Образовательный этнопарк «Мэненако я»

                                                                        

Буклет «Этнопарк», часть 1

Буклет «Этнопарк», часть 2

Проект «Образовательный этнопарк «Мэненако я» как компонент структуры Школы-социального парка» стартовал в сентябре 2017 года.

Презентация

Задачи проекта:

  1. Запустить проект Этнопарка, способствующий формированию единого образовательного этнокультурного пространства школы-интерната, сохранению и популяризации культур народов, проживающих на территории России, ЯНАО, Ямальского района, Сеяхи и реализовать его на современном уровне.
  2. Внедрить модель этнопарка «Мэненако я» в образовательное пространство Сеяхинской школы-интерната.
  3. Сформировать образовательное пространство, способное конкурировать на современном рынке образовательных услуг.
  4. Обеспечить вариативность современных дополнительных общеобразовательных программ.

Этнопарк, как своеобразная форма воспитания, является комплексным социокультурным проектом, входящим  составной частью в программу развития  Сеяхинской школы-интерната. Сеяхинская школа-социальный парк, как образовательная структура, решает проблему формирования ценностных ориентаций не только КНС, но и народов, проживающих в регионе, служит фактором роста конкурентоспособности каждого обучающегося школы, независимо от его учебных успехов.

Идея нашего проекта является новшеством, т.к. создание  этнопарков при школах и тем более сельских – явление крайне редкое.  Слово «парк» употребляется в основном в контексте «прогулка» или «экскурсия», и может показаться, что школьных ресурсов может быть недостаточно для совершения экскурсий и прогулок, однако если рассмотреть этнопарк в русле создания ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО этнопарка, то эта идея кажется вполне доступной и осуществимой.

В школе-интернате с 2011-2012 учебного года функционировал этноцентр как составная часть структуры Школы-социального парка. Изначально в состав этноцентра входили: этнопедагогический чум «Иnгудотако», школьный историко-краеведческий музей, объединения дополнительного образования: «Краевед», «Мир Севера», «Бисероплетение», «Мастерица», школьное интернатное государство «Держава» (детское объединение воспитанников) и предпрофильное обучение этнокультурной направленности. Суть деятельности этноцентра — создание условий для эффективного развития этнокультурного образования в школе-интернате. Через этноцентр реализовалась учебная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, а также частично —  региональный проект «Кочевая школа». В 2017 году в структуре Центров Сеяхинской школы-социального парка произведены изменения, а именно, Этноцентр преобразован в  более масштабный и современный проект  — Этнопарк. В который составной частью вошли этнографические структуры, проекты и программы различной направленности:

  • «Мэбетако» — центр национальных видов спорта,
  • Интерактивный историко-краеведческий музей в чуме,
  • «Мастерская умельца» — центр декоративно-прикладного творчества,
  • анимационная детская студия «70 параллель»,
  • театр детской этномоды «Мир Севера»,
  • этнографический театр в рамках школьного фестиваля «Читай, город!», который ежегодно проводится интернатским государством «Держава».

В образовательной модели этнопарка «Мэненако я» представлены составные части (отделения), в которых сочетаются традиционные ремесла различных народов России, таких как ткачество, гончарное искусство, резьба по дереву и кости, вышивка, бисероплетение, с современными технологиями анимации, иллюстрирующие самобытность народов Севера.

К сентябрю 2017 года педагогами школы-интерната, задействованными в рамках проекта, были подготовлены программы кружков, составлены списки обучающихся желающих посещать данные кружки.

Творческой группой педагогов разработан  дизайн символики  этнопарка «Мэненако я». По туристическому маршруту движения в этнопарке выставлены опознавательные знаки в виде шествующих человечков.  Каждый человек может пройти по маршруту с образовательной экскурсией и познакомиться с образовательными условиями школьников, побывать на занятиях и мастер-классах, а также  познакомиться с культурой и образом жизни коренных народов севера.

«В сентябре 2017 года на родительском собрании мы узнали о том, что в школе организован этнопарк. Конечно, было любопытно узнать, как может в нашем селе работать этнопарк и чем он будет полезен нашим детям. В нашей школе и селе много различных творческих объединений, которые развивают у детей музыкальные, вокальные и художественные возможности, но большинство кружков зависят от энтузиазма людей, ведущих эти кружки. А этнопарк, как оказалось имеет, не только талантливых педагогов, но и современное оборудование, разнообразные  материалы, которые привлекают в кружки детей. 

В школе я частый гость, могу сказать, что в выставочных павильонах за текущий год прибавилось множество новых поделок (вырезанных из кости, дерева, созданных из бисера и кожи, сшитых из меха и ткани, слепленных из глины и гипса). В стеклянных витринах периодически меняются экспонаты, которые дети с большим удовольствием рассматривают. А в мае 2018 года на родительском собрании для родителей села Сеяха был организован концерт, в котором особенно выделялось выступление девочек Театра этномоды в авторских платьях или сшитых их одноклассницами. Это было очень торжественно, красочно! Удивительно, как красивы были придуманные платья и костюмы! Как необычно сочетались в нарядах современный покрой и традиционные ненецкие узоры и украшения! Видно было, что девочки очень гордились тем, что выступают в роли моделей и представляют подобные  национальные наряды. 

Мне кажется, что такие кружки нужно пропагандировать и поддерживать их работу, т.к. они развивают не только творчество, но и дают детям практические навыки и умение делать вещи собственными руками, а это значит, что дети, встав взрослыми, смогут найти себе занятие по душе»

 Яптик Александра Анихасововна, родительница, с.Сеяха

Центральное звено образовательного этнопарка «Мэненако я» – хорошо оборудованный пришкольный чум. Школьный этнопедагогический чум работает по программе этнокультурного воспитания «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя». Данная программа даёт возможность воспитанникам школы-интерната шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у детей патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края. В чуме проводятся занятия, мероприятия, развивающие у детей патриотические и гражданственные позиции.

