка, музейную экспозицию посетили гости этого праздничного мероприятия. Отзывы посетителей, гостей музея хранятся на страницах специально созданной и приллюстрированной учащимися «Книги регистрации визитов почетных гостей».

Современный школьный музей должен отвечать требованиям современной демонстрационной культуры. В этом учебном году экспозиционная часть музея переживает модернизацию, так как в ее распоряжении появилось новое экспозиционное оборудование – современные стенды, со специальным освещением, что позволяет более наглядно и эстетически качественно демонстрировать выставленные для экспонирования предметы.

Школьный музей сотрудничает с музейными учреждениями муниципального образования и ЯНАО, среди экспонатов и в фондах хранения находятся книги, электронные материалы, предоставленные представителями музейной общественности, рассказывающие о музеях сел и городов ЯНАО. Школьный музей села Сеяха —  участник мероприятий и форумов, посвященных юбилею музейного дела в селе Ярсале, 105-й годовщине деятельности МВК им. Шемановского в городе Салехарде. [Приложение 4].

Участники краеведческого кружка при школьном музее – активные организаторы и помощники проведения различных акций, патриотической направленности, проходящих в селе Сеяха. Они всегда готовы оказать помощь в уходе и поддержании образцового порядка на площадке, где расположен памятный камень, установленный в честь воинов-ямальцев, участников и ветеранов Великой Отечественной войны.

Таким образом, школьный музей на протяжении всей своей деятельности остается верен принципам и целям, заявленным в его организационных документах, важнейшие из которых — формирование человека как полноценной разносторонней личности, умеющей адекватно оценивать окружающую жизнь, ее оригинальность и своеобразие, знающей и любящей свой родной край, бережно относящейся к истории, традициям своего народа.

    Актив РДШ, 2017 год