    

Дополнительная программа внеурочной деятельности «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя»

В рамках проекта «Образовательный этнопарк «Мэненако я» как компонент структуры Школы-социального парка» были проведены мероприятия: беседа об  особенностях рукотворного мира коренных жителей  Ямала, в которой затрагивались следующие вопросы  — Культура. Быт. Традиционный костюм народов Крайнего Севера. В основном чум посещают дети с 1 по 4 классы, но учащиеся старших классов интернатского государства «Держава»,  как и прежде, шефствуют над чумом (ухаживают за внешним видом и за оборудованием чума). В декабре в рамках подготовки снежного оформления к новому году возле чума была оформлена выставка снежных фигур в национальном  стиле.

Для занятий центра декоративно-прикладного творчества «Мастерская умельца» задействованы  мастерские различной направленности (резьба по кости, дереву, вышивка лентами и мулине, экоподелки, национальная вышивка, хуожественная керамика, бисероплетение, ткачество).

      

      

Мастерские  работают каждая в определенный  час, в разные дни недели, учащиеся  с  со 1 по 11 класс по собственному желанию, посещают занятия в нескольких мастерских.

Программа «Резьба по дереву»

Фотоотчет

Программа «Резьба по кости»

Фотоотчет

Программа «Мастерская умельца»

          

На основе  кружка «Мастерица» в школе-интернате создан театр детской этномоды «Мир Севера». В ходе занятий дети не только учатся шить одежду, но и создают одежду в этностиле с использованием вышивки бисером, мехом, кожей, а впоследствии планируют показывать свои коллекции на общешкольных или сельских мероприятиях.

«В этом году мы приехали на праздник дня оленевода и побывали на родительском собрании в школе 19.04.2018 года. В начале собрания был показан концерт, где наши детки выступали с разными номерами. Особенно понравился показ одежды с национальными узорами, изготовленной на кружке «Этномода». Девочки с детства в тундре учатся у мам навыкам шитья, умению украшать верхнюю одежду. А в школе-интернате они научились во внеурочное время украшать орнаментом повседневную одежду, шить современные модели, костюмы. Этому их обучает учитель Белова Светлана Петровна. Это очень красиво смотрится. Думаем, что это им пригодится в жизни, ведь мы хотим, чтобы наши дети сохраняли свои традиции, свою культуру. Самим детям заниматься такой деятельностью очень нравится.  Желаем им и дальше развиваться, учиться новому, создавать прекрасные модели».

Окотэтто Яна Папаковна, Сеяхинская тундра

Программа «Театр детской этномоды»

Фотоотчет

В структуре этнопарка —  Центр национальных видов спорта «Мэбетако», учащиеся через участие в соревнованиях по национальным  видам спорта развивают навыки, необходимые для жизни и работы в тундре.

     

22 ноября 2017 года в спортивном зале школы интерната прошло первенство школы по национальному виду спорта — перетягиванию палки, которое организовали и провели учителя физической культуры  Бочаров Е.В., Окотэтто И.И., Хабибуллин Р.Н..  Победители и призеры в каждой возрастной группе были награждены грамотами. Впервые в истории школы-интерната были проведены соревнования по перетягиванию палки среди девочек 5-6 классов и девушек 7-11 классов.

Анимационная студия «70 параллель» — новое направление работы Школы-социального парка.

Для  функционирования студии было необходимо оборудование. В 2017 г. на средства спонсоров ОАО «Ямал — СПГ» обновлена материально-техническая база, приобретено оборудование для функционирования нанолабораторий по физике, химии и пр.,  кружков  «Основы робототехники», «Легоробототехника»,  в том числе анимационной детской студии «70 параллель», в рамках которой обучающиеся учатся работать в компьютерных программах Macromedia Flash MX, Autodesk 3D Max, Coral Draw, Adobe. Ребятами создан сценарий мультфильма «Буква Й» (при участии детей кружка НОУ «Эрудит. Мир Севера», руководитель учитель родного языка и литературы Вануйто А.Х.), осуществлена верстка первых кадров мультфильма, полный выпуск запланирован на апрель 2018 году.

      

Мультфильм студии «Азбука Арктики»

В рамках Этнопарка прошли Дни Армении, на мероприятиях дети узнали не только о традициях и кухне народа, но и изготовили национальные костюмы для кукол. Руководитель кружков «Театр детской этномоды «Мир Севера»» и «Мастерская умельца» Белова С.П. организовала мастер-класс для педагогов школы-интерната

                    

Также в рамках образовательного этнопарка были организованы школьные выставки работ, изготовленных учащимися работающими в кружках Этнопарка. Данные работы участвовали в XIV районной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества воспитанников интерната общеобразовательных организаций, посвященной 100-летию со дня рождения Ивана Григорьевича Истомина и заняли призовые еста (участники -13 ч. победители и призеры 10ч.), в районном конкурсе «Я люблю Ямал» (участники – 8 ч. победители и призеры -5ч.), окружном конкурсе «Гостеприимный Ямал» (участников 20 ч.- 1 место- 2ч, 2 место-2ч., 3 место-3ч.). Команда обучающихся, в рамках Этнопарка, принимает участие в окружных интерактивных играх, направленных на формирование толерантного отношения к культуре народов, «Россия – наш общий дом!»

Работы обучающихся, часть 1

Работы обучающихся, часть 2

Работы обучающихся, часть 3

Работы обучающихся, часть 4

Работы обучающихся, часть 5

Работы обучающихся, часть 6